Научная статья на тему 'Региональный маркетинг как инструмент управления инновационным экономическим развитием Республики Дагестан'

Региональный маркетинг как инструмент управления инновационным экономическим развитием Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
387
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГ ИМИДЖА / АГЕНТСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА / ПРОГРАММА ПРОДВИЖЕНИЯ / REGIONAL MARKETING / REPUBLIC OF DAGESTAN / MARKETING STRATEGIES / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / MARKETING OF IMAGE / AN AGENCY OF REGIONAL MARKETING / A PROMOTIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Газалиева Написат Имангазалиевна

В статье рассматривается региональный маркетинг как инструмент управления развитием Республики Дагестан. Использование маркетинговых стратегий поддерживает конкурентные преимущества региона. Предложены меры, обеспечивающие повышение инвестиционной привлекательности и имиджа для привлечения в регион экономических агентов и его устойчивого экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MARKETING AS A TOOL OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article discusses regional marketing as a tool of management of the development of the Republic of Dagestan. The use of marketing strategies supports competitive advantages of the region. The measures are offered that provide the increase of the investment attractiveness and the image to attract economic agents into the region and for its stable economic growth.

Текст научной работы на тему «Региональный маркетинг как инструмент управления инновационным экономическим развитием Республики Дагестан»

ГАЗАЛИЕВА Н.И.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН1

Аннотация. В статье рассматривается региональный маркетинг как инструмент управления развитием Республики Дагестан. Использование маркетинговых стратегий поддерживает конкурентные преимущества региона. Предложены меры, обеспечивающие повышение инвестиционной привлекательности и имиджа для привлечения в регион экономических агентов и его устойчивого экономического роста. Ключевые слова: региональный маркетинг, Республика Дагестан, маркетинговые стратегии, инвестиционная привлекательность, маркетинг имиджа, агентство регионального маркетинга, программа продвижения.

GAZALIEVA N.1.

REGIONAL MARKETING AS A TOOL OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. The article discusses regional marketing as a tool of management of the development of the Republic of Dagestan. The use of marketing strategies supports competitive advantages of the region. The measures are offered that provide the increase of the investment attractiveness and the image to attract economic agents into the region and for its stable economic growth.

Keywords: regional marketing, the Republic of Dagestan, marketing strategies, investment attractiveness, marketing of image, an agency of regional marketing, a promotional program.

Региональный маркетинг — это современная философия управления территорией, в основе которой лежат новые роли и функции территориальных органов власти и уникальная база знаний маркетинга. Региональный маркетинг как новый вид деятельности, как элемент системы рыночных отношений, предполагает изучение рынка, спроса, цен на совокупную продукцию региона, реализацию всего его потенциала с позиции как внутренних, так и внешних потребностей [1, с. 55].

Одной из главных задач регионального маркетинга является использование инновационных методов и инструментов управления территориальным образованием, что создает предпосылки для устойчивого экономического роста региона.

Основными задачами, которые решают эффективное внедрение регионального маркетинга как механизма управления для администрации территориального образования, являются:

— определение ролей и задач объекта управления адекватно новым рыночным и глобальным трендам;

— использование различных конкурентных преимуществ региона, проведение четкого позиционирования и сегментирования, создание информационной поддержки действий;

— совмещение в процессе управления различных целей развития региона, среди которых федеральные, бюджетные, социальные и коммерческие.

Благодаря решению данных задач, администрация территориального образования может создать эффективную систему управления регионом [2, с. 80].

Процесс управления регионом или любым территориальным образованием при помощи регионального маркетинга наиболее четко и адекватно соответствует современным тенденциям управления и обеспечивает потребности социума. В условиях экономического кризиса, с которым столкнулись многие российские регионы, разнообразная деятельность по региональному маркетингу представляет собой весьма действенный и эффективный рычаг воздействия на экономическое развитие региона. Региональный маркетинг действует по конкретно структурированному плану или системе действий, которые создают и поддерживают конкурентные

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства экономики Республики Дагестан, грант №2 от 25.12.2013 г.

преимущества региона, способные сохраняться в течение длительного времени. Такой специализированный подход дает все предпосылки к стабильному росту экономики, так как механизм его работы одинаков для всех уровней территориальных образований и бизнеса, что, в свою очередь, обеспечивает максимальную эффективность и прозрачность действий [3, с.158].

В Концепции развития России до 2020 г. определено, что региональное развитие будет определяться в основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью и уникальными рекреационными ресурсами.

Необходимость использования инструментов регионального маркетинга в Дагестане вызвана инерционностью механизмов территориального управления, возрастающей потребностью в интенсивной реализации преимуществ территорий и трансформацией органов территориального управления в институт социального обслуживания населения.

Значимость Республики Дагестан многократно возросла в связи с коренным изменением конфигурации южного направления российских внешнеполитических интересов. И, с точки зрения современной геополитики, Республика Дагестан является важнейшей стратегической точкой не только Северного Кавказа, но и всего кавказского региона. Сегодня Дагестан располагает всеми необходимыми условиями для решения проблем оживления и подъема экономики, создания рабочих мест и обеспечения занятости населения. Регион в значительной своей части составляют так называемые «эффективные территории», обладающие благоприятными для жизнедеятельности человека физико-географическими характеристиками [4, с. 61].

В условиях конкуренции среди регионов за приток инвестиций все более актуальной проблемой становится использование стратегических направлений маркетинга, таких, как повышение имиджа и привлекательности.

Задача повышения инвестиционной привлекательности Республики Дагестан, выделения приоритетных направлений развития, создания результативных программ межрегионального взаимодействия для устойчивого экономического развития стоят в настоящее время перед руководством республики.

Республика Дагестан обладает большим потенциалом для развития инвестиционной деятельности, что подтверждается ростом объема инвестиций в республику на протяжении последних лет. На сегодняшний день в Республике Дагестан существует довольно объемный перечень инвестиционных предложений и проектов, созданы инвестиционные площадки, обеспеченные необходимой инфраструктурой для потенциальных инвесторов.

Проблема формирования инвестиционной политики, исследованная в различных научных публикациях, выявляет возможности формулирования некоторых важных направлений ее реализации на республиканском уровне:

- формирование благоприятного инвестиционного климата;

- поиск источников финансирования структурных преобразований;

- повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;

- усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;

- снижение инвестиционных рисков;

- использования стратегического подхода к управлению инвестиционными процессами и т. д.

Осуществление инвестиционной политики с учетом специфических условий представляет особое значение, а также — стремление регионов применить свои конкурентные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Такой особой спецификой для Республики Дагестан является развитие туризма, использование уникального туристско-рекреационного потенциала, возможности развития туристской инфраструктуры:

- создание реально необходимых условий для развития туризма, комплексные мероприятия региональных предприятий, организаций и обществ для формирования необходимой инфраструктуры, дружественной обстановки;

- поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и сотрудничества,

формирование положительного, благоприятного и привлекательного образа республики;

- продвижение на рынке туристических возможностей республики, позиционирование Дагестана как региона с достаточными туристскими ресурсами и возможностями и дальнейшее продвижение туристского продукта на российский и международный рынки;

- определение субъектов маркетинга, заинтересованных в эффективном решении проблем территории.

Пути формирования положительного имиджа вытекают из факторов инвестиционной привлекательности региона: топливно-энергетического, агропромышленного, производства стройматериалов, санаторно-курортного и туристско-рекреационного, инновационно-технологического.

Формирование благоприятного имиджа Дагестана и позиционирование его как региона со стабильным общественно-политическим и динамично развивающимся социально-экономическим положением является одной из основных задач республиканских органов власти, бизнеса и гражданского общества. Успех стратегии развития во многом зависит от имиджевой политики органов власти, выстраивающей эффективную обратную связь с общественностью, как за пределами региона, так и внутри территории. Это позволит нам занять собственную нишу в условиях растущей конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов. [5, с. 6].

Стратегическим направлением регионального маркетинга является маркетинг имиджа, основная цель которого — создание, развитие и распространение, обеспечение общественного признания, положительного образа территории. Эффективность его в целом зависит от уже сложившегося имиджа и действительного положения дел в регионе.

Стратегия не требует радикальных изменений инфраструктуры, формирования других реальных факторов притягательности, но необходима концентрация усилий преимущественно в следующих направлениях:

- организация коммуникационных мероприятий, демонстрирующих открытость территории для контактов и позволяющих внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существенности имеющихся у нее преимуществ. Существует целый ряд стратегий работы с имиджем территории, каждая из которых целесообразна в конкретных условиях существования территории, при определенном состоянии ее имиджа и в зависимости от целей его изменения [6, с. 45];

- интеграция в систему международных экономических отношений, без которой невозможно развитие современной дагестанской экономики, соответственно, внешнеэкономическая деятельность республики приобретает в современных условиях исключительно актуальное значение;

- активизация деятельности представительств Республики Дагестан способствующая формированию благоприятного имиджа Дагестана, расширению представлений о его экономическом и культурном потенциале;

- внешнеэкономическое взаимодействие и поддержание двусторонних отношений с приграничными государствами, как система заключения межправительственных договоров и соглашений о сотрудничестве;

- государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, создание выставочной индустрии, тесно связанной со всеми отраслями народного хозяйства, что позволит упорядочить выставочную деятельность;

- интеграция молодежи в отраслях экономики является одним из механизмов формирования имиджа благоприятного и инвестиционно привлекательного региона с высококвалифицированными и компетентными молодыми кадрами, что будет способствовать развитию производственной сферы, созданию новых рабочих мест, занятости молодежи и решению ряда социально-экономических проблем [7];

- формирование регионального PR как особого направления, которое позволило бы Дагестану определить и занять свое место в стране. Активный региональный лидер и PR-служба, эффективно работающая с современными технологиями коммуникаций, обеспечивают возможность формирования территориального бренда.

Республиканские органы власти и управления всех уровней, государственные учреждения,

предприятия промышленности, производственные и коммерческие фирмы, туристические агентства, предприятия малого и среднего бизнеса, любые другие структуры, локализованные на территории, каждый в отдельности используют маркетинговый инструментарий, действуют самостоятельно; применение стратегий регионального маркетинга носит несистемный характер.

Всем субъектам, активно осуществляющим продвижение территории или продукции, необходима комплексная концепция маркетинга, обеспечивающая наиболее всесторонний подход к решению проблем территории. Речь должна идти о многоаспектной маркетинговой стратегии региона.

В условиях быстро меняющейся экономической и социальной ситуации, как в регионе, так и за его пределами, все более актуальной задачей для успешной разработки и осуществления маркетинговой стратегии региона становится принятие обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение привлекательности региона, укрепление и развитие положительной инвестиционной динамики.

Такими решениями могут стать:

— разработка программ регионального маркетинга (программ развития и продвижения территории), плана продвижения региона, состоящего из разделов по исследованию экономического анализа деловой среды и коммерческой деятельности; образования; связей с общественностью и рекламы. Такая программа представляет собой систему действий, которые создают и поддерживают конкурентные преимущества региона, способные сохраняться в течение длительного времени. План продвижения региона — один из действенных методов управления развитием региона [8];

— создание Агентства регионального маркетинга, основными функциями которого должны стать:

— организация разработки маркетинговых стратегий (концепций, проектов) развития Республики Дагестан и его муниципальных образований;

— организация разработки и выполнения коммуникационной стратегии региона;

— разработка и реализация проектов формирования инвестиционно- и социально-привлекательного имиджа Республики Дагестан;

— рекламно-информационная и издательская деятельность;

— организация выставок, ярмарок, форумов и конференций, иных событий, направленных на повышение и укрепление репутации Республики Дагестан, обеспечение участия в публичных событиях межрегионального, федерального и международного уровня.

Создание специальной службы по разработке и реализации региональной маркетинговой программы позволит координировать и согласовывать действия всех структур и предприятий, отвечающих за судьбу региона, реализовать эффективные рыночные механизмы на макро- и микроэкономическом уровнях, дать ответ на большинство вопросов, касающихся выделения первоочередных целей и задач развития региона.

Предложенные меры направлены на повышение инвестиционной и социальной, деловой и туристической привлекательности РД, обеспечение исполнения стратегии развития Республики Дагестан до 2025 г. и формирование инновационной репутации региона.

Внедрение новых и эффективных способов управления территорией позволит не только в значительной степени произвести модернизацию региона, но и создать предпосылки для устойчивого роста региона в целом.

Литература

1. Газалиева, Н. И. Роль регионального маркетинга в повышении конкурентоспособности региона // Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Модернизация экономических систем: опыт и перспективы». — Махачкала : Дагестанский государственный университет, 2011.

2. Газалиева, Н. И., Умавов, Ю.Д. Региональный маркетинг как основа устойчивого роста экономики региона (на примере Республики Дагестан) // Сб. материалов III Международной научно-практической конференции «Наука, техника и высшее образование», Westwood, Canada, 16 октября 2013.

3. Чернов, В. В. Комплексный подход к управлению территориями на основе регионального маркетинга //Економiчний вкник Донбасу. 2011. № 2 (24). С. 156-161.

4. Газалиева, Н. И., Нажмутдинова, С. А. Инновационно-инвестиционная привлекательность региона // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Вузовская наука: из настоящего в будущее». Северо-Кавказский государственный технический университет. г. Кисловодск, 2011.

5. Салихов, Ш. М. Имидж Дагестана — в брендинге территорий // Черновик. 2011. № 5.

6. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий. — СПб. : Питер, 2006.

7. В Дагестане будет создана молодежная инвестиционная площадка. — URL : http://riadagestan.ru/ news/2012.

8. Региональный маркетинг. — URL : www.Grandars.ru. References

1. Gazalieva N.I. The Role of Regional Marketing in Increasing the Competitiveness of the Region. A Collection of Materials of the International Scientific-Practical Conference "Modernization of Economic Systems: Experience and Prospects", Makhachkala. Dagestan State University, 2011.

2. Gazalieva N.I., Umavov Yu.D. Regional Marketing as the Basis of Stable Growth of the Economics of the Region (on the example of the Republic of Dagestan). A Collection of Materials of the 3rd International Scientific-Practical Conference «Science, Technology and Higher Education», Westwood, Canada, October 16, 2013. -544с.

3. Chernov V. V. Complex Approach to Management of Territories Based on Regional Marketing. // Еко-номiчний вкник Донбасу, No. 2 (24), 2011. - p.156-161.

4. Gazalieva N.I., Nazhmutdinova S.A. Innovative Investment Attractiveness of the Region. A Collection of Materials of All-Russian Scientific-Practical Conference "University Science: from the Present to the Future". North Caucasian State Technical University. Kislovodsk, 2011.

5. Salikhov Sh.M. The Image of Dagestan is in the Branding of Territories. // Chernovick, No.5. - 10.02.2011.

6. Pankrukhin A. P. Marketing of Territories. - SPb.: Piter, 2006. - 416p.

7. There will be a Youth Investment Site Created in Dagestan. URL: http://riadagestan.ru/news/2012

8. Regional Marketing. URL: www.Grandars.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.