Научная статья на тему 'Основные темы и идеи в произведениях М. Успенского'

Основные темы и идеи в произведениях М. Успенского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1557
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. УСПЕНСКИЙ / ФОЛЬКЛОР / СОВРЕМЕННОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / M. USPENSKY / FOLKLORE / MODERNITY / LANGUAGE GAME / POST-MODERNISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Магаева Евгения Николаевна

В статье рассматриваются основные темы и идеи в творчестве М. Успенского. Особое внимание уделяется обращению М. Успенского к генетической памяти народа, к нравственным и культурным ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The major themes and ideas in the works of M. Uspensky

The article deals with the major themes and ideas in the works of M. Uspensky. The attention of M. Uspensky to genetic memory of the people, to the moral and cultural values is emphasised.

Текст научной работы на тему «Основные темы и идеи в произведениях М. Успенского»

Е. Н. Магаева. Основные темы и идеи в произведениях М. Успенского

УДК 1751

Е. Н. Магаева

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. УСПЕНСКОГО

В статье рассматриваются основные темы и идеи в творчестве М. Успенского. Особое внимание уделяется обращению М. Успенского к генетической памяти народа, к нравственным и культурным ценностям.

The article deals with the major themes and ideas in the works of M. Uspensky. The attention of M. Uspensky to genetic memory of the people, to the moral and cultural values?? is emphasised.

Ключевые слова: М. Успенский, фольклор, современность, языковая игра, постмодернизм.

Keywords: M. Uspensky, folklore, modernity, language game, post-modernism.

Мастерство писателя Михаила Успенского — это виртуозная эквилибристика, игра словами и смыслами. Он один из немногих в современной литературе, кто умеет наполнять иронический мир настоящей жизнью.

Обращение М. Успенского к генетической памяти народа является важным фактором, который обеспечивает писателю его популярность в читательских кругах, а также неослабевающее внимание со стороны критики.

Мифы, легенды, сказки выступают сюжетной и тематической базой для построения авторского повествования, которые доводят до читателей нравственные и культурные ценности.

Элементы сказок в романе М. Успенского обрели новое прочтение. Особое значение в воплощении авторских идей имеет скрытый смысл, который спрятан почти за каждой строкой произведений автора.

Сатирическое изображение событий раскрывает глубокие и сложные вопросы: отношения человека и власти, ценность семьи, проблемы двух поколений.

« — Мы уже ничего не решаем, — сказал Ироня.

— И Стремглав, мир его памяти, уже ничего бы не решал, уверяю вас. Вы заметили, сир, как грамотно эти ребята все организовали — от похорон до связи? И в Плезир, и в Столенград уже отправлены курьеры с соответствующими распоряжениями. Обе армии идут в Немчурию, усмиряя поднявших голову герцогов. Боюсь, что новые Тихон и Терентий скорее найдут общий язык с вашим наследником, сир, нежели с вами») [1].

М. Успенский комически обыгрывает сферу научных интересов исследователя В. Я. Проппа [2] —

© Магаева Е. Н., 2013

изучение фольклора. В его романах «в жертву» Проппу приносят не людей и животных, а увлекательные истории. Сниженным языком излагается одна из идей исследователя о повторяемости функций действующих лиц в русских сказках:

«— Только смотри, предупредил старец. — Пропп любит, чтобы все сказки были на один лад.

— Так, может, ему одно и то же излагать?

— Нет, так нельзя, не полагается.

— Так ведь и люди же не на один образец!

— Люди, кончено, разные, — и лицом, и статью, и возрастом. А вот скелеты у них примерно одинаковые. Так и тут. Мясо разное, а костяк схожий — понял? [3].

В «Чугунном всаднике» [4] абсурд приобретает черты городского гротеска. В портретах героев и описаниях быта страшного Заведения опознали себя отнюдь не только деятели века минувшего.

Не успев оттереть лица от воображаемой пороховой гари, Рогозулин бросился в самую гущу борьбы на фронтах идеологических. В посрамление английскому языку доказал, что тот является хорошо испорченным русским, и шекспировское "my sweat" — не что иное, как славянское ласковое «мой свет», а сам Шекспир — холоп Ивана Грозного, бежавший от прогрессивного царя в Альбион на самодельных крыльях с паровым приводом.

Искушение простого смертного нечистой силой (будь то дьявол или черт), приправленное обещаниями всех земных радостей с единственной целью — заполучить в когтистые лапы бессмертную душу, — вечный сюжет о борьбе тьмы и света, почерпнутый гениями мировой литературы из фольклорных кладовых. Когда-то «Фауст» Гете и более поздняя вариация «Доктор Фаустус» Томаса Манна взросли на почве народных легенд и представлений немецких бродячих комедиантов об одноименном герое и были подняты на уровень масштабной классической литературы.

Отголоски же народных преданий о рогатом и хвостатом искусителе легли в основу многих литературных сказок: «Снежная королева», «Пастушка и трубочист» Г. X. Андерсена, «Черт с тремя золотыми волосками» братьев Гримм, «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина.

И вот теперь перед нами новая «Солдатская сказка» Михаила Успенского [5], в основе которой противостояние «нечистого» и «служивого» обрастает подробностями современной российской действительности и превращается в целый ряд трагикомических ситуаций. Перерабатывая сюжет русской народной сказки из сборника А. Н. Афанасьева «Беглый солдат и черт» [6], Успенский создает драматическое произведение, написанное, по его собственному признанию, на-

Литературоведение

родным «раешным стихом» и сочетающее в себе всего по чуть-чуть: немного от народного «скоморошного» театра, немного от литературной сказки, немного от романтической баллады.

И все это смешение стилей — в обрамлении блестящего юмора и критического подтекста. Критического в смысле едкой политической сатиры — столь редкого явления в постсоветской русской литературе.

В романе «Там где нас нет» автором применены такие компиляции и лингвистические обороты, каких в России до Успенского никто не создавал.

Немудрящий богатырь Жихарь — «сироту всяк норовит обидеть» [7], его благородный товарищ принц Яр-Тур, пожилой аид Соломон Давидович, жареный петух Будимир — вот он, фантастический мир героев, через которых Успенский раскрывает в своей прозе основные идеи творчества.

«Богатырь прикинул. — Да меня, отец, всего-то две вещи и удивляют на всем белом свете. — И показал два пальца, чтобы мудрец не сбился со счета. — Первое — это почему на небе горят частые звездочки. А второе — отчего я такой добрый и терпеливый при моей-то тяжелой жизни? Другой бы на моем месте давно всех убил, один остался...

— Глумись, глумись над Категорическим Императивом, — сказал кудесник. — Доглумишься...» [8]

Следующий этап творчества Успенского — трилогия «Посмотри в глаза чудовищ», «Гиперборейская чума» и «Марш экклезиастов». Первые две книги написаны в соавторстве с Андреем Лазарчу-ком, третья — с Лазарчуком и Ириной Андронати.

Сюжет в романе «Посмотри в глаза чудовищ» [9] развивается нелинейно, с многочисленными хронологическими перебивками и интермедиями. Рассказ ведётся то от первого, то от третьего лица.

Здесь главный герой пытается спасти свою жену и сына. Он ищет для них живительное лекарство ксерион (философский камень). Поскольку главный герой романа пожелал спасти похищенного ребёнка у очень странных цыган, его семья была проклята.

В романе «Гиперборейская чума» [10] есть все, чем славен масскульт: и ритуальные убийства, и путешествия во времени, и красотка, владеющая восточными единоборствами. Однако все это неузнаваемо преображено — и что важно, не через пародию. «Гиперборейская чума» — это ментальный снимок нашего времени. В центре романа помещается любопытный феномен: розыскное бюро «Аргус», которое в известной мере калькирует детективное гнездо знаменитого Шерлока Холмса.

В «Марше экклезиастов» [11] авторы А. Ла-зарчук, М. Успенский и И. Андронати отвечают на многие вопросы, которые были оставлены без ответов в знаменитых романах «Посмотри в глаза чудовищ» и «Гиперборейская чума».

«Марш экклезиастов» — это многоплановый, захватывающий роман. В нем обычный житель Николай Степанович далеко не все знает о магической реальности, в которой ему приходится защищать грядущее благополучие Человечества. Он как бы заново изучает тайные законы реальной жизни.

О следующей книге Успенского «Невинная девушка с мешком золота» [12] говорили мало. Она прошла практически не замеченной на фоне остальной фантастически-юмористической литературы своего времени. На это были свои причины.

Неоправданно растянутый, по-успенски переплетенный постмодернистским центоном текст сохранил все неизбежные недостатки прозы автора. Однако были растеряны и некоторые достоинства. Произведение получилось смешным, но при этом оно по-настоящему не радовало читателя.

Роман «Белый хрен в конопляном поле» [13] не стал значительным шагом вперед, но помог автору восстановить прежние позиции. Это произведение вполне заслуженно получило «Стран-ника-2006» в номинации «Лучшее произведение юмористической фантастики за последние 5 лет».

Это история о двух драчливых принцах-близнецах, ищущих приключений на свои бесшабашные головы, их друге и выкормыше маленьком одиноком василиске, настоящей эльфийской любви, изложенная с присущим Успенскому чувством юмора, не оставляет равнодушным читателя.

В романе «Белый хрен в конопляном поле» М. Успенский «отсылает» читателя к двум составляющим своего писательского эксперимента: литературе (от древнего фольклора до современной словесности) и языку (языковая игра — его излюбленный прием).

В основе произведения М. Успенского лежит сюжет классического рыцарского романа.

В «Райской машине» [14] Михаил Успенский раскрывает тему «один в поле не воин» на современный лад.

Роман Мерлин, прожив несколько лет в тайге, в полном отрыве от мира, возвращается к людям — и не узнает ничего. Россия оккупирована международными силами ООН, все твердят об эвакуации, потому что вот-вот с Землей столкнется огромный астероид, а где-то в глубине Вселенной ждет Химэй. В нем места хватит для всех. Ведь Химэй — это древняя родина человечества, куда пора вернуться. Это и есть забытый Эдем.

Автор заставляет читателя задуматься над вопросами: а что потом? Что будет за этим? Что будет с народами, у которых из-под ног выбили почву? Неужели спасутся только те, кто уйдет в изоляцию, в тайгу, обратно в каменный век, как это сделал эвенкский художник, а ныне шаман и вождь Толя Чарчикан? Однозначного ответа автор не дает. А гротеск, присутствующий в романе, только усиливает атмосферу всеобщей тре-

О. П. Гусева. Поэт как центральная фигура романа Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы»

воги и растерянности. Тем не менее книгу можно назвать смешной, только этот смех горький, сквозь слезы, как в сатирах Гоголя и Салтыкова-Щедрина, традиции которых прямо продолжены в «Райской машине».

Идея и тема деления людей на второсортных раскрыта Успенским в его очередном писательском труде «Дефицит второго сорта» [14].

Как видно из этого произведения, непреходящая тема гонки за получением лучшего, но сейчас, чем идеальным, но потом, а также тема человеческой вездесущей жадности раскрыты автором в полной мере, глубоко и с юмором.

Через мифы, сказки, легенды, которые являются тематической и сюжетной базой для построения авторской речи, Успенский мастерски раскрывает непреходящие ценности добра и зла, славы и признания, семьи, жизни, извечные проблемы двух поколений, также любви и смерти:

«Ироня расхохотался.

— Над чем смеетесь, граф? — спросила принцесса Изора, уже воображавшая себя пиратской королевой.

— Над тем, дорогая, что из одной истории неизбежно вырастает другая, и так без конца, хотя все они об одном и том же...

— Странно, граф, но ведь все истории — разные!

— Нет, моя милая, все истории об одном и том же.

— Так о чем все-таки?!

— О любви и смерти, прекрасная Изора, о любви и смерти — о чем же еще?» [15].

Таким образом, хорошо известные сюжеты и символы преломляются и трансформируются в творчестве М. Успенского, он ищет новые принципы освоения литературных традиций. Эти принципы определяются авторским замыслом, индивидуальными особенностями автора, его личным опытом, а также объективными эстетическими запросами времени.

А основные темы и идеи в прозе Михаила Успенского с её скрытым смыслом и тонким чувством юмора действительно обращены к генетической памяти народа, к нравственным и культурным ценностям, что становится немаловажным фактором, обеспечивающим писателю популярность в читательских кругах и неослабевающее внимание критики.

Примечания

1. Успенский М. Белый хрен в конопляном поле. Невинная девушка с мешком золота. М.: Эксмо, 2009. С. 293.

2. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. URL: http://lib.ru/CULTURE/PROPP/ skazki.txt - Дата обращения 04.04.2013. Загл. с экрана.

3. Успенский М. Там, где нас нет. URL: http:// lib.ru/USPENSKIJM/where_nt.txt - Дата обращения 04.04.2013. - Загл. с зкрана.

4. Успенский М. Чугунный всадник. URL: http:// lib.ru/SCIFICT/ulitka-2.txt - Дата обращения 04.04.2013. - Загл. с экрана.

5. Успенский М. Солдатская сказка. URL.html -Дата обращения 04.04.2013. - Загл. с экрана.

6. Русские народные сказки в обработке А. Н. Афанасьева. Беглый солдат и черт. URL: http:// www.hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev94.php - Дата обращения 04.04.2013. - Загл. с экрана.

7. Успенский М. Там, где нас нет.

8. Там же.

9. Аазарчук А., Успенский М. Посмотри в глаза чудовищ. URL: http://www.loveread.ec/ read_book.php?id = 4721&p=1 - Дата обращения 04.04.2013. - Загл. с экрана.

10. Аазарчук А., Успенский М. Гиперборейская чума. URL: http://www.loveread.ec/

read_book.php?id = 4722&p=1 - Дата обращения 04.04.2013. - Загл. с экрана.

11. Андронати И., Аазарчук А., Успенский М. Марш экклезиастов. URL: http://www.libok.net/writer/ 13147/kniga/ 57572/ andronati_irina/ marsh_ekkleziastov/ read - Дата обращения 04.04.2013. - Загл. с экрана.

12. Успенский М. Белый хрен в конопляном поле. Невинная девушка с мешком золота.

13. Там же.

14. Успенский М. Райская машина. М.: Эксмо, 2009.

15. Успенский М. Дефицит второго сорта. URL: / /http://lib.ru/USPENSKIJM/rasskazy.txt - Дата обращения 04.04.2013. - Загл. с экрана.

16. Успенский М. Белый хрен в конопляном поле. Невинная девушка с мешком золота. С. 295.

УДК 882.09

О. П. Гусева

ПОЭТ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИГУРА

РОМАНА ДИНЫ РУБИНОЙ «НА СОЛНЕЧНОЙ СТОРОНЕ УЛИЦЫ»

В статье основное внимание сосредоточено на особенностях формирования Поэта в романе Дины Рубиной. Благодаря ярким образам главных героинь автор раскрывает идею о единстве творческого дара, берущего свое начало как от природы, так и от культуры. Специфика изображения центральных персонажей, «вызревание» их поэтической сущности и сложность взаимодействия позволяют говорить об особой значимости образа Поэта в романе «На солнечной стороне улицы».

The article is focused on the peculiarities of a Poet building in the novel of Dina Rubina. Thanks to sharp images of the main female characters the author reveals the idea of ??the creative genius unity, originating from both nature and culture. The specificity of central characters' representation, «maturing» of their poetical essence and complexity of their interactions demonstrate the special significance of the Poet's image in the novel «On the sunny side of the street.»

© Гусева О. П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.