1 SCIENCE TIME ■
тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 10 12 ЛЕТ Анисъкин Алексей Владимирович, Филиппова Елена Николаевна, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева, г. Саранск E-mail: lenyska-77@mail.ru
Аннотация. Анализ научно-методических разработок показывает, что основное внимание исследователей сосредотачивается на оценке структуры игры, определении эффективности индивидуальных, групповых и командных технико-тактических действий, динамики этих действий в процессе игры, о непрерывном возрастании интенсивности игровых действий, роли высокого уровня скоростно-силовой подготовленности спортсменов, значения эффективности и точности выполнения приемов и двигательных действий футболистами. В ряде видов спорта, в том числе в футболе, методика воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств нуждается в дальнейшем совершенствовании.
В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки юных футболистов 10-12 лет, определено оптимальное соотношение времени, отводимого на скоростно-силовую подготовку и совершенствование других сторон подготовленности футболистов, что позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса
Ключевые слова: юные футболисты, средства и методы, скоростно-силовая подготовка
Введение
Современный футбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков, которая носит преимущественно динамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок и аритмичным чередованием работы и отдыха. Среди них основными являются действия с мячом и передвижения по
| SCIENCE TIME |
полю (бег, ходьба). И от того, насколько футболист хорошо владеет своим двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависят быстрота, точность и своевременность выполнения конкретной тактической задачи. Быстрота футболиста выступает при этом фактором, определяющим результативность соревновательной деятельности [3].
Вместе с тем никакое другое качество не может сравняться со скоростными качествами по многогранности проявлений. Это особенно должно учитываться в подготовке юных спортсменов. Установление и учет закономерностей структуризации и динамики проявлений скоростных качеств юных футболистов - проблема в теории и практике современного футбола [2].
Методика
Изучение литературы необходимо было для более четкого представления нами методологии исследования и определение общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности проблемы. В ходе работы нами был проведен сравнительный эксперимент. Мы установили, что проведение данного эксперимента в данный момент актуально. Определили место проведения эксперимента и контингент. Составили общую программу эксперимента, программу ведения занятий в экспериментальной и контрольной группах, а также программу ведения наблюдений.
Исследование осуществлялось на базе ДЮСШ № 1 г. Саранска, в котором приняли участие 20 юных футболистов 10-12 лет, из которых было скомплектовано две группы по 10 человек в каждой.
Первая - экспериментальная, занимавшаяся по разработанной нами методике. Вторая - контрольная, занимавшаяся по традиционной методике.
Состав групп подобран таким образом, чтобы в каждой было одинаковое количество человек по максимально идентичным характеристикам. Тренировочный процесс, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, осуществлялся согласно общему плану, в котором уделялось должное внимание скоростно-силовой подготовке. Общий объем тренировочных нагрузок в группах был одинаков. Группы в недельном цикле проводили три тренировочных занятий, в которых решалась задача скоростно-силовой подготовки параллельно с задачами технической подготовки.
Тренировочные занятия групп отличались лишь средствами и методами. В контрольной группе применялись традиционные средства и методы: упражнения с отягощениями, покрышками от колес автомобиля, проводимые с использованием стандартно-повторного метода. В экспериментальной группе занятия по скоростно-силовой подготовке проводились преимущественно с использованием различных сопротивлений и отягощений с использованием интервального метода для построения специального фундамента и поддержание
| SCIENCE TIME |
его уровня с реализацией круговой тренировки.
Основные результаты
В процессе исследований было установлено, что эффективными средствами воспитания скоростно-силовых качеств у юных спортсменов служат главным образом скоростно-силовые упражнения, при выполнении которых сила стремится к максимуму преимущественно за счет возрастания скорости сокращения мышц. Такими упражнениями являются: прыжки и прыжковые упражнения, метания; упражнения с отягощениями сравнительно небольшого веса, выполняемые в быстром темпе; прыжки, выполняемые при смешанном режиме работы мышц и др.
В результате проведенных исследований была разработана эффективная методика воспитания скоростно-силовых качеств у юных футболистов. Важную роль в ней играют различные упражнения с отягощениями, вес которых составляет от 2-х до 25-ти кг (до 20-25 % общего времени занятий).
В качестве средств воспитания скоростно-силовых качеств предлагаются: бег на короткие дистанции, прыжки и прыжковые упражнения, упражнениями с набивными мячами, гантелями, штангой и др. [1].
Основными методами воспитания скоростно-силовых качеств следует считать: метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения; метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения с отягощениями малого и среднего веса; и реже метод однократного и повторного выполнения силового упражнения с отягощениями околопредельного и предельного веса (метод максимальных усилий).
Перед применением предложенной методики специальной скоростно-силовой подготовки у футболистов 10-12 лет всем испытуемым было предложено пройти контрольные тесты для выявления физической подготовленности, а именно на развитие скоростно-силовых качеств. Контрольные испытания проводились в ноябре и апреле. В процессе педагогического эксперимента, проводимого с целью исследования развития скоростно-силовых качеств у футболистов 10-12 лет, были получены следующие результаты, которые представлены в табл.1.
Таблица 1
Сравнение скоростно-силовых показателей контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента
Название теста Контрольная группа Экспериментальная группа
Бег 30 м с высокого старта, с 4,6 4,4
Челночный бег (4х9 м), с 10,6 10,7
27
| SCIENCE TIME |
продолжение таблицы 1
Прыжок в длину с места, см 149,4 147,8
Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз 6 6
6-минутный бег, м 1580 1590
Ведение мяча по прямой на 10 м, с 3,7 3,9
Обводка стоек, кол-во стоек 9 8
Ведение мяча по кругу с ударом в скамейку (за 10 мин кол-во попаданий) 10 11
Как видно из табл.1 показатели скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной групп находится на одном уровне, нет достоверных различий.
В качестве тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных качеств у юных футболистов, служит пробегание коротких дистанций (от 20 до 30 м) с максимальной интенсивностью, при низкой координационной сложности упражнения.
Увеличение длительности серии упражнений от 3-4 до 4-5 и 5-6 мин, при одинаковом объеме нагрузки, вызывает различные приспособительные реакции организма. Увеличение объема тренировочной нагрузки от 40 до 70 и 100 %, при одинаковой длительности серии упражнений, также вызывает различные ответные реакции организма. Для использования в тренировочном процессе при подготовке юных футболистов можно рекомендовать нагрузки малого объема, с длительностью серии упражнений, равной 3-4 и 4-5 мин, направленные на развитие скоростных качеств, а также нагрузки среднего объема, с длительностью серии упражнений равной 3-4 мин. Именно эти тренировочные нагрузки не вызывают отрицательных сдвигов в системе координационных способностей.
В качестве тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальных скоростных качеств у юных футболистов, послужило выполнение специальных индивидуальных, групповых и командных упражнений, выполняемых с субмаксимальной интенсивностью, при средней координационной сложности.
Анализируя данные после применения предложенной методики для воспитания специальных скоростно-силовых качеств, мы повторно протестировали испытуемых в конце педагогического эксперимента по предложенным раннее тестам. Результаты тестирования представлены в табл.2.
| SCIENCE TIME |
Таблица 2
Сравнение скоростно-силовых показателей контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента
Название теста Контрольная группа Экспериментальная группа
Бег 30 м с высокого старта, с 4,2 3,7
Челночный бег (4х9 м), с 10,1 8,3
Прыжок в длину с места, см 153,2 161,4
Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз 8 11
6-минутный бег, м 1740 1920
Ведение мяча по прямой на 10 м, с 3,1 2,9
Обводка стоек, кол-во стоек 11 14
Ведение мяча по кругу с ударом в скамейку (за 10 мин кол-во попаданий) 12 15
Сдвиги по показателям тестов к концу экспериментального периода контрольной и экспериментальной групп представлены в процентах на рис.1.
Рис. 1 Средние показатели тестов в конце экспериментального периода контрольной и экспериментальной групп выраженные в процентах
Как видно из рис.1, в экспериментальной группе произошли более существенные сдвиги всех показателей по сравнению с контрольной группой.
I SCIENCE TIME I
Заключение
Исследование проводилось с небольшим количеством тренирующихся и в ограниченный период времени, но полученные результаты и разница между ними дают возможность предполагать, что использование предложенной методики тренировки в учебно-тренировочном процессе юных футболистов будет способствовать более эффективному развитию скоростно-силовых качеств. По данным тестирования в начале года разница между результатами оказалась недостоверна, т. е. различий между контрольной и экспериментальной группами не было. В конце эксперимента разница в средних результатах между контрольной и экспериментальной группами изменилась и стала достоверной.
Таким образом, эффективность выбранной методики подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы. Обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что прирост всех контрольных показателей в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента выше, чем в контрольной. Различия показателей экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента достоверны. Это подтверждает, что предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у футболистов, обеспечивают тренировочный эффект в рамках короткого срока.
Литература:
1. Кулагов М.М., Филиппова Е.Н. Организация учебно-тренировочного процесса юных футболистов в группах начальной подготовки // Science Time. - 2015. - № 5 (17). - С. 233-238.
2. Морозов С.В., Филиппова Е.Н. Методика тренировочных занятий для обучения техническим приемам и действиям юных футболистов 8-9 лет // Science Time. - 2015. - № 5 (17). - С. 277-282.
3. Смолькин М.А., Филиппова Е.Н. Исследование физической подготовленности школьников начальных классов в процессе освоения учебного содержания игры в футбол // Science Time. - 2015. - № 5 (17). - С. 428-432.