Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ШАХМАТЫ - ШКОЛЕ"'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ШАХМАТЫ - ШКОЛЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТЫ / ШАХМАТНЫЙ ИНВЕНТАРЬ / ШАХМАТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич, Башмакова Елена Анатольевна, Маскаева Татьяна Юрьевна, Савченко Владимир Михайлович, Жукова Елизавета Дмитриевна

В федеральных образовательных стандартах нового поколения, которые вступают в силу с 1 сентября 2022 года, отсутствует предмет «Игра в шахматы» как обязательный, что препятствует его внедрению в образовательную практику. Но, несмотря на это, каждая образовательная организация по собственной инициативе сможет вводить этот предмет. Цель исследования: выявление основных проблем внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области. Задачи исследования: определить основные проблемы внедрения образовательной программы «Шахматы - школе»; выявить эффективные направления по устранению проблем внедрения образовательной программы «Шахматы -школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области. Авторы провели социологический опрос по основным проблемам внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в Московской области. Полученные результаты позволили сформировать эффективные направления по устранению проблем внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области. Выводы показали, что в целях повышения мотивации на занятиях по шахматам рекомендуется осуществлять комплексный подход с использованием нетрадиционных форм и методов обучения. Преподавателям целесообразно применять на занятиях разнообразные нестандартные, инновационные подходы к обучению. Для формирования интереса и повышения мотивации к занятиям по шахматам необходимо использовать различные динамические упражнения, элементы игровой и соревновательной деятельности. Во время занятий можно также использовать малые формы физкультурно-оздоровительной работы, связанные с игрой в шахматы. В целях развития основных физических качеств у детей применять современные игровые методики обучения: малые Спартианские игры, веб-квесты, адаптивные игры, спортивный фестиваль «ГТО-НИКА». При недостатке в общеобразовательной организации шахматного инвентаря и оборудования рекомендуется на занятиях использовать презентации, виртуальные доски для онлайн- или офлайн-обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич, Башмакова Елена Анатольевна, Маскаева Татьяна Юрьевна, Савченко Владимир Михайлович, Жукова Елизавета Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS OF THE INTRODUCTION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM "CHESS - SCHOOL"

The new generation of federal state educational standards, which comes into force on September 1, 2022, does not contain a word about the compulsory subject "Playing Chess" in a general education organization and will not reach implementation in any way. Despite this, each school will be able to introduce this subject on its own initiative. The purpose of the study: to identify the main problems of the introduction of the educational program "Chess - school" in the practice of preschool and general education organizations in the Moscow region. Research objectives: identify the main problems of the implementation of the educational program "Chess - school"; identifyeffectiveways to eliminatetheproblems of introducing the “Chess - school” educational program into the practice of preschool and general education organi zations in the Moscow region. The authors conducted a sociological survey on the main problems of the introduction of the educational program "Chess - school" in the Moscow region. The results obtained made it possible to form effective directions for eliminating the problems of introducing the “Chess - School” educational program into the practice of preschool and general education organizations in the Moscow region. The conclusions showed that an integrated approach using non-traditional forms and methods of teaching is recommended to increase motivation in chess classes. Teachers are recommended to apply a variety of non-standard innovative teaching approaches in the classroom. Thus, in order to generate interest and increase motivation for chess classes, it is recommended to use non-traditional forms and methods of teaching. To do this, it is necessary to use various dynamic exercises in game and competitive activities in chess classes. During classes, use small forms of physical culture and recreation work related to the game of chess. To develop basic physical qualities, use modern game teaching methods: small Spartian games, web quests, adaptive games, the "GTO-NIKA" sports festival. If a general educational organization has insufficient chess equipment, it is recommended to use presentations, virtual boards for online or offline training in the classroom

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ШАХМАТЫ - ШКОЛЕ"»

Н.Ю. Заплатина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.

8. Порядок реализации дисциплин по физической культуре и спорту в контексте анализа изменений ФГОС ВО на современном этапе / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Л.Ф. Лебедева, М.Б. Перельман // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 1 (167). - С. 11-17.

9. Перспективы «оптимизации» дисциплины «физическая культура» вузах /А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2022. - № 2 (204). - С. 9-14

10. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в условиях высшего образования / Е.Н. Чернышева, Е.Н. Карасева, Д.К. Василевский, А.Е. Эрастов, Е.В. Карташова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 324-329.

REFERENCES

1. Gonsales, S.E. (2016), "Modern problems of physical training of students of higher education institutions (short review)", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (139), pp.33-37.

2. Izotova, L.E., E.S. Kiseleva, D.A. and Romanov, D.A. (2016), "Competencies and personally-professional abilities SWOT-analysis peculiarities", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 105-110

3. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova L.B. and Puchkova, M.V. (2017), "Competence-based orientation of the implementation of two disciplines in physical culture and sports within the framework of new federal state educational standards of higher education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No.2 (144), pp. 9-14.

4. Kozlov, A.V., Budarnikov, A.A. and Shimanskiy, O.V. (2016), "General cultural competencies in physical training in the educational standards for modern qualifications", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 122-127.

5. Maltseva, S.G., and Teodorovich, M.V (2014), "Comparative study of the higher professional education state standards of three generations for the tourism industry", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8 (114), pp. 124-128.

6. Mikhonin, A.A. (2016), "Some problems in teaching the discipline "Physical training" in technical University", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No.9 (139), pp. 112-114.

7. Kortava, Z.G., Fedyakin, А.А., Vasilkovskaya, YA. and Zaplatina,N.Y. (2018), "The student's physical activity increase during the elective discipline training by physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft, No. 1 (155), pp.126-129.

8. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Lebedeva, L.F. and Pe-relman, M.B. (2019), "The procedure for the implementation of disciplines in physical culture and sports in the context of the analysis of changes in the Federal State Educational Standards of Higher Education at the present stage", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 11-17.

9. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova, M.B. (2022), Prospects for "optimization" of the discipline "Physical Education" in universities, Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No.2 (204), pp.9-14.

10. Chernysheva, E.N., Karaseva, E.N., Vasilevskiy, D.K., Erastov, A.E. and Kartashova, E.V (2020) Implementation of the competence approach in the process of teaching the discipline "Physical culture and sport" under the higher education conditions, Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp.324-329.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.05.2022

УДК 372.8:794

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ШАХМАТЫ - ШКОЛЕ» Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Анатольевна Башмакова, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управ-

ления, Москва; Татьяна Юрьевна Маскаева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва; Владимир Михайлович Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Москва; Елизавета Дмитриевна Жукова, студент, Московский государственный университет, Москва

Аннотация

В федеральных образовательных стандартах нового поколения, которые вступают в силу с 1 сентября 2022 года, отсутствует предмет «Игра в шахматы» как обязательный, что препятствует его внедрению в образовательную практику Но, несмотря на это, каждая образовательная организация по собственной инициативе сможет вводить этот предмет. Цель исследования: выявление основных проблем внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области. Задачи исследования: определить основные проблемы внедрения образовательной программы «Шахматы - школе»; выявить эффективные направления по устранению проблем внедрения образовательной программы «Шахматы -школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области. Авторы провели социологический опрос по основным проблемам внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в Московской области. Полученные результаты позволили сформировать эффективные направления по устранению проблем внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области. Выводы показали, что в целях повышения мотивации на занятиях по шахматам рекомендуется осуществлять комплексный подход с использованием нетрадиционных форм и методов обучения. Преподавателям целесообразно применять на занятиях разнообразные нестандартные, инновационные подходы к обучению. Для формирования интереса и повышения мотивации к занятиям по шахматам необходимо использовать различные динамические упражнения, элементы игровой и соревновательной деятельности. Во время занятий можно также использовать малые формы физкультурно-оздоровительной работы, связанные с игрой в шахматы. В целях развития основных физических качеств у детей применять современные игровые методики обучения: малые Спартианские игры, веб-квесты, адаптивные игры, спортивный фестиваль «ГТО-НИКА». При недостатке в общеобразовательной организации шахматного инвентаря и оборудования рекомендуется на занятиях использовать презентации, виртуальные доски для онлайн- или офлайн-обучения.

Ключевые слова: шахматы, шахматный инвентарь, шахматное мышление, личность ребенка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p448-453

MAIN PROBLEMS OF THE INTRODUCTION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM

"CHESS - SCHOOL"

Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Anatolyevna Bashmakova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Academy of Social Management, Moscow; Tatyana Yurievna Maskaeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian University of Transport, Moscow; Vladimir Mikhailovich Savchenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow; Elizaveta Dmitrievna Zhukova, the student, Moscow State University, Moscow

Abstract

The new generation of federal state educational standards, which comes into force on September 1, 2022, does not contain a word about the compulsory subject "Playing Chess" in a general education organization and will not reach implementation in any way. Despite this, each school will be able to introduce this subject on its own initiative. The purpose of the study: to identify the main problems of the introduction of the educational program "Chess - school" in the practice of preschool and general education organizations in the Moscow region. Research objectives: identify the main problems of the implementation of the educational program "Chess - school"; identify effective ways to eliminate the problems of introducing the "Chess - school" educational program into the practice of preschool and general education organi-

zations in the Moscow region. The authors conducted a sociological survey on the main problems of the introduction of the educational program "Chess - school" in the Moscow region. The results obtained made it possible to form effective directions for eliminating the problems of introducing the "Chess -School" educational program into the practice of preschool and general education organizations in the Moscow region. The conclusions showed that an integrated approach using non-traditional forms and methods of teaching is recommended to increase motivation in chess classes. Teachers are recommended to apply a variety of non-standard innovative teaching approaches in the classroom. Thus, in order to generate interest and increase motivation for chess classes, it is recommended to use non-traditional forms and methods of teaching. To do this, it is necessary to use various dynamic exercises in game and competitive activities in chess classes. During classes, use small forms of physical culture and recreation work related to the game of chess. To develop basic physical qualities, use modern game teaching methods: small Spar-tian games, web quests, adaptive games, the "GTO-NIKA" sports festival. If a general educational organization has insufficient chess equipment, it is recommended to use presentations, virtual boards for online or offline training in the classroom.

Keywords: chess, chess equipment, chess thinking, child's personality.

ВВЕДЕНИЕ

В федеральных образовательных стандартах нового поколения, которые вступают в силу с 1 сентября 2022 года, отсутствует предмет «Игра в шахматы» как обязательный, что препятствует его внедрению в образовательную практику. Но, несмотря на это, каждая образовательная организация по собственной инициативе сможет вводить этот предмет.

Ни для кого не секрет, что именно шахматы являются составной частью общечеловеческой культуры, так как они способствуют развитию наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического, последовательного логического, стратегического, тактического, комбинаторного, творческого и алгоритмического мышления (в частности, на основе моделирования) [1, 2, 3, 4].

Многие страны давно ввели в образование детей шахматы как обязательный предмет в общеобразовательных организациях. В нашей стране также все подготовлено для введения шахмат в общеобразовательных школах, но как академического, а не спортивного предмета.

В данной статье авторы предлагают обсудить вопросы о проблемах внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в отдельном регионе.

Цель исследования: выявление основных проблем внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области.

Задачи исследования:

1. Определить основные проблемы внедрения образовательной программы «Шахматы - школе».

2. Выявить эффективные направления по устранению проблем внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в период март-апрель 2022 года среди 256 учителей физической культуры Московской области, проходивших дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки по курсу «Шахматы в образовательных организациях» в АСОУ

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале исследования с респондентами был проведен социологический опрос по основным проблемам внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в Москов-

ской области.

Социологический опрос выявил следующие проблемы.

85% респондентов ответили, что у школьников отсутствует мотивация на занятия по шахматам. Очень трудно в течение занятия удержать интерес к шахматам. Школьникам скучно сидеть на одном месте, «ломая» голову над решением задач, им хочется активно двигаться, так как они пришли на урок физической культуры. Они ждут от преподавателя чего-то интересного, нового, а получают лист бумаги и ручку.

67% преподавателей ответили, что материально-техническая база не подготовлена для проведения занятий по шахматам. Во многих образовательных организациях не хватает кабинетов, шахматного инвентаря (шахматы, часы, демонстрационная доска с магнитными фигурами), дидактического материала, шахматной литературы (учебники, задачники и периодика).

48% респондентов считают, что не все родители заинтересованы в обучении детей игре в шахматы.

88% респондентов ответили, что образовательные организации требуют результативность от обучения шахматам уже на начальном этапе.

Полученные результаты опроса позволили сформировать эффективные направления по устранению проблем внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области.

Так, для формирования интереса и повышения мотивации к занятиям по шахматам рекомендуется применять нетрадиционные формы и способы обучения. Для этого на занятиях по шахматам можно предлагать детям различные динамические упражнения, элементы игровой и соревновательной деятельности. Во время занятий использовать малые формы физкультурно-оздоровительной работы, связанные с игрой в шахматы. Например, провести физкультурную разминку под музыку с выполнением физических упражнений с имитацией ходов шахматных фигур. Большой популярностью у детей пользуются подвижные игры. Можно использовать игры, связанные с шахматными фигурами. Кроме того, поскольку шахматы - это вид спорта, необходимо использовать весь комплекс спортивных и подвижных игр для развития физической подготовки обучающихся [1].

Для развития мотивации на занятиях можно использовать видеофильмы, предлагать детям ребусы и головоломки на шахматную тематику. Рассказы, сказки, легенды должны прерываться на интересном месте, чтобы вызывать у детей вопрос: а что будет дальше? Это будет мотивировать их прийти на следующее занятие.

Одной из сложных задач является обеспечение занятий по шахматам необходимым инвентарем. Решить ее одному учителю очень трудно. Для решения этой проблемы на первом этапе можно проводить занятия по изучению теории, введению в шахматную игру. Историю шахмат можно преподнести детям в интересной, сказочной форме. При изучении основных правил, этикета, нотации в шахматах можно использовать интерактивные методы обучения с использованием презентаций.

Учеными было установлено, что 90% обучающихся на занятиях запоминают то, что сами говорят и делают.

Еще Конфуций говорил: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму». Именно так можно работать, используя различные интерактивные площадки для изучения шахматных фигур, решения простейших шахматных задач, организации даже простейших турниров. В дальнейшем можно использовать виртуальную доску для онлайн- или офлайн-обучения.

Семья оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка. Поэтому учителям необходимо, особенно на первом этапе обучения, побольше встречаться с родителями и проводить различные тематические встречи, родительские собрания, в которых рассказывать о значении игры в шахматы как средства развития наглядно-образного и

аналитического, логического мышления, как технического инструмента при воспитании лидерских качеств у обучающихся. Рассказать, например, про то, как шахматы повышают успеваемость по всем предметам. Привести доказательные доводы, что шахматы в школе - это мощный инструмент для формирования у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей. Такая работа позволит заинтересовать родителей в обучении детей игре в шахматы.

Результативность, которую требует администрация, не должна пугать преподавателей, а наоборот мотивировать на приобщение детей к шахматам. Первые результаты обучения шахматам можно получить уже на первых турнирах. Порой учителя опасаются организовывать школьные турниры, чтобы не травмировать детей поражениями. Однако, переживая поражения, разбирая свои ошибки, анализируя партии, обучающиеся быстрее, приобретут необходимый опыт, позволяющий им в дальнейшем одерживать победы. Начать следует с проведения турниров внутри школы для приобретения необходимого опыта. Далее выдвигать детей на турниры более высокого уровня.

ВЫВОДЫ

Полученные данные исследования позволили разработать рекомендации по устранению основных проблем внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области. Для повышения мотивации на занятиях по шахматам рекомендуется применять комплексный подход с использованием нетрадиционных форм и методов обучения. Преподавателям целесообразно применять на занятиях разнообразные нестандартные инновационные подходы к обучению. Для достижения успеха в игре в шахматы нужно не только умственное развитие, но и физическая подготовка. Для формирования интереса и повышения у учащихся мотивации к занятиям шахматами необходимо использовать современные игровые методики обучения: малые Спартианские игры, веб-квесты, адаптивные игры, спортивный фестиваль «ГТО-НИКА» [5, 6].

Для развития основных физических качеств у детей на занятиях систематически использовать элементы подвижных и спортивных игр.

При недостатке в общеобразовательной организации шахматного инвентаря и оборудования рекомендуется на занятиях использовать презентации, виртуальные доски для онлайн- или офлайн-обучения.

Проводить с родителями родительские собрания, различные тематические встречи с известными шахматистами, живущими в Подмосковье.

Таким образом, полученные результаты позволили разработать для преподавателей методические рекомендации по устранению проблем внедрения образовательной программы «Шахматы - школе» в практику работы дошкольных и общеобразовательных организаций в Московской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алифиров А.И. Физическая подготовка шахматистов на этапе спортивного совершенствования / Алифиров А.И., Михайлова И.В. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 6. - С. 36-38.

2. Алифиров А.И. Проблемное поле методологии диссертационных исследований в сфере шахматного образования и спорта / Алифиров А.И. // Теория и практика физической культуры. -2021. - № 7. - С. 20-22.

3. Богоявленская А.Я. Развитие стратегического мышления шахматистов / А.Я. Богоявленская, А.И. Алифиров, И.В. Михайлова // Психология и педагогика: методология, теория и практика Сборник статей Международной научно-практической конференции: (10 марта 2016 г.) в 2 ч. Ч/1 - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 55-56.

4. Маскаева Э.Р. Исследование учебной деятельности шахматистов младшего школьного возраста / Э.Р. Маскаева, А.И. Алифиров // В мире науки и инноваций. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - Уфа, 2016. - С. 155-157.

5. Фирсин С.А. Использование разнообразных игр в проекте «ГТО-НИКА» для физического воспитания и социализации школьников / С.А. Фирсин, Т.Ю. Маскаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 288-293.

6. Фирсин С.А. Современные игровые методики обучения: веб-квест «ГТО-НИКА» / С.А. Фирсин// Формирование здорового образа жизни. Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей: материалы областной межведомственной научно-практической конференции (25 октября 2017, Коломна) - Коломна : Государственный социально--гуманитарный университет, 2017. - С. 170-173.

REFERENCES

1. Alifirov, A.I. and Mikhailova, I.V. (2016), "Physical training of chess players at the stage of sports improvement", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 36-38.

2. Alifirov, A.I. (2021), "Problematic field of methodology of dissertation research in the field of chess education and sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 20-22.

3. Bogoyavlenskaya, A.Ya., Alifirov, A.I., and Mikhailova, I.V. (2016), "Development of strategic thinking of chess players", Psychology and pedagogy: methodology, theory and practice. Collection of articles of the International scientific and practical Conference, AETERNA, Ufa, pp. 55-56.

4. Maskaeva, E.R. and Alifirov, A.I. (2016), "Research of educational activity of chess players of primary school age", In the world of science and innovation, Collection of articles of the International scientific and practical conference: in 3 parts, Ufa, pp. 155-157.

5. Firsin, S.A. and Maskaeva, T.Y (2016), "The use of various games in the project "GTO-NIKA" for physical education and socialization of schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (134), pp. 288-293.

6. Firsin S.A. (2017), "Modern game teaching methods: web quest "GTO-NIKA"", Formation of a healthy lifestyle. Advanced experience of socio-pedagogical work with children and family, materials of the regional interdepartmental scientific and practical conference, Kolomna: State Social and Humanitarian University, pp. 170-173.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ И СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 08.02.10 «СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ПУТЬ И

ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО»

Сергей Иванович Фуркалюк, аспирант, Дмитрий Михайлович Матюхов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

В статье представлены особенности силовой и скоростно-силовой подготовки студентов железнодорожного техникума направления подготовки 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Разработан определенный микроцикл физической подготовки. Показаны достоинства применения данного микроцикла во внеучебное время. Кроме того, приведены определённые результаты проведения констатирующего эксперимента после применения данного микроцикла с целью определения достоверности прироста физических способностей в физическом воспитании студентов железнодорожного техникума. Научная новизна исследования заключается в разработке компетентностного подхода к развитию физических качеств у студентов железнодорожного техникума, которая будет отражать специфику будущей профессии. Практическая значимость состоит в обобщении и систематизации передового опыта преподавания спортивно-педагогических дисциплин в железнодорожном техникуме.

Ключевые слова: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая культура, физическая подготовка, физические качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.