Научная статья на тему 'Современное правовое регулирование инклюзивного образования'

Современное правовое регулирование инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1631
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МЕТОДИКА РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякинина С. Б.

Вот уже два года в России действует новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6] (далее Закон), впервые определивший правовые основы инклюзивного образования. Эта новелла вызвала множество вопросов, связанных с ее реализацией на практике. Негативная критика инклюзии связана, прежде всего, с сокращением коррекционных образовательных организаций и бездумной инклюзией «ради инклюзии». Несмотря на то, что двухлетний срок недостаточен для выявления каких-либо закономерных выводов, можно сказать о некоторых промежуточных достижениях в области инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное правовое регулирование инклюзивного образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 2410-6070

что действующее законодательство содержит множество дискуссионных моментов не только в части правовой регламентации защиты прав пациентов, но и при осуществлении профессиональной деятельности медицинскими организациями.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: [в ред. от 05.04.2014] // Российская газета. - 1993. - № 7.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: [в ред. от 10.10.2015] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Саранцев К.А. Медицинский риск как разновидность обоснованного риска и особенности его оценки при расследовании преступно-ненадлежащего оказания медицинской помощи / К.А. Саранцев // Российский следователь. - 2013. - № 3. - С. 10 - 12.

4. Флоря В.Н. Врачебная ошибка с тяжкими последствиями и ее юридическая квалификация (сравнительно-правовой анализ) / В.Н. Флоря // Медицинское право. - 2014. - № 6. - С. 44 - 47.

5. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ: [в ред. от 01.01.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 49. - Ст. 6422

6. Акулина Т.И. Правовой статус медицинского работника как специального субъекта трудового права / Т.И. Акулина // Закон. - 2012. - № 4. - С. 163 - 170.

7. О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»): постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 [ред. от 15.04.2013] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 17. - Ст. 1965.

8. Камалиева Л.А. Медицинские услуги, опасные для жизни и здоровья потребителей / Л.А. Камалиева // Российская юстиция. - 2010. - № 5. - С. 65 - 67.

9. Апелляционное определение Омского областного суда от 14 января 2015 г. // СПС «Консультант Плюс».

10. Апелляционное определение Тюменского областного суда от 19 марта 2012 г. // СПС «Консультант Плюс».

11. Гландин С.В. Анализ современной судебной практики по делам в отношении частных клиник: практический подход в свете выявления правовых рисков / С.В. Гландин // Медицинское право. - 2013. - № 6. - С. 36 - 40.

12. Апелляционное определение Московского городского суда от 16 декабря 2014 г. // СПС «Консультант Плюс».

13. Решение Набережночелнинского городского суда от 29 мая 2014 г. // СПС «Консультант Плюс».

14. Решение Набережночелнинского городского суда от 14 мая 2014 г. // СПС «Консультант Плюс».

15.Хасанов Ф.З. Уголовная ответственность за обращение фальсифицированных лекарственных средств / Ф.З. Хасанов // Медицинское право. - 2015. - № 1. - С. 49 - 51.

© Мусабирова Д.А., Миннуллина Ф.Ф., 2015

УДК 34

С.Б. Мякинина

К.с.н., доцент

Институт социально-гуманитарного образования Московского Педагогического Государственного Университета, г. Москва, РФ

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Вот уже два года в России действует новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6] (далее Закон), впервые определивший правовые основы инклюзивного образования. Эта

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

новелла вызвала множество вопросов, связанных с ее реализацией на практике. Негативная критика инклюзии связана, прежде всего, с сокращением коррекционных образовательных организаций и бездумной инклюзией «ради инклюзии». Несмотря на то, что двухлетний срок недостаточен для выявления каких-либо закономерных выводов, можно сказать о некоторых промежуточных достижениях в области инклюзивного образования.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, коррекционное образование, доступность образования, коррекционные образовательные организации, интеграция, повышение квалификации, профессиональная подготовка,

общественное мнение, методика работы.

Инклюзивное образование имеет множество положительных моментов, во-первых, дает возможность исключить любую дискриминацию детей с ограниченными возможностями, и, как следствие, успешнее им адаптироваться к взрослой жизни, во-вторых, воспитывает в других детях толерантность к своим «другим» сверстникам. Инклюзивное образование повышает реализацию принципа доступности и качества образования для детей с особыми нуждами. Есть и еще одна положительная черта, для государства -возможность сократить коррекционные образовательные учреждения, и, соответственно, уменьшить бюджетные расходы на них.

Отрицательные стороны новеллы связывались с его суженным толкованием: в понимании правоприменителей инклюзивное образование рассматривалось в том смысле, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны получать образование совместно с обычными детьми в одних и тех же классах. Способствовало такой позиции и указание Закона на то, что специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации (п. 1 ч. 5 ст. 108 Закона). Однако рассмотренное толкование и применение данного понятия не являются верными.[3]

Согласно ч. 4 ст. 79 Закона образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование), так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, не устанавливается обязательность совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных лиц.

В то же время Закон не содержит положений, предусматривающих ликвидацию специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Часть 5 ст. 79 при этом предусматривает создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [5].

Данную норму Закона поддерживает и разъясняет Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 N ИР -535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"[8], где указано следующее. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Согласно ч. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

В соответствии с ч. 3 ст. 79 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

И лишь только ч 4 ст. 79 определяет, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Несмотря на эти положения ст. 79, инклюзивное образование было истолковано только в смысле его немедленной организации совместно с другими обучающимися.

Поэтому, как отмечается в вышеназванном Письме Минобрнауки, в последние несколько лет в субъектах Российской Федерации произошло сокращение на 5 процентов СКОУ при одновременном росте на 2 процента количества обучающихся, воспитывающихся в них детей (по состоянию на начало 2009/2010 учебного года в России функционировало 1 804 СКОУ, в которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, в 2012/2013 учебном году соответственно: 1 7 08 - 211 тыс. детей). В большинстве субъектов Российской Федерации прекращена образовательная деятельность от 1 до 3 СКОУ, в Хабаровском крае - 4, Калининградской области - 5, Ивановской области -6, Красноярском крае - 7, Тверской области - 8, Пермском крае - 9, Свердловской области - 10, Краснодарском крае - 14, Новгородской области - 18.

В этой связи Департамент обратил внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, на то, что инклюзивное (интегрированное) образование детей-инвалидов не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер - инклюзия (интеграция) ради инклюзии (интеграции).

Позднее было принято Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 N ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования"[8]. Минобрнауки России неоднократно указывало на то, что развитие инклюзивного образования не противоречит существующей системе специальных (коррекционных) образовательных организаций и не означает отказа от нее и данную позицию рекомендует к реализации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Кроме того, в рамках исполнения пункта 4 "а" раздела 1 протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации от 24 июля 2014 г. N 7 в настоящее время совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Рособрнадзором прорабатывается вопрос о принятии дополнительных мер по прекращению практики закрытия указанных образовательных организаций.

В настоящее время заканчивается работа по разработке проектов ФГОС и механизмов их внедрения, разработчиками которых являются ФГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена" и ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет".

ФГОС является единым для каждой категории обучающихся с ОВЗ и вместе с тем предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Концепция ФГОС предполагает разработку четырех вариантов образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Другая проблема - профессиональная подготовка учителей, работающих в средних школах, не позволяет им работать с детьми с ограниченными возможностями из-за отсутствия профессиональных компетенций. Выход здесь - повышение квалификации, дополнительное обучение, обмен опытом, стажировки. Что должно быть предусмотрено как на законодательном, так и на локальном уровне.

На данный момент вопрос решается только для уровня дошкольного образования. Существует Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"[8] п. 3.2.6. которого определяет, что в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Следует согласиться с предложениями К.Ю. Лавренца о необходимости нормативно-правового и финансового обеспечения учебных заведений, входящих в инклюзивную систему образования, оказания помощи общеобразовательным учреждениям в области реализации технологии формирования интегрированного обучения. Также, отмечает К.Ю. Лавренец, необходимо создавать экспериментальные площадки интегрированного (инклюзивного) образования, в том числе дистанционного образования детей с ограниченными возможностями. [4]

В соответствии с Комментариями к разделу III пункта 3.2.6 подпункта 1 полномочия по финансовому обеспечению создания в организации условий для дополнительного профессионального образования педагогических работников (часть 2 статьи 99 Закона) относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации. Необходимые средства должны быть доведены до организации (государственной, муниципальной или частной) в составе норматива затрат, либо заложены в смету казенного учреждения. При этом, объем финансового обеспечения образования педагогических работников должен обеспечивать возможности для организации как по созданию необходимых условий в самой организации (в том числе, оплата замещения временно отсутствующего работника), так и для направления работников на обучение (оплата обучения, командировочные расходы).

В декабре 2012 года вышло Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»[8].

Письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 N 01-50-174/07-1968 "О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья"[8] обязало образовательные организации создавать специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями как лицензионные требования. В Письме также указано, что лицу с ограниченными возможностями здоровья не может быть отказано в приеме на основании того, что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования, а также инвалиду не может быть отказано в приеме на обучение основании того, что в индивидуальной программе реабилитации не указаны конкретные учебные заведения или конкретные специальности (направления подготовки).

Что касается итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то согласно Письму Минобрнауки России от 09.04.2014 N НТ-392/07 "Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"[8] каких-либо ограничений и специфики для «особых» выпускников не предусмотрено. Исключение составляют проходящие обучение на дому, для них ПМПК в своем заключении должна рекомендовать форму итоговой аттестации.

Что касается практической реализации проблемы инклюзивного образования, то ее промежуточные итоги можно подвести по результатам Международной конференции «Проблемы и перспективы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

инклюзивного образования», которая состоялась 28 мая 2015 года в Москве.[7] Результаты конференции можно посмотреть на сайте, в рамках данной статьи необходимо отметить следующее.

1. Инфраструктура учебного заведения не соответствует в большинстве своем предъявляемым к инклюзиву требованиям.

2. Необходимо формировать благоприятное общественное мнение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

3. Сами учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в ряде случаев положительно относятся к инклюзивному образованию.

4. Необходимо обучение педагогических работников методикам работы с обучающимися с ограниченными возможностями.

К сожалению практически невозможно восстановить ликвидированные коррекционные учебные организации, поэтому, считаем целесообразным усложнить порядок ликвидации таких организаций и их реорганизацию в форме слияния с другими организациями.

Не ограничиваясь только лишь подзаконными нормативными актами, должна быть разработана концепция инклюзивного образования.

Должно проводиться обучение учителей по обретению компетенций в работе с детьми-инвалидами и контроль за таким обучением.

Как бы то ни было - любая инновация это большой риск. Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и удачном применении новых подходов к обучению подрастающего поколения. Любые нововведения должны соответствовать требованиям современного общества. Востребована ли инклюзия в нашей стране? Готовы ли мы к ее повсеместному внедрению?

Например, в Швеции шла гигантская социально-педагогическая работа по проработке и освоению учителями, родителями, всем населением интеграции.[1] И только по прошествии 20 лет(!) инклюзию узаконили.

Во Франции государство обеспечивает создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде, включая финансирование приобретение необходимых технических средств и оплату работы специалистов (помощников учителя в школьном сопровождении для индивидуальной и коллективной интеграции). Кроме того, существуют государственные ресурсные центры для сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в массовой школе. Подготовка педагогов для инклюзивного образования реализуется в университетах. [2]

В Дании родители имеют право обучать ребенка там, где они проживают. Реализуется это право конкретным образовательным учреждением, которое должно создать все условия для такого ребенка. В муниципальных органах образования есть специалисты (психологи, логопеды, специальные педагоги и т.п.), которые направляются в конкретную школу для поддержки конкретных учащихся. В общеобразовательных школах обучаются как отдельные учащиеся с ОВЗ, так и группы таких детей. Таким образом, реализуется так называемый «дифференцированный подход» в инклюзивном образовании.[2]

Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения инвалидов в России должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности, включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями.

Развитие совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что подтверждается нормативной базой на федеральном уровне.

Список использованной литературы:

1. О. Винбалд Инклюзивное образование в Швеции http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_22_0_5501.pdf

2. Вольская О.В. , Флотская Н.Ю. , Буланова С.Ю. , Усова З.М. Модели реализации инклюзивного образования в современном мире//Педагогические науки №6 2014 г.

3. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (поглавный) (под ред. В.Е. Усанова) ("ЮРКОМПАНИ", 2013)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

4. Лавринец К. Ю. Инклюзивное образование: сущность, проблемы, перспективы развития.Научная библиотека Кибер Ленинка: http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-suschnost-problemy-perspektivy-razvitiya#ixzz3pPwRBpgm

5. Реализация Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". URL: http://273-фз.рф/voprosy_i_otvety/pravda-li-chto-novyy-zakon-ob-obrazovanii-predusmatrivaet-likvidaciyu-korrekcionnyh (дата обращения: 24.02.2014)

6. "Российская газета", N 303, 31.12.2012.

7. http://www.voginfo.ru/novosti/reportazhi/item/1174 -inclusive.html

8. СПС Консультант Плюс

© Мякинина С Б., 2015

УДК 159.9.072

Н.А. Нечитайло

студентка 3 курса факультета психологии ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Россия

[email protected]

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ ПРОДАВЦА КАК УСЛОВИИ УСПЕШНОСТИ ЕГО ТРУДА

Аннотация

В статье рассмотрены основные аспекты социального и эмоционального интеллекта. И их влияние на профессиональную компетентность работников торговли.

Ключевые слова

Торговля, продавец, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, общение, коммуникация.

Торговля - это наиболее востребованная отрасль на рынке труда. На сегодняшний день в ней занято более 11 млн. человек. Если продавец является профессионалом своего дела, то доля его вклада в товарооборот магазина может составлять до 15-20% от общих продаж. Отсюда следует вывод, что имея представления о психологическом портрете эффективного продавца, можно оптимизировать отбор работников для магазинов.

Успешный продавец в совершенстве владеет навыками невербальной коммуникации. Это необходимо на всех этапах продаж от установления контакта с покупателем и до завершения продажи, а также очень важно при работе с возражениями. Это касается отслеживания продавцом своих поз, жестов, мимики, характеристик голоса. А также касается умения, наблюдая за клиентом получить, максимум информации о нем. Он всегда учитывает, это по степени готовности к серьезной покупке. Актуальность темы исследования состоит в теоретическом обосновании возможности рассмотрения социального и эмоционального интеллекта как личностного ресурса эффективного продавца.

Литературные источники указывают на некоторую особенность терминологии: «интеллект» - термин, относящийся к познавательной сфере [2, с. 439].А определения «социальный» и «эмоциональный» к сфере чувств, эмоций, восприятия. Если учитывать факт появления терминов на стыке наук («социальный интеллект» появился как термин на стыке общей психологии и социологии), авторы статей согласны «с данной терминологией, приняв ее как условность, вполне допустимую при создании новых терминов.» Так что же означают термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект».

Ввел термин «социальный интеллект» Е. Торндайк в 1920 г. Под этим термином он понимал способность правильно понимать одним человеком других людей. В дальнейшем его идея нашла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.