Научная статья на тему 'Основные свойства международных образовательных услуг в Азербайджане'

Основные свойства международных образовательных услуг в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИМПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЧИСЛО ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / СТРУКТУРНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ / РЫНОК ТРУДА / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / IMPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / NUMBER OF FOREIGN STUDENTS / STRUCTURAL COEFFICIENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гюльалиев Майис Гюльали Оглы, Манафова Эсмер Курбан Кызы

В статье исследуется сущность и основные характеристики рынка образовательных услуг. Авторы выделили необходимые и основные методологические базы для оценки и развития импорта и экспорта образовательных услуг в Азербайджане. В статье анализируются основные факторы, воздействующие на кокурентоспособность рынка образовательных услуг, а также необходимые законодательные акты для развития рынка образовательных услуг в Азербайджане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic properties of international educational services in Azerbaijan

The article investigates essential characteristics and sense of educational services, i.e. educational import and export. The authors try to marks out essential methodological bases of educational services to evaluate and develop educational import and export in Azerbaijan. As well as the article analyzes essential factors influences to educational services’ competitiveness and essential laws and acts for development of educational services’ market in Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «Основные свойства международных образовательных услуг в Азербайджане»

Aksenov A.M.

ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF TEACHER TRAINING FOR RESIDENTIAL CARE

Relevance of the article is the need to address the issue at the state level of teacher training institutions for boarding. Most successfully dealing with training of orphans and children left without parental care, independent living, where their pedagogical support provided by experts with special training. The paper outlines the key areas of training and retraining of teachers. Keywords: orphans, skill, care, support for orphans.

УДК 33:37;371

Гюльалиев М., Манафова Э.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В статье исследуется сущность и основные характеристики рынка образовательных услуг. Авторы выделили необходимые и основные методологические базы для оценки и развития импорта и экспорта образовательных услуг в Азербайджане. В статье анализируются основные факторы, воздействующие на кокурентоспособность рынка образовательных услуг, а также необходимые законодательные акты для развития рынка образовательных услуг в Азербайджане.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, импорт образовательных услуг, экспорт образовательных услуг, число иностранных студентов, структурный коэффициент.

Введение:

С углублением глобализации, международное сотрудничество в сфере образовательных услуг также расширяется. Экспорт и импорт образовательных услуг превращается в одну из важных сфер в системе внешнеэкономических связей. Мировой рынок образовательных услуг очень быстро развивается. За последние годы его стоимость составила 100 млрд. долларов США [1, с. 6]. Расходы на высшее образование составляют половину этой суммы. Некоторые прогнозы показывают, что в 2015 году объем услуг по высшему образованию может достичь 200 млрд. долларов, а численность студентов, получающих образование за рубежом, 5 миллионов человек [2, с.18]. Ведущие места на рынке образовательных услуг занимают США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Китай, Япония, Россия и Канада.

В настоящее время, не только в развитых, но и в развивающихся странах, вопросы образования иностранных студентов превратились в основную проблему, стоящую перед государством. Образование за рубежом и создание условий для предоставления образовательных услуг иностранным студентам в стране, рассматривается как важная экономическая и политическая задача. По этому поводу, в словарь экономической науки вошло такие понятия как Международная академическая мобильность (МАМ), выражающая эту ситуацию.

Основной целью исследования является уточ-

© Гюльалиев М., Манафова Э., 2013

нение понятия «рынок образовательных услуг», выявление его сущности и особенностей в контексте Азербайджанской экономики, а также, определение факторов, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на конкурентоспособность рынка образовательных услуг в Азербайджане.

Для достижения этой цели, в статье исследованы законодательные акты, оказывающие влияние на рынок образовательных услуг, и определены методологические основы, необходимые для экспорта образовательных услуг.

Гипотеза: для развития экспорта образовательных услуг, в Азербайджане существует достаточный правовой, политический, общественный, интеллектуальный и инфраструктурный потенциал.

Рынок образовательных услуг является основным фактором сотрудничества в сфере образования. Экспорт и импорт образовательных услуг является достаточно новой сферой экономических связей и обладает специфическими особенностями. Образовательная услуга - это процесс передачи знаний и навыков от производителя (преподавателя) потребителю (обучающемуся). Эту сферу услуг от других сфер отличают некоторые особенности [3, с.141]:

- производство и потребление этих услуг происходит одновременно, поэтому они не могут быть сохранены для последующей продажи;

Экономика образования ♦ № 4, 2013

- различное качество (качество образовательной услуги меняется в зависимости от структуры и других показателей образовательного учреждения);

- качество этой услуги очень трудно измерить или оценить в короткие сроки;

- полная оценка этой услуги возможна лишь в том случае, когда она будет полностью осуществлена. Для потребителя ее потребительская услуга будет создана лишь в том случае, когда эта услуга будет полностью завершена;

- в отличие от других видов услуг, образовательная услуга требует больших затрат времени.

В отличие от других видов услуг, образовательная услуга требует не только взаимного активного сотрудничества производителя и потребителя, а также и наличия определенных знаний и навыков, которыми заранее должен обладать потребитель.

Поэтому, когда речь идет о «рынке образовательных услуг», мы имеем в виду систему экономических связей, возникающих между субъектами рыночных отношений в период формирования спроса у покупателя и предложения у продавца. Здесь, как продавцы образовательных услуг выступают все образовательные учреждения, вне зависимости от формы собственности. Потребителем же образовательных услуг является гражданин и государство.

Образовательные услуги могут быть отнесены как к внутреннему, так и внешнему рынку. В первом случае, субъекты образовательных услуг, как продавцы, так и покупатели, относятся к одной и той же стране. Если продавец и покупатель образовательных услуг относятся к различным странам, такой рынок услуг относится к международному рынку образовательных услуг. Он основывается на экономическом и политическом сотрудничестве между этими странами.

Согласно Основному Соглашению по Торговым Услугам (GATS -the General Agreement on Trade in Services), рынок образовательных услуг, в основном, имеет четыре способа реализации [4, с.83-100]:

1) потребление образовательных услуг путем обучения студентов страны-отправителя за рубежом;

2) отправление образовательных услуг за рубеж без непосредственной отправки за рубеж студентов. В этом случае, студенты получаю образование по открытым и дистанционным образовательным программам.

3) страны, оказывающие услугу, осуществляют ее непосредственно в стране, потребляющей эту услугу. В этом случае, страна, оказывающая услугу, открывает свои университеты или школы в стране, потребляющей эту услугу (оффшорные зарубежные университеты);

4) в большинстве случаев, страна, предлагающая образовательные услуги, посылает свои квалифи-

цированные кадры в страну, потребляющую эти услуги.

Обычно, в общем обороте образовательных услуг, первый случай встречается наиболее часто и более широко распространен. Поэтому, такой путь реализации образовательных услуг, в большинстве случаев, принимается как экспортная операция [5, с. 61-75]. Несомненно, успех экспорта, связанный с образовательными услугами, связан не только с высоким качеством системы образования в стране, но и с экономическим развитием страны, ее географическим расположением, политической обстановкой, внутригосударственной безопасностью, климатом, уровнем жизни и другими факторами. Важную роль играют отношения между страной-продавцом и страной-покупателем, а также, цена этой услуги на рынке образовательных услуг. Некоторые исследователи выявили следующие необходимые условия для успешного вступления страны на международный образовательный рынок [3, с. 264]:

1) присоединение к Болонскому процессу и разработка стратегии развития международных связей в рамках взаимосвязей национальных образовательных систем;

2) приведение качества национального образования в соответствие с международными стандартами;

3) создание региональных образовательных союзов - «виртуальных университетов»;

4) развитие форм образования, основанных на «online» и дистанционных технологиях;

5) использование различных инновационных подходов в процессе продажи образовательных услуг;

6) оказание помощи зарубежным координаторам для вступления на национальный рынок образовательных услуг;

7) расширение возможностей получения национального высшего образования;

8) разработка особых образовательных программ для иностранных студентов;

9) активизация и поддержка возможностей инновационного подхода в процессе национального образования.

Учитывая усиление конкуренции на рынке образовательных услуг в современный период, можем подтвердить серьезную необходимость расширения инновационных процессов в образовательной системе как один из показателей экономической конкурентоспособности страны.

Мировой рынок образовательных услуг характеризуется потреблением граждан различных стран за рубежом, а также, внутренним потреблением услуг, оказываемых на внутреннем рынке зарубежными образовательными учреждениями. Мировой рынок образовательных услуг объединяет в себе несколько сегментов. Сюда входят языковые курсы,

школьное образование, высшее образование, профессиональное образование и т.д. Эти образовательные сегменты тесно связаны друг с другом. Так, для того, чтобы получить образование за рубежом, необходимо хотя бы знать язык образования этой страны. Поэтому, процесс получения образования в какой-либо стране, прежде всего, требует потребления образовательных услуг, связанных с языковыми курсами. Большинство стран, оказывающих образовательные услуги, для того, чтобы убедиться в языковых навыках студентов (потребителей), требуют проведения языковых экзаменов (например, TOEFL, IELTS, DELE, CELI и других). Поэтому, взаимосвязь этих двух сегментов, то есть высшего образования и языковых курсов, бесспорна.

Соединенные Штаты Америки и Великобритания являются одними из самых экономически мощных государств мира, поэтому, на мировом уровне, английский язык превратился в язык экономических, научных и культурных связей. Широкий масштаб распространения английского языка приносит огромную прибыль от образовательных услуг странам, говорящим на нем. В настоящее время, на английском языке говорит около 1,5 млрд. человек. Если учесть, что эти люди в основном сосредоточены в ареалах широкого развития науки, технологий, экономики, тогда можно сказать, что бесспорно, английский язык уже достиг статуса международного языка. Именно по этой причине, с целью изучения английского языка, численность прибывающих в «англоязычные» страны для получения образования, с каждым годом растет. Страны, организующие курсы английского языка, в особенности США, Канада, Великобритания, Австралия, Мальта, Новая Зеландия, Южноафриканская Республика, Ирландия, могут привлекать огромное количество студентов и финансовых ресурсов. Только число студентов, получающих образование на языковых курсах в этих странах, достигает примерно 1,3 миллиона человек в год. Доходы с этого сегмента образовательных наук составляют более 10 миллиардов долларов США в год [1, с.7]. Считается, что потенциал международного рынка высшего образования составляет около 140 миллионов студентов. Из них, примерно 2,8 миллионов - студенты, получающие образование за рубежом [6].

Масштаб мирового образовательного рынка и доля отдельно взятой страны на этом рынке, измеряются различными показателями. К ним относятся:

- Общее число студентов в мире и число студентов в отдельных странах;

- Темпы увеличения или снижения числа иностранных студентов;

- Доля числа иностранных студентов в отдельно взятой стране в численности всех иностранных студентов, обучающихся в различных странах мира;

- Прибыль, поступающая в страну от иностранных студентов;

- Затраты государства на образование;

-Затраты государства на обучение одного студента;

-Доля иностранных студентов в общей численности студентов;

- Распределение иностранных студентов по высшим учебным заведениям и специальностям;

- Распределение иностранных студентов по странам.

В процессе анализа экспортного рынка образовательных услуг были использованы следующие количественные показатели [7, с.160].

- абсолютное число иностранных студентов;

- средняя цена образовательных услуг;

- средние прожиточные расходы студентов.

Каковы факторы, оказывающие положительное

и отрицательное воздействие на экспорт образовательных услуг в Азербайджане? Еще в период существования Советского Союза, в высшие учебные заведения Азербайджанской Республики поступало большое число студентов из зарубежных стран для получения образования. В те годы, система образования Азербайджана являлась составной частью советской системы образования, поэтому рынок образовательных услуг не был самостоятельным. Большинство студентов, приезжающих в Азербайджан для получения образования, были гражданами стран, которым Советский Союз оказывал финансовую, политическую и военную помощь. Поэтому, в тот период, отношения производителей и потребителей образовательных услуг в Азербайджане определялись, в целом, местом Советского Союза на мировом рынке образовательных услуг. Однако, во всех случаях, оказание таких услуг положительно влияет на достижение определенного опыта в системе образования Азербайджана.

В 1961 году подготовительный факультет для иностранных студентов, созданный при Азербайджанском Государственном Институте Нефти и Химии, занял третье место после Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова и Ленинградского Политехнического Института, среди 55 подготовительных факультетов, действующих в Советском Союзе. Большинство выпускников этого факультета, принимающего каждый год более 500 иностранных граждан, получали право продолжить свое образование на различных факультетах высших учебных заведений нашей страны. За эти годы, тысячи иностранных студентов из более чем 70-ти стран мира, гордятся дипломами различных высших учебных заведений Азербайджана, и работают в своих странах как высококвалифицированные специалисты [8].

После обретения независимости, вступление Азербайджана на мировой рынок образовательных

услуг, связано с политическим, экономическим, географическим и социальным положением нашей страны, а также, с событиями, происходящими в регионе. Серьезная конкуренция, существующая на рынке образовательных услуг, требует, чтобы с экономической и политической точки зрения страна была стабильна, ее система образования и здравоохранения была развита на высшем уровне, в стране господствовала безопасность и толерантность. Важным фактором является также высокий уровень жизни в стране и приемлемые расходы на образование. Учитывая это, нельзя было ожидать ускоренного развития рынка образовательных услуг в Азербайджане после обретения независимости. Потому что, войны в регионе, серьезная инфляция, разрушение экономической системы создавали серьезные недостатки в системе образования и здравоохранения. Оккупация Арменией Азербайджанских территорий, выселение одного миллиона беженцев и вынужденных переселенцев из родных мест, и размещение большей их части в Баку, создало серьезную социальную и психологическую напряженность в обществе.

Существуют факторы, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на рынок образовательных услуг в Азербайджане, и в особенности, на их экспорт. Эти факторы, также, оказывают серьезное влияние на конкурентоспособность рынка образовательных услуг страны. Следующие факторы оказываю положительное влияние на этот рынок:

• За последние 10 лет в Азербайджане сформировалась относительно стабильная общественно-политическая обстановка;

• Законодательство, необходимое для интеграции Азербайджана на международный рынок образовательных услуг, приведено в соответствие с международными стандартами;

• Достигнуты международные соглашения в сфере признания дипломов Высших учебных заведений Азербайджана во многих странах. С этой целью, Азербайджан присоединился к 3 международным конвенциям, в том числе к принятой в 1997 году Лиссабонской конвенции, охватывающей Европейский регион, и тем самым создал очень важную правовую базу для признания другими странами дипломов, выданных высшими учебными заведениями Азербайджана;

• По сравнению со многими Европейскими странами и некоторыми странами СНГ, в Азербайджане расходы на образование очень низкие.

Вышеперечисленные особенности существенно повышают конкурентоспособность Азербайджана на рынке образовательных услуг. Однако существуют некоторые проблемы, которые оказывают отрицательное воздействие на конкурентоспособность Азербайджана. К ним относятся:

• преподавание, в основном, на азербайджанском и русском языках, ежедневное использование в обществе азербайджанского языка создает определенные трудности иностранным студентам. Семьи, вкладывающие средства в образование своих детей, хотят выбрать такой язык преподавания, на котором им будет легче общаться. Очень важно практическое значение выбранного языка преподавания в последующий период;

• В высших учебных заведениях Азербайджана мало специальностей, отвечающих мировым стандартам;

• В Азербайджане, по сравнению с другими странами СНГ, стоимость ежедневных расходов на проживание выше;

• Высокая стоимость жилья и недостатки в организации транспортной системы в Азербайджане, особенно в городе Баку, оказывают отрицательное влияние на рынке образовательных наук;

• Высокие цены в системе образования.

После обретения независимости, международные связи Азербайджана значительно расширились. В настоящее время, Азербайджан имеет экономические связи со многими странам мира. На мировой рынок образовательных услуг Азербайджан вступил следующими способами:

1) Доступ к образовательным услугам путем получения гражданами Азербайджана образования в зарубежных странах (экспорт образовательных услуг);

2) Получение образования гражданами Азербайджана по открытым и дистанционным программам, не выезжая за рубеж (импорт образовательных услуг);

3) Непосредственный доступ к услугам, оказываемым иностранными учебными заведениями, действующими в Азербайджане (импорт образовательных услуг);

4) Использование приглашенных в Азербайджан иностранных квалифицированных кадров в местных учебных заведениях (импорт образовательных услуг);

5) Организация и стимулирование получения образования по различным специальностям в Азербайджане граждан иностранных государств (экспорт образовательных услуг);

6) Создание учебных заведений Азербайджана в зарубежных странах (экспорт образовательных услуг);

7) обеспечение работой граждан Азербайджана за рубежом, как квалифицированных кадров, и продажа образовательных услуг (экспорт образовательных услуг).

Работа по каждому из этих вариантов нашла свое отражение в законодательстве Азербайджана. 1-4 варианты относятся к импорту образовательных услуг, а 5-7 варианты - к экспорту образовательных услуг. Согласно статье 15.1 и 15.2 Закона об Образовании Азербайджанской Республики, иностранцы или лица без гражданства могут создать учебные

заведения на территории Азербайджанской Республики и заниматься образовательными услугами [9].

Вступление Азербайджанской Республики на международный рынок образовательных услуг нашло свое отражение в статье 43 Закона об Образовании Азербайджанской Республики, регулирующего международное сотрудничество и зарубежные связи. Согласно этой статье, учебное заведение, в соответствии с законодательством и особенностями своей деятельности, может создавать прямые связи с научными и учебными заведениями, организациями, международными структурами и фондами зарубежных стран, заключать двусторонние и многосторонние соглашения о сотрудничестве, вступать в государственные и негосударственные структуры, действующие в сфере образования (союзы, объединения, ассоциации и др.) и осуществлять другие формы сотрудничества. Также, учебное заведение, в соответствие с законодательством, может участвовать в подготовке совместных международных научных и образовательных проектов, в осуществлении фундаментальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в проведении научно-практических конференций и симпозиумов, в обмене студентов, магистров, докторантов, педагогов и научных работников, исковой документации, патентов или отчуждении связанных с ними прав, а также может заниматься другой деятельностью этого рода в порядке, определенном нормативными правовыми актами.

Право граждан Азербайджана на получении образования за рубежом, а иностранцев и лиц без гражданства - в Азербайджанской Республике, регулируется статьей 44 Закона об Образовании. Согласно этой статье, получение образования или повышение квалификации на какой-либо ступени образования гражданами Азербайджана за рубежом, а иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике, в соответствии с международными соглашениями, принятыми в Азербайджанской Республике, осуществляется на основе определенных государством квот и прямых соглашений, заключенных учебными заведениями, юридическими и физическими лицами. А также, правила получения гражданами Азербайджана образования за рубежом, а иностранных граждан и лиц без граж-

данства, в Азербайджанской Республике, правила признания специальностей зарубежных стран в сфере высшего образования и выявления эквивалентности (нострификация) регулируются нормативными правовыми актами, утвержденными соответствующими органами исполнительной власти.

Основные направления международных связей Азербайджанской Республики в сфере образования, состоят в обмене учащимися, студентами и магистрами, проведении совместных научных исследований, присоединении к международным и региональным учебным программам и активном участии в их работе. Конечно, среди этих связей, наибольшее значение имеют экспортные и импортные операции в сфере образовательных услуг.

Библиографический список

1. Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг. Москва 2008.

2. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. -М: Центр социального прогнозирования, 2007.

3. Почетна В.В., Якубук Ю.П. Международный рынок услуг. Минск: НО ООО «БИП-С», 2004.

4. Гедранович А.Б. Рынок международных образовательных услуг // Что дает Беларуси глобализация?: что на данный момент принесли Беларуси процессы глобализации и какие дискуссии ведутся вокруг них?: материалы Междунар. конф. / Минск: Изд. Центр БГУ 2005.

5. Галаган А.И. Современное состояние мирового рынка образовательных услуг и положение на нем России // Социально-гуманитарные знания. 2004. №> 3.

6. Всемирный доклад по образованию, 2007. www.uis.unesco.org/template/pdf/ged/2007/ GED2007_rus.pdf

7. Подготовка для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Информационно-аналитические и методические материалы, М.,МО РФ, 1999.

8. http://edu.gov.az/view.php?lang=az&menu=134

9. http://edu.gov.az/view.php?lang =az&menu=72&id=302

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gulaliyev М.,Manafova Е.

BASIC CHARACTERISTICS OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL SERVICES IN

AZERBAIJAN

The article investigates essential characteristics and sense of educational services, i. e. educational import and export. The authors try to marks out essential methodological bases of educational services to evaluate and develop educational import and export in Azerbaijan. As well as the article analyzes essential factors influences to educational services ' competitiveness and essential laws and acts for development of educational services ' market in Azerbaijan.

Keywords: educational services market, import of educational services, export of educational services, number offoreign students, structural coefficient.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.