Научная статья на тему 'Основные тенденции и перспективы развития нормативно-правового регулирования сферы общего образования России'

Основные тенденции и перспективы развития нормативно-правового регулирования сферы общего образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2342
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование / тенденции развития / инклюзивное образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дик Максим Александрович

в данной статье рассматриваются основные тенденции и перспективы развития в сфере общего образования РФ в рамках гражданско-правового регулирования. Автор приходит к выводу, что потребности социального развития привели к росту значимости образовательных отношений, который повлек за собой ряд изменений в области правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и перспективы развития нормативно-правового регулирования сферы общего образования России»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИИ Дик М.А.

Дик Максим Александрович - проректор, факультет подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура), Иркутский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные тенденции и перспективы развития в сфере общего образования РФ в рамках гражданско-правового регулирования. Автор приходит к выводу, что потребности социального развития привели к росту значимости образовательных отношений, который повлек за собой ряд изменений в области правового регулирования. Ключевые слова: правовое регулирование, тенденции развития, инклюзивное образование.

Образование на сегодняшний день имеет первостепенное значение в рамках развития общества и государства. Его состояние, тенденции, а также перспективы развития определяются образовательным законодательством, которое, начиная с этапа советского образования, претерпело ряд значительных изменений, связанных с социальными процессами демократизации, формированием рыночной экономики, интеграцией образовательного пространства. Правовое регулирование образовательной сферы имеет особое значение, так как оно способствует установлению государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в образовательной сфере. Благодаря гражданско-правовому регулированию создаются условия развития системы образования, осуществляется защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Специфика образовательных правоотношений, а также методы регулирования их были предметом научных дискуссий, начиная с советского периода развития российского государства, и отличались существованием одновременно нескольких конкурирующих подходов. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой отношения в сфере образования являются базовым объектом административно-правового регулирования. В то же время ряд работ таких советских ученых как Г.А. Дорохов, С.С. Алексеев и др. послужили основой научной традиции изучения правоотношений обучения и воспитания, как отдельного вида правоотношений, регулируемых правом, а также форм и способов их законодательной регламентации.

Нормативно-правовое регулирование в сфере образования отражено в правовых актах различной юридической силы. В соответствии с международными актами право на образование в Российской Федерации закрепляется в статье 27 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Основное образование обязательно» [1, с. 9]. Данное право граждан подтверждается в 43 статье Конституции РФ, согласно которой «гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно» [2, www]. Таким образом, согласно Конституции Российской Федерации право на образование провозглашается как одно из важнейших конституционных прав гражданина. В содержание данного права входят следующие правомочия: право на дошкольное образование; право на основное общее образование; право на

среднее профессиональное образование; право на высшее образование; основное общее образование для всех граждан является обязательным.

Ввиду того, что в настоящее время деятельность Российской Федерации в сфере образования относится к наиболее приоритетным направлениям государственной политики, то для реализации и подробной регламентации ее в области образования был принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3], осуществляющий комплексную регуляцию образовательных отношений. Данный закон направлен на разъяснение правового положения организаций, осуществляющих образовательную деятельность; также в данном документе закреплены новые организационно-правовые формы образовательных организаций и их типы.

Полноценная модернизация образовательной системы требует обеспечение ее на законодательном уровне в соответствии с ожиданиями и потребностями социума. В связи с этим особую актуальность приобретает систематизация образовательного законодательства, предваряют которую целенаправленные исследования ряда аспектов правового регулирования образовательных отношений.

Согласно Концепции развития образования до 2020 года [4] основой развития системы образования является проектная деятельности, в частности, такие ее принципы как открытость образования ко внешним запросам, использование проектных методов, выявление и поддержка лидерского потенциала, ресурсная поддержка, а также комплексный характер принимаемых решений.

Основными тенденциями развития системы основного общего образования становятся индивидуализация, ориентация на практические навыки и фундаментальные умения, а также расширение сферы дополнительного образования.

Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям

инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:

• обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

• обеспечение компетентностного подхода;

• развитие вариабельности образовательных программ;

• обновление системы и механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с целями инновационного развития;

• обеспечение роста заработной платы сотрудников образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда.

Вторая задача предполагает осуществление модернизации институтов образовательной системы как инструментов социального развития и включает:

• создание системы образовательных услуг для обеспечения раннего развития детей вне зависимости от таких факторов как место проживания, социальное положение, состояние здоровья;

• формирование образовательной среды для обеспечения доступности образования и успешной социализации для детей с ограниченными возможностями здоровья;

• развитие системы поддержки одаренных детей;

• развитие инфраструктуры социальной мобильности учащихся.

Третья задача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Четвертая задача — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания.

Также важной тенденцией в сфере гражданско-правового регулирования сферы образования является приведение в действие единого механизма государственной итоговой аттестации школьников на всех уровнях системы образования. Нормативно-правовая база Основного государственного экзамена (ОГЭ) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России начала формироваться с 2007 года. На сегодняшний день базовыми нормативно-правовыми документами являются: Приказ Министерства просвещения России №190/1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе», Приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2017 г. № 1098 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году», а также документы, регламентирующие организацию и проведение экзамена, разработку, использование и хранение контрольных измерительных материалов.

Согласно тексту приказа Министерства просвещения России от 01.12.2018 года, основные изменения в отношении основного государственного экзамена включают: введение обязательной устной части по русскому и иностранным языкам, создание единых заданий по математике для всех учебных заведений и регионов Российской Федерации, а также введение обязательного видеонаблюдения в кабинетах, где проходят экзамены.

Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией по русскому языку и математике. Единый государственный экзамен проводится по 14 предметам, среди которых обязательными являются

математика и русский язык. ЕГЭ по математике проводится по двум уровням: базовый и профильный, согласно нормативной базе. Остальные предметы сдаются учащимися на добровольной основе.

Введение единой государственной аттестации направлено на формирование единого образовательного пространства РФ. Итоговая аттестация проводится с целью определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ.

Особое значение в сфере гражданско-правового регулирования общего образования в последние годы приобретает расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях и институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных образованиях. Базовые нормативные документы по правовому регулированию инклюзивного образования в Российской Федерации были приняты в 2012 году. Это Федеральная программа «Доступная среда», рассчитанная на 2011 - 2020 годы и Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [5, с. 18]. Данные нормативные акты способствовали появлению значительных изменений, расширяющих возможности инклюзивного обучения.

Несмотря на то, что в Российской Федерации на законодательном уровне отсутствуют какие-либо ограничения и препятствия для получения образования инвалидами, на практике возникает достаточно широкий перечень социальных проблем, которые требуют отдельного изучения. В связи с этим, в 2018 году Министерством просвещения РФ были сформированы дополнительные правовые акты, направленные на обеспечение доступности образовательных услуг для инвалидов (проведение государственной итоговой аттестации в облегченной форме,

адаптация образовательной среды - пространства школы, инклюзивное образование).

Основная задача федерального проекта «Доступная среда на 2011 - 2020 годы» - создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для реализации вышеуказанного проекта в образовательных учреждениях основного образования ведутся работы, направленные на обеспечение архитектурной доступности пространства школы. Кроме того, ведется целенаправленное оснащение образовательных организаций специальным реабилитационным и компьютерным оборудованием, которое позволяет организовать и осуществить коррекционную работу с детьми-инвалидами с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, на основе реализации данных мер государство реализует регулятивную функцию в области образования, тем самым определяя политику в сфере социальной защиты детей с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, формируя основные законы и подзаконные акты в этой сфере. Общий анализ федерального законодательства, регулирующего инклюзивное образование, позволяет сказать, что оно не противоречит международным нормам и устанавливает достаточно прогрессивные правовые основы для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья, как общего, так и специального образования. Существует обширная нормативно-правовая база, как международного, так и национального уровня, регулирующая право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Не менее важным в сфере правового регулирования общего образования является предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку. Сегодня наблюдается очевидная тенденция роста требований к уровню подготовки учащихся, выпускающихся из образовательных учреждений, что делает проблему

совершенствования образовательного процесса достаточно актуальной. Наиболее эффективным решением данной проблемы является организация содержания основного общего и среднего образования на основе профильной дифференциации и индивидуального подхода, которые позволяют наиболее полно учитывать способности, интересы и возможности обучающихся, а также формируют социально активную и творческую личность гражданина, требующуюся современному обществу и государству. Кроме того, необходимо учитывать, что профильная подготовка учащихся позволяет учитывать их интересы, способности и склонности каждого ученика, а также формировать условия обучения старшеклассников в соответствии с будущей профессиональной деятельностью [1, с. 24].

Согласно действующему приказу Министерства науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», профильное обучение представляет собой организацию образовательной деятельности по образовательным программам среднего общего образования, которая основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы образовательной организации [6, с. 7]. Заметим, что профиль образования в данном случае предполагает ориентацию программы образования на конкретные области знания, определяя ее предметное и тематическое содержание, основные виды учебной деятельности школьников и требования к результатам освоения образовательной программы.

В соответствии с Концепцией профильного обучения [7, с. 3] на старшей ступени общего образования, данное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником

индивидуальной образовательной траектории. Сегодня более 70% Российских школ активно применяют программы по профильному обучению, что говорит о происходящих позитивных изменениях в системе образования.

На сегодняшний день, наиболее актуальной задачей современного образования, согласно рассматриваемой Концепции профильного обучения является предоставление равного доступа к получению полноценного образования разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями, потребностями и интересами.

Таким образом, следует отметить, что сегодня потребности социального развития привели к росту значимости образовательных отношений, который повлек за собой ряд изменений в области правового регулирования. На данный момент нельзя утверждать, что образовательная отрасль права полностью сформирована, однако большое количество правовых актов и связей между ними свидетельствует об активном ее развитии.

Список литературы

1. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)/ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.03.2019).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 2011. № 9. Ст. 1255.

5. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 01.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 07.12.2015. № 49. Ст. 6987.

6. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

7. Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.