Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПО ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПО ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — С.П. Федоров, Г.Б. Еремин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПО ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА»

Литература

1. Иванов С. И. и др. Медицинское облучение населения России (1980-1997 гг.). - М.; СПб, 1999.

2. МУК 2.6.1.962—00 "Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях". — М., 2000.

3. Постановление Госкомстата России от 07.09.99 № 84 "Об утверждении годовых форм Федерального

государственного статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан". — М„ 1999.

4. Радиационная защита пациента при рентгенодиагностике. Публикация 34 МКРЗ. — М., 1985.

5. СП 2.6.1.758—99. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). - М„ 1999.

Поступила 29.11.02

С С П. ФЕДОРОВ, Г. Б. ЕРЕМИН, 2003 УДК 614.3/.4(470.25)

С. П. Федоров, Г. Б. Еремин

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПО ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА

Администрация Дедовичского района Псковской обл.; ФГУ Центра Госсанэпиднадзора в Дедовичском районе в Псковской обл.

Особенности практики государственного управления на рубеже XXI века предъявляют новые требования прежде всего к развитию связей на горизонтальном уровне. Это обусловлено тем, что изменился характер проблем, которые должны решать органы власти на подведомственной территории, увеличились сложность, комплексность, масштабность и сфера влияния, их зависимость от внешней среды. Произошло ускорение темпов в общественном развитии и качестве жизни населения. В связи с активным развитием информационных технологий возросли взаимозависимость и взаимовлияние субъектов управления. Формы горизонтальных связей в настоящее время развиваются и используются пропорционально степени сложности, комплексности решаемых задач. Здесь особую роль играют такие факторы, как использование прямых контактов между руководителями по поводу решения возникающих проблем, установление взаимосвязей между подразделениями по основным вопросам деятельности, создание целевых групп для решения проблем, затрагивающих сферу влияния нескольких структур.

Дедовичский район в ближайшем окружении (Днов-ский, Бежаницкий, Новоржевский, Порховский районы Псковской области) занимает лидирующее положение по промышленному и интеллектуальному потенциалу, наличию образовательной и развитой жилищно-коммунальной инфраструктуры. В концепции развития Дедовичского района заложено и обосновано развитие района как делового центра области. Администрацией района предприняты шаги по созданию в районе филиала Псковского политехнического института. Создается центр межмуниципального сотрудничества и стратегического развития. Это решение одобрено на научно-практическом семинаре "Проблемы реализации концепций стратегического развития муниципальных образований Псковской области".

В контексте развития территории муниципальное образование заинтересовано в развитии профилактического направления современной медицины и организации взаимодействия с территориальным Центром Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) как структуры федерального уровня, обладающей значительными возможностями в обеспечении интеграции взаимосвязей органов исполнительной власти, общественных организаций, хозяйствующих субъектов, частных предпринимателей и граждан для решения многоплановых политических, экономических и социальных задач, имеющих отношение к вопросам организации санитарно-эпидемиологического обеспечения населения территории.

Рассматривая проблему охраны и укрепления здоровья населения, формирования стереотипа человека, позитивно относящегося к своему здоровью и здоровью окружающих, невозможно обойти вопросы происходящего реформирования политических, экономических и социальных основ, которые привели к потерям здоровья, дос-

тигшим огромных размеров. При этом происходящие изменения в общественном устройстве РФ, делегирование значительной части полномочий и связанных с этим управленческих функций с федерального на региональный уровень усиливается ведомственной разобщенностью.

Основная проблема сегодня та, что законодательство, регулирующее сферу здравоохранения, не формирует организационного единства всех звеньев системы. Действующим законодательством не определена граница осуществления муниципальным образованием своих полномочий. В результате не обеспечивается системность, динамичность и целостность процесса реформирования и развития здравоохранения.

Согласно определению ВОЗ, одними из признаков "здоровой территории" являются наличие структуры управления, позволяющей обеспечить функционирование и координацию служб, высокая степень участия населения в принятии решений по обеспечению его здоровья и благополучия. Это направление в работе означает прежде всего процесс. На основе этой концепции администрация и ЦГСЭН разработали собственные территориальные программы, направленные на профилактику, с обязательным участием административных органов в принятии решений и координации межведомственной деятельности. Анализ и обсуждение представляемых материалов используются при организации мероприятий, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с их помощью обеспечиваются информацией органы управления для принятия управленческих решений.

В этих условиях у территориальных ЦГСЭН в целях осуществления своего влияния на формирование государственной политики в области охраны здоровья населения, основанной на технологии принятия политических, экономических, социальных решений, характеризующих здоровье нации, особую актуальность приобретает формирование собственного информационного потока, привлекающего внимание к решению проблем профилактической медицины на рубеже третьего тысячелетия.

Давно стало ясно, что решить проблему охраны здоровья только путем внедрения диагностических и лечебных средств невозможно. Именно поэтому XXI век признается веком гигиены — основной медицинской науки профилактической медицины. В этот период главная задача районной администрации и учреждений здравоохранения — формирование территориальной системы управления здоровьем человека. В решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья вовлекаются властные структуры всех уровней и граждане. В этом случае реализация конституционного права граждан на получение информации о факторах, влияющих на общественное здоровье, — это способ привлечения широких масс населения к выработке политических, экономических и

социальных решений, способ привлечения властных структур разных уровней к решению вопросов, которые по тем или иным причинам остались незамеченными. Хорошо информированное и мотивированное общество активно участвует в определении приоритетов для себя, а также в принятии и осуществлении решений. Такой подход позволяет наилучшим образом использовать имеющиеся людские ресурсы, укреплять самоценность личности, поощряя самостоятельное приобретение знаний и оказание социальной поддержки.

Администрация района и ФГУ ЦГСЭН в Дедович-ском районе осуществляют формирование информационного пространства методами активного рассмотрения вопросов санитарно-эпидемиологической значимости насанитарно-противоэпидемической комиссии в ведомствах, организациях, учреждениях, на заседаниях общественных организаций, конференциях и других общественно значимых мероприятиях, в том числе организовывая мероприятия по гигиеническому обучению работников различных сфер деятельности. В этом мы находим понимание и оказываем взаимную поддержку.

Уровень знаний людей, способность их к соответствующему мышлению повышают уровень мотивации и заинтересованности в осуществлении выбора и принятии альтернативных решений в пользу развития профилактического направления здравоохранения.

Поэтому так важны межотраслевые действия как основа усиления возможностей для укрепления профилактически направленных мероприятий во всех конкретных условиях и средах социальной жизни населенных пунктов, мест работы, отдыха и проживания, в образовательных и воспитательных учреждениях.

Безусловно, уровень исполнения решений санитар-но-противоэпидемических комиссий, межведомственных совещаний, комплексных планов явно недостаточен. Не все разработанные и утвержденные программы финансируются. В условиях настоящего социально-экономического кризиса приходится выбирать приоритеты. Между тем созданное совместными усилиями информационное пространство повышает значимость и результативность, влияет на принятие финансовых, социальных и политических решений районной администрацией и собранием депутатов, руководителями хозяйствующих субъектов.

В процессе формирования взаимодействия, доступности к обмену информацией для обеспечения политических деятелей и руководителей, работников и заинтересованных граждан по вопросам состояния санитарно-эпидемиологического обеспечения населения важными задачами являются:

— выявление общих и взаимных интересов муниципальных образований и ЦГСЭН, связанных с решением проблем санитарно-эпидемиологического обеспечения населения;

— включение центров в единое информационное пространство, сопровождающее деятельность органов местного самоуправления;

— формирование собственного многопланового экономически и социально обусловленного информационного потока, необходимого для квалифицированного анализа и принятия ответственных решений;

— адаптация представляемых материалов к аудитории, которой подлежит рассмотрение и принятие политических, экономических и социальных решений. Соответствие представленных материалов выделенным проблемам и приоритетам, формирующим устойчивые взгляды о необходимости свести различные компоненты задач в согласованную программу действий, стимулирующую решение вопросов санитарно-гигиенического обеспечения населения на муниципальном уровне;

— внедрение целевых инновационных образовательных программ в подготовку и переподготовку муниципальных служащих, руководителей хозяйствующих субъектов, направленных на развитие способности к объективной оценке многоплановой значимости вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Их высокой сопряженности и взаимной обусловленности с политическими, экономическими и социальными аспектами развития общества;

— использование средств массовой информации (печати, радио, телевидения) для формирования общественного мнения о необходимости выделения в качестве приоритетов вопросов, связанных с деятельностью учреждений ГСЭН;

— рассмотрение вопросов санитарно-эпидемиологической значимости во властных структурах, общественных организациях на межведомственных и внутриведомственных совещаниях, проводимых на территории муниципального образования;

— организация, проведение и участие в научно-практических конференциях, краткосрочных обучающих семинарах, организация и оказание консультативной и практической помощи муниципальным образованиям в рассмотрении вопросов, имеющих взаимосвязь с актуальными проблемами, рассматриваемыми ЦГСЭН;

— установление прямых контактов с руководителями предприятий, организаций, учреждений, индивидуальными предпринимателями для обеспечения организации исполнения мероприятий санитарно-эпидемиоло-гической значимости.

Поступила 14.10.02

Методы гигиенических исследований

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003 УДК 614.72:556.1241-074

В. М. Боев, Н. Н. Верещагин, В. Н. Дунаев

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ СНЕГОВОГО ПОКРОВА

Оренбургская государственная медицинская академия

Оценка загрязнения атмосферного воздуха и риска неблагоприятных последствий для здоровья населения при воздействии токсикантов, поступающих в организм человека аэрогенным путем, является одной из актуальных задач гигиенической науки с целью обоснования и принятия необходимых профилактических мер.

Анализ деятельности по контролю качества атмосферного воздуха как предприятий-источников атмосферного загрязнения, так и надзорных организаций позволяет сделать вывод о недостаточной информативности результатов исследований воздушной среды. В Оренбургской области только в 5 городах из 11 функциони-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.