6. https://dagstat.gks.ru/ - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан [дата обращения: 14.03.2020].
7. https:// gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики [дата обращения: 18.02.2020].
УДК 656.13.078.1 ББК 65.37
DOI 10.24411/2412-2025-2020-10006
Тагиров Шамиль Магомедович - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Tagirov Shamil Magomedovich - Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE REPUBLIC OF DAGHESTAN: EVALUATION AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
В статье проведена оценка и анализ состояния транспортной инфраструктуры и комплекса в целом Республики Дагестан; выявлены характерные особенности транспортного комплекса и приведена сравнительная оценка состояния отрасли относительно СКФО и РФ в целом; определены потенциальные возможности транспортной инфраструктуры, исходные условия для развития экономики региона; основные предпосылки перспективного развития транспортной инфраструктуры РД.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, транспортный комплекс, рыночные условия, потенциальные возможности, перспективы развития, региональная экономика, инвестиционная привлекательность, цифровая транспортная платформа, стратегии и программы, национальные проекты.
The article assesses and analyzes the state of the transport infrastructure and the complex as a whole of the taxiway; The characteristic features of the transport complex are revealed and a comparative assessment of the state of the industry is given relative to the North-Caucasian Federal District and the Russian Federation as a whole; identified potential transport infrastructure, baseline conditions for the development of the region's economy; main prerequisites for the prospective development of transport infrastructure of the taxiway.
Keywords: transport infrastructure, transport complex, market conditions, potential opportunities, development prospects, regional economy, in-
vestment attractiveness, digital transport platform, strategies and programs, national projects.
В рыночных условиях реакцией региональной системы управления на ограниченность ресурсов является выделение приоритетов в финансировании экономического развития отдельных элементов социально-экономической системы. Выделение приоритетов в развитии любой системы становится наиболее актуальным при разработке стратегий ее развития.
Республика Дагестан является одним из немногих регионов РФ, где получили развитие практически все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, воздушный, трубопроводный. Дагестан находится на стыке многих международных путей, связывает транспортные потоки «Север - Юг» и «Восток - Запад».
АО «Махачкалинский морской торговый порт» - это единственный российский незамерзающий порт на Каспии. Посредством железнодорожных и автомобильных магистралей он связан со всей территорией Российской Федерации. Основными видами деятельности являются по-грузочно - разгрузочные работы и нефтеперевалка.
Аэропорт Махачкала относится к четвертому классу Аэродром -категория «В» класс 1. После реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродром Махачкала (Уйташ) может принимать воздушные суда типа Airbus 330, Boeing 767 и индексом ниже. Здание аэровокзала может обслуживать до 200 пассажиров в час. В год прибывают и отправляются в полет около 10 900 воздушных судов. По итогам 2018 года количество обслуженных пассажиров составило 1 295 353 человек, что на 21 % больше по сравнению с 2017 годом.
Взаимодействие ОАО «РЖД» и РД осуществляется на основе Соглашения между Республикой Дагестан и ОАО «Российские железные дороги» о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта. По Махачкалинскому отделению СКЖД развернутая линия железнодорожных путей составляет 1227,5 км, эксплуатационная длина главных путей - 509 км. Основным видом деятельности Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги является перевозка пассажиров и грузов.
Через Республику Дагестан проходят федеральные автодороги международного значения «Кавказ», «Астрахань - Каспийский - Кочубей - Кизляр - Махачкала», «Кочубей - Нефтекумск - Зеленокумск -Минеральные Воды».
Протяженность дорог общего пользования в Республике Дагестан составляет 8178,8 км, из которых 644,1 км федерального значения, 2843,5 км республиканского значения и 4691,2 км местного значения. В республике насчитывается более 20079,6 км внутрихозяйственных дорог, состоящих на балансе предприятий и местных администраций. Плотность дорог общего пользования на 1000 кв. км территории составляет 561,8 км. На дорогах общего пользования расположено 1237 мостов общей длиной 32132,7 погонных метров.
Для Республики Дагестан, по нашему мнению, наиболее значимым элементом транспортной инфраструктуры является дорожно-инфраструктурный комплекс. С учетом природно-ландшафтных условий
в республике наибольшее развитие получил именно автомобильный транспорт и, соответственно, дорожно-инфраструктурный комплекс. Особенно важную роль он играет в развитии горных районов Дагестана.
Карта-Схема автомобильных дорог общего пользования, проходящих в пределах РД, приведена на рисунке 1 [12].
Карта-схема автомобильных ;юро| общего нольюванни, прохолнтих в пределах Республики Дагестан
Рисунок 1. Карта-Схема автомобильных дорог общего пользования, проходящих в пределах РД
Приоритетному развитию автотранспорта в республике способствует сложившаяся сеть автомобильных дорог федерального и республиканского значения: Трасса Р217 (М - 29) «Кавказ» (направление «Баку-Махачкала-Москва»), АД «Кочубей-Нефтекумск-Минводы», АД-153 «Астрахань-Каспийский-Кочубей - Кизляр - Махачкала» и 43-х автодорог республиканского и местного значения [7].
Все автомобильные дороги в настоящее время находятся в удовлетворительном состоянии и способны пропускать существующие транспортные потоки.
Удельный вес автодорог с твердым и усовершенствованным покрытием показан в таблице 1 [9].
Здесь, как мы видим, динамика отрицательная - с 2013 по 2017 г. снижение на 4,3% и на 1,2% соответственно. У других республик СКФО такого не наблюдается.
На рисунке 2 [12] показана структура территориальных дорог общего пользования РД, обслуживаемых ГКУ Дагавтодор. Представленные данные показывают наличие высокой доли грунтовых и гравийных
дорог, они в основном местные и межмуниципальные и это одна из масштабных проблем регионального значения, так как такие дороги не обеспечивают развитие сел, райцентров, а в некоторых районах вообще нет и даже таких дорог, соответственно вести речь о развитии горных территорий вообще не приходится.
Таблица 1
Удельный вес автодорог с твердым и усовершенствованным покрытием
Удельный вес автомобильных дорог
с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, в процентах с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования, в процентах
2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017
Российская Федерация 91,3 80,6 70,6 70,5 70,6 70,3 70,6 68,7 67,5 62,7 62,4 62,3 62,3 62,4
Северо-Кавказский федеральный округ 95,3 81,0 77,8 78,3 78,7 78,0 78,1 60,5 53,7 50,9 50,3 49,1 49,4 49,6
Республика Дагестан 93,7 94,5 78,8 78,5 76,9 74,6 74,5 39,7 41,3 42,4 41,2 39,4 40,1 40,1
Республика Ингушетия 88,9 59,2 63,1 63,3 65,5 65,2 65,5 58,3 34,3 50,6 51,3 43,4 44,0 44,7
Кабардино-Балкарская Республика 93,9 79,4 80,6 80,7 79,7 78,8 79,0 67,1 52,4 51,2 48,9 48,6 48,6 48,5
Карачаево-Черкесская Республика 96,8 89,6 70,3 70,8 71,7 72,5 70,8 61,6 54,0 41,4 42,4 41,6 41,9 44,4
Республика Северная Осетия - Алания 0 о 91,8 8, 00 8 88,7 88,7 6, 00 8 оС 8 60,0 47,0 46,2 46,6 47,3 47,7 47,6
Чеченская Республика 90,2 57,3 60,4 64,8 70,7 71,1 71,8 42,4 36,0 40,2 40,1 39,8 39,6 40,4
Ставропольский край 98,6 95,8 88,2 87,4 87,9 00 8 6, 00 8 85,6 84,0 68,8 68,6 68,4 68,3 68,6
СТРУКТУРА ТЕРРИТОРИАЛЬНО!! СЕТИ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
По значению По типу покрытия По категориям
■ V кяг«|(-р||я п Кнс категории
(но состоянию на 01.01.2019 г.)
Рисунок 2. Структура территориальных дорог общего пользования РД
В продолжение вопроса о состоянии региональных автодорог следует обратить внимание на рисунок 3 [4]. Из рисунка видно, что по состоянию на 2018 г. практически 42,2% дорог местного значения не соответствует нормативным требованиям, по региональным дорогам картина более оптимистичная, наблюдается тенденция роста доли соответствующих нормативам дорог, но, к сожалению, она не значительна.
регионального или местного .значения
ыежмуннщпального значения
■ 2007 2015 «2016 2017 2013 яШ7 "2016
Рисунок 3. Доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, по субъектам РФ
Следует отметить ряд факторов, которые напрямую или косвенно влияют на ситуацию по состоянию дорог местного и регионального значения. Эксплуатация и ремонт дорог приведенного значения происходит за счёт местного и регионального бюджетов, а так как РД является регионом, зависящим от финансирования из федерального бюджета, то ресурсов для обслуживания дорог не хватает не то чтобы реконструировать имеющийся дорожный фонд, а даже на текущий ямочный ремонт, поэтому наблюдается такая картина соответствия дорог нормативным требованиям.
Переходя к вопросу основных показателей транспортной деятельности по субъектам РФ в 2017 году, что приведено в таблице 2 [4], мы видим, что РД имеет в общем не плохие показатели по СКФО по перевозке грузов и пассажиров автотранспортном, а также автобусами. Из данных, приведенных в первой графе, мы видим отставание РД по показателям удельного веса автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, процентов от КБР, РСО-А, СК и СКФО в целом. Что касается перевозки грузов автомобильным транспортом, то по этому показателю РД (5,4 млн. тн) находится на 3-м месте по СКФО, по грузообороту автомобильного транспорта (482 млн. т-км) - на 2-м месте, такие же результаты и по отправлению пассажиров железнодорожным транспортом, а также и по перевозке пассажиров автобусами общего пользования и пассажирообо-рот автобусов общего пользования.
Потенциал железнодорожного транспорта необоснованно находится вне поля стратегического развития транспортной инфраструктуры РД.
Таблица 2
Основные показатели транспортной деятельности по субъектам РФ в
2017 г.
Удельный вес Перевоз- Грузообо- Отправление Перевозки Пассажи-
автомобильных ки грузов рот пассажиров пассажиров рооборот
дорог с твердым автомо- автомо- железнодо- автобусами автобусов
покрытием в бильным бильного рожным общего общего
общей протя- транс- транспорта, транспортом пользова- пользо-
женности авто- портом, млн. т-км общего поль- ния, млн. вания,
мобильных до- млн. т зования, тыс. человек млн. пас-
рог общего человек сажиро-
пользования, % км
РФ 70,6 5404 254524 1121283 11184,4 123359
СКФО 78,1 48,6 3368 6713 421,9 4725
РД 74,5 5,4 482 662 108,1 1088
РИ 65,5 0,2 11 44 8,2 104
КБР 79,0 1,1 76 377 47,5 523
КЧР 70,8 2,7 455 36 10,2 160
РСО-А 89,1 1,2 98 266 61,2 556
ЧР 71,8 9,7 363 96 17,5 390
СК 88,6 28,3 1884 5232 169,1 1905
Если обратим внимание на рисунок 4 [4], то увидим динамику роста по перевозке пассажиров и отправке грузов показатели РД в среднем находятся в пределах 15%, в целом по СКФО республика находится на 2 месте после Ставропольского края, хотя транзитный потенциал и инфраструктурные возможности позволяют получить более высокий прирост, тем не менее, этого не наблюдается.
Рисунок 4. Отправление грузов и пассажиров ж/д транспортом общего пользования
Развитие железнодорожного транспорта РД имеет достаточно важное значение для республики, географическое расположение, геополитическое положение, транзитный потенциал в полной мере не задей-
ствованы, поэтому приведенные показатели имеют низкие показатели прироста за ряд лет, хотя в целом по России многие регионы, имеющие схожие ресурсы, развивают железнодорожную сеть, предлагая более широкий спектр транспортных услуг.
Основным фактором, определяющим уровень развития региональной экономики, является собираемость налогов в бюджеты всех уровней. В таблице 3 приведены поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ в 1 полугодии 2019 года (по данным Федеральной налоговой службы), в таблице 4 -отчёт ФНС о поступлении налогов и сборов в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2018 года по форме № 1-ном [11].
Таблица 3
Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ в 1 полугодии 2019 года (по данным Федераль-
ной налоговой службы)
Поступило в том числе
млн рублей в % к итогу в федеральный бюджет в консолидированные бюджеты субъектов
млн. рублей в % к общему объему поступлений млн рублей в % к общему объему поступлений
РФ, млрд рублей 11138,0 100 6263,1 56,2 4875,0 43,8
СКФО 107098,7 1,0 30716,5 28,7 76382,3 71,3
Республика Дагестан 20816,6 0,2 4785,8 23,0 16030,8 77,0
Республика Ингушетия 2097,8 0,0 400,6 19,1 1697,2 80,9
Кабардино-Балкарская Республика 7125,1 0,1 1264,2 17,7 5860,9 82,3
Карачаево-Черкесская Республика 3988,0 0,0 849,9 21,3 3138,0 78,7
Республика Северная Осетия - Алания 6881,3 0,1 1096,3 15,9 5785,0 84,1
Чеченская Республика 7014,8 0,1 534,8 7,6 6480,0 92,4
Ставропольский край 59175,1 0,5 21784,8 36,8 37390,3 63,2
Таблица 4
Отчёт ФНС о поступлении налогов и сборов в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2018 года форма № 1-ном
- Начислено к уплате в текущем году в консолидированный бюджет РФ Поступило платежей в консолидированный бюджет РФ, всего федеральные налоги и сборы, всего региональные налоги и сборы, всего транспортный налог местные налоги и сборы
1 2 3 4 5 6 7
2017
Транспортировка и хранение - всего 1 020 070 938 558 746 086 156 762 11 208 7 258
в том числе:
1 2 3 4 5 6 7
деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта 843 486 786 080 624 359 143 078 5 569 4 636
из него:
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 194 169 194 382 124 145 67 801 25 1 959
деятельность трубопроводного транспорта 566 588 533 536 462 348 69 581 1 172 1 607
деятельность водного транспорта 2 395 1 177 1 002 16 16 0
деятельность воздушного и космического транспорта -1 972 1 020 594 2 0 0
складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность 117 228 97 697 76 550 12 211 5 415 2 502
2018
Транспортировка и хранение -всего 2 081465 2 072 639 1 679 467 311 295 15 800 17 374
в том числе:
деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта 1 602 448 1 723 062 1 395 764 287 515 8 495 10 775
из него:
деятельность ж/д транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 367 117 373 401 226 241 142 929 38 3 968
деятельность трубопроводного транспорта 1 107 266 1 222 027 1 083 450 135 179 2 349 3 398
деятельность водного транспорта 46 168 2 619 1 953 31 22 0
деятельность воздушного и космического транспорта -1 480 1 575 982 10 0 0
складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность 316 786 225 198 180 837 20 981 6 871 6 371
2019
Транспортировка и хранение -всего 1 927 668 2 008 502 1 608 673 295 555 15 924 14 715
в том числе:
1 2 3 4 5 6 7
деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта 1 534 839 1 534 787 1 231 110 254 294 10 930 10 062
из него:
деятельность ж/д транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 318 600 323 582 149 432 169 075 37 4 096
деятельность трубопроводного транспорта 1 022 019 1 011 641 935 106 73 599 2 395 2 905
деятельность водного транспорта 29 454 3 694 1 970 22 22 0
деятельность воздушного и космического транспорта 7 224 4 626 2 151 61 0 0
складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность 237 282 341 444 273 073 38 151 4 716 4 592
Данные в таблицах 3 и 4 показывают нам увеличение количества собираемых налогов, но в абсолютных величинах эти суммы, мягко говоря, не значительны, в республике реализуются различные федеральные и региональные программы, имеющие уровни финансирования на миллиарды рублей, но, к сожалению, это никак не сказывается на налогах, да и экономика в целом не показывает сколько-нибудь значительные темпы роста.
Необходимо отметить работу министерств и ведомств, которые напрямую выполняют отраслевую координацию и исполнения бюджета по направлению транспорта и транспортного комплекса, что приведено в таблице 5 [7].
Как видно из данных таблицы 5, наблюдается дефицит исполнения около 4,5 млрд руб., расходы бюджета по неисполненным назначениям 2,2 млрд руб. Такая тенденция имеет многолетний характер исполнения бюджета, по некоторым направлениям работы ведутся с опережением графика исполнения, поэтому возникает дефицит, но есть и тенденция неэффективного распределения бюджетных ресурсов, приводящая к таким перекосам бюджетного исполнения. Министерству транспорта и дорожного хозяйства РД необходимо пересмотреть процедуру определения приоритетов бюджетного исполнения, должны быть выявлены векторы эффективного развития, имеющие первоочередные перспективы востребованности, окупаемости, стратегической важности и т.д.
Еще одна серьезная проблема транспортной инфраструктуры РД - это тарифная политика, приведенная в таблице 6 [7].
По данным, приведенным в таблице 6, индексы тарифов за 1-е полугодие 2019 года показывают рост до 151%. Это значительно выше, чем в других республиках.
Таблица 5
Отчет об исполнении бюджета на 1 января 2019 г.
Главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств, главный администратор, администратор доходов бюджета, главный администратор, администратор
источников финансиро- Министерство транспорта и дорожного вания дефицита бюджета хозяйства РД_
Наименование бюджета Республиканский бюджет РД Периодичность: месячная, квартальная, годовая Ед. измерения: руб.
1. Доходы бюджета
Наименование показателя Код дохода по бюджетной классификации Утвержденные бюджетные назначения Исполнено Неисполненные
через финансовые органы через банковские счета некассовые операции итого назначения
1 3 4 5 6 7 8 9
Доходы бюджета— всего X ■ 986 233 757.06 ■ ■ 986 233 757.06 X
2. Расходы бюджета
Наименование показателя Код расхода по бюджетной классификации Утвержденные бюджетные назначения Лимиты бюджетных обязательств Исполнено Неисполненные назначения
через финансовые органы итого по ас-сигно-ваниям по лимитам бюджетных обязательств
1 3 4 5 6 9 10 11
Расходы бюджета — всего X 7 786 069853.0 7 786 069853.0 5 530 530529.75 5 530530 529.75 2 255 539323.25 2 255 539323.25
Результат исполнения бюджета (дефицит / профицит) X X X -4544296772.69 -4544296772.69 X X
3. Источники финансирования дефицита бюджета
1 3 4 5 6 7 8 9
Наименование показателя Код источника фи-нансирова- ния по бюджетной классификации Утвержденные бюджетные назначения Исполнено Неисполненные
через финансовые органы через банковские счета некассовые операции итого назначения
Источники финансирования дефицита бюджете —всего X - 4 544296772.69 ■ ■ 4 544296772.69 -
Таблица 6
Индексы тарифов на грузовые перевозки в 1-м полугодии 2019 года, в % к концу предыдущего периода
I полугодие 2019 г. Справочно
I квартал II квартал
Российская Федерация 102,8 97,9 104,9
Северо-Кавказский федеральный округ 91,8 92,1 99,7
Республика Дагестан 96,0 151,0 63,6
Республика Ингушетия - - -
Кабардино-Балкарская Республика 103,9 100,0 103,9
Карачаево-Черкесская Республика 100,6 100,6 100,0
Республика Северная Осетия - Алания 100,0 100,0 100,0
Чеченская Республика 100,9 100,9 100,0
Ставропольский край 89,0 77,5 114,9
Явно прослеживается отсутствие механизма тарифного регулирования со стороны государства, рыночные механизмы в области тарифов не эффективны, можно отметить и объективные, и субъективные факторы, влияющие на тарифную политику, среди них можно отметить и рост цен на ГСМ, отсутствие конкуренции, монополистический сговор, коррупционные составляющие, отсутствие системного подхода в ценообразовании, высокая степень неопределенности (отсутствие учета специфических особенностей перевозочного процесса) в рекомендациях, представленных Минтрансом РФ.
Также следует отметить, что в Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года [2] определены следующие цели: внедрение технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения процедур при пересечении транспортным средством государственной границы РФ; разработка и использование современных механизмов финансирования в целях создания объектов транспортной инфраструктуры с привлечением международных и российских инвесторов; расширение государственно-частного партнерства; гибкая тарифная политика, предусматривающая установление специальных ставок на массовые грузы, введение сквозной льготной ставки для грузов, следующих по коридору, устранение административных барьеров; развитие взаимодействия между всеми участниками транспортного процесса в рамках регионального сотрудничества с целью реализации транзитного потенциала, последовательную гармонизацию законодательства РФ в области транспорта с правовыми актами и стандартами, действующими на международных рынках транспортных услуг; в морском сообщении -от Махачкалы на Актау (Республика Казахстан), Туркменбаши (Туркмения) и Амир-Абад (Иран) - «Транскаспийский» маршрут; опережающее развитие современной транспортной инфраструктуры, основанной на внедрении инновационных перегрузочных и логистических технологий; формирование мощных операторских компаний, способных создать конкуренцию существующим экспедиторским фирмам. Приведенные цели либо не достигнуты вообще, либо частично проработаны в РД, за оставшийся период времени вряд ли удастся кардинально изменить ситуацию по намеченным целям и их реализации.
Выводы:
1. Транспортная инфраструктура РД, имея достаточно высокий потенциал развития, используется региональными и федеральными органами власти не в полной мере, наблюдается очевидная диспропорция уровня состояния, в частности дорог, между федеральными, региональными и местными, и с точки зрения организации локальных эколого-экономических систем вокруг инфраструктурных объектов.
2. За последние годы прирост инфраструктурных объектов в РД носит перманентный характер, что связано с отсутствием внутриотраслевой конкуренции и ориентацией на федеральное бюджетное финансирование. Очевидно, отсутствие практики внедрения принципов государственно-частного партнёрства приводит к росту влияния монополистов в транспортной отрасли.
3. По основным показателям транспортной деятельности РД находится на лидирующих позициях по СКФО, однако наблюдаются серьезные проблемы с регулировкой тарифов, системой учета транспортных средств, отсутствием механизмов интеграции различных видов транспорта в общую транспортно-логистическую систему.
4. Наблюдаются проблемы с собираемостью налогов в бюджеты различных уровней. Очевиден парадокс - при таком уровне финансирования транспортной инфраструктуры РД, налоговая составляющая должна была быть на очень высоком уровне, но по факту собираемость налогов из года в год, хотя имеет незначительный прирост, находится на низком уровне.
5. Рассматривая инвестиционную составляющую региональной экономики и транспортной инфраструктуры РД в частности, очевидно, что по данным Росстата Дагестан относится к регионам с низкой инвестиционной активностью, всего 37%. Следует отметить объективные причины, влияющие на положение отрасли, это и сложный механизм получения кредитов, и высокий процент коммерческого кредита (кредитные риски по РД оцениваются банковской сферой одними из самых высоких), и высокий уровень инфляции, и отсутствие должной поддержки со стороны региональных властей и т.д.
Рекомендации:
1. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан рекомендовать разработку Стратегии развития транспортного комплекса РД до 2030года.
2. Министерству экономики и территориального развития Республики Дагестан провести мониторинг опыта внедрения в РФ и за рубежом институтов государственно-частного партнерства в отраслевом разрезе и представить предложения и конкретные шаги по использованию данного опыта.
3. Правительству, профильным министерствам и Управлению ФНС по РД разработать дорожную карту выявления резервов по собираемости налогов, определения приоритетов и налоговых преференций респондентам транспортной отрасли, имеющим высокий уровень социальной ответственности, а также представить механизмы эффективной тарифной политики, с системой учета транспортных средств.
4. Министерству экономики и территориального развития Республики Дагестан совместно с Министерством транспорта и дорожного
хозяйства Республики Дагестан разработать проект цифровой транспортной платформы, как составной части цифровой экономики РД.
5. Министерству экономики и территориального развития Республики Дагестан совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, а также Агентству по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан разработать механизмы создания благоприятного инвестиционного климата в транспортной отрасли, используя опыт инвестиционно активных регионов РФ и передовых западных подходов. Вовлечение этнобизнеса, лояльных банковских структур и т.д.
6. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан обеспечить реконструкцию и техническое совершенствование местных автомобильных дорог для соединения населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования; совершенствование координации и развитие взаимосогласованных действий федеральных, региональных и муниципальных органов управления дорожно-транспортным комплексом.
7. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан обеспечить участие проектов развития транспорта республики в реализации общей стратегии развития сети МТК «Север-Юг», «Запад-Восток», проходящих по территории региона в европейском и азиатском направлениях; комплексное развитие Махачкалинского транспортного узла с увеличением объемов перевалки Махачкалинского морского торгового порта.
8. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан обеспечить гармонизированное развитие объектов транспортной инфраструктуры республики на основе российской, региональной и республиканской стратегий и программ социально-экономического развития, схем территориального планирования Дагестана; стимулировать формирование республиканской транспортной базы для обеспечения внешнеторговых связей России, экономики регионов Южного федерального округа, повышения конкурентоспособности и интеграции транспортного комплекса Дагестана в мировую транспортную систему.
Список литературы:
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р.
2. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р г. Москва.
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года разработана в соответствии с требованиями Закона Республики Дагестан от 11 октября 2010 года № 53 «О стратегическом планировании в Республике Дагестан».
4. Загорский, И.О. Транспортная инфраструктура / Загорский, И.О., Во-лодькин, П.П., Рыжова, А.С. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - 228 с.
5. Солодкий, А.И. Транспортная инфраструктура. Учебник и практикум / А.И. Солодкий, А.Э. Горев, Э.Д. Бондарева - М.: Юрайт, 2016 - 292с.
6. http://transportrussia.ru - Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета «Транспорт России».
7. http://www.mintransdag.ru - официальный сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан.
8. https://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.
9. https://dagstat.gks.ru/ - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.
10.http://www.rosstat.gov.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.
11.https://www.nalog.ru/ - Федеральная налоговая служба.
12.http://dagavtodor.ru/ - официальный сайт ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан» Дагестанавтодор.
УДК 338.43(075.8) ББК 65.05
DOI 10.24411/2412-2025-2020-10007
Раджабов Карахан Якубович - кандидат экономических наук, доцент, декан факультета информационных технологий и управления, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Эминова Нигара Эминовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и информационной безопасности, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Rajabov Karahan Yakubovich - PhD in Economics, Dean of the Faculty of Information Technology and Management, Dagestan State University of National Economy
Eminova Nigara Eminovna - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Information Technologies and Information Security, Dagestan State University of National Economy
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АПК ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SYSTEM AT THE ACCOUNT OF THE INTRODUCTION OF INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEMS
Обосновывается потребность в использовании в процессе управления системой АПК информационно-аналитических систем с целью принятия обоснованных решений. При этом особое внимание уделяется модулям аналитики, направленным на повышение эффективности управления отраслью на базе использования ИТ-технологий, основанных на применении математических методов и моделей. В дополнение к этому обосновывается необходимость создания в регионе электронной сельскохозяйственной торговой биржи в виде портала.