Научная статья на тему 'Государственное и местное управление системой инфраструктурной поддержки малого предпринимательства'

Государственное и местное управление системой инфраструктурной поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / SMALL BUSINESS / INFRASTRUCTURE SUPPORT / SYSTEM MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Л. Г.

В статье исследуются проблемы управления инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, выстраивается трехуровневая система поддержки малого предпринимательства, основанная на системообразующем признаке создание благоприятных условий развития малого бизнеса, определяются задачи инфраструктурной поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местом уровнях, разрабатываются этапы управления системой инфраструктурной поддержки малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Руденко Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND LOCAL MANAGEMENT SYSTEM INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS

This article takes a look at the problems in the management of infrastructure of support of small business, is lining up a three-tier system of support of small business, based on systemic grounds is to create favorable conditions for the development of small business, identifies challenges infrastructure support small businesses at the Federal, regional and local levels, developed stages of system management infrastructure of support of small business.

Текст научной работы на тему «Государственное и местное управление системой инфраструктурной поддержки малого предпринимательства»

По данным таблицы 3 видно, что показатели эффективности использования экономического потенциала Ленинградской области, такие как рентабельность основных фондов, налогоотдача, производительность труда, зарплатоотдача превышают среднеокружные величины, остальные же показатели отстают от них, особенно, инвестиционная отдача и фондоотдача.

Проведенное исследование показало, что основным фактором снижения инновационного потенциала является низкая эффективность использования экономических ресурсов, что требует задействовать имеющийся потенциал более активно и постоянно искать возможности и резервы, обеспечивающие ускоренное внедрение нововведений, влияющих на характер и интенсивность инновационного развития региона.

Литература:

1. Васильева Л. Н. Методы управления инновационной деятельностью - М.: КНОРУС, 2005. - С.25.

2. Емельянов, С.Г. Методологические основы исследования

инновационного потенциала региона / С. Г. Емельянов, Л.Н. Борисоглебская // Иннова- ции. - 2006. - №2. - С. 20-32.

3. Е.П. Маскайкин, Т.В. Арцер. Иноновационный потенциал региона: сущность, структура, методика оценки и направления развития // Вестник ЮУрГУ Серия: Экономика и менеджмен. - Выпуск № 21 (154) / 2009. -С.47.

4. Отчет территориального органа федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат) за 2011 и 2012 годы.

5. Высшая школа экономики: Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации в 2014 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 13.03.2014. URL: http:// gtmarket.ru/news/2014/03/13/6628

6. Отчет территориального органа федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат) за 2013 год.

7. И. Калинкова. Мониторинг устойчивости отраслей и компаний Северо-Запада // журнал Эксперт Северо-Запад №15 (662).-2014.

УДК 334.012.6, УДК 338.24

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Руденко Л.Г., к.э.н., доцент, декан факультета экономики и финансов, ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»,

email: [email protected]

В статье исследуются проблемы управления инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, выстраивается трехуровневая система поддержки малого предпринимательства, основанная на системообразующем признаке - создание благоприятных условий развития малого бизнеса, определяются задачи инфраструктурной поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местом уровнях, разрабатываются этапы управления системой инфраструктурной поддержки малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, инфраструктура поддержки, система, управление.

STATE AND LOCAL MANAGEMENT SYSTEM INFRASTRUCTURE OF SUPPORT

OF SMALL BUSINESS

Rudenko L., Ph.D., associate professor, dean of the Economics and finance faculty, Moscow Witte University

This article takes a look at the problems in the management of infrastructure of support of small business, is lining up a three-tier system of support of small business, based on systemic grounds is to create favorable conditions for the development of small business, identifies challenges infrastructure support small businesses at the Federal, regional and local levels, developed stages of system management infrastructure of support of small business.

Keywords: small business, small business, infrastructure support, system management.

Малое предпринимательство достаточно динамично развивается в последние годы, хотя является молодым институтом для экономики страны, но, тем не менее, оно отстаёт в своем развитии от западных стран в результате действия ряда негативных факторов.Минимизи-ровать отрицательноевлияние,которых на предпринимательскую деятельность возможно путем формирования инфраструктурной системы поддержки малого предпринимательства, представляющей собой синтез систем на федеральном, региональном и местном уровнях. Системообразующим признаком инфраструктурной поддержки малого предпринимательства (ИПМП)является создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, которые должны формироваться не только в замкнутой среде бизнес-инкубаторов, технопарков, но и во внешней среде отраслевых, региональных, международных рынков. Суть инфраструктурной поддержки заключается не в производстве продукции, а производстве услуг по распределению и перераспределению ресурсов, дохода, прибыли [1, С.36].

В последнее время наблюдается регионализация ИПМП, т.е. передача функций и средств в ведение региональных организаций по поддержке малого предпринимательства (МП). Возникает ряд проблем с реализацией данных функций регионами: бесконтрольное и нецелевое использование финансовых средств, противоречие в развитие МП и регионов, заключающееся зачастую в полярных интересах самих субъектов (приоритетные цели предприятий не всегда совпадают со стратегией региона), проблемы в уровне развития и финансирование самого региона и т.д.

Данные проблемы лишь усиливаютзначимость актуальности ис-

следования и наше понимание в том, что должна быть сформирована единая концепция управления системой ИПМП на всех уровнях с тесными взаимосвязями. Экономическая политика государства должна быть направлена на создание положительного образа предпринимателя на стимулирование общественного сознания в сторону создания приоритета интересов среднего класса. При формировании такой системы должны быть соблюдены интересы общества, МП, государства и местного самоуправления. Создание системы обусловлено современным состоянием экономики, она должна в кризисные периоды давать возможность развиваться малому бизнесу и быть устойчивым к внешним воздействиям.

Существующая система ИПМП сформирована стихийно, без учета многообразия существующих проблем. Функции и сфера вопросов по поддержке МП четко не распределены между министерствами, что приводит к их дублированию, принятию неоправданных решений и оттягиванию финансовых средств от прямых нужд предпринимателей [2]. Несмотря на создание отделов, комитетов, советов, фондов по поддержке МП координация деятельности на всех уровнях власти далека от совершенства,нет единой концепции управления ИПМП.

Систему инфраструктурной поддержки малого предпринимательства можно рассматривать как трехуровневую, созданную на федеральном, региональном и местном уровнях.

На федеральном уровне разрабатываются принципы, направления и концепция поддержки МП.В России не выработана отдельная концепция по развитию ИПМП, она реализуется в рамках единой

26 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2015 |

концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.На данном уровне в систему ИПМП включается Президент, законодательная, судебная и исполнительная власть(рис.1). Президент РФ определяет основные направления развития внешней и внутренней политики России, в том числе политики в области поддержки МП и развития ИПМП, осуществляет координирующие действия, является гарантом Конституции РФ. Законодательная власть осуществляет разработку и утверждение правовой базы, создающей благоприятные правовые условия для деятельности МП, вносит изменения в систему налогообложения, утверждает бюджет на следующий год, ратифицирует международные договоры и соглашения. В России законодательная власть представлена Федеральным собранием, состоящим из Совета Федераций и Государственной думы. Судебная власть РФ на уровне федерации включает в себя Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ. Судебная власть осуществляет правосудие, судебный контроль, удостоверение фактов, имеющих юридическое значение, реже - толкование правовых норм. Она защищает права предприятий малого бизнеса. Исполнительная власть представлена Правительством РФ, Федеральными министрами, службами и агентствами. Она осуществляет исполнение законов, реализует государственную политику по поддержке МП, подзаконное регулирование, административное правоприменение, лицензирование отдельных видов деятельности сферы малого бизнеса, сертификацию продукции, охрану правопорядка, административный контроль за соблюдением норм права, статистическое наблюдение и информационное обеспечение органов государственной власти. К исполнительной власти, регулирующей сферу МП,относят 13 федеральных министерств и несколько федеральных служб и агентств. Министерство экономического развития как исполнительный федеральный орган в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437(ред. от 16.07.2015) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» наделен значительными полномочиями по развитию и поддержке МП. Кроме Министерства экономического развития РФ, разрабатывают и реализуют меры по поддержке МП Минобрнауки РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство энергетики, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство культуры РФ, Министерство спорта, Министерство связи и массовой коммуникации, Министерство промышленности и торговли, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство труда и социальной защиты, Министерство сельского хозяйства РФ.Федеральные органы данного уровня создают финансовые, правовые, организационно-методические условия для реализации государственной программы по поддержке МП.

Помимо государственных структур поддержку малого предпринимательства осуществляют некоммерческие организации: Агентство стратегических инициатив (АСИ), Ассоциация факторинговых компаний (АФК), венчурные фонды, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - Фонд содействия), Российский фонд фундаментальных исследований, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), Фонд развития промышленности (ФГАУ «РФТР»), Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО), Фонд поддержки малого предпринимательства ФОРА и др.; общественные организации: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства ОПОРА России, Торгово-промышленная палата, Некоммерческое партнерство «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий» (Ассоциация кластеров и технопарков), Общественная организация «Российская Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства» (РАРМП), Международная ассоциация «Система межрегиональных маркетинговых центров» (ММЦ), Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) и др. коммерческие организации:АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», АО Сбербанк, АО «Российская венчурная компания», АО Российское агентство поддержки МСБ «РАПМСБ» (консалтинговое агентство),Промсвязьбанк, ВТБ24 и др.

На региональном уровне разрабатывается концепция, не противоречащая федеральному уровню, нацеленная на поддержку МП региона с учетом территориальных возможностей, социально-экономического потенциала региона, нацеленная на взаимодействие

и взаимопонимание МП, федеральных, региональных органов, представителей общественности и предпринимательских кругов. Региональные органы власти осуществляют непосредственно прямое финансирование субъектов МП, обеспечивают сбор статистических данных о деятельности МП, обратную связь с Федеральными органами власти, консультирование по государственной поддержке МП, регулирование деятельности региональных субъектов инфраструктурной поддержки МП, обеспечивают связь с общественностью[3].

На региональном уровне поддержку осуществляют органы власти от Губернатора до комитетов и служб. Основной орган исполнительной власти регионального значения, определяющий и осуществляющий политику поддержки МП, является Минэкономразвития региона, которое взаимодействует и регулирует деятельность некоммерческих организаций входящих в ИПМП: инновационных фондов, региональных венчурных фондов, информационно-консалтинговых агентств, гарантийных фондов, фондов микрофинансирования, центров инновационного развития и кластерных инициатив, региональных центров инноваций и трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров инноваций социальной сферы (ЦИСС), центров поддержки предпринимательства (ЦПП), центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), региональных центров инжиниринга (РЦИ), центров кластерного развития (ЦКР), центров прототипирования (ЦП), центров сертификации, стандартизации и испытаний, Евро Инфо Корреспондентских Центров (ЕИКЦ), экспортных центров, агентств поддержки МП, региональных интегрированных центров (подчиняющихся АО РАПМСБ).

Органы власти активно взаимодействуют с общественными организациями, оказывающими услуги поддержки МП: ОПОРой России, Деловой Россией, ТПП, ассоциацией предпринимателей, партнёрствами, ассоциацией малых инновационных предприятий и др., а также с коммерческими организациями: бизнес-инкубаторами, технопарками, региональными отделениями банков, региональными лизинговыми компаниями, коворкинг-центрами, страховыми компаниями, РИЦ, промышленными парками, АО «Особые экономические зоны», АО «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства»(г. Москва), Региональными маркетинговыми центрами, входящие в систему Межрегионального маркетингового центра (ММЦ), и др.

Третьим элементом системы ИПМП является муниципальный уровень, который является самым не развитым на современном этапе. Муниципальная власть, непосредственно оказывает поддержку развития МП через систему инфраструктурных элементов. Однако необходимо заметить, что эффективность данной поддержки находится на низком уровне, ввиду декларативности программ поддержки МП, позиции самих глав муниципалитета по вопросам развития МП, несогласованности региональных и местных программ. В этой связи нужно менять отношение муниципалитетов к развитию и поддержке МП, т.к. они непосредственно знают специфику местных территорий, потребности малого бизнеса, выстраивают активную позицию в поддержку МП, осуществляют контроль и координацию действий инфраструктуры поддержки МП через формирование эффективной системы ИПМП. На муниципальном уровне необходимо разработать политику развития ИПМП во взаимосвязи с политикой развития экономики на государственном уровне.

Муниципальный уровень управления ИПМП состоит из представительных органов муниципального образования, главы администрации, местной администрации, контрольных и иных органов местного образования.

На муниципальном уровне создаются муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, фонды микрофинансирования, центры молодежного инновационного творчества, центры инноваций социальной сферы, центры содействию предпринимательства (работает по принципу одного окна), центры занятости, туристско-информационные центры, центры развития предпринимательства, учебные центры. На данном уровне существуют ассоциации, союзы и иные общественные организации, оказывающие поддержку МП, среди которых можно назвать общественные территориальное объединение работодателей, объединения предпринимателей.

Активную деятельность по поддержке МП осуществляют коммерческие организации: бизнес-инкубаторы, технопарки, лизинговые компании, маркетинговые агентства, страховые компании, отделения банков, информационно-консультационные центры [4].

ТЯЛШРОЯТ БШШБББ Ш КШБТЛ | №5 2015 | 27

Рис1. Трехуровневая система инфраструктурной поддержки малого предпринимательства

В систему ИПМП входят общественные советы, которые наделяются государственными органами определёнными полномочиями. Общественные советы состоят из представителей общественности, с которыми консультируются власти по поводу принятия государственных решений. Еще один независимый институт - уполномоченных омбудсменов, созданий при президенте РФ. Основная цель, которого защищать интересы МП.

Структурировав ИПМП по уровням управления, определив основных задачи на каждом их них, можно сделать вывод, что созданная система поддержки малого предпринимательства далека от совершенства и требует новых подходов к управлению адекватных современным условиям. Существует ряд проблем в управляемости ИМПМ, требующие ближайшего рассмотрения и решения:

• неравномерность распределение субъектов инфраструктуры по территориям и как следствие неравномерность развития МП;

• различие в уровне развития ИПМП, которое также обуславливается отношением государства и местных властей к существующим проблемам;

• наличие сильных, представительных объединений предпринимателей, способных влиять на государственную и региональную политику по поддержке МП.

• несогласованность действий по уровням управления инфраструктурой и другими инфрасистемами;

• недостаточный объем услуг для полноценного функционирования МП, некоторые услуги по качеству не соответствуют требованиям преподавателей;

• не выработана единая терминология и нет стандартов выполнения услуг.

Отсутствие единой целостной политики по развитию объектов инфраструктуры поддержки МП приводит к дублированию их функций и объектов, одинаковому набору, в основном ИММП на местах ограничивается наличием фондов поддержки МП, бизнес-инкубаторов, технопарков, учебно-деловых центров. В настоящее время назревает необходимость об определении количества и состава различных объектов ИПМП на местах в зависимости от отраслевой специфики, территории, численности населения, возможного создания межрегиональных и межотраслевых объектов ИПМП, определения минимального набора услуг, для отнесения объекта к той или иной инфраструктуре. Необходимо стандартизировать предоставляемые услуги и определить их качество, возможно через аккредитацию объектов инфраструктуры, через систему контроля и аудита, а также через систему саморегулирования посредством

28 ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБЬА | №5 2015 |

создания саморегулируемых организаций, ассоциаций, предпринимательских объединений и т.д.

Должен быть оптимальный баланс финансовых и нефинансовых (организационно-управленческих) методов государственного регулирования ИПМП. Согласование действий региональных и федеральных органов управления с целью минимизации дублирования функций и исключения так называемых «белых пятен».

Для эффективного управления системой ИПМП необходимо пройти следующие этапы:

• осуществить сбор и анализ информации о ИПМП;

• определить целевые приоритеты развития ИПМП в новых геополитических условиях;

• разработать и реализовывать гибкую политику развития ИПМП;

• в рамках концепции разработать и реализовывать стратегию формирования и развития МП на федеральном уровне. Следующим шагом должна быть разработка стратегий на региональном и местном уровнях;

• выработать методические рекомендации для институтов государственной и местной поддержки МП, для общественных организаций, ассоциаций и объединений по формированию инфраструктурной поддержки;

• сформировать развитую инфраструктуру на всех уровнях власти;

• разработать единые стандарты порядка и качества предоставления услуг и минимальный набор услуг конкретного субъекта инфраструктуры;

• модернизировать в меняющихся политических и экономических условиях основные инфраструктурные механизмы: инвестиционный, договорной, денежно-финансовый;

• осуществлять индикативное планирование в контексте форм и методов региональной и муниципальной государственной поддержки;

• оказывать поддержку в формировании предпринимательской конкуренции, инновационных инициатив;

• проводить мониторинг и оценку эффективности управления ИПМП.

Развитие системы инфраструктурной поддержки МП должно проходить на фоне политики государства по сглаживанию инфляционных процессов, колебанию конъюнктуры рынка, стабилизации экономики, активизации инвестиционной деятельности, прежде всего в высокие технологии и инновации, снижению территориальных диспропорций развития инфраструктурной поддержки. Данные мероприятия должны быть не просто продекларированы, необходимо создавать единую эффективную систему инфраструктурной поддержки на всех уровнях власти: федеральном, региональном и местном.

Литература:

1. Кузнецова А.И. Создание инновационной инфраструктуры как фактор роста инвестиционной привлекательности экономических систем // Транспортное дело России. 2006. № 11-2. С. 36-37.

2. Шамхалов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2008, № 2. URL: http://vasilievaa.narod.ru/18_2_98.htm

3. Руденко Л.Г. Методология и практика применения принципа сбалансированности в формировании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства сферы услуг // Транспортное дело России. -2015.- № 2(117) - С.23-26.

4. Костина Л.Г. Информация как фактор инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства :дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Костина Людмила Геннадьевна. - Киров: 2002. - 187 с.

УДК 331.2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РОССИИ

Столярова Е.В., магистрант, ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

В статье анализируется формирование заработной платы в России. Раскрываются особенности формирования зарплаты, трудовой деятельности сотрудников в условиях реформирования экономики. С развитием рыночных отношений в России произошла трансформация механизмов установления, планирования и изменения заработной платы, во многом благодаря получению предприятиями самостоятельности в принятии большинства решений, касающихся определения величины, динамики и дифференциации заработной платы для различных групп работников.

Ключевые слова: экономика, рыночные отношения, заработная плата, работники, интеллектуальный труд, трудовая деятельность, вознаграждение, профессия, трансформация, труд, система, планирование, стимул, эффективность, производительность.

FEATURES OF FORMING OF SALARY ARE IN RUSSIA

Stolyarova E., Master's Degree student, SEIHPEKhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical University»

The article analyzes the formation of wages in Russia. The peculiarities offormation of wages, work conditions of employees in reforming the economy. With the development of market relations in Russia has been transformed setting mechanisms, planning and changes in wages, largely due to the production enterprises autonomy in decision-making process relating to the definition of magnitude, dynamics and differentiation of wages for different groups of workers.

Keywords: economy, market relations, wage, workers, intellectual labor, employment, remuneration, profession, transformation, work, system planning, incentive, efficiency, productivity.

Трудовая деятельность человека была и остается основой экономического развития любого государства. В условиях формирования новой экономики возникли новые отрасли, виды экономической деятельности и профессии. На всем этапе трансформации экономики "Административно-командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества" [5]. Также произошло изменение характера труда: в большинстве своем человек стал заниматься не физическим, а интеллектуальным трудом. Произошли изменения и в вознаграждении труда (льготы, бонусы, доли в акциях компании и т. д.). Но, несмотря на это, заработная плата выступает не только ценой труда, но и стимулом к труду. В условиях рынка заработная плата приобретает особую роль в процессе производства. В первую очередь изменение оплаты труда направлено ни минимизацию трудовых потерь. "Трудовые потери представляют потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами"[6].

Изучением вопроса о возникновении заработной платы занималось и занимается множество экономистов. Особенно актуальным стал вопрос в области регулирования заработной платы после вступления России в ВТО. Вступление в эту организацию преследовало улучшение позиций страны в области инвестиций и увеличения рабочих мест, но на практике это стало камнем преткновения для развития страны. "Весь разговор про инвестиции, модернизацию совместно с другими странами не более чем блеф" [7]. По мере социально-экономического развития общества, совершенствования трудовых отношений и трансформацией характера труда менялось и понимание заработной платы.

С развитием рыночных отношений в России произошла трансформация механизмов установления, планирования и изменения заработной платы, во многом благодаря получению предприятиями самостоятельности в принятии большинства решений, касающихся определения величины, динамики и дифференциации заработной платы для различных групп работников.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2015 | 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.