DOI 10.26425/1816-4277-2018-6-100-104
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
Аннотация. Рассмотрены основные механизмы инфраструктурного обеспечения и государственной поддержки предпринимательства. На современном этапе один из акцентов в становлении экономики Российской Федерации делается на развитии малого предпринимательства, особую значимость развитие малого и среднего предпринимательства приобретает в условиях введения санкций в отношении России. На основе проведенного анализа механизмов инфраструктурного обеспечения предложена модель инфраструктурного обеспечения малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере города Санкт-Петербурга).
Ключевые слова: экономика, предпринимательство, малое и среднее предпринимательство, санкция, государственная поддержка, инфраструктура предпринимательства.
DEVELOPMENT OF MODEL OF INFRASTRUCTURE ENSURING SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN THE REGION
Abstract. The basic mechanisms of infrastructure support and state support of entrepreneurship are considered. At the present stage, one of the accents in the development of the economy of the Russian Federation is on the development of small business, the development of small and medium-sized business acquires special importance in the conditions of imposing sanctions against Russia. Based on the analysis of infrastructure support mechanisms, a model of infrastructure provision for small and medium-sized enterprises at the regional level (on the example of the city of St. Petersburg) has been proposed.
Keywords: economy, entrepreneurship, small and medium business, sanction, state support, business infrastructure.
На современном этапе один из акцентов в становлении экономики Российской Федерации делается на развитии малого предпринимательства. Особую значимость развитие малого и среднего предпринимательства приобретает в условиях введения в 2014 г. экономических санкций в отношении России. Эти санкции коснулись стратегических сфер экономики, в частности: нефтедобычи, оборонной и тяжелой промышленности, банковского сектора, транспорта. Ключевым последствием санкций стало то, что многие деловые отношения оказались приостановлены, заморожены или разорваны, сотрудничество со многими развитыми государствами по крупным и экономически и социально значимым проектам оказалось остановлено [6]. В этой связи значительная часть ответственности за развитие экономики легла на малое и среднее предпринимательство.
В то же время, в современных условиях малый и средний бизнес находится в достаточно сложной ситуации, которая сдерживает его развитие (например, недостаток доступа к финансам — невозможность получения кредитов на льготных условиях, сложности с регистрацией и лицензированием, многочисленные проверки со стороны контролирующих органов и т. д.), и нивелирование этих факторов возможно при развитии инфраструктуры для обеспечения предпринимательской деятельности в различных аспектах, что в свою очередь возможно при внедрении механизмов государственного регулирования и государственной поддержки.
Инфраструктура для обеспечения предпринимательской деятельности представляет собой комплексное явление, которое можно рассматривать как систему экономических, социальных, политических и иных факторов, которые необходимы субъектам предпринимательства (индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам) для начала и реализации предпринимательской деятельности [3].
© Доброконный В.А., Кохановская И.И., 2018
УДК 332.1 JEL F41
Доброконный Владимир Анатольевич
студент, ЧОУ ВО «Московский университет имени С. Ю. Витте», г. Москва e-mail: koh-indira@mail.ru
Кохановская Индира Ирековна
канд. экон. наук, ЧОУ ВО «Московский университет имени С. Ю. Витте», г. Москва e-mail: vkohanovskaya@muiv.ru
Dobroconny Vladimir
Student, Moscow State University named after S. Yu. Witte, Moscow e-mail: koh-indira@mail.ru
Kohanovsky Indira
Candidate of Economic Sciences, Moscow State University named after S.Yu. Witte, Moscow e-mail: vkohanovskaya@muiv.ru
В прикладном контексте инфраструктурное обеспечение предпринимательства представляет собой комплекс действующих либо создаваемых организаций, обеспечивающих систему условий функционирования частного предпринимательства, включая содействие предпринимателям в организации дела, обеспечение правовой информацией, инжиниринга, маркетинга и менеджмента, поддержку в обеспечении предпринимателей материально-техническими, финансовыми и иными ресурсами на коммерческой основе [2; 5].
Основными компонентами инфраструктурного обеспечения предпринимательства выступают такие как [4; 5]:
- инвестиционная деятельность (повышение инвестиционной привлекательности предпринимательства);
- государственная поддержка - правовая, финансовая;
- система правовых норм, которые регламентируют деятельность предпринимателей;
- система механизмов регулирования рынка, направленных на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий.
Применительно к региональному уровню обеспечения инфраструктуры для развития малого предпринимательства, важным фактором выступает привлечение инвестиций, то есть наращивание инвестиционного потенциала. Инвестиционный потенциал региона или федерального округа является показателем его инвестиционной привлекательности, представляющим систему объективных предпосылок и условий для инвестирования (текущая экономическая ситуация, наличие объектов инвестирования и т. п.). Понятие инвестиционного потенциала напрямую связано инвестиционными рисками (потенциальными возможностями потери/неприбыльности инвестиций) и инвестиционным климатом (наличием благоприятных/неблагоприятных условий для инвестирования).
В структуре инвестиционного потенциала региона обычно выделяют ряд факторов:
- инвестиционная привлекательность региона - наличие в регионе объектов для инвестирования - проектов, производств, развития новых отраслей экономики и др.;
- наличие инвестиционных предложений, относящихся к конкретному инвестиционному региону. Ряд регионов могут специализироваться на инвестициях в той или иной сфере;
- наличие ресурсов реализации инвестиционного потенциала (людских, интеллектуальных, материальных).
Достаточно важным элементом инфраструктуры для обеспечения деятельности предпринимательства
выступает государственная поддержка. Государственная поддержка, как особый вид деятельности государства, является ключевым элементом государственного регулирования и подразумевает совокупность отдельных рычагов и инструментов воздействия, представляющих собой либо целостную иерархически организованную систему (при отлаженном механизме государственной поддержки), либо отдельные элементы этой системы. В качестве инструментов государственной поддержки, как правило, выступают льготное и безвозмездное финансирование ущемленных в экономическом отношении организаций [4; 5].
Государственная поддержка подразумевает законодательно закрепленную систему мер и механизмов, включающую отдельные меры воздействия государства на доходы организаций, размеры и структуру производства, регуляцию рынка, социальную инфраструктуру путем выделения на перечисленные цели финансовых средств из бюджетов разных уровней. В связи с этим, одним из ключевых факторов среди мер государственной поддержки можно выделить бюджетный компонент, направленный на комплексное развитие отдельных отраслей, где особое значение имеет деятельность малого бизнеса.
С момента начала осуществления в стране регулирования правового статуса субъектов малого бизнеса во многих федеральных нормативно-правовых актах закреплен принцип равнодоступности для всех организаций и индивидуальных предпринимателей мер государственной поддержки. При этом на практике данный принцип до настоящего времени не реализован, так как по многим причинам далеко не все предприятия, в особенности, микропредприятия, имеют возможность пользоваться действующими в России средствами государственной поддержки. В связи с этим, для отдельных категорий организаций (например, мелкие фермерские хозяйства) в нормативно-правовых актах целесообразно предусмотреть более льготные условия получения мер государственной поддержки, которые будут учитывать специфику предприятий, вплоть до транспортной доступности и близости рынков сбыта товаров (услуг). Среди подобных дополнительных мер могут быть возможность предоставлять товары (услуги) ближайшим бюджетным организациям, например, школам, детским садам и т. д., в зависимости от отраслевой специфики предприятия.
Особое внимание уделено в действующем законодательстве страхованию малых предприятий и организаций и их деятельности. На современном этапе право на страхование малых предприятий предоставлено большому числу страховых компаний, которые, предлагая условия страхования, однако, не учитывают особенностей производства в целом и в отдельных регионах. Например, в типовой договор страхования малого предприятия включено правило, на основании которого он вступает в силу только после уплаты страхователем (организацией или индивидуальным предпринимателем) страховой премии либо ее первого взноса не менее 50 % от всей суммы премии. На момент заключения договоров страхования у многих предприятий, в особенности это касается микропредприятий, нет свободных средств на оплату страховой премии, это не позволяет таким предприятиям получить ссуды в банках. Целесообразно, в данном ключе, отразить в нормативных актах (в том числе, например, в Федеральном законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации») особенности страхования малых предприятий, оказывающие значительное влияние на исполнение условий страховых договоров [1].
Мониторинг и планирование реализации федеральных государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства
Реализация разработанных механизмов
Контроль и мониторинг развития инфраструктурного обеспечения малого и среднего бизнеса
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Модель инфраструктурного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства на уровне региона
Следует отметить, что порядок и условия предоставления малым предприятиям мер государственной поддержки на федеральном уровне прописан частично — определены в целом условия перечисления средств из федерального бюджета в форме субсидий бюджетам субъектов Федерации. Порядок перечисления бюджетных средств и условия их получения собственно предприятием определяется органами власти субъекта, которые не в достаточной степени учитывают интересы, экономические ресурсы и возможности малых предприятий, ввиду чего у предпринимателей возникают проблемы с получением субсидий. Данный факт свидетельствует об отсутствии общего концептуального подхода к проблеме получения предприятиями мер государственной поддержки и несовершенстве системы правового регулирования.
Важным фактором инфраструктурного обеспечения малого и среднего предпринимательства является правовая поддержка, так как современное законодательство в области предпринимательской деятельности имеет достаточно много нюансов, которые необходимо учитывать при организации такой деятельности. В этой связи, в рамках развития инфраструктуры для развития предпринимательской деятельности необходимо предусмотреть механизмы правовой поддержки.
Регулирование рынка с целью инфраструктурного обеспечения деятельности малых и средних предпринимателей и повышения их конкурентоспособности, представляется более сложной задачей, поскольку рынок в большей степени регулируется экономическими механизмами, например, спросом на те или иные услуги, скоростью товарооборота и т. д. В то же время, государство может участвовать в регулировании рынка, например, через выполнение государственных закупок.
При формировании основных факторов, составляющих систему инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, необходимо создавать комплекс соответствующих организационных мероприятий не на федеральном уровне, а на региональном и местном, поскольку при формировании инфраструктурной поддержки необходимо учитывать специфику конкретных регионов, уровень развития в них производства, особенности рынка, главенствующие отрасли хозяйства и т. д.
На основании перечисленных факторов, комплекс которых складывается в систему инфраструктурного обеспечения малого и среднего предпринимательства, можно предложить следующую модель развития инфраструктуры для поддержки и развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне (см. рис. 1).
Таким образом, в соответствии с рисунком 1 отметим, что представленная модель предполагает формирование всех основных компонентов инфраструктурного обеспечения малого и среднего предпринимательства, а также систему мониторинга соответствующих федеральных программ поддержки малого бизнеса и систему контроля и мониторинга результатов.
Библиографический список
1. Закон РФ от 27.11.1992 г №4015-1 (ред. от 31.12.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1307/ (дата обращения: 26.05.2018).
2. Власова, К. Б. Споры о компетенции между органами публичной власти // Конституционное и муниципальное право. -2011. - № 3. - 47 с.
3. Жбанова Е. А. Информационные технологии в политическом процессе функционирования органов государственной власти Забайкальского края: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Читинский государственный университет. Чита, 2011 г. - Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=19341545 (дата обращения: 20.05.2018).
4. Жбанова, Е. А. История и современные тенденции развития информационных технологий в управлении // Вестник Читинского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 55-60.
5. Одинокова, Е. О. Механизм государственного воздействия на рынок продукции малых предприятий // Вестник НГУЭУ. -2013. - № 3. - С. 154-159.
6. Соболь, Т. Роль импорта в продовольственной безопасности страны // Международный сельскохозяйственный журнал. -2010. - № 2. - С. 32-33.
References
1. Zakon RF ot 27.11.1992 № 4015-1 (red. ot 31.12.2017) «Ob organizatsii strakhovogo dela v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 28.01.2018) [On the organization of insurance business in the Russian Federation. Law of the Russian Federation
BecmuuK yuueepcumema № 6, 2018
of27.11.1992 no. 4015-1 (as amended on December 31, 2017) (with amendment and addendum, entered into force on January 28, 2013)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/ (accessed 26.05.2018).
2. Vlasova K. B. Spory o kompetentsii mezhdu organami publichnoy vlasti [Disputes on the competence between public authorities]. Constitutional and municipal law, 2011, I. 3, p. 47.
3. Zhbanova E. A. Informatsionnyye tekhnologii v politicheskom protsesse funktsionirovaniya organov gosudarstvennoy vlasti Zabaykal'skogo kraya: avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata politicheskikh nauk [Information Technologies in the Political Process of Functioning of State Authorities of Transbaikalian Territory: the dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of political sciences]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19341545 (accessed 20.05.2018).
4. Zhbanova E. A. Istoriya i sovremennyye tendentsii razvitiya informatsionnykh tekhnologiy v upravlenii [History and modern trends in the development of information technologies in management]. Bulletin of the Chita State University, 2009, I. 4, pp. 55-60.
5. Odinokova E. O. Mekhanizm gosudarstvennogo vozdeystviya na rynok produktsii malykh predpriyatiy [The mechanism of state impact on the market of small enterprises]. Bulletin of NSUER, 2013, I. 3, pp. 154-159.
6. Sobol T. Rol' importa v prodovol'stvennoy bezopasnosti strany [The role of imports in food security of the country]. International Agricultural Journal, 2010, I. 2, pp. 32-33.