УДК 378
Д.Е. Куцых*
МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПОЛИТИКА РОССИИ
Рассматриваются тенденции развития мирового рынка образовательных услуг и место в нем Российской Федерации. Анализируется государственная политика по расширению экспорта российских образовательных услуг.
Ключевые слова: мировой рынок образовательных услуг, государственная политика, Россия, федеральный университет.
International education market: modern trends and Russian policy. DARIA E. KUTSYKH (Far Eastern Federal University, Vladivostok).
This article performs the modern trends of international education market and the place of Russian Federation at this market. There have been analyzed the government policy in expansion of Russian educational services.
Key words: international education market, government policy, Russia, federal university.
Конец XX - начало XXI вв. ознаменовали собой эпоху важных перемен во многих сферах общественной жизни: экономике, политике, культуре, образовании. Не в последнюю очередь к их числу относится существенное увеличение значимости знаний, информации, а вместе с ними и человеческого капитала, которые превращаются сегодня в один из главных факторов дальнейшего развития общества.
В этих условиях современное образование приобретает новое качество и характеризуется новыми тенденциями. К числу последних, по мнению большинства отечественных и зарубежных специалистов, относятся гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, коммерциализация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация и непрерывность. Данная статья посвящена рассмотрению одной из них - коммерциализации высшего образования, а точнее, мировой торговле образовательными услугами и участии в ней российских вузов.
В 1995 г. Всемирной торговой организацией (ВТО) было принято Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), содержащее принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами, а также Классификационный перечень секторов услуг, в котором образовательные услуги впервые были выделены в отдельный сектор. С этого момента можно говорить о сформировавшемся в основных чертах мировом рынке образовательных услуг и упорядочении принципов его регулирования. Мировой рынок образовательных услуг, как полагают И.А. Айдрус и В.М. Филиппов, представляет собой «совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а так же образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках»[1, с. 5].
Образование в XXI в. становится одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами. По данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2009 г. количество сту-
*КУЦЫХ Дарья Евгеньевна, специалист Департамента обеспечения международного образования (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected] © Куцых Д.Е., 2013
дентов, выезжающих за рубеж с целью получить высшее образование, по сравнению с 2006 г. выросло на 22% и достигло 3,369,242 чел. [14, с 198]. К 2025 г., согласно прогнозу ЮНЕСКО, численность иностранных студентов достигнет 7,2 млн чел. [14, с. 10]. Лидерами мировой торговли образовательными услугами являются страны Северной Америки, Западной Европы и некоторые другие государства АТР Почти 60% от общего количества иностранных граждан, получающих образование за рубежом, приходится на США (19,6%), Великобританию (11%), Австралию (7,6%), Францию (7,4%), Германию (6%), Японию (4%), Россию (4%) [14, с. 194]. Несмотря на то что список стран-лидеров мировой торговли образовательными услугами на протяжении последних десятилетий практически не меняется, существует тенденция к сокращению их доли на рынке. Например, по сравнению с 2006 г. доля США сократилась на 1,6%, Великобритании - на 1%, Германии - на 3,4%, Франции - на 2,6%. Одновременно с этим появляются новые региональные страны-лидеры по обучению иностранных граждан: КНР (1,8%), Республика Корея (1,5%), Малайзия (1,2%) и Сингапур (1,2%) [14, с.196].
Практически 30% всех иностранных студентов, выезжающих за рубеж, приходится всего на 4 страны: КНР (15,1%), Республика Корея (3,7%), Индия (5,8%), Германия (2,7%) [14, с. 204]. Специальности, которые студенты выбирают для обучения за рубежом, это бизнес и управление (23%), инженерные науки (14%), гуманитарные науки и искусство (14%), социальные науки и право (13%) [16]. Основными сегментами мирового рынка образовательных услуг являются услуги в области начального, среднего и высшего образования, услуги по образованию для взрослых и иные, не включенные в другие сегменты, образовательные услуги.
В соответствии с положениями ГАТС торговля образовательными услугами осуществляется четырьмя способами, в число которых входят [13]:
1. «Потребление за рубежом». Предполагает перемещение потребителя в страну, где производится услуга. В отношении образовательных услуг это получение образования лицами на территории иностранного государства. Данный способ наиболее распространен на мировом рынке образовательных услуг.
2. «Трансграничный» способ. В этом случае границу пересекает только сама услуга, а потребитель и производитель в этот момент находятся на территории разных государств. Применительно к образованию это получение дистанционного образования. Такой способ поставки услуг стал возможным в результате развития коммуникационных технологий.
3. «Коммерческое присутствие». Организация поставщиком услуги одной страны коммерческого присутствия на территории другой, где должна оказываться услуга. Например, учреждение филиалов, представительств на территории других государств. Данный способ становится все более привлекательным для стран-экспортеров, т. к. позволяет охватывать те группы иностранных граждан, которые не имеют возможности выехать за рубеж для получения образования. К примеру, с сентября 2006 г. количество филиалов кампусов зарубежных университетов в мире увеличилось на 43% [4].
4. «Присутствие физических лиц» предполагает перемещение физических лиц с территории одного государства на территорию другого для оказания услуги. В отношении образовательных услуг это мобильность преподавателей для работы за границей.
Расширение экспорта образовательных услуг стало одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики многих стран. Растущий интерес государств к развитию данного сегмента мирового рынка услуг можно объяснить рядом причинами.
Во-первых, обучение иностранных граждан в вузах страны в настоящее время приносит все большие экономические выгоды в виде платы за обучение, проживание, питание, транспорт, развлечения и т. д. Например, в 2008 г. образование было третьей по величине статьей экспорта в Австралии, пятой статьей - в США и Великобритании [15]. В 2008 г. доходы от обучения иностранных граждан в Австралии составили 12,6 млрд долл. США [15], в Соединенных Штатах -20 млрд долл. США [17], в Великобритании -14,1 млрд фунтов стерлингов [12].
Во-вторых, в борьбе за привлечение иностранных студентов учебные заведения стремятся обеспечить качество образования в соответствии с международными требованиями. Включение
в образовательный процесс международных компонентов неизбежно приводит к реформированию системы подготовки специалистов и повышению конкурентоспособности образовательного учреждения в международном образовательном пространстве.
В-третьих, подготовка кадров для зарубежных стран приобретает все большее значение в части распространения государством своих достижений в области науки и технологий, языка, ценностей и культуры, которые тем или иным образом оказывают влияние на формирование имиджа и положения страны в мировом сообществе.
Наконец, как отмечают Л.Ю. Горшкова, И.Н. Зорников, О.В. Воинова, иностранные студенты становятся также важным источником увеличения численности населения, средством улучшения демографической ситуации и трудового потенциала страны [6]. Так, проводя активную иммиграционную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 млн высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств [11].
В конце 80-х гг. СССР занимал третье место после США и Франции по количеству обучаемых иностранных студентов (126,5 тыс. чел., или 10,8% от общемировой численности иностранных студентов) [3, с. 350 ]. Основной контингент иностранных граждан, получающих российское образование, приходился на дружественные СССР страны. Доля студентов из Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы составляла практически 80% [2]. Наиболее популярными специальностями, которые выбирали для обучения иностранные студенты, являлись инженерно-технические (53%), естественнонаучные и социально-гуманитарные (18%), медицина и фармацевтика (17%) [3, с. 29]. Основным способом предоставления советскими учебными заведениями образовательных услуг было обучение иностранных граждан по программам среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения, а также в качестве слушателей и стажеров на территории СССР.
Кроме того, СССР довольно активно проводил политику по обучению иностранных граждан на территории страны проживания, оказывая экономическое и техническое содействие
странам социалистического лагеря в создании высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, учебных центров профессионально-технического образования, общеобразовательных школ. Таких учебных заведений в 1989 г. в дружественных СССР странах насчитывалось порядка 500. По данным, приведенным в работах А.Л. Арефьева, с участием советских преподавателей и по изданной в СССР учебно-методической литературе обучались более 60 тыс. чел. [2, с. 58]. Также поощрялось открытие за рубежом филиалов советских высших учебных заведений. Например, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина имел филиалы в 14 странах мира [2, с. 58].
К середине 90-х гг. XX в. ситуация изменилась и Россия стала утрачивать лидирующие позиции на мировой арене в части подготовки кадров для зарубежных стран. В 1996 г. в вузах на территории Российской Федерации обучалось всего 66,9 тыс. иностранных граждан, практически в два раза меньше, чем в 1991 г. [3]. Такое снижение количества иностранных студентов объясняется теми явлениями, которые повлек за собой распад СССР. Во-первых, были утрачены тесные экономические и научно-технические связи со многими новыми государствами - бывшими союзными республиками. А в них ранее обучалось порядка 30% иностранных студентов [3]. Во-вторых, начавшийся переход к рыночной экономике привел к сокращению государственных расходов на содержание системы образования. В связи с этим уменьшилось количество государственных стипендий зарубежным странам для обучения и повышения квалификации их граждан, были закрыты многие зарубежные филиалы и представительства российских вузов. Недостаточное финансирование образовательной сферы привело к устареванию материально-технической базы многих учебных заведений (учебных аудиторий, научных лабораторий, общежитий), а также к оттоку квалифицированных российских кадров за рубеж. Все это не могло не сказаться на снижении качества российского образования и на его престиже на мировом рынке образовательных услуг.
Кроме этого расцвет в 90-х гг. криминализации российского общества, проявление расовой неприязни и экстремизма по отношению к ино-
странным гражданам снизили привлекательность и популярность российского образования за рубежом.
Только к 2006 г. России удалось достигнуть уровня Советского Союза по обучению иностранных граждан. В 2009 г. в РФ обучалось уже порядка 140 тыс. иностранных студентов (7-е место в мире по количеству иностранных студентов) [14]. Сегодня основной объем оказания платных образовательных услуг для граждан других государств приходится на высшие учебные заведения. Важнейшим сегментом этого рынка является очная форма обучения иностранных граждан, т. к. она приносит наибольшие доходы. Основными импортерами российских образовательных услуг выступают страны СНГ (35,6%) и Азии (38,7 %) [3 с. 68].
Крупным сегментом экспорта отечественного образования является деятельность зарубежных филиалов и других структурных подразделений российских вузов. В настоящее время они находятся в 10 совместных университетах, институтах, колледжах, в 50 зарубежных филиалах и более чем в 190 различных зарубежных структурных подразделениях российских вузов (как государственных, так и негосударственных) или ассоциированных с ними национальных образовательных учреждений [2, с. 108].
Все эти перемены в значительной степени были обусловлены провозглашением Россией в начале 2000-х гг. подготовки национальных кадров для зарубежных стран в качестве важной составной части внешнеэкономической деятельности. Данное положение было закреплено в принятой Правительством РФ в 2002 г. Концепции государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях, которая представляет собой систему взглядов на цели, задачи, приоритетные направления международной деятельности Российской Федерации в области подготовки специалистов для зарубежных стран. Приоритетные направления международной деятельности в этой сфере включали: 1) научно-методическое и нормативно-правовое сопровождение экспорта образовательных услуг; 2) расширение доступа иностранных граждан к получению российского образования; 3) расширение спектра экспортиру-
емых образовательных услуг и развитие способов их предоставления; 4) обеспечение международного измерения качества образовательных услуг; 5) обеспечение признания документов об образовании и ученых степенях; 6) информационнорекламные и организационные мероприятия по продвижению экспорта образовательных услуг.
Одновременно с этим в последние годы Российская Федерация пытается проводить модернизацию системы образования на всех уровнях, призванную способствовать повышению качества и конкурентоспособности российского образования на мировой арене. Одним из приоритетных направлений модернизации высшего образования является создание крупных региональных образовательных и научных центров, а именно 29 национальных исследовательских и 9 федеральных университетов. Стратегическая задача этих высших учебных заведений заключается не только в формировании и развитии конкурентоспособного человеческого капитала для экономики страны, но и в интеграции российской системы образования в международное образовательное пространство.
Научно-исследовательские и федеральные университеты должны сыграть ключевую роль в расширении Российской Федерацией экспорта образовательных услуг, о чем свидетельствуют Программы развития федеральных университетов. Например, к 2020 г. доля иностранных студентов, обучающихся в Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта, должна составить 21% [7]; доля иностранных граждан, обучающихся на бюджетной основе по очной форме обучения, в общем количестве таких студентов в Казанском федеральном университете достигнет к 2019 г. 3,2% [9]; доля иностранных студентов, обучающихся в магистратуре и аспирантуре, в общей численности магистрантов и аспирантов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова ожидается к 2020 г. на уровне 5% [10].
Особая миссия в части интернационализации российской высшей школы и расширения экспорта образовательных услуг отводится Дальневосточному федеральному университету. Создание на Дальнем Востоке «интегрированного комплекса образования, науки и бизнеса как центра инновационно-технологического развития
и подготовки кадров международного уровня» должно стать мощным фактором, способствующим интеграции Российской Федерации в АТР
В соответствии с установками Программы развития Дальневосточного федерального университета к 2019 г. количество иностранных студентов в общей численности обучающихся по очной форме должно достигнуть 25% (или 7,5 тыс. чел.). Кроме того, Программа развития предполагает вхождение университета к 2019 г. в топ-300 международного рейтинга вузов QS, доведение количества публикаций в зарубежных изданиях, индексируемых иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus), до 400, ежегодное проведение порядка 60 международных мероприятий (конференций, выставок, ярмарок, симпозиумов), а также создание к 2019 г. совместно с представителями стран Азиатско-Тихоокеанского региона 30 центров научной, культурной и деловой коммуникации [8].
Ряд объективных и субъективных факторов может положительным образом сказаться на увеличении контингента иностранных студентов в Дальневосточном федеральном университете. Во-первых, наличие государственной финансовой поддержки в размере 1 млрд руб. ежегодно до 2014 г., направляемой на кадровое развитие вуза, реализацию новых моделей образовательного процесса, формирование университетской инфраструктуры, развитие инновационной составляющей деятельности университета и т. п. [8]. Во-вторых, благоприятное географическое расположение и близость к динамично развивающемуся рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, основного поставщика иностранных студентов. В 2009 г. из стран АТР выехало за рубеж на обучение 945 637 чел. [14]. Еще одним из факторов, позволяющих повысить качество и привлекательность образовательных услуг для иностранных граждан, является интернационализация образовательного процесса, проводимая в рамках Программы развития ДВФУ и направленная на создание международных образовательных программ на русском и английском языках, проведение международной аккредитации этих образовательных программ, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в зарубежных вузах и научно-образовательных центрах, привлечение на работу в ДВФУ ведущих за-
рубежных ученых, и т. п. Наконец, строительство отдельного кампуса ДВФУ на о. Русский позволит обеспечить комфортные и безопасные условия проживания для иностранных студентов.
Тем не менее необходимо напомнить и о некоторых тенденциях, которые способны оказывать негативное влияние на увеличение контингента иностранных граждан, обучающихся по образовательным программам ДВФУ Мировой рынок образовательных услуг характеризуется высокой конкуренцией за иностранных студентов среди стран-экспортеров образовательных услуг. Учебными заведениями, как отмечает Л.К. Большакова, используется в конкурентной борьбе целый ряд инструментов и методов: позиции в международных рейтингах вузов, реализация программ, мобильность студентов и различные стипендиальные программы и фонды, система аккредитации программ и вузов, предуниверситетская подготовка, а также вневузовские факторы (условия получения визы и жизни в стране, безопасность, возможность частичной занятости и др.) [5]. Российские вузы в целом и ДВФУ в частности проигрывают своим зарубежным конкурентам в использовании вышеуказанных методов. Также следует отметить такие негативные факторы, как недостаточность нормативно-правового обеспечения международной деятельности университетов в области экспорта образовательных услуг в РФ, трудности с признанием российских дипломов на международном рынке труда, в частности на рынке стран АТР, снижение объемов бюджетного финансирования в рамках контрольных цифр приема, предоставляемых иностранным гражданам для обучения.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что мировая торговля образовательными услугами развивается очень быстрыми темпами и приносит странам-участникам торговли значительные экономические и политические выгоды. Удержаться на лидирующих позициях на мировом рынке образовательных услуг становиться все труднее. Роль Российской Федерации на рынке имеет тенденцию к снижению в связи с тем, что темпы прироста иностранных студентов отстают от общемировых показателей. Поэтому Россия провозгласила развитие экспорта образовательных услуг одним из приоритетных направлений государственной политики. Что ка-
сается федеральных университетов, то на них сегодня правительством РФ возлагается особая миссия не только по повышению конкурентоспособности российского образования, но и по интеграции его в международное региональное образовательное пространство. Одним из примеров является Дальневосточный федеральный университет, который призван стать научнообразовательным центром мирового уровня —в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг. М. : РУДН, 2008.194 с.
2. Арефьев А.Л. Тенденции экспорта российского образования. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. 240 с.
3. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг: стат. сб. Вып. 2. Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : ЦСПиМ, 2009. 356 с.
4. Беккер Р. Филиалы зарубежных университетов: новые тенденции и направления. Международное высшее образование. 2010. № 58. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/25/295/ [дата обращения 10.12.2012].
5. Большакова Л.К. Конкуренция на международном рынке образовательных услуг [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/ economy-411/world-economy-and-international-economic-relations-411/10792-411-0809 [дата обращения 11.12.2012]
6. Зорников И.Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестн. ВГУ 2003. № 2. 59-65 с.
7. Программа развития ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» на 2011-2020 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kantiana.ru/federal/progamm_bfu/program_bfu. pdf [дата обращения 10.12.2012].
8. Программа развития ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» на 2010-2019 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dvfu.ru/web/ ispolnitelnaa-direkcia-programmy-razvitia/prilozenie-1 [дата обращения 10.12.2012].
9. Программа развития ФГАОУ ВПО «Казанский
(Приволжский) федеральный университет» на 2010-2019 годы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old. kpfu.ru/fedu/index.php?id=4 [дата обращения 10.12.2012].
10. Программа развития ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» на 2010-2020. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://narfu.ru/university/docs/program/ [дата обращения 10.12.2012].
11. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Россия на
мировом рынке образовательных услуг // Демоскоп weekly. 2003. № 97/98. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/097/
апаИЮ3^р#1[дата обращения 10.12.2012].
12. Conlon G., Litchfield A. Sadlier G. Estimating the Value to the UK of Education Exports. June 2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.bis.gov.uk/assets/ biscore/higher-education/docs/e/11-980-estimating-value-of-education-exports [дата обращения 10.12.2012].
13. General Agreement on Trade in Service,15.04.1994.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
docsonline.wto.org/GEN_highLightParentasp?[дата обращения 10.12.2012].
14. Global Education Digest 2011: Comparing Education Statistics Across the World. UNESCO- UIS, 2011. 310 p.
15. Hall G, Hooper K. Australia’s Export of Education Services. Bulletin. Reserve Bank of Australia. June 2008. 17 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rba.gov.au/publications/bulletin/2008/jun/pdf/bu-0608-2.pdf [дата обращения 10.12.2012].
16. Hendrik van der Pol. New trends in international student mobility. UIS. 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.uis.unesco.org/ template/pdf/ ged/2009/UIS_press_conference_presentation.pdf [дата обращения 10.12.2012].
17. Sánchez F.No Better Export: Higher Education // The Chronicle of Higher Education, April 3, 2011. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://chronicle.com/article/No-Better-Export-Higher/126989/ [дата обращения 10.12.2012].