Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕНГА В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ'

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕНГА В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1979
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕНГ / СЛОВОСЛОЖЕНИЕ / МЕТАФОРИЗАЦИЯ / АФФИКСАЦИЯ / ЗАИМСТВОВАНИЕ / КОНТАМИНАЦИЯ / АББРЕВИАЦИЯ / СОКРАЩЕНИЕ / РЕДУПЛИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мелоян И. А.

Формирование словаря сленга происходит за счет тех же источников и средств, которые свойственны языку вообще. Согласно Э.М. Берестовской, разница между словообразованием в языке в целом и конкретно образованием единиц сленга состоит лишь в пропорциях и сочетаниях [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕНГА В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

УДК 81-2

И.А. Мелоян

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕНГА В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Формирование словаря сленга происходит за счет тех же источников и средств, которые свойственны языку вообще. Согласно Э.М. Бе-рестовской, разница между словообразованием в языке в целом и конкретно образованием единиц сленга состоит лишь в пропорциях и сочетаниях [1].

Ключевые слова: сленг, словосложение, метафоризация, аффиксация, заимствование, контаминация, аббревиация, сокращение, редупликация.

Можно выделить следующие способы образования сленговой лексики:

1. Словосложение

Словосложением называется процесс соединения двух и более слов в одно сложное слово. Слова, образованные таким способом пишутся как слитно, так и через дефис:

- nutbox - психушка;

- nutball - придурок;

- he-man - сильный мужчина.

Необходимо отметить, что данный способ образования сленговых лексических единиц, является одним из самых продуктивных.

2. Метафоризация

Не менее продуктивным способом образования сленга является образование с помощью использования метафоры, при этом для сленга характерна синонимическая аттракция. Дело в том, что для одного и того же слова, относящегося к литературному языку, можно подобрать множество различных вариантных соответствий из сленга. Согласно В.Г. Вилюману главную роль в пополнении словаря сленга в английском языке играет переосмысление слов в связи с их переносным употреблением [2].

Например, к английскому слову «head» можно подобрать следующий синонимический ряд:

- brain + pain = brainpan - дословно кастрюля с мозгом (пример словосложения)

- upper + storey = upperstorey - дословно верхний ярус (тоже является примером словосложения)

- attic - чердак

- nut - орех

То есть, все вышеперечисленные примеры являются метафорами литературного слова head.

3Аффиксация

Аффиксация - это способ словообразования новых слов путем присоединения к основе слова словообразовательных аффиксов. В современном английском языке при образовании сленговой лексики используются те же аффиксы, что и в литературном стандарте, хотя иногда они могут отличаться от стандарта своим значением. Аффиксы включают в себя суффиксы и префиксы.

Наиболее распространенными способами аффиксации являются:

Использование суффикса -er

- Суффикс -er имеет значение действующего лица и подчеркиваеткультурную трансформацию слова в данном направлении;

- Образует чаще всего имена существительные, обычно добавляется к существительным, но иногда присоединяется к глаголам, наречиям и числительным, и передает или буквальное, или переносное значение различными способами, например:

Jump - jumper (вор);

Pencil - penciler (журналист);

Green - greener (новичок);

Sixteener - шестнадцатилетний;

Keener - фонатик, фанатичка.

© Мелоян И.А., 2019.

Научный руководитель: Солдатов Борис Георгиевич - кандидат филологических наук, доцент, Донской государственный технический университет, Россия.

Вестник магистратуры. 2019. № 9-2 (96)

ISSN 2223-4047

Иногда этот суффикс может использоваться в сокращенных формах слов, например:

Hummer - в значении парень хоть куда, «молоток» вместо humdinger.

Или, наоборот, суффикс er добавляется к слову, чтобы удлинить его:

Gasser - хвастун, болтун вместо gas.

Использование суффикса -ie

Для образования существительных достаточно широко используется суффикс -ie, который в литературном стандарте обычно имеет значение уменьшительности, а в речи чаще передает оттенок фамильярности, презрения и пренебрежения, например:

Baddie - злодей Greenie - новичок Biggie - шишка Cheapie - дешевка Drunkie - пьянчуга Junkie - наркоша

Добавление префикса no, обозначающего отсутствие чего-либо:

no-name - неважный человек no - hoper - неудачник

4. Заимствование

В данном случае иностранные слова подвергаются изменениям семантического значения и фонетического состава, например:

Carouse - пировать, произошло от Garause, что в переводе с немецкого означает До дна!

5. Контаминация

Традиционно под контаминацией (от лат. Contamination - «соприкосновение», «смещение») понимают объединение квазиморфов, или «осколков» морфем (Ср. англ. «morphemic splinters») двух или более языковых единиц на базе их структурной, функциональной, семантической, или индивидуальной для говорящего близости, в результате чего возникает новая языковая или речевая единица. Явление контаминации можно наблюдать на всех языковых уровнях: фонетическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом и фразеологическом.

Автор словаря сленга «The Official Dictionary of Unofficial English» Г. Бэррит, справедливо отмечает, что источником современных сленгизмов, в частности, контаминантов, является, прежде всего периодика: газеты, журналы; также повседневная устная речь молодого поколения [3]. Приведем несколько контаминантов: Drinketite от appetite Mooneymoon от honeymoon Earwitness от eyewitness

Контаминированное слово нередко рассматривается как результат языковой игры, как протест против механического использования языка, против клише и эвфемизмов. Именно этим объясняется тот факт, что в течение последних лет все большее число сленгизмов образуется за счет словообразовательной модели стяжения, результатом чего являются образные, метафорические контаминанты.

6. Редупликация

Редупликация - это фономорфологическое явление, состоящее в удвоении начального слога или целого корня, например:

Blah-blah - нести чепуху Dingle-dangle - качаться вперед и назад

Как подчеркивает Т.М. Беляева, редупликативы создаются и функционируют в разговорной речи «в силу своей экспрессивности, которая возникает в результате взаимодействия формальных, содержательных и фоносемантических признаков [4].

Лингвист Г. Б. Антрушина считает, что с точки зрения стилистики большинство слов, образованных с помощью редупликации, относят к разговорной речи и сленгу, например: walkie-talkie - a portable radio, chichi - sl. for chic as a chi-chi girl [5].

По мнению Е.Ф. Арсентьевой, «диапазон употребления редупликации крайне широк. Она типична для всех жанров и стилей речи. Редупликацией пользуются и в литературно-книжной, и в разговорной речи, она характерна как для речи взрослых, так и детей. Исследователи сходятся во мнении, что реду-пликаты английского языка являются стилистичеки маркированными» [6].

Английские редупликативы, по мнению исследователей, больше всего применяются в неофициальном, сниженном стиле речи, где различаются сленговые и разговорные слова. Многие редупликативные слова, появившиеся в сленге и в разговорном стиле, со временем могут быть включены в общеупотребительную лексику (pooh-pooh, push-push, fifty-fifty).

7. Сокращение

Данный способ позволяет сокращать длинные слова, заменяя их более короткими, например:

Biz - от business

Cab - от cabriolet

Uni - от university

Необходимо отметить, что многие короткие слова со временем перестают считаться сленгом.

8. Аббревиация

Аббревиация предполагает использование аббревиатур вместо нескольких слов, например:

Shut Up PDQ - от pretty damn quickly

Заключение. Итак, мы рассмотрели основные способы образования сленговых единиц в современном английском языке: словосложение, метафоризацию, аффиксацию, заимствование, редупликацию, сокращение, аббревиацию и контаминацию. Как видно из вышеприведенных примеров, анализируемые способы образования сленговой лексики являются похожими на обычные способы словообразования, но можно сделать вывод, что в сленге намного чаще используются метафоры, яркие образы, слова могут сильно искажаться фонетически, довольно часто используются аббревиатуры.

Библиографический список

1. Берестовская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование// Вопросы языкознания/ Э. М. Берестовская. - 1996. - №3. - 33с.

2. Вилюман В.Г. О способах образования слов сленга в современном английском языке// Вопросы языкознания/ В.Г. Вилюман. - 1960. - № 6. - 137-138 с.

3. Barret Grant. The official Dictionary of Unofficial English: A Crunk Omnibus for Thrillionaires and Bampots for the Ecozoic Age. www.doubletongued.org

4. Беляева Т. М. Нестандартная лексика английского языка. - Л.: издательство Ленинградского Университета, 1985. - 136с

5. Антрушина Г. Б., Афанасьева О. В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка.- М.: Дрофа, 2000. -

с.17.

6. Арсентьева Е. Ф. Редупликация в современном английском и русском языках / Е. Ф. Арсентьева, Р. Б. Вали-уллина // Филология и культура. Philology and Culture. — Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2013 № 1(31)- с. 12-16, 2013

МЕЛОЯН ИЛОНА АКОПОВНА - магистрант, Донской государственный технический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.