5. Sorokanyuk O.V. (2018) "Analysis of technical actions and structural elements in the system of mixed martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 275-277.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2019
УДК 794.1
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Павел Владимирович Коробейников, кандидат педагогических наук, Московский государственный областной университет, Мытищи;
Юлия Андреевна Коробейникова, магистрант, Российский государственный социальный университет, Москва
Аннотация
В данной статье определены профилирующие задания для юных шахматистов возраста 4-6 лет. Проведен опрос тренеров по шахматам с целью отбора наиболее эффективных средств и методов для обучения детей игре в шахматы на начальном этапе. Разработана методика преподавания шахмат в учреждениях дошкольного образования. Основу методики составляли комплексы заданий для обучения игры в шахматы, преподаваемые в нестандартной игровой форме. Методика была направлена на формирование умения решать простейшие логические задачи в минимальные сроки. Выявлены трудности, с которыми дошкольникам приходилось сталкиваться во время занятий. Анализ проведенного тестирования позволил определить эффективность разработанной методики.
Ключевые слова: шахматы, методика преподавания, задания, дошкольники.
METHODS OF TEACHING CHESS AMONG THE PRESCHOOL CHILDREN
Pavel Vladimirovich Korobeynikov, the candidate of pedagogical sciences, Moscow State Regional University, Mytischi;
Yulia Andreevna Korobeynikova, the master student, Russian state social University, Moscow
Annotation
This article defines the profile tasks for young chess players aged 4-6 years. A survey of chess coaches was conducted to select the most effective means and methods for teaching children to play chess at the initial stage. The method of teaching chess in preschool institutions has been developed. The basis of the methodology was a set of tasks for teaching the game of chess, taught in a non-standard game form. The technique was aimed at the formation of the ability to solve the simplest logical problems in the shortest possible time. Difficulties with which preschoolers had to face during occupations are revealed. The analysis of the conducted testing allowed us to determine the effectiveness of the developed technique.
Keywords: chess, teaching methods, tasks, preschoolers.
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир вступил в эпоху информационных технологий и во многих сферах социальной жизни происходят изменения, которые предъявляют человеку высокие требования к физическому и психическому состоянию. Особую роль приобретает способность быстро разбираться в большом потоке информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Не случайно на сегодняшний день все большую популярность среди детей приобретают занятия шахматами. По мнению ряда специалистов данная игра формирует у занимающихся интеллект, развивает умение логически мыслить, воспитывает у детей сосредоточенность и умение сконцентрироваться на поставленной цели [1, 3]. Шахматы являются спортивной игрой и включают в себя борьбу, требующую чрезвычайного напряжения воли. Бесконечное число комбинаций, которые возникают в процессе шахматной партии, развивает в играющем
ориентировочные способности, усидчивость и точность расчета, кроме того, игра в шахматы дает эстетическое наслаждение красотой и глубиной внезапно обнаруживающихся замыслов [2, 3]. В то же время, на наш взгляд, методики и содержание занятий по шахматам для детей дошкольного возраста представлены в достаточно сложной форме, что приводит к снижению интереса занимающихся и затрудняет процесс преподавания. Следовательно, разработка и обоснование методики обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы является приоритетным направлением представленной работы.
Цель исследования: разработать методику преподавания шахмат в дошкольном учреждении.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
При разработке методики преподавания шахмат использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, методы математической статистики.
Исследование проходило в ГБОУ Школа Марьина Роща имени В.Ф. Орлова, в котором принимало участие 50 человек. Исследование осуществлялось в течение года. Проводилось 2 занятия в неделю по 30 минут. В рамках проводимого исследования был оценен уровень подготовленности занимающихся 4-6 лет первого года обучения. Для оценки уровня подготовленности были взяты тесты из программы по шахматам. Опрос тренеров проводился для отбора наиболее эффективных средств и методов преподавания шахмат у детей дошкольного возраста. Особенности нашей методики заключались в следующем:
• Использование приема обыгрывания учебных ситуаций (создается игровая ситуация, в которой обучающиеся могут представить себя в роли различных сказочных персонажей, так же можно оживить шахматные фигуры и т.д.).
• Участие юных шахматистов в различных шахматных конкурсах (решении задач, шахматных загадок, шахматных соревнованиях и т.д.).
• Показ на уроках оригинальных шахматных сказок.
• Применение на занятиях нестандартных заданий и игр.
• Применение физкультминуток во избежание переутомления детей в ходе занятий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе опроса было выявлено, что 50% опрошенных тренеров считают 5-летний возраст оптимальный для начала обучения шахматам. В то же время 25% тренеров утверждали, что раньше 6 лет отдавать ребенка на шахматы нецелесообразно, поскольку детям в раннем дошкольном возрасте не хватает усидчивости. Остальные тренеры считают, что обучать детей шахматам можно уже с двух-трех лет, но в таком случае для большей эффективности занятия следует проводить индивидуально. 80% тренеров считает, что длительность занятий по шахматам с детьми дошкольного возраста не должна превышать 30 минут. Остальные тренеры предполагают, что занятие по шахматам может длиться 45 минут, но в таком случае стоит ввести физкультминутки, разные интересные задания, игры для того, чтобы привлечь внимание детей. Однако, во время педагогического наблюдения было выявлено, что после проведения физкультминуток бывает достаточно сложно заставить детей вновь сконцентрироваться на предлагаемом материале. Поэтому начинающим тренерам проводить физкультминутки в процессе занятия нецелесообразно. Двигательные задания стоит применять в конце занятия.
Абсолютно все тренеры выдвинули точку зрения, что на занятиях по шахматам следует как можно меньше уделять внимания на теорию, а больше времени отводить практике, т.е. игре в шахматы, различным заданиям, играм, мультфильмам и т.д. Это
связано с тем, что дети не способны в течение длительного времени концентрироваться на освоении сложного теоретического материала. В возрасте от 4 до 6 лет у детей преобладает образное мышление. Исследование показало, что практические занятия вызывают у детей больший интерес и эмоциональный подъем, нежели теоретическая подготовка.
По мнению большинства опрошенных, основными задачами программы первого года обучения являются освоение детьми истории шахмат, знакомство с шахматной доской, умение находить верное решение в шахматной игре, знание ценности фигур. Однако 60% тренеров считают, что помимо вышеперечисленного ученикам можно давать несложные задачи на мат в один ход и тестирование на «силу фигур».
Из наших наблюдений мы определили следующее:
- дети быстро осваивают названия шахматных фигур;
- сложнее всего детям давались названия таких фигур как: ферзь, ладья. Дети представляли, что ладья - это башня или замок, а ферзь - это королева;
- детям далеко не с первого раза удается запомнить расстановку шахматных фигур. В нашем случае на расстановку фигур мы уделили около шести занятий;
- дети почти не запоминают названия основных шахматных линий на доске. Поэтому на каждом занятии мы старались упоминать в различных заданиях названия линий;
- дети быстро осваивают ходы фигур по отдельности;
- быстрее всего дети осваивают ходы ладьи, слона, короля, пешки;
- сложнее всего детям было освоить ходы ферзя, коня;
- дети не сразу осваивают задания на взаимодействие фигур (ладья против пешек, слон против пешек и т.д.), но данные упражнения необходимы для лучшего усвоения материала.
Результаты теста на определение «силы фигур» показали, что 20% детей справилось с заданием на «удовлетворительно». Оценку «хорошо» получило 60% занимающихся. На «отлично» справилось 20% детей. Как показала практика, дети быстро осваивают тему «Сила фигур». Данной теме достаточно посвятить одно-два занятия после того, как юные шахматисты освоят ходы всех шахматных фигур. В своих наблюдениях мы столкнулись с тем, что во время игры дети забывали про «силу» фигур и зачастую меняли наиболее ценные фигуры.
Результаты теста «мат в один ход» выявили, что 20% детей справилось с заданием на «удовлетворительно». Оценку «хорошо» получило 60% занимающихся. На «отлично» справилось 20% детей. Данные результаты говорят о том, что к концу года юные шахматисты успешно справились с начальным курсом изучения игры в шахматы. Дети смогли освоить полностью тему «мат». Юные игроки научились видеть угрозу мата и защищаться от него, ставить мат, решать задачи на мат в один ход различными фигурами. Практика показала, что тему мат детям значительно сложнее освоить, нежели чем определять силу фигур. Чтобы увидеть постановку мата, ребенку нужно быть максимально сконцентрированным. Детям нужно не только видеть свою игру, но и так же нужно уметь оценивать действия соперника.
ВЫВОДЫ
1. Начальный курс по обучению игре в шахматы достаточно простой и доступный для детей дошкольного возраста. Особенность программы на первом году обучения в том, что ребенок только делает первые шаги в интересный и увлекательный мир шахмат. Дети знакомятся с историей возникновения шахматной игры, с шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные задания, где может быть ограниченное число фигур, так же детям предлагается рассматривать игровые позиции на отдельных фрагментах доски для того, чтобы ребенок лучше усвоил предлагаемый материал. По мнению ряда авторов, заниматься шахматами можно уже с 3 лет, но для этого преподавателям нужно
преподносить материал на доступном для детей уровне.
2. На основе данных опроса тренеров мы пришли к выводам, что начинать играть в шахматы следует с пяти лет. Занятия по шахматам должны длиться не более 30 минут. Основное внимание нужно уделять практической игре, т.к. у детей это вызывает много положительных эмоций. Примерно все тренеры перечислили одинаковые средства и методы по преподаванию игры в шахматы: загадки, стихи, шахматные сказки, логические задачи, мультфильмы, художественные фильмы. Основная задача на первом году обучения игре в шахматы является привитие интереса юных шахматистов. В первый год дети знакомятся с азами древней игры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов, С.П. Шахматы. Первый год обучения. Методика проведения занятий / С.П. Абрамов, В.Л. Барский. - Москва : ООО «Дайв», 2013. - 256 с.
2. Кузин, А.В. Образовательная программа дополнительного образования «Шахматная школа Феникс» / А.В. Кузин. - Москва : Русская шахматная школа, 2017. - 35 с.
3. Сухин, И.Г. Дидактическое обеспечение развития способности действовать «в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сухин И.Г. -Москва, 2008. - 25 с.
REFERENCES
1. Abramov, S.P., Barsky, V.L. (2013), Chess. The first year of study, the technique of carrying out occupations, "Dive", Moscow.
2. Kuzin, A.V. (2017), Educational program of additional education "Phoenix chess school ", "Russian chess school", Moscow.
3. Suhin, I.G. (2008), Didactic maintenance of development of ability act "in the mind" in preschoolers in the context of learning to play chess, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2019
УДК 796.422.14
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ 15-17 ЛЕТ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
Анастасия Геннадьевна Крицкова, тренер-преподаватель, Тамара Викторовна
Гербич, тренер-преподаватель, Детско-юношеская спортивная школа № 3, Иркутск;
Вадим Анатольевич Бомин, кандидат педагогических наук, Андрей Иванович Ракоца,
кандидат педагогических наук, Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Тимур Джумагулович Кельдасов, Восточно-Сибирский
институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Иркутск
Аннотация
В статье рассмотрены тренировочные нагрузки бегунов 15-17 лет на средние дистанции в предсоревновательном периоде. Для контроля за физической работоспособностью бегунов использовался специальный комплекс тестов, который позволил независимо оценить состояние атлета на тренировочном этапе и регулировать применяемую нагрузку. Для наблюдения за развитием физического состояния средневиков воспользовались спортивными тестами. Бег на 200 м определял скоростную выносливость, бег на 600 м - специальную работоспособность, десятерной прыжок - ско-ростно-силовую подготовленность, тест PWC170 выявлял функциональную работоспособность. Анализ данных показывает, что в экспериментальной группе за предсоревновательный этап подготовки наблюдается тенденция к улучшению результата в беге на 800 м. В контрольной группе произошла стабилизация результатов.
Ключевые слова: тренировочные нагрузки, легкая атлетика, интенсивность, объем.