13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.339 ЛЫСАК О.Г.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] СУГАНОВА М.И.
кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и предпринимательства, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ПРАВДЮК В.Н.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образовательных систем, БУ ОО ДПО «Институт развития образования» E-mail: valentina-g50inbox.ru
UDC 378.339 LISAK O.G.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Department of Technology and Entrepreneurship, Orel
State University E-mail: [email protected] SUGANOVA M.I.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, the Department of Marketing, Orel State University E-mail: [email protected] PRAVDYUK V.N.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, the Department ofEducational Systems Development OO BOU DPO "Institute
of education development» E-mail: valentina-g50inbox.ru
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
THE POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATIONTECHNOLOGIESIN TEACHING STUDENTS COMPUTER MODELINGIN THE FIELD OF ECONOMIC KNOWLEDGE
В статье рассматриваются возможности информационно-коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения студентов непрофильных специальностей на примере дисциплины «Компьютерное моделирование в области экономических знаний».
Ключевые слова: информационно-коммуникационных технологий, компьютерное моделирование, экономические знания.
The article considers the possibilities of information and communication technologies in the process of distance learning for students of non-core specialties on the example of the discipline «Computer modeling in thefield of economic knowledge».
Keywords: information and communication technologies, computer modeling, economic knowledge.
Отличительной чертой образования в XXI веке является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствует осуществить рывок вперед во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в различных сферах образования.
Реформы в системе образования направлены на повышение качества обучения. В свое очередь, эффективность образовательного процесса зависит от способов реализации информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют развитию профессиональных, научных, интеллектуальных, экономических, культурных и творческих качеств личности студентов. Быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает образовательные учреждения стремительно меняться в соответствии с развитием экономики страны, развитием промышленности, медицины, социальных и сервисных услуг.
В связи с этим необходимо использовать различные возможности формирования профессиональных компетенций, с применением ИКТ в обучении. Уровень сформированности информационных компетенций бу-
дущего специалиста определяется знаниями, умениями и навыками в соответствии с ФГОС ВО [1].
Современная ситуация обучения, вызванная пандемией, потребовала обратить особое внимание на разработку и использование ИКТ в дистанционном обучении. Поэтому, ставиться задача научить студентов правильно воспринимать учебную информацию не только со слов преподавателя, но и использовать для этого интернет-пространство: самостоятельный поиск, переработка и применение в выполнении заданий. Это позволяет им, в процессе обучения, быстро адаптироваться в нарастающем потоке учебно-познавательной информации и самостоятельно разобраться в нем; концентрировать свое внимание на конкретном объекте изучения и успешно применять свои навыки в будущей профессиональной деятельности.
Применение информационных и компьютерных технологий в дистанционном обучении подразумевает свободный доступ к электронному образовательному пространству. Необходимо, чтобы студенты научились свободно владеть современными программными сред-
© Лысак О.Г., Суганова М.И., Правдюк В.Н. © Lisak O.G., Suganova M.I., Pravdyuk V.N.
ствами в соответствии со своей будущей профессиональной деятельностью. Преподаватель, с свою очередь, помогает им самостоятельно находить варианты решения поставленных обучающих задач.
В период пандемии, с целью сохранения и поддержания учебного процесса, поставлена цель - создать технологические, педагогические, социальные и другие условия, которые обеспечивают развитие положительной мотивации в обучении, и способствуют проводить дистанционно учебные занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Использование ИКТ направлено на повышение эффективности дистанционного обучения, на развитие интереса к изучаемому предмету и предоставляет широкие возможности индивидуализации обучения.
В нашей практике уже применяются современные цифровые технологи: мультимедийное учебное сопровождение, электронные презентации, Интерактивные электронные ресурсы и многое другое. Так, через систему Интернет, на основе компьютерных технологий проводится блочное-модульное обучение по ряду дисциплин при подготовке будущих педагогов профессионального обучения [2].
Кроме этого, электронные образовательные ресурсы, новые информационные технологии, средства и методы обучения могут быть своего рода инструментами для проведения различных исследований и экспериментов в режиме виртуальной реальности, которые невозможны на обычном занятии.
Компьютерные технологии, глобальные сети интернет позволяют использовать свои платформы для многочисленных образовательных проектов.
В ходе научно-педагогического исследования, было принято решениеизучить возможности дистанционного освоения студентами информационно-компьютерных технологий на примередисциплины «Компьютерное моделирование в экономике и управлении», которая включена в программы подготовки будущих педагогов профессионального обучения и учителей технологии в ОГУ имени И.С. Тургенева.
Важно отметить, что обучение компьютерному моделированию в области экономических знаний проводится на основе межпредметных связей: математики, экономики и информатики. Продвижение методов математического моделирования, позволяет освоить вопросы системного повышения экономической эффективности, управленческих решений, маркетинга.
Цель данной дисциплины - научить студентов непрофильных специальностей правильно использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения экономики по отраслям производства.
«Под «компьютерным моделированием в области экономических знаний понимается метод решения задач анализа и синтеза информационных данных на основе использования ее компьютерной модели. «Компьютерная модель», в общем виде, подразделяется на структурно-функциональную и имитационную» [3].
Структурно-функциональная компьютерная модель
представляет собой «условный образ некоторого объекта или их системы; некоторый процесс, описанный с помощью компьютерных таблиц, диаграмм, графиков, блок-схем, гиперссылок и др., который отображает структуру и взаимосвязи между элементами объекта; а под имитационной компьютерной моделью понимается - программа или программный комплекс, который дает возможность посредством определенных последовательных вычислений и графического отображения результатов, имитировать процессы функционального действия объекта или системы объектов при воздействии на него определенных случайных явлений» [3].
В соответствии с этим, необходимо сформировать и развить у студентов, изучающих экономику на непрофильных специальностях, профессиональные компетенции, позволяющие им самостоятельно через ИКТ осваивать основы компьютерного моделирования в экономике, менеджменте, маркетинге и управлении.
Для этого поставлена задача: подготовить студентов к самостоятельной деятельности в процессе дистанционного обучения, которое предполагает развитие у них знаний и умений моделирования экономических производственных процессов.
В связи с этим, необходимо в процессе дистанционного обучения:
- ознакомить студентов с основными понятиями и средствами моделирования систем;
- развивать у студентов восприятие и понимание общих принципов и теоретических основ имитационного моделирования;
- изучение методов анализа и проведения вычислительного эксперимента;
- ознакомление с современными методами и программными средствами компьютерного моделирования процессов и систем.
Особое внимание в курсе лекций и практических занятий уделено особенностям создания моделей экономических систем. Теоретические заня-тияимеют практико-ориентированный характер. В процессе обучения студенты знакомятся с ситуативными профессионально-экономическимизадачи.
В целом, решение, предлагаемых ситуационных задач, на основе освоения компьютерного моделирования, направлено, прежде всего, на получение студентами системы знаний решения экономических задач.
Очное, заочное и дистанционное обучение компьютерному моделированию проводится на примере «кластер-площадки», разработанной на основе авторского сайта, на котором выложены некоторые формы цифровых образовательных ресурсов: программно-методическое обеспечение, учебно-методическое, вспомогательное, контролирующие программы и ресурсы, созданные студентами [5].
Важной особенность использования данной платформы в обучении компьютерному моделированию является то, что можно построить процесс разработки контента в соответствии с аудиторией. Наполнение обучающего сайта, его содержание можно постоянно обновлять.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Концепция, разработанной «кластер-площадки» отражает ее гибкость и позволяет увеличивать количество теоретического и практического материала. Дистанционное обучение компьютерному моделированию в области экономических знаний происходит путем «подстраивания» новой информации под уровень готовности студентов к изучению нового материала. Это позволяет студентам, разной подготовленности, получать необходимые знания. Оно предполагает дифференциацию в выборе как содержания, так и форм получения знаний [4].
Проведенный ранее опыт математического компьютерного моделирования, который описан в блоке «Лабораторные работы» авторского сайта, применим и для передачи студентам знаний как по моделированию практических экономических ситуаций, так и для обучения их находить способы эффективного решения оптимизационных экономических задач, при заданных условиях.
Таким образом, каждый студент в полной мере может реализовать свой потенциал и достичь положительного результатав ходе компьютерного моделированияв области экономических знаний. Кроме того, обучающиеся, получив опыт анализа проблем, постановки целей и задач, могут попробовать себя в роли исследователя.
Основное внимание уделяется этапу формализации задач и разработке компьютерной модели, изучаемого объекта или системы. В зависимости от типа задачи обучение компьютерному моделированию проводится в системе графического редактора, текстовом и табличном процессорах. Это позволяет решить стратегическую цель обучения компьютерному моделированию в экономическом образовании студентов непрофильных специальностей.
В дистанционном обучении компьютерному моделированию приняли участие более 30 студентов очной и заочной форм обучения. Согласно опросу, 78% студентов с положительной стороны оценили возможности дистанционного обучения, предоставляемые различными платформами в обучении. Многие высоко оценили возможности онлайн - встреч (вебинаров, семинаров) как в реальном времени, так и в видеозаписи. Это позволило студентам заочной формы обучения планировать образовательный процесс, совмещая его с работой.
Наблюдения показали, что в ходе дистанционного обучения компьютерному моделированию в экономическом образовании студенты воспользовались широкими возможностями образовательного интернет-пространства вуза, что позволило им:
- освоить программы современных методов математического моделирования экономических процессов и явлений;
- развить умения самостоятельного поиска учебной информации в глобальной сети интернет;
- овладеть информационными технологиями в разработке и практической реализации компьютерного моделирования в экономике;
- сформировать умения правильно разрабаты-
вать компьютерные модели в области экономики;
- овладеть навыками экономического анализа, построения определенных прогнозов в экономике и управлении.
Надо отметить, что организационно-методические трудности, возникшие в связи с переходом на дистанционное обучение в начальный период пандемии, были связаны в основном с технической стороной вопроса (неустойчивая связь, отсутствии ноутбуков, смартфонов, поддерживающих соответствующее программное обеспечение). Методическая сторона проблемы упиралась в недостаточной подготовленности преподавателей передавать полную выкладку необходимого учебного материала, а студентов качественно воспринимать и самостоятельно выполнятьлекционные и практические занятия. Проблемы были быстро решены, так как все участники учебного процесса владели знаниями, полученные по информатике, и после короткой адаптации к дистанционному обучению можно было перейти на полноценный режим обучения.
В настоящее время многие платформы дают возможность использовать интерактивные приемы в образовательном процессе, а также новые технологии, что значительно упрощает работу преподавателя и позволяет студентам с большим интересов погружаться в образовательный процесс.
В целях повышенияэффективности дистанционного обучения в режиме OnLine компьютерному моделированию в экономике, с использованием ИКТ, предлагается комплекс, выявленных нами педагогических условий:
- материально-техническое обеспечение, лаборатории, компьютерные классы, электронные библиотеки;
- внедрение современных методов и технологий обучения: дистанционное обучение в режиме OnLine;
- участие в различных программах по стандартам Web-Quest, WorldSkills; применение кластеров, использование бизнес-симулятора и тому подобное;
- внедрение различных образовательных и контролирующих программ, расширение возможностей компьютерных, информационных, интерактивных технологий во взаимосвязи с педагогическими технологиями.
Это помогает студентам овладеть:
- современными методами поиска учебной и научной информации по экономике;
- правилами написания и оформления научного и учебно-практического материала;
- способами экономического анализа проделанной работы, и отражение его результатов ее в курсовых, научно-исследовательских и творческих отчетах;
- методикой научного эксперимента;
- методами статистической обработки экспериментальных данных;
- навыками разработки творческих проектов; и многое другое.
В целом, внедрение инновационных - коммуникационных технологий развивает у обучающихся положительные качества в рамках дистанционного обучения:
дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, усидчивость и другое.
Реализация информационно - коммуникационных технологий в подготовке студентов ВУЗа, изучающих экономику на не профильных специальностях, предоставляет широкую возможность преподавателям и студентам взаимодействовать друг с другом в ходе обучения в режиме Ог^ше.
Студенты, в процессе освоения ИКТ, учатся самостоятельно добывать учебную и научную информацию, обрабатывать ее, хранить и передавать другим. Это не снижает уровня знаний и креативность обучения.
Учебная программа «Компьютерное моделирование в экономике и управлении» имеет универсальный
характер и предназначена не только для бакалавров профессионального обучения, но и для обучающихся экономических специальностей.
На основе дисциплины «Компьютерное моделирование в экономике и управлении» создается реальная возможность повысить уровень информационных компетенций, освоить необходимые интеллектуальные технологии в области экономических знаний.
Считаем, что информационно-коммуникационные технологии, информационно-образовательное пространство вуза, глобальная сеть интернет позволяют использовать свои платформы для многочисленных образовательных проектов, в том числе в дистанционном обучении.
Библиографический список
1. ПравдюкВ.Н. Роль цифровых технологий в образовательном процессе /Технология и экономика: состояние и перспективы развития образования обучающихся: материалы международной научно-практической конференции, (24 апреля 2019 года, Орел) / под общей редакцией д.п.н., профессора В.Н. Правдюк, к.п.н., доцента В.С. Тенетиловой. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2019. 209 с.78-84
2. ГавриловаИ.С. Блочно-модульное обучение будущих педагогов по дисциплине «Гидравлика и гидравлические машины». / И. С. Гаврилова // Педагогическая наука: теория и практика. Коллективная монография Орел, ООО «Научное обозрение», 2014 С. 85-99.
3. ЛитвиновА.Л. Компьютерное моделирование в экономике: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. 108 с.
4. Лысак О.Г. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров профессионального обучения средствами IT-технологий на материале математических дисциплин: дис.канд. пед. наук: 13.00.08/ Лысак Оксана Григорьевна. Орел, 2019. 231 с.
5. Лысак О. Г., Правдюк В. Н. «Информационные технологии в обучении математике студентов» /Международная НПК РОССИЯ-БЕЛАРУСЬ: 20 ЛЕТ СОЮЗНОМУ ГОСУДАРСТВУ - Республика Беларусь, 24 ноября 2019 г., г. Могилев. - Электронный сборник. 2019. С. 78-80. [Электронный ресурс]
References
1. Pravdyuk V. N. The role of digital technologies in the educational process Technology and the economy: state and prospects of development of education students: materials of the international scientific-practical conference (April 24, 2019, eagle) /under the General editorship of doctor of pedagogical Sciences, Professor V. N. Pravdyuk, Ph. D., associate Professor V. S. Centrovoy. Orel: OSU named after I. S. Turgenev, 2019 209 Pp. 78-84
2. Gavrilova I. S. Block-modular training of future teachers in the discipline "Hydraulics and hydraulic machines". / I. S. Gavrilova // Pedagogical science: theory and practice. Collective monograph-Orel, LLC "Scientific Review", 2014 Pp. 85-99.
3. LitvinovA.L. Computer modeling in economics: Textbook. - Belgorod: BelSU Publishing House, 2003. 108 p.
4. Lysak O.G. Formation of professional competencies among bachelors of professional training by means of IT-technologies on the material of mathematical disciplines: dis. Cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Lysak Oksana Grigorievna. Orel, 2019. 231 p.
5. Lysak O.G., Pravdyuk V.N. Information technologies in teaching mathematics to students / Russia-Belarus: 20 years of the Union state (educational, research and socio-humanitarian aspects of the development of Russian-Belarusian relations). Materials of the International scientific and practical conference. Editorial Board: M. E. Lustenkov [et al.], 2019. Pp. 78-80.