Научная статья на тему 'Вопросы конкурентоспособности и кластерного развития экономики Азербайджана в региональном аспекте'

Вопросы конкурентоспособности и кластерного развития экономики Азербайджана в региональном аспекте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
13
Поделиться
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / РЕГИОНЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛАСТЕРЫ / ДИНАМИКА / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Ш.Т.

В Азербайджане после распада СССР вопросы конкурентоспособности и устойчивого развития экономики страны приобрели особую значимость. Проанализированы проводимые за последние 10 лет экономические реформы и ряд макроэкономических показателей страны. Указана динамика ВВП, внешнеторговый оборот, основные внешнеторговые партнеры, структура ВВП, отраслевая структура промышленной продукции, объем инвестиций в экономику Азербайджана. Сделан вывод о том, что модернизация и обновление промышленных секторов в контексте перехода к инновационной экономике, особенно регионов страны, позволит применить эффективные экономические инструменты, в том числе кластеры, для устойчивого и последовательного развития регионов страны и в целом экономики Азербайджана.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиев Ш.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Вопросы конкурентоспособности и кластерного развития экономики Азербайджана в региональном аспекте»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ВОПРОСЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Ш. Т. АЛИЕВ, кандидат экономических наук,докторант Азербайджанского государственного

экономического университета, директор Центра занятости г. Сумгаит Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики E-mail:shafaaliyev@gmail.com

Проанализированы проводимые в Азербайджане за последние 10 лет экономические реформы и ряд макроэкономических показателей страны. Указана динамика ВВП, внешнеторговый оборот, основные внешнеторговые партнеры, структура ВВП, отраслевая структура промышленной продукции, объем инвестиций в экономику Азербайджана. Сделан вывод о том, что модернизация и обновление промышленных секторов в контексте перехода к инновационной экономике, особенно регионов страны, позволят применить эффективные экономические инструменты, в том числе кластеры, для устойчивого и последовательного развития регионов страны и в целом экономики Азербайджана.

Ключевые слова: Азербайджан, регион, конкурентоспособность, кластер, динамика, макроэкономический показатель, промышленность, инвестиции, внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, диверсификация, инновации.

В период независимости после распада СССР Азербайджан пытается проводить самостоятельное национальное экономическое развитие с формированием собственной экономической модели. В стране во всех отраслях и сферах экономики успешно проводятся экономические реформы, которые способствовали повышению конкурентоспособности Азербайджана среди стран мира. Азербайджан в современных условиях становится

страной — лидером в регионе, инициатором многих крупных региональных, энергетических и транспортных проектов. В стране за последние 5 лет — в 2003—2008 гг. — наблюдалось динамичное развитие по всем социально-экономическим сферам, и страна успешно интегрировалась в различные престижные международные структуры и заняла прочное место среди динамично развивающихся стран мира. За 5 лет экономика Азербайджана возросла в 2,6 раза, бюджетные расходы — более чем в 10 раз. Резко снизился уровень бедности. Благодаря созданным 766 тыс. рабочих мест решено подавляющее большинство проблем, связанных с безработицей. Экономика Азербайджана укрепляется каждый год, проводится индустриализация реальных секторов экономики с применением самого высокотехнологичного оборудования и элементов инновационной экономики. По итогам 2008 г. Всемирный банк представил Азербайджан как страну-реформатора номер один. Иностранные инвесторы с большой уверенностью вкладывают средства не только в добывающие отрасли (нефть и газ), но и в ненефтяной сектор экономики страны. Эти средства исчисляются миллиардами долларов США. Страна уверенно интегрируется в мировые сообщества, в мировую экономику, и повышается конкурентоспособность Азербайджана в целом [9].

Следует отметить, что ВВП страны за 2000— 2008 гг. вырос в 8,8 раза и составил 46, 3 млрд долл. США (табл. 1)

Наряду с ростом ВВП значительно улучшился ряд других макроэкономических показателей страны, особенно в 2003—2008 гг. (табл. 2).

Более того, в условиях мирового кризиса и экономического спада Азербайджан наименее подвержен негативным последствиям и, по прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), рост ВВП Азербайджана в 2009 г. ожидается на уровне 2,5%. В то же время для сравнения, согласно прогнозам МВФ, в регионе Центральной Азии и Кавказа рост ВВП составит 0,9%, тогда как в 2008 г. этот показатель составил 6,3 %. Кроме того, по прогнозам МВФ, Азербайджан в 2010г. будет в регионе лидером по темпам роста ВВП (прогнозируется на уровне 12,3 %). Ano прогнозам самого правительства Азербайджана на 2009 г., рост ВВП составит 10 %. Еще один престижный финансовый институт — Всемирный Банк — прогнозирует рост ВВП Азербайджана в 2009г. на 10,4%, в 2010г. -7,8%. А Азиатский банк развития на 2009г. прогнозирует рост ВВП Азербайджана на уровне 8 %, на2010г. — 6,7%.

Таблица 1

Динамика ВВП Азербайджанской Республики за 2000-2008 гг.

Год Объем, млн долл. США ВВП на душу населения, долл.

2000 5 272,8 665,7

2001 5707,7 714,3

2002 6 235,9 774,4

2003 7 276,0 896,8

2004 8 680,4 1 060,3

2005 13 238,7 1 600,4

2006 20 983,0 2 508,5

2007 33 050,3 3 906,1

2008 46 258,2 5 403,9

Таблица 2

Ряд основных макроэкономических показателей Азербайджанской Республики, в процентах к предыдущему году

Показатель Год

2003 2004 2005 2006 2007 2008

ВВП 111,2 110,2 126,4 134,5 125,0 110,8

Продукция 106 106 134 137 124 106

промышленности

Инвестиции в 174 135 117 115 124 134

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основной капитал

Экспорт в страны СНГ 136 185 147 103 119 147

Импорт из стран СНГ 131 141 120 145 91 123

По мнению многих экспертов, Азербайджан, сохраняя стратегические и дружеские отношения со многими странами бывшего СССР (Россия, Казахстан, Беларусь, Украина, Грузия и т.д.), стал важным партнером в регионе (особенно с Турцией) и для Евросоюза в областях энергетики, транспорта и окружающей среды в целом по всем вопросам регионального аспекта. По итогам 2008 г. Азербайджан имел торгово-экономические связи со 140 странами мира, и общий оборот внешней торговли составил 54,9 млрд долл. (из них экспорт — 47,7 и импорт — 7,2 млрд долл.). По сравнению с 2007 г. объем внешнеторгового оборота вырос в 4,7 раза [7]. В целом за 2003—2008 гг. внешнеторговый оборот страны возрос более чем в10 раз (табл. 3).

Следует отметить, что в общем внешнеторговом обороте Азербайджанской Республики (54,9 млрддолл.) в 2008г. доля стран СНГ составляет 3,9 млрддолл., или всего 2,1 % (табл. 4).

Стоит отметить, что в числе 10 основных внешнеторговых партнеров Азербайджана всего одна страна СНГ — Российская Федерация (табл. 5).

Таблица 3

Динамика внешнеторгового оборота Азербайджанской Республики за 2003—2008гг., млн долл.

Год Внешнеторговый оборот В том числе Сальдо (экспорт-импорт)

Импорт Экспорт

2003 5 216,6 2 626,2 2 590,4 -35,8

2004 7 131,4 3 515,9 3 615,5 99,6

2005 8 558,4 4211,2 4 347,2 136,0

2006 11 638,9 5 266,7 6 372,2 1 105,5

2007 11 771,7 5 713,5 6 058,2 344,7

2008 54 922,8 7 166,6 47 756,2 40 589,6

Таблица 4

Структура внешнеторгового оборота Азербайджанской Республики по группам стран в 2008 г., млн долл.

Внешне- Тор-

Страны по группам торговый оборот Импорт Экспорт говый баланс

Страны с переходной 4546,2 2376,0 2 170,2 -205,9

экономикой

В том числе:

страны СНГ 3 959,3 2 340,0 1 619,2 -720,9

страны 586,9 35,9 551,0 51,5

Центральной и Восточной Гвропы

Страны сразвитой 40232,6 2 747,9 37484,7 34 736,9

рыночной экономикой

В том числе страны 29 217,6 2 128,3 27 089,3 24 961,0

Западной Гвропы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развивающиеся 10140,9 2 039,5 8101,3 6 061,8

страны

Всего... 54919,7 7163,5 47 756,2 40592,8

Таблица 5

Основные внешнеторговые партнеры Азербайджанской Республики в 2008 г.

Страна Торговый оборот Импорт Экспорт Торговый баланс

Млн долл. Доля в общем объеме, % Млн долл. Доля в общем объеме, % Млн долл. Доля в общем объеме, %

Италия 19 408,7 35,3 188,5 2,6 19 220,1 40,2 19 031,6

США 6 280,4 11,4 266,1 3,7 6 014,3 12,6 5 748,1

Израиль 3 685,9 6,7 80,0 1,1 3 605,8 7,6 3 525,8

Индия 2 542,9 4,6 110,4 1,5 2 432,5 5,1 2 322,1

Франция 2 555,4 4,5 132,7 1,9 2 322,7 4,9 2 189,9

Россия 1 932,6 3,5 1 349,7 18,8 582,9 1,2 -766,9

Испания 1 525,7 2,8 28,0 0,4 1 497,7 3,1 1 469,6

Нидерланды 1 433,7 2,6 80,3 1,1 1 353,4 2,8 1 273,1

Турция 1 433,5 2,6 807,3 11,3 626,2 1,3 -181,2

Индонезия 1 416,7 2,6 5,6 0,1 1411,1 3,0 1 405,5

Все страны 54919,7 100 7163,4 100 47 750,2 100 40592,8

Анализ показывает, что между Азербайджаном и Россией сотрудничество во всех отношениях оценивается на уровне стратегического партнерства. Россия в общем торговом обороте Азербайджана составляет 3,5 % и занимает 6-ю позицию. Однако по импорту Азербайджана Россия занимает 1-е место и имеет долю 18,8%. Кроме того, имеются большие потенциальные возможности усиления сотрудничества как промышленного и производственного характера, так и научного, которые могут стать серьезным стимулом для ускорения перехода к инновационной экономике хозяйственных и научных субъектов обеих стран. Тем самым могла бы быть обеспечена конкурентоспособность во многих видах деятельности в этих странах. Более того, имеются большие резервы по углублению сотрудничества и расширению торгово-экономических отношений между двумя странами в условиях глобальной конкуренции за счет расширения взаимопоставок продукции промышленных отраслей [2].

Однако, как показывают результаты исследования, Азербайджану (как и другим постсоветским республикам) потребуется немало усилий, чтобы обеспечить устойчивый имидж конкурентоспособной страны и кластерного развития экономики страны по пути перехода к инновационной экономике [6].

Дело в том, что, как и в других странах постсоветского пространства с переходной экономикой, в Азербайджане имеется необходимость освоения современных методов и приоритетных стратегий рационального использования природных ресурсов и производственного потенциала посредством активного включения страны в процесс международного разделения труда, мирохозяйственные отношения и ускоренного перехода к элементам

инновационной экономики и пр. Как известно, в начале 1990-хгг. американский экономист М. Портер фундаментально отразил все изменения на мировых товарных рынках в условиях глобальной конкуренции в исследованиях по конкурентным преимуществам стран. Теория М. Портера привлекает внимание теми особенностями отдельных стран, которые выступают в качестве доминантных преимуществ и являются успехом национальной экономики. Благодаря доминантным преимуществам страна активно интегрируется в мировые конкурентоспособные среды, формируется национальная среда, которая способствует созданию конкурентных преимуществ, которые М. Портер называл детерминантами конкурентного преимущества и которые более всего сосредоточиваются в обрабатывающих отраслях промышленности.

Следует подчеркнуть, что топливно-энергетические и сырьевые отрасли Азербайджана считаются более конкурентоспособными, нежели обрабатывающие. Исследования дают возможность сделать вывод о том, что многие отрасли перерабатывающей промышленности в Азербайджане неконкурентоспособны не только на внешних, но и на внутренних рынках (нефтехимия, черная металлургия, нефтегазовое машиностроение, приборостроение и пр.). В них не применяют современных технологий, не обеспечена модернизация промышленных установок, производственных мощностей, эти отрасли далеки от инновационных элементов, в них разрушены связи с научно-исследовательскими учреждениями и т.д. По этой причине только за 2003—2008 гг. доля перерабатывающей промышленности в структуре ВВП страны постоянно падала, и за этот период с 8,6 упала до 4,2%, при этом за этот период доля добывающей отрасли в структуре ВВП почти удвоилась (табл. 6).

Таблица 6

Структура ВВП Азербайджанской Республики по экономическим секторам за 2000—2008гг., %

Отрасль, показатель Год

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1. Сельское хозяйство, охота и лесоводство 15,9 12,2 10,8 9,0 6,7 6,4 5,7

2. Рыболовство 0,2 0,2 0,2 0,2 0,4 0,1 0,1

3. Промышленность, всего 36,0 37,2 38,3 47,5 57,3 59,5 54,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.1. Добывающая отрасль и обработка залежей в целом 27,6 27,5 29,0 39,4 50,9 53,7 52,5

В том числе добыча нефти и природного газа 27,6 27,5 28,9 39,3 50,8 53,6 52,5

3.2. Перерабатывающая промышленность 5,3 8,6 8,3 7,2 5,8 5,0 4,2

3.3. Производство электроэнергии, газом и водой 3,1 1,1 1,0 0,9 0,6 0,8 0,7

4. Строительство 6,5 11,2 12,5 10,0 7,7 6,7 7,6

5. Торговля, общественное питание и гостиницы 6,7 7,6 7,7 6,9 5,9 5,6 6,0

6. Транспорт, складское хозяйство и связь 12,0 10,0 9,5 8,1 6,6 7,3 7,0

7. Социальные и прочие услуги 16,5 13,8 13,8 10,6 9,9 7,8 9,1

8. Чистая прибыль 6,2 7,8 7,2 7,7 5,5 6,6 7,1

Всего... 100 100 100 100 100 100 100

Более того, Азербайджан еще не является членом Всемирной торговой организации (ВТО), поэтому страна лишена режима благоприятных торгово-экономических отношений в большинстве стран-партнеров. Однако, не решив проблемы конкурентоспособности своей основной промышленной продукции и продукции других ненефтяных секторов, Азербайджан не может выполнять многие обязательства по всему пакету соглашений Уругвайского раунда, которые подлежат обязательному выполнению для всех членов ВТО, если Азербайджан станет членом этой организации. Ведь, став членом ВТО, насчитывающей около 150 государств, Азербайджан мог бы получить больше перспектив для выгодного участия в международном разделении труда, привлечения иностранных инвестиций, диверсификации всех секторов экономики страны, расширения инновационной среды, применения новых экономических инструментов, высокотехнологических процессов и разработок, кластеров и прочих активных элементов инновационной экономики. Именно исходя из этих особенных факторов, перед Азербайджаном стоит стратегическая задача умелого использование нефтяного фактора, обеспечения динамичного и ускоренного развития других секторов экономики страны, особенно путем повышения конкурентоспособности экономики страны в региональном аспекте.

Как известно, в Азербайджане сильно развита добывающая промышленность, а если быть конкретным, Азербайджан — нефтедобывающая страна и, естественно, экономика страны подвержена влиянию нефтяного фактора [5]. Другими словами, колебание цены на мировом рынке может серьезно влиять на все макроэкономические показатели страны, особенно на доходные части бюджета стра-

ны. Более того, в связи с финансовым кризисом и падением цены на нефть в несколько раз страна лишится львиной доли нефтяных доходов. И эти процессы приведут к замедлению экономических реформ и решения социально-экономических проблем, реализации крупномасштабных инвестиционных и инфраструктурных проектов и пр. [4]. С целью применения превентивных и опережающих мер по снижению зависимости страны от нефтяного фактора и от последствий финансового (экономического) кризиса в мире требуется диверсификация отраслей экономики Азербайджана и в том числе ускорение перехода к инновационной экономике. В ходе реализации такого рода масштабной стратегической задачи особое значение имеет повышение конкурентоспособности регионов страны, которое могло бы придать дополнительный импульс ускоренному развитию экономики Азербайджана в целом, обеспечить его конкурентоспособность на мировых пространствах [3]. Например, взамен сырьевых ресурсов (той же самой нефти или первичного алюминия) в условиях глубокой переработки может производиться несколько десятков наименований конкурентоспособной промышленной продукции с экспортной ориентацией и высокой рентабельностью.

Как видно из табл. 7, если доля добывающей промышленности в структуре промышленной продукции в Азербайджане в 2000г. составила 53,5 %, то эта цифра в 2008 г. была на уровне 64,3 %. За этот период доля перерабатывающей отрасли упала с 31,3 до 28 %. В то же время необходимо отметить увеличение доли перерабатывающей промышленности в 2008 г. по сравнению с 2007 г., которое соответственно составляло28,0и 26,8 %. Крометого, многие виды этой продукции не только покрывают

Таблица 7

Отраслевая структура промышленной продукции в Азербайджанской Республике за 2000—2008гг., %

Отрасль Год

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Добывающая 53,5 52,5 50,7 55,2 61,0 65,5 64,3

отрасль

Перерабатываю- 31,3 31,5 34,2 32,8 29,0 26,8 28,0

щая отрасль

Производство и 15,2 16,0 15,1 12,0 10,0 7,7 7,7

распределение

электроэнергии,

газа и воды

Всего... 100 100 100 100 100 100 100

внутренние потребности страны, но и имеют импортозамещающие функции, тем самым создавая благоприятную ситуацию для сбалансирования и расширения ассортимента элементов внешнеторгового оборота страны, где в последние годы доля нефти и нефтепродуктов превысила 90 %. Следует подчеркнуть, что для развития ненефтяного сектора и особенно для повышения роли экономических процессов в стране проводятся масштабные работы. Осуществляются грандиозные структурные преобразования отстающих территорий и подтягивание всех секторов экономики страны к уровню современныхтехнологий, инновационной среды.

Известно, что в ближайшие 15—20 лет стратегическими задачами, стоящими перед постсоветскими республиками и Азербайджаном, являются:

• обеспечение устойчивого вхождения в мировую экономику;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• завершение перестройки унаследованной от советских времен производственной структуры и методов управления экономикой;

• ускорение перехода всех отраслей экономики на полноценные рыночные отношения (без субсидий, дотаций и пр.);

• обеспечение высокого научно-технического уровня, применение современных и новейших технологических процессов и оборудования;

• развитие инновационной среды, реализация элементов инноваций во всех отраслях экономики;

• обеспечение кластерного развития всех отраслей и регионов страны.

Стоит отметить, что Азербайджан, как и другие постсоветские республики, не вошел в число самых конкурентоспособных 50 стран мира. В этом списке Россия занимает 51-е место, Казахстан — 66-е, Азербайджан — 69-е, Украина — 79-е место, а другие страны СНГ расположились еще на более низких позициях.

Исследования показывают, что постсоветские республики в период повышения цены на природные и сырьевые ресурсы на мировых рынках, получив достаточно крупные быстрые доходы, вошли в число благополучных стран мира, и за счет стремительного роста макроэкономических показателей эти страны укрепили свои позиции в числе конкурентоспособных. Однако наилучший результат среди постсоветских республик в числе конкурентоспособных стран показала Россия, занявшая 43-е место (в 2007г.). С провалом цены на нефть на мировом рынке эти страны сдали свои позиции и опустились на еще более низкие ступени в числе конкурентоспособных стран мира.

Анализ показывает, что в условиях глобальной конкуренции в мире, трансформации многих сфер общества и экономики, в том числе в условиях экологических и демографических ограничений, ужесточается борьба за укрепление своих позиций в числе самых конкурентоспособных стран. Более того, в этих процессах особое значение имеет полноценное развитие страны в целом в отраслях экономики, социальной сферы, применение инновационной среды и кластеров во всех отстающих территориях (регионах) страны и отраслях экономики. В Азербайджане число трудоспособного населения составляет 5,5 млн чел., или почти 65 % всего населения страны. Из них около 4 млн чел. (73 %) относятся к экономически активной категории населения. Последние годы, как было отмечено ранее, особое внимание уделяется социально-экономическому развитию регионов страны, где одним из главных критериев стало эффективное использование трудовых ресурсов в регионах, применение инновационного и кластерных элементов.

Следует отметить, что Азербайджан, с учетом экономико-географического расположения природных ресурсов, полезных ископаемых, заселенности территории, административно-территориального деления, а также специфического исторического развития, делится на 10 экономических районов (Апшеронский, Гянджа-Казахский, Шеки-Закатальский, Ленкоранский, Куба-Хачмасский, Аранский, Верхне-Карабахский, Кельбаджар-Ла-чинский, Горный Ширван и Нахичеванский). В этих экономических районах добывается нефть и газ, развита нефтехимическая и химическая промышленность, тяжелая промышленность, черная и цветная металлургия, энергетика, машиностроение, электротехника, легкая и пищевая промышленность, строительная промышленность, транспортная инфраструктура, развиты отрасли сельского

хозяйства (молочно-мясное животноводство, птицеводство, овцеводство, виноградарство, садоводство, табаководство, чаеводство, зерноводство, хлопководство и т.д.). За 2004—2008гг. выполнена первая государственная программа социально-экономического развития регионов страны, и осуществлены инвестиции в размере 8,4 млрд долл. В целом объем вложенных инвестиций в экономику Азербайджана за 2000—2008 гг. составляет 54,4 млрд долл., из них 32,3 млрддолл. составляют иностранные инвестиции (табл. 8).

За этот период в стране создано 27,5 тыс. новых предприятий, открыто более 547,5 тыс. новых постоянных рабочих мест, уровень бедности снизился с 49 до 13 %. В этот период производство товаров ненефтяного сектора выросло в 1,8 раза, промышленное производство — в 2,5 раза и, что отрадно, играющее важную роль в продовольственном обеспечении страны производство сельского хозяйства — на 25,2 %, доходы населения — в 4 раза. В регионах страны создано 500 различных инфраструктурных объектов, впервые отмечались комплексные подходы к развитию отстающих регионов. Более того, в ряде районов и отраслей сельского хозяйства, в частности, по производству молочных изделий, соков, консервов и мясных изделий, чаеводству и табаководству наблюдался комплексный подход к объединению усилий предпринимателей, инвесторов, местных производителей, банковских и промышленных структур в контексте реализации кластерного подхода, к развитию отдельных отраслей для покрытия внутренних потребностей в стране и увеличения ее экспортного потенциала. Ведь как раз под экономическим кластером во многом понимаются факторы образования структуры предприятий, объединенных едиными материальными, финансовыми и информационными потоками. Эти процессы концентрируются на некоторых территориях (районах) группой взаимосвязанных компаний, в том числе, поставщиками оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктурой, научно-исследовательскими учреждениями, вузами и прочими организациями, взаимодополняющими друг друга и усиливающими

конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Применение кластеров в регионах страны нацелено на их стратегическое развитие, повышение производительности, расширение инновационной среды, повышение конкурентоспособности, увеличение прибыли и доходов, усиление занятости, снижение уровня безработицы, бедности и т.д. Кластерная политика как новый прогрессивный экономический рычаг может помочь государственной политике в ускорении социально-экономического развития регионов, особенно отстающих территорий, помочь в ликвидации искусственных барьеров при расширении инновационной среды, применению других новых экономических инструментов (в частности, технопарков, особых или специальных экономических зон и пр.), увеличению потока инвестиций в эти регионы [8].

Если рассмотреть кластерную политику с точки зрения теории и практической эффективности, то концентрация целого комплекса производства в рамках кластера по мнению критиков кластерной политики может уменьшить устойчивость региональной экономики и снизить диверсифицированность. Однако на практике во многом получается обратное. Например, в Азербайджане применение ряда элементов кластерных предприятий (производств) в регионах стимулировало всеобщую активность местных и региональных субъектов хозяйствования, фермерских хозяйств и других предпринимательских структур, и в результате наметилось ускоренное развитие производства, других отраслей экономики (услуги, туризм и прочие), и повысилась конкурентоспособность регионов страны, в том числе и за пределами Азербайджана, участие в мировых товарных рынках, в международном разделении труда и пр.

Стоит отметить, что пока кластерная политика не стала одним из главных приоритетных рычагов в государственной политике Азербайджана по социально-экономическому развитию регионов страны. Эта ситуация прежде всего объясняется ма-лоизученностью мирового опыта по применению кластерной политики и отсутствием полноценной концепции по кластерной политике. Следует от-

Таблица 8

Инвестиции в экономику Азербайджанской Республики за счет всех источников в 2000—2008гг., млн долл.

Инвестиции Год

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Инвестиции за счет всех источников 1441,4 4 326,4 5 922,7 7 118,5 8 300,4 12 066,1 15 192,1

В том числе: иностранные инвестиции 927,0 3 371,0 4 575,5 4 893,2 5 052,8 6 674,3 6 847,4

внутренние инвестиции 514,4 955,4 1 347,2 2 225,3 3 247,6 5 391,8 8 344,7

метить, что элементы кластерной политики стали появляться в других постсоветских республиках. Например, в России элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, в Казахстане в настоящее время имеется ряд успешных примеров этого подхода в отраслях добывающей промышленности [1].

Исследования дают возможность предположить, что если Азербайджан (да и другие постсоветские республики) предпримет дополнительные усилия к изучению положительных тенденций кластерной политики других стран мира (США, Китай и др., в которых экономическое процветание началось именно в регионах, в отраслях сельского хозяйства), и прибавит к этому последствия экономических трансформаций, глобальной конкуренции в мире с учетом мировых экономических спадов и финансового кризиса, то возможно успешное применение этого эффективного экономического рычага для повсеместного устойчивого и последовательного развития регионов страны с повышением их конкурентоспособности в ближайшие годы. Тем более, в Азербайджане недавно утверждена II Государственная программа социально-экономического развития регионов страны на 2009—2013 годы в целях дальнейшего улучшения уровня инфраструктурных услуг, повышения уровня жизни населения, привле-ченияиностранныхинвестиций [8].

Кроме того, в последние годы в Азербайджане расширяется инновационная среда, и предполагается создание региональных инновационных центров, технопарков, особых экономических зон и пр., которые дадут весомые стимулы к повышению конкурентоспособности и ускорят применение кластеров в экономике Азербайджана.

Список литературы

1. Абуев Н. Экономика Казахстана. Кластерное развитие. URL: http://www. zonakz. net.

2. Алиев ЖТ.Важнейшие факторы развития торгово-экономических отношений между Азербай-

джаном и Россией / Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 4. С. 22—27.

3. Алиев Ш. Т. Важность перехода к инновационной экономике промышленности Азербайджана в условиях экономического кризиса. Материалы II Всероссийской научно-практической заочной конференции «Инновационное развитие и промышленная политика», 18—29 мая 2009 г. Биробиджан, Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Алиев Ш. Т. Влияние финансового кризиса мира на экономические процессы Азербайджанской Республики // Финансы и кредит. 2009. № 8. С. 78-82.

5. Алиев Ш. Т. Вопросы экономического роста и финансовых ресурсов Азербайджана в контексте нефтяного фактора // Финансы и кредит. 2008. № 30. С. 61-64.

6. Алиев Ш. Т. Современные проблемы повышения конкурентоспособности промышленных секторов экономики Азербайджана в условиях перехода к инновационной экономике. Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономического развития Украины в условиях глобализации». Винницкий торгово-экономический Институт. Винница (Украина). 24 апреля 2009 г. С. 382-388.

7. Материалы Государственного статистического комитета Азербайджанской Республики. URL: http://www.azstat.org.

8. Материалы Министерства экономического развития Азербайджанской Республики. URL: http://www. economy.gov.az.

9. Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики. URL: http://www.president.az.

10. Aliyev Sh. Т. The Perspectives of Enforcement of the Special Economic Zones Role in Acceleration of Extension of the Social-Economic Problems in Azerbaijan in the Context of the Experience of Poland. Materials of X 3nternational Scientific Conference of Economics — E-society in Central and Eastern Europe, Nalchenov. May 11—13,2009. P. 409-412.