Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА'

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашуралиева Дженнет Руслановна

В статье рассматривается роль национальных проектов в развитии региона, как последствия ко-ронавируса и экономический кризис создают угрозу реализации национального проекта. Проанализированы количественные значения показателей федеральных проектов, которые не отражают качественные изменения в системе образования или имеют слишком высокий уровень агрегирования. Также в статье рассмотрено применение формальных подходов к разработке ряда целевых показателей (результатов) национальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ашуралиева Дженнет Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NATIONAL PROJECTS IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION

The article examines the role of national projects in the development of the region, how the consequences of the coronavirus and the economic crisis pose a threat to the implementation of a national project. The quantitative values of the indicators of federal projects are analyzed, which do not reflect the qualitative changes in the education system or have a too high level of aggregation. The article also discusses the application of formal approaches to the development of a number of target indicators (results) of national projects.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_8_732 УДК 330.322

Ашуралиева Дженнет Руслановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Ashuralieva.djennet@yandex.ru

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА

В статье рассматривается роль национальных проектов в развитии региона, как последствия ко-ронавируса и экономический кризис создают угрозу реализации национального проекта. Проанализированы количественные значения показателей федеральных проектов, которые не отражают качественные изменения в системе образования или имеют слишком высокий уровень агрегирования. Также в статье рассмотрено применение формальных подходов к разработке ряда целевых показателей (результатов) национальных проектов.

Ключевые слова: национальные проекты; экономический кризис; предпринимательство.

UDC 330.322

Ashuralieva Jennet Ruslanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World and Regional Economy, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Ashuralieva. djennet@yandex.ru

THE ROLE OF NATIONAL PROJECTS IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION

The article examines the role of national projects in the development of the region, how the consequences of the coronavirus and the economic crisis pose a threat to the implementation of a national project. The quantitative values of the indicators of federal projects are analyzed, which do not reflect the qualitative changes in the education system or have a too high level of aggregation. The article also discusses the application of formal approaches to the development of a number of target indicators (results) of national projects.

Keywords: national projects; economic crisis; entrepreneurship.

Национальные проекты являются инструментом реализации национальных целей развития, которые имеют огромное значение на определенном этапе развития государства и требуют больших ресурсов для их решения, предполагающих конкретно определенный конечный результат [4] .

Официально программа национальных проектов была запущена в 2019 г. на период до 2024 г. Для координации этой работы создан специальный Совет по стратегическому развитию и национальным проектам при Президенте России. Разработка конкретных проектов в рамках трех программ контролируется

отдельными вице-премьерами. На реализацию проектов «Здравоохранение», «Образование», «Демография» и «Наука» выделены средства в размере 6,3 трлн рублей.

Несмотря на мобилизацию административных и финансовых ресурсов государства для решения проблем, вызванных пандемией, национальные проекты не снимаются с повестки дня. Напротив, нынешняя ситуация требует усиления координации их реализации. В то же время очевидно, что цели и другие параметры многих национальных, федеральных и региональных проектов могут быть скорректированы.

Названия региональных проектов, реализуемых на той или иной территории, фиксируются в паспортах муниципальных программ. Показатели региональных проектов и их значения отражены в соответствующем приложении к программе, а сами региональные проекты реализуются в рамках отдельного основного вида деятельности подпрограммы муниципальной программы [3].

По состоянию на 1 марта 2021 г., по данным Минфина России, исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов составило 293,7 млрд руб. - 13,1% от суммы 2,2 трлн руб., выделенных на этот год. Лучшими по этому показателю оказались национальные проекты: «Жилье и городская среда» - 24,9%, «Здравоохранение» - 21,9%, «Демография» - 20%; хуже дело обстоит с проектами «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальных предпринимательских инициатив» -3,7%, «Цифровая экономика» - 3,4%, «Экология» - 2,9%. По предкризисным прогнозам Минэкономразвития России, экономический рост в результате реализации нацпроектов с 2021 г. должен составить 3% в год.

В 2020 г. вклад проектов, завершенных в 2019 г., в компенсацию экономического спада, вызванного реализацией национальных проектов, не превысит 0,7 процентных пункта от текущих темпов экономического роста, а вклад от реализации национальных проектов в 2020 г. не превысит 0,6 процентных пун -кта от увеличения темпов экономического роста в 2020-2021 гг.

Так, в 2019 г. на реализацию нацпроек-та «Образование» предусмотрено 107 828,1 млн руб., на СБР - 108 440,8 млн руб. Кассовое исполнение составило 91,0% от SBR. В 2019 г. самый низкий уровень развития показала федеральная программа «Современная школа» (Е1) - 83,5% от объема СБР в результате низкого исполнения субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов. Следует отметить, что причины такого уровня исполнения расходов носят организационный характер.

По итогам 2019 г. в рамках 10 федеральных проектов, включенных в национальный проект «Образование», из 38 целевых показателей (результатов) плановые значения достигнуты по 18 (47,4%), значения по 4 показателям не достигнуты, а предваритель-

ные данные предоставлены по 16. В 2020 г. финансирование нацпроекта определено в размере 147 172,9 млн руб., а СБР - 132 088,2 млн руб. В 2020 г. низкое освоение средств отмечается по НП «Образование», ФП «Цифровая образовательная среда», что связано с крайне низким исполнением расходов (9,5%) по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях. При этом необходимо особо отметить, что в условиях введения ограничительных мероприятий на территории практически всех субъектов Российский Федерации этот федеральный проект является одним из наиболее важных для обеспечения непрерывного образования.

По ФП «Социальные лифты для каждого» расходы по итогам первого полугодия исполнены на 10,3% объема СБР. Сложившийся уровень исполнения связан с отсутствием финансирования мероприятий по информационно-разъяснительному и экспертно-со-циологическому сопровождению результатов и мероприятий национальных проектов в средствах массовой информации и сети Интернет. Последствия коронавируса и экономический кризис создают предпосылки для рисков реализации национального проекта:

1. Недофинансирование и стагнация бюджетных расходов.

2. Отсутствие оценки наличия и состояния инфраструктуры, в том числе оценки необходимости развития цифровой инфраструктуры школ и вузов, отсутствие плана цифровой трансформации школ и вузов, а также сокращение расходов по ФП «Цифровая образовательная среда» на 56,2 млн руб.

3. Отсутствие «пилотного» тестирования проектов и мероприятий. Необходимо устранить барьеры на пути реализации пилотных проектов.

4. Сложно перестроить структуру и систему управления национальными проектами в России, что не позволяет быстро управлять рисками их реализации.

5. Рост уровня безработицы в результате экономического кризиса.

7. Наличие дублирующих мероприятий в рамках национальных проектов.

8. Применение формального подхода к разработке и формированию ряда целевых показателей (результатов) национальных проектов.

9. Значительное ежеквартальное количество изменений в паспортах федеральных проектов связано с корректировкой плановых значений результатов, наименований результатов, формулировок задач, что влияет на качество их достижения и возможность адекватного мониторинга.

10. Количественные значения показателей федеральных проектов не отражают качественных изменений в системе образования или имеют слишком высокий уровень агрегирования.

11. Отсутствуют методические рекомендации о том, что следует понимать под рисками для целей реализации проекта, как формировать систему управления рисками.

В соответствии с Указом Главы Республики Дагестан от 3 сентября 2018 г. № 94 «О реализации в Республике Дагестан Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и распоряжением Правительства Республики Дагестан от 6 мая 2019 года № 131-р "Об утверждении распределения обязанностей между первыми заместителями и заместителями Председателя Правительства Республики Дагестан"» за заместителями Председателя Правительства Республики Дагестан закреплена персональная ответственность за достижение целей и показателей федеральных проектов в части, касающейся Республики Дагестан [2].

В республике организована работа по приведению в соответствие с национальными проектами документов стратегического планирования Республики Дагестан. Разработка новой Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2035 года ведется с привлечением кроме представителей органов власти всех уровней республики также представителей вузов, науки, бизнеса, общественных организаций, средств массовой информации, отраслевых экспертов и всех заинтересованных граждан республики.

На основании Указа Главы Республики Дагестан от 30 мая 2016 года № 177 «Об утверждении положения об Организационно-

проектном управлении Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан» и постановления Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2018 года № 192 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Дагестан» создан республиканский проектный офис.

Так, например, участники национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальных предпринимателей и предпринимательских инициатив» отмечают, что при выработке стратегии реализации в Республике Дагестан необходимо проанализировать, как доводятся до предпринимателей инвестиции, оценить доступность кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также эффективность работы Центра поддержки предпринимательства Республики Дагестан, Фонда микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан и Фонда кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан.

Республика Дагестан по итогам 2018 г. вошла в ТОП-5 регионов с самым высоким соотношением закрытых предприятий к созданным. Так, в прошлом году в республике открылось всего 990 предприятий, а прекратила свою деятельность 5061 компания. В ходе мероприятия участниками было отмечено, что основными проблемами развития бизнеса в Республике Дагестан являются низкий уровень инвестиционной привлекательности и доступ инвесторов к земельным ресурсам, обеспеченным дорожной и инженерной инфраструктурой, отсутствие в предпринимательской среде системности в подходе к использованию различных финансовых инструментов и недостаточная активность работы банков-партнеров, а также правовая грамотность предпринимателей.

Немаловажной является также проблема формирования системы доверия между государством и бизнесом. Другой существенной проблемой Республики Дагестан является утилизация мусора и отходов. Как отметили участники мероприятия, из-за действующих в регионе нелегальных мусорных полигонов и свалок загрязняется почва, вредные вещества смываются водой и загрязняют грунтовые воды, в регионе нет предприятий, которые бы занимались переработкой му-

сора или захоронением токсичных отходов, а также недостаточно специальной техники для вывоза мусора. Учитывая изложенное, отмечается важность использования ресурсов национального проекта «Экология» для решения назревших экологических проблем Республики Дагестан.

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» ставит амбициозные задачи по наращиванию несырьевого экспорта, созданию предприятий смежных отраслей агропромышленного комплекса, производства товаров высокой степени переработки и, как следствие, имеющих высокую добавленную стоимость.

Традиционно к конкурентоспособным продуктам, производимым в Республике Дагестан, относят продукцию сельского хозяйства: производство риса, зерна, тепличные комплексы, виноградарство и виноделие, овцеводство.

Перспективным является также развитие туристической отрасли в Республике Дагестан, включая развитие круизного туризма в Каспийском море и организацию детского и студенческого оздоровительного отдыха и туризма.

Таким образом, информационное сопровождение национальных проектов является важной составляющей их успешной реализации. Необходимо довести до общества, что реализация национальных проектов призвана улучшить качество жизни россиян. В связи с этим органам государственной власти и местного самоуправления Республики Дагестан необходимо вести системную работу по информированию населения о ходе реализации национальных проектов в регионе и достигнутых результатах. Важным также является участие в общественном контроле за достижением целей национальных проектов общественных советов при органах государственной власти и местного самоуправления Республики Дагестан.

В связи с вышеизложенным Правительству Российской Федерации необходимо дополнить перечень показателей, определяющих эффективность деятельности глав сельскохозяйственных муниципальных образований, следующими:

- количество вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства;

- количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Правительству Республики Дагестан, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан необходимо рассмотреть возможность:

- выработки комплекса мер, направленных на устранение неурегулированности земельных отношений в зоне отгонного животноводства;

- совершенствования мер стимулирования развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, включая обеспечение доступности кредитных средств для сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- включения решения вопросов по созданию транспортной и инженерной инфраструктуры на землях отгонного животноводства в региональную государственную программу, направленную на достижение целей государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»;

- выработки комплекса мер поддержки предпринимательства в регионе, включая проработку механизмов налоговых послаблений для малого и среднего бизнеса и устранение административных барьеров, а также решение проблем инвестиционной привлекательности развития территорий, в том числе путем реализации механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Общественным советам при органах государственной власти Республики Дагестан, муниципальным общественным палатам (советам) Республики Дагестан нужно рассмотреть возможность организации системной работы по информированию населения о ходе реализации национальных проектов в регионе и достигнутых результатах, а также включения в повестку дня своих заседаний рассмотрение актуальных вопросов, направленных на реализацию национальных проектов в Республике Дагестан.

В рамках реализации национального проекта «Экология» рекомендовано: Правительству Республики Дагестан, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Министерству сельского хозяйства

и продовольствия Республики Дагестан, главам муниципальных образований Республики Дагестан - рассмотреть возможность:

- создания эффективной системы регионального и муниципального экологического мониторинга в целях своевременного выявления экологических проблем и выработки мер по их решению;

- обеспечения модернизации очистных сооружений во всех городах и населенных пунктах региона, а также разработки комплекса мер по стимулированию внедрения автономных очистных систем для сельских поселений и частных домовладений;

- реализации эффективных мероприятий по предотвращению опустынивания и исключения бесконтрольного использования Кизлярских пастбищ, включая разработку комплекса мер по повышению материальной заинтересованности пользователей пастбищ в целевом использовании и сохранности земель, включая вопросы совершенствования земельного законодательства в части целевого использования природоохранных земель и земель сельскохозяйственного назначения, а также усиления ответственности за нарушение правил аренды таких земель.

Правительству Республики Дагестан рассмотреть возможность:

- активизации и укрепления внешнеэкономических связей со странами дальнего зарубежья и с приграничными государствами, включая разработку программ приграничного и международного сотрудничества, направленных на обеспечение доступа на рынки зарубежных стран продуктов, произведенных в Республике Дагестан, и дальнейшей поддержки экспорта;

- разработки программ, направленных на развитие этно-, агро- и морского круизно-го туризма и реализацию информационных проектов и мер, направленных на популяризацию отдыха в Республике Дагестан, развитие на территории региона внутреннего и въездного туризма, а также организацию детского и студенческого оздоровительного отдыха и туризма;

- проведения экспертизы строящихся в Республике Дагестан спортивно-туристических комплексов с целью их дальнейшего включения в программу развития туристиче-

ского кластера «Курорты Северного Кавказа»;

- активизации взаимодействия с Правительством Российской Федерации, направленного на строительство скоростных железнодорожных и автомобильных дорог до г. Махачкалы и г. Дербента.

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, состоявшемся 30 января 2020 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что успешная реализация национальных проектов невозможна без активного участия в этой работе муниципальных органов власти.

Список литературы

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012 (дата обращения: 14.10.2021).

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения: 20.10.2021).

3. Паспорта региональных проектов Республики Дагестан. - URL: http://www.e-dag.ru/2020-08-28-09-29-29/prioritetnye-proekty-razvitiya-rd.html (дата обращения: 16.10.2021).

4. Яновский, В.В. О реализации проектного подхода в государственном управлении и местном самоуправлении / В.В. Яновский, А.П. Исаев, А.К. Нещерет // Управленческое консультирование. - Москва: РАН-ХиГС. - 2018. - № 7. - С. 8-16.

References

1. O nacional'nyx celyax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federaciiot21 iyulya 2020g. №474. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (data obrashheniya: 14.10.2021).

2. O nacional'nyx celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashheniya: 20.10.2021).

3. Pasporta regionaFnyx proektov Respubliki Dagestan. URL: http://www.e-dag.ru/2020-08-28-09-29-29/ prioritetnye-proekty-razvitiya-rd.html (data obrashheniya: 16.10.2021).

4. Yanovskij V.V. O realizacii proektnogo podxoda v gosudarstvennom upravlenii i mestnom samoupravlenii / V.V. Yanovskij, A.P. Isaev, A.K. Neshheret. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. Moskva: RANXiGS. 2018. № 7. S. 8-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.