Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибков Д.Н., Махонин Е.В.

В статье рассматривается взаимодействие информационных технологий и дистанционное обучение. Применение и использование цифровых технологий в образовательной деятельности авторами представляется в виде модели с переменными, которые определили студенты Орловского государственного института в рамках процесса анкетирования. В статье определены ряд проблем, которые сдерживают процесс переход на дистанционное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TRANSITION TO DISTANCE LEARNING: ON THE EXAMPLE OF THE ORYOL STATE INSTITUTE OF CULTURE

The article discusses the interaction of information technologies and distance learning. The use and use of digital technologies in educational activities by authors is presented in the form of a model with variables, whichwere determined by students of the Oryol State Institute as part of the questionnaire process. The article identifies a number of problems that hinder the transition to distance education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 37.018.43 ГРИБКОВ Д.Н.

кандидат педагогических наук, доцент, Орловский государственный институт культуры E-mail: bibliotekar2005@mail.ru МАХОНИН Е.В.

кандидат биологических наук, доцент, Орловский государственный институт культуры E-mail: prorector.po.nauke.ogiik@mail.ru

UDC 37.018.43 GRIBKOV D.N.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Oryol State Institute of Culture E-mail: bibliotekar2005@mail.ru MAHONIN E.V.

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Oryol

State Institute of Culture E-mail: prorector.po.nauke.ogiik@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ

THE MAIN PROBLEMS OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TRANSITION TO DISTANCE LEARNING: ON THE EXAMPLE OF THE ORYOL STATE INSTITUTE OF CULTURE

В статье рассматривается взаимодействие информационных технологий и дистанционное обучение. Применение и использование цифровых технологий в образовательной деятельности авторами представляется в виде модели с переменными, которые определили студенты Орловского государственного института в рамках процесса анкетирования. В статье определены ряд проблем, которые сдерживают процесс переход на дистанционное образование.

Ключевые слова:дистанционное обучение, информационные технологии, качество образования, интернет-приложения, коммуникационные технологии.

The article discusses the interaction of information technologies and distance learning. The use and use of digital technologies in educational activities by authors is presented in the form of a model with variables, whichwere determined by students of the Oryol State Institute as part of the questionnaire process. The article identifies a number of problems that hinder the transition to distance education.

Keywords: distance learning, information technologies, quality of education, Internet applications, communication technologies.

В последние десятилетия в России начался процесс эволюционного проникновения Интернет технологий в систему образования через множество цифровых решений, сервисов и платформ. При этом подавляющее большинство решений ориентируется не на переосмысление процесса обучения, а на взаимодействия его участников, то есть создание удобных инструментов для самостоятельного изучения и интерактивного изучения учебных материалов в рамках существующей системы высшего образования Российской Федерации.

Удовлетворяя меняющимся требованиямсистемы образования, поставщики ГГ - решений обеспечивают:

- новые конструкции основанные на простоте использования средств управления хостом, быстрого подключения к совещаниям и интеграции с системами конференц-залов;

- параметры безопасности,которые исключают возможность участия незваных гостей в собрании или обмене нежелательным контентом;

- смешанная асинхронная (обмен сообщениями, содержимым, планирование, задачи, записи) и синхронная (голос, аудио, совместное использование экрана) совместная работа в постоянных комнатах или рабочих пространствах;

- равные возможности для различных типов конечных точек доступа, от кодеков групповой видеосистемы до настольных компьютеров, ноутбуков (через браузеры или клиенты), смартфонов, планшетов и т.д.;

- транскрипция и языковой перевод для проведения вебинаров, общих собраний и конференций;

- искусственный интеллект (ИИ) - технологии, улучшающие возможности конференц-зала благодаря автоматизации процессов присоединения к собранию и обмена контентом;

- оптимизация доставки в корпоративные сети -например, посредством поддержки безопасности через виртуальную частную сеть (VPN) или широковещательной передачи через сеть доставки контента (CDN) [4].

Информационные технологии обозначают широкий спектр инструментов, услуг и приложений, использующих различные типы аппаратного и программного обеспечения. Они облегчают процесс взаимодействия профессорско-преподавательского состава со студентами в рамках образовательной деятельности с помощью цифровых средств создания, хранения, обработки, передачи и отображения информации.

В сфере образования информационные технологии,по мнению авторов, [5] открывают пути для

© Грибков Д.Н., Махонин Е.В. © Gribkov D.N., Mahonin E.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

новых педагогических подходов, в рамках которых обучающиеся, как ожидается, будут играть более активную роль, чем раньше, тем самым концентрируя внимание на важнейших вопросах образовательного процесса в электронной среде.

На сегодняшний день можно выделить ряд цифровых технологий, используемых в высших учебных заведениях: видеоконференции, телеработа, дистанционное обучение, мобильное обучение, электронное обучение, вебинары, массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs). смешанное обучение,организация опросов и проведение тестов и др. Эти технологии облегчают способы обмена знаниями между участниками образовательного процесса.

Для участия и максимального использования возможностей и преимуществ, предлагаемых этими технологиями, необходима цифровая компетентность, которая является результатом электронной трансформации [3]. В данном документе, достаточно детально рассмотрены необходимые компетенции (грамотность в области информации и данных, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность, решение задач), которые сегодня необходимы как студентам, так и преподавателям в рамках процесса глобализации и трансформации высшего образования.

В связи с беспрецедентным ростом Интернета и последующими преобразованиями в образовательной среде необходимо понять, как участники учебного процесса принимают и используют цифровые технологии.

В связи с вынужденными мерами по организации учебного процесса в части превентивных мер, связанных с угрозой заражения коронавирусом и переходом на дистанционное обучение в Орловском государственном институте культуры (ОГИК), среди студентов был проведен опрос с целью: определить степень удовлетворенности форматом обучения и процент использования цифровых технологий. В основу вопросов анкеты легли методические разработки Тувинского государственного университета [2]. Результаты анкетирования позволили выявить основные трудности и проблемы студентов в процессе перехода на дистанционное обучение и определить способы их решения. Количество опрошенных студентов составило 200 человек. В опросе приняли студенты очной и заочной формы обучения, четырех факультетов и отдела аспирантуры и магистратуры.

Вопросы анкеты можно разделить на несколько блоков (переменных), которые дают характеристику взаимодействия участников образовательного процесса: студент - цифровые технологии - профессорско-преподавательский состав.

Первый блок вопросов дает представление на сколько студенты смогли перейти на новый формат обученияи какие основные инструменты применяются в процессе обучения. Результаты анкетирования показали, что более 60% студентов адаптировались к новым условиям дистанционного обучения хорошо и отлично, 38% опрошенных - удовлетворительно и плохо. Процесс информирования студентов распределился следующим

образом: постоянно - 73%, иногда - 25%, редко - 2%. Основными инструментами on-line обучения респонденты выделили: электронно-образовательная среда ОГИК (Moodle) - 100%, On-line лекции в YouTube - 7%, Вебинары - 8%, презентации - 6%, Zoom сессии - 12%, все вышеперечисленное - 12%.

Второй блок вопросов был направлен на выявление взаимодействия студентов с электронной средой вуза и кругом электронных образовательных ресурсов, используемых в процессе дистанционного обучения. Опрос показал, что более 50% респондентов освоили информационно-образовательную среду ОГИК на платформе Moodle и им все понравилось, однако 32% самостоятельно разобрать смогли не сразу. 16,5% - испытали трудности при работе с данной системой. Рейтинг образовательных порталов и источников, которыми пользуются студенты как для поиска, так и сдачи своего отчета о выполнение задания следующим образом: электронно-образовательная среда ОГИК (Moodle) -68%, e-mail - 19%, мессенджеры Viber, WhatsApp и др. - 18,5%, социальная сеть - 14,5%.

Третий блок вопросов определил основные преимущества, удобства и предпочтения студентов по отношению к дистанционному обучению. 45% анкетируемых отметили, что им нравиться данный формат, 32% - готовы работать в таком режиме, но при этом испытывают определенные трудности, остальная часть респондентов считает очень сложной дистанционную форму. Предпочтения удаленного режима среди студентов распределились следующим образом: минимальный риск заражения коронавирусом COVID-19 -38,5%, самообразование - 13,2%, дополнительный объем материала по изучаемым дисциплинам - 14,6%, индивидуальный график обучения - 13,5%, использование компьютерных технологий в процессе обучения

- 17,3%, возможность пересмотра видеоматериалов лекций - 19%, возможность скачать учебно-методические материалы - 15%. Рейтинг преимуществ электронного обучения,следующий: гибкость учебного процесса -25,5%, умение совмещать работу и учебу - 65,5%, адаптивность учебного процесса (использование цифровых технологий) - 21%, приобретение практических навыков - 4,5 %, обучение в комфортной и привычной среде

- 35,5%, простота обновления контента и возможности архивации пройденного материала: все учебные материалы остаются доступными для скачивания - 12,5 %, преимущества не вижу - 9%.

Четвертый блок вопросов был направлен на выявление проблем, с которыми столкнулись студенты во время дистанционного обучения. 64,8% студентов отметили, что учебная нагрузка увеличилась, 17,7% отметили, что не ощутили разницы, 8,4% - посчитали, что нагрузка даже уменьшилась. Кроме этого, студенты обозначили наиболее острые проблемы, с которыми они столкнулись: недостаточное знание информационных технологий - 14,6%, недостаточное количество материала дистанционного обучения - 5,1%, затруднение выполнения практических заданий без объяснения

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

преподавателя - 32,5%, дискомфорт при использовании сайта дистанционного обучения в сети (Moodle) - 8,6%, большой объем заданий для выполнения - 26,9%, несвоевременное представление материалов и заданий профессорско-преподавательским составом - 3,4%. Кроме субъективных проблем, студенты и выделили ряд технических проблем: необходимость доступа в Интернет - 22,7%, мои слабые знания ПК - 5,3%, некоторые уроки не отображались - 5,2%, было непонятно, что делать или куда нажимать - 9,5% , технические перебои в воспроизведении материала - 9%, плохая обратная связь - 9,5%, низкая скорость Интернета - 25,9%, отсутствие проблем - 7,3%.

Следующие вопросы анкеты были направлены на выявление взаимодействия студентов с электронной информационно-образовательной средой и преподавателями. На вопрос, касающийся технической поддержке дистанционного обучения в ОГИК, респонденты ответили следующим образом: трудности использования сайта - 23,5%, нет, совсем не нуждался в помощи - 45,5%, проблемы с восстановлением пароля в ЭИОС - 17,5%, затрудняюсь ответить - 13,5%. По мнению студентов, преподаватели в своей деятельности используют следующие формы: индивидуальные занятия - 5,7%, публикация учебногоконтента - 26,3%, выдача заданий на самостоятельное выполнение - 49%, проверка выполненных заданий - 4,3%, проведение видео-уроков - 5,7%, онлайн-тест - 9%. Анкетируемые отметили следующие типы устройств для интерактивного взаимодействия в рамках дистанционного обучения: смартфон - 47%, стационарный компьютер - 8,6%, ноутбук - 42%, планшет - 2,4%.

В ходе анализа полученных результатов исследования выяснилось, что все респонденты осознают важность информационных технологий в процессе дистанционного обучения в вузе. Таким образом, применение и использование цифровых технологийв образовательной деятельностиможно представитьв виде модели с переменными, которые определяют:

- простоту использования;

- воспринимаемую полезность;

- отношение к использованию;

- намерение использовать;

- способность студентов использовать цифровые технологии;

- доступ студентов к цифровым технологиям;

- осведомленность студентов методам использования цифровых технологий;

- характеристики лектора;

- взаимосвязи между переменными.

Все это определяет важную роль информационных технологий в процессе модернизации сложившейся образовательной системе. Однако не стоит забывать о главных факторах образования - это доступность и качество. Поэтому цифровые технологии должны максимально полно реализовать эти цели на практике. Проведенный анализ позволяет выделить ряд основных причин, которые сдерживают процесс внедрения информационных технологий в реализации дистанционного обучения:

- высокая стоимость разработки, внедрения и поддержки систем дистанционного обучения;

- отсутствие необходимой технической поддержки для внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс;

- отсутствие квалифицированных преподавателей, специально обученных для удаленной работы;

- отсутствие полноценных электронных дистанционных курсов в вузах;

- низкое качество дистанционного обучения.

Дистанционный формат организации работы вузов

продолжает совершенствоваться. Поэтому важно уделять внимание повышению квалификации сотрудников для реализации Федерального закона «Об Образовании в РФ» [1], образовательных стандартов и реалиям времени. При этом подавляющее большинство Интернет-решений ориентируются не на переосмысление процесса обучения и взаимодействия его участников, а на создание просто удобных инструментов для использования в рамках существующей системы образования.

Дистанционное образование - это новый опыт для нас и на сегодняшний день единственная альтернатива продолжению учебного процесса в свете эпидемии. Насколько эффективно будет взаимодействие студентов с профессорско-преподавательским составом зависит от выбора педагогов различных и эффективных методов обучения. Однако, что касается практических занятий необходимо отметить, достижение такого же результата как с теоретическими предметами невозможно, так как практические должны проводиться в тесном контакте с преподавателями, поэтому в этой области все еще есть пробел.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020): [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consuhant.rucons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173432;fld=134;from=148547-9;rnd=0.7614195423666388.- (дата обращения: 19.10.2020). - Текст: непосредственный.

2. Оценка качества условий осуществления образовательной деятельностью: [Текст электронный] -URL: http://anketa.tuvsu. ru - (дата обращения 29.10.2020.) - Текст: непосредственный.

3. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: the Conceptual Reference Model: [Текстэлектронный]. - URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-20-digital-competence-framework-citizens-update-phase-1-conceptual-reference-model- (датаобращения 19.10.2020.) -Текст: непосредственный.

4. MagicQuadrantforMeetingSolutions: [Текст электронный] - URL: https://www.gartner.com/doc/reprints?id=1-2468658S&ct=200917&st=sb- (дата обращения 29.10.2020.) - Текст: непосредственный.

5. Tulinayo F. Digital technologies in resource constrained higher institutions of learning: a study on students' acceptance and usability / Tulinayo.F., Ssentume, P. & Najjuma, R.: [Текст электронный] -Int J Educ Technol High Educ15, 36 (2018). - URL: https://doi.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

org/10.1186/s41239-018-0117-y. - (дата обращения 19.10.2020.) - Текст: непосредственный.

References

1. On education in the Russian Federation: Federal law No. 273-FZ of 29.12.2012 (ed. of 31.07.2020): [Electronic resource]. -URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=173432;fld=134;from=148547 -9;rnd=0.7614195423666388. - (accessed: 19.10.2020). - Text: direct.

2. Assessment of the quality of conditions for educational activities: [electronic Text] - URL: http://anketa.tuvsu.ru - (accessed 29.10.2020.) - Text: direct.

3. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: the Conceptual Reference Model: [Electronic text]. - URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-20-digital-competence-framework-citizens-update-phase-1-conceptual-reference-model - (accessed 19.10.2020.) - Text: direct.

4. Magic Quadrant for Meeting Solutions: [Electronic text] - URL: https://www.gartner.com/doc/reprints?id=1-2468658S&ct=200917&st=sb - (accessed 29.10.2020.) - Text: direct.

5. Tulinayo F. Digital technologies in resource constrained higher institutions of learning: a study on students' acceptance and usability / Tulinayo.F., Ssentume, P. & Najjuma, R.: [electronic Text] - Int J Educ Technol High Educ 15, 36 (2018). - URL: https://doi.org/10.1186/ s41239-018-0117-y. - (accessed 19.10.2020.) - Text: direct.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.