Научная статья на тему 'РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА В КАЧЕСТВЕ ЕДИНИЦЫ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ'

РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА В КАЧЕСТВЕ ЕДИНИЦЫ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / БРЕНД РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанова Умукусум Али-Искандеровна, Уматова Патимат Рабазановна, Газимагомедова Герекмаз Бейрутовна

В статье анализируются проблемы формирования регионального бренда и имиджа в политике социально-экономического развития региона. Доказано, что картина региона является интегральной характеристикой, которая отражает действительную конкурентную способность системы региона; определены основные условия социально-экономического развития региона. Подчеркивается важность формирования благоприятного имиджа субъектов организации, а также построения региональных брендов. На примере Республики Дагестан рассмотрены сильные и слабые характеристики имиджа в регионе, представлены предложения по регулировке действий региональной власти в ходе формирования стратегии развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FORMATION OF A REGIONAL IMAGE AS A UNIT OF THE SYSTEM OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

The article analyzes the problems of forming a regional brand and image in politics socio-economic development of the region. It is proved that the picture of the region is an integral characteristic that reflects the actual competitive ability of the region’s system; the main conditions for the socio-economic development of the region are determined. The importance of forming a favorable image of the subjects of the organization, as well as building regional brands is emphasized. On the example of the Republic of Dagestan, the strong and weak characteristics of the image in the region are considered, proposals are presented for regulating the actions of the regional authorities in the course of forming a strategy for the development of the territory.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА В КАЧЕСТВЕ ЕДИНИЦЫ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_3_235 УДК 332.14

РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА В КАЧЕСТВЕ ЕДИНИЦЫ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Курбанова Умукусум Али-Искандеровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: sabiha73@mail.ru

Уматова Патимат Рабазановна,

бакалавр, студент 4 курса направления «Региональная экономика», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Patimat.umatova@mail.ru

Газимагомедова Герекмаз Бейрутовна,

бакалавр, студент 4 курса направления «Региональная экономика», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Gera2.01@mail.ru

В статье анализируются проблемы формирования регионального бренда и имиджа в политике социально-экономического развития региона. Доказано, что картина региона является интегральной характеристикой, которая отражает действительную конкурентную способность системы региона; определены основные условия социально-экономического развития региона. Подчеркивается важность формирования благоприятного имиджа субъектов организации, а также построения региональных брендов. На примере Республики Дагестан рассмотрены сильные и слабые характеристики имиджа в регионе, представлены предложения по регулировке действий региональной власти в ходе формирования стратегии развития территории.

Ключевые слова: стратегия регионального развития; регион; региональный имидж; бренд региона; инвестиционная привлекательность.

UDC 332.14

THE ROLE OF THE FORMATION OF A REGIONAL IMAGE AS A UNIT OF THE SYSTEM OF STRATEGIC DEVELOPMENT

OF THE TERRITORY

Kurbanova Umukusum Ali-Iskanderovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of World and Regional Economics, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: sabiha73@mail.ru

Umatova Patimat Rabazanovna,

bachelor, 4th year student of the direction «Regional Economics», Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Patimat.umatova@mail.ru

Gazimagomedova Gerekmaz Beirutovna,

bachelor, 4th year student of the direction «Regional Economics», Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Gera2.01@mail.ru

The article analyzes the problems of forming a regional brand and image in politics socio-economic development of the region. It is proved that the picture of the region is an integral characteristic that reflects the actual competitive ability of the region's system; the main conditions for the socio-economic development of the region are determined. The importance of forming a favorable image of the subjects of the organization, as well as building regional brands is emphasized. On the example of the Republic of Dagestan, the strong and weak characteristics of the image in the region are considered, proposals are presented for regulating the actions of the regional authorities in the course of forming a strategy for the development of the territory.

Keywords: regional development strategy; region; regional image; region brand; investment attractiveness.

В условиях глобализации формирование имиджа и бренда региона следует рассматривать как важную цель высокоуровневых намерений государственной экономики, что связано с чувствительными последствиями темпов эволюции между отклонениями федерации из-за нормативных изменений, учитывающих высокие темпы экономического роста. Во-первых, выявление ситуации предполагает увеличение финансовых потоков из всех источников. Однако, в то же время исследованный региональный имидж выступает некой суммарной характеристикой, которая отражает конкурентную способность системы, благоприятные составляющие которой власти региона чаще всего пытаются закрепить в специально выработанном региональном бренде. В последующем использование товарного знака «регион» приносит привязку имиджа любого регионального объекта, события, процесса, что дает возможность эффективно рекламировать региональный потенциал среди предполагаемых инвесторов, а также путешественников.

Государственная региональная политика Российской Федерации основывается на таких документах, как «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [5]; «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [7].

Одно из ключевых направлений развития - увеличение конкурентной способности экономики России на мировом рынке благодаря сбалансированному и устойчивому социально-экономическому развитию граждан России, уменьшение различий между регионами в уровне и качестве жизни населения. Для этого федерация стремится уменьшить межрегиональный дисбаланс развития региональных социально-экономических показателей, социально-экономические диспропорции внутри территорий, в том числе с

помощью продвижения местных брендов [2].

В целях развития туризма, поддержки национальных интересов необходимо проанализировать экономическую специализацию перспективных конкурентоспособных регионов [9]. Именно поэтому законодатель все чаще использует исторические возможности для идентификации имиджа и создания репрезентации бренда. Всемирная туристская организация определяет образ территории как экспериментально обоснованные представления, являющиеся результатом сопоставления всех характеристик страны, ее переживаний и оценок, которые выявляются при определении некоторого образа [1].

Одной из задач управления регионом с точки зрения капитализации является формирование имиджа региона, отражающего особенности бренда, развитие и распространение его (потенциальные туристы, рабочие, предприниматели, специалисты) по субъектам [8; 11].

К ключевым задачам продвижения территориального бренда следует отнести:

1) привлечение внимания федерального центра;

2) создание ожидаемого климата для инвестиций, привлечение инвестиций;

3) привлечение квалифицированной рабочей силы;

4) сопровождающий туризм;

5) поддержка продвижения продукции, производимой в промышленности.

При создании образа территории следует учитывать не только содержание данной информации, легитимный и передаваемый ее смысл, но и саму территорию. За создание имиджа и образа территории отвечают в основном средства массовой информации. Важно привлекать местные отделения пресс-служб, которые находятся в так называемой зоне чувствительности к наблюдаемым событиям. Местные информационные службы способны объективно и успешно

формировать имидж района. Центральные и федеральные средства массовой информации, в зависимости от объема использования информационного пространства для сбора средств, фрагментарно осведомляют о состоянии вовлеченности всего федерального сообщества по рассматриваемым территориям.

С. Анхольт предлагает использовать следующие способы создания образа региона: 1) туризм, 2) экспортные марки, 3) внутренняя и внешняя политика, 4) инвестиции и иммиграция, 5) культура и обычаи, 6) население. Всех потенциальных потребителей информации можно разделить на большие группы: группы экономически активного населения, то есть инвесторы, предприниматели; туристы; местное население.

Внедрение образа в массовое сознание заключается в запуске механизмов продвижения и распределения имиджа области. Данный аспект включает в себя участие в международных и всероссийских форумах, презентации и организацию мероприятий и т.д.

Модель изображения - это серия информационных сообщений, которые делятся на основные и устойчивые, взаимодополняющие и актуальные [4].

Одним из видов образных посланий выступают поликодические тексты (тексты вербально-визуального характера). Именно поэтому вся информация, представляющая картину в регионе, - это статичная и динамич -ная двухуровневая структура; она основыва-

ется на значимых знаках-символах региона и правительства и их совершенствовании. Залог успешного имиджа - это сохранение гармонии между фундаментом и строением, их постоянное соответствие друг другу.

Привлекательность является приоритетом для экономического развития любого региона. Поэтому в Дагестане наблюдается рост инвестиций, но этот рост во многом обусловлен очень большим весом стартовой позиции. Все компании требуют своевременных и правильных решений как на федеральном, так и на региональном уровне для формирования устойчивого образа RS перед потенциальными инвесторами и за его пределами [3].

В настоящее время нет единой интегрированной системы для изучения проблем развития в Российской Федерации. Очевидно, что инициатива должна быть реализована в регионах, улучшая имидж Республики Дагестан. В свою очередь, федеральные власти поощряют конкуренцию между регионами [6].

Дагестан должен стать привлекательной территорией, так как имеет богатую культуру и традиции, уникальный климат, хорошие условия для развития туризма. Однако, несмотря на это, нет притока новых жителей, туристов. Из-за сложной эпидемиологической ситуации, связанной с пандемией, люди боятся путешествовать [10]. И главная задача территориального маркетинга - создать позитивный настрой. Необходимо сломать стереотип о том, что республика - это территория с высокими инвестиционными рисками.

Список литературы_

1. Абдурашидова А. М. Брендинг как стратегия // Настоящее время. 2019. № 21. 5 июня.

2. Атаева Т. А. Маркетинг территорий как фактор развития инфраструктуры региона // Маркетинг: реальность и взгляд в будущее : сб. материалов междунар. конф. Варна, 2018.

3. Булочников П. А. Развитие сферы культуры как комплексный фактор конкурентоспособности региона // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 17-29.

4. Шахшаева Л. М. Перспективы развития туристического маркетинга в Республике Дагестан // Маркетинг: реальность и взгляд в будущее. 2021.

5. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13. URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 11.03.2022).

6. Хасбулатова Б. М. Маркетинг территорий как основной фактор повышения социально-экономического уровня региона // Креативная экономика. 2020. № 12 (48). С. 97-101.

7. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 г. № 207-р. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.03.2022).

8. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. М.: Добрая книга, 2021.

9. Цумарова Е. Ю. Образ Карелии: соотношение главных составляющих // Вестник Евразии. 2021. № 2. С. 154-170.

10. Булочников П. А., Алексеева П. А. Система рибейтов как фактор развития сферы кино и телевидения в регионах России // Петербургский экономический журнал. 2021. № 1. С. 70-80.

11. Абдулкадыров А. С., Самигулова Р. З. Институциональные основы инновационной деятельности на региональном уровне // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12, ч. 1 (41-1). С. 369-371.

References-

1. Abdurashidova A.M. Brending kak strategiya. Nastoyashhee vremya. 2019. № 21. 5 iyunya.

2.Ataeva T.A. Marketing territorij kak faktor razvitiya infrastruktury' regiona. Marketing: real'nost' i vzglyad v budushhee : sb. materialov mezhdunar. konf. Varna, 2018.

3.Bulochnikov P. A. Razvitie sfery' kul'tury' kak kompleksny'j faktor konkurentosposobnosti regiona. Peterburgskij e'konomicheskij zhurnal. 2019. № 2. S. 17-29.

4.Shaxshaeva L.M. Perspektivy' razvitiya turisticheskogo marketinga v Respublike Dagestan. Marketing: real'nost' i vzglyad v budushhee. 2021.

5. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennojpolitiki regional'nogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 16 yanvarya 2017 g. № 13. URL: http://www.consultant.ru (data obrashheniya: 11.03.2022).

6.Xasbulatova B. M. Marketing territorij kak osnovnoj faktor povy'sheniya social'no-e'konomicheskogo urovnya regiona. Kreativnaya ekonomika. 2020. № 12 (48). S. 97-101.

7. Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.02.2019 g. № 207-r. URL: http://www.consultant.ru (data obrashheniya: 11.03.2022).

8.Anxol't S., Xil'dret D. Brend Amerika: mat' vsex brendov. M.: Dobraya kniga, 2021.

9.Czumarova E. Yu. Obraz Karelii: sootnoshenie glavny'x sostavlyayushhix. Vestnik Evrazii. 2021. № 2. S. 154-170.

10. Bulochnikov P. A., Alekseeva P. A. Sistema ribejtov kak faktor razvitiya sfery' kino i televideniya v regionax Rossii. Peterburgskij e'konomicheskij zhurnal. 2021. № 1. S. 70-80.

11. Abdulkady'rov A.S., Samigulova R.Z. Institucional'ny'e osnovy' innovacionnoj deyatel'nosti na regional'nom urovne. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 12, ch. 1 (41-1). S. 369-371.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.