Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ЭФФЕКТИВНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЯ / ЭФФЕКТИВНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагиров Шамиль Магомедович, Омаров Заур Залумханович

В статье анализируются современное состояние транспортного комплекса Республики Дагестан, а также влияние пандемии коронавируса на отрасль. Определяются приоритетные направления развития транспортного комплекса Республики Дагестан. Выявляются резервы роста по видам транспорта и инфраструктуре, задачи и направления, указанные в стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, но не реализованные. Проводится актуализация этих направлений и задач. Даются комплексные решения развития транспортной отрасли в различных вариациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE TRANSPORT POLICY AS A FACTOR IN THE MODERNIZATION AND DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article analyzes the current state of the transport complex of the Republic of Dagestan, as well as the impact of the coronavirus pandemic on the industry. The priority directions of development of the transport complex of the Republic of Dagestan are determined. Reserves of growth by types of transport and infrastructure, tasks and directions specified in the strategy of socio-economic development of the North Caucasian Federal District, but not implemented, are identified. These directions and tasks are being updated. Complex solutions for the development of the transport industry in various variations are given.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_20 УДК 656(470.67)

Тагиров Шамиль Магомедович,

старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт управления, экономики, политики, социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Россия, г. Махачкала, e-mail: tshamilm@yandex.ru

Омаров Заур Залумханович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Махачкалинский филиал, Россия, г. Махачкала, e-mail: econ77@mail.ru

ЭФФЕКТИВНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В статье анализируются современное состояние транспортного комплекса Республики Дагестан, а также влияние пандемии коронавируса на отрасль. Определяются приоритетные направления развития транспортного комплекса Республики Дагестан. Выявляются резервы роста по видам транспорта и инфраструктуре, задачи и направления, указанные в стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, но не реализованные. Проводится актуализация этих направлений и задач. Даются комплексные решения развития транспортной отрасли в различных вариациях.

Ключевые слова: транспортный комплекс; стратегия; эффективная транспортная политика; пандемия коронавируса; оценка состояния; транспортно-логистический комплекс; модернизация; направления развития.

UDC 656 (470.67)

Tagirov Shamil Magomedovich,

Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics, Sociology, Dagestan State University of National Economy, Russia, Makhachkala, e-mail: tshamilm@yandex.ru

Omarov Zaur Zalumkhanovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Makhachkala Branch, Russia, Makhachkala, e-mail: econ77@mail.ru

EFFECTIVE TRANSPORT POLICY AS A FACTOR IN THE MODERNIZATION AND DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article analyzes the current state of the transport complex of the Republic of Dagestan, as well as the impact of the coronavirus pandemic on the industry. The priority directions of development of the transport complex of the Republic of Dagestan are determined. Reserves of growth by types of transport

and infrastructure, tasks and directions specified in the strategy of socio-economic development of the North Caucasian Federal District, but not implemented, are identified. These directions and tasks are being updated. Complex solutions for the development of the transport industry in various variations are given.

Keywords: transport complex; strategy; effective transport policy; pandemic coronavirus; condition assessment; transport and logistics complex; modernization; directions of development.

Современное состояние транспортного комплекса Республики Дагестан и транспортной отрасли в целом имеет ряд особенностей, которые актуализируются, когда речь идет о вопросах устойчивого социально-экономического развития региона. Особенно это ощущается в период санкций, локдаунов и пандемии. Транспортный комплекс интегрирован практически во все отрасли экономики региона. Рассматривая стратегию социально-экономического развития региона, невозможно обойтись без учета таких важных направлений, как логистика, инфраструктура, дорожная сеть, транспорт и др.

Поэтому эффективная транспортная политика определяет вектор модернизации и

развития комплекса и отрасли в целом. Актуализация современной политики и подходов к модернизации и развитию транспортного комплекса должна проводиться комплексно, выявляя имеющиеся резервы роста в условиях ограниченности ресурсов [5].

Давая оценку состояния транспортного комплекса Республики Дагестан, необходимо привести показатели, определяющие уровень развития отрасли в целом, сравнивая с другими регионами. Одним из таких показателей является протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения по субъектам Российской Федерации (рис. 1).

Рисунок 1 - Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения по субъектам Российской Федерации

Из рис. 1 видно, что протяженность дорог федерального, регионального или межмуни-общего пользования в Республике Дагестан ципального и местного значения неуклонно

растет (с 25,949 тыс. км в 2015 г. до 28,678 тыс. км в 2019 г., рост 10,52 %, в среднем более 2 % в год). Достаточно неплохая тенденция. По этому показателю республика занимает первое место, если сравнить динамику в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО) - 5,3 % за обзорный период,

рост более чем в два раза. Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения с твердым покрытием по субъектам Российской Федерации приведена на рис. 2.

80 0 00,00 70 0 00,00 60 0 00,00 50 0 00,00 40 0 00,00 3 0 0 00,00

СКФО РД РИ КБР КЧР РСО ЧР СК

■ 2015г ■ 2016г "2017г ■ 2018г ■ 2019Г

Рисунок 2 - Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения с твердым покрытием по субъектам Российской Федерации [3]

Следует отметить динамику роста показателей протяженности дорог с твердым покрытием в Республике Дагестан с 19,957 тыс. км в 2015 г. до 21,495 тыс. км в 2019 г. (рост 7,7 %, в среднем более 1,5 % в год). По СКФО показатели для республики являются лучшими.

Конечно, ключевую роль здесь сыграла реализация в Республике Дагестан национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в которую включены и федеральные проекты, такие как «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения». Общий объем финансирования региональных проектов на 2019-2024 гг. в рамках национального проекта запланирован в размере 11 млрд 005,9 млн руб., из которых 6 млрд 436,9 млн руб. - средства федерального бюджета [1]. Выделим

также приоритетный проект Правительства Республики Дагестан «Мой Дагестан - Мои дороги» [2], ГП РД «Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан на период 2018-2020 годов» [3].

Такие масштабные проекты положительно сказываются на показателях протяженности и состояния дорог разного уровня, но тем не менее имеют место проблемы с дорогами местного значения, включающие межрайонные и внутрирайонные дороги. Остро стоит вопрос, связанный с доступностью в села и даже некоторые райцентры, не говоря уже о состоянии дорог к ним. В последние годы нет никаких подвижек по данной проблеме.

Касаемо грузооборота автомобильного транспорта (рис. 3) прослеживается неоднозначная динамика.

20 000

э _

РД

3.8

I 2015Г ■ 2016Г "2017Г ■ 2018Г ■ 2019Г

Рисунок 3 - Грузооборот автомобильного транспорта по субъектам Российской Федерации

В период с 2015 до 2016 г. наблюдается снижение на 36 %, с 2016 по 2018 г. увеличение на 87 %, затем в 2019 г. спад на 26,6 %. Такая синусоида разнополярности по грузообороту в Республике Дагестан связана с периодами кризиса 2016 г. и стабилизации к 2018 г., но в значительной степени общий уровень социально-экономического положения населения страны особо критично сказался в регионах с дотационно-депрессивной экономикой, в том числе в Республике Дагестан.

Во многих регионах страны железнодорожный транспорт имеет ключевое значение

в вопросах транспортно-логистического обеспечения, товарооборота, перемещения населения и т. д. Железнодорожный транспорт является наиболее экономичным с точки зрения себестоимости перевозочного процесса, поэтому наличие железнодорожных путей в регионе - это ключевой фактор развития экономики. Республика имеет этот вид транспорта, поэтому рассмотрим основные показатели плотности железнодорожных путей общего пользования, а также отправления грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования (рис. 4 и 5).

8 000

6 000

4 000

2 000

0

РИ

ЧР

РИ РД СКФО

100 150

■ 2019Г ■ 2018Г ■ 2017Г ■ 2016Г ■ 2015Г

ЧР

0

50

Рисунок 4 - Плотность железнодорожных путей общего пользования - ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 2, том 2, 2021 23

Отправление грузов и пассажиров желез- вания, плотность железнодорожных путей нодорожным транспортом общего пользо- общего пользования

Отправлено пассажиров, тыс. человек

300 0 4 00 0 5 000 6 000

Ряд10 ■ Ряд8 ■ Ряд6 ■ Ряд4 ■ Ряд2

СК ЧР РСО КЧР

КБР ■ РИ ■

РД СКФО

0

Отправлено грузов, млн т

6 8 10 >2019г "2018г "2017г "2016г "2015г

Рисунок 5 - Отправление грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, плотность железнодорожных путей общего пользования

2

4

16

По плотности железнодорожных путей по Республике Дагестан за последние пять лет нет никаких изменений, показатель имеет постоянное значение 101 км на 10 тыс. км2 территории, этот факт говорит о том, что федеральные органы власти, а также профильные министерства не видят перспективы развития региональной железнодорожной инфраструктуры. Хотя республика рассматривается как регион, имеющий выход на международный транспортный коридор «Север-Юг». К сожалению, в ближайшей перспективе реализа-

ция проекта полномасштабного включения Республики Дагестан в международный коридор не предвидится. Нет планов и включения республики в проекты, связанные с высокоскоростными магистралями, например ВСМ «Москва - Сочи», «Москва - Ростов-на-Дону -Адлер». Хотя по показателям отправки грузов и пассажиров имеется положительная динамика. Так, в частности, по грузам наблюдается рост за исследуемый период на 13 %, а по пассажиропотоку значительный рост с 506 тыс. чел. в 2015 г. до 1099 тыс. чел. в 2019 г. (в

относительных величинах 117 %). Здесь свою роль сыграли факторы безопасности, миграционные процессы и др.

Необходимо также привести актуализированные показатели по Махачкалинскому морскому торговому порту (ММТП). Перевалка грузов в порту по объемам в период с 01.2020 по 09.2020 увеличилась на 8 % по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Подводя итоги деятельности ММТП за 9 месяцев 2020 года, следует отметить, что грузооборот порта имеет увеличение свыше 107 % и соответствует значению 3,6 млн тонн. Грузооборот увеличился как по наливным, так и сухим грузам. Перевалка нефтепродуктов по объемам выросла на 6 % и составила 3,2 млн тонн, а сухогрузов - на 32,8 % (394,6 тыс. тонн). ММТП увеличил импорт строительных материалов из-за рубежа, в частности из Ирана, на 20 % (перевезено около 154 тыс. тонн цемента).

Полнота картины транспортного комплекса Республики Дагестан не может быть представлена без показателей по воздушному транспорту. По пассажиропотоку международного аэропорта «Уйташ» г. Махачкалы в 2020 г. наблюдается общее снижение приблизительно на 6,7 %. Аэропорт перевез 1,4 млн чел. (ожидалось 1,7 млн чел). Спад связан с мерами по ограничению из-за пандемии коронавируса, которые коснулись и авиаперевозок в Дагестан. Снижение наблюдалось и по направлению перевозки грузов, почты (общий спад 3,2 %).

Учитывая представленные выше показатели по видам транспорта и инфраструктуре, необходимо объективно провести анализ состояния транспортной отрасли Республики Дагестан. Динамика роста по автодорогам имеет свои особенности, связанные с сопутствующими факторами, например реализация национальных проектов или динамика спада по авиасообщению связана с внешними условиями, такими как санкции или пандемия коронавируса. Однозначно невозможно выявить причинно-следственные связи по состоянию отрасли, так как мировой рынок и тем более внутренний рынок находятся в стрессовом состоянии от пандемии. От ко-ронавируса больше всех пострадала транспортная отрасль, особенно грузопассажирские перевозки, и не совсем ясно по срокам, когда ситуация начнет налаживаться. Тем не

менее необходимо учитывать плановые показатели, принятые и принимаемые в стратегиях и направлениях отраслевого развития, внося корректировки по вновь возникшим условиям.

При разработке стратегии развития СКФО до 2025 г. [4] были определены проблемные направления развития транспортной отрасли, среди них можно выделить основные: внедрение интеллектуальных транспортных систем; создание экосистем в транспортном комплексе; новые транспортные коридоры; строительство автодорог, соединяющих райцентры; развитие портовых мощностей ММТП; создание центра малой авиации (Уйташ); расширение инфраструктурных возможностей РДЖ по СКФО; увеличение доли дорог с твердым покрытием в предгорной и горной зонах; оптимизация административных затрат в транспортном комплексе. К сожалению, из выделенных проблемных направлений лишь некоторые были частично воплощены, в основном из-за реализации национальных проектов и программ в регионе. Кардинально изменить сложившуюся отраслевую ситуацию в краткосрочной перспективе не представляется возможным, поэтому необходимо выработать эффективную транспортную политику для модернизации и развития транспортного комплекса, учитывающую современные реалии. На рис. 6 показана схема взаимодействия различных направлений формирования благоприятной среды развития транспортного комплекса.

Комплексный подход формирования эффективной транспортной политики позволяет выбирать наиболее оптимальные направления модернизации и развития транспортного комплекса при возникновении различных условий. Вариативность в данном случае имеет ряд преимуществ для выбора оптимального пути решения задач развития и модернизации.

Наиболее перспективными в транспортной политике являются направления цифро-визации, участие в масштабных национальных проектах и интеграция в международные транспортные коридоры как элементы инвестиционной политики и транспортной стратегии. На рис. 7 показана блок-схема эффективной транспортной политики Республики Дагестан.

у Транспортная

политика

Рисунок 6 - Схема взаимодействия различных направлений формирования благоприятной среды

развития транспортного комплекса

Рисунок 7 - Блок-схема эффективной транспортной политики Республики Дагестан

Вхождение транспортного комплекса Республики Дагестан в единую цифровую экосистему позволит значительно продвинуться в обеспечении отрасли, особенно логистики, современными цифровыми технологиями, соответствующими программными комплексами, также позволит интегрироваться в общую цифровую платформу транспортного комплекса Российской Федерации. Необходимо интегрироваться в глобальные национальные проекты, такие как ВСМ и международные транспортные коридоры. Участие в таких проектах позволит привлечь крупные

инвестиции, большой бизнес позитивно реагирует на высокорентабельные перспективные инвестплощадки, особенно в формате ГЧП. При реализации проектов ВСМ часто используются концессионные соглашения. Вышеизложенное стимулирует вовлечение новых технологий и современных подходов в дорожное строительство и не только.

Приведенные выше направления эффективной транспортной политики позволяют определить приоритеты развития транспортного комплекса Республики Дагестан, которые должны войти в Стратегию социально-

экономического развития СКФО на период до 2030 г. Среди основных можно выделить:

- внедрение интеллектуальных транспортных систем;

- создание экосистем в транспортном ком -плексе;

- новые транспортные коридоры;

- строительство автодорог соединяющие райцентры;

- развитие портовых мощностей ММТП;

- создание центра малой авиации (Уйташ);

- расширение инфраструктурных возможностей РДЖ по СКФО;

- увеличение доли дорог с твердым покрытием в предгорной и горной зонах;

- оптимизация административных затрат в транспортном комплексе.

Список литературы:

1. Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». - URL: http://mintransdag. ru/priontetnyy-proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-dorogi- (дата обращения: 01.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Приоритетный проект Правительства Республики Дагестан «Мой Дагестан - Мои дороги». - URL: http://mintransdag.ru/moy-dagestan-moi-dorogi (дата обращения: 01.03.2021).

3. Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан на период 2018-2020 годов : постановление Правительства от 29.12.2017 № 307. - URL: http://e-dag. ru/2013-05-27-06-54-30/postanovleniya-pravitelstva-rd/ postanovlenie-pravitelstva-rd-ot-29-dekabrya-2017-g-307-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoj-programmy-rd-razvitie-territorialnykh-avtomobilnykh-dorog-respublikanskogo-mezhmunitsipalnogo-i-mestnogo-znacheniya-rd-na-period-2018-2020-godov.html (дата обращения: 01.03.2021).

4. Стратегия социально-экономического развития до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации 06.09.2010 № 1485-р. Список изменя-

ющих документов (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №№ 1108, от 24.06.2020 N 917). - URL: http://stavinvest.ru/work/ sub21/sub97 (дата обращения: 01.03.2021).

5. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р), с изм. и доп. от 11.06.2014, 12.05.2018. - URL: https:// rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda (дата обращения: 01.03.2021).

References

1. Nacional^/j proekt «Bezopasnye i kachestvennye avtomobiTnye dorogi». URL: http://mintransdag.ru/ prioritetnyy-proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-dorogi-(data obrashheniya: 01.03.2021).

2. Prioritetnyjproekt Pravitel'stva Respubliki Dagestan "Moj Dage-stan - Moi dorogi". URL: http://mintransdag. ru/moy-dagestan-moi-dorogi (data obrashheniya: 01.03.2021).

3. Razvitie territorial'nyx avtomobiVnyx dorog respublikanskogo, mezhmunicipal'nogo i mestnogo znacheniya Respubliki Dagestan na period 2018-2020 godov : postanovlenie Pravitel'stva ot 29.12.2017 № 307. URL: http://e-dag.ru/2013-05-27-06-54-30/postanovleniya-pravitelstva-rd/ postanovlenie-pravitelstva-rd-ot-29-dekabrya-2017-g-307-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoj-programmy-rd-razvitie-territorialnykh-avtomobilnykh-dorog--respublikanskogo-mezhmunitsipalnogo-i-mestnogo-znacheniya-rd-na-period-2018-2020-godov.html (data obrashheniya: 01.03.2021).

4. Strategiya social'noe'konomicheskogo razvitiya do 2025 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii 06.09.2010 № 1485-r. Spisok izmenyayushhix dokumentov (v red. Postanovlenij Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.10.2014 №№ 1108, ot 24.06.2020 N 917). URL: http://stavinvest.ru/work/sub21/sub97 (data obrashheniya: 01.03.2021).

5. Transportnaya strategiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22.11.2008 № 1734-r), s izm. i dop. ot 11.06.2014, 12.05.2018. URL: https://rosavtodor.gov.ru/ docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda (data obrashheniya: 01.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.