когда человек может и хочет хорошо работать, - это управленческая ошибка и человеческая глупость, так как лишает отрасль самых квалифицированных специалистов, чем наносит непоправимый вред российскому образованию. У этих увольняемых всеми правдами и неправдами людей выше уровень культуры и образования, они сильнее как управленцы любого вновь назначенного, который может состояться, а может и не состояться как руководитель. Сама по себе политика выдавливания людей в отрасли не по причине качества их работы, а из-за возраста отвратительна, и для более молодых работников и для детей, которые видят, что творят чиновники-самодуры, и приобретают негативный опыт, который сыграет с ними в жизни злую шутку.
Рецензенты статьи задали правомерный вопрос: «Кому всё это выгодно?». Попытаемся ответитъ.
Конечно, смена поколений должна быть, ведь меняли руководителей и раньше, никто не вечен. Но нынешний поток массовых увольнении директоров пенсионного возраста, на мой взгляд, потребовался, чтобы быстро выполнить якобы «государственный» заказ на руководителя другого предназначения: не учителе учителей, не наставника для
детей, ее стратега развития школы и даже не её завхоза (все по стилю управления разные), а именно чиновника, который не обязан погружаться в содержание образовательного процесса. Ошибочное мнение «высоких лиц», будто нет разницы в управлении магазином, фермой, школой, банком, стало доминировать у верховной власти. Во главе школы, по их мнению, должен стоять... менеджер по продажам образовательных услуг. А умный директор со стажем работы никогда с этим не согласится: он постоянно будет оценивать, как повлияет на детей то или иное управленческое «новшество» начальства, как протекает учебный процесс. Менеджер по продажам считает: дал зарплату больше, повысил качество любой ценой (что и теорией, практикой менеджмента не подтверждается) - значит, он хороший руководитель. Кроме того, молодой неопытный руководитель - бессловесный исполнитель: он вопросов не задаёт, он всё (в том числе и любое глупейшее распоряжение) выполняет. И это тоже кому-то на руку - тем, у кого неверно понятая вертикаль власти превалирует над научным знанием, над прогрессивным человеческим опытом, над здравым смыслом.
Potashnik M.
ABOUT THE YOUNG WHO ARE FREE TO CHOOSE THE WAY, ABOUT THE OLD
WHO HAVE NOTHING TO WAIT
The article prompted critical reflection processes of the human resources policy in the general education system. Keywords: update staffing, personnel policy implications mentoring, management theory as the effective management.
УДК 339.92
Гюльалиев М., Манафова Э.
ЭКСПОРТНЫЕ ДОХОДЫ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
АЗЕРБАЙДЖАНА
В статье анализируется экспортные доходы Азербайджана и действующие на него факторы на образовательном рынке. А также исследуется корреляция этих доходов, число иностранных студентов с общим объемом ВВП и ВВП не нефтяного сектора. Авторы приходят такому заключению, что с увеличением общего объема ВВП и ВВП не нефтяного сектора, увеличивается общий доход от экспорта образовательных услуг. Но высокие цены образовательных услуг в Азербайджане уменьшает конкурентоспособность страны на этом рынке.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, экспорт образовательных услуг, валовой внутренний продукт, число иностранных студентов, стоимость образовательных услуг.
Введение
После обретения независимости, вступление Азербайджана на мировой рынок образовательных услуг, связано с политическим, экономическим, географическим и социальным положением нашей страны, а также, с событиями, происходящими в
регионе. Серьезная конкуренция, существующая на рынке образовательных услуг, требует, чтобы с экономической и политической точки зрения страна была стабильна, ее система образования и здравоохранения была развита на высшем уровне, в стране господствовала безопасность и толерантность.
118
© Гюльалиев М., Манафова Э., 2014
Экспортные доходы на рынке образовательных услуг Азербайджана
Важным фактором является также высокий уровень жизни в стране и приемлемые расходы на образование. Учитывая это, нельзя было ожидать ускоренного развития рынка образовательных услуг в Азербайджане после обретения независимости. Потому что, войны в регионе, серьезная инфляция, разрушение экономической системы создавали серьезные недостатки в системе образования и здравоохранения. Оккупация Арменией Азербайджанских территорий, выселение одного миллиона беженцев и вынужденных переселенцев из родных мест, и размещение большей их части в Баку, создало серьезную социальную и психологическую напряженность в обществе.
Мировой рынок образовательных услуг очень быстро развивается. За последние годы его стоимость составила 100 млрд. долларов США [1, с.21]. Расходы на высшее образование составляют половину этой суммы. Некоторые прогнозы показывают, что в 2015 году объем услуг по высшему образованию может достичь 200 млрд. долларов, а численность студентов, получающих образование за рубежом, 5 миллионов человек [2, с. 18—115]. Ведущие места на рынке образовательных услуг занимают США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Китай, Япония, Россия и Канада.
В настоящее время, не только в развитых, но и в развивающихся странах, вопросы образования иностранных студентов превратились в основную проблему, стоящую перед государством. Образование за рубежом и создание условий для предоставления образовательных услуг иностранным студентам в стране, рассматривается как важная экономическая и политическая задача. По этому поводу, в словарь экономической науки вошло такие понятия как Международная академическая мобильность (МАМ), выражающая эту ситуацию.
В процессе анализа экспортного рынка образовательных услуг были использованы следующие количественные показатели [3, с. 160]:
- абсолютное число иностранных студентов;
- средняя цена образовательных услуг;
- средние прожиточные расходы студентов.
Основная цель исследования состоит в прогнозировании конкурентоспособности Азербайджана на рынке образовательных услуг посредством изучения динамики доходов, получаемых Азербайджаном от экспорта образовательных услуг и динамики влияния доли ВВП на число иностранных студентов.
Таким образом, в статье авторы ищут ответы на следующие вопросы:
1. Какова средняя цена экспорта образовательных услуг в Азербайджане?
2. Какова динамика изменения средней цены экспорта образовательных услуг за последние десять лет?
3. Какова корреляция между долей ВВП на душу населения и абсолютным числом иностранных студентов в Азербайджане?
4. Каков размер прибыли от экспорта образовательных услуг в Азербайджане?
Гипотеза
1. Средняя цена образовательных услуг в Азербайджане не делает страну конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.
2. В Азербайджане, с ростом ВВП на душу населения, растет и экспорт образовательных услуг. Однако, эта сумма составляет очень маленькую долю как в объеме общего ВВП страны, так и в объеме ВВП ненефтяного сектора.
3. Экспорт образовательных услуг Азербайджана обладает очень малой долей как в общем экспорте, так и в экспорте ненефтяных товаров.
Основной текст:
Существуют факторы, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на рынок образовательных услуг в Азербайджане, и в особенности, на их экспорт. Эти факторы, также, оказывают серьезное влияние на конкурентоспособность рынка образовательных услуг страны. Следующие факторы оказывают положительное влияние на этот рынок:
• За последние 10 лет в Азербайджане сформировалась относительно стабильная общественно-политическая обстановка;
• Законодательство, необходимое для интеграции Азербайджана на международный рынок образовательных услуг, приведено в соответствие с международными стандартами;
• Достигнуты международные соглашения в сфере признания дипломов Высших учебных заведений Азербайджана во многих странах. С этой целью, Азербайджан присоединился к 3 международным конвенциям, в том числе к принятой в 1997 году Лиссабонской конвенции, охватывающей Европейский регион, и тем самым создал очень важную правовую базу для признания другими странами дипломов, выданных высшими учебными заведениями Азербайджана;
• По сравнению со многими Европейскими странами и некоторыми странами СНГ, в Азербайджане расходы на образование очень низкие.
Вышеперечисленные особенности существенно повышают конкурентоспособность Азербайджана на рынке образовательных услуг. Однако существуют некоторые проблемы, которые оказывают отрицательное воздействие на конкурентоспособность Азербайджана. К ним относятся:
• преподавание, в основном, на азербайджанском и русском языках, ежедневное использование в обществе азербайджанского языка создает определенные трудности иностранным студентам. Семьи, вкладывающие средства в образование своих детей,
хотят выбрать такой язык преподавания, на котором им будет легче общаться. Очень важно практическое значение выбранного языка преподавания в последующий период;
• В высших учебных заведениях Азербайджана мало специальностей, отвечающих мировым стандартам;
• В Азербайджане, по сравнению с другими странами СНГ, стоимость ежедневных расходов на проживание выше;
• Высокая стоимость жилья и недостатки в организации транспортной системы в Азербайджане, особенно в городе Баку, оказывают отрицательное влияние на рынке образовательных наук;
• Высокие цены в системе здравоохранения.
Средняя цена образовательных услуг
Расходы на образование являются основным
показателем, определяющим конкурентоспособность той или иной страны на рынке образовательных услуг. В 2004 году во всем мире на образование было потрачено 2,4 триллиона долларов США [1, С.21]. Это составляет 4,4% мирового ВВП, произведенного за тот год. Основная доля расходов на образование приходится на долю развитых стран. В соответствии с отчетами UNESCO на 2007 год, потенциал международного рынка высшего образования составляет примерно 140 миллионов студентов. Примерно 2,8 миллиона этих студентов получают образование за рубежом [4]. Согласно отзывам экспертов, в 2005 году эта цифра может достигнуть 4,9 миллионов человек[5].
Наряду со средней ценой на образовательные услуги, конкурентоспособность страны или учебного заведения на рынке образовательных услуг, зависит также и от других факторов. Это, прежде всего, обусловлено уровнем образования в стране, решением проблемы эквивалентности образования, признанием дипломов, возможностями использования этого образования в практической деятельно-
сти после завершения образования, условиями обучения, условиями быта, вопросами безопасности в обществе, репутацией высшего учебного заведения и другими факторами.
Одним из основных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность страны или какого-либо учебного заведения на рынке образовательных наук, является средняя цена образовательных услуг. В экспорте образовательных услуг важное значение имеет цена услуг, предлагаемых страной или ее каким-либо учебным заведением. Именно это является одним из основных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Одним из основных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность страны или какого-либо учебного заведения, является средняя цена на образовательные услуги. Конечно, такой расчет позволяет получить только приблизительную информацию (приблизительные данные). Так, не существует точной и согласованной научной методологии, связанной с расчетом объема экспорта и импорта образовательных услуг. Поэтому, мы, основываясь на методологии, подготовленной OECD, сделали попытку произвести такие расчеты [6]. Согласно этой методологии, объем экспорта образовательных услуг является суммой
1) цены транспортных расходов в страну и обратно из нее, предлагающую образовательные услуги1,
2) выплаты по месту жительства в стране, 3) прямые расходы на образование, выплачиваемые университетам, 4) транспортные расходы внутри страны и 5) продовольственные и другие потребительские расходы. Для Азербайджана эти расходы примерно можно рассчитать следующим образом (таблица 1)2.
Как видно из данных таблицы 1, начиная с 2007 года, доходы от экспорта образовательных услуг в Азербайджане значительно выросли. Однако этот рост произошел не за счет роста числа иностран-
2007 2008 2009 2010 2012
Годовые выплаты по месту проживания [7] (в долларах США) 1440 1680 1680 1920 2400
Годовая плата на образование3 (в долларах США) 2000 2000 2500 2500 3000
Средние потребительские расходы по стране [8] (на душу населения в год, в долларах США) 1289 1674 1935 2204 3085
Среднегодовые расходы одного иностранного студента 4729 5354 6115 6624 8485
Число иностранных студентов 5014 5585 5285 4723 6173
Общая прибыль от иностранных студентов (млн. долларов США) 23,71 29,90 32,32 31,29 52,38
Таблица1
Динамика чистой прибыли от экспорта образовательных услуг
ных студентов, а за счет ежегодного роста расходов на проживание. Так, потребительские расходы по стране выросли с 1106 манат на душу населения в 2007 году (1289 $), до 2423 маната (3085 $) в 2012 году3. А это означает, что потребительские расходы выросли в среднем в 2,4 раза. Такой рост потребительских расходов значительно снижает конкурентоспособность Азербайджана на рынке образовательных услуг.
Серьезный рост цен на аренду жилых помещений, а также увеличение платы за образование серьезно мешает иностранным студентам получать образование в Азербайджане. Как видно из данных таблицы 1, если годовая цена за аренду жилого помещения в 2007 году составляла в среднем 1440 долларов США, то в 2012 году эта цифра выросла до 2400 долларов США. Серьезно выросла также и плата за образование. Если в 2007 году средняя цена за обучение составляла 2000 долларов США, то в 2012 году эта цифра составляла 3000 долларов США. Серьезный рост годовой оплаты за аренду жилого помещения и оплаты за образование, также оказал отрицательное влияние на экспортный потенциал рынка образовательных услуг Азербайджана и значительно ослабил конкурентоспособность страны в экспорте образовательных услуг. Для большинства иностранных студентов, обучающихся в Азербайджане, расходы на образование очень дорогие. Так, большинство из этих студентов, являются гражданами развивающихся стран, в особенности Турции, Ирана, Китая и Пакистана. По сравнению с Азербайджаном, средний уровень жизни в этих странах не высокий.
Связь между ВВП на душу населения и численностью иностранных студентов
За последние 10 лет ВВП Азербайджана значительно выросло. По данным Всемирного Банка, если в 2003 году ВВП Азербайджана составило 7,3 млрд. долларов США, то к 2012 году эта цифра выросла до 68,7 млрд. долларов США [9]. Однако этот рост в ос-
новном связан с экспортом нефти и газа. Поэтому, трудно определить связь динамики развития сферы услуг, относящейся к ненефтяному сектору, с ускоренным ростом ВВП. Так, с одной стороны, если рост общего объема ВВП за счет добычи и экспорта нефти и газа в определенной степени положительно влияет на некоторые сферы экономики, то на некоторые социальные сферы оказывает определенное отрицательное воздействие. Например, с ростом объема ВВП на душу населения, происходит также и рост потребительских расходов в стране, что приводит к росту расходов на проживание иностранных студентов, приезжающих в страну, поэтому, в численности иностранных студентов серьезный рост не наблюдается. Несмотря на то, что в 2012 году, по сравнению с 2007 годом, ВВП на душу населения вырос примерно на 92%, численность иностранных студентов выросла всего на 23% (таблица 2).
Эта неопределенная зависимость между общим объемом ВВП и ВВП на душу населения, и численностью иностранных студентов, связана с тем, что основная доля роста ВВП связана с экспортом нефти и газа. Если сравнить общий объем ВВП и долю ВВП на душу населения с численностью иностранных студентов, картина еще больше прояснится. Так, с 2003 по 2012 годы объем ВВП, относящийся к ненефтяному сектору, вырос соответственно с 4,5 млрд. долларов до 30,63 млрд. долларов. За тот же период объем ВВП на душу населения вырос с 888,5 $ до 7490,5 долларов США (т.е. в 8,4 раза), а доля ненефтяного ВВП на душу населения выросла с 544,2 долларов США в 2003 году, до 3316,7 долларов США в 2012 году (т.е. в 6,1 раза).
Как видно из данных таблицы 2, хотя и существует определенная связь между ростом ненефтяного ВВП на душу населения и общей численностью иностранных студентов, эту связь нельзя оценивать как «причинно-следственную». Так, несмотря на то, что за последние 10 лет объем ВВП ненефтяного
Таблица2
Связь между ВВП на душу населения и численностью иностранных студентов[10]
Годы 2007 2008 2009 2010 2012
Общий объем ВВП (млн. долларов США) 33050,3 48852,5 44297 52909,3 68730,9
ВВП на душу населения (долларов США) [11] 3841,7 5603,3 5018,2 5922 7490,5
Общий объем ВВП ненефтяного сектора [12] (млн. долларов США) 12325 18497 20811 23896 33306
Ненефтяной ВВП на душу населения (долл. США)5 1422 2106 2339 2656 3606
Численность иностранных студентов 5014 5585 5285 4723 6173
Источник: Данные Всемирного Банка и Государственного Комитета Статистики Азербайджана
сектора на душу населения вырос примерно в два раза, в численности иностранных студентов серьезных изменений не произошло. Поэтому, невозможно подтвердить наличие однозначной связи между общим объемом или объемом ненефтяного ВВП и численностью иностранных студентов.
Доходы от экспорта образовательных услуг в Азербайджане
Вышеуказанные показатели позволяют оценить финансовые потоки, поступающие в страну. Экономическая прибыль, поступающая в страну от образовательных услуг, предоставляемых иностранным студентам, рассчитывается как разница между средствами, привозимыми в страну иностранными студентами для оплаты образования и проживания, и расходами, которые несет государство на получение образования этих студентов [13]. Например, в 2005/2006 году США получило от иностранных студентов 13,5 млрд. долларов, в 2006/2007 году - 14,5 млрд. долларов, в 2010/2011 году - 20,232 млрд. долларов, а в 2011/2012 году - 21,807 млрд. долларов прибыли. А Великобритания, в 2005/2006 году получила прибыли в 5 миллиардов долларов США. Конечно, очень сложно получить точную информацию о затратах государства на проживание и обучение иностранных студентов в Азербайджане. Поэтому, говоря о прибыли в экономику страны от образовательных услуг, мы имеем в виду сумму, рассчитанную в таблице 1. Отношение этой суммы к объему ВВП и объему ВВП ненефтяного сектора, в определенной мере дает возможность прогнозировать общую динамику доходов от экспорта образовательных услуг (таблица 3).
Как видно из данных таблицы 3, хотя абсолютная стоимость доходов от экспорта образовательных услуг, с 2007 года до 2012 года, выросла с 23,71 млн. долларов США до 52,38 млн. долларов США соответственно, ее доля в ВВП незначительно измени-
лась (от 0,058% до 0,076%). В ненефтяном ВВП доходы от экспорта образовательных услуг относительно стабильны и находятся в пределах 0,16%. Для сравнения скажем, что в США отношение доходов от образовательных услуг к общему объему ВВП в 2006/2007 году составило 0,11%. В Великобритании эта цифра составила 0,2%. Эти цифры в два или три раза выше соответствующих цифр, относящихся к Азербайджану.
Сравнение отношения доходов от экспорта образовательных услуг к числу населения, дает возможность оценивать положение, связанное с экспортом образовательных услуг в Азербайджане. Например, в Азербайджане в 2007 году эта цифра составила 2,7$, в 2008 году - 3,4$, в 2009 году - 3,6$, в 2010 году - 3,5$, 2012 году - 5,7$. Для сравнения отметим, что в США в 2006 году эта цифра составила 48,5 долларов, а в Великобритании в 2007 году эта цифра составила 79$. Такое сравнение еще раз доказывает, что доходы от экспорта образовательных услуг обладают очень небольшим удельным весом в экономике Азербайджана (таблица 4).
К такому же выводу можно прийти, если провести сравнение доходов, полученных Азербайджаном от экспорта образовательных услуг и доходов от экспорта ненефтяной продукции. Так, за последние 5 лет, доходы от экспорта образовательных услуг в общем экспорте изменились от самого низкого уровня 0,063% (в 2008 году) до самого высокого -0,39% (в 2007 году). Как видно из данных таблицы 4, в экспортных операциях Азербайджана основное место занимают экспорт нефти и газа, поэтому, экспорт образовательных услуг достаточно мал. Отношение экспорта образовательных услуг к экспорту ненефтяной продукции меняется от самого низкого уровня 2,1% (в 2007 году), до самого высокого 3,2% (в 2012 году). Хотя абсолютное значение экспорта образовательных услуг мало, его относитель-
Таблица3
Доля доходов, получаемых Азербайджаном от экспорта образовательных услуг, в ВВП страны
2007 2008 2009 2010 2012
Экспорт образовательных услуг (млн. $) 23,71 29,90 32,32 31,29 52,38
ВВП [14] (млн. $) 36128.2 51130.2 45352.2 54095.5 68783,4
Экспорт образовательных услуг/ВВП (%) 0,066 0,059 0,071 0,058 0,076
Ненефтяной ВВП (млн.$) 12325 18497 20811 23896 33306
Экспорт образовательных услуг / ненефтяной ВВП (%) 0,19 0,16 0.16 0,13 0,16
Источник: Государственный Комитет Статистики Азербайджана
Таблица4
Доля доходов Азербайджана от экспорта образовательных услуг в общих и ненефтяных экспортных доходах
2007 2008 2009 2010 2012
Экспорт образовательных услуг 23,71 29,90 32,32 31,29 52,38
Общий экспорт [14] (млн. $) 6058 47756 14700 21360 23908
Экспорт образовательных услуг / Общий экспорт (%) 0,39 0,063 0,21 0,15 0,22
Экспорт ненефтяных товаров [14] (млн. $) 1127,01 2 1393,772 1061,889 1250,012 1648,802
Экспорт образовательных услуг /экспорт ненефтяных товаров (%) 2,1 2,1 3 2,5 3,2
Источник: Государственный Комитет Статистики Азербайджана
ная доля в ненефтяном экспорте достаточно привлекательна.
За исключением студентов, получающих образование за счет стипендий на договорной основе, большинство иностранных граждан получают платное образование на основе индивидуальных договоров. А это оказывает свое положительное влияние на бюджет высших учебных заведений. Еще больший интерес вызывает то, что мы готовим потенциальных носителей культуры, языка, моральных ценностей страны и народа в зарубежных странах. Поэтому, рост числа иностранных граждан, получающих образование в Азербайджане, можно только приветствовать.
Учитывая динамику роста мирового рынка образовательных услуг, существует серьезная потребность в повышении конкурентоспособности Азербайджана на этом рынке. Для привлечения иностранных граждан в высшие учебные заведения страны, необходимо создавать специальные организации, например, национальные агентства, международные центры обмена, академических услуг, информационные центры и др. Например, в США действует Международный Совет по Образованию, Международный Образовательный Институт и др. В Великобритании эту функцию выполняет Британский Совет. В функции таких организаций может быть включено 1) пропаганда уровня образования в стране, 2) пропаганда культуры страны, 3) предоставление особых стипендий, 4) организация языковых курсов, 5) упрощение приема в высшие учебные заведения.
Выводы:
1. Средняя цена на образовательные услуги в Азербайджане очень высокая, и не делает страну конкурентоспособной на рынке образовательных услуг;
2. В Азербайджане с ростом ВВП на душу на-
селения, экспорт образовательных услуг вырос незначительно. С другой стороны, эта сумма обладает очень маленьким удельным весом, как в объеме общего ВВП, так и в объеме ненефтяного ВВП.
3. Доходы Азербайджана от экспорта образовательных услуг росли параллельно росту ВВП. Однако этот рост происходил не за счет роста числа иностранных студентов, а за счет роста цен на внутренние потребительские товары и оплату услуг. Такой рост цен может привести к тому, что в будущем, число иностранных студентов не вырастет, а наоборот, уменьшится.
4. Доля экспорта образовательных услуг Азербайджана, и в общем экспорте, и в экспорте ненефтяных товаров, очень мала.
5. Необходимо осуществление серьезных мер для повышения конкурентоспособности Азербайджана в сфере образовательных услуг.
Примечания
1 В статье объем таких транспортных расходов и доходы экономики страны от этой сферы не рассматривались.
2 Если ежемесячные расходы на проживание одного человека в 2004 году составляли от 20 долларов США до 100 долларов США, то в 2012 году эта цифра, выросла соответственно, от 100 долларов США до 300 долларов США. Таким образом, в таблице, на 2004 год в среднем рассчитано 6 долларов США, а на 2012 год - 200 долларов США. Годовые расходы рассчитаны как 12 кратное произведение ежемесячных расходов.
3 Эти цифры по различным университетам различны. Самая низкая оплата - в государственных высших учебных заведениях. Здесь показана средняя цена годовой оплаты за обучение в государственных и негосударственных высших учебных заведениях.
4 Здесь курс Азербайджанского маната по отношению к доллару США вычислялись по данным Государственного Комитета Статистики 1$=0,8581AZN (2007); 1$=0,8216AZN (2008); 1$=0,8037АЖ (2009); 1$=0,8026АЖ (2010); 1$=0, 7856 AZN (2012)
5 По данным Государственного Комитета Статистики, численность населения Азербайджана была 8666,1 тыс. (2007), 8779,9 тыс. (2008), 8897 тыс. (2009), 8997,6 тыс. (2010), 9235,1 тыс. (2012)
Библиографический список
1. Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг. Москва 2008.
2. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. - М: Центр социального прогнозирования, 2007.
3. Подготовка для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Информационно-аналитические и методические материалы, М., МО РФ, 1999.
4. Всемирный доклад по образованию 2007. http:/ /www.uis.unesco.org/template/pdf/ged/2007/ GED2007_rus.pdf
5. www.unesco.org/education
6. OECD Working paper. Trade in educational services: Trends and emerging issues by Kurt Larsen, John R. Martin, and Rosemary Marris, May 2002.
7. Еженедельная газета «Биржа». 2004-2013 годы.
8. http://www.azstat.org/MESearch/pdfdetSec.jsp
9. http://databank.worldbank.org/data/views/ reports/tableview. aspx
10. http://www. stat. gov. az/source/demoqraphy/ .1.4. Изменение численности населения.
11. http://www.stat.gov.az/source/ system_nat_accounts/. 10. Валовой Внутренний Продукт - в манатах, долларах и евро.
12. h t t p : / / w w w . s t a t . g o v . a z / s o u r c e / system_nat_accounts/. 7.1. Производство Совокупного внутреннего продукта в нефтяном и ненефтяном секторах экономики
13. http://www.nafsa.org/_/file/_/eis2011/usa.pdf
14. http://www.azstat.org/MESearch/pdfdetSec.jsp
Gulaliyev М., Manafova E. EXPORT REVENUES OF AZERBAIJAN FROM EDUCATION SERVICES
The article investigates export revenues of Azerbaijan from education services and some factors that impact to the education services market in the country. As well as the article analyzes correlation between these revenues and number of the foreign students, GDP and non-oil GDP. The authors came to the conclusion that increasing of GDP and non-oil GDP of Azerbaijan economy stimulate increasing of the revenues from export of education services, but heavy prices of life in the country have an unfavorable effect on competitiveness.
Keywords: market of education services, export of education services, gross domestic product, number of foreign students, cost of education services.