Научная статья на тему 'Опыт использования Moodle в практике преподавания иностранных языков в вузе'

Опыт использования Moodle в практике преподавания иностранных языков в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGIES / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / DISTANCE COURSE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTIVE INTERACTION / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артына Мира Кан-ооловна, Доржу Намдолмаа Сурун-ооловна

В данной статье рассматривается структура разработанного дистанционного курса «Лексикология английского языка». Авторы описывают опыт применения дистанционной среды Moodle в обучении студентов филологического факультета Тувинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF USING MOODLE IN THE PRACTICE OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT THE UNIVERSITY

The article considers the structure of the developed distance learning course "Lexicology of English". The authors describe the experience of using Moodle in training students of the Faculty of Philology at Tuvan State University.

Текст научной работы на тему «Опыт использования Moodle в практике преподавания иностранных языков в вузе»

УДК 378.02:37.016

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ MOODLE В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ

Артына М.К.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл Доржу Н.С.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE EXPERIENCE OF USING MOODLE IN THE PRACTICE OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT THE UNIVERSITY

Artyna M.K.

Tuvan State University, Kyzyl Dorzhu N.S.

Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье рассматривается структура разработанного дистанционного курса «Лексикология английского языка». Авторы описывают опыт применения дистанционной среды Moodle в обучении студентов филологического факультета Тувинского государственного университета.

Ключевые слова: интернет-технологии, дистанционный курс, мотивация, интерактивное взаимодействие, процесс обучения.

The article considers the structure of the developed distance learning course "Lexicology of English". The authors describe the experience of using Moodle in training students of the Faculty of Philology at Tuvan State University.

Key words: Internet technologies, distance course, motivation, interactive interaction, learning process.

В последнее десятилетие в образовательной деятельности российских вузов произошел постепенный переход к использованию Интернет-технологий в учебном процессе, в частности повсеместное распространение получила система дистанционного обучения на основе систем управления обучением или по-другому, виртуальных образовательных сред. Одной из самых популярных систем в мире является MOODLE (Module Object-Oriented Dynamic Learning Environment - «модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда»), предполагающая организацию взаимодействия между преподавателем и обучаемыми [3].

Эта виртуальная среда распространяется на бесплатной основе с широким спектром возможностей для всеобъемлющей поддержки процесса обучения в дистанционной среде, в которой имеются разнообразные способы представления учебного материала и контроля и оценивания полученных знаний. Благодаря новым информационным технологиям, подобным MOODLE, миллионы людей во всем мире получили доступ к высшему образованию. По данным официального сайта https://moodle.org/ более 90 миллионов людей по всему миру пользуются этой

обучающей платформой, делая ее тем самым самой популярной и востребованной не только среди индивидуальных пользователей, но и среди компаний, самые известные из которых, например, Shell, Лондонская Школа Экономики и Майкрософт [4]. Использование MOODLE и других подобных систем позволяет людям из отдаленных областей планеты, а также социально незащищенным слоям населения и инвалидам приобщиться к разработкам и знаниям ведущих специалистов различных отраслей науки. Особенно активно нетрадиционные формы образования применяются в американских университетах, большинство из которых ориентированы на их широкое использование. В российских вузах этот процесс начался в 90-е годы и особенно активизировался на протяжении последних нескольких лет, в вузах России стали целенаправленно переходить на новые формы дистанционного обучения.

Чем обусловлена популярность именно платформы MOODLE? Специалисты отмечают следующие достоинства данной системы. Во-первых, это снижение затрат на обучение (нет необходимости тратить деньги на проезд и проживание как при традиционной форме обучения, к тому же обучение происходит без отрыва от производства). Во-вторых, охват аудитории не ограничен (возможность получения образования не регламентируется такими физическими параметрами ограничительного характера, как вместимость аудитории или определенное количество студентов/слушателей на группу). В-третьих, само по себе использование подобных систем приобщает людей к новейшим достижениям в области дистанционного обучения (студенты/слушатели разных возрастных категорий проходят одновременно своего рода курсы повышения квалификации компьютерной грамотности).

К достоинствам данной системы можно отнести также наличие простого и удобного web-интерфейса, возможность произвольного выбора времени для проведения онлайн-вебинаров, что удобно как преподавателям, так и обучающимся, при этом студенты имеют возможность прослушать лекции не только в режиме онлайн, но и офлайн, что также увеличивает привлекательность использования данной системы. Нет необходимости личных встреч и консультаций с преподавателями, что экономит время обеих сторон, в то же время, режим тестирования, например, предполагает прочное усвоение знаний, т.к. компьютеру неподвластны такие факторы личного и эмоционального характера, как человеческая усталость, эмоциональное сопереживание, жалость и т.п., что нередко наблюдается при сдаче зачетов и экзаменов.

Использование систем дистанционного обучения также заставляет студентов быть пунктуальными и собранными, поскольку время тестирования и необходимый минимальный порог сдачи теста строго регламентируется преподавателем в системе. Немаловажно также то, что MOODLE в этом случае экономит время проверки работ преподавателем, как правило, режим оценивания также автоматизирован и преподавателю достаточно лишь посмотреть зафиксированный результат студента или слушателя. Преподаватель также может получить полный отчет по вхождению пользователя в систему, в частности последний вход, количество прочтений, сообщения, записи в тетрадях и т.д. Возможно также интерактивное взаимодействие с обучающимися посредством рассылки новостей, форумов, оценок и комментариев

преподавателей. Такая интеракция способствует повышению мотивации к обучению у студентов-пользователей образовательной среды, в отличие от других видов самообразования, где отсутствует подобное взаимодействие с преподавателем.

Поддерживать обучение в онлайн-режиме в Moodle помогает полный набор встроенных функций, включая внешние инструменты совместной работы, такие как форумы, вики, чаты и блоги. Как пишут создатели Moodle, его можно использовать в любое время, в любом месте и на любом устройстве. Moodle работает в Интернете и поэтому может быть доступен из любой точки мира. Благодаря мобильному совместимому интерфейсу по умолчанию и совместимости между браузерами, контент на платформе Moodle легко доступен и согласован в различных браузерах и устройствах.

Применение информационных технологий обязывает преподавателей иметь определенный уровень соответствующих знаний и опыт дистанционного образования, умения разрабатывать качественные занятия и создавать большой объем баз данных по специализации. Учебное заведение, в свою очередь, должно быть оснащено всем необходимым современным оборудованием, для индивидуального же пользователя достаточно иметь компьютер, подключенный к сети Интернет. Простота подключения к сети Интернет и ее низкая стоимость являются важными факторами, способствовавших быстрому распространению систем дистанционного обучения.

По мнению специалистов, технические средства компьютерных телекоммуникаций предоставляют для учебного процесса возможности обратной связи между участниками учебно-воспитательного процесса, доступ к отечественным и зарубежным информационным ресурсам, получение учебных и учебно-методических материалов. Современный пользователь систем дистанционного управления, как правило, работает самостоятельно, лишь эпизодически обращаясь к преподавателю. Дистанционная форма обучения может ставить разные цели - это может быть как получение базового высшего образования, так и обучение на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки слушателей.

Однако необходимо отметить, что широкое внедрение дистанционных технологий не означает полного отказа от традиционных форму обучения, работа в виртуальной образовательной среде повышает эффективность обучения, но она не способна полностью заменить очную форму обучения, например, при изучении иностранных языков или литературы. Таким образом, работа в MOODLE имеет дополнительный характер и ставит целью взаимодействие, прежде всего, с определенными категориями студентов. Кроме того, специалисты отмечают также проблему социализации студентов при работе с MOODLE, этот аспект крайне важен при обучении. Частично эту проблему снимает наличие форумов и чатов в системе.

По окончании дистанционного курса обучения, студенты получают соответствующий сертификат или диплом, дающего право ведения деятельности в той или иной сфере.

Преподаватели кафедры иностранных языков Тувинского государственного университета стремятся идти в ногу со временем и используют дистанционные формы обучения. Авторами настоящей работы был разработан дистанционный курс

по дисциплине «Лексикология английского языка» и они делятся своим опытом внедрения данного курса в учебный процесс.

Данный курс состоит из девяти тематических разделов и рассчитан на 72 часа. Каждый раздел включает в себя следующие ресурсы: лекции, глоссарий, задания для практического занятия и итоговый тест.

После регистрации на курс, студенты начинают обучение с рекомендацией по самостоятельному изучению курса. Далее студенты, руководствуясь календарным планом изучения дисциплины, приступают к изучению тематических разделов. Для выполнения каждого задания курса разработчиками указываются сроки и оценки знаний студентов.

Параллельно с изучением теоретического материала по лекции студент с помощью глоссария знакомится с новыми понятиями, которые требуются при изучении данного раздела. Если какой-нибудь из терминов глоссария встретится в тексте любой части курса, то он автоматически преобразуется в ссылку на этот термин.

<- Я С У riUNI»«. Лексикология; Введение; ¡.Предмети разделы лексиколоии & и * © ±

Щ | Сайт ЦДО ТувГУ Русский <ru) - Намдопмаа Доржу * | |

НАВИГАЦИЯ дн

Личный кабинет ■ Домашняя страница ► Страницы сайта ▼ Текущий курс ▼ Лексикология

► Участники

► Значки

► Общее

СЛОВО КАК ЕДИНИЦА "" ЯЗЫКА

Введение Q Глоссарий, й Task 1. What is а word? What is lexicology? № Task 2. What is a word? What is lexicology? № ТЕСТ 1 k ЯНАУРНИЕ Г.ГПРА

Введение©

Просмотр Редактировать Отчеты Оценить эссе

1. Предмет и разделы лексикологии

о и словарный (лексический) с( в разных аспектах.

Пред

С ЛОВС

(леке

всех рассматривс сочет

Прин явлж лека*

СВЯЗс

расс». _

лексикология частная займется особенностями именно английских синонимов или антонимов.

И общие, и частные проблемы словарного состава можно анализировать в различных аспектах. Прежде всего к любому явлению можно подходить с синхронической или диахронической точки зрения. Синхронический подход

ки, является слово (греч. от греческого lexis погия рассматривает слово и словарный м любого языка называется совокупность 1алентами слов понимаются устойчивые i вносятся в нее в готовом виде.

уемая по-английски general lexicology, став любого языка, то, что относится к у) занимается исследованием вопросов, 1ка. Так, общая лексикология может _^Л1ческих отношений в языке, в то время как

После изучения теоретического материала студент должен выполнить задания, предусмотренные в практическом занятии. В конце каждого раздела предусмотрено выполнение итогового контрольного теста .

Разработчик создает банк вопросов, используемых для составления тестов. Тесты могут быть организованы по категориям. Каждый тест имеет свой срок действительности, после чего он не доступен. Преподаватель может настроить количество попыток для сдачи теста. В тестовом модуле поддерживаются следующие типы вопросов: с несколькими ответами, с ответом типа «верно-неверно», короткий ответ и т.д.

Сайт ЦДО ТувГУ Русский (га)»

Намдолмаа Доржу

Лексикология английского языка

Личный кабинет Очное обучение филологический факультет Лексикология

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЛОВА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Task 2 Morphological structure of English worts..

НАВИГАЦИЯ ПО ТЕСТУ

□ □□□□

□ □□□□

□шш mm

□ннин

| 26 | p7j |*28j |29j |"зо| Закончить попытку...

Вопрос 29 Ппга мат птпрп

Вопрос 28 Пока нет ответа Determine the number of morphemes in each underlined word. Choose an answer: "1 know. Penelope." he said ashamedlv (L. Kennedy).

f Отметить

вопрос Выберите один ответ;

ф Редактировать 2

■опрос 4

1 3

Determine the number of morphemes in each underlined word. Choose an answer;

Результаты выполнения теста автоматически фиксируется, что экономит время преподавателя. Чтобы получить зачет по данному курсу студент должен набрать не менее 300 баллов. Преподаватель после указанного срока проверяет результаты выполненных тестов. Он может посмотреть результаты всего курса сразу.

ГШ^—"--с" «▼ЗОСС.

<- СО

Фамилия Имя

Ве1ектаа МопдивсИ

Алдын-Сай Ак-оол

Уржук Бадкежик

Байлак Биче-оол

Олча Болат-оол

Чечена Быштак-оол

Влада Донгак

Диана Донгак

Ллия Донгак

Богдан Дондук

Общее среднее 3

ТЕСТ 7 - у ✓ ТЕСТ 8$ ,1 у ТЕСТ 9 г V- тест пробный * / £ Итоговая оценка за курс % £

7,00 0. 5,00 а 7,ооа 14,00 а 304,19

8,00 а в.оо а в.ооа 14,00 а 311,57

8,50 а 7,оо а 7.оо а 14,00 а 320,50

8,ооа 7,оо а б.ооа 14,00 а 318,42

7,00 а 9.ооа 7,оо а 14,00 а 320.91

в.ооа 7.ооа з.воа и.ооа 301,11

б.оо а 7,оо а 4,оо а -а 219,75

4,оо а з.оо а з.17а 14.оо а 303.18

7.ооа 7,оо а 7,оо а 14.00 а 317,28

7,оо а в.ооа 5.17 а 14,оо а 330,83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,13 7.77 6,29 12,68 309,84

Либо может посмотреть результаты одного конкретного студента.

Если студент не справился с заданием, преподаватель указывает дополнительное время для вторичного прохождения тестирования.

На данный курс был зарегистрирован 41 студент 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями) филологического факультета. Все студенты прошли курс успешно.

Опыт использования системы Moodle в учебном процессе выявило некоторые положительные и отрицательные моменты. Использование электронной системы дает возможность автоматизированного контроля учебной деятельности студентов, а также повышается мотивация самоподготовки студентов. Однако разработка и внедрение самого курса в учебный процесс требует усилия и определенную подготовку преподавателя в создании электронных заданий и требуется большая затрата времени по созданию тестов.

Таким образом, использование среды электронного обучения Moodle позволяет расширить возможности образовательного процесса как в плане увеличения возможностей организации самостоятельной работы студентов, так и использования системы при поддержки различных форм обучения.

Библиографический список

1. Aнисимов A.H. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учеб. пособ. 2-е изд., испр. и доп. - Харьков, XHArX, 2009. - 292 стр.

2. Белозубов A.B., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle: учеб.-метод. пособ. - СПб., 2007. - 108 с.

3. Писарев A.B. Возможности образовательной платформы Moodle в обучении информационным технологиям. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.volsu.ru/upload/medialibrary/12f/1 %D0%9F%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1% 80%D0%B5%D0%B2.pdf

4. Community driven, globally supported. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moodle.org/

Bibliograficheskij spisok

1. Anisimov A.N. Rabota v sisteme distancionnogo obucheniya Moodle: ucheb. posob. 2-e izd., ispr. i dop. - Har'kov, HNAGH, 2009. - 292 str.

2. Belozubov A.V., Nikolaev D.G. Sistema distancionnogo obucheniya Moodle: ucheb.-metod. posob. - SPb., 2007. - 108 s.

3. Pisarev A.V. Vozmozhnosti obrazovatel'noj platformy Moodle v obuchenii informacionnym tekhnologiyam. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.volsu.ru/upload/medialibrary/12f/1 %D0%9F%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1% 80%D0%B5%D0%B2.pdf

4. Community driven, globally supported. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://moodle.org/

Артына Мира Кан-ооловна - канд. филол. наук, доцент, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: mirartyna@yandex.ru

Доржу Намдолмаа Сурун-ооловна - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: namdolmaa@gmail.com Artyna Mira - Cand. of Sciences (Philology), Associate Professor, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), e-mail: mirartyna@yandex.ru Dorzhu Namdоlmaa - Cand. of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), e-mail: namdolmaa@gmail.com

УДК 372.881.1

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ К УМК «SPOTLIGHT» 8 КЛАСС

Чыпсымаа О.О., Чулдум Ч.О.

Тувинский государственный университет, Кызыл МБОУ СОШ № 1 пгт. Каа-Хем

EXPERIENCE IN CREATING E-TEST FOR THE CONTROL OF LEXIS AND GRAMMAR

SKILLS TO "SPOTLIGHT 8"

Chypsymaa O.O., Chuldum Ch.O. Tuvan State University, Kyzyl of school № 1 pgt. Kaa-Khem

В статье изложен опыт создания электронного тестирующего материала к учебно-методическому комплекту (УМК) «Spotlight 8» авторов Ю.Е. Ваулиной, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс с предварительным анализом упражнений на совершенствование лексических и грамматических навыков владения английским языком в данном УМК. Разработка и внедрение электронного комплекта теста обеспечивает многократное повторение и контроль лексических и грамматических языковых / речевых структур.

Ключевые слова: методика преподавания, английский язык, лексико-грамматические навыки, электронный тест, информационно-коммуникационные технологии.

The article describes the experience of creating e-test to educational series «Spotlight 8» by the authors Y. E. Vaulina, O. Podolyako, E., D. Dooley, V. Evans with a preliminary analysis of drills for improving skills in English lexis and grammar within the teaching materials given in «Spotlight 8». Development and implementation of electronic test provides the repetition and control of lexical and grammatical structures in English.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.