Научная статья на тему 'Методические рекомендации по повышению результативности государственной поддержки и развития предпринимательства в Санкт-Петербурге'

Методические рекомендации по повышению результативности государственной поддержки и развития предпринимательства в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратов П.Б.

В статье на основе анализа итогов реализации специальных программ поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге предложены рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по повышению результативности государственной поддержки и развития предпринимательства в Санкт-Петербурге»

Методические рекомендации по повышению результативности государственной поддержки и развития

предпринимательства в Санкт-Петербурге

Methodic recommendations on government support and business development efficiency in Saint-Petersburg

П. Б. Панкратов

председатель Комитета по труду и занятости населения г Санкт-Петербурга 190000, Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 7

P. B. Pankratov

190000, 8а1т^егэЬигд, и1. Са!егпауа, 7

В статье на основе анализа итогов реализации специальных программ поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге предложены рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Based on the analysis of special programs results of small business support in Saint-Petersburg, the article suggests recommendations on improvement of business activity government regulation.

Ключевые слова: малое предпринимательство, специальная программа, государственная поддержка предпринимательства, эффективность поддержки малого бизнеса

Keywords: small business, special program, government support of business, small business efficient support

Одним из важнейших условий выхода России из экономического кризиса является всемерное содействие органов власти развитию малого предпринимательства. Стратегия развития малого бизнеса предусматривает два подхода:

• целенаправленное и последовательное развитие макроэкономических условий для предприятий всех форм собственности;

• протекционистский подход, предусматривающий разработку и реализацию целевых программ поддержки малого предпринимательства [1]. Сегодня в нашей стране реализуется преимущественно протекционистский подход: на федеральном, региональном и местном уровнях приняты и выполняются целевые программы развития малого предпринимательства. В частности, непосредственно перед началом экономического кризиса в Санкт-Петербурге была принята «Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на период до 2011 года» [2]. С учетом новых реалий в исполнение Плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг. [3] были внесены соответствующие коррективы. Поэтапная реализация Плана должна в максимальной степени способствовать решению основных проблем

ш ^

m <

CL

с

>

К

УДК 338.486.4 ш

О

П

предпринимательства в процессе осуществления по- ш литики государственного регулирования предприни- Ее мательской деятельности в рамках специальных про- ^ грамм. Нами предлагаются некоторые рекомендации > по развитию малого предпринимательства в Санкт- £ Петербурге (табл. 1).

Одним из существенных недостатков деятельности по реализации «Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» является слабая увязка между собой результатов различных специальных программ. Отсутствие комплексности поддержки зачастую не позволяет предпринимателям эффективно использовать выделенные в рамках реализации программ ресурсы. Участие в нескольких программах позволит избежать распыления государственных средств и оказать концентрированную поддержку предпринимателям, что будет способствовать повышению степени устойчивости хозяйственной деятельности. Наиболее предпочтительные, с точки зрения целесообразности и преемственности, пакеты программ представлены на рис. 1 и рис. 2

Механизм «пакетной» поддержки субъекта малого предпринимательства, зарегистрированного при поддержке Службы занятости населения Санкт-Петербурга (рис. 1), предусматривает органичное сочетание компенсации затрат на регистрацию предпринимательской деятельности («Программа содействия самозанятости»), обучения ведению предпринимательской деятельности по программе «Региональный университет малого бизнеса» и возможности участия в конкурсе на получение гранта начинающим субъектам малого предпринимательства. Для предпринимателей, которые намерены организовать собственное производство продукции, предусмотрена программа «Бизнес-инкубатор». Если же предприниматель нуждается только в консалтинговой или информационной поддержке, он может выбрать другой путь и разместиться в виртуальном бизнес-инкубаторе. Предприятиями, которые находятся в стартовом режиме, будут востребованы программы, предусматривающие компенсационные выплаты (программы по выбору на рис. 1).

Аналогичный механизм может быть задействован начинающими предпринимателями, которые зарегистрировали бизнес на собственные средства, но работают на рынке менее 1 года.

На рис. 2 схематично представлен алгоритм «пакетной» поддержки развития предприятия, успешно функционирующего на рынке в период от одного до трех лет. В данном случае предлагается более сложный механизм участия предпринимателей в специальных

Таблица 1

Рекомендации по решению основных проблем развития малого предпринимательства

<

сг

с

>

0

1

О

V

со

Основные проблемы

развития предпринимательства

Решение проблем при содействии государства в рамках реализации специальных программ

1

2

Недостаточное нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности

1. Нормативно-правовые акты, принятие которых предусматривалось Планом мероприятий [3], отражают изменение федерального законодательства.

2. Ожидающиеся в 2010 г. изменения в налоговом законодательстве на федеральном уровне должны быть оперативно отражены в соответствующих законодательных актах Санкт-Петербурга. В первую очередь это касается специальных налоговых режимов и транспортного налога

< >

Сохраняющаяся низкая степень интеграции предпринимателей в деятельность по социально-экономическому развитию региона

1. Федеральный закон № 209-ФЗ [4] и соответствующие региональные законы регулируют развитие малого и среднего предпринимательства. В то же время практически все принятые в Санкт-Петербурге программы направлены на развитие малого предпринимательства. Принятие программ, направленных на развитие среднего предпринимательства, позволит увеличить суммарный вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт.

2. Повышение образовательного уровня предпринимателей посредством расширения спектра образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств.

3. Обеспечение доступа малых предприятий к кредитным ресурсам и лизинговым средствам, предназначенным для обновления материально-технической базы предприятий

Сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров для предпринимательских структур

1. Сохранение финансирования в рамках реализации специальных программ «Основы предпринимательства для школьников», «Основы предпринимательства для студентов», «Региональный университет малого бизнеса», «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса», «Содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности».

2. Привлечение средств международных программ для финансирования образовательных программ, ориентированных на субъектов малого предпринимательства.

3. Реализация образовательных программ за счет средств предпринимателей.

4. Реализация образовательных программ Службы занятости населения в рамках организации самозанятости населения и подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.

5. Расширение спектра образовательных программ для субъектов малого предпринимательства

Наличие административных ограничений для развития бизнеса, негативно влияющих на формирование благоприятного предпринимательского климата

1. Разработка предложений по изменению и дополнению нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов предпринимательства, и их взаимодействию с органами представительной, исполнительной власти города и иными структурами, обладающими правом законодательной инициативы.

2. Расширение мероприятий по пропаганде и поддержке в средствах массовой информации деятельности ассоциаций, союзов, объединений и прочих общественных организаций предпринимателей, которые являются важной составляющей процесса формирования стабильного гражданского общества

Недостаточный уровень финансовой поддержки

1. Осуществление финансирования специальных программ «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства» и «Приобретение основных средств в лизинг».

2. Законодательная и финансовая поддержка развития Фонда содействия кредитованию малого бизнеса.

3. Разработка и внедрение в практику новых форм финансовой поддержки малых предприятий (в частности механизма микрофинансирования)

1 2

Проблема неналоговых платежей, взимаемых с предпринимателей при обращении за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами и многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями 1. Введение законодательных ограничений на оказание органами власти и бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого предпринимательства, связанных с выполнением первыми возложенных на них функций

Недостаточное структурирование штрафных санкций со стороны государственных органов 1. Дифференцирование размеров штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для вторых и отмена практики установления вилок штрафов

программах, финансируемых государством. Во-первых, может быть предусмотрено участие предпринимателей в более продолжительных образовательных программах «Регионального университета малого бизнеса» (например, продолжительностью от 72 до 106 часов). Средства грантов не выделяются на поддержку развития устойчиво функционирующих предприятий. Поэтому такие предприятия могут принять участие либо в программе «Кредитование коммерческими банками субъектов ма-

ш ^

со <

сг

П

>

К

К П

лого предпринимательства», либо в программе «При- ^ обретение основных средств в лизинг». Предприятие, > успешно освоившее кредитные ресурсы, приобретает ^ положительную кредитную историю и, объединив свой интеллектуальный и материально-технический потенциал, имеет возможность принять участие в конкурсе на участие в программах «Внедрение информационных и коммуникационных технологий», «Технологические стажировки» или «Аутсорсинг».

Рис. 1. «Пакетная» реализация государственной поддержки предпринимательской деятельности, зарегистрированной в рамках реализации программы содействия самозанятости, или субъектов малого предпринимательства,

функционирующих на рынке менее одного года

Предпринимательская деятельность, зарегистрированная в рамках реализации программы содействия самозанятости, или субъекты малого предпринимательства, функционирующие на рынке менее одного года

т

Предоставление пакета документов в уполномоченную организацию

I

Программа «Региональный университет малого бизнеса»

, г '

Программа «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса»

♦ ~Г

Программа Программа

« Бизнес-инкубатор » « Виртуальный бизнес-инкубатор »

♦ * ,

Программа по выбору:

♦ сертификация продукции, работ, услуг;

♦ субсидирование арендной платы для отдельных категорий арендаторов объектов нежилого фонда, относящихся к субъектам

малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные для Санкт-Петербурга виды деятельности;

♦ субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям

<

сг

с

>

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

V

со

< >

Рис. 2. «Пакетная» реализация государственной поддержки субъекта малого предпринимательства, функционирующего на рынке от одного года до трех лет

Участие предприятий в каждой из программ осуществляется на конкурсной основе. При этом приоритет отдается субъектам малого предпринимательства, имеющим успешный опыт участия в каждой из предыдущих программ.

В заключение, хотелось бы выделить основные условия и факторы, определяющие эффективность государственной поддержки малого предпринимательства:

• все осуществляемые мероприятия должны проводиться системно, в заданной последовательности и не противоречить друг другу (системность и целостность);

• необходимо, чтобы поддержка в рамках различных программ оказывалась дифференцированно в зависимости от того, к какой группе принадлежат предприниматели: начинающие, работающие в инновационной сфере, женщины, молодежь и пр. (селективность);

• механизм конкурсного отбора предприятий для участия в государственных программах следует постоянно совершенствовать; отбор должен быть безошибочным; поддержку необходимо направить именно тем предприятиям, которые более всего в ней нуждаются (целевая и адресная поддержка);

• предприниматели должны иметь возможность постоянно повышать свою квалификацию в рамках программных мероприятий (формирование необходимого кадрового обеспечения);

• целесообразно контролировать и корректировать с учетом допущенных ошибок результативность исполнения программных мероприятий (формирование системы мониторинга и контроллинга);

• государственная поддержка должна быть направлена на развитие предприятия и на формирование благоприятной внешней среды для обеспечения этого развития;

• наиболее целесообразно построить все программные мероприятия в соответствии с принципом паритетного участия в них государства и предпринимателей (объединение ресурсов для исполнения программных мероприятий).

Литература

1. Митякова О. И. Механизмы устойчивого развития малых предприятий. Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 2004.

2. Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 ноября 2007 года № 1423 «Об итогах реализации плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы и основных направлениях развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.