Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ / ФУНКЦИИ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанова Умукусум Али-Искандеровна, Клычева Дина Адильевна, Гафизова Аиша Ахмедовна, Клычева Камилла Адильевна

В статье анализируются особенности регионального развития Республики Дагестан. Рассмотрены особенности управления регионом, возможности инновационного развития, подходы, алгоритмы стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанова Умукусум Али-Искандеровна, Клычева Дина Адильевна, Гафизова Аиша Ахмедовна, Клычева Камилла Адильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STRATEGIC GUIDELINES FOR THE REGIONAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article analyzes the features of the regional development of the Republic of Dagestan. The features of the region’s management, the possibilities of innovative development, approaches, algorithms of strategic planning are considered.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 3 3 207

УДК 332.14

Курбанова Умукусум Али-Искандеровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: sabiha73@mail.ru

Клычева Дина Адильевна,

бакалавр, студент 4 курса направления «Региональная экономика», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Klchvv@mail.ru

Гафизова Аиша Ахмедовна,

бакалавр, студент 4 курса направления «Региональная экономика», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Aisha.gafizova@mail.ru

Клычева Камилла Адильевна,

бакалавр, студент 3 курса направления «Региональная экономика», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: klchkamilla@mail.ru

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В статье анализируются особенности регионального развития Республики Дагестан. Рассмотрены особенности управления регионом, возможности инновационного развития, подходы, алгоритмы стратегического планирования.

Ключевые слова: экономика; стратегические ориентиры; регион; управление; механизм; функции; стратегия.

UDC 332.14

Kurbanova Umukusum Ali-Iskanderovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of World and Regional Economics, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: sabiha73@mail.ru

Klycheva Dina Adilievna,

bachelor, 4th year student of the direction "Regional Economics", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Klchvv@mail.ru

Gafizova Aisha Akhmedovna,

bachelor, 4th year student of the direction "Regional Economics", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Aisha.gafizova@ mail.ru

Klycheva Kamilla Adilievna,

bachelor, 3rd year student of the direction "Regional Economics", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: klchkamilla@mail.ru

THE MAIN STRATEGIC GUIDELINES FOR THE REGIONAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article analyzes the features of the regional development of the Republic of Dagestan. The features of the region's management, the possibilities of innovative development, approaches, algorithms of strategic planning are considered.

Keywords: economics; strategic guidelines; region; control; mechanism; functions; strategy.

Одной из самых трудоемких в совокупности с реализацией стратегического выбора региона является проблема его практической реализации. Индивидуальность регионального контроля диктует потребность поиска инновационных подходов и принципов управления в стратегическом планировании экономического развития [2].

Ключевые характеристики исходного механизма включают в себя:

- осуществление структурной и инвестиционной политики;

- осуществление социально-демографического элемента региональной стратегии;

- гарантия успешной работы национальных учреждений;

- осуществление природоохранной политики;

- создание и обслуживание системы стратегического планирования, включая подсистемы прогноза и содействия административных решений.

В. Овчинников определил первостепенные убеждения стратегии регионального развития:

- установка на модифицирование экономического пространства государства в сторону поддержания рыночных принципов;

- гарантия баланса между целями экономического вырабатывания и социальными интересами населения;

- экономическая надежность региона, предусматривающая решение задачи предоставления его сравнительной производственной и финансовой самостоятельности на пороговом уровне;

- сочетание, реализация, аналогичность долговременным стратегическим целям, среднесрочным тактическим целям и кратковременным эксплуатационным целям, а также соразмерность методов, инструментов и мер для их решения либо достижения;

- калькуляция природоохранных запросов при применении природных ресурсов в целях разведения;

- взаимодействие интересов региона и центра как выражение запросов принципа экономического централизма (в отличие от

принципа демократического централизма, который вызывает безоговорочное подчинение меньшинства большинству, игнорируя интересы первого);

- новая парадигма вырабатывания и пози -ционирования производительных сил региона, основанная на рыночных принципах;

- сравнительная воспроизводственная общность экономики региона.

Данные принципы обладают решающим значением в выборе приоритетов и направлений формирования региона. Три принципа самоорганизации располагают вероятностью адаптироваться к ходу реализации стратегического выбора региона: недейственность решений, внешняя взаимодополняемость, свобода избрания решений [3].

Говоря об объектах отношений, о самофинансировании, стабилизирующие аппараты гарантируют их экономическими, местными интересами и обосновывают обстоятельства для более эффективного функционирования предприятий, находящихся на территории, с учетом стратегических решений, а также стратегических целей и приоритетов развития, включая, конечно же, теорию [1].

Следует отметить, что сейчас Республика Дагестан встречается с продолжительными системными проблемами, которые воссоздают как российские, так и мировые тенденции, а также внутренние барьеры на пути развития. К стратегическим целям регионального формирования республики относятся:

- укрепление глобальной конкуренции на фоне вырабатывания свежих точек роста мировой экономики с акцентом на возможности интеграции;

- укрепление значимости федерального центра и конкуренции среди субъектов Российской Федерации;

- создание федерального округа «Северный Кавказ»;

- создание федерального центра регионального развития;

- значение человеческого капитала, инноваций и модернизации как основных договоров экономического развития.

Помимо этого, республика обладает рядом преимуществ по сравнению с остальными субъектами Северо-Кавказского федерального округа. К таким преимуществам можно отнести: уникальное геостратегическое расположение; компактное сочетание моря, равнин, холмов и гор, богатое природными ресурсами развитие; человеческий капитал:

растущее, здоровое население с амбициями рейтинга.

Для того чтобы понять положение и роль Республики Дагестан в совокупной структуре субъектов Северо-Кавказского федерального округа, проведем сравнительный анализ. Республика Дагестан занимает второе место по структуре регионов СКФО (рис. 1).

Ставропольский край, 36.:

Чеченская Республика; 9,9%

Республика Дагестан; 32,2%

Республика Ингушетия; 2,9%

Кабардино-Балкарская Республика: 7.5%

Республика

и Карачаево-Черкесская

Северная Осетия- Респу5лика-4 0% Алания; 6,7%

Рисунок 1 - Доля субъектов в общем объеме ВРП СКФО, 2021 г., % [5]

Деятельность региона по реализации стратегии, располагающей фундаментальными экономическими и финансовыми ограничениями, содержится не в непринужденном участии в процессах функционирования единичных предприятий, а в создании стимулирующих условий для развития необходимых процессов с точки зрения регионального сообщества. Собственно поэтому позволяется применение организационно-административно-методологической модели управления индустриальным развитием. На этом шаге будут заложены базы институционального развития. Нужно будет реализовать «комплекс жестких мер»: легализацию бизнеса, увеличение значения безопасности [6].

Второй шаг (2013-2015 гг.) базируется на вырабатывании модификации устойчивого промышленного вырабатывания и создании предпосылок для постиндустриального развития.

Третий шаг (2016-2020 гг.) заключается в повышении конкурентоспособности экономики на основе ее перехода к новой модели постиндустриального развития, умножении качества человеческого потенциала и обще-

ственной среды, структурной диверсификации экономики. Четвертый шаг (2021-2025 гг.) будет ориентирован на предложение модели постиндустриального вырабатывания и достижение правящих должностей субъектов на основании превращения инноваций в причине экономического роста, вырабатывания выровненной общественной структуры общества. Накопленный запас знаний и капитала, подходящий развитым экономикам, будет предопределять сохранение тенденций крепкого социально-экономического вырабатывания Республики Дагестан, в то время как инновационная база «Экономика будущего» (с сильным сектором услуг) является фундаментальной движущей силой экономического роста [4].

Реализация данной стратегии предусматривает ряд этапов: первый этап (2011-2012) основан на внедрении и расширении конкурентных преимуществ, которые экономика Республики Дагестан имеет в традиционных отраслях, в целях повышения экономической эффективности и постоянного формирования фонда экономического развития республики.

Таким образом, мы видим, что власти Республики Дагестан, являющейся одним из основных игроков Северо-Кавказского федерального округа, в целях консолидации конкурентных преимуществ республики приняли долгосрочную стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г.

Оценивая эффективность региональной политики и стратегического управления, основные ориентиры которых отражены в Стра-тегии-2025, можно отметить следующее:

- Есть размытость стратегической цели развития региона. Формулировка «улучшение качества жизни» требует уточнения и четкого определения критериев и параметров такого улучшения.

- Несоответствие целому ряду стратегических целей. Одной из основных целей стратегического развития региона является увеличение численности населения.

- Необходимы механизмы повышения средней заработной платы в регионе. Обозначенные стратегические ориентиры уже потеряли свою актуальность, поскольку не соответствуют сегодняшней реальности.

- В стратегии, помимо экономических и со -циальных ориентиров, необходимо уточнить и детализировать показатели развития важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли.

- Необходимо уточнить контрольные меры по реализации показателей стратегического развития Дагестана. Стратегические цели и показатели, предусмотренные в стратегии до 2025 года, определяются семью комплексами, поэтому невозможно установить органы, ответственные за результат, меры, предусмотренные для каждой отдельной структуры.

В связи с этим можно сказать, что корректировка Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года с учетом вышеуказанных недостатков, которая актуализирует и приводит ее в соответствие с реальностью, излагает новую структуру стратегического контроля в регионе. Основой экономики будущего должны стать инновации в экономике и социальной сфере, дальнейшее укрепление модели постиндустриального развития республики, развитие сферы услуг.

Стратегически важным является включение внутренних источников для развития

региональной экономики, резервов, сокращение бюджетных субсидий. Создание возможностей и привлечение предпринимателей в соответствии с единой стратегией и политикой региональной экономики, формирование комплексного инвестиционного предложения для бизнеса - это цель правительства и госучреждений. Крупные проекты должны стать локомотивами экономического развития, помочь решить системные проблемы, вывести малый бизнес на свою орбиту и создать вокруг него бизнес-сообщества.

Список литературы

1. Когут А. Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. 143 с.

2. Овчинников В. Н. Стратегические приоритеты экономического развития Юга России. М.: СКАГС, 2019.

3. Попов А. В. Становление региональных систем управления: проблемы и перспективы. Управление региональным экономическим развитием Юга России. Ростов н/Д: СКАГС, 2021.

4. Хачемизова Э. А. Государственное регулирование экономикой устойчивости региональной экономики // Кризис экономической системы как фактор нестабильности современного общества: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. (3 декабря 2014 г.). Саратов: Академия Бизнеса, 2014. С. 100-101.

5. Сводный анализ инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа. URL: http://www.skfo.gov.ru/media/flles/flle/9Zep1AUM4huRfv7 S2LLpES8omPkx48fo.pdf (дата обращения: 15.03.2022).

6. Закон Республики Дагестан от 15 июля 2011 года № 38 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» (в редакции Законов Республики Дагестан от 30.12.2013 № 106, от 12.11.2015 № 89, от 05.03.2018 № 9). Принят Народным Собранием Республики Дагестан 7 июля 2011 года. URL: http://minec-rd.ru/dagestan-2025 (дата обращения: 15.03.2022).

References

1. Kogut A. E., Roxchin V. E. Informacionnye osnovy regional'nogo social'no-e'konomicheskogo: monitoringa. SPb.: ISE'P RAN, 1995. 143 s.

2. Ovchinnikov V. N. Strategicheskie prioritety e'konomicheskogo razvitiya Yuga Rossii. M.: SKAGS, 2019.

3. Popov A. V. Stanovlenie regional'ny'x sistem upravleniya: problemy' i perspektivy'. Upravlenie regional'nym e'konomicheskim razvitiem Yuga Rossii. Rostov n/D: SKAGS, 2021.

4. Xachemizova E'. A. Gosudarstvennoe regulirovanie e'konomikoj ustojchivosti regional'noj e'konomiki. Krizis e'konomicheskoj sistemy kak faktor nestabiTnosti sovremennogo obshhestva: materialy IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (3 dekabrya 2014 g.). Saratov: Akademiya Biznesa, 2014. S. 100-101.

5. Svodnyj analiz investicionnoj privlekatel'nosti Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga. URL: http:// www.skfo.gov.ru/media/flles/flle/9Zep1AUM4huRfv7S2LL pES8omPkx48fo.pdf (data obrashheniya: 15.03.2022).

6. Zakon Respubliki Dagestan ot 15 iyulya 2011 goda № 38 «Ob utverzhdenii Strategii social'no-e'konomicheskogo

razvitiya Respubliki Dagestan do 2025 goda» (v redakcii Zakonov Respubliki Dagestan ot 30.12.2013 № 106, ot 12.11.2015 № 89, ot 05.03.2018 № 9). Prinyat Narodny'm Sobraniem Respubliki Dagestan 7 iyulya 2011 goda. URL: http://minec-rd.ru/dagestan-2025 (data obrashheniya: 15.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.