Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России на федеральном и региональном уровнях'

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России на федеральном и региональном уровнях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1244
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ECONOMIC DEVELOPMENT / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / BUSINESS ENTITY / GOVERNMENT SUPPORT / DEVELOPMENT DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головецкий Николай Яковлевич, Гребеник Виктор Васильевич, Кохановская Индира Ирековна

Рассмотрены современные тенденции развития сектора малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, охарактеризовано его современное состояние. Выделены основные направления государственной поддержки. Несмотря на сравнительно высокий вклад в обеспечение занятости населения, малое предпринимательство по таким показателям, как товарооборот, экономическая эффективность играет незначительную роль в современных экономических процессах нашей страны. Отмечено, что состояние малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации достаточно различно в разных регионах, что зависит от их специализации, особенностей, наличия рабочих мест, уровня безработицы, структуры населения и иных факторов. Целесообразной, по мнению авторов, представляется оценка состояния малого бизнеса применительно к конкретному региону и даже городу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головецкий Николай Яковлевич, Гребеник Виктор Васильевич, Кохановская Индира Ирековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA AT FEDERAL AND REGIONAL LEVELS

The current trends in the development of the small and medium-sized business-es in the Russian Federation are considered, and its current state is described. The main directions of state support are highlighted. Despite the relatively high contribution to the provision of employment, small business in terms of such indicators as trade, economic efficiency plays a minor role in modern economic processes in our country. It is noted that the state of small and medium enterprises in the Russian Federation is quite different in different regions, which depends on their specialization, characteristics, availability of jobs, unemployment rate, population structure and other factors. Appropriate, according to the authors, is the assessment of the state of small business in relation to a specific region, and even the city.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России на федеральном и региональном уровнях»

УДК 338.2 JEL L26, O18, R11

Головецкий Николай Яковлевич

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: golovetskiy-ny@ranepa.ru

Гребеник Виктор Васильевич

д-р экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: gvik65@mail.ru

Кохановская Индира Ирековна

канд. экон. наук, Московский областной филиал ФГБОУ ВО «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Красногорск e-mail:kokhanovskaya-ii@ranepa.ru

Golovetskii Nikolai

Candidate of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: golovetskiy-ny@ranepa.ru

Grebenik Viktor

Doctor of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: gvik65@mail. ru

Kokhanovskaya Indira

Candidate of Economic Sciences, Moscow Regional Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Adminisration, Krasnogorsk e-mail: kokhanovskaya-ii@ranepa. ru

DOI10.26425/1816-4277-2018-12-71 - 76

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Аннотация. Рассмотрены современные тенденции развития сектора малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, охарактеризовано его современное состояние. Выделены основные направления государственной поддержки. Несмотря на сравнительно высокий вклад в обеспечение занятости населения, малое предпринимательство по таким показателям, как товарооборот, экономическая эффективность играет незначительную роль в современных экономических процессах нашей страны. Отмечено, что состояние малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации достаточно различно в разных регионах, что зависит от их специализации, особенностей, наличия рабочих мест, уровня безработицы, структуры населения и иных факторов. Целесообразной, по мнению авторов, представляется оценка состояния малого бизнеса применительно к конкретному региону и даже городу. Ключевые слова: развитие экономики, малое и среднее предпринимательство, субъект предпринимательской деятельности, государственная поддержка, направления развития.

STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA AT FEDERAL AND REGIONAL LEVELS

Abstract. The current trends in the development of the small and medium-sized businesses in the Russian Federation are considered, and its current state is described. The main directions of state support are highlighted. Despite the relatively high contribution to the provision of employment, small business in terms of such indicators as trade, economic efficiency plays a minor role in modern economic processes in our country. It is noted that the state of small and medium enterprises in the Russian Federation is quite different in different regions, which depends on their specialization, characteristics, availability of jobs, unemployment rate, population structure and other factors. Appropriate, according to the authors, is the assessment of the state of small business in relation to a specific region, and even the city.

Keywords: economic development, small and medium enterprises, business entity, government support, development directions.

На современном этапе один из акцентов в развитии экономики Российской Федерации (далее - РФ) делается на развитии малого и среднего предпринимательства. Особую значимость развитие малого и среднего предпринимательства приобретает в условиях введения санкций против России [3].

Несмотря на сравнительно высокий вклад в обеспечение занятости населения, малое предпринимательство по иным показателям (товарооборот, экономическая эффективность) играет незначительную роль в современных экономических процессах. На малый и средний бизнес приходится 25 % от общего объема товарооборота, однако доля предприятий именно малого бизнеса не превышает 7 %. Доля сектора в целом малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) России находится на уровне 20-21 %. При этом, доля малого бизнеса составляет около 6 % [3].

Согласно данным статистики, в России более 80 % численности малых и средних предприятий занимают микропредприятия, которые обеспечивают каждое третье рабочее место и создают почти 50 % выручки [4].

© Головецкий Н.Я., Гребеник В.В., Кохановская И.И., 2018. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2018. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Сравнение уровня развития малого предпринимательства в нашей стране с другими странами указывает на отставание по целому ряду показателей. Так, доля малого бизнеса в ВВП во многих странах Европы составляет более 50 %. Аналогичную ситуацию можно отметить в разнице долей занятого населения, в секторе малого предпринимательства. В России малый бизнес обеспечивает не более 10 % постоянных рабочих мест, при этом, в странах Европы он колеблется от 35 % до 80 %.

При этом следует отметить, что состояние развития малого и среднего предпринимательства в России достаточно различно в разных регионах, что зависит от специализации региона, его особенностей, наличия рабочих мест, уровня безработицы, структуры населения и иных факторов. В связи с этим целесообразным представляется оценка состояния малого бизнеса применительно к конкретному региону и даже городу.

Такое различие в числе субъектов малого и среднего предпринимательства обусловливает необходимость организации государственной поддержки не столько на федеральном уровне (где целесообразно лишь обозначить основные ее направления и механизмы), а на региональном, так как именно в рамках отдельного субъекта РФ возможно учесть особенности системы хозяйствования, основные нужды, потребности и риски развития малых и средних предприятий.

С момента начала осуществления в стране регулирования правового статуса субъектов малого бизнеса во многих федеральных нормативно-правовых актах закреплен принцип равнодоступности для всех организаций, в том числе и для индивидуальных предпринимателей - как субъектов предпринимательской деятельности, мер государственной поддержки. При этом на практике данный принцип до настоящего времени не реализован, так как по многим причинам далеко не все предприятия, в особенности микропредприятия, имеют возможность пользоваться действующими в России средствами государственной поддержки. Поэтому для отдельных категорий организаций (например, мелкие фермерские хозяйства) в нормативно-правовых актах целесообразно, на наш взгляд, предусмотреть более льготные условия получения мер государственной поддержки, которые будут учитывать специфику предприятий, вплоть до транспортной доступности и близости рынков сбыта товаров (услуг). Среди подобных дополнительных мер могут быть возможность предоставлять товары (услуги) ближайшим бюджетным организациям, например, школам, детским садам и т. д., в зависимости от отраслевой специфики предприятия.

Особое внимание уделено в действующем законодательстве страхованию малых предприятий и организаций и их деятельности. На современном этапе право на страхование малых предприятий предоставлено большому числу страховых компаний, которые, однако, предлагая условия страхования, также не учитывают особенностей производства в целом и в отдельных регионах. На момент заключения договоров страхования у многих предприятий, в особенности микропредприятий, отсутствуют свободные средства на оплату страховой премии, что, в свою очередь, ограничивает доступ таким предприятиям к банковским продуктам. Целесообразно в данном ключе отразить в нормативных актах особенности страхования малых предприятий, оказывающие значительное влияние на исполнение условий страховых договоров (в том числе и в Федеральном законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации») [3].

На современном этапе практически во всех субъектах РФ принято большое количество нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок и условия получения субсидий малыми предприятиями по разным направлениям поддержки. Несмотря на кажущуюся «зарегулированность» данного направления, множественность нормативных документов создает большие трудности для малых предприятий при отсутствии юридической помощи и поддержки, кроме того, часто возникают случаи противоречий различных нормативных документов по тому или иному вопросу.

В данном случае представляется целесообразным в каждом субъекте РФ объединить различные направления финансирования из бюджета деятельности малых предприятий в единую систему - региональную программу, предусматривающую социально-экономическое развитие и поддержку малого предпринимательства на территории субъекта РФ. Такая программа должна иметь сравнительно долгосрочный характер, к примеру, на срок до десяти лет, и предусматривать ряд механизмов мониторинга исполнения программы и возможности корректировок (при необходимости).

Основные цели принятия мер государственной поддержки малого бизнеса в РФ заключаются в создании благоприятных условий для развития производства и эффективной переработки продукции таких предприятий и ее сбыта. Особенно это касается скоропортящихся товаров, например, продукции сельского хозяйства.

При этом после распада СССР в новых рыночных условиях хозяйствования не создан эффективный правовой механизм регулирования малого бизнеса и, в том числе, регулирования государственной поддержки, что обусловило тот факт, что сфера малого предпринимательства на современном этапе оказалась, фактически, в структурном кризисе. Принимавшиеся федеральные программы развития малого бизнеса и отдельные организационные меры по его экономической стабилизации и развитию без применения мер государственной поддержки, оказывают незначительное влияние на состояние и рентабельность малых предприятий в стране [2].

В целом, это обусловлено исторически сложившимися условиями существования малого бизнеса за рубежом, в частности, в странах Европейского Союза (далее - ЕС) с 1962 г. реализуется так называемая общая политика поддержки, которая до настоящего времени претерпела только две масштабные реформы. Законодательство стран Европы в области поддержки малого предпринимательства достаточно стабильно на протяжении долгого времени и развивается эволюционно. В частности, основной закон о предпринимательстве в Германии принят в 1955 г. и закрепил в стране базу для политики развития малого предпринимательства в масштабе государства. Закон претерпел за свою историю несколько уточнений, но действует до настоящего времени, и цели, заявленные в тексте закона, остаются в силе. Франция и Великобритания также привели законодательство в сфере поддержки малого и семейного бизнеса в соответствие с требованиями общей экономической политики [2].

После принятия в 2007 г. в России Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ряд юристов отметили краткость текста закона, а также, отсутствие в нем конкретных расчетов сумм бюджетных субсидий на те или иные цели [1]. При этом малые предприятия в Германии или другой страны-члена ЕС имеют возможность в индивидуальном порядке узнать условия получения субсидии, и рассчитать для своего случая размер субсидии, что закреплено в соответствующих нормативных актах.

В законодательстве о малом бизнесе в США, которое обновляется каждые пять лет, заложены конкретные параметры и суммы государственных дотаций, которые могут получить предприятия определенного типа и субвенций. Эта же практика применима и в ряде государств ЕС. В РФ все количественные показатели субсидий для нужд малых предприятий выведены за рамки Закона «О развитии малого и среднего бизнеса» и содержатся в Государственной пятилетней программе. Это обусловлено тем, что в условиях переключения с плановой экономики СССР на рыночные экономические отношения и несформированной в связи с этим системы ценообразования на товары и услуги, а также ввиду активно меняющейся рыночной конъюнктуры, невозможно заложить в «основной» закон столь значительные объемы государственной поддержки, которые будут выгодны для отдельно взятых предприятий и индивидуальный предприниматель (далее - ИП). При этом юридически госпрограмма развития малого бизнеса в России является, как и в зарубежных странах, составной частью Федерального закона.

При анализе законодательства ФРГ в сфере поддержки малого бизнеса, следует отметить две особенности. ФРГ, как и Россия, - это федеративное государство. Статья 110 Основного закона ФРГ, который регламентирует разделение общих расходов государства и его отдельных земель (административно-территориальных единиц) указывает, что земли ФРГ самостоятельно несут все расходы по поддержке предприятий, которые рассчитывают из налоговых поступлений [4]. Причем на основании статьи 83 того же закона, исполнение любых федеральных законов Германии является собственным делом каждой земли (административно-территориальной единицы). На основании закона отдельные земли имеют право отказаться от того, чтобы нести расходы на субсидии предприятиям, что ставит предпринимателей из различных административно-территориальных единиц в неравное положение [2].

Анализируя в данном аспекте российское законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства, следует сказать, что оно более централизованно, субъекты РФ не могут отказаться от исполнения государственных федеральных программ. В то же время субъекты РФ могут создавать собственные дополнительные программы для поддержки предприятий из собственных средств. Следует упомянуть и о преемственности германского закона - он вступил в силу в 1970 г. и исполняется до настоящего времени. При этом российское законодательство в области предпринимательства претерпело ряд структурных перестроек, а в период СССР отсутствовало, ввиду отсутствия предмета регулирования - частного предпринимательства [2].

Российское региональное законодательство в сфере поддержки предпринимательства не имеет ссылок на международные нормативные акты, субъекты РФ разрабатывают собственные мероприятия по развитию малых предприятий на своей территории самостоятельно (таким образом, чтобы они не противоречили федеральным законам, однако на практике подобные разногласия возникают) [7].

Можно выделить три ключевых различия в нормативном регулировании мер государственной поддержки малых предприятий в РФ и зарубежных странах:

1) российское законодательство в сфере регулирования государственной поддержки малого бизнеса является разработанным в недостаточной степени, а вводимые нормативные акты непоследовательны. Кроме того, на практике присутствуют разногласия между федеральными нормативными актами и законами субъектов РФ;

2) действующий в России Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» не дает возможности определить даже приблизительный объем финансовых средств государственной поддержки в том числе и на краткосрочные периоды, в то время как в законах европейских стран названы конкретные суммы;

3) правовое регулирование развития малого предпринимательства в России осуществляется централизованно, федеральные законодательные акты и программы имеют приоритет над законами субъектов РФ. Вместе с тем последние более независимы, так как объемы и виды государственной поддержки в России не зависят от каких-либо международных документов или нормативов, при этом, субъекты РФ имеют право их дополнять.

Политика поддержки малого бизнеса многих развитых стран, так же как и в России, представляет собой систему мероприятий по поддержке малого бизнеса посредством субсидий, льгот и дотаций. В ряде стран, финансовые вложения в малое предпринимательство значительно выше рыночной стоимости выпускаемой продукции. Однако без мер государственной поддержки невозможно увеличение объема производства и решение в отдаленных от центров местностях социальных проблем. В данных условиях в значительной степени возрастает роль нормативного регулирования перераспределения финансовых потоков, которые поступают в малый бизнес и его основные отрасли (перерабатывающую, сельскохозяйственную, пищевую, легкую промышленность и др.).

Можно сделать вывод о том, что более эффективная схема государственной поддержки малого бизнеса создана в странах Европы и США. В частности, об этом говорит тот факт, что одними из крупнейших современных стран с высоким уровнем развития малого предпринимательства являются именно страны ЕС и США.

На сегодняшний день наиболее востребованными государственными программами помощи малому бизнесу на уровне субъектов РФ являются:

- субсидия на открытие бизнеса для безработных;

- субсидия на развитие бизнеса для начинающих предпринимателей;

- поручительство по кредитным и лизинговым договорам;

- компенсация части процентов по кредитам;

- возмещение части затрат по договору лизинга;

- выдача займов по сниженным ставкам;

- возмещение расходов на участие в выставках и ярмарках;

- налоговые льготы начинающим и действующим предпринимателям.

Наиболее популярным методом региональной поддержки малого и среднего бизнеса в регионах является субсидия на открытие малого бизнеса (существует в 83 субъектах РФ, кроме Республики Крым и Севастополя). Это субсидия от центра занятости населения в размере 58 800 руб. (и дополнительно предоставляется небольшая субсидия от конкретного муниципалитета).

Сумма субсидии может увеличиться, если предприниматель наймет одного или нескольких безработных, которые также зарегистрированы в этом центре занятости (+ 58 800 руб. за каждого нанятого сотрудника). Эта программа действует только для ИП в некоторых субъектах РФ.

В течение трех месяцев с момента получения субсидии предприниматели должны подтвердить, что средства израсходованы в соответствии с утвержденным бизнес-планом. Если бизнес продержится меньше года -деньги необходимо будет вернуть государству.

На развитие бизнеса предприниматель может получить более значительную сумму - 300 000 руб. Для того чтобы предпринимателям предоставили такую субсидию, с момента регистрации ИП или ООО должно пройти не менее года. Деньги выдаются после защиты бизнес-проекта, но на условиях софинансирования, то есть предприниматели вкладывают 50-70 % собственных средств, а государство компенсирует оставшуюся часть затрат на развитие бизнеса [3]. Данная программа существует в 83 субъектах РФ.

Расходовать субсидию можно на приобретение оборудования, оснащение рабочих мест, закупку сырья, оплату аренды. Еще одним условием предоставления субсидии является отсутствие у компании задолженности

по налогам и страховым взносам. Безвозвратные ссуды чаще всего выдаются предпринимателям, которые осуществляют социально важную деятельность - занимаются бытовым обслуживанием, работают в сфере образования, здравоохранения и т. д. За потраченные государственные средства необходимо детально отчитаться.

Поручительство по кредитным и лизинговым договорам также достаточно распространено в ряде субъектов РФ, как мера государственной поддержки.

Во многих регионах существуют гарантийные фонды, которые могут стать поручителями при оформлении предпринимателем кредита или заключении договора с лизинговой компанией. Такое поручительство является дополнительным преимуществом при получении займа. За услугу фонду предпринимателю необходимо заплатить 1,5-2 % от суммы поручительства, которая, как правило, составляет 30-70 % от суммы кредита.

Распространена такая мера поддержки, как компенсация части процентов по кредитам. Если предприниматели взяли кредит на развитие бизнеса в одном из российских банков, то они могут компенсировать часть процентов по кредиту за счет государства. Сумма субсидии зависит от действующей ставки рефинансирования и размера кредита. Этот вид поддержки активно действует во многих регионах России [6].

Весьма популярным видом помощи субъектам малого предпринимательства со стороны государства является компенсация части платежей по лизинговым договорам. Если предприниматель берет в лизинг производственное оборудование или транспорт, то у вас есть возможность вернуть часть средств. Максимальный размер отличается в зависимости от региона: например, в Санкт-Петербурге он составляет до 3 млн руб.

Во многих субъектах РФ, в том числе и в Санкт-Петербурге, существуют программы микрофинансирования малого бизнеса, которые дают возможность предпринимателям получать кредиты и краткосрочные займы на льготных условиях. Как правило, сумма займа составляет от 10 тыс. до 1 млн руб. на срок 1-3 года. Процентная ставка варьируется от 8 до 10 %. Кредиты по более низкой ставке - 5 % в регионах предоставляют предпринимателям, которые работают в производственной или сельскохозяйственной сфере, оказывают бытовые услуги, то есть занимаются социально значимой деятельностью. В некоторых случаях предприниматель может получить и более крупную сумму - до 5 млн на более длительный срок - до 5 лет.

Этот вид господдержки малого бизнеса позволяет сократить расходы на участие в выставках и ярмарках, то есть воспользоваться возможностью представить товар широкой аудитории, найти клиентов и партнеров, обменяться опытом. Государство может оплатить две трети участия предпринимательства в подобных мероприятиях: аренду и доставку оборудования, регистрационный взнос. Не возмещаются затраты на проезд, проживание и питание. Субсидия предоставляется один раз в течение текущего финансового года. Сумма субсидии - от 25 тыс. до 300 тыс. руб. в зависимости от конкретного региона.

С 01.01.2015 г. по 31.12.2020 г. регионы имеют право на два года устанавливать нулевую налоговую ставку для впервые зарегистрировавшихся ИП. В 2016 г. налоговые каникулы действуют в большинстве регионов России.

Также с 2016 г. в качестве антикризисных мер поддержки малого бизнеса в ряде регионов действуют сниженные налоговые ставки для предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения - от 1 % и единый налог на временный доход - от 7,5 %.

Кроме того, в целях оказания имущественной поддержки предприятиям малого предпринимательского сектора региональной экономике для ведения предпринимательской деятельности передают в пользование нежилые помещения, однако такая мера поддержки существует не во всех регионах России.

Таким образом, на региональном уровне предлагаются достаточно разнообразные меры государственной поддержки предпринимательства [5]. Особо следует коснуться того факта, что одной из действенных мер по поддержке субъектов малого предпринимательства является размещение регионального заказа среди предприятий малого бизнеса.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г.

№ 209-ФЗ (с изм. и дополн. согл. № 452-ФЗ от 28.11.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая

система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/(дата обращения: 08.11.2018).

2. Алексеев, А. А. Различия в правовом регулировании государственной поддержки сельского хозяйства в России

и за рубежом // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2009. - № 4. - С. 309-310.

3. Доброконный, В. А. Разработка модели инфраструктурного обеспечения малого и среднего предпринимательства в регионе / В. А. Доброконный, И. И. Кохановская. - Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2018. - № 6. - С. 100-104.

4. Конституции государств Европейского Союза: сборник / Под общ.ред. Л. А. Окунькова и др. -М.: Издательская группа ИНФРА-М: Норма, 1997. - XII, 816 с.

5. Махмудова, М. М. Анализ современного состояния малого предпринимательства в Тюменской области / М. М. Махмудова, А. М. Королева // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2015. - № 1 (24). - С. 69-78.

6. Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение: монография / Гладилин А. В. и др.; под общ. ред. О. И. Кирикова: кн. 12. - Воронеж, 2005. - 168 с.

7. Теоретические аспекты государственного и муниципального управления / Е. И. Беглова, Р. М. Усманова, Г. М. Иванцова и др. - Уфа: Издательство Башкирский государственный университет, 2011. - 300 с.

References

1. Federal'nyi zakon «О razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii» ot 24.07.2007 g. № 209-FZ (s izm. i dopoln. sogl. № 452-FZ ot 28.11.2018) [Federal Law «On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation» dated on July 24, 2007, № 209-ФЗ (as amended and supplemented № 452-ФЗ dated 11.28.2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya Sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 08.11.2018).

2. Alekseev A. A. Razlichiya v pravovom regulirovanii gosudarstvennoi podderzhki sel'skogo khozyaistva v Rossii i za rubezhom [Differences in the legal regulation of state support for agriculture in Russia and abroad]. Bizness v zakone. Ekonomiko-yurid-icheskii zhurnal [Business in law. Economic and legal journal], 2009, I. 4, pp. 309-310.

3. Dobrokonnyi V. A., Kokhanovskaya I. I. Razrabotka modeli infrastrukturnogo obespecheniya malogo i srednego predprinimatel'stva v regione [Development of a model of infrastructure support for small and medium enterprises in the region], Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2018, I. 6, pp. 100-104.

4. Konstitutsii gosudarstv Yevropeiskogo Soyuza; [Constitutions of the European Union], pod obshh. red. L. A. Okun'kova, M.: INFRA-M-NORMA Publishing Group, 1997, 816 p.

5. Makhmudova M. M., Koroleva A. M. Analiz sovremennogo sostoyaniya malogo predprinimatel'stva v Tyumenskoi oblasti [Analysis of the current state of small business in the Tyumen region], Vestnik Permskogo universiteta. Seriya «Ekonomika» [Perm University Herald. ECONOMY], 2015, I. 1 (24), pp. 69-78.

6. Gladilin A. V. and others. Sovremennoye predprinimatel'stvo: sotsial'no-ekonomicheskoe izmereniye: monografiya [Modern entrepreneurship: socio-economic dimension: monograph], pod obshh. red. О. I. Kirikova: kn.12, Voronezh, 2005. 168 p.

7. Beglova E. I., Usmanova R. M., Ivantsova G. M. and others. Teoreticheskie aspekty gosudarstvennogo I munitsipal'nogo upravleniya [Theoretical aspects of state and municipal government], Ufa: Izdatel'stvo Bashkirskii gosudarstvennyi universitet, 2011. 300 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.