Научная статья на тему 'Основные проблемы поддержки предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге'

Основные проблемы поддержки предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / PROBLEMS OF ENTREPRENEURSHIP SUPPORT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / STATE SUPPORT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / MANAGEMENT RELATIONS / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обатуров Артем Анатольевич

В статье рассматриваются основные проблемы поддержки предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге. Уделено внимание системе государственной поддержки предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге. Исследуются отрицательные последствия рассматриваемых проблем, анализируется реализация некоторых стратегических решений проблем. Раскрыты актуальные аспекты государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Challenges of Business Support in St. Petersburg

The article discusses the main challenges of business support in St. Petersburg. It has described the main question of the state support system of entrepreneurship in St. Petersburg. The negative effects of the problems under consideration have been examined and analyzed the implementation of some strategic solutions to the problems. The author disclosed the relevant aspects of state regulation and support of entrepreneurial activity in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы поддержки предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге»

литература

1. организация внедрения программно-целевых методов управления при реализации государственных программ развития сельского хозяйства на уровне субъектов Российской Федерации (методические рекомендации) / Под ред. И. Г. Ушачева, И. С. Санду. Тула: Гриф и К, 2010. С.22.

2. о концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года: Областной закон Ленинградской области от 28 июня 2013 г. № 45-оз.

3. об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ленинградской области: Постановление Правительства Ленинградской области от 7 марта 2013 г. № 66 (ред. от 17 октября 2013 г.).

4. о стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области: Областной закон Ленинградской области от 18 мая 2006 г. № 22-оз (ред. от 19 февраля 2013 г.).

5. о государственной программе Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области»: Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 г. № 463 (ред. от 27 декабря 2013 г.).

УДК 338.486.4

А. А. Обатуров

основные проблемы поддержки предпринимательской деятельности в Санкт-петербурге

A.A. Obaturov. The Main Challenges of Business support in st. Petersburg

таблица 1

ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы развития сельского хозяйства ленинградской области

ответственный исполнитель Государственной программы Соисполнители Государственной программы

Комитет по агропромышленному и рыбохозяй-ственному комплексу Ленинградской области Управление ветеринарии Ленинградской области

Комитет по строительству Ленинградской области

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Комитет по культуре Ленинградской области

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области

Комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области

В статье рассматриваются основные проблемы поддержки предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге. Уделено внимание системе государственной под-

Артем Анатольевич Обатуров

управления и экономики. © А. А. Обатуров, 2015

The article discusses the main challenges of business support in St. Petersburg.

It has described the main question of the state support system of entrepreneurship

— аспирант Санкт-Петербургского университета

держки предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге. Исследуются отрицательные последствия рассматриваемых проблем, анализируется реализация некоторых стратегических решений проблем. Раскрыты актуальные аспекты государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге.

ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательство, проблемы поддержки предпринимательства, государственное регулирование, система государственной поддержки, государственная политика, управленческие отношения

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

in St. Petersburg. The negative effects of the problems under consideration have been examined and analyzed the implementation of some strategic solutions to the problems. The author disclosed the relevant aspects of state regulation and support of entrepreneurial activity in St. Petersburg.

Keywords: entrepreneurial activity, entrepre-neurship, problems of entrepreneurship support, state regulation, state support, public policy, management relations

Contacts: Lermontovskiy Ave, 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Развитие предпринимательства, а также его становление в России является одной из важных проблем политики в обстоятельствах перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый и средний бизнес в рыночной экономике являют собой ведущий сектор. И средний, и малый бизнес определяют темпы экономического роста, не только структуру, но и качество валового национального продукта страны. Отметим, что в развитых странах на долю малого бизнеса приходится примерно от 60 до 70% валового национального продукта страны [1].

Если учесть развитие предпринимательства в России, то в этом случае важно отметить, что роль государства всегда была определяющей не только в регулировании, но и в стимулировании предпринимательства. Взаимосвязь предпринимательства и деятельности государственного аппарата проследить можно на всех этапах развития экономики страны. На сегодняшний день поддержка предпринимательства в России превращена в одну из важнейших экономических функций государства.

На современном этапе государственное регулирование предпринимательской деятельности не всегда осуществляется на четкой, тщательной, целевой и систематической основе. Для того чтобы придать импульс по направлению устойчивого роста, предпринимательство должно подвергаться разумному и рациональному воздействию государства, не только его регулированию, но и поддержке.

Отметим, что развитие предпринимательской деятельности без активного воздействия государства не может быть динамичным, стабильным и эффективным. Стихийное, другими словами, нерегулируемое предпринимательство в итоге приводит к огромным диспропорциям в экономике страны. В таком случае предпринимательская деятельность серьезно деформируется, т. е. она концентрируется скорее всего уже в спекулятивно-посреднической сфере. А это негативно сказывается на развитии реального сектора экономики. Касательно современной структуры рыночной экономики в масштабах России отметим, что она предполагает около 10-12 млн малых и средних предприятий, которые работают на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 300 000-400 000 [2]. Это говорит о том, что малое и среднее предпринимательство как отдельный сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически никак не используется его потенциал.

Многообразие и сложность проблем развития систем государственного регулирования и поддержки предпринимательства, неоднозначность толкования

многих понятий, а также относительная малоизученность проблемы явились определяющими аспектами в изучении данной темы.

Отметим, что на данный момент усилен социальный раздел городской программы развития малого и среднего предпринимательства. Приоритет получают проекты, связанные с социальным предпринимательством, создающим рабочие места для социально незащищенных категорий граждан-инвалидов и матерей с маленькими детьми [3-4]. Также получают поддержку проекты, связанные с выполнением социальных функций: созданием частных детских садов, центров дневного времяпровождения для дошкольников и т. д.

Но и здесь встречаются проблемы. Стоит отметить и некоторую «порочную» практику, например внесения изменений в нормативные акты, затрагивающие экологические условия деятельности предпринимателей, как правило, несущие за собой дополнительные затраты. Когда в прошлом году подняли страховые взносы для индивидуальных предпринимателей, было потеряно 400 000 предпринимателей по всей стране. В условиях постоянно меняющегося законодательства очень трудно вести долгосрочный бизнес. В результате предприниматели, начиная свое дело, лишены возможности осуществлять долгосрочные планирования с перспективой на 5-10 лет, в нынешних условиях они могут рассчитывать свою прибыль лишь на год-полтора вперед. Большинство предпринимателей считают: главное, чтобы им не мешали. Чтобы не менялись постоянно правила игры, чтобы проверки проходили по закону. Для них это важнее, чем финансовая поддержка. Сегодня молодые люди стремятся на госслужбу, а не в бизнес. Быть предпринимателем не так престижно, как 10-15 лет назад. [5] Конечно, работать в органах власти или в крупной компании спокойнее, чем в бизнесе. Но в России найдется достаточно молодых людей с предпринимательской жилкой, готовых брать на себя ответственность и рисковать. В связи с этим выделена основная задача — помочь им, привить культуру ведения бизнеса, разъяснить риски и трудности, при этом не отбив желание стать предпринимателем.

Исходя из характеристики состояния малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге практическая деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга по развитию предпринимательства осуществляется в следующих направлениях: создание общих благоприятных условий при осуществлении хозяйственной деятельности для всех субъектов предпринимательства, определяемых в соответствии с критериями, установленными федеральным законом, независимо от их положения на рынке, финансового состояния, формы собственности, вида предпринимательской деятельности, отраслевой принадлежности, создание системы юридической и административной защиты интересов субъектов малого предпринимательства; осуществление адресной государственной поддержки отдельных экономически неустойчивых категорий субъектов малого предпринимательства, определяемых в соответствии с критериями, установленными законодательством Санкт-Петербурга, в целях сохранения и увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, численности занятых на них работников, развития приоритетных для города секторов бизнеса [6-7]. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге осуществляется в разных формах: сюда относится финансовая и имущественная поддержка; информационная и правовая поддержка; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций, а также предпринимателей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сельскохозяйственную деятельность, деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в сфере молодежного предпринимательства; поддержка предпринимательства в социальной сфере; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере строительства.

Система государственной поддержки и управления в Санкт-Петербурге считается одной из самых прогрессивных. В Санкт-Петербурге успешно осуществляется административная реформа, направленная на снижение административных барьеров, а также оптимизацию и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг [8]. Разрабатываются и принимаются административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, а также административные регламенты исполнения государственных функций контроля, формируется реестр государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга. Важнейшим фактором динамичного роста экономики Санкт-Петербурга является создание благоприятного предпринимательского климата, который невозможен без развитой здоровой конкурентной среды, обеспечивающей сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.

Главной целью повышения качества государственного управления является высокая эффективность деятельности органов власти по достижению целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга в условиях ограниченных ресурсов. Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса является важнейшим направлением государственной политики [9-10]. В соответствии с федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, а также законом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2008 г. № 194-32 действия органов государственной власти должны быть направлены на решение этой задачи.

Регулирование, происходящее на федеральном уровне, транслируется и на уровень регионов. Поэтому можно говорить о том, что поддержка малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге также носит системный и планируемый характер. Бизнес-климат любого региона, в том числе и Санкт-Петербурга, является совокупностью условий, влияющих на возникновение и развитие предпринимательства; это среда, в которой рождается и развивается любая организация. Основными составляющими климата, способствующего развитию малого и среднего предпринимательства, являются такие сферы, как инфраструктура, финансовые ресурсы, человеческие ресурсы, земля и недвижимость, административное и законодательное регулирование и ряд других. Сегодня поддержка предпринимательства является одной из приоритетных сфер деятельности Правительства Петербурга.

Заметим, что существующая система поддержки МСП не ориентирована на стимулирование развития МСП в регионах, где предпринимательская активность очень слаба, что приводит к росту межрегиональной дифференциации развития малого бизнеса [11-13].

Особенной популярностью у предпринимателей среди мер господдержки должны пользоваться программы микрофинансирования и гарантии со стороны региональных гарантийных фондов. По нашему мнению, именно кредитные потребительские кооперативы могут сегодня сформировать эффективную систему микрофинансовой поддержки микропредприятий.

Анализ сферы малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге позволяет сформировать следующие стратегические целевые ориентиры развития данного сектора экономики: сохранение темпов роста предпринимательской активности, обеспечивающих ежегодный прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение объемов инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение доли предприятий, занимающихся обрабатывающим производством. Достижение указанных ориентиров возможно лишь при минимизации внешних воздействий на предпринимательский климат Санкт-Петербурга и использовании всех существующих

возможностей по финансовому обеспечению мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (активном привлечении федерального финансирования и планомерном перераспределении бюджетных расходов на стратегически значимые проекты по улучшению предпринимательского климата).

Исходя из обозначенных выше приоритетов государственной политики целями государственной политики в рамках поддержки предпринимательской деятельности являются:

1) создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. Показателем достижения данной цели являются доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга (в процентах); доля предпринимателей, удовлетворенных условиями ведения бизнеса в Санкт-Петербурге (от числа опрошенных) (в процентах);

2) формирование условий для максимально полного удовлетворения потребностей населения санкт-Петербурга в товарах и услугах. Показателями достижения данной цели являются обеспеченность населения Санкт-Петербурга площадью торговых объектов, обеспеченность населения посадочными местами на предприятиях общественного питания.

Достижение заявленных целей решается с помощью следующих задач.

1. Обеспечение доступности финансовых, кадровых и информационных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

2. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга.

3. Обеспечение эффективного развития инфраструктуры торговли, общественного питания и услуг в Санкт-Петербурге.

В настоящее время, несмотря на все усилия, предпринимаемые исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, поддержка предпринимательства в Санкт-Петербурге остается недостаточно развитой.

Отметим следующие факторы, препятствующие развитию благоприятного предпринимательского климата в Санкт-Петербурге:

• количество процедур по доступу к ресурсам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, остается большим;

• время на доступ к ресурсам, необходимым для предпринимательской деятельности по разным видам ресурсов, превышает установленные нормативные показатели в среднем в 2 раза;

• финансовые затраты на доступ к ресурсам остаются высокими;

• стоимость ресурсов является высокой, что сказывается на цене товаров и услуг и ведет к потере конкурентных преимуществ;

• уровень концентрации ряда важных для Санкт-Петербурга рынков оценивается как высокий, при этом на некоторых приоритетных рынках наблюдается недостаточно развитая или неблагоприятная конкурентная среда.

Итак, существующая система государственного регулирования и поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге является вполне логичной и обоснованной, однако существует ряд проблем, требующих урегулирования. Участники конференции «Состояние и перспективы развития сферы торговли в Санкт-Петербурге» выделили следующие актуальные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются организации данной сферы, среди них:

• недостаток мест реализации товаров;

• высокий уровень несправедливой конкуренции, в основном с сетевыми структурами;

• нехватка квалифицированных кадров в сфере торговли;

• административные барьеры и коррупция;

• особенности реализации отдельных групп товаров;

• правовой вакуум в организации ярмарочной деятельности;

• засилье и рост несанкционированной торговли на временных объектах.

В настоящее время поддержка предпринимателей в Санкт-Петербурге осуществляется путем реализации мероприятий Программы развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2011 г. № 1186. Программа разработана в рамках реализации закона Санкт-Петербурга от 17 апреля 2008 г. № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». Действующие меры поддержки предпринимательства носят системный характер и направлены на последовательное устранение существующих ограничений и проблем развития малого и среднего бизнеса в нашем городе.

Поддержка сегодня осуществляется по следующим направлениям: развитие кадрового потенциала; развитие инфраструктуры поддержки; расширение доступа к финансовым ресурсам; усиление рыночных позиций на внутреннем и международных рынках; информационная поддержка; развитие социального партнерства предпринимателей и исполнительных органов государственной власти.

Особое внимание уделено повышению общественной значимости малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, в связи с чем в ней предусмотрены мероприятия, направленные на пропаганду и популяризацию малого и среднего предпринимательства в нашем городе. В текущем году указанные мероприятия осуществляются в том числе посредством размещения публикаций в средствах массовой информации о мерах, направленных на развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, популяризацию предпринимательства, положительных примерах создания собственного бизнеса, проведения мастер-классов, бизнес-тренингов, пресс-конференций.

Надо понимать, что при разработке механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства важно:

• не приводить в противоречие интересы государства и малого, среднего бизнеса;

• способствовать установлению связей малого и крупного бизнеса;

• особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса;

• особое внимание уделить кластерной политике;

• осуществлять поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Самая главная проблема российских малых предприятий — это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимают фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом. Важно обратить особое внимание на:

1) увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Санкт-Петербурга;

2) изменение отраслевой принадлежности субъектов малого и среднего предпринимательства в сторону увеличения производственных и инновационных компаний;

3) выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Санкт-Петербурга;

4) обеспечение сбалансированного развития и размещения инфраструктуры оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг в Санкт-Петербурге;

5) повышение экономической доступности товаров и услуг для населения Санкт-Петербурга;

6) создание условий для обеспечения защиты прав потребителей и повышения качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге.

Литература

1. о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 июля 2014 г.) // Российская газета. 2007. № 164.

2. о развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2008 г. № 194-32 (ред. от 27 декабря 2013 г.) / Принят ЗС СПб 2 апреля 2008 г. // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2008. № 15.

3. Игнатова И. В. Государственное регулирование предпринимательства в России: основные направления // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 1.

4. капустина И. В. Методическое обеспечение разработки региональных программ развития торговли // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. № 12.

5. костинский В. с. Специфика государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современных условиях хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3.

6. крутякова А. с., Глоова А. В. Проблемы развития торговли Санкт-Петербурга // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и Право. 2013. № 12.

7. крючкова П. Снятие административных барьеров в экономике // Вопросы экономики. 2013. № 17.

8. обатуров А. А. Основные проблемы развития предпринимательства в Санкт-Петербурге и предложения по их устранению // Мир политики и социологии. 2015. № 2. С. 125-133.

9. обатуров А. А. Особенности системы государственного регулирования предпринимательства в России // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 7. С. 71-80.

10. обатуров А. А. Государственная поддержка развития системы предпринимательства: возможности и трудности в современных условиях // Ученые записки юридического факультета. 2015. Вып. 37 (47). С. 100-105.

11. обатуров А. А. Развитие программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2014. Вып. 4 (48). С. 118-125.

12. чистякова о. В. Современные аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Известия. 2013. № 4.

13. Эгамкулов м. м. Государственная поддержка — важное условие активизации предпринимательской деятельности малых предприятий. 2013. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.