Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курбанова Умукусум Али-Искандеровна

Статья посвящена анализу деятельности государственных органов Республики Дагестан по осуществлению региональных проектов, большинство из которых реализуются государственными органами Республики Дагестан с начала 2019 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF STATE BODIES OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN FOR REGIONAL PROJECTS

The article is devoted to the analysis of the activities of state bodies of the Republic of Dagestan on the implementation of regional projects, most of which have been implemented by state bodies of the Republic of Dagestan since the beginning of 2019.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_8_737 УДК 332.144

Курбанова

Умукусум Али-Искандеровна,

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Sabiha73@mail.ru

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Статья посвящена анализу деятельности государственных органов Республики Дагестан по осуществлению региональных проектов, большинство из которых реализуются государственными органами Республики Дагестан с начала 2019 года.

Ключевые слова: органы государственной власти; стратегическое планирование; федеральный проект; национальные цели; проектная деятельность; совершенствование государственного управления.

UDC 332.144

Kurbanova

Umukusum Ali-Iskanderovna,

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Sabiha73@mail.ru

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF STATE BODIES OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN FOR REGIONAL PROJECTS

The article is devoted to the analysis of the activities of state bodies of the Republic of Dagestan on the implementation of regional projects, most of which have been implemented by state bodies of the Republic of Dagestan since the beginning of 2019.

Keywords: government bodies; strategic planning; federal project; national goals; project activity; improvement of public administration.

Деятельность органов государственной власти Республики Дагестан по реализации региональных проектов, осуществляемых во исполнение федеральных проектов соответствующих национальных проектов, основывается на законодательстве Российской Федерации федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации [1].

Лежащее в основе проектной деятельности государственных органов власти стратегическое планирование регулируется Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ, который закрепляет:

- полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования;

- элементы системы стратегического планирования;

- документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целепо-лагания, прогнозирования, планирования и программирования на уровне субъекта Российской Федерации;

- стратегическое планирование на уровне муниципального образования;

- реализацию документов стратегического планирования;

- мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования;

- ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования [11].

Издание Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» положило начало новому этапу применения проектного подхода в государственном управлении Российской Федерации.

Указом Главы Республики Дагестан от 3 сентября 2018 года № 94 «О реализации в Республике Дагестан Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"» Правительству Республики Дагестан было поручено:

- закрепить персональную ответственность за достижение целей и показателей федеральных проектов в части, касающейся Республики Дагестан, за заместителями Председателя Правительства Республики Дагестан;

- организовать работу органов исполнительной власти Республики Дагестан по формированию в Республике Дагестан региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов (программ) и достижение соответствующих целей и целевых показателей;

- обеспечить взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти Республики Дагестан при реализации мероприятий национальных и федеральных проектов (программ) на территории Республики Дагестан [9].

Вступление в силу Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» повлекло за собой изменения в деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации. Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года № 444 «Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Пре-

зиденте Российской Федерации» был преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и т.д. [7].

В целях организации проектной деятельности в Республике Дагестан был издан Указ Главы Республики Дагестан от 11 декабря 2018 года №165 «О Совете при Главе Республики Дагестан по стратегическому развитию и проектной деятельности в Республике Дагестан» (далее - Совет), в который был преобразован существовавший ранее Совет при Главе Республики Дагестан по устойчивому развитию и приоритетным проектам Республики Дагестан. В результате принятия данного указа утверждались Положение о Совете при Главе Республики Дагестан по стратегическому развитию и проектной деятельности в Республике Дагестан (далее -Положение о Совете), состав Совета, а также состав президиума Совета [10].

Положением о Совете законодательно закреплялось определение Совета - совещательного органа при Главе Республики Дагестан, образованного в целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти Республики Дагестан, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов по стратегическому развитию и проектной деятельности в Республике Дагестан [10].

Также Положением о Совете были обозначены следующие задачи Совета:

- подготовка предложений Главе Республики Дагестан по разработке показателей реализации и актуализации региональных проектов и (или) приоритетных проектов Республики Дагестан по основным направлениям стратегического развития Республики Дагестан, этапам и формам их реализации;

- определение ключевых параметров для формирования региональных проектов и (или) приоритетных проектов;

- анализ и оценка реализации региональных проектов и (или) приоритетных проектов, подготовка предложений Главе Республики Дагестан по совершенствованию деятельности в соответствующих сферах, также по развитию передовых методов целевого проектного управления;

- подготовка предложений по совершенствованию государственного управления в Республике Дагестан, повышению эффективности результативности деятельности Правительства Республики Дагестан, органов исполнительной власти Республики Дагестан, в том числе через оценку их деятельности на основе ключевых показателей эффективности;

- подготовка предложений по совершенствованию документов стратегического планирования Республики Дагестан и проектной деятельности;

- осуществление взаимодействия органами государственной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, экспертного и предпринимательского сообщества при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией региональных проектов и (или) приоритетных проектов и т.д.

Положением о Совете также были закреплены права Совета, полномочия президиума Совета и порядок проведения заседаний Совета [10].

Постановлением Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Российской Федерации» утверждалось Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и функциональная структура проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.

Данным Положением на законодательном уровне были закреплены понятия «национальный проект», «федеральный проект», «региональный проект» и иные термины, а также порядок инициирования, подготовки, реализации и завершения проекта; были раскрыты элементы функциональной структуры проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано организовывать проектную деятельность, руководствуясь вышеупомянутым Положением [6].

Во исполнение п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2018 года № 192 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан» были утверждены Положение «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан» (далее - Положение об организации проектной деятельности) и функциональная структура проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан.

Положением об организации проектной деятельности были законодательно установлены определение термина «приоритетный проект Республики Дагестан» и определения иных терминов; закреплялся порядок инициирования, подготовки, реализации и завершения проектов, осуществляемых государственными органами Республики Дагестан; была утверждена функциональная структура проектной деятельности в Республике Дагестан, элементами которой являются президиум Совета, проектный комитет, рабочая группа по разработке проекта, республиканский проектный офис, ведомственный проектный офис, руководитель регионального и (или) приоритетного проекта, администратор регионального и (или) приоритетного проекта, участники регионального и (или) приоритетного проекта, общественно-экспертный совет, а также центр компетенций проектной деятельности.

Органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан было рекомендовано организовать проектную деятельность, руководствуясь Положением об организации проектной деятельности [5].

Подготовка регионального проекта, разработка паспорта регионального проекта, а также заполнение формы паспорта регионального проекта осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке региональных проектов, утвержденными письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года № 9861п-П6, которое адресовано руководителям национальных проектов [4].

В заключение отметим, что правовая база деятельности органов государственной вла-

сти Республики Дагестан по реализации региональных проектов основывается: а) на федеральном законодательстве, закрепляющем принципы стратегического планирования в Российской Федерации; б) федеральных подзаконных актах, определяющих важнейшие направления социально-экономического развития в Российской Федерации и устанавливающих основы проектной деятельности федеральных и региональных государственных органов; в) подзаконных актах Республики Дагестан, разработанных в соответствии с федеральным законодательством [12].

Разработанные в целях развития человеческого капитала Республики Дагестан региональные проекты сформированы с учетом выделенных проблем данной сферы и направлены: а) на улучшение обеспечения отраслей социальной сферы Республики Дагестан квалифицированными кадрами; б) улучшение материально-технического обеспечения и развитие инфраструктуры отраслей социальной сферы; в) повышение доступности услуг отраслей социальной сферы для населения Республики Дагестан за счет расширения числа способов оказания услуг и внедрения цифровых технологий в социальной сфере [8].

Реализация проектов, направленных на создание и улучшение комфортной среды для жизни населения Республики Дагестан, предполагает: а) обеспечение жителей субъекта жилищными условиями, соответствующими современным строительным стандартам; б) сокращение доли непригодного для жизни жилья; в) решение транспортных проблем махачкалинской агломерации и обеспечение доступности районных центров автомобильными дорогами с твердым покрытием; г) проведение мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог республиканского значения и т. д.; д) улучшение экологической обстановки региона, сохранение уникальных природных зон и развитие рекреационного потенциала республики [12].

Для достижения конкретно поставленной национальной цели -увеличения средней продолжительности жизни российских граждан до 78 лет - в России разработаны и утверждены две основные национальные

программы социальной направленности -«Здравоохранение» и «Демография» [2].

Республика Дагестан принимает участие в реализации 7 региональных проектов в рамках национального проекта «Здравоохранение», осуществление которых планируется в 2019-2024 годах.

Региональные проекты, реализуемые для обеспечения стабильного экономического роста, рассчитаны: а) на обеспечение доступности Интернета для всех и каждого; б) повышение эффективности основных отраслей экономики за счет внедрения новых технологий; в) создание конкурентоспособной продукции и реализации ее как внутри страны, так и на внешних рынках; г) обновление мер поддержки экспортеров, продажу туристических, образовательных, медицинских и других услуг; д) всестороннее улучшение предпринимательского климата в России; е) увеличение количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, увеличение доли МСП в ВВП страны.

В кратчайшие сроки необходимо полностью ввести в систему управления проектами наряду с областными также органы местного самоуправления, наладить продуктивную связь бюджетного планирования со стратегическим и проектным прогнозированием. В целях установления данной связи органам исполнительной власти субъекта, основываясь на имеющемся опыте, целесообразно определить необходимые мероприятия для благополучного старта на муниципальном и республиканском уровне проектного управления. В этой связи целесообразно на федеральном и региональном уровне разработать планы и программы сотрудничества региональных и муниципальных органов власти с бизнес-структурами, которые позволили бы активизировать участие бизнес-сообщества в реализации совместных региональных проектов [3].

Одна из главных задач сегодня - это повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Необходимо разграничить зоны ответственности органов исполнительной власти республики в этой сфере. Очень важно сейчас наладить республиканскую систему межведомственного взаимодействия органов власти, сократить документооборот в бумажной форме на базе многофункциональных центров и системы электронного правительства [13].

Список литературы

References

1. Абидов, М.Х. Повышение эффективности функционирования органов исполнительной власти Республики Дагестан / М.Х. Абидов, Л.А. Борисова, Ф.Н. Ис-маилова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2021. № 6 (128). С. 106-112.

2. Исмаилова, О.С. О реализации региональных проектов Республики Дагестан в рамках национального проекта «Здравоохранение» / О.С. Исмаилова, У.А. Гаджиева // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 7 (105). - С. 5-11.

3. Магомедова, М.М. Эффективное взаимодействие власти и бизнеса как фактор социально-экономического развития регионов / М.М. Магомедова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2020. - № 12. - С. 54-58.

4. Методические рекомендации по подготовке региональных проектов. - URL: https://pm.center/bazaznaniy/ document/metodicheskie-rekoiriendatsN-po-podgotovke-regionalnykh-proektov/ (дата обращения: 26.10.2021).

5. Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан: Постановление Правительства Республики Дагестан от 25.12.2018 № 192. - URL: https://docs.cntd.ru/document/550298986 (дата обращения: 26.10.2021).

6. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 26.03.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. -2018. - № 45. - Ст. 6947.

7. Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19.07.2018 г. 444 (ред. от 6 февраля 2020 г.). - URL: https://base. garant.ru/71992742/ (дата обращения: 26.10.2021).

8. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года: Закон Республики Дагестан от 15.07.2011 № 38 (ред. от 5 марта 2018 г.) // Собрание законодательства РД. -2011. - № 14. - Ст. 615.

9. О реализации в Республике Дагестан Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: Указ Главы Республики Дагестан от 03.09.2018 № 94. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0500201809060002 (дата обращения: 25.10.2021).

10. О Совете при Главе Республики Дагестан по стратегическому развитию и проектной деятельности в Республике Дагестан: Указ Главы РД от 11.12.2018 № 165. - URL: https://docs.cntd.ru/document/550280306 (дата обращения: 26.10.2021).

11. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 08.07.2019). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 26.10.2021).

12. Правительство Республики Дагестан: официальный сайт. - URL: http://www.e-dag.ru/ (дата обращения: 26.10.2021).

13. Рагимов, А.Т. О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в Республике Дагестан / А.Т. Рагимов // Юридический вестник ДГУ. - 2020. - Том 35. - № 3. - С. 34-36.

1. Abidov M.X. Povy'shenie e'ffektivnosti funkcionirovaniya organov ispolnitel'noj vlasti Respubliki Dagestan / M.X. Abidov, L.A. Borisova, F.N. Ismailova. Regional'ny'e problemy' preobrazovaniya e'konomiki. 2021. № 6 (128). S. 106-112.

2. Ismailova O.S. O realizacii regional'ny'x proektov Respubliki Dagestan v ramkax nacional'nogo proekta «Zdravooxranenie» / O.S. Ismailova, U.A. Gadzhieva. Regional'ny'e problemy' preobrazovaniya e'konomiki. 2019. № 7 (105). S. 5-11.

3. Magomedova M.M. E'ffektivnoe vzaimodejstvie vlasti i biznesa kak faktor social'no-e'konomicheskogo razvitiya regionov. Regional'ny'e problemy' preobrazovaniya e'konomiki. 2020. № 12. S. 54-58.

4. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke regional'ny'x proektov. URL: https://pm.center/bazaznaniy/ document/metodicheskie-rekomendatsii-po-podgotovke-regionalnykh-proektov/ (data obrashheniya: 26.10.2021).

5. Ob organizacii proektnoj deyatel'nosti v Pravitel'stve Respubliki Dagestan: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 25.12.2018 № 192. URL: https:// docs.cntd.ru/document/550298986 (data obrashheniya: 26.10.2021).

6. Ob organizacii proektnoj deyatel'nosti v Pravitel'stve Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.10.2018 № 1288 (red. ot 26.03.2020 g.). Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018. № 45. St. 6947.

7. Ob uporyadochenii deyatel'nosti soveshhatel'ny'x i konsul'tativnyx organov pri Prezidente Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 19.07.2018 g. 444 (red. ot 6 fevralya 2020 g.). URL: https://base.garant.ru/71992742/ (data obrashheniya: 26.10.2021).

8. Ob utverzhdenii Strategii social'no-e'konomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan do 2025 goda: Zakon Respubliki Dagestan ot 15.07.2011 № 38 (red. ot 5 marta 2018 g.). Sobranie zakonodatel'stva RD. 2011. № 14. St. 615.

9. O realizacii v Respublike Dagestan Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 goda № 204 «O nacional'ny'x celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda»: Ukaz Glavy Respubliki Dagestan ot 03.09.2018 № 94. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0500201809060002 (data obrashheniya: 25.10.2021).

10. O Sovete pri Glave Respubliki Dagestan po strategicheskomu razvitiyu i proektnoj deyatel'nosti v Respublike Dagestan: Ukaz Glavy' RD ot 11.12.2018 № 165. URL: https://docs.cntd.ru/document/550280306 (data obrashheniya: 26.10.2021).

11. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'ny'j zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ (red. ot 08.07.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/ (data obrashheniya: 26.10.2021).

12. Pravitel'stvo Respubliki Dagestan: oficial'nyj sajt. URL: http://www.e-dag.ru/ (data obrashheniya: 26.10.2021).

13. Ragimov A.T. O nekotory'x voprosax sovershenstvovaniya gosudarstvennogo upravleniya v Respublike Dagestan. Yuridicheskij vestnik DGU. 2020. Tom 35. № 3. S. 34-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.