УДК 343
Таилова Айша Габибовна
кандидат юридических наук, доцент
Магомедов Гусейн Багавдинович
кандидат юридических наук,
Всероссийский Государственный Университет Юстиции
(Российская Правовая Академия Минюста России)
Aysha G. Tailova
Candidate of legal sciences
Guseyn B. Magomedov
Candidate of legal sciences
The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Branch Northern Caucasus Institute, Makhachkala city
Основные пути гуманизации и реорганизации исполнения наказаний в современной уголовно-исполнительной системе
Main ways of humanization and reorganization of execution of sentence
in the modern penitentiary system
Аннотация. В статье даётся краткая характеристика возможных направлений по реорганизации современной уголовно - исполнительной системы, которая видится в дальнейшей гуманизации исполнения наказаний. В связи с этим, по мнению авторов, необходимо дифференцировать условия отбывания наказаний, обеспечить безусловное соблюдению прав и законных интересов спецконтингента. Реорганизация исправительных учреждений в современных социально-экономических условиях требует решение ряда вопросов связанных с воспитанием и трудоустройством осужденных, чему будет способствовать переход на тюремные начала в исправительной системе.
Ключевые слова: Исправительная система, реорганизация, права осужденных, тюрьма.
Summary. The article presents short characteristic of possible ways of the modern penitentiary system reorganization, that is seen in the further humanization of execution of sentence. In this regard, it is necessary to differentiate the conditions for serving sentences, to ensure unconditional observance of the rights and legitimate interests of the special contingent. Reorganization of correctional institutions in the current socio-economic conditions requires the solution of a number of issues related to the upbringing and placement of convicts, which will be facilitated by the
transition to prison in the correctional system.
Keywords: Correctional system, reorganization, prisoners' rights, prison.
Современное развитие уголовно-исполнительной системы видится в дальнейшей гуманизации исполнения наказаний. Мировой опыт обращения с заключенными показывает: если мы хотим добиться исправления преступников и их последующей реадаптации в обществе, то должны гуманно относиться к людям, преступившим законом. В связи с этим важно стремиться к максимально возможной дифференциации условий отбывания наказаний, обеспечению индивидуального подхода к каждому осужденному, согласованному исправительному воздействию на осужденных со стороны всех подразделений УИС, безусловному соблюдению прав и законных интересов спецконтингента.
Вместе с тем, гуманизация не означает вседозволенности. Гуманизацию исполнения наказаний надо рассматривать как совокупность мер, направленных на изменение внутренней сути и идеологии мест лишения свободы, смягчение условий отбывания наказаний, укрепление режима и правопорядка, снижение числа преступлений и грубых нарушений, а не как простое снижение сроков лишения свободы, сужение понятия «рецидив преступлений», необоснованную либерализацию назначения наказания по совокупности преступлений. Пенитенциарная практика свидетельствует о необходимости повседневного поддержания правопорядка в местах лишения свободы, что предполагает повышение надежности и эффективности охраны исправительных учреждений, обеспечения безопасности персонала и осужденных, укрепления оперативных позиций в их среде. [1, c.183]
К системе предъявляются новые требования и в связи с ухудшением социальной характеристики спецконтингента. Современные осужденные дезадаптированы в социальном плане. Растет их число не просто с низким образовательным уровнем, а не обученных элементарной грамоте, не имеющих трудовых навыков, страдающих различными болезнями (туберкулез, ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм). Немало лиц, отбывающих наказания, имеют психические расстройства. В стратегическом плане актуальны проблемы социальной ориентации осужденных, поддержки и укрепления их здоровья, повышения интеллектуального уровня, обеспечения общего и профессионального образования, трудовой занятости. [2, c.206]
Важнейшей составляющей дальнейшего развития УИС должен стать новый подход к трудоиспользованию осужденных, обусловленный отказом от индустриализации системы. Преследуемая при этом стратегическая цель -переориентация производственного потенциала на первоочередное решение социальных задач: формирование, восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их последующей социальной адаптации в обществе. Средством реализации этой цели, как следует из установок руководства ФСИН, должно стать создание в УИС центров трудовой адаптации и производственных мастерских, основное предназначение которых - трудовое воспитание осужденных. При этом важно
обеспечить комплексный, всесторонний подход к решению проблем производственного сектора УИС. Целесообразно создать условия для масштабного привлечения осужденных к труду и овладения ими социально востребованными профессиями после освобождения. [2, с.208]
Преобразование УИС определило развитие социальной работы и формирование в исправительных учреждениях полноценной социальной службы. В данном контексте, видимо, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании отрядный принцип управления воспитательным процессом. Причем, как показывает практика исправительных колоний, основной упор должен быть сделан на социальную работу.
Одним из основных критериев оценки эффективности воспитательной работы является состояние дисциплины среди осужденных. В 2017 г. количество нарушений установленного порядка отбывания наказания в расчете на тысячу человек составило 726 случаев, превысив показатели прошлого года.[1] При общем снижении уровня злостных нарушений среди них весьма значителен рост таких нарушений, как отказ от работы и организация группировок отрицательной направленности.
Особую тревогу вызывает состояние дисциплинарной практики в колониях-поселениях. Стратегия развития данного направления деятельности УИС диктует необходимость принятия комплекса упреждающих мер, направленных на стабилизацию и исправление ситуации, и первоочередными представляются меры, связанные с ужесточением практики направления лиц для отбывания наказания в ИК-поселениях, более строгим и дифференцированным предоставлением права передвижения без конвоя, усилением профилактической работы среди злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания.
Фундаментом, на котором сегодня строится новое здание отечественной пенитенциарной системы, является соблюдение прав и свобод осужденных к лишению свободы. В связи с этим не снижается актуальность проблем обеспечения законности, включая соблюдение прав человека в УИС. Важным шагом в этом направлении стало создание специальной службы по контролю за соблюдением прав осужденных к лишению свободы. За относительно короткий срок эта служба стала действенным элементом в системе надзора за соблюдением законности в исправительных учреждениях. Проводимые ею проверки, оказание практической помощи на местах позволили значительно повысить уровень соблюдения законности в УИС.
Новым в реформировании УИС является организация исполнения новых видов наказания, не применявшихся ранее в России. Немало вопросов возникает в связи с очевидной необходимостью расширения практики применения и исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, или так называемых альтернативных ему видов. Здесь имеется ряд серьезных правовых, организационных, экономических, кадровых и иных вопросов, которые не могут быть решены с наскока, а требуют глубокой и основательной проработки, соответствующей оценки.
Чрезвычайно острой остается проблема штатной численности персонала
уголовно-исполнительных инспекций и их оптимального количества. Несмотря на то, что количество инспекций увеличилось, трудности, связанные с надлежащей организацией их работы (особенно контролем за поведением осужденных) в силу территориальных особенностей и транспортных возможностей России, сохраняются в полном объеме. Что касается наказания в виде ограничения свободы, то здесь многое придется решать за счет наличных материальных ресурсов и интеллектуального потенциала УИС, всестороннего учета зарубежного опыта и собственной инициативы.
Одним из самых важных направлений стратегии развития УИС и укрепления ее потенциала является реальное обеспечение защищенности персонала. Сотрудников обоснованно беспокоит отсутствие законодательного обеспечения прохождения службы в органах и учреждениях УИС.
В частности, речь идет о более высокой заработной плате, что позволит закреплять на службе сотрудников соответствующей квалификации; предоставлять им реальные льготы, в том числе льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии за работу во вредных и в особых условиях; обеспечивать благоприятные условия службы с предоставлением жилья в непосредственной близости от исправительных учреждений и т.д.
Реорганизация исправительных учреждений в современных социально-экономических условиях требует решение ряда вопросов связанных с воспитанием и трудоустройством осужденных.
Ныне реалии таковы, что из всех основных средств исправления осужденных, предусмотренных ч. 2 ст. 9 УИК РФ, осталось одно: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим). Воспитательной работе с осужденными, получению ими общего образования, организации профессиональной подготовки и общественному воздействию нанесен непоправимый ущерб.
В рыночной экономике в демократическом государстве труд осужденных объективно не может быть востребован в масштабах и организационных формах, присущих планово-директивной системе хозяйства и тоталитарному (авторитарному) политическому режиму.
Ныне реалии таковы, что из всех основных средств исправления осужденных, предусмотренных ч. 2 ст. 9 УИК РФ, осталось одно: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим). Воспитательной работе с осужденными, получению ими общего образования, организации профессиональной подготовки и общественному воздействию нанесен непоправимый ущерб.
В рыночной экономике в демократическом государстве труд осужденных объективно не может быть востребован в масштабах и организационных формах, присущих планово-директивной системе хозяйства и тоталитарному (авторитарному) политическому режиму.
Конституция РФ провозглашает: труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1. ст. 37). Принудительный труд запрещен (ч. 2 ст. 37). Есть все правовые основания - как российские, так и международные - для запрещения в
учреждениях УИС России принудительного труда, однако на практике этого до сих пор не удается достигнуть.
Не лишены оснований предложения профессора Рязанской высшей школы МВД СССР В.А. Фефелова, внесенные руководству МВД ещё в 1990 г., о преобразовании «колонийской» уголовно-исполнительной системы в тюремную как направление ее «цивилизации» в новых социально-экономических условиях[4, а78].
На наш взгляд назрела острая необходимость провести реорганизацию ИУ за счет прибылей от производственной деятельности предприятий колоний и средств, выделяемых на содержание управленческого и воспитательного аппаратов. Развитие тюремных начал в российской уголовно-исполнительной системе - процесс объективный, ибо объективны факторы, которые определяют обстановку в учреждениях, исполняющих наказание.
Карательный аспект в организации исполнения наказания пронизывает все законодательство, предоставляя администрации колоний широкий маневр в применении жестких мер воздействия на осужденных.
Стремление к усилению надзора, изоляции, охраны осужденных, к большей их дифференциации в итоге побуждает создавать в каждой колонии своего рода «тюрьму». То, что в каждом конкретном случае подобные подразделения или учреждения именуются по-разному, сути не меняет.
В УИК РФ тенденция дальнейшего развития тюремных начал нашла последовательное выражение прежде всего в многоступенчатой системе отбывания лишения свободы (обычные, облегченные, льготные, строгие условия содержания).
Низкий уровень охраны объектов ИК и надзора за поведением осужденных вынуждает администрацию обеспечивать надежную изоляцию осужденных в локальных участках отрядов, расширять сеть запираемых помещений. В условиях покамерного содержания осужденных воспитательная работа теряет свою эффективность и целесообразность.
История развитых государств подтверждает, что наиболее цивилизованным учреждением по исполнению уголовного наказания в отношении осужденных к лишению свободы, отвечающим Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, является тюрьма.
Многовековая практика существования российских тюрем подтверждает вывод о том, что в тюрьме как основном виде исправительных учреждений можно организовать раздельное содержание различных категорий осужденных, в полной мере исполнить закон об уголовных наказаниях и оказать осужденному помощь в его исправлении.
Ориентируясь на цивилизованные страны, нужно:
- добиваться нормального государственного обеспечения и содержания за счет государства учреждений УИС;
- рассматривать привлечение осужденных к трудовой деятельности в строгом соответствии с идеями, изложенными в Конвенции 1957 г. об упразднении принудительного труда;
- профессиональное обучение осужденных должно стать одним из
основных условий позитивного воздействия на них, а также важнейшим фактором социальной адаптации, подготовки к жизни на свободе.
Литература:
1. Данные Управления Судебного департамента РФ.
2. Комарицкий С.И. Эффективность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. - М.: Юрид. лит., 2001. с. 183
3. Леленталъ С., Вежбщкий П. Исполнение наказания в виде лишения свободы (работы польских авторов). - М.: Юристъ, 1998. с. 206
4. Фефелов В.А. Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений Российской Федерации. — Рязань: РВШ МВД России, 1992.
Literature:
1. Data of the Judicial Department
2. Komaritskyi S.I. The efficiency of execution of sentence, not involving deprivation of liberty. M.: Legal literature, 2001.P.183
3. Lelental S., Vezhbshskyi P. Execution of sentence as deprivation of liberty (work of Polish authors).- M.: "Jurist", 1998.P.206
4. Fefelov V.A. Social and legal basis of civilization of correctional organizations in Russian Federation. - Ryazan: Ryazan Higher School of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1992.