Научная статья на тему 'Использование интернет-технологии в образовании'

Использование интернет-технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2480
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / INTERNET TECHNOLOGIES / COMPUTER NETWORK / INTERNET / INFORMATION TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилин В.П., Шумилина Н.Г.

В статье рассматриваются вопрос практического применения интернет-технологий в образовательном процессе. Указаны основные направления использования компьютерных сетей при обучении студентов. Особое внимание уделено использованию систем дистанционного обучения на основе сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумилин В.П., Шумилина Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INTERNET TECHNOLOGIES IN EDUCATION

The article discusses the practical application of Internet technologies in the educational process. The main directions of using computer networks for teaching students are indicated. Particular attention is paid to the use of distance learning systems based on the Internet.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-технологии в образовании»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378 ШУМИЛИН В.П.

кандидат педагогических наук, кафедра информационных технологий в деятельности органов внутренних дел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова ШУМИЛИНА Н.Г.

кандидат педагогических наук, кафедра теории и методики начального образования, Институт педагогики и психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

UDC 378 SHUMILIN V.P.

Candidate of pedagogical sciences, Department of Information Technology in ATS activities, Orel Law Institute MVD of Russia named V.V. Lukyanov SHUMILINA N.G.

Candidate of pedagogical sciences, Department of the Theory and Methods of primary general education, Institute of pedagogy and psychology Orel State University

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ USE OF INTERNET TECHNOLOGIES IN EDUCATION

В статье рассматриваются вопрос практического применения интернет-технологий в образовательном процессе. Указаны основные направления использования компьютерных сетей при обучении студентов. Особое внимание уделено использованию систем дистанционного обучения на основе сети Интернет.

Ключевые слова: Интернет-технологии, компьютерная сеть, Интернет, информационная технология, система дистанционного обучения.

The article discusses the practical application of Internet technologies in the educational process. The main directions of using computer networks for teaching students are indicated. Particular attention is paid to the use of distance learning systems based on the Internet.

Keywords: Internet technologies, computer network, Internet, information technology, distance learning system.

С развитием информационных технологий человечество придумало новую форму общения посредством компьютерных сетей. Передача данных стала осуществляться в некой медиа-среде, где бы не находился пользователь сети. Достаточно иметь компьютер с подключением к сети Интернет.

В конце ХХ века в России сеть Интернет являла собой в основном научно-исследовательскую компьютерную сеть, через которую ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных высших учебных заведений поддерживали связь друг с другом.

Отличная возможность современных Интернет-технологий - возможность использовать ресурсы, расположенные в любой точке земного шара. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о виртуальных онлайн-лабораториях, в которых пользователи будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.

Следующая возможность, которая с успехом используется сегодняшними преподавателями, -развитие и поощрение творческого потенциала обучающихся. Открытые публикации в Интернет лучших дипломов и курсовых, сочинений, собраний работ по курсу дисциплины, рефератов с использованием гипертекста дают возможность обучающимся как выполнить мини-исследование, так и помогут преподавателю

формировать банк материалов по изучаемому курсу. Реализуются намеченные проекты через овладение компьютерной грамотностью, предполагающей следующие компоненты:

1. Умение устанавливать логические связи между постановкой задачи и ее решением;

2. Умение работать в современных операционных системах;

3. Овладение коммуникативными навыками при общении с программными продуктами;

4. Умение вводить и редактировать информацию, пользоваться компьютерными технологиями, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ обработки табличных данных, работать с базами данных;

5. Умение самостоятельно объединять ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;

6. Умение работать с электронной почтой;

7. Умение работать с форумами, чатами, конференциями;

8. Умение передавать информацию с помощью компьютерных сетей.

9. Умение осуществлять критический анализ происходящих событий в обществе.

Издавна считалось, что контроль за учебным про-

© Шумилин В.П., Шумилина Н.Г. © Shumilin V.P., Shumilina N.G.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

цессом осуществлялся лишь по наличию выполненных задач. То есть присутствовала возможность списать. В современной педагогике считается, что обмен информацией в качестве рефератов или курсовых, дипломных работ приносит больше вреда, нежели пользы. Найти данные работы сейчас не составляет никакого труда.

Не будем останавливаться на издержках Интернет-технологий, - рассмотрим их особенности.

В гиперсреде Интернета появляется новый способ разработки учебных материалов: Интернет-учебник (электронный учебник). Широка область применения такого рода разработок. Их можно использовать и в обычном обучении, и в самостоятельной работе, и в дистанционном обучении [1].

Существует огромное количество программ-оболочек для создания электронных учебников с удобным интерфейсом [2]. Такие программы постоянно совершенствуются и предлагают нам различные возможности при использовании в дистанционном обучении. В них применяется информация различного формата: графическая, звуковая, текстовая, табличная, анимативная. Электронный учебник имеет такие же качества, что и обычный учебник, причем особая заслуга его заключается в возможности бесконечного числа раз тиражирования и предоставления его обучаемым. Достаточно лишь иметь электронный вариант такого учебника, либо иметь через браузер Интернета выход по ссылке. Тем самым:

1. Сокращается время доступа обучающегося;

2. Разработчик может оперативно внести изменения в содержание;

3. Есть возможность загрузки дополнительных материалов в учебник.

Особую ценность в использовании сети Интернет приобретает возможность доступа к электронному учебнику с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Это позволяет заинтересовавшемуся в тематике материала выбрать для обучения любой возможный дистанционный курс.

Большое разнообразие современного программного обеспечения, имеющегося в World Wide Web и предназначенного для разработки документов различного формата, позволяет организовать дистанционное обучение и подготавливать соответствующие учебно-методические материалы. При этом не требуется знания сложных языков программирования.

Переход от печатных материалов к их электронным версиям приводит к повышению скорости подготовки документации по дистанционному образованию, а также вносит элементы оперативности их изменения. Такая возможность ведет к сокращению времени подготовки методических материалов, следствием чего является увеличение числа доступных для обучения созданных курсов.

Кроме перспектив электронная версия учебника или пособия позволяет во взаимодействии с контролирующими программами повысить мотивацию обучающегося и, непосредственно увеличить общение

преподавателя с обучающимися. В этом плане хорошо известны возможности сети Интернет, использующей чаты, форумы и видеоконференции.

Из истории известно, что в Российском образовании разработки системы дистанционного образования (СДО) велись с 90-х годов ХХ века.

Такая система не заменила, а лишь дополнила традиционные очную и заочную формы обучения. Модульный подход в дистанционном образовании получил широкое распространение в организации СДО.

Система постоянного повышения квалификации человека и невозможность традиционного обучения без отрыва от работы также привела к тому, что дистанционное обучение заменило очное и заочное обучение. Она предполагает, что в связи с развитием науки и техники в последнее время накопленные знания стареют каждые 1-2 года. Следовательно, необходима подпитка полученных знаний в духе времени. Таким образом, знания выпускника вуза к концу обучения успевают устареть как минимум дважды, а то и трижды.

Современная организация дистанционного обучения предполагает широкий диапазон различных средств, сервисов и технологий. Анализ результатов проводимых различными организациями опросов для определения, какие именно средства дистанционного обучения пользуются наибольшей популярностью, показывает:

1. Широкая вариативность используемых средств дистанционного обучения;

2. Наличие большого количества узкоспециализированных средств дистанционного обучения, используемых в рамках той или иной организации;

3. Высокую популярность интернет-сервисов.

Серьезным и широким функционалом обладает в

этом смысле система дистанционного обучения Moodle [3], входящая в десятку самых распространенных систем дистанционного обучения. Moodle — система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения [4].

Кроме Moodle в десятку наиболее популярных средств дистанционного обучения попадают следующие средства: Twitter, Skype, Dropbox, Prezi, WordPress, Moodle, Slideshare, Gloster, YouTube, Google Docs.

Открытое образовательное пространство на базе дистанционного образования позволяет ликвидировать пробелы в знаниях. Оно располагает возможностью свободного выбора, в первую очередь, программы обучения, а, следовательно, и вуза, в котором реализуются такие программы [5].

Отрадно, что получить образование в таком случае возможно практически не выходя из дома. Изучив курс по той или иной образовательной программе, обучающийся может получить диплом любого вуза. При этом для поступления на выбранное направление не требует конкурса.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Низкая осведомленность потенциальных обучающихся препятствует развитию такого рынка образовательных услуг. Тем не менее, дистанционное

образование с использованием современных компьютерных технологий все больше развивается и становится достаточно популярным среди населения России.

Библиографический список

1. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle

4. https://moodle.org/

5. ШабановА.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: монография.— Электрон. текстовые данные. М.: Современная гуманитарная академия, 2009. 284 с.

References

1. A manual for students of pedagogical universities and the system of advanced training of teachers / E.S. Polat, M. U. Buharkina, M. V. Moiseeva, A.E. Petrov. - Moscow: Publishing Center «Academy», 2002 . 272 p.

2. Selevko G.K. Modern educational technologies DOC. Tutorial. Moscow: Public Education, 1998. 256 p.

3. https://en.wikipedia.org/wiki/Moodle

4. https://moodle.org/

5. Shabanov A.G. Distance learning in conditions of continuous education. Problems and development prospects [Electronic resource]: a monograph. - Electron. text data . Moscow: Modern Humanitarian Academy, 2009. 284 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.