1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
УДК 796.332 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-8-81-87
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
ВРАТАРЕЙ-ФУТБОЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
ИМЕНИ С.И. ГЕОРГИЕВСКОГО
В.А. Гордиенко, И.А. Гордиенко, О.Б. Маметова, А.А. Титаренко
Изучены структура и содержание физической подготовки вратарей в фут-
боле. Проведен сравнительный анализ физической подготовленности и соревнователь-
ной деятельности вратарей с разной направленностью тренировочного процесса.
Доказана эффективность дифференцированной физической подготовки вратарей-
футболистов на основе прироста показателей скоростно-силовых качеств и эффек-
тивности игры.
Ключевые слова: студенты, футбол, вратарь, физическая подготовка, скоро-
стно-силовые качества.
FEATURES OF THE TRAINING Гордиенко Вячеслав Анатольевич, препода-
PROCESS GOALKEEPER ватель, v.gordienko88@gmail.com, Россия, Симферополь,
IN THE MEDICAL ACADEMY Крымский филиал Российского государственного универ-
NAMED BY S.I. GEORGIEVSKY ситета правосудия,
Гордиенко Ирина Анатольевна, преподава-
Gordienko V.A., lecturer, v.gordienko88@ тель, irina-gordienko@mail.ua, Россия, Симферополь,
gmail.com, Russia, Simferopol, Crimean Крымский федеральный университет имени В.И. Вернад-
Branch Russian State University of Justice, ского,
Gordienko I.A., lecturer, irina-gordienko@ Маметова Ольга Борисовна, старший препо-
mail.ua, Russia, Simferopol, V.I. Vernadsky даватель, olgamametova@mail.ru, Россия, Симферополь,
Crimean Federal University, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернад-
Mametova O.B., senior lecturer, olgamame- ского,
tova@mail.ru, Russia, Simferopol, V.I. Ver- Титаренко Алла Анатольевна, канд. пед.
nadsky Crimean Federal University, наук, доц., alla_titarenka@mail.ru, Россия, Симферополь,
Titarenko A.A., candidate of pedagogical sci- Крымский федеральный университет имени В.И. Вернад-
ences, associate professor, alla_titarenka@ ского
mail.ru, Russia, Simferopol, V.I. Vernadsky
Crimean Federal University Футбол по праву можно назвать
The structure and content of physical training самой популярной игрой среди студенче-
of goalkeepers in football has been studied. ской молодежи. В стране существует
A comparative analysis of physical fitness and много детско-юношеских спортивных
competitive activity of goalkeepers with dif-
ferent directions of the training process was школ, в которых ребята занимаются с
carried out. The effectiveness of differentiated детства. Однако игровая деятельность
physical training of goalkeepers-football play-
ers has been proved on the basis of an increase футболистов не заканчивается с оконча-
in the indicators of speed-power qualities and нием школы. Многие спортсмены посту-
the effectiveness of the game. пают в высшие учебные заведения и про-
Key words: students, football, goalkeeper, должают играть в составе сборных ко-
physical fitness, speed-strength qualities. манд вузов, не исключение и Медицин-
ская академия имени С.И. Георгиевского (МА). В стенах вуза тренируются
и выступают в соревнованиях различного ранга 5 сборных команд факуль-
тетов и сборная команда МА по футболу. Однако при отборе игроков
81
2
Спорт [Sport]
в команды тренеры столкнулись с рядом проблем, одна из которых – вра-
тарская подготовка. На сегодняшний момент, особенно в детско-юноше-
ском футболе, не достаточно применяются специальные средства, методы
и формы тренировочных занятий по подготовке вратарей [1]. В результате,
когда молодой человек поступает в вуз и начинает выступать за студенче-
ские команды на позиции вратаря, в его арсенале отсутствуют определен-
ные навыки и уровень развития физических качеств, необходимый вра-
тарю, недостаточен.
Защита ворот – основная функция вратаря, все технико-тактические
и двигательные действия вратаря связаны с проявлением скорости, скоро-
стно-силовых качеств и взрывной силы (передвижения в воротах, финты,
прыжки, ускорения, рывки и выпады и др.) [2, 3]. Поэтому результатив-
ность игры вратарей напрямую зависит от уровня развития этих качеств.
Требования к уровню развития специальных физических качеств,
предъявляемых вратарю, отличаются от требований к полевым игро-
кам [4]. С данным утверждением согласен А.В. Акинфеев [5], который
считает, что средства и методы, используемые в тренировочном процессе,
должны быть направлены на развитие необходимых физических качеств,
технических приемов именно для вратарей и отличаться от средств трени-
ровки полевых игроков.
Следовательно, требуется специальный подход к физической под-
готовке вратарей различной квалификации.
Анализ научно-методической литературы подтвердил взаимосвязь
между уровнем скоростно-силовой подготовки и эффективностью тех-
нико-тактических действий в игровых ситуациях [6–9].
Таким образом, для повышения активности и эффективности игро-
вой деятельности вратарей-футболистов необходимо уделять особое вни-
мание развитию скоростно-силовых качеств, так как они являются одними
из наиболее значимых.
Применение дифференцированного подхода в подготовке в футболе
с использованием наиболее эффективных средств и методов в тренировоч-
ном процессе очень важен для повышения результативности игры вратаря,
так как постановка различных задач и использование разнообразных
средств и методов тренировки приводят к разному росту показателей
физической подготовленности.
Таким образом, изучение динамики показателей скоростно-силовой
подготовленности и показателей результативности игры в процессе годич-
ного макроцикла у вратарей с использованием дифференцированного под-
хода актуально, так как отображает степень его эффективности.
Цель исследования – определить эффективность дифференцирован-
ной физической подготовки вратаря в футболе.
Задачи:
1) изучить структуру и содержание физической подготовки врата-
рей в футболе;
82
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
2) провести сравнительный анализ показателей физической подго-
товленности и соревновательной деятельности вратарей с разной направ-
ленностью тренировочного процесса.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли уча-
стие 12 студентов Медицинской академии имени С.И. Георгиевского в
возрасте 18–20 лет. Все они являются вратарями и членами сборных
команд факультетов по футболу, относятся к основной медицинской
группе и имеют квалификацию II–III разряда. Тренировочный процесс у
всех спортсменов проходил в закрытом помещении (манеж) с ноября по
апрель и на стадионе с сентября по ноябрь. Все испытуемые имели четы-
рехразовые тренировки в неделю и участие в соревнованиях в соответст-
вии с календарным планом игр. При этом тренировочная программа 6 вра-
тарей (группа 1) имела специализированную направленность в течение
года и отличалась от тренировочной программы полевых игроков. Содер-
жание педагогического эксперимента включало упражнения для развития
основных физических качеств, необходимых вратарю, в сочетании с эле-
ментами игровой деятельности: рывки и ускорения по сигналу из разных
исходных положений и на дистанции различной длины, челночный бег в
различных вариациях, выполнение основных технических элементов игры
с мячами разных массы и размера, упражнения с отягощениями (от 40 до
70 % массы тела), прыжковые упражнения с отягощением и без.
6 вратарей (группа 2) тренировались в составе команд, не используя
специальную вратарскую подготовку.
Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств были
предложены следующие тесты: бег на 30 м, ведение мяча 30 м, прыжок в
длину с места, челночный бег 4×10 м, прыжок вверх с места толчком двух
ног.
Тестирование проводилось в сентябре (определение исходного
уровня развития скоростно-силовых качеств) и в июне (определение дина-
мики роста скоростно-силовых качеств). Также анализировалась результа-
тивность игры вратарей, изучались изменения в росте основных показате-
лей для оценки эффективности действий вратаря в обороне и атаке по ра-
нее разработанному комплексу тестов:
Тест 1. Прямые удары по воротам с линии штрафной площади на
расстоянии 16,5 м – 60 ударов (100 %). Каждый вратарь отражает
10 ударов.
Тест 2. Пенальти – 30 ударов (100 %). Каждый принимает 5 ударов.
Тест 3. Защитные действия 1×1. Попытка нападающего обыграть
вратаря, используя ведение мяч, каждый вратарь отражает 5 атак, 30 атак –
100 %.
Тест 4. Удар по мячу ногой на дальность в метрах – 30 ударов по 5
на каждого вратаря. Учитывались только результаты 40 м и более.
83
4
Спорт [Sport]
Также анализировались показатели соревновательной деятельности
вратарей с оцениванием количественного и качественного выполнения
основных технических приемов в следующих ситуациях игры вратарей: в
воротах, на выходах, в организации атак. Все действия вратарей в этих
направлениях составляли 100 % и вычислялись результативные в %. Полу-
ченные данные подвергались статистической обработке. Применялся
метод статической характеристики вариационного ряда с определением
средней арифметической и ошибки средней арифметической. Достоверные
различия статистически характеризовались значением р ≤ 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследо-
вания было установлено, что прирост уровня скоростно-силовых качеств
был выше по всем показателям в группе 1. Результаты выполнения всех
тестовых упражнений улучшились на 11 % и более и были на достоверном
уровне значимости. В группе 2 результаты выполнения тестовых упражне-
ний улучшились менее чем на 10 %, и прирост лишь одного результата
оказался на достоверном уровне значимости. Результаты представлены в
табл. 1.
Таблица 1
Динамика уровня скоростно-силовых качеств в годичном цикле
тренировки у вратарей-футболистов
Группа 1 (n=9) Группа 2 (n=9)
Тесты
В начале В конце ∆ ∆% В начале В конце ∆ ∆%
4,64 4,11 0,53 11,2 4,73 4,61 0,12 3,0
Бег на 30 м, с
±0,07 ±0,01 ±0,02 ±0,07* ±0,09 ±0,09 ±0,01 ±0,01
Ведение мяча 7,51 6,61 0,98 15,0 8,39 7,99 0,4 4,0
30 м, с ±0,21 ±0,09 ±0,07 ±1,1* ±0,2 ±0,21 ±0,01 ±0,08
Прыжок в 240,5 280,5 40,1 19,0 230,0 240,0 10,3 7,0
длину с/м, см ±3,04 ±2,02 ±2,6 ±1,01* ±2 ±0,1 ±0,74 ±0,05*
Прыжок вверх
44,8 53,0 8,2 18,0 48,6 50,1 1,9 5,9
с/м толчком
±2,2 ±1,5 ±0,34 ±0,8* ±2,2 ±1,5 ±0,07 ±0,06
двух ног, см
Челночный 8,11 7,36 0,75 9,0 8,44 7,98 0,46 5,0
бег 3×10, с ±0,04 ±0,05 ±0,021 ±0,09* ±0,03 ±0,04 ±0,023 ±0,07
Примечание: * – достоверность различий при p <0,05 в сравнении с показателями
в начале года.
Анализ результативности игры вратарей показал, что игроки из
группы 1 играли более результативно в атаке и обороне, результаты про-
водимых тестов улучшились более чем на 10 % и были на достоверном
уровне значимости. Тогда как игроки из группы 2 не показали значимого
прироста результативности. Прирост уровня результативности вратарей из
группы 2 составил 10 % и меньше, при этом всего два показателя изме-
нились на достоверном уровне значимости. Результаты представлены в
табл. 2.
84
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
Таблица 2
Анализ результативности игры вратарей в годичном цикле
тренировки
Группа 1 (n=6) Группа 2 (n=6)
Способ
Тест выполнения В начале В конце В начале В конце
действия Кол. Кол. ∆% Кол. Кол. ∆%
раз % % % %
раз раз раз
Отбивание 18,0 30,0 27,0 43,0 14,0 19,0 31,6 25,0 41,6 10,0
мяча ±0,5 ±0,5 ±1,6 ±2,1 ±0,5* ±0,9 ±2,5 ±0,5 ±2,9 ±1,3*
1
10,0 16,6 17,0 28,3 11,0 8,0 13,3 12,0 20,0 7,0
Ловля мяча
±0,3 ±0,8 ±1,1 ±1,5 ±0,7* ±0,4 ±0,8 ±0,5 ±1,6 ±0,2
Отбивание 6,0 20,0 11,0 36,6 16,0 7,0 23,3 8,0 26,6 3,0
мяча ±0,2 ±1,5 ±0,9 ±1,9 ±1,1* ±0,3 ±1,6 ±0,5 ±1,4 ±0,05
2
2,0 6,6 5,0 16,6 10,0 3,0 10,0 4,0 13,4 3,0
Ловля мяча
±0,04 ±0,2 ±0,2 ±1,3 ±0,4* ±0,01 ±0,5 ±0,5 ±1,1 ±0,2
Отбивание 4,0 13,3 6,0 20,0 6,8 3,0 10,0 5,0 14,7 4,0
мяча ±0,06 ±0,5 ±0,3 ±1,4 ±0,2* ±0,02 ±0,6 ±0,5 ±0,9 ±0,1
3
9,0 30,0 16,0 53,3 23,0 8,0 26,6 11,0 36,6 10,0
Ловля мяча
±0,08 ±1,8 ±1,1 ±2,6 ±1,4* ±0,4 ±1,7 ±0,5 ±2,3 ±0,6
7,0 23,3 14,0 46,6 23,0 7,0 23,3 8,0 26,6 4,0
4 40 м и более
±0,3 ±1,9 ±1,1 ±2,8 ±1,6* ±0,2 ±1,9 ±0,5 ±1,7 ±1,9
Примечание: * – достоверность различий при p<0,05 в сравнении с показателями
в начале года.
Анализ соревновательной деятельности вратарей-футболистов
также подтвердил высокую эффективность игроков группы 1. Результаты
представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ соревновательной деятельности вратарей
Группа 1 (n=6) Группа 2 (n=6)
Ситуация
В начале В конце ∆ ∆% В начале В конце ∆ ∆%
Игра 52,0 71,0 19,0 36,5 50,0 58,0 8,0 16,2
в воротах, % ±0,7 ±1,2 ±0,6 ±1,7* ±2,1 ±2,6 ±0,07 ±1,5*
Организация 71,0 84,0 13,0 18,3 68,0 75,0 7,0 10,2
атаки, % ±1,2 ±2,8 ±0,9 ±1,1* ±2,5 ±3,1 ±0,3 ±0,8
Игра
58,0 75,0 17,0 29,3 57,0 61,0 4,0 7,1
на выходе
±0,8 ±1,7 ±0,7 ±1,9* ±1,9 ±3,5 ±0,2 ±0,4
(удачная), %
Примечание: * – достоверность различий при p<0,05 в сравнении с показателями
в начале года.
В результате оценки показателей соревновательной деятельности
вратарей на первенство студенческой лиги Медицинской академии за
период 2020/21 года выявлено, что результативность вратарей по иссле-
85
6
Спорт [Sport]
дуемым показателям увеличилась у группы 1 на 18–36 %, тогда как
результативность вратарей группы 2 по этим же показателям – всего на
7–16 %. Больший прирост показателей был при выполнении защитных
действий (ловля мяча, отбивание мяча, перевод мяча на угловой) у обеих
групп, но у группы 1 этот прирост составил 36,5±1,7 %, а у группы 2 всего
16,2±1,5 %. Оба показателя были на достоверном уровне значимости. При-
рост показателей по организации атаки и игре на выходе, также был выше
у группы 1: 18,3 и 29,3 % соответственно, у группы 2 прирост составил
10,2 и 7,1 % соответственно.
Таким образом, предложенный дифференцированный подход в тре-
нировочном процессе вратарей студенческих сборных команд по футболу
Медицинской академии имени С.И. Георгиевского показала свою эффек-
тивность:
1) специализированная направленность в тренировочном процессе
при использовании дифференцированной физической подготовки врата-
рей, показала наибольший прирост уровня развития скоростно-силовых
качеств;
2) повысилась эффективность игры вратарей, тренировочный про-
цесс которых имел отличия от тренировок полевых игроков;
3) увеличилась результативность соревновательной деятельности
команды в целом в связи с более высокими показателями игры вратарей.
Список литературы
1. Никитин А.В. Надежность и эффективность технико-тактических
двигательных действий юных футболистов-вратарей в условиях соревно-
вательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-
гафта. 2009. № 12 (58). С. 110–111.
2. Шамардин А.И. Совершенствование скоростно-силовых способ-
ностей футболистов (плиометрическая тренировка): учеб.-метод. пособие.
Волгоград: Изд-во ВГАФК, 2008. 47 с.
3. Иванов О.Н. Вратарь в современном футболе // Современный
футбол: состояние, проблемы, инновации и перспективы развития мате-
риалы Всерос. науч. практ. конф. с междунар. участ. Казань: Изд-во По-
волжской ГАФКСиТ, 2018. С. 244–249.
4. Чирва Б.Г. Футбол. Оценивание игры и подготовки вратарей
профессиональных команд: монография. Ярославль: ТВТ «Дивизион»,
2017. 96 с.
5. Акинфеев И.В., Тихомиров Ю.В. Использования прыжковых уп-
ражнений в подготовке вратарей в футболе // Ученые записки универси-
тета имени П.Ф. Лесгафта. 2010. № 12 (70). С. 3–5.
6. Сафоненко С.В., Популо Г. М. Повышение работоспособности
юных футболистов на этапе начальной специализации // Азимут научных
исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 224–227.
86
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]
7. Коваль С.С. Сравнительный анализ динамики развития физиче-
ских качеств юных футболистов 10–12 лет // Слобожанский научно-спор-
тивный вестник. 2011. № 1 (25). С. 56–60.
8. Калинин Д.И. Развитие основных физических качеств футболи-
стов // Молодой ученый. 2016. № 19 (123). С. 426–428.
9. Селуянов В.Н., Сарсания К.С., Заборова В.А. Футбол. Проблемы
физической и технической подготовки: монография. Долгопрудный: Изд-
во «Интеллектик», 2012. 160 с.
References
1. Nikitin A.V. Nadezhnost' i effektivnost' tekhniko-takticheskih dvigatel'nyh dejstvij
yunyh futbolistov-vratarej v usloviyah sorevnovatel'noj deyatel'nosti [Reliability and effi-
ciency of technical and tactical motor actions of young football goalkeepers in conditions of
competitive activity] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of
the P.F. Lesgaft]. 2009. No. 12 (58). P. 110–111.
2. Shamardin A.I. Sovershenstvovanie skorostno-silovyh sposobnostej futbolistov
(pliometricheskaya trenirovka) [Improving the speed-strength abilities of football players
(plyometric training)]: study guide. allowance. Volgograd: Publishing house of VGAFK,
2008. 47 p.
3. Ivanov O.N. Vratar' v sovremennom futbole [Goalkeeper in modern football] //
Modern football: state, problems, innovations and development prospects materials of the All-
Russian. scientific. practical conf. with int. part. Kazan: Publishing house of the Povolzhskaya
GAFKSiT, 2018. P. 244–249.
4. Chirva B.G. Futbol. Ocenivanie igry i podgotovki vratarej professional'nyh ko-
mand [Evaluation of the game and training of goalkeepers of professional teams]: monograph.
Yaroslavl: TVT Division, 2017. 96 p.
5. Akinfeev I.V., Tihomirov Yu.V. Ispol'zovaniya pryzhkovyh uprazhnenij v pod-
gotovke vratarej v futbole [The use of jumping exercises in the training of goalkeepers in
football] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F.
Lesgaft]. 2010. No. 12 (70). P. 3–5.
6. Safonenko S.V., Populo G. M. Povyshenie rabotosposobnosti yunyh futbolistov na
etape nachal'noj specializacii [Improving the performance of young football players at the
stage of initial specialization] // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya
[Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology]. 2017. V. 6. No. 3 (20). P. 224–
227.
7. Koval' S.S. Sravnitel'nyj analiz dinamiki razvitiya fizicheskih kachestv yunyh fut-
bolistov 10–12 let [Comparative analysis of the dynamics of the development of physical
qualities of young footballers 10–12 years old] // Slobozhanskij nauchno-sportivnyj vestnik
[Slobozhanskiy scientific and sports bulletin]. 2011. No. 1 (25). P. 56–60.
8. Kalinin D.I. Razvitie osnovnyh fizicheskih kachestv futbolistov [Development of
the basic physical qualities of football players] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016.
No. 19 (123). P. 426–428.
9. Seluyanov V.N., Sarsaniya K.S., Zaborova V.A. Futbol. Problemy fizicheskoj i
tekhnicheskoj podgotovki [Football. Problems of physical and technical training]: mono-
graph. Dolgoprudny: Intellektik Publishing House, 2012. 160 p.
87