Научная статья на тему 'МЕДИА КОНТЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE'

МЕДИА КОНТЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА КОНТЕНТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС ДИСЦИПЛИНЫ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парахина О.В., Калуцкий П.В., Шаталова Е.В.

В данной статье рассматривается опыт создания и использования в учебном процессе медиа контента электронного учебного курса дисциплины микробиология, вирусология; показаны возможности системы дистанционного обучения Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парахина О.В., Калуцкий П.В., Шаталова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CONTENT OF THE ELECTRONIC TRAINING COURSE OF THE DISCIPLINE MICROBIOLOGY, VIROLOGY IN THE MOODLE DISTANCE LEARNING SYSTEM

This article discusses the experience of creating and using media content in the educational process of the electronic training course of the discipline microbiology, virology; the possibilities of the Moodle distance learning system are shown.

Текст научной работы на тему «МЕДИА КОНТЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.147:004:579 ПАРАХИНА О.В.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии, Курский государственный медицинскийунивер-ситет

Е-таП:рагаЬта-1970@таП.ги КАЛУЦКИЙ П.В.

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии, Курский государственный медицинский университет Е-таП:рук62@таП.ги ШАТАЛОВА Е.В.

доктор биологических наук, профессор, кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии, Курский государственный медицинский университет Е-таИтгкгоЬеЩуапйех.ги

UDC: 378.147:004:579 PARAHINA O.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Microbiology, Virology, Immunology, Kursk

State Medical University E-mail:parahina-1970@mail.ru KALUTSKY P.V.

Doctor of Medical Sciences, Professor,Head of the Chair of Microbiology, Virology, Immunology, Kursk State Medical

University E-mail:pvk62@mail.ru SHATALOVA E.V.

Doctor of Biological Sciences, Professor, Department of Microbiology, Virology, Immunology, Kursk State Medical

University E-mail:mikrobel@yandex.ru

МЕДИА КОНТЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE

MEDIA CONTENT OF THE ELECTRONIC TRAINING COURSE OF THE DISCIPLINE MICROBIOLOGY, VIROLOGY IN THE MOODLE DISTANCE LEARNING SYSTEM

В данной статье рассматривается опыт создания и использования в учебном процессе медиа контента электронного учебного курса дисциплины микробиология, вирусология; показаны возможности системы дистанционного обучения Moodle.

Ключевые слова: медиа контент, электронный учебный курс дисциплины, система дистанционного обучения Moodle.

This article discusses the experience of creating and using media content in the educational process of the electronic training course of the discipline microbiology, virology; the possibilities of the Moodle distance learning system are shown.

Keywords: media content, electronic training course of the discipline, distance learning system Moodle.

Развитие информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» значительно разнообразили формы подачи информации. Использование новых технологий мультимедиа для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а так же удаленного обмена знаниями и совместной работы дают возможность представления учебных материалов посредством новых форматов текста, в частности, медиатекста. По мнению Я.Н. Засурского «существование медиатекста вербального, звучащего, визуального и многослойного создаёт новый обособленный коммуникационный конгломерат, структуру, которая обладает особой выразительностью и, благодаря своей конвергенционной комплексности, обладает большей экономностью и энергией» [3]. В настоящее время представление учебной информации посредством ме-диатекста является наиболее актуальной для применения дистанционных образовательных технологий, то есть взаимодействие обучающего и обучающегося на расстоянии, отражающие все присущие образователь-

ному процессу компоненты (цели, содержание, формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами предусматривающими интерактивность. Под термином «контент» (от англ. content - содержание, содержимое) понимается любой вид информации, который наполняет сетевые ресурсы и представляет интерес для пользователя. Медиа контент объединяет сущностные характеристики двух вышеназванных понятий и по определению Л.П.Шестеркиной и Л.К.Лободенко позволяет описать «любые данные - текст, звук, зрительные образы или комбинации мультимедийных данных, представленных на разнообразных носителях, таких как бумага, магнитные или оптические запоминающие устройства» [5]. Таким образом, медиа контент представляет собой содержательное наполнение информационного ресурса, оформленное в форме медиатекста. Характеристика понятия медиа контент, его функции, классификации и особенности применения в различных сферах отражены в работах российских и зарубежных авторов, таких как Л.П.Шестеркина, Т.С.Павленко, Я.Н.Засурский, Г.Ф.Полушкина, В.Л. и П.В.Музыкант,

© Парахина О.В., Калуцкий П.В., Шаталова Е.В. © Parahina O.V., Kalutsky P.V, Shatalova E.V.

Е.И.Горошко, и др.

В деятельности современной образовательной организации использовать медиа контент можно в двух направлениях, во-первых с позиций коммуникационной активности самой организации, имеющей свойимидж,целевую аудиторию, характерные черты, присущие только ей, а во-вторых, непосредственно для организации образовательного процесса в формате дистанционного обучения.

В электронных учебных курсах важную роль играет медиа контент, который представляет собой цифровое информационное содержание сайта. Он должен быть понятным для восприятия, помогать лучшему усвоению учебного материала изучаемой дисциплины. Медиа контент - «это содержательно значимое наполнение цифровых ресурсов, интегрирующее в себе различную по форме представления и кодирования информацию (текстовую, графическую, аудиовизуальную и т. п.) и ориентированное на удовлетворение социальных, информационных и эмоциональных потребностей человека» [2].

Медиа контент дисциплины микробиология, вирусология, это электронный учебный курс (ЭУК), который разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины для студентов лечебного факультета Курского государственного медицинского университета (КГМУ). Управление электронным учебным курсом осуществляется системой дистанционного обучения (СДО) Moodle, в которой размещается ЭУК. СДОMoodle выступает в качестве образовательного портала КГМУ, которая позволяет создавать образовательные программы, предоставлять доступ обучающихся к ним для изучения электронных образовательных ресурсов, методических указаний и осуществления контроля знаний. Модульно объективно ориентировочная динамичная образовательная среда - Moodle представляет собой свободную систему управления обучением, и служит не только для организации обучения дистанционно, но и для поддержки очного обучения. Используя МооШе преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержанием в виде текстов, презентаций, тестовых заданий и другого медиа контента. СДО Moodle дает возможность не только проектировать, создавать, управлять ресурсами информационно-образовательной среды, но и осуществлять редактирование содержания курса. Например, автор курса в произвольном порядке может корректировать содержание курса прямо в процессе обучения, добавляя или удаляя из электронного курса различные элементы.

ЭУК дисциплины микробиология, вирусология представляет собой презентации лекций, электронные ресурсы для проверки знаний обучающихся, видеоматериалы, электронные учебные издания, дополнительные материалы (методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к занятию, рабочая тетрадь и т.д.).

В процессе подготовки презентации лекций авторы придерживались принципов создания «опорного»

конспекта, где текст, представляющий краткое изложение содержания лекции был разделен на информационные блоки, каждый из которых имеет свое оглавление. Учебный материал лекции легко читаем и представлен в СДО Moodle в формате pdf и структурирован так, чтобы его было удобно систематизировать и обобщить по всем изучаемым разделам курса.

Электронные ресурсы для проверки знаний обучающихся разработаны в ЭУК СДО Moodle в двух формах:

- тестовые задания для текущего контроля знаний, итоговые тесты по определенным разделам изучаемой дисциплины и для промежуточной итоговой аттестации обучающихся;

- элементы курса «Задание».

Тестовые задания ЭУК СДО Moodle составлены в форме заданий закрытого типа с выбором одного верного ответа из пяти предложенных. Они добавлены в курс после каждой темы занятия, после изучения определенного раздела дисциплины или в конце изучаемого курса. Промежуточная аттестация обучающихся после изучения ЭУК дисциплины проводится в форме итогового тестирования в СДО Moodle. Достоинством такого типа заданий является их технологичность, быстрота получения результатов тестирования.

Элемент курса «Задание» представляет собой заполнение электронных таблиц, схем, решение ситуационных задач по определенной теме занятия. Для студентов второго курса лечебного факультета, которые только начинают изучать дисциплину микробиология, вирусология по общей микробиологии предлагается заполнить электронные таблицы и схемы по теме занятия. Заполнение таблиц и схем помогает обучающимся структурировать, систематизировать и обобщать учебный материал, а преподавателю проверить уровень усвоения знаний студентов по данной теме. Студенты третьего курса, решают ситуационные задачи по клинической микробиологии, которые представляют собой изложение клинической ситуации с вопросами для обсуждения и приложением различной информации, передающей общий контекст ситуации (например, результаты анализов и т.п.). Решение ситуационных задач в рамках ЭУК помогает не только оценить теоретические знания обучающихся, но и способствует развитию у них клинического мышления, повышению мотивации к изучению дисциплины [1].

Вышеназванные элементы курса «Задание» в СДО Moodle очень удобны при выполнении, поскольку обучающиеся могут «прикреплять» любой цифровой контент. Это могут быть файлы Word, pdf или непосредственно ответ на сайте в текстовом редакторе «Задание». При оценивании элементов курса «Задание» преподаватель может комментировать правильность выполнения задания, а обучающийся присылать исправленный ответ, учитывая замечания преподавателя.

Важной составной частью ЭУК СДО Moodle является использование видеоматериалов подготовленных профессорско-преподавательским составом кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии КГМУ

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

по различным темам преподаваемой дисциплины. По определению И.Л. Пичуговой, «видеоматериал - это материал, который демонстрируется в учебных целях с использованием техники» [4].

В качестве видеоматериалов ЭУК содержит учебные фильмы, которые помогают преподавателям наглядно донести обучающимся необходимую информацию. Например, визуальное изображение различных этапов микробиологического исследования, способов окраски микроорганизмов, приготовление «висячей» и «раздавленной» капли, выделение чистых культур бактерий аэробов и анаэробов, изучение факторов патогенности и вирулентности микроорганизмов, ферментативной активности бактерий, процесса фагоцитоза, гуморального и клеточного иммунного ответа и др.

Электронные учебные издания (ЭУИ) как составная часть ЭУК по дисциплине микробиология, вирусология представляют собой мультимедийные учебные пособия, выполненные при помощи программы iSpring, которые содержат лекционный материал, методические рекомендации, тестовые задания, ситуационные задачи, видеоматериалы, интерактивности и т.д. Мультимедийные учебные пособия по дисциплине могут включать как учебный материал по теме в рамках одного занятия, например «Морфология микроорганизмов», «Патогенные микобактерии», «Генетика микроорганизмов», «Структура бактериальной клетки», «Дезинфекция и стерилизация», «Факторы врожденного иммунитета», так и по определенному разделу дисциплины. Например, «Патогенные анаэробы», «Ферментативная активность бактерий», «Физиология микробов», «Инфекция и иммунитет». Они могут быть размещены как на портале СДО Moodle, так и в режиме локального доступа на съемных носителях (CD/ DVD диски) [6].

В качестве дополнительных материалов в СДО Moodle размещены методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов кпрактическим занятиям, которые содержат план практических занятий, методические указания к самостоятельной подготовке студента к практическому занятию, список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к практическим навыкам. При подготовке к практическому занятию обучающийся может ознакомиться с мотивацией изучения темы, целями самоподготовки и занятия, выяснить исходный уровень знаний, план изучения темы занятия, что он должен знать и уметь после изучения темы, контрольные вопросы, план самостоятельной работы обучающихся на практическом занятии. Учебный материал практических занятий в данных методических рекомендациях содержит следующие разделы по общей и частной микробиологии: «История микробиологии. Морфология

микробов», «Физиология микроорганизмов», «Инфекция. Иммунологические основы диагностики лечения и профилактики заболеваний», «Возбудители кишечных инфекций», «Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками, грамотрицательными палочковидными и анаэробными микроорганизмами. Микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша, гемофильной инфекции, легионеллеза, туберкулеза, лепры, актиномикоза», «Микробиологическая диагностика зоонозных инфекций, спирохетозов, микозов, риккетсиозов, хламидиозов и микоплазмозов», «Медицинская вирусология».

В роли пользователей ЭУК СДО Moodle выступают профессорско-преподавательский состав кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии КГМУ, преподаватели кафедры, выполняющие роль «учителя» и обучающиеся. Профессорско-преподавательский состав кафедры разрабатывает ЭУК, непосредственно осуществляет процесс обучения студентов в режиме on-line, производит мониторинг успеваемости и посещаемости студентов, проверяет правильность и дает комментарии по выполнению заданий, выставляет оценки в электронном журнале. Преподаватели кафедры, выполняющие роль «учителя» подписывают группы на курс, определяют время тестирования, выполнения электронного задания, практических навыков, а также отслеживают результаты тестирования в ходе промежуточной аттестации обучающихся. Кроме того, они редактируют содержание электронного учебного курса, добавляя или удаляя различные элементы в процессе on-line режима дистанционного обучения. Основная задача обучающихся при изучении темы занятия заключается в изучении медиа контента ЭУК, а так же в своевременном и правильном выполнении предложенных заданий. Доступ к ЭУК СДО Moodle осуществляется круглосуточно, для этого достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой образовательной среды удобной как дляпреподавателей, так и для обучающиеся.

Как показывает опыт работы, наиболее оптимален разнообразный медиа контент в одном ЭУК СДО Mood^ виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, видеоматериалов, электронных ресурсов для проверки знаний обучающихся, ЭУИ, дополнительного материала к занятиям.

Таким образом, СДО Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для представления образовательно-методических материалов ЭУК, проведения теоретических и практических занятий по дисциплине микробиология, вирусология, промежуточной аттестации, и в целом организации образовательной деятельности.

Библиографический список

1. Буравкова А.Г. Ситуационные задачи как способ формирования клинического мышления врача [Электронный ресурс] / А.Г. Буравкова, Демьянова О.Б., Буравков Б.П. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2014. - Режим доступа: URL: file:///C:/Users/компьютер/Downloads/situatsionnye-zadachi-kak-sposob-formirovaniya-klinicheskogo-myshleniya-vracha.pdf

2. Гурьянов Е.Н. Социологический анализ особенностей потребления медиаконтента современной молодёжью (на примере ФГАОУ ВО СПБПУ [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: nauchkor.ru>uploads/documents/.. ..pdf

3. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2005. № 2. С. 3-7.

4. Пичугова И.Л. К вопросу об использовании видеоматериалов при обучении иностранному языку профессионального общения [Электронный ресурс] . - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ruarticle/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-videomaterialov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-professionalnogo-obscheniya.

5. Шестеркина Л.П. От медиатекста к медиабренду: к вопросу о взаи-модействии журналистики, рекламы и PR в конвергентных СМИ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2014. № 3. С. 50-55.

6. Электронная образовательная среда кафедры как условие качественно нового уровня обеспечения учебного процесса / Е.В. Шаталова, О.В. Парахина // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 84-й годовщине КГМУ «Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда» (Курск , 1 февраля 2019 г.). Курск: КГМУ, 2019. С.636-639.

References

1. Buravkova A.G. Situational tasks as a way of formation clinical thinking of the doctor [Electronic resource] / A. G. Buravkova, Demyanova O. B., Buravkov B. P. // Identity, family, and society: issues of pedagogy and psychology, 2014. - Access mode: URL: file:///C:/Users/computer/Downloads/situatsionnye-zadachi-kak-sposob-formirovaniya-klinicheskogo-myshleniya-vracha.pdf

2. GuryanovE.N. Sociological analysis of the features of media content consumption by modern youth (on the example of the SPBPU Federal State Educational Institution of Higher Education [Electronic resource] - Access mode: URL: nauchkor.ru " uploads/documents/.... pdf

3. ZasurskyYa.N. Mediatext in the context of convergence / / Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 10: Journalism. 2005. No. 2. Pp. 3-7.

4. Pichugova I. L. On the issue of the use of video materials in teaching a foreign language of professional communication [Electronic resource] / I. L. Pichugova. - Access mode: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-videomaterialov-pri-obuche-nii-inostrannomu-yazyku-professionalnogo-obscheniya.

5. Shesterkina L.P. Ot mediateksta k mediabrendu: k voprosu o vzaimodeystvii zhurnalistiki, reklama i PR v konvergentnykh SMI [From media text to media brand: to the question of the interaction of journalism, advertising and PR in convergent media]. Series: Linguistics. 2014. No. 3. Pp. 50-55.

6. Electronic educational environment of the department as a condition of a qualitatively new level of ensuring the educational process / E. V. Shatalova, O. V. Parakhina / / Materials of the International Scientific and Practical Conference. 84th anniversary of KSMU « Training of medical personnel and digital educational environment «(Kursk, February 1, 2019). Kursk: KSMU, 2019. Pp. 636-639.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.