Научная статья на тему 'Методика обучения детей 5-6 лет игре в шахматы'

Методика обучения детей 5-6 лет игре в шахматы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1850
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТЫ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ЗАДАНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / CHESS / TEACHING METHODS / TASKS / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробейникова Юлия Андреевна, Коробейников Павел Владимирович

В данной статье определены основные задания для юных шахматистов старшего дошкольного возраста. Проведен отбор тем для занятий шахматами для детей данной возрастной группы. Разработана методика обучения детей 5-6 лет игре в шахматы. Методика основывалась на разработанных практических рекомендациях и комплексах упражнений, преподаваемых в нестандартной игровой форме. Выявлены трудности, с которыми могут столкнуться дети 5-6 лет на занятиях шахматами. Проведена подготовка юных спортсменов к турниру по шахматам для дошкольников. Определены основные ошибки, которые совершают дети данной возрастной группы в ходе соревновательной деятельности и даны рекомендации для их устранения. Анализ проведенного тестирования позволил определить эффективность разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of teaching chess for preschool children

This article defines the main tasks for the young chess players at the senior preschool age. The selection of topics for chess lessons for children of this age group was carried out. A method of teaching children aged 5-6 to play chess has been developed. The method was based on the developed practical recommendations and sets of exercises taught in a non-standard game form. The difficulties that children of 5-6 years old may face in chess lessons are revealed. Young athletes were prepared for a chess tournament for preschoolers. The main mistakes that children of this age group make in the course of competitive activity are identified and recommendations for their elimination are given. The analysis of the conducted testing allowed us to determine the effectiveness of the developed method.

Текст научной работы на тему «Методика обучения детей 5-6 лет игре в шахматы»

УДК 794.14

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

Юлия Андреевна Коробейникова, магистрант, Российский государственный социальный университет, Москва; Павел Владимирович Коробейников, кандидат педагогических наук, Московский государственный областной университет, Мытищи

Аннотация

В данной статье определены основные задания для юных шахматистов старшего дошкольного возраста. Проведен отбор тем для занятий шахматами для детей данной возрастной группы. Разработана методика обучения детей 5-6 лет игре в шахматы. Методика основывалась на разработанных практических рекомендациях и комплексах упражнений, преподаваемых в нестандартной игровой форме. Выявлены трудности, с которыми могут столкнуться дети 5-6 лет на занятиях шахматами. Проведена подготовка юных спортсменов к турниру по шахматам для дошкольников. Определены основные ошибки, которые совершают дети данной возрастной группы в ходе соревновательной деятельности и даны рекомендации для их устранения. Анализ проведенного тестирования позволил определить эффективность разработанной методики.

Ключевые слова: шахматы, методика обучения, задания, дошкольники.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p176-179

METHODS OF TEACHING CHESS FOR PRESCHOOL CHILDREN

Yulia Andreevna Korobeynikova, the master student, Russian state social University, Moscow; Pavel Vladimirovich Korobeynikov, the candidate of pedagogical sciences, Moscow state regional University, Mytischi

Annotation

This article defines the main tasks for the young chess players at the senior preschool age. The selection of topics for chess lessons for children of this age group was carried out. A method of teaching children aged 5-6 to play chess has been developed. The method was based on the developed practical recommendations and sets of exercises taught in a non-standard game form. The difficulties that children of 56 years old may face in chess lessons are revealed. Young athletes were prepared for a chess tournament for preschoolers. The main mistakes that children of this age group make in the course of competitive activity are identified and recommendations for their elimination are given. The analysis of the conducted testing allowed us to determine the effectiveness of the developed method.

Keywords: chess, teaching methods, tasks, preschoolers.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в нашей стране стремительно набирают популярность интеллектуальные виды спорта, предполагающие абстрактно-логическое обыгрывание соперника, среди которых особое место занимают шахматы. Это объясняется тем, что данный вид спорта развивает интеллект, логическое мышление, воспитывает сосредоточенность, умение грамотно ставить цель и успешно ее добиваться [1, 2]. Шахматы развивают морально-волевые качества и формируют духовно-нравственные ценности. Многообразие разыгрываемых комбинаций, возникающее в ходе соревновательной деятельности, требует проявления точного расчета, внимания и концентрации, усидчивости и трудолюбия [2, 3]. Не случайно на сегодняшний день ряд школ ввели шахматы как обязательный предмет, а детские сады открыли кружки по шахматам. При этом стремительно возрастает число рейтинговых турниров, приводящихся не только среди школьников, но и детей дошкольного возраста. Многие родители отдают своих детей в шахматные секции и клубы, отправляют на турниры и сборы. В ходе анализа литературы было выявлено, что большинство научных и методических трудов по преподаванию шахматам было посвящено работе с детьми школьного возраста. В то же время проблема обучения игре в шахматы дошкольников раскрыта

недостаточно полно. Многие методики проведения занятий для детей дошкольного возраста скопированы со школьных программ без учета возрастных особенностей дошкольников. В результате содержание занятий представлено в чрезмерно сложной форме, что приводит к снижению интереса занимающихся и затрудняет процесс преподавания [2, 3]. Следовательно, разработка и обоснование методики обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы является приоритетным направлением представленной работы.

Цель исследования: разработать методику обучения детей 5-6 лет игре в шахматы.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, методы математической статистики.

Исследование проводилось в ГБОУ Школа Марьина Роща в городе Москва. Был проведен набор испытуемых в количестве 50 человек, которые были разделены на 5 групп по 10 человек каждая. Возраст испытуемых составлял 5-6 лет. Исследование проводилось в течение года. Занятия по шахматам проходили 2 раза в неделю по 30 минут. Для оценки уровня знаний проводилось контрольное тестирование, нормативы были взяты из программы по шахматам [3]. Наиболее подготовленные дети отбирались для участия в рейтинговом турнире для дошкольников. Проведение занятий строилось на основе системы следующих дидактических принципов:

• Принцип наглядности - широкое использование наглядных примеров

при обучении игре в шахматы, например, показ дидактических заданий на демонстрационной доске, показ слайдов, чтение шахматных сказок, загадок и т.д.

• Принцип доступности и индивидуализации - требование оптимального

соответствия задач, средств и методов на занятиях по шахматам. Педагогу важно

учитывать возрастные особенности занимающихся и в соответствии с этим правильно подбирать задания на уроке.

• Принцип психологической комфортности - создание максимально

комфортной среды на занятии, которая обеспечивает снятие всех стрессообразую-

щих факторов учебного процесса.

• Принцип вариативности - формирование умения осуществления

собственного выбора.

• Принцип творчества - процесс обучения направлен на самостоятельное приобретение детьми творческих навыков.

Преподавая детям шахматы, важно не переутомлять ребенка одним и тем же заданием. Деятельность ребенка следует сделать более разнообразной для того, чтобы закрепить интерес к шахматной игре. Маленьким детям на занятии не следует давать много информации, в противном случае, ребенок быстро утомится. Детям стоит преподносить материал, создавая некий образ, например, можно оживить шахматные фигуры, представить, что они живут в шахматном королевстве. Данные методы помогут лучше освоить игру в шахматы. Занятия по шахматам должны проходить ярко, для этого преподавателю следует говорить четко, уверенно, эмоционально, так же стараться максимально просто объяснять задания, ведь словарный запас ребенка невелик, и если преподаватель будет употреблять в своей речи сложные слова, то ребенок его может не понять. Если преподаватель видит, что ребенок устал выполнять какое-либо задание, то его внимание следует переключить на другую деятельность, можно даже дать небольшую подвижную игру, которую так же можно привязать к шахматам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе анализа литературы был проведен отбор тематического материала для дошкольников 5-6 лет. На первом году обучения дети должны были познакомиться с историей

шахмат, освоить передвижение фигур по шахматной доске, научиться находить правильное решение в шахматной игре, познакомиться с силой (ценностью) фигур и научиться решать простейшие задачи на мат в один ход.

Наблюдение показало, что детям данной возрастной группы достаточно сложно осваивать теоретический материал, поскольку ребенок не обладает должной усидчивостью и не способен сохранять концентрацию длительное время. Поэтому мы делали акцент преимущественно на практику, подбирая задания таким образом, чтобы у детей было задействовано образное мышление.

В ходе наблюдения были получены следующие результаты:

- дети достаточно быстро запоминали название всех фигур, за исключением ферзя, которого по ошибке называли королевой;

- детям требуется около 2-3недель на запоминание правильной расстановки фигур на шахматной доске;

- дети быстро осваивают ходы фигур по отдельности;

- быстрее всего дети осваивают ходы ладьи, слона, короля, пешки;

- сложнее всего детям было освоить ходы ферзя, коня;

- дети не сразу осваивают задания на взаимодействие фигур (ладья против пешек, слон против пешек и т.д.), но данные упражнения необходимы для лучшего усвоения материала.

Анализ результатов теста «сила фигур» показал, что все дети к концу года успешно освоили требуемый материал. При этом 20% дошкольников выполнили задания на оценку отлично, 60% получили оценку «хорошо» и 20% показали уровень «удовлетворительно». В тоже время нами было отмечено, что во время игровой деятельности многие дошкольники забывали про ценность фигур, и выполняли неоправданный размен, съедая менее ценные фигуры и отдавая более ценные.

Анализ результатов теста «мат в один ход» показал, что большинство детей справилось с данным заданием на оценки «хорошо» и «отлично». Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что к концу года юные шахматисты успешно освоили начальный курс изучения игры в шахматы.

К концу года 5 наиболее подготовленных детей выступило на турнире по шахматам для дошкольников. Во время турнира каждый ребенок должен был сыграть по 5 партий. Результаты были следующими - два ребенка набрали 3 очка, двое набрали 2,5 очка и один набрал 2 очка. Такие результаты можно считать вполне успешными для начинающих шахматистов. При этом в ходе наблюдения были выявлены следующие ошибки:

- дети часто не видели невозможные ходы со стороны соперника и иногда делали их сами;

- стремление «съесть» все фигуры вместо того, чтобы пытаться поставить «мат». В результате данной ошибки в нескольких выигрышных ситуациях была упущена победа.

В ходе наблюдения было отмечено, что в ходе соревновательной деятельности лучше других проявили себя дети с высоким уровнем волевых качеств. В целом все дети получили массу положительных эмоций и выразили желание принимать участие в соревнованиях и тренировочных сборах.

ВЫВОДЫ

1. Шахматы развивают способность мыслить стратегически, просчитывая ситуацию на несколько ходов вперед. Игра в шахматы способствует раскрытию коммуникативных навыков, позволяет расширить свой круг общения, преодолеть замкнутость и дает возможность полностью проявить себя. Заниматься шахматами мы рекомендуем со старшего дошкольного возраста. Основное внимание нужно уделять практической игре, т. к. у детей это вызывает много положительных эмоций. Основными средствами по преподаванию игры в шахматы являются загадки, стихи, шахматные сказки, логические задачи,

мультфильмы, художественные фильмы. Задачей первого года обучения игре в шахматы является формирование интереса юных шахматистов. Методика построения занятий основывалась на соблюдении дидактических принципов: наглядности, доступности и индивидуализации, психологической комфортности, вариативности и принцип творчества.

2. Тему «мат» детям значительно сложнее освоить, нежели чем определять силу фигур. Чтобы увидеть постановку мата, ребенку нужно быть максимально сконцентрированным. Детям нужно не только видеть свою игру, но и так же нужно уметь оценивать действия соперника. Теме «сила фигур» мы посвятили два занятия после того, как юные шахматисты освоят ходы всех шахматных фигур. Вначале года мы увидели, что дети меняли более ценные фигуры на менее значимые. К концу года дети смогли полностью освоить шахматный курс и успешно справиться с тестированием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов, С.П. Шахматы. Первый год обучения. Методика проведения занятий / С.П. Абрамов, В.Л. Барский. - М. : ООО «Дайв», 2013. - 256 с.

2. Коробейников, П.В. Методика преподавания шахмат у детей дошкольного возраста / П.В. Коробейников, Ю.А. Коробейникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 173-176.

3. Кузин, А.В. Образовательная программа дополнительного образования «Шахматная школа Феникс» / А.В. Кузин. - Москва : Русская шахматная школа, 2017. - 35 с.

REFERENCES

1. Abramov, S.P., Barsky, V.L. (2013), Chess. The first year of study, the technique of carrying out occupations, "Dive", Moscow.

2. Korobeynikov. P. V. and Korobeynikova. Yu.A. (2019), "Methods of teaching chess in preschool children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 173-176.

3. Kuzin, A.V. (2017), Educational program of additional education "Phoenix chess school", "Russian chess school", Moscow.

Контактная информация: hedin07@bk.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2020

УДК 796.07

О МЕТОДИКЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ (НА ОСНОВЕ ПРИЕМОВ САМБО)

Александр Ричардович Косиковский, кандидат педагогических наук, Академия управления Министерства внутренних дел России, г. Москва

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов подготовки сотрудников полиции к применению физической силы в ситуациях оперативно-служебной деятельности посредством использования методических приемов и содержания приемов борьбы Самбо. Раскрываются методические аспекты организации занятий по физической подготовке с сотрудниками полиции на основе техники борьбы Самбо. Отражаются вопросы применения техники борьбы Самбо на занятиях по физической подготовке при обучении сотрудников полиции правомерным и эффективным действиям при применении физической силы в ситуациях служебной деятельности.

Ключевые слова: сотрудники полиции, система профессиональной подготовки, физическая подготовка, применение физической силы, методика обучения, приемы борьбы Самбо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.