12. Levushkin, S.P. (2005), Physiological foundation of physical training of schoolchildren 7-17 years old with different body types, dissertation, Moscow.
13. Maloshonok, N.G., Semenova T.V., and Terentyev E.A. (2015), "Educational motivation of students of Russian universities: possibilities of theoretical understanding", Voprosy Obrazovaniya, No. 3, pp. 92-121.
14. Novikov, A.M. (2010), Fundamentals of Pedagogy. Manual for Textbook Authors and Teachers, Egves, Moscow.
15. Odnorog (Tint), A.A. (2014), ''Students' attitudes toward physical culture classes in interaction with the teacher '', Strategy of Formation of a Healthy Lifestyle through Physical Culture and Sports. Experience and Prospects of Development: Materials of the XII All-Russian Scientific and Practical Conference, Part 1, Vector Book, Tyumen, pp. 260-262.
16. Odnorog (Tint), A.A. (2016), "Self-action of SMG students in the process of physical education at the university", Strategy of Formation of a Healthy Lifestyle through Physical Culture and Sports, "Sport for All" and the Implementation of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex of''Ready for Labor and Defense'' (''RLD''): materials of the XIV All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Part I, Vector Book, Tyumen, pp. 312-314.
17. Orlov, Yu.M. (1984), Need-motivational factors of the effectiveness of educational activities of university students, dissertation, Moscow.
18. Bim-Bad, B.M. (Ed.). (2008), Pedagogical Encyclopedia, The Great Russian Encyclopedia Moscow.
19. Wulfson, V.L., Savina A.K., Dolgaya O.I., Dudko S.A., Lysova E.B., and Pisareva L.I. (2013), Development of Education in European Countries in the Context of Globalization and Integration Processes: Collection of Scientific Papers, FGNU ITIP RAO, Publishing Center IET, Moscow.
20. Reale, J., and Antiseri D. (1994), Western Philosophy from the Origins to the Present Day. I. Antiquity, LLP TC "Petropolis".
21. Sukharev, A.G. (1991), Health and Physical Education of Children and Adolescents, Meditsi-na, Moscow.
22. Tint, A.A. (2018), ''The physical condition of students of a special medical group taking into account their somatotypes'', Siberian Teacher, No. 5 (12), pp. 42-46.
23. Shugrin, S.M. (1999), Cosmic Organization of the Biosphere and Noosphere, Siberian Enterprise of the Russian Academy of Sciences "Nauka", Novosibirsk.
24. Feldstein, D.I. (2005), ''Priority directions for the development of psychological and pedagogical research'', Bulletin of the Higher Attestation Commission, No. 6, pp. 1-11.
25. Feldstein, D.I. (2013), ''Problems of psychological and pedagogical sciences in the spatiotemporal situation of the XXI century'', Siberian Teacher, Vol. 1 (86), pp. 5-17.
26. Yampolskaya, Yu.A. (2004), ''Physical development of Moscow schoolchildren at the beginning of the XXI century'', Health, Formation, Education of Children and Youth in the XXI Century: Materials of the International Congress, Part 3, Publisher of the NTSD RAMS, Moscow, pp. 395-396.
Контактная информация: lp_dodonova@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.05.2021
УДК 378.147:794.1
ШАХМАТЫ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО
ВУЗА
Александр Владимирович Евсеев, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург
Аннотация
Методом логико-аналитического сравнения экспертная комиссия выделила наиболее значимые личностные качества, которые являются приоритетными как в профессиональной, так и в спортивно-игровой (шахматы) деятельности. Это: мотивация, логика, рефлексия, эмоциональная устойчивость, организованность. Показано, что при внедрении в учебный процессе шахматного клуба образовательной программы «шахматы», у студентов, которые в целях саморазвития выбрали курс «шахматной подготовки» (экспериментальная группа), к концу третьего года обучения уровень
мотивации к деятельности, более чем в два раза превышал показатели группы контроля. Высокий уровень мотивации, и систематические учебно-тренировочные занятия, с привлечением инновационных и информационных технологий позволил ребятам-шахматистам опередить своих сверстников из контрольной группы в развитии логики (на 21%), рефлексии (на 20%), организованности (на 32%), эмоциональной устойчивости (на 30%).
Ключевые слова: студент, развитие, мотивация, шахматы, личностные качества.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p121-126
CHESS IN THE PERSONAL DEVELOPMENT OF TRANSPORT UNIVERSITY
STUDENTS
Alexander Vladimirovich Evseev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg
Abstract
Using the method of logical and analytical comparison, the expert commission identified the most significant personal qualities that are priority in both professional and sports-game (chess) activities. These are: motivation, logic, reflection, emotional stability, organization. It is shown that when introducing the "chess" educational program into the educational process of the chess club, the students who chose the "chess training" course for self-development (experimental group), by the end of the third year of study, the level of motivation for activity was more than twice higher than the indicators of the control group. A high level of motivation, and systematic training sessions, with the involvement of innovative and information technologies, allowed the children-chess players to outperform their peers from the control group in the development of logic (by 21%), reflection (by 20%), organization (by 32%), emotional stability (by 30%).
Keywords: student, development, motivation, chess, personal qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Современный российский вуз, как социальный и научно-образовательный институт, в своем образовательном пространстве обязан воспроизводить условия, необходимые для формирования и развития благоприятной системообразующей педагогической среды, которая является базовым компонентом в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих высокой мобильностью к последовательному самосовершенствованию. Обычно понятие самосовершенствование связывают со способностью личности к поступательному овладению новыми знаниями, умениями и технологиями, используемые для конструктивного осуществления профессиональной деятельности, личностного развития и самореализации.
Образовательное пространство вуза с ее структурными компонентами и формами организации учебно-воспитательного процесса педагоги рассматривают в качестве главного фактора, участвующего в формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [1]. Данный педагогический конструкт российского профессионального образования базируется на системо-образующих принципах компе-тентностного подхода.
На сегодняшний день в научной и учебно-методической литературе широко обсуждается дефиниции «компетентность» и «компетенции». Используемый понятийный аппарат при разъяснении этих дефиниций разнообразен и многоаспектен. С точки зрения Э.Ф. Зеера, «компетенция» это - знания, умения, навыки и опыт использования инструментальных владений в профессиональной деятельности». А «компетентность», определяется как свойство личности, человека, обладающего высоким уровнем знаний умений, навыков и личностных качеств, обеспечивающих ему высокую эффективность в профессиональной деятельности [1]. Из этого можно сделать вывод: чтобы стать компетентным специалистом со сформированным набором профессиональных компетенций, человеку нужно развить в себе целый ряд личностных качеств, необходимых для освоения знаний,
умений и навыков, востребованных при осуществлении профессиональной деятельности. Прослеживается взаимообусловленная причинно-следственная связь между развитием личностных и профессионально-значимых качеств, обуславливающих эффективность в общекультурной и профессиональной деятельности
В настоящее время в педагогику высшей школы активно внедряется «дифференцированный подход», обеспечивающий условия для личностно ориентированного образования. Использование этого подхода на занятиях, обеспечивает студентам высокий уровень мотивации [4]. Особый акцент при этом делается на личностно ориентированные игровые методы обучения.
В «Уральском государственном университете путей сообщения» в качестве игровой технологии обучения в учебный процесс шахматного клуба внедрена образовательная программа «Шахматы».
Шахматы, как спортивная дисциплина, олицетворяет игровую деятельность, имеют свою систему ценностей, норм и установок. Сама игра упорядочена правилами и рассматривается специалистами, как состязательная деятельность в достижении победы над соперником. Поэтому шахматы классифицируют как самостоятельный вид спорта, в котором соревновательная деятельность по своей напряженности и целеполаганию не отличается от других спортивных дисциплин [2].
В одном из своих интервью корреспонденту газеты «Советский спорт» знаменитый шахматист М.М. Ботвинник высказал такую мысль: «шахматы - придуманная человечеством игра, которая соединяет в себе искусство, спорт и науку». Играя в шахматы, человек развивает в себе личностно полезные качества и свойства, а также жизненно важные психические функции, такие как: память; внимание; сосредоточенность; усидчивость, настойчивость. В процессе тренировки шахматист овладевает умением концентрировать свою мысль на заданном конструкте, формирует логическое мышление и развивает способность предугадать ход операций со стороны соперника, что дает ему возможность выстраивать логическую цепочку своих последующих действий.
Замечательный педагог и мыслитель Василий Александрович Сухомлинский в книге - «Сердце отдаю детям», писал: - «... шахматы представляют собой универсальный педагогический инструмент. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры».
Опираясь на высокую значимость шахмат в развитии личности, мы разработали и внедрили в учебный процесс шахматного клуба образовательную программу «шахматы». Рабочая программа включает в себя: - тематический план образовательной дисциплины «шахматы»; - времязатраты по видам работ и изучаемым темам; - требования к методическому и учебному обеспечению; - основные требования к формированию знаний и навыков соответственно годам изучаемой дисциплины; - фонд оценочных средств, для промежуточного и текущего контроля; - методические рекомендации для первого, второго и третьего курсов ; - дидактические игры для разного уровня подготовки; - учебно методическая и справочная литература.
При использовании в учебном процессе шахматного клуба образовательной программы «шахматы», была выдвинута гипотеза о том, что ее внедрение обеспечит благоприятные педагогические условия для эффективного формирования у студентов ряда личностных качеств являющиеся приоритетными в их общекультурном и профессиональном развитии.
Задачи. 1. Методом экспертной оценки и логико-смыслового сопоставления выявить наиболее значимые личностные качества, остро востребованные как в профессиональной, так и в спортивно-игровой шахматной деятельности.
2. Проследить за динамикой развития личностных качеств студентов транспортного вуза и, определить степень эффективности внедрения в учебный процесс шахматного
клуба образовательной программы «шахматы».
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В исследованиях принимали участие две группы студентов (юноши) возраст 18-22 года обучающихся в УрГУПС (электротехнические специальности).
Первая группа - экспериментальная (количество исследуемых - 24 человека) Студенты по собственному желанию с целью саморазвития изъявили желание пройти трехгодичный курс «шахматной подготовки», по образовательной программе шахматного клуба. Уровень «шахматной» подготовки - начальный.
Вторая группа - контрольная: юноши этой же специальности (26 человек) не участвовавшие в эксперименте.
Уровень мотивации к учебной деятельности рассчитывали согласно тест-опросника Т.Д. Дубовицкой.
Динамика развития личностных качеств студентов оценивалась экспертной комиссией с использованием 4-х уровневой бальной системы (метод предложенный Э.Ф. Зее-ром).
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты, представленные в таблице 1 наглядно показывают, что уровень сфор-мированности «мотивации к деятельности» у студентов обеих групп первого курса на начальном этапе исследования, находится на уровне средних показателей. При этом у ребят, избравших специализацию «шахматы», среднестатистический показатель, отражающий уровень мотивации, достоверно выше. Данное различие можно объяснить тем, что выбор специализации «шахматы» был неслучаен. При опоросе, выяснилось, что почти 90% респондентов ранее увлекались этой игрой.
В последующие два года обучения, у студентов контрольной группы достоверных изменений в мотивационной сфере не выявлено.
В экспериментальной группе (шахматы) результаты исследования более обнадеживающие. Степень мотивации в конце третьего года обучения, достигает 17,9 ед., что более чем в два раза выше показателей группы контроля. Данные цифры указывает на хорошо сформированный внутренний мотив к избранной деятельности.
Таблица 1 - Уровень мотивации к деятельности студентов в процессе трехгодичного цикла обучения (лонгитюдные исследования)_
Первый курс обучения Второй курс обучения Третий курс обучения
ОФП контроль «шахматы» контроль «шахматы» контроль «шахматы»
М±т М±т М±т М±т М±т М±т
1 2 3 4 5 6
8,1±1,4 12,4±1,9 9,3±1,7 14,4±2,2 7,3±1,2 17,9±2,3
Р1,2,4,6 < 0,01; Р1,3,5,6 > 0,05; Р2,6 < 0,01
Примечание: низкий уровень мотивации - 0^5 баллов; средний уровень внутренней мотивации - 6-^14 баллов; высокий уровень внутренней мотивации - 15-^20 баллов.
В таблице 2 представлены данные, отражающие динамику развития личностных качеств студентов в процессе их обучения, с первого по третий курс включительно.
В нашем исследовании из 28 личностно значимых качеств экспертной комиссией были выбраны четыре, которые, по мнению специалистов, являются остро востребованные как в профессиональной, так и в спортивно-игровой шахматной деятельности. Это: логика; рефексия; организованность; эмоциональная устойчивость.
Методом логико-аналитического сравнения экспертная комиссия выбрала ряд личностных качеств, которые являются приоритетными как в профессиональной, так и в спортивно-игровой (шахматы) деятельности [3].
Таблица 2 - Уровень развития личностных качеств студентов в процессе трехгодичного освоения образовательной программы шахматного клуба (лонгитюдные исследования)
Метакачества
Первый курс обучения
(ОФП) контроль
1
«Шахматы» эксперимент
Третий курс обучения
(ОФП) контроль
3
М±т
«Шахматы» эксперимент
Логика
1,61±0,13
1,67±0,12
2,43±0,17
3,12±0,20
Р1,2 > 0,05; Р134 < 0,01; Р2,з,4 < 0,01; Рз,4 < 0,01
Рефлексия
1,14±0,13
1,17±0,15
2,29±0,21
3,03±0,27
Р12 > 0,05; Р134< 0,01; Р2,з,4< 0,01; Рз,4 < 0,01
Организованность
2,65±0,16
2,72± 0,20
2,93±0,31
3,43±0,27
Р1,2,3 > 0,05; Р1,4 < 0,01; Р2,4 < 0,01; Р3,4 < 0,01
Эмоциональная устойчивость |_2,24±0,14
2,55±0,16
2,65±0,13
3,18±0,17
Р12 > 0,05; Р134 < 0,05; Р2,4 < 0,05; Рз,4 < 0,01
2
4
Примечание: уровень развития метакачеств оценивался в баллах от 1 до 4.
Данные, полученные в начале исследования (таблица 2; столбцы 1, 2) показывают, что уровень развития личностных качеств в обеих группах (контрольная и экспериментальная) не имели достоверных различий.
Через три года занятий, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, исследуемые показатели имела сходную динамику, проявляющуюся в улучшении личностных свойств. При этом в экспериментальной группе уровень развития всех исследуемых качеств был достоверно выше.
Это еще раз подтверждает тот факт, что образовательное пространство вуза является социально необходимым институтом, обеспечивающим эффективное развитие личностных качеств, остро востребованных в социокультурной и профессиональной деятельности. А привлечение в учебную деятельность образовательных программ с высокой интеллектуальной насыщенностью (шахматы) создают благоприятные условия для формирования у студентов мотивации высокого уровня к личностному саморазвитию.
ВЫВОДЫ
Внедрение в учебный процесс шахматного клуба образовательной программы «шахматы», теоретической базой которой явился личностно ориентированный подход, способствующий развитию благоприятных педагогических условий обеспечивающих студентам высокий уровень мотивации к деятельности, и целеполагающую заинтересованность в личностном саморазвитии, что проявляется в улучшении ряда их личностных качеств, остро востребованных в социокультурной и профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Инновационные проекты и программы в образовании. -2015. - № 4. - С. 6-11.
2. Михайлова И.В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И.В. Михайлова А.С. Махов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 132-140.
3. Ольховская, Е.Б. Формирование метакачеств будущих педагогов профессионального образования в физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ольховская Елена Борисовна. - Екатеринбург, 2006. - 24 с.
4. Розенфельд, А.С. Мотивация студентов к дисциплине «физическая культура»: проблемы, возможные пути решения / А.С. Розенфельд, К.А. Рямова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017.- № 4 (146). - С. 181-187.
REFERENCES
1. Zeer, E.F. (2015), "Implementation of the competence approach in the system of innovative education", Innovative projects and programs in education, No. 4, pp. 6—11.
2. Mikhailova, I. V. and Makhov, A. S. (2015), "Chess as a full-fledged sport: modern problems and methodological aspects", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 132-140.
3. Olkhovskaya, E.B. (2006), Formation of the Meta quality of future teachers of professional education in physical culture and sports activities, dissertation, Yekaterinburg.
4. Rosenfeld, A. S. and Ryamova, K. A. (2017), "Motivation of students to the discipline "physical culture": problems, possible solutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 181-187.
Контактная информация: letchik45@bk.ru
Статья поступила в редакцию 14.05.2021
УДК 378.172
ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ
Вера Николаевна Еременко, преподаватель, Виктор Александрович Питкин, старший преподаватель, Ольга Викторовна Синько, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Татьяна Анатольевна Гришко, преподаватель, Краснодарский краевой базовый медицинский колледж
Аннотация
В представленной статье рассматривается актуальная, в настоящее время, тема включения фитнес-программ в учебный процесс университета. Автор проводит анализ современной системы образования, а также изучает негативное влияние интенсивного учебного процесса на психофизическое состояния студента. В настоящем исследовании предлагается включить отдельные виды фитнес-программ в систему занятий по физической культуре, так как это поспособствует проявлению большего интереса к спорту и улучшению состоянию здоровья обучающихся. В ходе исследования был проведен опрос 450 студентов высших учебных заведений города Краснодара с целью выявить отношение студентов к внедрению фитнес-технологий в образовательный процесс. В работе рассмотрены некоторые проломные аспекты включения фитнес-программ, однако автор предлагает альтернативные пути их скорейшего разрешения.
Ключевые слова: фитнес-программа, учебный процесс, студент, физическая культура, состояние здоровья, положительный эффект.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p126-131
FITNESS PROGRAMS IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT
THE UNIVERSITY
Vera Nikolaevna Eremenko, the teacher, Viktor Alexandrovich Pitkin, the senior teacher, Olga Viktorovna Sinko, the teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Tatyana Anatolyevna Grishko, the teacher, Krasnodar Regional Basic Medical College
Abstract
The presented scientific article deals with the current topic of the inclusion of fitness programs in the educational process of the university. The author analyzes the modern education system, and also studies the negative impact of the intensive educational process on the psychophysical state of the student. In this study, it is proposed to include certain types of fitness programs in the system of physical education classes, as this will contribute to a greater interest in sports and improve the health of students. In the course of the study, a survey of 450 students of higher educational institutions of the city of Krasnodar was conducted in order to identify the attitude of students to the introduction of fitness technologies in the educational process. The paper considers some critical aspects of the inclusion of fitness programs, but the