Научная статья на тему 'Развитие программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге'

Развитие программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / MEASURES TO SUPPORT ENTREPRENEURSHIP / ФИНАНСОВЫЕ И КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ / FINANCIAL AND HUMAN RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / INFORMATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обатуров Артем Анатольевич

Статья посвящена развитию стратегии Правительства Санкт-Петербурга в отношении субъектов малого предпринимательства, в частности, программам поддержки предпринимателей. В ней автор раскрывает цели и задачи государственной поддержки малого бизнеса, рассматривает суть действующей программы и подпрограмм в Санкт-Петербурге, дает сравнительную характеристику с программой, вступающей в силу в 2015 г. На основе анализа действующей программы 2012-2015 гг. и программы 2015-2020 гг. автор дает рекомендации по совершенствованию способов правительственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Entrepreneurship Programs in S t. Petersburg

The article considers the development strategy of the government of St. Petersburg in relation to small businesses and in particular to programs support of entrepreneurs. The author reveals the purpose and objectives of the state support of small business, considering the essence of the current program and sub-programs in St. Petersburg, gives a comparative description of the program to take effect in 2015. Based on the analysis of the current program from 2012th to 2015 th and sub programs from 2015th to 2020th the author gives recommendations on improving of government support for small businesses in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Развитие программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге»

3. Российский бизнес и устойчивое развитие: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// old.rgo.ru/wp-content/uploads/2013/08/New.pdf. (Дата обращения: 10.07.2014).

4. основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/70169264/. (Дата обращения: 14.09.2014).

5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года: Государственная программа РФ / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р (в ред. постановления Правительства РФ от 18 августа 2011 г. № 688): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/55070341/. (Дата обращения: 20.10.2014).

6. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 2237-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70177072/. (Дата обращения: 17.09.2014).

7. сорвина т. А., торгунаков е. А. Влияние социального фактора на эффективность корпоративного управления // Экономика и управление. 2013. № 11 (97).

8. об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации: Приказ Минприроды России № 222 от 28 декабря 2000 г.

9. об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (с изм., внесенными федеральными законами от 15 апреля 1998 г. № 65-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2004 г.), от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ).

10. о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий: Проект федерального закона № 584587-5: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/3142537/. (Дата обращения: 14.10.2014).

11. об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/12125350/. (Дата обращения: 14.09.2014).

УДК 334.7:332.14

А. А. Обатуров

развитие программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

A. A. Obaturov. The Development of Entrepreneurship Programs in st. Petersburg

Статья посвящена развитию стратегии Правительства Санкт-Петербурга в отношении субъектов малого предпринимательства, в частности, программам поддержки предпринимателей. В ней автор раскрывает цели и задачи государственной поддержки малого бизнеса, рассматривает суть действующей программы и подпрограмм

Артем Анатольевич Обатуров управления и экономики. © А. А. Обатуров, 2014

The article considers the development strategy of the government of St. Petersburg in relation to small businesses and in particular to programmes support of entrepreneurs. The author reveals the purpose and objectives of the state support of small business, considering the essence of the current program and sub-programs in St. Petersburg, gives a

— аспирант Санкт-Петербургского университета

в Санкт-Петербурге, дает сравнительную характеристику с программой, вступающей в силу в 2015 г. На основе анализа действующей программы 2012-2015 гг. и программы 2015-2020 гг. автор дает рекомендации по совершенствованию способов правительственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, меры поддержки предпринимательства, финансовые и кадровые ресурсы, информационная поддержка

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

comparative description of the program to take effect in 2015. Based on the analysis of the current program from 2012th to 2015th and sub programs from 2015th to 2020th the author gives recommendations on improving of government support for small businesses in St. Petersburg.

Keywords: small and medium enterprises, measures to support entrepreneurship, financial and human resources, information support

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Сфера предпринимательства как социально-экономическое явление весьма значима для жизнедеятельности любого государства. Полноценное развитие малого и среднего бизнеса является не только залогом здоровой конкуренции внутри страны, но и необходимым условием повышения конкурентоспособности производимых на ее территории товаров и услуг на мировой арене.

Являясь более мобильным организмом, чем крупный бизнес, малое предпринимательство способно и имеет возможность реагировать на изменения политической, социально-экономической среды быстрее, чем крупные предприятия. Таким образом, именно сфера малого предпринимательства обеспечивает экономике государства нужную гибкость.

Экономическая суть малого бизнеса состоит в том, что он наряду с крупными предприятиями является генератором федерального, регионального и местного бюджетов государства, в формировании рабочих мест, в том числе и для низкоквалифицированных специалистов, студентов и пенсионеров.

Потенциал малого предпринимательства заключается в том, что в непростых условиях развития отечественной экономики ему удается приспосабливаться к сложившимся условиям и вносить вклад в экономику государства.

Статистика малого и среднего предпринимательства такова, что, по данным за 2013 г., количество субъектов малого предпринимательства в РФ составило 5,6 млн субъектов. Однако, как отмечает Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития, 2013 г. оказался самым тяжелым за всю постсоветскую историю развития малого и среднего бизнеса, впервые сектор дал отрицательные показатели роста в абсолютном значении [1].

Имея прямую заинтересованность в развитии малого предпринимательства, государство отслеживает состояние этой сферы экономики, принимает участие в регулировании деятельности посредством мониторинга и анализа показателей, создания программ развития и поддержки предпринимательства, создания и совершенствования нормативной базы для успешного функционирования субъектов малого предпринимательства.

Регулирование, происходящее на федеральном уровне, транслируется и на уровень регионов. Поэтому можно говорить о том, что поддержка малого бизнеса в Санкт-Петербурге также носит системный и планируемый характер.

Бизнес-климат любого региона, в том числе и Санкт-Петербурга, является совокупностью условий, влияющих на возникновение и развитие предпринимательства, это среда, в которой рождается и развивается любая организация.

От того, насколько эта среда благоприятна, во многом зависят количество вновь создающихся компаний и продуктивность работы уже имеющихся.

Основными составляющими климата, способствующего развитию малого предпринимательства, являются такие сферы, как инфраструктура, финансовые ресурсы, человеческие ресурсы, земля и недвижимость, административное и законодательное регулирование и ряд других.

Сегодня поддержка предпринимательства является одной из приоритетных сфер деятельности Правительства Петербурга. Нормативно она регулируется законом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2008 г. № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». В 2009 г. вышло постановление Правительства Санкт-Петербурга № 787 «О Порядке разработки программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», в котором закреплен порядок разработки и реализации программ развития субъектов среднего и малого предпринимательства.

По данным на начало 2014 г., количество малых предприятий составляет 369 000 организаций. Статистика численности занятых граждан говорит о том, что 45% всего занятого населения работает на предприятиях малого бизнеса. Совокупный оборот составил 1,7 трлн руб. в год. По этим показателям Санкт-Петербург является одним из лидирующих регионов России в плане развития инфраструктуры для нужд малого бизнеса.

В Санкт-Петербурге деятельность по совершенствованию существующей системы предпринимательства и ее поддержке возложена на такие ведомства, как Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге (КРППР), Комитет по промышленной политике и инновациям СПб, Комитет по экономической политике и стратегическому планированию СПб, государственное бюджетное учреждение «Центр развития и поддержки предпринимательства», негосударственные структуры, такие как Фонд развития бизнеса, НП «Союз малых предприятий», Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. Действуют Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, районные общественные советы. Усилиями данных организаций осуществляется реализация программ поддержки предпринимателей Санкт-Петербурга.

В настоящее время действует Программа развития малого и среднего предпринимательства на 2012-2015 гг. При составлении программы был проанализирован спектр проблем, с которыми сталкиваются предприниматели при организации бизнеса (рис. 1).

Программа разрабатывалась с учетом этих данных. Ее глобальными целями были обозначены:

• развитие субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге в производственной и инновационной сферах;

• обеспечение комфортности проживания в Санкт-Петербурге путем расширения ассортимента товаров и услуг, предоставляемых субъектами малого и среднего предпринимательства гражданам Санкт-Петербурга;

• обеспечение занятости населения и развитие самозанятости путем создания дополнительных рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге [2].

По словам председателя КРППР Эльгиза Качаева, за первый год реализации программы прирост малых предприятий составил около 5%. Кроме того, отличием данной программы от предыдущих явилось то, что она имеет инновационно-производственную ориентацию. Благодаря перераспределению средств предприятиям производственного характера было выделено дополнительное финансирование.

Нехватка финансовых ресурсов, 27%

Поиск клиентов и рынков сбыта, 21%

Рис. 1. Проблемы предпринимателей при организации бизнеса

Основные направления реализации Программы малого и среднего предпринимательства:

• анализ финансовых, экономических, социальных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;

• расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;

• развитие кадрового ресурса малого и среднего предпринимательства;

• повышение общественной значимости малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;

• развитие социального партнерства в сфере взаимоотношений малого и среднего предпринимательства и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;

• усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства на внутрирегиональном, межрегиональном и международном рынках;

• информационная поддержка малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге.

Изначально в бюджет программы было заложено финансирование в размере

3 228 400 000 руб., но в ходе ее пересмотра оно сократилось до 1 594 930 000 руб. в денежном выражении и на один год по срокам. Ожидаемыми и конечными результатами реализации программы обозначались [Там же]:

• увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в общем объеме валового регионального продукта Санкт-Петербурга на 1,5%;

• увеличение доли налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на 5%;

• прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и инноваций, на 10%;

• прирост количества рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства, на 7%;

• увеличение доли работников субъектов малого и среднего предпринимательства в общей среднесписочной численности занятых в Санкт-Петербурге на 2,5%;

• увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1000 человек населения на 0,7 единицы;

Налоговая нагрузка, 3%

Высокая стоимость оборудования, 3%

Административные барьеры, 5%

Невыгодные условия кредитования 9%

Высокая стоимость аренды помещения 11%

• прирост средней заработной платы работников субъектов малого и среднего предпринимательства на 10%.

Внедряя программу в жизнь, ее разработчики в качестве приоритетного направления развития предпринимательства обозначали инновации и развитие производства в малом предпринимательстве. Во-первых, потому что Санкт-Петербург является крупным научно-техническом центром с давно сложившейся теоретической и практической базой и развивать инновационные технологии и производственные предприятия здесь проще, чем в других регионах. Во-вторых, потому что доля ассигнований в бюджеты разных уровней от предприятий производственной сферы втрое больше, чем от торговых предприятий.

На начало 2014 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось 9% от общего количества малых предприятий, занимающихся производственной деятельностью. В рамках программы, преследуя вышеуказанные цели, были разработаны несколько подпрограмм, способствующих развитию среднего и малого производственного бизнеса. С целью увеличения инновационной активности субъектов малого предпринимательства, стимулирования использования новых технологий был запланирован ряд мероприятий [3]. Среди них:

• стимулирование инвестиций на модернизацию и обновление основных средств путем предоставления субсидий по специальной программе «Основные средства в лизинг», которая определяет механизм предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге;

• осуществление широкого спектра консалтинговых и образовательных мероприятий по вопросам коммерциализации и внедрения высокотехнологичной продукции и технологий в рамках действующих специальных программ и мероприятий поддержки;

• создание регионального центра инжиниринга, деятельность которого послужит эффективным инструментом внедрения наукоемких технологий в профильных отраслях промышленности. Реализация программы по созданию центра предоставит ее участникам возможности по внедрению новых технологий на действующем производстве, оптимизации затрат и процессов управления имущественным фондом, привлечению высококвалифицированных кадров, откроет доступ к высокотехнологичному оборудованию;

• создание специальной подпрограммы «Сертификация», которая определяет механизм предоставления государственной поддержки малым предприятиям в Санкт-Петербурге в целях усиления их рыночных позиций на внутрирегиональном, межрегиональном рынках путем предоставления субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектов малого и среднего предпринимательства [4]. В рамках подпрограммы выделяются субсидии в размере 50%, согласно перечню, но не более 350 000 руб. на возмещение затрат, связанных с получением сертификатов соответствий, деклараций.

В настоящий момент в Санкт-Петербурге действует 13 подпрограмм поддержки предпринимателей, осуществляемых в рамках программы: семь подпрограмм прямой финансовой поддержки и шесть — косвенной. Наибольшую популярность имеют подпрограммы прямой поддержки, такие как помощь при приобретении основных средств в лизинг, сертификация, компенсация затрат малым предприятиям, осуществляющим экспортную деятельность. Среди подпрограмм косвенной поддержки пользуется вниманием мероприятие «Выходим в регионы», в рамках которого совершаются ознакомительные поездки в регионы для налаживания рабочих контактов, поиск поставщиков, покупателей и заказчиков. Кроме того, реализуются подпрограмма техноло-

гических стажировок за границей и подпрограмма по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность.

В данной программе также уделяется внимание развитию кластеров, которые включают крупные компании, производящие основные товары и услуги данного кластера; малые и средние высокотехнологичные фирмы, выступающие в качестве поставщиков для крупных компаний; университеты, центральные и региональные органы власти, взаимодействующие в рамках последовательных технологических цепочек в целях производства и реализации продукции (работ, услуг), востребованной рынком как внутри Санкт-Петербурга, так и в рамках межрегионального обмена и экспорта [2].

Именно Санкт-Петербург можно назвать ветераном кластерного движения. Здесь в 2005 г. был образован кластер медицинского и экологического приборостроения «Биотехнологии». Основным продуктом данного кластера является медицинское оборудование. На сегодняшний день в кластер входит 127 предприятий (начинали с 12), на которых заняты 14 000 сотрудников, их продукция экспортируется в 70 стран мира.

Однако, несмотря на действие данной программы развития малого предпринимательства на довольно обширный перечень сопутствующих подпрограмм и мероприятий, статистика говорит о том, что лишь 1% бизнесменов обратился за помощью к какой-либо программе.

В 2013 г. только 28 организаций заявили о желании получить финансовую поддержку от города, 15 компаний выиграли конкурсы на предоставление грантов, субсидии были выданы трем организациям. В то время как ежегодное финансирование программы составляет в среднем 807 000 000 руб.

Таким образом, выявляется очевидная проблема в том, что среди начинающих предпринимателей нет тенденции к обращению за помощью к государству. Это связано прежде всего с бюрократической рутиной, с которой приходится неминуемо сталкиваться, желая поучаствовать в той или иной программе; кроме того, отпугивают требуемая прозрачность финансов и в целом низкая информированность бизнесменов о действующих городских программах.

В ходе реализации данной программы поддержки, приобретая определенный опыт, петербургские законодатели вынуждены проводить работу по совершенствованию действующих программ. Так, запланированы улучшение информационной прозрачности и упрощение процедур получения субсидий, например, уменьшение количества документов, подаваемых с заявкой.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 г. № 554 была утверждена государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге на 2015-2020 гг.». Она отменяет действие Программы поддержки на 2012-2015 гг. с 1 января 2015 г., но разработана с учетом ее результатов.

Необходимо отметить, что при разработке данной программы принимался во внимание более детальный анализ предпринимательской среды Петербурга. Так, например, была проанализирована отраслевая структура субъектов среднего и малого предпринимательства по основным видам экономической деятельности. Было определено, что доминирующими видами деятельности явились оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий. Доля этого сегмента составила 42,29%. Операции с недвижимостью (в том числе сдача в аренду) и предоставление услуг составили 20,48%, строительство — 7,91%, обрабатывающие производства — 7,31%, гостиницы и рестораны — 2,63%, прочие виды услуг — 7,40%.

На основании анализа сферы предпринимательства Санкт-Петербурга программой сформулированы следующие стратегические целевые ориентиры: сохранение

темпов роста предпринимательской активности, увеличение доли предприятий, занимающихся обрабатывающим производством, увеличение объемов инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства. Основные цели программы представлены в табл. 1.

таблица 1

Цели государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015—2020 гг.

Цель программы Индикатор достижения цели Задачи программы

Создание благоприятных условий для ведения бизнеса Доля налоговых поступлений. Доля предпринимателей, удовлетворенных условиями ведения бизнеса Обеспечение доступности финансовых, кадровых, информационных ресурсов. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Обеспечение эффективного развития инфраструктуры торговли, общественного питания и услуг

Формирование условий для полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах Обеспеченность населения площадью торговых объектов. Обеспеченность посадочными местами на предприятиях общественного питания

Источник: [5].

Сопоставляя ныне действующую программу и новую, стоит отметить, что ранее основным разработчиком и исполнителем программы являлся Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, с 2015 г. принимать участие в реализации программы будут Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, Комитет по социальной политике, Комитет по труду и занятости, Комитет по управлению городским имуществом, Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по строительству и пр., т. е. можно говорить о комплексном подходе при выработке стратегии развития предпринимательства.

Ежегодное финансирование программы увеличено в среднем на 60%. Программа поддержки 2012-2015 гг. позиционировалась как программа, направленная на развитие инновационной и производственной сфер деятельности предприятий. Однако показатели 2014 г. говорят о том, что на сей момент все равно преобладают сферы торговли, услуг, бытового обслуживания.

Таким образом, в новой программе делается акцент на развитии вышеупомянутой сферы. Это выражается во внедрении подпрограммы «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг». На данную подпрограмму выделяется 74% от общей суммы финансирования всей программы поддержки.

В табл. 2 представлен перечень подпрограмм, которые запланировано реализовать в ходе действия программы.

В общем, анализируя Программу поддержки предпринимательства на 20152020 гг., можно отметить, что в ней проработан более детальный анализ существующей среды предпринимательства, четче поставлены задачи, преследуемые реализацией программы. Это выражается в детализации глобальной цели развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге, так, например, представлено две подпрограммы с четким обозначением выделяемого финансирования, запланированных мероприятий и ожидаемых результатов. В данной программе обозначено существование проблемы бюрократической волокиты, с которой приходится сталкиваться любому предпринимателю, и выражено стремление ее преодолеть. Кроме того, подробнее приведены количественные показатели ожидаемых результатов.

таблица 2

Реализуемые подпрограммы в период 2015—2020 гг.

Подпрограмма Развитие малого и среднего предпринимательства Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг

Размер финансирования, млн руб. 2 029 052,7 5 783 171,8

Цели подпрограммы Создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса Удовлетворение спроса населения на товары и услуги первой необходимости. Повышение эффективности работы в сферах продовольственной безопасности. Повышение качества и безопасности пищевых продуктов; защита прав потребителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мероприятия по достижению цели Оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства. Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого предпринимательства. Развитие предпринимательства в отдельных отраслях. Развитие кадрового потенциала. Усиление рыночных позиций на внутрирегиональном, межрегиональном, международных рынках. Информационная поддержка. Устранение избыточного государственного регулирования и неоправданного вмешательства в деятельность предпринимателей. Оптимизация предоставления государственных услуг посредством снижения сроков оказания услуг и их стоимости. Ограничение влияния государственных предприятий на конкуренцию Насыщение предприятиями торговли отдельных районов города. Развитие ярмарочной деятельности. Реализация мероприятий по комплексному обустройству кладбищ. Организация финансовой поддержки организациям, оказывающим банные услуги. Стимулирование развития форм торговли, альтернативных сетевым форматам

Источник: [Там же].

По мнению автора статьи, такой систематизированный и детальный подход к совершенствованию существующей среды предпринимательства в Санкт-Петербурге свидетельствует о глубокой заинтересованности государства в развитии малого и среднего бизнеса как элементов городской экономики. Однако стоит добавить, что в рамках государственной поддержки необходимо уделить внимание такому аспекту, как сотрудничество крупного производственного бизнеса и малых предприятий: дать возможность небольшим фирмам получать заказы от крупных промышленных компаний, создать единый ресурс, на котором можно было бы увидеть реестр заказов производств и базу возможностей малых предприятий.

Литература

1. малый и средний бизнес показали в 2013 г. отрицательный рост: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMB/201406242).

2. о Программе развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы: Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1186 от 17 августа 2011 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=SPB;n=153383;fld=134;from=150971-6;rnd=0.5317706924397498.

3. совокупный оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2012 г. составил 1,7 трлн руб.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kpress.gov.spb. ru/gov/otrasl/c_business/news/31313/.

4. об утверждении специальной программы «Сертификация»: Распоряжение Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 23 августа 2013 г. № 1547-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=147795.

5. о государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 г. № 554: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2014/07/23/554.pdf.

УДК 368:339.137

В. Д. Иванов

Конкурентоспособность страховых организаций: инновации и инновационные методы

V. D. Ivanov. The Competitiveness of Insurance Companies: Innovation and Innovative Methods

Рассматриваются некоторые тонкости формирования конкурентоспособности страховых компаний. Подтверждается то, что конкурентоспособность страховых организаций зависит от уровня инновационного развития страхового рынка в России.

ключевые слова: инновационное развитие, конкуренция, дифференциация, страховой продукт, клиенты

контактные данные: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9

It discusses some of the subtleties of the competitiveness formation of insurance companies. It is confirmed that the competitiveness of insurance companies depends on the level of innovative development of the insurance market in Russia.

Keywords: innovative development, competition, differentiation, insurance product customers

Contacts: Universitetskaya Emb. 7/9, St. Petersburg, Russian Federation, 199034

Несмотря на то что в последние годы российский страховой рынок демонстрирует устойчивую тенденцию роста [1, с. 43-47], усиление конкуренции и последствия финансового кризиса ставят под сомнение перспективы многих страховых компаний.

Валерий Дмитриевич Иванов — аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.

© В. Д. Иванов, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.