УДК 376.1(075.8)
Султанов Г.Р.1
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ФОРМИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье дан анализ проектной деятельности в Республике Дагестан, обозначены стратегически важные проекты, выявлены факторы, влияющие на качественное государственное управление, предложены механизмы совершенствования формирования благоприятных налоговых условий для субъектов предпринимательства.
Ключевые слова. Проект, проектная деятельность, налоговая нагрузка, бизнес, субсидии.
Sultanov H.R.
PROJECT ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN: FORMATION, IMPLEMENTATION AND PROSPECTS
Abstract. In this article are the analysis of the project activities in the Republic of Dagestan, identified strategically important projects identified the factors influencing good governance, the mechanisms for improving the formation of a favorable tax environment for businesses.
Keywords: project, project activity, tax burden, business, subsidies
С целью повышения эффективности управления, концентрации основных сил на осознании и формировании общих целей и задач в Республике Дагестан с 2013 года внедрено проектное управление.
Ориентированный на достижение конечного результата решения проблемы той или иной отрасли народного хозяйства, региона данный метод управления имеет свои особенности.
Инструментами проектного управления стали приоритетные проекты развития Республики Дагестан.
Приоритетные проекты развития Республики Дагестан - это новые принципы государственного управления, новая система оценки деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, охват практически всех сфер жизнедеятельности. Это «Обеление» экономики», «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие», «Новая индустриализация», «Человеческий капитал», «Эффективный агропромышленный комплекс», «Эффективное государственное управление», «Безопасный Дагестан» [7].
Все органы исполнительной власти, мест-
ного управления, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти сообща, объединив свои усилия в рамках проектов, работают для решения вопросов социально-экономического и культурного развития Республики Дагестан.
Приоритетные проекты развития Республики Дагестан содержат и взаимоувязывают между собой конкретные мероприятия, ожидаемые результаты, сроки исполнения (контрольные точки) и ответственных исполнителей. Это достаточно эффективная система оценки деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Посредством приоритетных проектов отслеживается, как работает тот или иной орган исполнительной власти.
В Республике Дагестан чётко выстроена работа «проектных офисов». Сформированы «проектные офисы» на уровне Администрации Главы и Правительства республики, в органах исполнительной власти и местного самоуправления.
Важно отметить, что постоянно совершенствуются подходы в оценке деятельности всех тех, от кого зависит качество государственно-
1 Султанов Гаджи Русланович, заместитель министра экономики и территориального развития Республики Дагестан, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 67. E-mail: minec(®,e-dag.ra, postVv.mincc-rd.m
Haji Sultanov, Deputy Minister of economy and territorial development of the Republic of Dagestan, Makhachkala, street abubakarova, 67. E-mail: minec(®,e-dag.ra, postVv.mincc-rd.m
го управления и качество бюджетных услуг, предоставляемых населению. Все вышеизложенное подтверждает актуальность проектной деятельности в республике.
Еще несколько лет назад сложно было довести до муниципалитетов концепцию приоритетных проектов развития, так как у большинства руководителей муниципального уровня отсутствовало понимание важности выстраивания системы постоянного мониторинга хода реализации ключевых приоритетов развития.
Активно включаясь в работу, муниципальные образования показывают положительные результаты (налоговая база) реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Обеление» экономики». Более того, несмотря на влияние различных внешнеполитических и экономических процессов в стране, сохраняется положительная динамика по показателям социально-экономического развития республики. Так, в 2016 году налоговых и неналоговых доходов поступило 33,5 млрд. руб., что на 11,2 млрд. руб. или в 1,5 раза больше, чем в 2012 году [11].
Одновременно в местные бюджеты Республики Дагестан в 2016 году поступило 8,3 млрд. руб., что на 2,7 млрд. руб. больше, чем в 2012 году. При этом по итогам 2016 года плановые задания по сбору налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты выполнены в целом на 100,3%, в том числе в 44 из 52 муниципальных образований плановые задания выполнены на 100% и выше, и в 8 муниципальных образованиях - на 90%.
Анализ реализации приоритетного проекта «Обеление» экономики» показал, что на момент формирования и внедрения лишь 1/3 объектов недвижимости и земельных участков находились на налоговом учете. За период реализации приоритетного проекта на налоговый учет поставлено более 206,0 тыс. земельных участков и 166,9 тыс. объектов капитального строительства.
Необходимо отметить, что в соответствии с распоряжением Президента Республики Дагестан от 28.10.2013 года № 112-рп [9] в целях организации работы по повышению налоговой базы по имущественным налогам, выявлению и постановке на налоговый учет лиц, осущест-40
вляющих незаконную предпринимательскую деятельность между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с налоговыми и регистрирующими органами, проводится взаимодействие в рамках вось-мисторонних соглашений об обмене информацией. Отметим, что указанное соглашение предусматривает межведомственное взаимодействие Правительства Республики Дагестан, Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, филиала ФГЪУ «ФКП Росреестра» по Республике Дагестан, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, а также органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления.
Важным фактором является и то, что решения, принимаемые руководством республики, направлены не на увеличение налоговой нагрузки на бизнес, а, в первую очередь, на обеспечение занятости населения в этой отрасли и, соответственно, социальной стабильности.
В целях формирования благоприятных налоговых условий для субъектов предпринимательства приняты нормативные правовые акты республики, предусматривающие следующее:
- двухлетние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных предпринимателей, приметающих упрощенную налоговую систему и патентную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах [3];
- расширение перечня видов деятельности и снижение потенциально возможного годового дохода на 10% по патентной системе налогообложения [4].
Вместе с тем, необходимо обеспечить справедливое налогообложение, равномерную налоговую нагрузку.
В связи с этим принят Закон РД [5], предусматривающий переход к определению налоговой базы по налогу на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимос-
ти для высокодоходных и крупных объектов предпринимательства с площадью свыше 350 кв. м. Это административно-деловые центры, торговые объекты и нежилые помещения, используемые для коммерческих целей.
Одновременно проводится работа по выводу из «тени» субъектов малого и среднего предпринимательства.
В муниципальных образованиях созданы рабочие группы, в состав которых входят представители налоговой службы и правоохранительных органов, а также администраций районов и городов, осуществляющие обследования объектов предпринимательства.
В целом за 3 года реализации проекта обследовано 47,4 тыс. объектов предпринимательства. В результате выявлено 15,8 тыс. лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, из них поставлено на налоговый учет 8,6 тыс. предпринимателей.
Кроме того, при заключении соглашений о субсидировании с субъектами малого и среднего предпринимательства по линии Минсельхозпрода РД и Агентства по инвестициям и предпринимательству РД предусматривается обязательная постановка предпринимателей на налоговый учет, обеспечение уплаты ими налогов, а также создание рабочих мест.
В целях организации работы по снижению неформальной занятости населения в муниципальных образованиях созданы рабочие группы под руководством главы муниципалитета, в составе представителей налоговых и правоохранительных органов, отделения ПФР, ТФОМС, госинспекций по труду и др.
В результате в 2016 году выявлено 67,5 тыс. лиц, с которыми не оформлены трудовые отношения, из них - с 56,3 тыс. работниками заключены трудовые договоры. Это составило 87,1% от годового плана (68,9 тыс. чел.).
По результатам рейтинговой оценки организации работы по снижению неформальной занятости в субъектах Российской Федерации в 2016 году Республика Дагестан заняла 25 место (поднявшись на 28 позиций по сравнению с 2015 годом), среди субъектов СКФО - 2 место.
Количество работающего застрахованного населения увеличилось на 151,3 тыс. человек
(с 01.04.2014 г. по 01.04.2016 г.), вследствие чего экономия средств бюджета республики составила порядка 970 млн. рублей.
Важным является определение роли молодежи в современном обществе, прежде всего - уровень образования, компетенции, профессиональной квалификации. В проектах предусмотрены мероприятия с участием молодежных, общественных и научных организаций.
Важно понимать, что существующие резервы в различных отраслях экономики (строительство, оборот алкогольной продукции, розничная и оптовая торговля, оказание услуг) могут обеспечить дополнительные доходы в республике. За счет повышения эффективности использования государственного имущества, четкой регламентации вопросов размещения рекламы возможен положительный исход в данном направлении.
Дополнительным источником пополнения доходной части бюджета является и реализация мер по приведению в соответствие видов разрешенного использования земель с фактическим землепользованием, а также снижение образовавшейся задолженности по налогам и сборам.
Нельзя не отметить, что при формировании проектного управления на уровне субъекта было достаточно проблем:
- на федеральном уровне не было четкой регламентации проектной деятельности;
- согласно федеральному законодательству о стратегическом планировании приоритетные проекты не были документами стратегического планирования;
- возникли сложности с обеспечением финансирования приоритетных проектов;
- слабо были проработаны вопросы, связанные с мотивацией и вовлечением в проектную деятельность государственных, гражданских и муниципальных служащих.
Отрадно, что на федеральном уровне приняты решения по внедрению проектного управления в Российской Федерации, в частности, создан Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам [2], а также приняты нормативные документы и методические рекомендации, регламентирующие организацию проектной деятельности.
Кроме того, следует отметить, что в 2016 году на федеральном уровне приняты решения, предусматривающие новые требования к организации проектной деятельности. Так, принято постановление Правительства Российской Федерации «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [1]. Соответствующее решение принято и в Республике Дагестан [6]. 16 января 2017 года утвержден План мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан на 2017 год [10].
Если говорить о министерствах и ведомствах республики, то во всех разработаны и приняты ведомственные решения о регламентации проектной деятельности.
Созданы проектные комитеты, разработаны паспорта проектов, направленных на решение ключевых, приоритетных задач. Все органы исполнительной власти нацелены на участие в реализации федеральных проектов в рамках 11 направлений стратегического развития Российской Федерации.
В Минэкономразвития РД принят приказ от 07.03.2017 года №10-од «Об организации проектной деятельности в Министерстве экономики и территориального развития Республики Дагестан», которым утверждено положение об организации проектной деятельности
в Минэкономразвития РД, функциональная структура системы управления проектной деятельностью в Минэкономразвития РД и определены функции ведомственного проектного офиса.
В рамках стратегического направления Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» подготовлен одноименный приоритетный проект, ключевой задачей которого является рост числа занятых индивидуальных предпринимателей. Данный проект предусматривает создание благоприятных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение неформальной занятости населения и выведение из «тени» бизнеса.
Кроме того, в рамках стратегического направления «Обеление» экономики» подготовлен план мероприятий «дорожная карта» по расширению налоговой базы и увеличению доходов консолидированного бюджета РД на 2017 год.
Органы исполнительной власти Республики Дагестан совместно с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления продолжат работу по реализации приоритетных направлений стратегического развития РФ и приоритетных проектов развития республики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в правительстве Российской Федерации» Режим доступа: http://government.ru/media/files/Tw3T8ZAAoctXgwOxAY15z72sYiLlaVTs.pdf. Дата обращения: 17.05.2017.
2. Указ Президента Российской Федерации от 30.06.2016 года № 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420363054. Дата обращения: 17.05.2017.
3. Закон Республики Дагестан от 01.12.2017 года № 108 «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О ставке налога при применении упрошенной системы налогообложения» и стать 2 Закона Республики Дагестан «О применении патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями в Республике Дагестан. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430680562 Дата обращения: 31.05.2017.
4. Закон Республики Дагестан от 04.04.2016 года № 21 «О внесении изменений в статью 2 Закона РД «О применении патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями в Республике Дагестан». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453123394 Дата обращения: 31.05.2017.
5. Закон Республики Дагестан от 08.10.2004 года № 22 «О налоге на имущество организаций. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/802021911. Дата обращения: 17.05.2017.
6. Постановление Республики Дагестан от 23.11.2016 г № 350 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан». Режим доступа: http://dagestan-gov. ru/doc/16514. Дата обращения: 17.05.2017.
7. Указ Главы Республики Дагестан от 02.11.2015 года № 262 «О реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан в 2016 году». Режим доступа: http://glava.e-dag. ru/dokumenty/ukazy/ukaz-glavy-rd-ot-2-noyabrya-2015-goda-262-o-realizatsii-prioritetnykh-proektov-razvitiya-respubliki-dagestan-v-2016-godu
8. Указ Главы Республики Дагестан от 29.09.2016 года № 284 «О Совете при Главе Республики Дагестан по устойчивому развитию и приоритетным проектам Республики Дагестан» Режим доступа: http://docs.cntd.m/document/441767476
9. Распоряжение Президента Республики Дагестан от 28.10.2013 года № 112-рп. Режим доступа : http: //dagestan-gov. ru/doc/13 3 5 9
10. Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 22.12.2016 года № 515-р «Об утверждении Плана мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан на 2017 год». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/444887852
11. Отчетные данные Управления ФНС России по Республике Дагестан. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn05/related_activities/statistics_and_ analytics/forms/