Научная статья на тему 'Государственные программы поддержки малого бизнеса'

Государственные программы поддержки малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / STATE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бексултанова Айбика Имрановна

Государственная поддержка малого бизнеса является важным направлением экономической политики: сегодня в России работают более 5,5 миллиона субъектов малого и среднего бизнеса, на долю которых приходится 21% валового внутреннего продукта страны. Планируется, что до 2030 года доля малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации достигнет отметки в 45%. Именно поэтому в свою активную фазу вступила разносторонняя государственная поддержка малого предпринимательства. Какие виды помощи бизнесу существуют в нашей стране, на какие субсидии могут рассчитывать предприниматели в Москве и регионах России обсудим в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные программы поддержки малого бизнеса»

Для того чтобы повысить эффективность банковского надзора, возможна реорганизация надзорной деятельности, за основу которой необходимо взять отделение «центра оценки рисков от центра принятия надзорных решений за счет создания на уровне центрального аппарата Службы анализа рисков» [2]. Ее задачей станет проведение оценки активов и операций кредитных организаций и размещение результатов оценки в централизованной ИТ-системе.

Особо актуальной является проблема надзора за банками с государственным участием, так как принятые международные стандарты корпоративного управления применяются такими банками гораздо более избирательно, чем коммерческими банками со 100%-ым частным капиталом, тогда как именно банки с государственным участием контролируют половину всего финансового сектора в России.

Наиболее целесообразным направлением развития банковского надзора в этой области будет постепенное сокращение государственного участия по мере формирования и устойчивого развития мировых принципов корпоративного управления.

Список литературы / References

1. Гаврилюк О.Ю. Банковский надзор в России: применение зарубежного опыта с целью повышения его эффективности / О.Ю. Гаврилюк // Аудит и финансовый анализ, 2008. № 4 С. 1-3.

2. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2015 году. Москва 2016. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 15.03.2017).

STATE PROGRAMS TO SUPPORT SMALL BUSINESSES Beksultanova A.I. (Russian Federation) Email: [email protected]

Beksultanova Aybika Imranovna — Assistant, DEPARTMENT OF MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMIES, FACULTY OF PUBLIC ADMINISTRATION,

CHECHEN STATE UNIVERSITY, GROZNY

Abstract: state support of small business is an important direction of economic policy: today in Russia there are more than 5.5 million small and medium-sized businesses, which account for 21% of the country's gross domestic product. It is planned that until 2030 the share of small and medium-sized businesses in the gross domestic product of the Russian Federation will reach 45%. For this very reason, a multifaceted state support of small business has come to its active phase. About what kinds of assistance to business exist in our country, what subsidies entrepreneurs in Moscow and Russian regions can count on - we will discuss in this article. Keywords: small business, development, state programs.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА Бексултанова А.И. (Российская Федерация)

Бексултанова Айбика Имрановна — ассистент, кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: государственная поддержка малого бизнеса является важным направлением экономической политики: сегодня в России работают более 5,5 миллиона субъектов малого и среднего бизнеса, на долю которых приходится 21% валового внутреннего продукта страны. Планируется, что до 2030 года доля малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации достигнет отметки в 45%. Именно поэтому в свою активную фазу вступила разносторонняя государственная поддержка малого предпринимательства. Какие виды помощи бизнесу существуют в нашей стране, на какие субсидии могут рассчитывать предприниматели в Москве и регионах России - обсудим в данной статье.

Ключевые слова: малый бизнес, развитие, государственные программы.

Начнем не с самой хорошей новости: существенно сокращаются федеральные субсидии на программы поддержки малого и среднего бизнеса на 2016 год. По предварительной информации Министерства экономического развития нашей страны, на всю программу будущего года будет выделено только 11 миллиардов рублей, тогда как в 2014 году данная сумма составляла более 20

миллиардов, а в 2015 - без малого 17 миллиардов рублей. Данные средства будут поделены между всеми субъектами России на основе проведенных конкурсных процедур. В связи с ощутимым сокращением поддержки, регионам страны придется самостоятельно определиться с приоритетными для финансирования направлениями предпринимательской деятельности. Другими словами, государственные средства пойдут на действительно важные сферы экономики: сельское хозяйство, торговля, оказание коммунальных и бытовых услуг, социальное предпринимательство, инновационная деятельность и другие.

Но, между тем, в нашей стране каждый субъект бизнеса малого и среднего в праве рассчитывать на разностороннюю поддержку со стороны государства - это регламентируют различные нормативно-правовые акты и в первую очередь Федеральный закон №209-ФЗ. Разные программы имеют свой срок действия, условия предоставления и бюджет. В каждом регионе нашей страны за реализацию мероприятий государственной поддержки малого бизнеса отвечает соответствующий уполномоченный орган. С полным их списком вы можете ознакомиться на сайте Министерства экономического развития РФ.

Развитие малого бизнеса в 2016 году: субсидии, программы, гранты

Кроме выдачи денежных субсидий или грантов, финансирования, действуют различные формы поддержки малого бизнеса. Это, к примеру, оказание начинающим предпринимателям стажировок и программ обучения, обслуживание юридического и бухгалтерского малого и среднего бизнеса на бесплатной основе, предоставление льготной аренды помещений и многие другое. Пособничеством малого бизнеса в нашем государстве по определенным программам реализуют как государственные, так и негосударственные организации. Но любой предприниматель имеет право использовать именно бесплатную помощь.

Коротко разберем кое-какие формы поддержки, которые осуществляются данными организациями.

1. Гранты на развитие малого бизнеса 2015 - 2016 года. Эта мера поддержки государства осуществляется, как правило, региональной властью. Привилегия оказывается только начинающим бизнесменам из числа безработных, инвалидов, молодым людям, многодетным семьям и остальным категориям социума. Условия приобретения грантов в каждом регионе могут быть различные. Заявки рассматривают специально созданные комиссии для этих целей, но есть условия для приобретения денег. Это довольное количество рабочих мест, объем выручки, непременная регистрация предприятия, определенная сфера деятельности малого или среднего и бизнеса и другое. Такая форма поддержки малого и среднего бизнеса с 2015 по нынешний день пользуется огромной известностью среди предпринимателей: величина денежных грантов может достигать до трехсот тысяч рублей.

2. Гарантийные фонды поддержки малого бизнеса. Гарантийные фонды в рамках программ поддержки малого бизнеса содействуют предпринимателям в приобретении банковских кредитов. Они обеспечивают предоставление поручительства по разным видам договоров. Средства данного фонда, обычно, образуются благодаря федеральному и региональному бюджету. В любом субъекте государства поручительства гарантийных фондов предоставляются при определенных требованиях и при соответствии заемщика ряду условий [2].

3. Региональные Венчурные фонды, поддержка наиболее многообещающих проектов. Основной целью работы региональных Венчурных фондов заключается в отборе и финансировании инновационных или наиболее многообещающих, подающих надежду бизнес-проектов в научно-технической сфере. Деньги на развитие венчурных фондов предоставляются из федерального и регионального бюджетов, остальные деньги - вклады частных инвесторов. Зачастую финансирование в венчурных фондах осуществляется при передаче доли уставного капитала вашей компании, но могут быть и другие условия предоставления данного вида государственной поддержки.

4. Возможности бизнес-инкубаторов для бизнеса. Кроме того, «Бизнес-инкубаторы» занимаются поддержкой бизнеса, особенно касательно инновационных проектов. Предприниматели, особенно «стартаперы», могут получить здесь материальную помощь, найти на льготных условиях помещения для работы, консультации по разным сферам деятельности и многое другое.

5. Бизнес-школы в помощь малому бизнесу. Также существенную поддержку новым малым предпринимателям предоставляют «Бизнес-школы», среди которых большая часть именно бесплатные и государственные. Здесь проявляющих желание открыть свое дело учат основам ведения и продвижения бизнеса, маркетинговым секретам. Учение проходит в виде лекций, семинаров, по конечным итогам слушатели отстаивают свои бизнес-планы перед специалистами. Обычно, самым лучшим проектам в дальнейшем оказывается финансовая поддержка государства или в них вкладываются инвестиции.

Субсидии — популярный вид господдержки. Самым популярным среди начинающих предпринимателей видом господдержки малого и среднего бизнеса в нашей стране является получение субсидий. Какие предприятия и на какие виды субсидий могут претендовать, мы рассмотрим в следующем разделе.

Субсидирование малого бизнеса в Москве и регионах в 2016 году

Муниципальные и государственные фонды поддержки малого и среднего бизнеса в настоящее время действуют практически во всех российских регионах страны. Их цель - проведение экспертизы предпринимательских проектов, финансирование и поддержка самых перспективных из них. Рассмотрим варианты и условия предоставления субсидий на примере столицы России. Безусловно, московские предприниматели могут рассчитывать на финансовую помощь целого ряда организаций -поддержка малого бизнеса в Москве реализуется по максимуму. Для этих целей в 2012 году здесь было создано Государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы», предоставляющее бизнесу целый ряд субсидий. Московские предприниматели могут получить денежные средства в размере до 5 миллионов рублей. Для этого нужно обратиться за консультацией в учреждение, затем заполнить необходимые документы. Важным условием при получении государственных субсидий на открытие своего бизнеса является то, что все предприниматели должны отчитаться об использовании полученных средств в установленный срок [1].

В целом же необходимо отметить, что поддержка малого бизнеса в Москве в 2015 году особенно актуальна: все мы знаем, что сейчас предпринимательство переживает сложное время. Потребительский рынок и Москвы, и регионов значительно сужается, а планирование деятельности компаний усложняет нестабильность экономической ситуации в стране. Наличие большого количества видов субсидий на открытие малого бизнеса в Москве в 2015 году не означает, что развивать бизнес в столице проще всего. Это также и возрастающая конкуренция, тем более, что каждый вид субсидий на малый бизнес предоставляется на разных условиях. Рассмотрим некоторые из них.

Субсидии на открытие малого бизнеса 2016.

Размер до 500 тысяч рублей, предоставляется из бюджета столицы. Денежные средства можно использовать на оснащение помещений и рабочих мест компании, приобретение программного обеспечения или других основных средств для функционирования предприятия. Также, по условиям выдачи средств, деньги можно направить на аренду офиса в Москве, покупку сырья или материалов, но при этом сумма покупки не должна превышать 20% от общего размера запрашиваемой субсидии. Непременным условием для того, чтобы получить в Москве данный вид государственной поддержки малого бизнеса является то, что с момента регистрации предприятия не должно пройти более двух лет. Трудиться в организации должно не более 250 человек, и юридическое лицо должно состоять на налоговом учете и не иметь задолженностей по налогам, сборам и другим обязательным платежам [1].

Субсидии на возмещение процентов по кредиту.

Популярностью среди начинающих бизнесменов Москвы пользуется такой вид государственной поддержки малого предпринимательства, как субсидия на возмещение процентов по кредиту. Согласно условиям выдачи финансовых средств, государство или муниципалитет «гасит» часть суммы процентов займа. Чтобы получить средства на открытие малого бизнеса в Москве начинающему предпринимателю нужно зарегистрировать свое ИП, состоять на налоговом учете; иметь действующий кредитный договор, заключенный не позднее двух лет тому назад. Помимо этого, обязательным условием должно быть то обстоятельство, что предприятие малого бизнеса не должно быть из торговой сферы, а деньги кредита не могут быть направлены на приобретение оборотных средств компании. Максимальная сумма, на которую может рассчитывать предприниматель при получении данной субсидии в Москве - 5 миллионов рублей [3].

Субсидия на возмещение части затрат по лизинговым платежам.

Эта поддержка малого бизнеса в Москве, безусловно, пользуется спросом: размер данного вида субсидий достигает 5 миллионов рублей, а выдаются средства при наличии договора финансовой аренды, действующего не ранее 2013 - 2014 года. Целевое освоение средств для развития малого бизнеса в Москве должно также быть подтверждено предпринимателем через несколько месяцев. Для этого необходимо будет предоставить соответствующую документацию. Подробнее узнать о порядке получения субсидий на открытие малого бизнеса в столице в 2016 году Вы можете на сайте ГБУ «Малый бизнес Москвы» или лично обратившись в данную организацию. Соответствующие уполномоченные органы функционируют в каждом регионе нашей страны - они также предоставляют различные виды субсидий на открытие малого бизнеса.

Список литературы / References

1. Головин Ю.А. Развитие государственного регулирования малого предпринимательства в городе

Москве // Международной научно-практической конференции. С. 251-257.

2. Горячев А.Ю., Гончарова Е.В. Современные формы государственной поддержки малого бизнеса в

России// «Научно-практическая конференция ВПИ (филиал) ВолгГТУ «Наука молодых: идеи,

результаты, перспективы», 23-26 мая 2016 г. С. 131-133.

54

3. Файловый архив для студентов. Studfiles // Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. Направление и формы государственной поддержки малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/63057 21/page:15/ (дата обращения: 17.04.2017).

PROBLEMS OF PARTICIPATION OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

IN STATE PURCHASES Aslakhanova S.Ä. (Russian Federation) Email: [email protected]

Aslakhanova Seda Asuevna — Assistant, DEPARTMENT OF MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMY, THE FACULTY OF PUBLIC ADMINISTRATION, FEDERAL STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION CHECHEN STATE UNIVERSITY, GROZNY

Abstract: this article is devoted to the problems ofparticipation of Russian small business representatives in public procurement. Recently, government officials are increasingly talking about supporting small and medium-sized businesses. The authorities promise to expand access to public procurement, but there are still many problems to overcome. One of the main problems that reduce interest in the market from the side of small business is the lack of competition. Thus, the article identifies the main obstacles and barriers to small businesses on the way to public procurement, as well as possible ways to overcome them. Keywords: business, corruption, measures the state.

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ Аслаханова С.А. (Российская Федерация)

Аслаханова Седа Асуевна — ассистент, кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: данная статья посвящена проблемам участия представителей малого бизнеса России в государственных закупках. В последнее время правительственные лица все больше говорят о поддержке малого и среднего предпринимательства. Власти обещают расширить ему доступ к госзакупкам, но на этом пути нужно преодолеть все еще немало проблем. Одна из основных проблем, снижающих интерес к рынку со стороны малого бизнеса, - отсутствие конкурентной борьбы. Таким образом, в статье определены основные препятствия и барьеры малого бизнеса на пути к госзакупкам, а также возможные способы их преодоления. Ключевые слова: малый бизнес, коррупция, госзакупки, государство.

В последнее время правительственные лица все больше говорят о поддержке малого и среднего предпринимательств. Власти обещают расширить ему доступ к госзакупкам, но на этом пути нужно преодолеть все еще немало проблем. Среди позитивных для предпринимателей сообщений от властей прозвучали: запрет плановых проверок малого бизнеса сроком на 3 года; выделение на развитие бизнеса в регионах 1,6 млрд рублей; введение квоты МСП на госзакупках и др. [1]. Новые законодательные инициативы направлены на снижение уровня коррупции, повышение прозрачности и конкурентности процедуры осуществления госзакупок и закупок госкомпаний.

Систематические задержки по оплате, отсутствие конкурентности, недостоверность раскрываемой заказчиками информации - все это делает рынок госзакупок и закупок госкомпаний, совокупный объем которого на сегодняшний день составляет 29 трлн руб., непривлекательным для малого и среднего бизнеса, особенно сильно нуждающегося сейчас в дополнительной поддержке.

Одна из основных проблем, снижающих интерес к рынку со стороны малого бизнеса, - отсутствие конкурентной борьбы. Мониторинг закупок госкомпаний за счет собственных средств за первое полугодие 2016 г. показывает, что 96% таких закупок производилось на неконкурентной основе (51% -у единственного поставщика, 45% - иными способами, которые могут быть приравнены к закупке у единственного поставщика). Доля госзакупок, осуществленных у единственного поставщика, в 2015 г. составила 40%. При этом власти получают недостоверные данные об участии малого бизнеса в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.