DOI 10.47576/2712-7516_2021_2_2_49 УДК 338(470.67)
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Тагиров Шамиль Магомедович,
старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт управления, экономики, политики, социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Россия, г. Махачкала, e-mail: [email protected]
Омаров Заур Залумханович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Махачкалинский филиал, Россия, г. Махачкала, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемные направления транспортно-логистического комплекса региона; дается оценка текущего состояния, анализируются статистические данные. Выявляются положительная динамика и причинно-следственные связи по различным направлениям транспортного комплекса. Представлены приоритетные цели и задачи выведения регионального транспортно-логистического комплекса из кризиса, а также предложения по их эффективной реализации.
Ключевые слова: транспортно-логистический комплекс; инновационное развитие; социально-экономические показатели; стратегическое развитие; приоритетные проекты; региональное развитие; инновационные технологии; цифровые решения; цифровое пространство; транспортные терминалы.
UDC 338.9
THE ROLE OF THE STATE IN THE FORMATION OF AN EFFICIENTLY FUNCTIONING TRANSPORT AND LOGISTICS COMPLEX OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC
OF DAGESTAN
Tagirov Shamil Magomedovich,
Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics, Sociology, Dagestan State University of National Economy, Russia, Makhachkala, e-mail: [email protected]
Omarov Zaur Zalumkhanovich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Makhachkala Branch, Russia, Makhachkala, e-mail: tshamilm@yandex. ru
The article discusses the problem areas of the transport and logistics complex of the region; an assessment of the current state is given, statistical data are analyzed. Revealed positive dynamics and cause-and-effect relationships in various areas of the transport complex. The priority goals and objectives of bringing the regional transport and logistics complex out of the crisis are presented, as well as proposals for their effective implementation.
Keywords: transport and logistics complex; innovative development; socio-economic indicators; strategic development; priority projects; regional development; innovative technologies; digital solutions; digital space; transport terminals.
Влияние государства в формировании эффективно функционирующего транспортно-логистического комплекса региона велико. Данный комплекс в условиях инновационного развития экономики региона является одним из важных факторов социально-экономического роста. Стабильное функционирование транспорта в регионе, да и в стране в целом, является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и населения, развития бизнеса, улучшения уровня жизни людей, обеспечения конкуренции и т. д.
Инновационное развитие региона может быть обеспечено за счет формирования благоприятной экономической среды, которую в свою очередь необходимо создавать, формируя определенные предпосылки. Регионы, в которых развит транспортно-логи-стический комплекс, имеют конкурентные преимущества за счет развитой сети дорог с асфальтобетонным покрытием, инфраструк-
турными объектами (СТО, АЗС, складские помещения, хабы, терминалы, и т. д.). К сожалению, наш регион не имеет достаточного количества развитых инфраструктурных объектов, их либо очень мало, либо они вообще отсутствуют. Постройки советского периода уже давно не соответствуют современным требованиям и стандартам. Оставшиеся уцелевшие складские сооружения, холодильные установки, постройки терминального типа превысили свой нормативный срок службы, дальнейшая их эксплуатация невозможна. Взамен ничего не построено, инвестиций в этом направлении практически нет, соответственно и инфраструктура оставляет желать лучшего. Для анализа общей ситуации транспортно-логистического комплекса региона необходимо рассмотреть текущую статистику по отрасли в целом. Основные социально-экономические показатели Республики Дагестан отражены на рис. 1.
Основные социально-экономические показатели РД
25000
20000
15000
10000
5000
vo t^ VO 00
<N
VO
су су
су су оо СУ
VO СП VO о
(N
су
о
(N
су •t
00
•-о t-
I
сл ^00 m 5 g in00 in 1 451 626 1 509 1 537 453
11
2 8 11 9 11 0 55
427 534 3 S 1 482 1088
2005
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
■Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования (на конец года), км Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года), км Грузооборот автомобильного транспорта, млн т*км
Пассажирооборот автобусного транспорта общего пользования, млн пассажиро-километров
0
Рисунок 1 - Основные социально-экономические показатели Республики Дагестан [5; 7] ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в 2019 г. составляла 509 км. Эта цифра не меняется уже 8 лет, что говорит о том, что развитие по направлению железнодорожной логистики в регионе не имеет перспектив, по крайней мере в ближайшем будущем. ОАО «РЖД» и его региональный представитель в лице Северо-Кавказского отделения не проявляют интереса к региону, так как в планах перспективного строительства современных транспортных коридоров и высокоскоростных магистралей нет маршрута, проходящего через Республику Дагестан или соседние субъекты.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличилось на 7,7 % за последние 5 лет (с 19 958 км в 2015 г. до 21 495 км в 2019 г.,
прирост около 1,5 % в год). Грузооборот автотранспортом снизился на 12,1 % с 427 млн т*км в 2015 г. до 375 млн т*км в 2019 г. По этому показателю наблюдается и увеличение, и снижение по годам. Пассажирооборот автобусного транспорта общего пользования имеет тенденцию изменения по годам: с 2015 г. (534) по 2018 г. (1182 млн пасс-км) наблюдался рост на 121 % (более чем в 2,2 раза), а затем в 2019 г. спад до 802 млн пасс-км (на 32 %). Резюмируя по основным социально-экономическим показателям, следует отметить, что наблюдается общий незначительный рост.
Увеличение доли дорог с твердым покрытием наблюдается за счет реализации в регионе национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (рис. 2).
Национальный проект «Безопасные н качественные автомобильные дороги»
т
«Дорожная сеть»
«Бе зопасность дорожного
движения»
«Общесистемные меры р азвит ия дорожного хозяйства»
Ожидаемые результаты реализации Программы - увеличение протяженности дорог общего пользования республиканского и межмуниципального значения с усовершенствованным покрытием на 347:1 ем; увеличение протяженности автомобильных дорог более высоких категорий на 20,8 ш, в том числе высших (Г-Н) категорий-на 164 км
Общий объем финансирования
Программы составляет
55 2 92,632 млн рублей, в том
числе по годам:
на 2013 год -
7 532:094 млн рублей;,
на 2019 год -
10 475359 млн рублей;
на 2020 год-
3 341,247 млн рублей:,
на 2021 год-
3 943:932 млн рублей.
из них:
средства федерального бюджета - 3 033:355 млн рублей ср е дет ва р е спуб ликанского бюджета
Республики Дагестан -
32 2 5 9.27 7 млн.
Рисунок 2 - Параметры реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Республике Дагестан [1]
Как видим на рис. 2, федеральное правительство выделяет достаточно большие финансовые ресурсы (более 35 млрд руб.) на этот проект в Республике Дагестан, что приведет в конечном итоге к улучшению ситуации на дорогах частично федерального и му-
ниципального значения за счет повышения качества покрытия и улучшения сопутствующей инфраструктуры, а также скажется на безопасности дорожного движения (текущая картина приведена на рис. 3).
Погибло в происшествиях, чел2).
25
20
15
10
21,3
16,7
19,4
17,4
16,316,316,5
13,914,2
12
11,3
ооооооооооо
Рисунок 3 - Число дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них на 100 тыс. населения [6]
Статистика показывает положительную динамику и по числу происшествий, и по погибшим в происшествиях (до 2,5 % и 31,5 % соответственно за последние 5 лет), в дальнейшем ход реализации нацпроекта позволит улучшить анализируемые показатели.
Проблемы развития транспортно-логи-стического комплекса Республики Дагестан обсуждались на протяжении многих лет. В разные периоды решались различные социально-экономические задачи, и этот факт отражался на показателях планирования и реализации. При разработке стратегии учитывались многие факторы и потенциал, но, к сожалению, целостность картины прослеживалась частично.
На различных площадках обсуждалась стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан (ССЭР РД) на период до 2035 г., а ранее до 2025 г. [8]. В рамках общей стратегии СКФО рассматривались направления развития транспортно-логисти-ческого комплекса Республики Дагестан с 2018 г. (стратегические сессии и т. д.):
- Шелковый путь Дагестана;
- строительство подземных тоннелей в г. Махачкале (разгрузка дорожной сети, основные уличные развязки);
- прокладка железной дороги по горе Тар-ки-Тау (обновленный проект с советского периода);
- развитие магистральных трубопроводов (нефти и газа);
- перспективы развития ФГУП «ММТП»;
- строительство международного муль-тимодального транспортно-логистического центра на территории аэропорта «Уйташ» (ОАО «Авиалинии Дагестана»);
- развитие малой авиации;
- морское сообщение Махачкала - Дербент и др. [2]
Также были предложены концептуальные подходы, презентованные на очередной стратегической сессии в г. Махачкале [9] (рис. 4).
Приоритеты по данной схеме имеют несколько направлений, из которых можно подчеркнуть: развитие железнодорожного коридора и пассажирских сообщений, дальнейшая реконструкция аэровокзала «Уйташ», строительство транспортно-логистического комплекса, портов для туриндустрии, строительство и реконструкцию основных автомобильных магистралей.
Решение стратегических задач глобальной экономики, интеграция в международные
Рисунок 4 - Карта-схема ключевых аспектов Стратегии социально-экономического развития
Республики Дагестан [9]
транспортные коридоры невозможны без базовой инфраструктуры. Очевидно, что иностранный капитал не имеет особого желания вкладывать средства в инфраструктурные объекты России, а тем более Республики Дагестан, поэтому необходимо поэтапно использовать любую возможность создания базовых условий инвестпривлекательности объектов транспортно-логистического комплекса. По возможности продвигать новые проекты, совмещая их с реализуемыми, такими как расширение и реконструкция аэропорта, которая предполагает строительство ВПП 3200х60 м, способной принимать воздушные суда любых типов, рулежных дорожек, 17 мест стоянки.
Оценочная стоимость проекта - 10 млрд руб. Предполагается двухэтапная реализация, на первом этапе инвестиции составят 7
млрд руб., на втором - 3 млрд руб. Расширение терминала предполагается до 8 тыс. м кв. Дополнением к этому проекту может послужить развития малой авиации. Самолеты может производить КЭМЗ, опытные образцы уже есть, проходят летные испытания. Предпосылки в этом направлении имеются, так как санкции вынудили соотечественников рассматривать туристические маршруты на внутреннем рынке туриндустрии, а частности по направлению Республики Дагестан [4].
Также можно подключить направление морского сообщения Махачкала-Дербент, в последнем реализуется масштабная реконструкция древней части города, а также основных исторических памятников и прибрежной зоны, город превращается в привлекательный туристический кластер. Возникает необходимость в железнодорожном,
автомагистральном, авиасообщении, а также морском сообщении между агломерациями.
Отдельный вопрос - реконструкция и развитие Махачкалинского морского торгового порта (ММТП), который принимает большие корабли длиной до 150 м и осадкой до 4,5 м.
Порт имеет следующую структуру: глубоководная гавань с перегрузочно-разгру-зочным комплексом мощностью 3 млн т/год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн т/ год, железнодорожный и автопаромный терминалы мощностью 1,3 млн т/год, зерновой терминал мощностью 0,5 млн т/год. Однако мощности порта загружены до 40 %, развитие порта сдерживает малая пропускная мощность ведущих к нему автомобильных дорог по наиболее загруженной части дорог г. Махачкалы с пересечением магистральных железнодорожных путей. Реконструкция увеличит пропускную способность порта и позволит принимать суда с большим водоизмещением, соответственно, увеличится
Отсутствие региональных транспроно-логистических центров
и грузооборот. Необходимо включить в этот проект расширение функционала порта, за счет вовлечения пассажироперевозок. Имея существующие портовые мощности, создать такое направление гораздо экономичнее, чем строительство нового.
У республики нет собственных возможностей реализовывать или принимать участие, с точки зрения софинансирования, в крупных инфраструктурных проектах, поэтому все возможности надо переключить на включение федеральным центром местного инфраструктурного потенциала в глобальные проекты, такие как строительство ВСМ, транспортных коридоров, цифровые инфраструктурные системы и комплексы. Такое включение позволит дать толчок сопутствующим отраслям и направлениям социально-экономической деятельности.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие проблемы транспортно-логистического комплекса Республики Дагестан (рис. 5).
Недостаточный объем финансирования транспортного комплекса
недостаточный уровень
доступности ТЛУ и мобильности населения
износ существующих и и фр астру ктур ных объектов ТЛК
отсутствие транспортной стратегии развития региона на 2025-35гг.
усиление негативного влияния транспорта на экологию
недостаточно высокое качество транспортных услуг
1М!1
отставание внедрения инновационных достижений в ТЛК
слабая интеграция в международные ТЛС
Рисунок 5 - Проблемные направления транспортно-логистического комплекса Республики Дагестан
Комплекс выявленных проблем требует их решения с помощью предложений, пред-
ставленных на рис. 6.
Рисунок 6 - Задачи развития транспортно-логистического комплекса Республики Дагестан
Список литературы _
1. Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». -URL: http://mintransdag.ru/ prioritetnyy-proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-dorogi- (дата обращения: 01.03.2021).
2. Стратегия социально-экономического развития до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации 06.09.2010 № 1485-р. (в ред. от 28.10.2014 № 1108, от 24.06.2020 № 917). - URL: http://stavinvest.ru/ work/sub21/sub97 (дата обращения: 01.03.2021).
3. ТС РФ на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р) с изм. и доп. от 11.06.2014, 12.05.2018. - https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda
4. URL: https://dagstat.gks.ru/elektronver (дата обращения: 01.03.2021).
5. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
6. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 01.03.2021).
7. URL: http://www.minec-rd.ru/itogi/item/2889 (дата обращения: 01.03.2021).
8. URL: https://krskfo.ru/upload/iblock/ab6/ab66f4b77c3a40df68e5afc0f25a0463.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
9. URL: http://www.minec-rd.ru/itogi/item/2889 (дата обращения: 01.03.2021).
References _
1. Nationally j proekt «Bezopasnye i kachestvennye avtomobiTnye dorogi». URL: http://mintransdag.ru/ prioritetnyy-proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-dorogi- (data obrashheniya: 01.03.2021).
2. Strategiya social'no-e'konomicheskogo razvitiya do 2025 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii 06.09.2010 № 1485-r. (v red. ot 28.10.2014 № 1108, ot 24.06.2020 № 917). URL: http://stavinvest.ru/work/sub21/sub97 (data obrashheniya: 01.03.2021).
3. TS RF na period do 2030 goda (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22.11.2008 № 1734-r) s izm. i dop. ot 11.06.2014, 12.05.2018. https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-
4. URL: https://dagstat.gks.ru/elektronver (data obrashheniya: 01.03.2021).
5. URL: https://rosstat.gov.ru/ (data obrashheniya: 01.03.2021).
6. URL: http://stat.gibdd.ru/ (data obrashheniya: 01.03.2021).
7. URL: http://www.minec-rd.ru/itogi/item/2889 (data obrashheniya: 01.03.2021).
8. URL: https://krskfo.ru/upload/iblock/ab6/ab66f4b77c3a40df68e5afc0f25a0463.pdf (data obrashheniya: 01.03.2021).
9. URL: http://www.minec-rd.ru/itogi/item/2889 (data obrashheniya: 01.03.2021).