Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысак О.Г., Суганова М.И., Правдюк В.Н.

В статье рассматриваются возможности информационно-коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения студентов непрофильных специальностей на примере дисциплины «Компьютерное моделирование в области экономических знаний».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысак О.Г., Суганова М.И., Правдюк В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATIONTECHNOLOGIESIN TEACHING STUDENTS COMPUTER MODELINGIN THE FIELD OF ECONOMIC KNOWLEDGE

The article considers the possibilities of information and communication technologies in the process of distance learning for students of non-core specialties on the example of the discipline «Computer modeling in thefield of economic knowledge».

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.339 ЛЫСАК О.Г.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: lisak.1970@mail.ru СУГАНОВА М.И.

кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m-suganova@mail.ru ПРАВДЮК В.Н.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образовательных систем, БУ ОО ДПО «Институт развития образования» E-mail: valentina-g50inbox.ru

UDC 378.339 LISAK O.G.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Department of Technology and Entrepreneurship, Orel

State University E-mail: lisak.1970@mail.ru SUGANOVA M.I.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, the Department of Marketing, Orel State University E-mail: m-suganova@mail.ru PRAVDYUK V.N.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, the Department ofEducational Systems Development OO BOU DPO "Institute

of education development» E-mail: valentina-g50inbox.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

THE POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATIONTECHNOLOGIESIN TEACHING STUDENTS COMPUTER MODELINGIN THE FIELD OF ECONOMIC KNOWLEDGE

В статье рассматриваются возможности информационно-коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения студентов непрофильных специальностей на примере дисциплины «Компьютерное моделирование в области экономических знаний».

Ключевые слова: информационно-коммуникационных технологий, компьютерное моделирование, экономические знания.

The article considers the possibilities of information and communication technologies in the process of distance learning for students of non-core specialties on the example of the discipline «Computer modeling in thefield of economic knowledge».

Keywords: information and communication technologies, computer modeling, economic knowledge.

Отличительной чертой образования в XXI веке является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствует осуществить рывок вперед во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в различных сферах образования.

Реформы в системе образования направлены на повышение качества обучения. В свое очередь, эффективность образовательного процесса зависит от способов реализации информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют развитию профессиональных, научных, интеллектуальных, экономических, культурных и творческих качеств личности студентов. Быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает образовательные учреждения стремительно меняться в соответствии с развитием экономики страны, развитием промышленности, медицины, социальных и сервисных услуг.

В связи с этим необходимо использовать различные возможности формирования профессиональных компетенций, с применением ИКТ в обучении. Уровень сформированности информационных компетенций бу-

дущего специалиста определяется знаниями, умениями и навыками в соответствии с ФГОС ВО [1].

Современная ситуация обучения, вызванная пандемией, потребовала обратить особое внимание на разработку и использование ИКТ в дистанционном обучении. Поэтому, ставиться задача научить студентов правильно воспринимать учебную информацию не только со слов преподавателя, но и использовать для этого интернет-пространство: самостоятельный поиск, переработка и применение в выполнении заданий. Это позволяет им, в процессе обучения, быстро адаптироваться в нарастающем потоке учебно-познавательной информации и самостоятельно разобраться в нем; концентрировать свое внимание на конкретном объекте изучения и успешно применять свои навыки в будущей профессиональной деятельности.

Применение информационных и компьютерных технологий в дистанционном обучении подразумевает свободный доступ к электронному образовательному пространству. Необходимо, чтобы студенты научились свободно владеть современными программными сред-

© Лысак О.Г., Суганова М.И., Правдюк В.Н. © Lisak O.G., Suganova M.I., Pravdyuk V.N.

ствами в соответствии со своей будущей профессиональной деятельностью. Преподаватель, с свою очередь, помогает им самостоятельно находить варианты решения поставленных обучающих задач.

В период пандемии, с целью сохранения и поддержания учебного процесса, поставлена цель - создать технологические, педагогические, социальные и другие условия, которые обеспечивают развитие положительной мотивации в обучении, и способствуют проводить дистанционно учебные занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Использование ИКТ направлено на повышение эффективности дистанционного обучения, на развитие интереса к изучаемому предмету и предоставляет широкие возможности индивидуализации обучения.

В нашей практике уже применяются современные цифровые технологи: мультимедийное учебное сопровождение, электронные презентации, Интерактивные электронные ресурсы и многое другое. Так, через систему Интернет, на основе компьютерных технологий проводится блочное-модульное обучение по ряду дисциплин при подготовке будущих педагогов профессионального обучения [2].

Кроме этого, электронные образовательные ресурсы, новые информационные технологии, средства и методы обучения могут быть своего рода инструментами для проведения различных исследований и экспериментов в режиме виртуальной реальности, которые невозможны на обычном занятии.

Компьютерные технологии, глобальные сети интернет позволяют использовать свои платформы для многочисленных образовательных проектов.

В ходе научно-педагогического исследования, было принято решениеизучить возможности дистанционного освоения студентами информационно-компьютерных технологий на примередисциплины «Компьютерное моделирование в экономике и управлении», которая включена в программы подготовки будущих педагогов профессионального обучения и учителей технологии в ОГУ имени И.С. Тургенева.

Важно отметить, что обучение компьютерному моделированию в области экономических знаний проводится на основе межпредметных связей: математики, экономики и информатики. Продвижение методов математического моделирования, позволяет освоить вопросы системного повышения экономической эффективности, управленческих решений, маркетинга.

Цель данной дисциплины - научить студентов непрофильных специальностей правильно использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения экономики по отраслям производства.

«Под «компьютерным моделированием в области экономических знаний понимается метод решения задач анализа и синтеза информационных данных на основе использования ее компьютерной модели. «Компьютерная модель», в общем виде, подразделяется на структурно-функциональную и имитационную» [3].

Структурно-функциональная компьютерная модель

представляет собой «условный образ некоторого объекта или их системы; некоторый процесс, описанный с помощью компьютерных таблиц, диаграмм, графиков, блок-схем, гиперссылок и др., который отображает структуру и взаимосвязи между элементами объекта; а под имитационной компьютерной моделью понимается - программа или программный комплекс, который дает возможность посредством определенных последовательных вычислений и графического отображения результатов, имитировать процессы функционального действия объекта или системы объектов при воздействии на него определенных случайных явлений» [3].

В соответствии с этим, необходимо сформировать и развить у студентов, изучающих экономику на непрофильных специальностях, профессиональные компетенции, позволяющие им самостоятельно через ИКТ осваивать основы компьютерного моделирования в экономике, менеджменте, маркетинге и управлении.

Для этого поставлена задача: подготовить студентов к самостоятельной деятельности в процессе дистанционного обучения, которое предполагает развитие у них знаний и умений моделирования экономических производственных процессов.

В связи с этим, необходимо в процессе дистанционного обучения:

- ознакомить студентов с основными понятиями и средствами моделирования систем;

- развивать у студентов восприятие и понимание общих принципов и теоретических основ имитационного моделирования;

- изучение методов анализа и проведения вычислительного эксперимента;

- ознакомление с современными методами и программными средствами компьютерного моделирования процессов и систем.

Особое внимание в курсе лекций и практических занятий уделено особенностям создания моделей экономических систем. Теоретические заня-тияимеют практико-ориентированный характер. В процессе обучения студенты знакомятся с ситуативными профессионально-экономическимизадачи.

В целом, решение, предлагаемых ситуационных задач, на основе освоения компьютерного моделирования, направлено, прежде всего, на получение студентами системы знаний решения экономических задач.

Очное, заочное и дистанционное обучение компьютерному моделированию проводится на примере «кластер-площадки», разработанной на основе авторского сайта, на котором выложены некоторые формы цифровых образовательных ресурсов: программно-методическое обеспечение, учебно-методическое, вспомогательное, контролирующие программы и ресурсы, созданные студентами [5].

Важной особенность использования данной платформы в обучении компьютерному моделированию является то, что можно построить процесс разработки контента в соответствии с аудиторией. Наполнение обучающего сайта, его содержание можно постоянно обновлять.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Концепция, разработанной «кластер-площадки» отражает ее гибкость и позволяет увеличивать количество теоретического и практического материала. Дистанционное обучение компьютерному моделированию в области экономических знаний происходит путем «подстраивания» новой информации под уровень готовности студентов к изучению нового материала. Это позволяет студентам, разной подготовленности, получать необходимые знания. Оно предполагает дифференциацию в выборе как содержания, так и форм получения знаний [4].

Проведенный ранее опыт математического компьютерного моделирования, который описан в блоке «Лабораторные работы» авторского сайта, применим и для передачи студентам знаний как по моделированию практических экономических ситуаций, так и для обучения их находить способы эффективного решения оптимизационных экономических задач, при заданных условиях.

Таким образом, каждый студент в полной мере может реализовать свой потенциал и достичь положительного результатав ходе компьютерного моделированияв области экономических знаний. Кроме того, обучающиеся, получив опыт анализа проблем, постановки целей и задач, могут попробовать себя в роли исследователя.

Основное внимание уделяется этапу формализации задач и разработке компьютерной модели, изучаемого объекта или системы. В зависимости от типа задачи обучение компьютерному моделированию проводится в системе графического редактора, текстовом и табличном процессорах. Это позволяет решить стратегическую цель обучения компьютерному моделированию в экономическом образовании студентов непрофильных специальностей.

В дистанционном обучении компьютерному моделированию приняли участие более 30 студентов очной и заочной форм обучения. Согласно опросу, 78% студентов с положительной стороны оценили возможности дистанционного обучения, предоставляемые различными платформами в обучении. Многие высоко оценили возможности онлайн - встреч (вебинаров, семинаров) как в реальном времени, так и в видеозаписи. Это позволило студентам заочной формы обучения планировать образовательный процесс, совмещая его с работой.

Наблюдения показали, что в ходе дистанционного обучения компьютерному моделированию в экономическом образовании студенты воспользовались широкими возможностями образовательного интернет-пространства вуза, что позволило им:

- освоить программы современных методов математического моделирования экономических процессов и явлений;

- развить умения самостоятельного поиска учебной информации в глобальной сети интернет;

- овладеть информационными технологиями в разработке и практической реализации компьютерного моделирования в экономике;

- сформировать умения правильно разрабаты-

вать компьютерные модели в области экономики;

- овладеть навыками экономического анализа, построения определенных прогнозов в экономике и управлении.

Надо отметить, что организационно-методические трудности, возникшие в связи с переходом на дистанционное обучение в начальный период пандемии, были связаны в основном с технической стороной вопроса (неустойчивая связь, отсутствии ноутбуков, смартфонов, поддерживающих соответствующее программное обеспечение). Методическая сторона проблемы упиралась в недостаточной подготовленности преподавателей передавать полную выкладку необходимого учебного материала, а студентов качественно воспринимать и самостоятельно выполнятьлекционные и практические занятия. Проблемы были быстро решены, так как все участники учебного процесса владели знаниями, полученные по информатике, и после короткой адаптации к дистанционному обучению можно было перейти на полноценный режим обучения.

В настоящее время многие платформы дают возможность использовать интерактивные приемы в образовательном процессе, а также новые технологии, что значительно упрощает работу преподавателя и позволяет студентам с большим интересов погружаться в образовательный процесс.

В целях повышенияэффективности дистанционного обучения в режиме OnLine компьютерному моделированию в экономике, с использованием ИКТ, предлагается комплекс, выявленных нами педагогических условий:

- материально-техническое обеспечение, лаборатории, компьютерные классы, электронные библиотеки;

- внедрение современных методов и технологий обучения: дистанционное обучение в режиме OnLine;

- участие в различных программах по стандартам Web-Quest, WorldSkills; применение кластеров, использование бизнес-симулятора и тому подобное;

- внедрение различных образовательных и контролирующих программ, расширение возможностей компьютерных, информационных, интерактивных технологий во взаимосвязи с педагогическими технологиями.

Это помогает студентам овладеть:

- современными методами поиска учебной и научной информации по экономике;

- правилами написания и оформления научного и учебно-практического материала;

- способами экономического анализа проделанной работы, и отражение его результатов ее в курсовых, научно-исследовательских и творческих отчетах;

- методикой научного эксперимента;

- методами статистической обработки экспериментальных данных;

- навыками разработки творческих проектов; и многое другое.

В целом, внедрение инновационных - коммуникационных технологий развивает у обучающихся положительные качества в рамках дистанционного обучения:

дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, усидчивость и другое.

Реализация информационно - коммуникационных технологий в подготовке студентов ВУЗа, изучающих экономику на не профильных специальностях, предоставляет широкую возможность преподавателям и студентам взаимодействовать друг с другом в ходе обучения в режиме Ог^ше.

Студенты, в процессе освоения ИКТ, учатся самостоятельно добывать учебную и научную информацию, обрабатывать ее, хранить и передавать другим. Это не снижает уровня знаний и креативность обучения.

Учебная программа «Компьютерное моделирование в экономике и управлении» имеет универсальный

характер и предназначена не только для бакалавров профессионального обучения, но и для обучающихся экономических специальностей.

На основе дисциплины «Компьютерное моделирование в экономике и управлении» создается реальная возможность повысить уровень информационных компетенций, освоить необходимые интеллектуальные технологии в области экономических знаний.

Считаем, что информационно-коммуникационные технологии, информационно-образовательное пространство вуза, глобальная сеть интернет позволяют использовать свои платформы для многочисленных образовательных проектов, в том числе в дистанционном обучении.

Библиографический список

1. ПравдюкВ.Н. Роль цифровых технологий в образовательном процессе /Технология и экономика: состояние и перспективы развития образования обучающихся: материалы международной научно-практической конференции, (24 апреля 2019 года, Орел) / под общей редакцией д.п.н., профессора В.Н. Правдюк, к.п.н., доцента В.С. Тенетиловой. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2019. 209 с.78-84

2. ГавриловаИ.С. Блочно-модульное обучение будущих педагогов по дисциплине «Гидравлика и гидравлические машины». / И. С. Гаврилова // Педагогическая наука: теория и практика. Коллективная монография Орел, ООО «Научное обозрение», 2014 С. 85-99.

3. ЛитвиновА.Л. Компьютерное моделирование в экономике: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. 108 с.

4. Лысак О.Г. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров профессионального обучения средствами IT-технологий на материале математических дисциплин: дис.канд. пед. наук: 13.00.08/ Лысак Оксана Григорьевна. Орел, 2019. 231 с.

5. Лысак О. Г., Правдюк В. Н. «Информационные технологии в обучении математике студентов» /Международная НПК РОССИЯ-БЕЛАРУСЬ: 20 ЛЕТ СОЮЗНОМУ ГОСУДАРСТВУ - Республика Беларусь, 24 ноября 2019 г., г. Могилев. - Электронный сборник. 2019. С. 78-80. [Электронный ресурс]

References

1. Pravdyuk V. N. The role of digital technologies in the educational process Technology and the economy: state and prospects of development of education students: materials of the international scientific-practical conference (April 24, 2019, eagle) /under the General editorship of doctor of pedagogical Sciences, Professor V. N. Pravdyuk, Ph. D., associate Professor V. S. Centrovoy. Orel: OSU named after I. S. Turgenev, 2019 209 Pp. 78-84

2. Gavrilova I. S. Block-modular training of future teachers in the discipline "Hydraulics and hydraulic machines". / I. S. Gavrilova // Pedagogical science: theory and practice. Collective monograph-Orel, LLC "Scientific Review", 2014 Pp. 85-99.

3. LitvinovA.L. Computer modeling in economics: Textbook. - Belgorod: BelSU Publishing House, 2003. 108 p.

4. Lysak O.G. Formation of professional competencies among bachelors of professional training by means of IT-technologies on the material of mathematical disciplines: dis. Cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Lysak Oksana Grigorievna. Orel, 2019. 231 p.

5. Lysak O.G., Pravdyuk V.N. Information technologies in teaching mathematics to students / Russia-Belarus: 20 years of the Union state (educational, research and socio-humanitarian aspects of the development of Russian-Belarusian relations). Materials of the International scientific and practical conference. Editorial Board: M. E. Lustenkov [et al.], 2019. Pp. 78-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.