Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 3. С. 115-126.
УДК 159.9
DOI: 10.37279/2413-1709-2020-6-3-115-126
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ В ШАХМАТНОЙ ИГРЕ
Павловская А. В.
Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются различные подходы в понимании сущности когнитивных стилей, даётся характеристика наиболее распространённых видов когнитивных стилей. В современной ситуации существования различного вида информационных воздействий на эмоционально-волевую сферу детей дошкольного и младшего школьного возраста обнаруживаются проблемы низкой мотивации к любому виду деятельности, плохой памяти, нарушений в восприятии, шахматы являются средством конструктивного решения данных проблем. На основе того, что шахматы - это интеллектуальная деятельность, включающая в себя когнитивные процессы, описываются и обозначаются некоторые психологические особенности шахматной игры, гипотетически связанные с конкретным видом когнитивного стиля. Автор подчёркивает, что в организации и результативности обучению шахматной игре, как и других видах учебной деятельности большую роль играет такой когнитивный стиль как импульсивность/рефлективность и полезависимость/поленезависимость, а также развитие мобильности и гибкости когнитивного стиля, а именно возможности в необходимый момент игры перейти от одного стилевого параметра к другому. В статье раскрывается понятие успешности шахматной игры.
Ключевые слова: шахматная игра, когнитивный стиль, полезависимость, поленезависимость, импульсивность, рефлективность, дошкольники и младшие школьники.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Двадцать первый век ознаменовался невиданными техническими достижениями, открывающими неограниченные возможности тотального образования почти в любой сфере науки и практики. Казалось бы, перспективы человечества во всех отношениях блестящие. Однако одной из основных проблем становится образование детей, подростков, взрослых всех возрастов. Поэтому, те же технологические прорывы позволяют, не затрачивая особых усилий, получать удовольствие от всех вариантов и форм виртуальной реальности: фильмов, игр, общения и проч. Информационный поток, в котором находятся современный ребенок, подросток или взрослый - грандиозен и естественное стремление человека к экономии усилий вовсе не способствует поиску контента, требующего серьезных усилий для переработки и усвоения. К сожалению, все эти обстоятельства оказывают специфическое воздействие на развитие эмоционально-волевой сферы детей уже в дошкольном и младшем школьном возрастах. В частности, у детей все чаще обнаруживаются низкая мотивация к любому виду деятельности,
115
предполагающему какие-то волевые усилия, диагностируются различные проблемы, относящиеся к когнитивным процессам и функциям. Одной из возможностей конструктивно решать эти проблемы являются шахматы. Как сама игра, так и различные методы обучения игре в шахматы, прежде всего, игровые. Разумеется, эта идея не только не нова, но вполне эффективно и эффектно воплощается в практике работы детских дошкольных учреждений, школ, вузов. И не только в мире в целом, но и в России. Новизна предполагаемого исследования состоит в том, что планируется изучить влияние когнитивных стилей на успешность обучения шахматной игре.
Цель статьи: представить обзор научных исследований вероятной связи преобладающих когнитивных стилей и успешности в обучении шахматной игре.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Характеристики когнитивных стилей.
Когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания и т.д.).
Существует проблема унификации различных подходов к вопросу изучения когнитивных стилей, и она является очень актуальной. Первое употребление понятия «когнитивный стиль» описывается в работах А. Адлера, где понятие когнитивного стиля определялось, как особая совокупность индивидуальных познавательных процессов, предопределяющих использование различных исследовательских стратегий. Продолжение исследования вопроса о когнитивных стилях, определяющихся как средства и способы получения цели, как интегральную систему личности инструментального порядка, встречается у Г. Олпорта [1].
Изучение и исследование когнитивных стилей как отдельного направления психологии началось в 60-е годы 20-го века.
В этих исследованиях, особое внимание уделялось таким когнитивным процессам, как категоризация, индивидуальные различия в восприятии информации, анализ и воспроизведение информации. Индивидуально специфические способы переработки информации, коими являются когнитивные стили, были разграничены с индивидуальными различиями в успешности интеллектуальной деятельности. Когнитивные стили определили как формально-динамические характеристики интеллектуальной деятельности, не имеющие отношения к результативным аспектам работы интеллекта. Также было предложено такое понимание когнитивных стилей, как предпочтения определённых способов интеллектуального поведения, которые наиболее соответствуют познавательным возможностям конкретного субъекта (теория когнитивных контролей Дж. Клейна, теория психологической дифференциации Виткина, теория индивидуальных понятийных систем О. Харви, теория когнитивного темпа Дж. Кагана) [2].
В настоящее время когнитивные стили трактуются как особый способ проявления общего интеллекта. Однако при небольшом преувеличении термина «стиль», встречающегося во многих работах конца 80-х - начала 90-х гг., когнитивный стиль рассматривается как глобальное образование, которое
116
проявляется в познании, в общении, в поведении и профессиональной деятельности. Исследования когнитивных стилей носят, скорее, прикладной характер, а не теоретический. На сегодняшний день есть проблема единой систематизации когнитивных стилей, так как некоторые из них являются комплексными, то есть, образованы при помощи слияния нескольких схожих между собой стилей.
Выделяется десять когнитивных стилей [2]:
1. Полезависимость/поленезависимость - по типу восприятия.
Данный когнитивный стиль отражает различия в особенностях решения воспринимаемых задач. Полезависимый человек при решении задач ориентируется на внешние источники информации, менее заметными черты анализируемого объекта он игнорирует, и это создает ему большие трудности. Поленезависимый индивид ориентируется на внутренние источники информации (знания и опыт), склонен выделять в ситуации ее существенные, а не более заметные черты, поэтому он в меньшей степени подвержен влиянию внешних ориентиров. Что касается шахматной игры, то здесь необходимо чередование этих стилей: то возможность сосредоточится только на группе прорывных фигур, то способность видеть, что происходит на других частях шахматной доски.
2. Узость/широта - по диапазону эквивалентности.
Данный когнитивный стиль отражает способность усматривать сходства и различия между предметами или явлениями, характеризует индивидуальные различия в особенностях ориентации на черты сходства или различия объектов. Чем больше индивид ориентирован на различия, тем больше групп формируется при свободном объединении, тем уже диапазон эквивалентности, тем более выражена его аналитическая направленность.
3. Узость/широта категории.
Данный когнитивный стиль в некоторой мере близок по смыслу когнитивному стилю «узкий/широкий диапазон эквивалентности, но различие заключается в том, что широта категории отражает степень субъективной дифференциации содержания одной-единственной категории (различные вариации значения категории «большой», степень разграничения различных оттенков красного цвета и т. д.). Таким образом, узкие категоризаторы склонны специфицировать свои впечатления и ограничивать область применения определенной категории, тогда как широкие категоризаторы, напротив, склонны подводить под одну категорию большое число подтверждающих ее примеров.
4. Ригидность/гибкость - по типу когнитивного контроля.
Специфическая форма симптоматического поведения (ригидность/гибкость)
является следствием характерного стиля и образа мышления. Ригидность - это жесткость, неспособность индивида к изменению запланированной схемы деятельности в обстоятельствах, когда ранее она требует больших изменений или ригидный / гибкий контроль, означает возможность человека преодолевать мешающие факторы и ориентироваться на них в реализуемых способах действий. Люди с ригидным контролем жестко придерживаются привычного образа действий.
5. Толерантность к нереалистическому опыту - по сложности. Данный стиль характеризует возможность в неопределённых двусмысленных,
117
противоречивых ситуациях принимать впечатления, которые он оценивает как правильные и которые не соответствуют тем знаниям, которые имеются у человека.
6. Фокусирующий/сканирующий контроль. Данный стиль характеризует индивидуальные особенности распределения внимания, по степени величины охвата различных аспектов наблюдаемой ситуации и степени учёта различных её признаков. Существует полюс широкого/сканирующего контроля, когда индивид оперативно распределяет внимание на множество аспектов ситуации с выделением её объективных деталей. При полюсе узкий/фокусирующий контроль, внимание фиксирует лишь явные, самые существенные характеристики ситуации, является поверхностным и фрагментарным. Сама по себе игра в шахматы развивает способность к сканирующему контролю.
7. Сглаживание/заострение. Данный когнитивный стиль характеризует индивидуальные различия особенностей хранения в памяти запоминаемого материала. У «сглаживателей» материал в памяти сохраняется в упрощённом виде, теряются детали, могут выпадать некоторые фрагменты. «Заострители» при запоминании выделяют, подчеркивают особенные специфические деталей запоминаемого материала. В условиях восприятия и запоминания последовательности стимулов данный стилевой параметр проявляется, характеризуя чувствительность испытуемых к постепенно нарастающим различиям в ряду воспринимаемых воздействий.
8. Импульсивность/рефлективность - по типу реагирования. Данные стили характеризуются двумя показателями: скоростью принятия решения, быстротой реагирования на проблемную ситуацию и точностью решения проблемы. Эти стили были выделены при изучении интеллектуальной деятельности, когда в условиях неопределенности нужно принять решение, сделав правильный выбор из множества альтернатив.
9. Конкретность/абстрактность - по типу концептуализаци. В основе данного когнитивного стиля лежат такие психологические процессы, как дифференциация и интеграция понятий. Полюс «конкретной концептуализации» характеризуется малой дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий. У "конкретных" испытуемых ярко проявлены такие психологические качества как склонность к черно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, ситуативный характер поведения, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций, и т.д. При полюсе «абстрактной концептуализации» характерной является высокая дифференциация и высокая интеграция понятий. «Абстрактные» испытуемые характеризуются свободой от непосредственных свойств ситуации, полагаются на внутренний опыт в объяснении свойств физического и социального мира, склонны к риску. Им присущи гибкость, креативность и независимость.
10. Когнитивная простота/сложность - по сложности. Одни люди понимают и интерпретируют происходящее в упрощенной форме на основе фиксации ограниченного набора сведений (полюс когнитивной простоты). Другие, напротив, склонны создавать многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон (полюс когнитивной сложности).
118
Во многих эмпирических исследованиях изучаются не все когнитивные стили, а только их отдельные характеристики. Например, в направлении сравнения когнитивных стилей с различными свойствами личности (исследования Виткина, Кожевниковой, S. Frederick). Большинство исследований направлены на изучение полезависимости и дифференцированности, что не является комплексным исследованием когнитивных стилей.
Природа когнитивных стилей не полностью изучена. Неясен также конкретный возраст, характерный для становления и проявления того или иного когнитивного стиля у конкретного человека. Существует три точки зрения по поводу существования когнитивного стиля в дошкольном возрасте. Одни авторы считают, что когнитивный стиль проявляется только под влиянием обучения и воспитания, поэтому у дошкольников он отсутствует. А. Г. Асмолов утверждал, что когнитивные стили относятся к биологическим характеристикам личности и являются «безличными» предпосылками развития индивида. В экспериментах М. Сакса (1985) дети двух-трёхлетнего возраста показывали результаты соответствующие полезависимости и поленезависимости. Согласно третьей точке зрения, дети дошкольного возраста имеют полистилевое поведение.
М. Холодная полагает, что: 1) Стилевые характеристики формируются уже в 23 года. 2) Формирование стилевых характеристик возможно только на достаточно высоком уровне интеллектуального развития субъекта, т.е. после 7-8 лет (на стадии конкретных операций, согласно теории Ж. Пиаже). В литературе не найдено эмпирических данных относительно точных сроков оформления индивидуальных когнитивных стилей. Принято считать, что за счёт усвоения определённых учебных навыков и становления сложных систем регуляции поведения в школьном процессе, проявления наиболее ярких когнитивных стилей, как правило, сглаживаются или претерпевают изменения [2-4].
Особенности шахматной игры, гипотетически связанные с когнитивными стилями. В настоящее время «когнитивный» стиль является междисциплинарной областью.
Шахматы - это интеллектуальная деятельность, включающая в себя когнитивные процессы.
Для проведения дальнейшего исследования связи когнитивного стиля с успешностью в обучении шахматной игре необходимо обнаружить особенности шахматной игры, связанные с когнитивными стилями.
Известно, что каждый чемпион мира по шахматам имел свой стиль шахматной игры, приводящий к победе. М. Ботвинник отличался строгой самодисциплиной. Упорный труд, научный подход. М. Таль напротив был человеком творческим с буйной фантазией. Уникальность стиля Т. В. Петросяна заключалась в искусстве защиты. Он владел навыком идеальной обороны, сковывая силы своих противников, используя чужие ошибки (так называемая стратегия длительного бездействия). Он искал угрозы со стороны противника, находил и нейтрализовал их в зародыше, а после, когда становился неуязвимым, начинал создавать свои угрозы. Г. Каспаров утверждает, что нельзя стать чемпионом без способности изменять стиль игры, когда это необходимо, адаптироваться к меняющимся обстоятельствам
119
[5]. Встречаясь с соперником, имеющим отличающийся стиль игры, чемпион имел возможность подстроиться и применить другой вид атаки или защиты для результативной борьбы. Следовательно, стремление к победе в шахматах даёт эффект мобильности, гибкости когнитивного стиля, побуждая игрока, находящегося в поединке учитывать стиль игры соперника и, анализируя его перестраивать свой, ради достижения победы.
Согласно классификации Л. П. Матвеева, шахматы относятся к категории абстрактно-игровых видов спорта, результат в которых определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника [6].
Н. В. Крогиус писал о том, что существует сверхзадача, показывающая необходимость внедрения шахмат как обязательного школьного предмета -полноценное использование шахмат для формирования элементов научного стиля мышления, эстетических взглядов, творческих способностей. Шахматам присущи все признаки подлинно научной деятельности как внутренние, так и внешние [7].
На основании системы психологического изучения личности, была разработана программа изучения соперника, включающая следующие параметры:
- индивидуальный стиль игры;
- возрастные различия;
- временные показатели;
- особенности внешнего поведения шахматиста;
- эффективность и качество игры на различных этапах турнира и с соперниками разного уровня спортивного мастерства;
- эффективность действий (принятия решений) в различных игровых ситуациях;
- отношение к себе (уровень самооценки) и к партнерам.
Приоритетным компонентом из выше перечисленных является определение индивидуального стиля игры
Ещё в 1986 г. тренеру шахматного союза ГДР Э. Бёншу удалось на основе составленных им специальных методических программ доказать, что целенаправленное систематическое обучение шахматам помогает развивать у учащихся скорость и оригинальность мышления, способствует появлению и увеличению количества качественности творческих идей. При этом подобный эффект проявлялся уже через полгода регулярных занятий шахматами [7]. В своих экспериментах он разделял шахматных игроков условно на две большие группы. Первую группу составили испытуемые, в мышлении которых преобладает интуитивный компонент - они умеют верно и быстро находить и менять зоны поиска. Во вторую группу вошли шахматисты-аналитики или логические шахматисты, которые «прорабатывают» первоначальную зону поиска до мельчайших деталей. Наиболее приближено данное описание к такому когнитивному стилю, как импульсивность - рефлективность. Юные шахматисты логического (аналитического) склада мышления зачастую компенсируют такие ресурсы своего развития как трудность переключения, узость внимания с помощью высокой работоспособности, упорного трудолюбия, широкой шахматной эрудиции. Шахматисту высокого уровня необходимо наличие как интуитивных, так и
120
логических способностей, при этом, у конкретного шахматиста в мышлении всегда тот или иной компонент преобладает (данная особенность соответствует когнитивному стилю толерантность к нереалистическому опыту или импульсивность/рефлективность или полезависимость/поленезависимость) К интуитивным шахматистам можно отнести Х.-Р. Капабланку, М. Таля, Д. Бронштейна, В. Смыслова, к логическим - В. Стейница, М. Ботвинника, Л. Портиша» [1, 3, 8].
Квалифицированный, а значит успешный шахматист должен владеть основными специфическими приемами шахматной деятельности: выделение информационной стороны различных игровых и соревновательных процессов; объективная структурная оценка позиции; выбор перспективного и текущего плана партии, разделение большой задачи на малые (метод последовательного уточнения), сведение новой нерешенной задачи к ранее изученным (комплекс типовых позиций миттельшпиля, точных позиций эндшпиля), планирование всевозможных ситуаций и реакций на них, построение дерева расчета вариантов, профилактика и предупреждение контригры соперника и т.д.
Выдающиеся шахматисты необязательно были хорошими тренерами. Да и вообще, далеко не все из них занимались обучением юных шахматистов. Но были мастера, успешно сочетающие в себе оба таланта: и игрока, и тренера. Таким был М. М. Ботвинник, который разработал обучающую программу «Пионер». В этой программе автор предлагал оригинальный алгоритм мышления шахматиста. Это метод постановки неточных задач, то есть предлагается логически обрывать варианты расчета ходов, чтобы «вместо широкого и короткого дерева расчета вариантов, можно было бы сформировать узкое и длинное». Общий вывод М. М. Ботвинника об особенностях мышления шахматиста: «1) шахматист при расчете "видит" лишь часть фигур и часть доски; 2) в вариантах содержится небольшое количество ходов; 3) шахматист действует методом последовательных приближений» [7]. Можно предположить, что речь здесь идет о таких характеристиках когнитивного стиля как полезависимость/поленезависимость, а также с когнитивный стиль фокусирующий сканирующий контроль. Однако, это предположение нуждается в эмпирическом подтверждении.
Успешность юных шахматистов - это умение сосредоточиться на группе прорывных фигур, создавая на доске три уровня значимости фигур и распределяя подконтрольные поля доски на два уровня: значимые и незначимые. На этом этапе помогает когнитивный стиль полезависимость/поленезависимость.
Каждому успешному шахматисту нужно иметь чёткое представление о своём стиле со всеми его достоинствами и недостатками. При этом нельзя стать чемпионом мира, не обладая способностью изменять стиль игры, когда это необходимо [5], а, следовательно, обладать возможностью осознанно чередовать когнитивные стили, например, полезависимый на поленезависимый. То есть, обладать мобильностью когнитивных стилей. Можно ли этому научить младшего школьника? Ответ на этот вопрос можно получить в результате соответствующего исследования.
121
Основным содержанием психического развития дошкольника является формирование внутренних действий. Наблюдения за игрой детей 5-ти лет показывают, что они во время игры могут обходиться без партнёров, а часто и без видимых со стороны окружающих действий. Переход процесса игры с внешней во «внутреннюю» - необходимый и очень важный этап умственного развития ребёнка, означающий появление у ребёнка способности к мысленному преобразованию действительности. При обучении шахматам детей дошкольного и младшего школьного возраста, нужно учитывать прежде всего особенности детской психологии такие как отсутствие высокой концентрации внимания, невозможность учиться чему-либо более 45-60 минут без перерыва при стандартной продолжительности игры около 3-х часов, у детей отсутствует жизненный опыт борьбы, а также они не умеют проигрывать. Обязательно нужно объяснять ребёнку, что умение проигрывать не менее важно, чем умение выигрывать, развивая в нем способность «держать удар», чтобы он, получив поражение не плакал и обижался, а злился и мобилизировался. Тренеру необходимо ставить цель развить в ребёнке внимательность, усидчивость и умение концентрироваться. Шахматы - это спорт, это борьба, и для того, чтобы ими заниматься нужен минимальный спортивный интерес. Если он у ребёнка отсутствует, то обязательное преподавание шахмат может привести к отвращению его от шахмат и интеллектуального развития. Также из-за трудностей с усидчивостью и концентрацией внимания дети не любят обороняться. Оборона требует повышенной концентрации внимания, мобилизации, умения «держать удар», психологической устойчивости, опыта, цепкости, непрерывных поисков единственных ходов и контршансов. Многие эти качества у детей или отсутствуют, либо присутствуют в недостаточном количестве. Дети обычно очень эмоциональны и плохо скрывают свои эмоции. Их психология и настроение легко «читаемы», что делает их психологически уязвимыми для более опытных соперников [9].
В организации и результативности обучению шахматной игре, как и других видов учебной деятельности большую роль играет такой когнитивный стиль как импульсивность/рефлективность. Данный стиль отражает особенности саморегуляции, связанные со сложившимся типом взаимоотношений между «интеллектом» и «аффектом». Проявление данного когнитивного стиля в различных видах деятельности определяет в первую очередь её быстроту и качество и является устойчивым личностным образованием. При изучении интеллектуальной деятельности для выделения данного стиля был предложен критерий «тип реагирования». При когнитивном стиле «импульсивность - рефлективность» индивидуальные различия в скорости принятия решения и объеме оцениваемой информации наиболее ярко проявляются в условиях неопределенности, когда испытуемому предлагается сделать правильный выбор из некоторого множества альтернатив. В таких ситуациях для рефлективных испытуемых характерен замедленный темп реагирования и тщательный предварительный анализ признаков альтернативных объектов перед принятием решения, а также более активное обращение к эталону-примеру. Импульсивные люди склонны быстро реагировать на проблемную ситуацию. Однако при этом гипотезы выдвигаются и принимаются
122
ими без тщательного продумывания, поэтому они хуже, чем рефлексивные, справляются с заданиями на решение проблем, где не указаны альтернативы ответов. Определено, что тенденция быть импульсивным или рефлективным есть функция баланса между двумя субъективными ценностями: ориентацией на быстрый успех либо тревогой за возможную ошибку. Если тревога ребенка относительно возможности сделать ошибку больше, чем его желание быстро добиться успеха, то он будет обнаруживать рефлективный стиль. Если же тревога в связи с собственными ошибками меньше желания быстрого успеха, то у ребенка будет преобладать импульсивный стиль [10]. За «импульсивностью» как стилем стоят следующие характеристики: 1) испытуемый легко склоняется в пользу любой гипотезы, не учитывая степени ее обоснованности; 2) он принимает необдуманные решения, делает ошибки не потому, что в принципе не может дать правильный ответ, а потому, что дает ответ слишком быстро и без необходимого сбора информации; 3) ему так эмоционально легче, или удобнее, действовать, чем осуществлять полную проверку всех возможных исходов в заданной ситуации. Изначально импульсивность, как полюс когнитивного стиля, ассоциировалась с незрелостью, в более поздних работах - с дефицитом внимания. Однако, в связи с тем, что существуют эффективные и неэффективные варианты импульсивности и рефлективности, и то и другое совсем не обязательно является признаком незрелости или дисфункции. Существуют разграничения между эффективной (быстро-правильной) и неэффективной (склонной к ошибкам) импульсивностью, а также эффективной (в обычном значении рефлективностью, применительно к стилям учения) и неэффективной рефлективность (излишняя, мешающая учению) [10, 11].
ВЫВОДЫ
Шахматы - средство разностороннего развития ребенка. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры. Шахматы влияют на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, критичности, способности к самоанализу и самооценке, самообразованию. Шахматы - это посильная и интересная для детей деятельность, в которой необходимо сразу применять полученные знания на практике, чего часто не достаёт школьному образованию.
Известные шахматисты, будучи выдающимися личностями и обладая индивидуальным стилем деятельности в целом, выстраивали свой успех и на основании своеобразия когнитивных стилей, позволяющих придать уникальность их шахматной игре.
Представленные подходы к пониманию сущности и характеристик когнитивных стилей, к возможностям их типизации и классификации не охватывают весь массив данных о соответствующих исследованиях и концепциях. Тем не менее, обзор дает основания предполагать, что в обучении детей, среди прочего, целесообразно применять следующий алгоритм работы: определять свойственные ребенку когнитивные стили и степень их укорененности (сформированности) в когнитивных процессах; выявлять фрагменты (компоненты)
123
обучения шахматной игре более всего связанные с преимуществами того или иного когнитивного стиля и учитывать эту связь; тренировать или развивать в детях когнитивную мобильность, т.е. способность к переключению с одного стиля на другой в случае необходимости.
Предполагаемые эмпирические и экспериментальные исследования будут основаны на поиске и/или конструировании соответствующего диагностического инструментария, а также на проверке гипотетической связи между когнитивными стилями и оптимизацией возможностей обучения шахматной игре на тех или иных этапах или относительно тех или иных компонентов (решение шахматных задач, дебют, миттельшпиль, эндшпиль).
Список литературы
1. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / М. А. Холодная // Психологический журнал. - 1992 - Т. 13 - № 3. - С. 84-93.
2. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. - М.: ПЕР СЭ, 2002 - 304 с.
3. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. - М.: Планета детей, 1997. -328 с.
4. Холодная М. А. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение / М. А. Холодная // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 4. - С. 46-56.
5. Каспаров Г. К. «Шахматы, как модель жизни». Режим доступа: https://www. litmir. me/br/?b=88370&p= 1
6. Жбанкова Н. В. Особенности когнитивных стилей студентов, обучающихся по двойной специальности / Н. В. Жбанкова, Н. В. Лукьяненко // Психология в ВУЗе. - 2008. - № 1. - С. 25-36.
7. Крогиус Н. В. Шахматы школе / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев; под ред. Б. С. Гершунского, Н. В. Крогиуса, В. С. Хелемендика. - М.: Педагогика, 1991. - 336 с.
8. Акишина В. В. Как определить способности к обучению шахматной игре ребёнка 5-7 лет / В. В. Акишина. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/08/kak-opredelit-sposobnosti-k-obucheniyu-shakhmatnoy
9. Ошеров М. Е. Психология шахматной борьбы. - М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE / Русский Шахматный Дом», 2017. - 88 с. (Библиотечка шахматиста).
10. Иконникова О. Н. Когнитивно-дидактические аспекты обучения шахматам младших школьников / О. Н. Иконникова, С. И. Масалова. - Ростов: Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view
11. Холодная М. А. Особенности когнитивных стилей «импульсивность-рефлективность» и «ригидность-гибкость познавательного контроля» у лиц с высокими и сверхпороговыми значениями IQ / М. А. Холодная, И. С. Кострыкина // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. -№ 6. - С. 72-82.
12. Берулава Г. А. Роль стереотипов психической активности в развитии личности / Г. А. Берулава [и др.]; под общ. ред. Г. А. Берулава. - М.: Гуманитарная наука, 2010. - 157 с.
124
FEATURES OF COGNITIVE STYLES IN THE CHESS GAME
Pavlovskaya V. A.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The article discusses various approaches to understanding the essence of cognitive styles, and provides a description of the most common types of cognitive styles. In the modern situation of the existence of various types of information influences on the emotional and volitional sphere of preschool and primary school children, problems of low motivation for any type of activity, poor memory, perception disorders are found. Chess is a means of constructively solving these problems. From the set of cognitive styles studied in the scientific environment, 10 types were selected, namely, utility / gender independence, narrowness / breadth in the range of equivalence, rigidity/flexibility, narrowness/breadth of the category, tolerance to unrealistic experience, narrowness/breadth of the category, focusing/scanning control, smoothing/sharpening, impulsiveness/reflexivity, cognitive simplicity/complexity, concreteness/abstraction. Definitions of each of the indicated cognitive styles and their hypothetical relationship with the checkmate game are given. Based on the fact that chess is an intellectual activity that includes cognitive processes, some psychological features of the chess game are described and designated, hypothetically associated with a specific type of cognitive style. The author emphasizes that in the organization and effectiveness of learning chess, as well as other types of educational activity, a large role is played by such cognitive style as impulsivity/reflexivity and field-dependence/field-independence, as well as the development of mobility and flexibility of the cognitive style, namely, the ability to switch from one style parameter to another at the necessary moment of the game.
Some problems in the study of cognitive styles are identified. Most research focuses on the study of utility and differentiation, which is not a comprehensive study of cognitive styles. The nature of cognitive styles is not fully understood. It is also unclear the specific age characteristic of the formation and manifestation of a particular cognitive style in a particular person. The article reveals the concept of chess success as the ability to focus on a group of breakout pieces, creating three levels of significance of the pieces on the Board and distributing the controlled fields of the Board into two levels: significant and insignificant. Some stylistic features of the checkmate game of such world Champions as Botvinnik, Tal, and Petrosyan are described. It is concluded that chess is a means of versatile development of the child. This is a universal discipline of the game character, aimed at fostering a common culture. Chess affects the development of external and internal speech, combinatorial and logical thinking, will, vital activity, criticality, the ability to self-analysis and self-assessment, self-education. The review suggests that in teaching children, among other things, it is advisable to use the following algorithm: to determine the child's cognitive styles and the degree of their rootedness (formation) in cognitive processes; to identify fragments (components) of learning chess most associated with the advantages of a particular cognitive style and take this connection into account; to
125
train or develop children's cognitive mobility, i.e. the ability to switch from one style to another if necessary.
Keywords: chess game, cognitive style, self-dependence, gender-independence, impulsivity, reflexivity, preschool and primary school children.
References
1. Kholodnaya M.A., Cognitive styles and intellectual abilities, Psychological journal, 13, 3, 84 (1992).
2. Kholodnaya M.A., Cognitive styles: On the nature of the individual mind, 304 p. (PER SE, Moscow, 2002).
3. Yegorova M.S. Psychology of individual differences, 328 p. (Planet of children, Moscow, 1997).
4. Kholodnaya M.A., Cognitive style as a quadripolar dimension, Psychological journal, 21, 4, 46 (2000).
5. Kasparov G.K., Chess as a model of life. Access mode: https://www.litmir.me/br/?b=88370&p=1
6. Zhbankova N.V. and Lukyanenko N.V., Features of cognitive styles of students studying in a double specialty, Psychology in higher Education, 1, 25 (2008).
7. Krogius N.V., Chess school, comp. B. S. Gershunsky, A. N. Kostyev; ed. B. S. Gershunsky, N.V. Krogius V.S. Helemendika, 336 p. (Pedagogika, Moscow, 1991).
8. Akishina V.V., How to determine the ability to learn the chess game of a child 5-7 years old. Access mode: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/08/kak-opredelit-sposobnosti-k-obucheniyu-shakhmatnoy
9. Osherov M.E., Psychology of chess fighting, 88 p. (Russian Chess House, M., 2017).
10. Ikonnikova O.N. and Masalova S.I., Cognitive and didactic aspects of teaching chess to junior schoolchildren (Rostov Institute of advanced training and professional retraining of educational workers, Rostov). Access mode: https://docviewer.yandex.ru/view
11. Kholodnaya M.A. and Kostrykina I.S., Features of the cognitive styles "impulsivity-reflexivity" and "rigidity-flexibility of cognitive control" in individuals with high and over-threshold IQ values, Psychological journal, 23, 6, 72 (2002).
12. Berulava G.A. et al., The role of stereotypes of mental activity in the development ofpersonality, edited by G. A. Berulava, 157 p. (Humanities, Moscow, 2010).
126