2. Приоритетный проект развития Республики Дагестан «Эффективный агропромышленный комплекс» // http://www.e-dag.ru/2017-01-17-10-21-20/prioritetnye-proekty-razvitiya-rd/effektivnyj-agropromyshlennyj-kompleks.html
УДК 625.7 ББК 65
Тагиров Ш.М. - к.э.н., старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Tagirov Sh.M. - Ph.D., senior research assistant, Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, Dagestan state University of national economy
К ВОПРОСУ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РД
TO THE QUESTION OF THE PRESENT STATE TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
В статье представлены объективные факторы, определяющие текущее состояние дорожно-транспортной инфраструктуры. Выявлена необходимость разработки проектов и программ развития с учётом особенностей и возможностей региональной экономики. Определены задачи, решение которых позволит улучшить состояние дорожно-транспортной инфраструктуры РД. Рассматриваются вопросы современного состояния дорожно-транспортной инфраструктуры региона, проведён анализ динамики роста или снижения показателей, влияющих на формировании стратегии развития республики. Определены целевые ориентиры развития отрасли во взаимодействии с ключевыми отраслями экономики региона. Выявлены проблемные зоны, влияющие на состояние дорожно-транспортного комплекса региона и предложен комплекс мер выхода из кризиса.
Ключевые слова: дорожно-транспортные работы, стратегия развития, интеграционные процессы, дорожно-транспортная инфраструктура, целевые ориентиры, проекты и программы развития, региональная экономика.
The article presents objective factors that determine the current state of the road transport infrastructure. The need for the development of projects and development programs has been identified, taking into account the features and capabilities of the regional economy. The tasks of the solution of which will allow to improve the condition of the road and transport infrastructure of the taxiway are determined. The questions of the current state of the road and transport infrastructure of the region are considered, the analysis of the dynamics of growth or decrease of the indicators of the development strategy of the republic influencing the formation is carried out. Target targets for the development of the industry in interaction with key sectors of the regional economy have been determined. Problems are identified, affecting the state of the road transport complex in the region and a set of measures to overcome the crisis.
Keywords: road-transport works, development strategy, integration processes, road and transport infrastructure, targets, projects and development programs, regional economy.
В экономике Республики Дагестан дорожно-транспортная инфраструктура имеет очень важное значение, так как через территорию республики проходят федеральная трасса М29 «Кавказ» протяженностью 1119 км, являющаяся частью европейского маршрута Е-50, который протянулся от берегов Бискайского залива до Каспийского моря, и составляет примерно 6000 км. Так же европейский маршрут Е-117 включает в себя дорогу от Беслана до Минеральных вод, а в азиатский маршрут АН-8 и интересный европейский маршрут Е-119 входит небольшой отрезок пути от Махачкалы до Магарамкента (границы с Азербайджаном). Кроме того, автомагистраль М29 «Кавказ» соединяется с трассой М4 «Дон» у станицы Павловская [1]; железнодорожный маршрут Баку - Махачкала - Москва, протяженность ж/д по РД 509 км, или 8,1% от всей длины путей СКЖД. Через республику проходит магистральный нефтепровод Баку - Новороссийск и три магистральных газопровода - «Макат - Северный Кавказ», «Моздок - Казимагомед», «Кумли - Аксай». Имея в республике такие крупные значимые социально-экономические объекты, как Махачкалинский морской торговый порт (ММТП), включающий сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 1,8 млн. тонн грузооборота в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,3 млн. тонн в год, зерновой терминал мощностью 0,5 млн. тонн в год и Аэропорт «Уйташ» с пассажирооборотом более 600 тыс. пасс. в год и грузооборотом более 2500 тыс. тонн в год, дорожно-транспортная инфраструктура (ДТИ) приобретает ещё большую значимость, так как её интегрированность в эти объекты очень высока.
Рассматривая показатели по отраслям региональной экономики необходимо отметить автомобильный транспорт, который имеет наибольший вес в формировании стратегии развития республики. Протяженность автомобильных дорог показана в таблице 1.
Таблица 1 .
Протяженность автомобильных дорог (на конец года; километров)
2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Автомобильные дороги -всего, км 9650,8 25515,8 24793,2 27002,2 27398,7
в том числе общего пользования 8130,4 23617,9 23727,3 25949,0 26677,7
необщего пользования 1520,4 1897,9 1065,9 1053,2 721,0
Из общей протяженности автомобильных дорог - дороги 8645,8 19605,4 19062,9 20597,9 20194,5
с твердым покрытием - всего
в том числе:
общего пользования, в т.ч.: 7680,7 18556,7 18621,1 19957,8 19899,0
федеральные 644,1 644,0 644,0 644,0 644,0
республиканские 2515,6 7113,5 7127,8 7138,1 7224,2
[1]) местные 4521,0 10799,2 10849,3 12175,7 12030,8
необщего пользования 965,1 1048,7 441,8 640,1 295,5
Ш)С 2012г.- включая протяженность улиц.
По данным таблицы 1 видно, что протяженность автомобильных дорог увеличилась на 1882,9 км в период с 2013 по 2016 гг., т.е. почти на 107%. Дороги с твердым покрытием увеличились на 589,1 км за этот же период (107%). Такая положительная динамика наблюдается за счёт выполнения ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)», Государственной программы Республики Дагестан «Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан на период 2015-2017 годов». В рамках этой программы производились работы по увеличению протяженности дорог общего пользования республиканского и межмуниципального значения с усовершенствованным покрытием на 70 км; увеличению протяженности автомобильных дорог более высоких категорий на 178,6 км, в том числе высших (ЬП) категорий на 28 км [3].
Развитие региональной экономики невозможно рассматривать без оценки состояния дорожно-транспортной инфраструктуры, которая играет важную связующую роль практически для всех отраслей.
Современную региональную экономику необходимо воспринимать как глубокий интеграционный процесс между отраслями, создающими связи, с точки зрения образования таких форм предприятий и организаций, которые могут взаимодействовать в условиях неопределенности, предсказуемости, финансового кризиса и других факторов негативного влияния на экономику.
Уровень развития дорожно-транспортной инфраструктуры региона показывает потенциальные возможности интеграционных процессов между отраслями за счёт повышения мобильности, сокращения времени, снижения себестоимости, увеличения производительности и других факторов.
Начиная с 2017 года, Республика Дагестан включена в программу приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого уже отремонтировано 59 километров внутригородских дорог и 17 км подъездных (по г. Махачкала). Данная программа рассчитана до 2025 года, в рамках которой планируется отремонтировать до 150 км внутригородских дорог и транспортной инфраструктуры Махачкалинской городской агломерации, финансирование предусмотрено из федерального бюджета до 12615 млн. руб., в 2017 году освоено 637,5 млн. руб.
Данные Агентства по дорожному хозяйству РД показывают сравнительную характеристику показателей роста объёмов дорожно-транспортных работ.
Как видно и рисунка 1, темпы роста строительства дорог с асфальтовым покрытием в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросли почти в 5 раз, это порядка 80,6 км, за этот же период построено 5 мостов суммарной протяженность 254 п.м. Темпы роста ремонтных работ по дорогам с асфальтобетонным покрытием по сравнению с 2014 годом увеличились более чем в 2 раза, всего более 200,5 км. Объёмы работ по разработке грунта за последние 7-8 лет увеличились почти в 2,5 раза. Такая динамика наблюдается за счёт стабильного финансирования дорожно-транспортных работ из федерального бюджета. Эти показатели могли быть и выше, но объёмы средств, выделяемых в дорожный фонд РД, не позволяли использовать весь имеющийся потенциал и потребности региона.
Рисунок 1. Показатели роста объёмов дорожно-транспортных работ
в период 2008 - 2015гг. [7]
Увеличение объёмов производства асфальтобетона наблюдалось в период с 2014 года за счёт строительства в пос. Красноармейск асфальтобетонного завода, производительностью 160 т в час или 600 т в смену. Строительство данного АБЗ серии ДС-16837 стало возможным за счёт инвестиционного соглашения группы «Сумма» и правительства Республики Дагестан, которое предусматривает долгосрочные вложения в дорожно-транспортную инфраструктуру региона, бизнес - портфель в размере 700 млн. руб. В перспективе инвесторы планируют возведение таких АБЗ в Северном и Южном Дагестане, что позволит обеспечить качественным асфальтобетоном практически весь Дагестан. Общее количество уложенного асфальтобетона составило в 2015 году 228,0 тыс. т, что в 2,25 раза больше по сравнению с 2008 годом. В 2017 году введено в действие битумохранилище в пос. Тюбе - ёмкостью 2 тыс. т. Наличие такого количества битума позволило повысить показатели качества при укладке асфальтобетона на дорогах с твёрдым покрытием и увеличить их срок службы в среднем на 3-5 лет. Битум из данного хранилища уже использовался при укладке асфальта на трассе Махачкала-Каспийск-Аэропорт. Хранилище позволит обеспечить нужды в битуме не только Махачкалы, но и большинства районов республики.
Увеличение количества современного автобусного парка потребует модернизации и реконструкции имеющихся инфраструктурных
объектов, таких как автовокзалы, автостоянки, оборудованные автобусные остановки, расширение дорожного полотна и т.д.
Прирост транспорта в республике приводит к увеличению грузооборота и пассажирооборота. Данные, характеризующие наличие автомобильного транспорта приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Наличие подвижного состава автомобильного транспорта по данным ГИБДД РД (на конец года; тыс. единиц)
\ 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Автомобильный транспорт, всего 434,3 612,2 651,4 683,5 714,4
в том числе:
легковой 321,1 473,1 507,9 534,7 561,3
грузовой 83,8 104,5 109,8 115,6 120,7
автобусы 23,9 28,4 27,7 27,2 26,4
мототранспорт 5,5 6,2 6,0 6,0 6,0
прицепы, полуприцепы 16,9 16,6 17,6 18,9 20,6
Официальная статистика ГИБДД РД показывает увеличение всех видов транспорта с 2010 по 2016 годы на 280,1 тыс. единиц, или на 164,5% прироста. Больше всего увеличилось легковых автомобилей на 240,2 тыс. ед. и грузового на 36,9 тыс. ед. за последние 7 лет. Такой рост транспортных единиц говорит о небольшом улучшении экономической ситуации в республике и совершенствовании дорожно-транспортной инфраструктуры, но негативной стороной такого роста является ситуация аварийности на дорогах, которая характеризуется данными, приведенными в таблице 3.
Таблица 3.
Аварийность на автомобильном транспорте.
Число происшествий и численность пострадавших в происшествиях с подвижным составом. (на 100 тыс. человек населения)
2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Число происшествий
На транспорте:
на автомобильных дорогах 58,4 46,9 43,1 43,1 50,4
и улицах - всего
Погибло человек
В происшествиях на
транспорте: на автомобильных дорогах 21,3 16,3 16,3 16,3 13,8
и улицах - всего
Ранено, человек
В происшествиях на
транспорте: на автомобильных дорогах 76,4 63,6 56,5 56,5 75,8
и улицах - всего
Наглядно прослеживается отрицательная динамика по количеству происшествий на транспорте - увеличение с 43,1 случаев в 2015 году до 50,4 случаев в 2016 году. Это связано с количественным приростом транспорта, несоблюдением скоростного режима, игнорированием автовладельцами возникших технических
неисправностей транспорта и ряда других причин. Реконструкция дорог и инфраструктуры позволяет увеличивать среднюю скорость движения транспорта по дорогам, некоторые водители нарушают ограничения по скорости, что приводит к ДТП, зачастую с трагическими последствиями. В 2016 году смертность на транспорте составила 13,8 чел. на 100 тыс. человек населения. Это достаточно высокий показатель, хотя по сравнению с 2015 годом показатель уменьшился на 15%, в то же время количество раненных увеличилось на 34,1%.
Увеличение объёмов дорожного строительства и качества инфраструктуры позволяют решать вопросы обеспеченности транспортом населения, в частности автобусов и таксомоторов. Показатели числа автобусов общего пользования по субъектам СевероКавказского федерального округа приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Число автобусов общего пользования по субъектам Северо - Кавказского
федерального округа на 100000 человек населения (на конец года; штук)
2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Российская Федерация 110 116 114 120 117
Северо - Кавказский федеральный
округ 129 112 144 140 135
Республика Дагестан 134 102 80 92 68
Республика Ингушетия 32 53 40 58 51
Чеченская Республика 112 118 137 115 107
Кабардино-Балкарская
Республика 168 78 123 91 157
Карачаево-Черкесская Республика 97 90 83 82 74
Республика Северная Осетия -
Алания 190 168 202 189 187
Ставропольский край 124 128 235 230 226
Данная статистика показывает отставание РД от среднего значения по Северо - Кавказскому федеральному округу, да и по России в целом почти в 2 раза, занимая предпоследнюю строчку в таблице. Более худшие показатели имеет только Республика Ингушетия. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия соответствующего финансирования. Наша республика дотационная, поэтому она целиком и полностью зависит от федеральной помощи, но на период до 2016 года включительно финансирование отсутствовало. Имеющиеся автобусы требуют замены или капитального ремонта, государственных транспортных компаний практически не осталось, а индивидуальные предприниматели не имеют возможности приобретать современные модели автобусов отечественных и зарубежных производителей. Улучшение ситуации началось в 2015 году, когда республика приобрела по лизингу автобусы НЕФАЗ в количестве более 100 шт., которые работают на экологически чистом топливе метан. Часть автобусов была передана в разные города республики, а большинство из них курсируют по Махачкале и пригородам. До конца 2018 года правительство РД планирует приобрести более 350 автобусов для внутреннего рынка пассажироперевозок.
Анализ современного состояния дорожно-транспортной инфраструктуры РД и приведённых выше показателей указывает на наличие положительной и отрицательной динамики развития дорожно-
транспортной отрасли и комплекса в целом. Необходимо объективно оценивать состояние транспортной отрасли в целом и дорожно-транспортной инфраструктуры региона в частности, которая полностью зависит от финансирования из федерального бюджета. В нынешний период времени объёмы инвестиций из бюджета страны в дорожно-транспортную инфраструктуру региона не достаточны, они не позволяют решать глобальные прорывные задачи и идти по пути инновационного развития транспортной отрасли. Такая финансовая ситуация не позволяет проводить комплексные мероприятия, связанные с глубокой модернизацией дорожно-транспортной инфраструктуры, от которой зависит развитие экономики региона в целом. Уровень развития региона во многом зависит от уровня развития дорожно-транспортной инфраструктуры, поэтому необходимо разрабатывать проекты и программы развития с учётом особенностей и возможностей региональной экономики. Перспективное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры РД требует решения следующих основных задач:
- выбор наиболее востребованных проектов или программ развития дорожно-транспортной инфраструктуры регионального, районного, или городского масштаба;
- разработка привлекательных инновационных проектов с высокой добавленной стоимостью для привлечения инвесторов -выходцев из республики, на условиях государственно-частного партнёрства;
- максимальное участие профильных министерств и ведомств (агентств) в федеральных проектах и программах развития транспортной отрасли, привлечение профессиональных компаний для подготовки конкурсной документации;
- повышение уровня информационной обеспеченности региональных сайтов министерств и ведомств;
- создание центра инновационных научно-технических разработок для поиска альтернативных материалов, технологий и идей, позволяющих получить экономию стоимости материалов, проектных и дорожно-строительных работ;
- центры инновационных научно-технических разработок необходимо формировать на базе профильных вузов, ведомств и инициативных групп;
- разработка региональной стратегии развития транспортной отрасли на период до 2030 года;
- создание государственных дорожно-строительных компаний с последующим акционированием, для повышения конкуренции на рынке дорожно-транспортных услуг;
- формирование регионального механизированного центра с филиалами по крупным районам, для обеспечения мелких ДСУ специализированной техникой и высококвалифицированными специалистами.
Список литературы:
1. ФЦП: Программа «Развитие транспортной системы России (2010 -2021 годы)» Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 с изменениями.
2. ГП РД «Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения Республики
Дагестан на период 2015-2017 годов» Постановление Правительства РД от 22 декабря 2014 г. № 660
3. ГП РФ «Развитие транспортной системы» Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2017 г. № 1596
4. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Махачкалинской городской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги».
5. http://map.avtogai.ru/m29.php
6. www.dagstat.gks.ru
7. http://dagestanavtodor.ru/ - Агентство по дорожному хозяйству Республики Дагестан
УДК: 332.05 ББК 65
Маммаев Р.А. - д.э.н., ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Мудунов А.С. - д.э.н., профессор, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Mammayev R.A. - PhD, Professor, Principal research scientist of Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, Dagestan state University of national economy
Mudunov A.S. - Doctor of Economics, Professor, Dagestan State University of National Economy
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
FEATURES OF THE FORMATION OF INDUSTRIAL POLICY AT THE REGIONAL LEVEL
В статье рассматриваются особенности формирования современной эффективной промышленной политики в регионе. Определено, что формирование индустриальных парков на современном этапе является ключевым направлением реализации промышленной политики в регионе. Ключевые слова: регион, промышленность, промышленная политика, индустриальные парки.
The article considers the features of the formation of modern effective industrial policy in the region. It is determined that the formation of industrial parks is, at the present stage, the key direction of implementing industrial policy in the region.
Keywords: region, industry, industrial policy, industrial parks.
Основными факторами, определяющими возможность развития промышленно-производственного комплекса в том или ином регионе, выступают наличие развитой инфраструктуры и эффективность государственной промышленной политики, нацеленной на стимулирование развития промышленного производства.