Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ ZOOM В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МАГИСТРАНТОВ-БИОЛОГОВ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ ZOOM В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МАГИСТРАНТОВ-БИОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / МАГИСТРЫ-БИОЛОГИ / ZOOM / ВЕБИНАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева И.Ю., Тришкин А.В., Демьянков Е.Н.

В статье рассмотрено применение дистанционных технологий в образовательном процессе магистрантов-биологов, проведен анализ онлайнплатформ для организации лекционных занятий. А также приводится опыт практического применения программы Zoom для проведения лекционных занятий в форме вебинаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева И.Ю., Тришкин А.В., Демьянков Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF USING THE ZOOM CLOUD PLATFORM IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF UNDERGRADUATES IN BIOLOGY

The article considers the use of distance learning technologies in the educational process of undergraduates-biologists, analyzes online platformsfor organizing classes. The experience ofpractical application of the Zoom program for conducting lectures in theform of webinars is given.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ ZOOM В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МАГИСТРАНТОВ-БИОЛОГОВ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378 МАКЕЕВА И.Ю.

магистрант 2 курса направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» профиль «Естественнонаучное образование», кандидат биологических наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: makeevainna@inbox.ru ТРИШКИН А.В.

магистрант2 курса направления подготовки 06.04.01 «Биология», профиль «Биофизика», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: maksim-leon@mail.ru ДЕМЬЯНКОВ Е.Н.

кандидат педагогических наук, профессор кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: kafbotany17@mail.ru

UDC 378 MAKEEVA I.YU.

Master 2 year, Area of Study 44.04.01 "Pedagogical Education" Profile "Natural Science Education", Candidate

of Biology, Orel State University E-mail: makeevainna@inbox.ru TRISHKIV A.V.

Master, 2 year, Area of Study 06.04.01 "Biology"Profile "Biophysics", Orel State University E-mail:maksim-leon@mail.ru DEMYANKOV E.N.

Candidate of Pedagogy, Professor of the Department Plant Physiology and Biochemistry ofPlants, Orel State University

E-mail:kafbotany17@mail.ru

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ ZOOM В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МАГИСТРАНТОВ-БИОЛОГОВ

PRACTICE OF USING THE ZOOM CLOUD PLATFORM IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF UNDERGRADUATES IN BIOLOGY

В статье рассмотрено применение дистанционных технологий в образовательном процессе магистрантов-биологов, проведен анализ онлайнплатформ для организации лекционных занятий. А также приводится опыт практического применения программы Zoom для проведения лекционных занятий в форме вебинаров.

Ключевые слова: дистанционные технологии, лекционные занятия, магистры-биологи, Zoom, вебинар.

The article considers the use of distance learning technologies in the educational process of undergraduates-biologists, analyzes online platformsfor organizing classes. The experience ofpractical application of the Zoom program for conducting lectures in theform of webinars is given.

Keywords: distance technologies, lectures, Masters in Biology, Zoom, webinar.

Введение. Магистратура - вторая часть двухуровневой системы современного российского высшего образования, которая должна обеспечивает глубокую теоретическую подготовку, научно-исследовательскую деятельность, формирование практических умений и навыков. Для этого необходимо внедрение в образовательный процесс новых современных технологий [4]. Следует отметить, что последнее время, одновременно с традиционными формами обучения, в России активно проходило развитие информационных образовательных технологий, которые завоевали свою нишу в образовательном процессе вузов, в основном, как дополнительный инструмент. Основным форматом обучения до весны 2020 года, являлся очный режим.

В начале 2020 года в России сложилась сложная эпидемиологическая ситуация, вызванная распространением вируса СОУГО-19. Объявленная пандемия внесла свои коррективы не только в нашу повседневную жизнь, но и в работу образовательных организаций высшего образования. В связи с угрозой здоровью обу-

чающихся, работников образовательных и научных организаций необходимо было принимать срочные меры. Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков подписал приказ [1], в котором рекомендовалось, начиная с 16 марта 2020 года, организовать процесс обучения студентов вне места нахождения вузов, в том числе обеспечить освоение ими образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Главными задачами на тот момент стали сохранение здоровья обучающихся и педагогических работников путем предотвращения распространения коронавирусной инфекции, а также обеспечение в полном объеме реализации образовательных программ без ухудшения их качества. Перед администрацией и преподавательским составом вузов были поставлены жесткие рамки - в предельно сжатые сроки изменить формат проведения лекционных, практических, семинарских, лабораторных занятий, учебных практик, зачетов и экзаменов, а также форму защиты выпускных квалифика-

© Макеева И.Ю., Тришкин А.В., Демьянков Е.Н. © Makeeva I.Yu., Trishkiv A.V., Demyankov E.N.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

ционных работ. В сложившейся ситуации учреждения образования были вынуждены перейти на дистанционный режим работы.

Вопрос об изменении формата занятий по направлению подготовки 06.04.01 Биология в ОГУ имени И.С.Тургенева встал особо остро. Это можно объяснить тем, что необходимо было исключить массовое скопление магистрантов не только в лекционных аудиториях, но и в лабораториях, где проходят практические занятия. Перед профессорско-преподавательским составом встала задача максимально задействовать технологии дистанционного образования, предоставив в пользование магистрантам-биологам такие ресурсы, как онлайн-лекции, электронные учебники и учебные пособия, доступ к электронным библиотекам, контрольно-измерительным материалам и т.д.

Целью данного исследования является изучение особенностей применения дистанционных технологийв образовательном процессе магистрантов-биологов.

В процессе написания статьи изучался опыт удаленной работы с магистрантами-биологами очного отделения, результаты анкетирования обучающихся и материалы вебинаров на базе ОГУ имени И.С. Тургенева.

В рабочих программах дисциплинможно выделить основные формы организации процесса очного обучения, применяемые в российском высшем образовании. К ним относятся: лекционные и практические занятия, лабораторные работы, а также самостоятельная работа обучающегося.

Стандартную модель очного обучения в магистратуре можно представить в виде схемы (рис. 1).

В случае организации дистанционного обучения становится более значимой роль самостоятельной работы студента и та часть работы преподавателя, которая выходит за рамки непосредственной онлайн-работы. Формы подачи материала, взаимодействия преподавателя и студентов, формы контроля знаний также отличаются от таковых форм очного обучения.

Лекционная форма преподавания - наиболее традиционный и эффективный способ обучения, средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно [5]. Лекции в дистанционном обучении могут быть представлены в следующих цифровых форматах [2]:

- видеолекция - преподаватель заранее записывает видеофайл и добавляет в электронную среду или рассылает студентам;

- аудиолекция - аналогичные действия со звуковым файлом;

- слайд-лекция - демонстрация презентации с речевым сопровождением преподавателя;

- текстовая лекция - текстовый документ в формате PDF или Word;

- вебинар - видеоконференция с применением онлайн платформ Skype, Zoom, GoogleMeet, Webinar, Moodle и т.д. В режиме вебинара преподаватель читает лекцию в реальном времени [3].

Лекции в дистанционном обучении отличаются от традиционной аудиторной лекции не только формой, но и объемом материала, который могут содержать в соответствии с теорией когнитивной нагрузки [3]. Аудио-или видеолекция должна быть записана качественно и по времени не должна длиться более 15-20 мин. Такой файл может содержать самое главное в сжатом виде, объяснение самых сложных моментов темы. Как правило, лекции в формате вебинаров дополняются текстовым вариантом. Максимальный объем текстовой лекции вместе с рисунками - 5-8 страниц, если мы рассчитываем, что студент проработает и поймет материал (видео плюс текст), а также ответит на вопросы. Опыт показывает, что материал одной обычной очной лекции приходится разбивать на 2-3 дистанционные лекции [3].

Однако при организации лекционного занятия с магистрантами-биологами наибольшего результата можно достичь при условии прямого контакта с учащимися. Это возможно в случае организации лекции в форме вебинара с использованием программ для проведения видеоконференцсвязи. Сегодня среди программного обеспечения, которое дает возможность организовать такой формат работы, можно выделить следующие: Zoom, Skype, MicrosoftTeams, GoogleMeet, TrueConf и др.

На сегодняшний момент хочется отметить, что одним из лидеров среди таких платформ является Zoom. В этой программе даже в базовой версии имеется очень широкий функционал, который по набору инструментов и параметрам доступности превосходит аналогичные ресурсы. Поэтому многие вузы, в том числе и ОГУ имени И.С.Тургенева, выбрали именно этот ресурс для проведения лекционных занятий. Выделим самые полезные опции Zoom, позволяющие организовать успешное дистанционное обучение студентов в условиях пандемии.

Во-первых, это дискуссия в реальном времени. Преподаватель выступает в роли организатора конференции, к которой может присоединиться учебная группа студентов. Существует несколько вариантов приглашения в конференцию участников. Можно добавить их в контакты и пригласить каждого отдельно или можно отправить ссылку на конференцию с уникальным идентификатором и паролем. У организатора конференции имеется возможность демонстрации окна докладчика и участников, также можно скрывать окна

Рис. 1. Модель очного обучения в магистратуре.

— 190 ~

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

слушателей. Для организатора конференции Zoom можно установить виртуальный фон (в том случае, если у участника конференции обстановка в помещении не самая удачная для демонстрации). Студенты в конференции Zoom общаются, взаимодействуют, слышат преподавателя и друг друга. Преподаватель имеет возможность выключать микрофон студентов, что помогает при проведении занятия избежать лишнего шума и не отвлекаться на посторонние разговоры и речь.

Во-вторых, в Zoom есть функция «демонстрация экрана», благодаря которой возможен показ и совместный просмотр презентации, работа с электронной интерактивной доской и т.д. Особенностью платформы Zoom является также возможность демонстрировать не весь экран, а только выбранную программу. Zoom предоставляет всем участникам конференции право управления мышью и клавиатурой, а также возможность одновременно работать с учебным материалом на доске.

В-третьих, в конференции Zoom создан чат, где все участники могут в режиме реального времени комментировать происходящее или задавать вопросы. Присутствует возможность обращения не только ко всем присутствующим, но и к конкретному участнику конференции. Наряду с чатом, в Zoom присутствуют специальные кнопки, обуславливающие различные реакции в беззвучном режиме. С помощью таких кнопок студенты могут совершить определенное действие во время лекции: «поднять руку», выразить эмоцию, отреагировать и т.д.

В-четвёртых, в Zoom есть возможность архивирования занятия. Можно сделать снимок экрана, либо осуществить видеозапись учебного занятия, что удобно, когда требуется сохранить учебный материал для отсутствующих студентов. Преподаватель может использовать эту функцию для записи своих лекции без студентов для включения в онлайн-курс или для последующего анализа.

Однако, помимо неоспоримых достоинств и преимуществ, у Zoom есть и свои недостатки. Безусловно, один из самых весомых минусов заключается в ограниченной продолжительности конференций. Временной лимит установлен для бесплатной версии. Если у образовательной организации отсутствует возможности приобрести платную версию, то при прекращении отведенного времени преподаватель может пересоздать конференцию и отправить студентам новую ссылку для входа.

После трехмесячной практики дистанционного обучения авторами было проведено анкетирование студентов первого и второго курсов магистратуры по направлению подготовки 06.04.01 Биология очной формы обучения с целью выявления наиболее предпочтительных видов лекций. Всего в анкетировании приняли участие 25 респондентов. Ниже приведеныполученные результаты.

1. Был ли у Вас опыт обучения с использованием дистанционных технологий до марта 2020 года?

2. Имеются ли у вас технические ресурсы для участия в занятиях с использованием дистанционных технологий (персональный компьютер, интернет)?

3. Какие лекционные формы преподавания чаще использовали преподаватели до введения дистанционного обучения?

4. Какие лекционные формы преподавания чаще стали использовать преподаватели после введения дистанционного обучения?

5. Был ли у вас опыт работы с платформой Zoom до введения дистанционного обучения?

6. Испытывали ли вы трудности в восприятии лекционного материала на занятиях в формате вебинара в Zoom?

7. Какие платформы для проведения занятий лекционного типа чаще используются преподавателями?

8. Как Вы считаете, изменилось ли качество лекционных занятий с переходом в дистанционный формат?

9. Какие достоинства и недостатки проведения лекционных занятий в формате вебинараZoom вы могли бы отметить? (предполагался свободный ответ).

Проведенный анализ ответов показал основные достоинства, которые выделили респонденты:

- возможность присутствия на занятиях в период пандемии, безопасность;

- работа в режиме реального времени, возможность использования видеоматериалов, презентаций с важной информацией, большой функционал;

- возможность прямого взаимодействия с преподавателем во время лекции;

- удобство прослушивания лекций, находясь дома;

- экономия времени, потраченного на дорогу;

- доступность из любого места, мобильность.

Однако, наряду с неоспоримыми достоинствами,

магистрантами были отмечены и основные недостатки проведения лекционных занятий в формате вебинара в Zoom: технические сложности - в частности, необходимость высокоскоростного интернет-подключения, наличие платных функций, переподключение по истечении определенного времени в бесплатной версии Zoom, а также отсутствие живого общения с преподавателем и сокурсниками.

Таким образом, с одной стороны, эффективность дистанционных занятий напрямую связана с техническими возможностями студента инемаловажную роль в этом играют средства и качество связи. Соответственно, низкая скорость интернета, плохое качество связи, необходимость периодического переподключения приводит к потере времени и неполному усвоению материала.

Наряду с этим, в процессе дистанционного обучения с применением вышеописанной платформы встает вопрос о наличии у преподавательского состава необходимых IT-компетенций. При этом, как показывает практика, далеко не каждый преподаватель готов с помощью современных технологий к взаимодействию, как со студентами, так и с коллегами.

В заключение можно сказать, что платформа

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

Zoom обладает рядом неоспоримых преимуществ для организации дистанционного обучения и позволяет оптимизировать образовательный процесс магистрантов-биологов. Благодаря специальным функциональным возможностям Zoom в рамках обычной лекции освоение нового материала становится более интерактивным и запоминающимся. Возможности программы Zoom также позволяют приглашать для учеб-

ных целей ведущих ученых, теоретиков и практиков, что в режиме офлайн организовать сложнее. Следует отметить, что при правильно выстроенной преподавателем дистанционной работе у студентов возникает интерес и мотивация к активной познавательной деятельности, что обеспечивает возможность получения качественного образования.

Библиографический список

1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». Url: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73645128/ (дата обращения: 07.11.2020)

2. Инструменты дистанционного обучения. ОП Юрайт. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/onlinecourse/view/4 (дата обращения: 13.05.2020)

3. Нуштаева А.В. Практика дистанционного обучения в высшей школе // Современные наукоемкие технологии № 6, 2020. С. 353-357.

4. Пузина Т.И., Макеева И.Ю. Концептуальные основы построения образовательной программы "Биофизика" в подготовке магистра биологии // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 4 (81). С. 399-401.

5. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб.пособие. М.: Логос, 2012. 448 с.

References

1. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 397 dated March 14, 2020 "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and related additional professional programs in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection in the territory of the Russian Federation". Url: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73645128/ (accessed: 07.11.2020)

2. Distance learning tools. OP Urite. [Electronic resource]. URL: https://urait.ru/onlinecourse/view/4 (date accessed: 13.05.2020)

3. Nushtaeva A.V.Practice of distance learning at higher school // Modern high technologies№ 6, 2020. Pp. 353-357.

4. Puzina T.I., MakeevaI.Yu. Conceptual bases of construction of the educational program «Biophysics» in the preparation of the master of biology // Scientific notes of Orel State University. Vol. 4. no. 81. 2018. Pp. 399-401.

5. SharipovF.V. Pedagogy and psychology of higher education: textbook.manual. Moscow: Logos, 2012. 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.