Научная статья на тему 'Проблемы реализации конституционного права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации'

Проблемы реализации конституционного права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1894
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ГАРАНТИИ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрькина Любовь Петровна

В статье рассматриваются основные проблемы реализации инклюзивного образования, связанные с необходимостью создания в образовательной организации специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения описанных в статье проблем предложено осуществление комплекса мер, направленного на всестороннее развитие инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the main problems of realization of inclusive education due to the need to create special conditions for children with disabilities in educational organizations. To solve the problems described in the article, it is proposed to implement a set of measures aimed at comprehensive development of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации конституционного права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации»

ЭРЬКИНА Л. П.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы реализации инклюзивного образования, связанные с необходимостью создания в образовательной организации специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения описанных в статье проблем предложено осуществление комплекса мер, направленного на всестороннее развитие инклюзивного образования.

Ключевые слова: образование, право на образование, гарантии, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями.

ERKINA L. P.

PROBLEMS OF REALIZATION OF CONSTITUTIONAL RIGHT FOR EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article deals with the main problems of realization of inclusive education due to the need to create special conditions for children with disabilities in educational organizations. To solve the problems described in the article, it is proposed to implement a set of measures aimed at comprehensive development of inclusive education.

Keywords: education, right for education, guarantees, inclusive education, children with special education needs.

В связи с происходящими изменениями в экономической и социальной системе Российской Федерации, изучение системы образования имеет особое значение. Согласно ст. 43 Конституции РФ [3] каждый имеет право на образование. Следовательно, Конституция предоставляет равные гарантии на получение образования всем гражданам России, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ).

В течение длительного времени обучение детей с ОВЗ в России происходило в условиях изоляции от общества в коррекционных образовательных учреждениях и интернатах, что способствовало повышению социального неравенства людей. Но в последние годы усиливается процесс развития инклюзивного (франц. inclusif -включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) образования [5, с. 63].

Во многом это происходит под влиянием прогрессивных западных идей, предусматривающих обучение детей с ОВЗ не в отдельных специализированных

учреждениях, а в обычных общеобразовательных учреждениях, то есть это включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду с той помощью, которая ему необходима.

Предпосылкой к внедрению инклюзивного образования в мире явилась прошедшая под эгидой ЮНЕСКО 7-10 июня 1994 в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество. На конференции был принята декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [14, с. 28]. Согласно Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных образовательных учреждениях, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей» [10].

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также международными документами, такими как: Декларация прав ребенка (ООН, 1959), Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989), Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) и Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Во всех этих документах закреплено право каждого человека на образование без дискриминации его по каким-либо признакам.

Конституционные права на образование детей с ОВЗ отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [13]. В законе содержатся статьи (ст. 42, ст. 55, ст. 59, ст. 79) регулирующие специальные гарантии и особые условия получения образования лицами с ОВЗ и закрепляющие их право на получение образования с гарантируемой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощью.

Для создания в образовательной организации специальных условий обучения и воспитания необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), которая устанавливает статус «ребенок с ОВЗ», дает комплексную оценку состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует данный статус так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [13]. Следовательно, дети с ОВЗ - это не все дети, имеющие

2

медицинский диагноз, а только те, которые испытывают потребность в специальных условиях обучения.

В настоящее время действует утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [8] ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вступивший в силу 1 сентября 2016 года. Следовательно, в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ, образовательный процесс должен быть организован в соответствии с установленным для данной категории обучающихся ФГОС.

На прошедшем 20 июня 2017 г. заседании Совета Минобрнауки России по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов в Министерстве образования и науки РФ были затронуты вопросы по программе «Доступная среда» [6]. Указанная программа ориентирована на решение ряда проблем детской инвалидности, связанных с наличием препятствий, мешающих интеграции детей с ОВЗ в общество. В рамках данной программы в течение 5 лет создавались специальные условия для инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях. С 2016 года формат программы был скорректирован -теперь в качестве поддержки предоставляются субсидии на создание условий для реализации адаптированных программ преимущественно в коррекционных школах или школах, в которых есть коррекционные классы.

Несмотря на осуществляющуюся государственную политику в области развития инклюзивного образования и включения детей с ОВЗ в образовательный процесс, остается ряд организационных и материально-финансовых проблем, препятствующих реализаций конституционного права на образование детьми с ОВЗ.

Обозначим важнейшие из них:

1. Недостаточно квалифицированная подготовка педагогического состава;

2. Подготовка учащихся категории «норма» к факту общего обучения с детьми с ОВЗ;

3. Обеспечение безбарьерной среды;

4. Оснащение учебных помещений оборудованием для обеспечения доступности образовательного процесса;

5. Отсутствие психолого-медико-педагогического и социального сопровождения.

Рассмотрим указанные проблемы.

1. Недостаточно квалифицированная подготовка педагогического состава образовательной организации для обучения детей с ОВЗ.

Эффективность внедрения инклюзивного образования во многом зависит от специальной психолого-педагогической подготовки педагогических кадров. В связи с тем, что подготовка бакалавров и магистров в области инклюзивного образования началась достаточно недавно, ведется организация семинаров и курсов повышения квалификации на базах вузов для педагогов образовательных учреждений. Но существующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области инклюзивного образования недостаточна и не вполне качественна для последующей организации работы в инклюзивных классах. Проблемой здесь является то, что некоторые педагоги не готовы менять свой педагогический стиль и осваивать новые методы и приемы работы, так как считают, что этим должны заниматься более узкие специалисты: дефектологи, логопеды, специальные психологи.

Кроме того, при реализации инклюзивного образования педагогам образовательных учреждений нужна специализированная комплексная помощь со стороны тьюторов и специалистов в области коррекционной педагогики. Несмотря на то, что в настоящее время в России определены должностные обязанности тьютора общего образования и специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования», на практике чаще всего должность тьютора занимают специальные педагоги, логопеды, дефектологи, психологи и студенты профильных вузов.

2. Подготовка учащихся категории «норма» к факту общего обучения с детьми с ОВЗ.

Инклюзивное образование подразумевает под собой, что дети с ОВЗ будут получать образование вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. Но многие дети, в силу своего воспитания и окружения, не могут воспринимать ровесников с «особенностями» как полноценных членов общества. Изолированность детей с ОВЗ от общества привела к целому ряду социальных проблем, связанных, в первую очередь, с психолого-педагогической неготовностью детей категории «норма» адекватно взаимодействовать со сверстниками с ОВЗ. Это связано, в том числе, и с недостатком информации о детях с ОВЗ и их возможностях, что привело к развитию психологических «барьеров», стереотипов и предрассудков по отношению к особым детям в школьной среде.

Нормально развивающиеся дети, обучающиеся с детьми с ОВЗ, постепенно начинают осознавать, что у них много общего. В инклюзивных классах дружба между детьми категории «норма» и детьми с ОВЗ становится обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети с ОВЗ посещают школу неподалеку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы [4, с. 47].

3. Обеспечение безбарьерной среды для лиц с ОВЗ.

Доступная среда - одна из главных составляющих реализации инклюзивного образования. Обеспечение полноценного участия детей с ОВЗ в общественной жизни школы предусматривает создание специальных условий для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. И, несмотря на то, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» есть пункт, который дает право ребенку с ОВЗ пойти в школу по месту жительства, вероятность того, что это школа готова его принять очень мала. Самая распространенная проблема - это школьные здания старой постройки, архитектурная среда которых не удовлетворяет критерию доступности. В некоторых образовательных организациях предусмотрены пандусы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата или же звонки при входе в школу для предупреждения охраны. Но для того, чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи в школьном здании должен быть предусмотрен лифт или хотя бы подъемники на лестницах, но они встречаются очень редко. В то же время остаются без внимания лица, имеющие иные проблемы со здоровьем, для которых нужны другие меры, требующие определенных материальных затрат для создания надлежащих условий обучения [1, с. 262]. К примеру, для лиц с нарушением зрения крайне важно, чтобы ступени лестниц были покрашены в контрастные цвета и были оборудованы перилами, а названия классных кабинетов были бы написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов и продублированы шрифтом Брайля.

4. Оснащение учебных помещений оборудованием для обеспечения доступности образовательного процесса.

Для полноценного и качественного образования детей с ОВЗ для каждой категории необходимы различные современные технические средства обучения, специализированное оборудование, комнаты для коррекционных занятий и т. д. Все перечисленное является достаточно затратным с точки зрения финансов, но во многих образовательных учреждениях отсутствуют даже простые и универсальные средства обучения детей с ОВЗ, такие как развивающие комплексы и тренажеры, акустические и информационные системы, специальные учебные пособия и письменные принадлежности, интерактивная компьютерная доска с проектором и т. п.

5. Отсутствие психолого-медико-педагогического и социального сопровождения.

Эффективность инклюзивного образования зависит не только от возможностей и

желания ребенка, но также и от наличия на всех этапах обучения квалифицированного, постоянного и целенаправленного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения. Это сопровождение включает не только специальную коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, но обязательно и работу с администрацией

образовательного учреждения, педагогическим и детским коллективом, родителями. Недостаток финансирования приводит к проблемам обеспечения полноценного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей с ОВЗ в образовательном учреждении, так как оно требует взаимодействия нескольких квалифицированных специалистов различного профиля (психологов, социальных педагогов, логопедов, специалистов-дефектологов и т. д.), необходимых при осуществлении инклюзивного образования.

Инклюзивное образование - новый способ обучения, дающий шанс каждому ребенку с ОВЗ получить качественное образование, адаптированное под его возможности и потребности. Но при включении инклюзивного образования в систему образования Российской Федерации образуется ряд проблем, препятствующих реализаций конституционного права на образование детей с ОВЗ. Это проблемы: недостаточной квалифицированной подготовки педагогического состава; подготовки учащихся категории «норма» к факту общего обучения с детьми с ОВЗ; обеспечения безбарьерной среды; оснащения учебных помещений оборудованием для обеспечения доступности образовательного процесса; отсутствия психолого-медико-педагогического и социального сопровождения. Для решения данных проблем инклюзивного образования необходимо осуществление комплекса мер, направленного на всестороннее развитие инклюзивного образования. В частности, это развитие педагогического потенциала и повышение уровня специальной подготовки кадров, развитие инфраструктурно-материальных условий и распространение в обществе знаний о лицах с ОВЗ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов В. А., Приженникова А. Н. Актуальные вопросы организационно-правового характера инклюзивного образования в российской федерации // Образование и право. - 2017. - № 9. - С. 261-268.

2. Голодок Д. А., Алексеева М. С. Противоречия в инклюзивном образовании детей с ОВЗ в правовом государстве // Инновационная наука. - 2016. - № 11-2. - С. 166-168.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.

4. Мухамадиярова Г. Ф., Усманова С. Г. Инклюзивное образование: содержание и практика // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1. - С. 45-47.

5. Пирбудагова Д. Ш., Керамова С. Н. Реализация права на образование детьми с ограниченными возможностями здоровья: конституционно-правовой аспект // Юридический вестник ДГУ. - 2016. - № 3. - С. 61-65.

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 г. № 1297 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420319730.

7. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи: Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской федерации. -Режим доступа: ^1рз://минобрнауки.рф/документы/7619.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской федерации. - Режим доступа: https://минобрнауки .рф/документы/ 5132.

9. Репина И. Б., Немцова В. В. Особенности нормативно-правового обеспечения обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в российской федерации // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей международной науч.-практ. конф.: в 4 ч. - Уфа, 2017. - Ч.2 - С. 171-173.

10. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [Электронный ресурс] // NotaBene. -Режим доступа: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html.

11. Старовойт Н. В., Антонова О. В. Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. - 2017. - № 21. -С. 450-452.

12. Сулейманова Е. Е. Инклюзивное образование в России: проблемы на современном этапе развития // Инновационное обеспечение уровневого образования студентов в высших учебных заведениях. - 2017. - №1. - С. 109-113.

13. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

14. Шаповалова В. С. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Синергия. - 2016. -№ 5. - С. 26-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.