Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕНТГЕНОДИАГНОСТИКИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ'

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕНТГЕНОДИАГНОСТИКИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.И. Кузин, С.В. Макаров, В.В. Степанов, Ю.Р. Хорошилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕНТГЕНОДИАГНОСТИКИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003

УДК 614-876:616*073.75

В. И. Кузин, С. В. Макаров, В. В. Степанов, Ю. Р. Хорошилов

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕНТГЕНОДИАГНОСТИКИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Дорожный центр Госсанэпиднадзора, Санкт-Петербург; Врачебно-санитарная служба, Санкт-Петербург; Дорожная поликлиника Октябрьской железной дороги, Санкт-Петербург

Как известно, медицинское облучение вместе с природным обусловливает практически 99% эффективной дозы облучения населения [1,4). Во всем мире принято проводить снижение доз природного и медицинского облучения, однако наибольшие возможности в этом плане есть именно у медицинского облучения.

В настоящем сообщении приводятся результаты анализа данных за 2000 г., представленных в статистической форме З-ДОЗ [3), а также состояния рентгеновской службы в 19 рентгенологических отделениях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Октябрьской железной дороги.

Рассчитана частота рентгенологических процедур (РЛП), определяемая как число процедур на 1000 населения. приписанного к ЛПУ. Это наиболее объективный показатель уровня рентгенологического обследования населения (табл. 1).

Как следует из табл. 1, высокая частота РЛП отмечалась в отделенческих больницах на ст. Волховстрой, Псков и Кандалакша, узловых больницах на ст. Выборг и Новосокольники, отделенческой поликлинике на ст. Мурманск и линейной поликлинике на ст. Ло-дейное Поле, а также в поликлинике Петербургского метрополитена. В этих же ЛПУ регистрировалась высокая частота исследований желудочно-кишечного тракта (ирригоскопии) — наиболее дозообразующей процедуры.

Средняя частота РЛП по всем ЛПУ Октябрьской железной дороги (1514%о) значительно превышает среднероссийский показатель (1230%о), который по

международным оценкам признается весьма высоким (3]. Высокая частота РЛП в ЛПУ Октябрьской железной дороги, возможно, обусловлена не всегда обоснованным назначением рентгенологических исследований. В Российской Федерации есть немало регионов, где частота РЛП составляет 800%о и менее (1]. Сегодня, когда на каждого работника, приписанного к ЛПУ Октябрьской железной дороги, приходится 1,5 рентгенологических процедур ежегодно, первостепенное внимание необходимо уделять радиационной безопасности пациентов.

В табл. 2 приведено распределение рентгенологических процедур по видам исследований в среднем по ЛПУ Октябрьской железной дороги в сравнении с данными по ЛПУ России (1999 г.).

Результаты анализа процедур по локализации в среднем по ЛПУ Октябрьской железной дороги и по ЛПУ России приведены в табл. 3.

Из данных, приведенных в табл. 2 и 3, следует, что в ЛПУ Октябрьской железной дороги заметно меньше, чем в среднем по ЛПУ России, удельный вес рентгеноскопии, дающей, как известно, самый большой вклад в дозу облучения пациентов, а также почти в 2 раза выше частота исследований органов грудной полости и в 1,5 раза выше частота профилактической флюорографии. В совокупности эти два последних фактора, безусловно, повысят выявляемость туберкулеза у сотрудников Октябрьской железной дороги, однако в связи с наличием в ЛПУ дорогих устаревших морально и физически флюорографов при этом реги-

Объсм рентгенологических исследований в ЛПУ Октябрьской железной дороги

Таблица 1

РЛП Частота РЛП по локализации, %о

Вид ЛПУ Количество приписанного населения абс. X. органы грудной полости опорно-двигательная система желу-дочно-кишеч-ный голова (череп) челю-стно-лице-вая об- мочеполовая систе- прочие

трокт ласть ма

Отделенческая больница на ст. Тверь 16 131 12 157 754 499 106 56 26 41 3 18

Отделенческая больница на ст. Псков 10 984 21 689 1974 1068 237 439 76 127 3 23

Отделенческая больница на ст. Волховстрой 15 000 31 356 2090 1235 335 199 51 138 10 12

Отделенческая больница на ст. Петрозаводск 27 790 28 729 1033 173 174 74 25 62 13 13

Узловая больница на ст. Кемь 15 002 17 174 1145 755 173 84 11 86 16 19

Узловая больница на ст. Ржев 11 919 13 521 1134 656 248 163 11 44 4 8

Узловая больница на ст. Выборг 9 674 18 411 1903 1041 459 160 9 91 9 134

Узловая больница на ст. Новосокольники 4 348 9 262 2130 912 545 364 34 162 40 73

Узловая больница на ст. Великие Луки 16 373 21 110 1289 652 164 351 7 71 6 84

Отделенческая больница на ст. Кандалакша 15 077 24 698 1638 1003 216 242 79 43 39 14

Узловая больница на ст. Хвойная 5 398 1 937 359 208 91 27 4 18 — И

Линейная поликлиника на ст. Лодейное Поле 5 802 1 051 181 13 107 2 6 39 — 13

Дорожная клиническая больница (ДКБ) 88 306 47 914 1883 174 158 93 14 5 64 35

Дорожная поликлиника 72 368 332 168 33 7 245 3 32

Дорожный туберкулезный диспансер 45 981 546 0,7 — — — — —

Поликлиника метростроя 8 830 8 106 918 630 76 20 14 178 0.5 —

Поликлиника метрополитена 12 653 25 466 2012 1331 203 47 352 — —

Узловая поликлиника на ст. Малая Вишера 4 886 2 169 444 17 116 — — 287 — 23

Отделенческая поликлиника на ст. Мурманск 8 534 15 717 1841 1044 191 27 — — — —

Всего по ЛПУ Октябрьской железной дороги 276 708 418 810 1514 873 245 142 26 148 28 45

Россия 1997 г. 146 328 000 179 947 000 1230

Таблица 2

Структура РЛП в ЛПУ Октябрьской железной дороги (в сравнении с ЛПУ России), %

Вид рентгенологиче- По ЛПУ Октябрьской В среднем г.о ЛПУ

ского исследования железной дороги России

Рентгеноскопия 3.05 3,85

Рентгенография 42,42 52,70

Флюорография 54,53 39,40

стрируются высокие дозы облучения. Поэтому вопрос замены парка флюорографов и другой рентгеновской аппаратуры современными цифровыми малодозовы-ми аппаратами очень актуален. Переход на новое поколение отечественных цифровых малодозовых флюорографов позволит при увеличении объема профилактических исследований населения значительно снизить уровень его медицинского облучения до показателей, характерных для большинства развитых стран мира.

Уровень рентгенологической помощи населению, а также индивидуальные и коллективные дозы облучения определяются состоянием технического оснащения рентгенологии, кадровым обеспечением и профессиональной подготовкой медицинского персонала. В 2000 г. в ЛПУ Октябрьской железной дороги насчитывалось 97 рентгеновских аппаратов, в том числе 24 стационарных диагностических, 20 флюорографов, 29 дентальных, 18 палатных, 3 маммографа, по 1 ан-гиографическому комплексу, рентгеновскому компьютерному и ядерно-магнитному томографу. Основу стационарных диагностических аппаратов составляют аппараты типа РУМ-20 (23 штуки), из них только 6 с УРИ.

Персонал рентгенологических отделений насчитывает 47 врачей-рентгенологов, 72 рентгенолаборанта и 28 санитарок.

Уровень профессиональной подготовки персонала рентгеновских кабинетов в области радиационной безопасности остается крайне низким. Данные по индивидуальным и коллективным дозам облучения пациентов и населения в ЛПУ Октябрьской железной дороги приведены в табл. 4.

Как следует из данных табл. 4, средняя эффективная доза (1,27 мЗв) превосходит аналогичный показатель для России (1,01 мЗв) и намного превосходит мировой уровень (0,4 мЗв). При этом самые высокие дозы облучения регистрировались в узловых больницах на ст. Великие Луки и Ржев, отделенческих больницах на станциях Кандалакша и Псков, а также в ДКБ.

Исходя из суммарной коллективной дозы облучения пациентов-сотрудников Октябрьской железной дороги 352,5 чел • Зв и коэффициента риска для населения 7,3 • 10"г случ/чел • Зв [5], получаем 25,8 случая смерти в год от онкологических и генетических заболеваний.

Таблица 3

Локализация РЛП в ЛПУ Октябрьской железной дорога (в сравнении с ЛПУ России), %

Локализация проводимых рентгенологических процедур ЛПУ Октябрьской железной дороги ЛПУ России (1997 г.)

Органы грудной полости 57,70 33,10

Опорно-двигательный аппарат 16,21 34,50

Желудочно-кишечный тракт 9,36 5,90

Голова (череп) 1,70 —

Челюстно-лицевая область

(включая стоматологию) 9,78 —

Мочеполовая система 1,85 —

Прочие локализации 2,99 26,6

Таким образом, проведенные исследования показывают, что для снижения средней эффективной дозы до среднероссийского уровня необходимо, во-первых, максимально ужесточить требования к показаниям назначения ирригоскопии как самой дозообразующей процедуры, во-вторых, больницы на ст. Великие Луки, Ржев, Кандалакша, Псков, ДКБ в первую очередь необходимо оснастить современной малодозовой рентгеновской аппаратурой, новыми усиливающими экранами и, в-третьих, снабдить их эндоскопами для более широкого использования фиброгастроскопии как альтернативы рентгеноскопии. В совокупности все эти факторы должны способствовать значительному уменьшению медицинского облучения работников Октябрьской железной дороги.

В связи с этим Дорожным, отделенческими и линейными центрами Госсанэпиднадзора дороги необходимо усилить контроль за регистрацией врачами-рентгенологами доз облучения пациентов в амбулаторных картах, повысить требования к обоснованности назначения рентгенологических исследований, оптимизацией режимов исследований, постоянно контролировать стационарные и коллективные средства защиты, а также дальнейшее уменьшение медицинского облучения.

Таблица 4

Средние эффективные дозы за 1 процедуру и на 1 человека из числа приписанных к ЛПУ Октябрьской железной дороги, мЗв

Коллектив- Эффективная доза, мЗв

ЛПУ ная доза, чел ■ Зв за 1 процедуру на 1 человека

Отделенческая больница на ст.

Тверь 7,9452 0,65 0,49

Отделенческая больница на ст.

Псков 23,5844 1,09 2,15

Отделенческая больница на ст.

Волховстрой 29,900 0,95 1,99

Отделенческая больница на ст.

Петрозаводск 23,9063 0,83 0,86

Узловая больница на ст. Кемь 16,2856 0,96 1,08

Узловая больница на ст. Ржев 14,166 1,05 1.19

Узловая больница на ст. Вы-

борг 15,1201 0,82 1,56

Узловая больница на ст. Ново-

сокольники 8,9520 0,97 2,06

Узловая больница на ст. Вели-

кие Луки 33,5143 1,59 2,05

Отделенческая больница на ст.

Кандалакша 27,0216 1,09 1,79

Узловая больница на ст. Хвой-

ная 0,8763 0,45 0,16

Линейная поликлиника на ст.

Лодейное Поле 0,3457 0,33 0,06*

ДКБ 52,5602 1,10 0,60

Дорожная поликлиника 36,4064 0,50 0,41

Дорожный туберкулезный

диспансер 32,6939 0,67 0,37

Поликлиника метростроя 5,0554 0,62 0,57

Поликлиника метрополитена 15,5696 0,61 1,20

Узловая поликлиника на ст.

Малая Вишера 0,3298 0,15 0,07*

Отделенческая поликлиника

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на ст. Мурманск 8,2684 0,53 0,99

В среднем по ЛПУ Октябрь-

ской железной дороги 352,5012 0,84 1,27

В среднем по России (1999 г.) 140 491 1,01

В среднем по миру (2000 г.) 0,4

Примечание. * — выполняется только рентгенография.

Литература

1. Иванов С. И. и др. Медицинское облучение населения России (1980-1997 гг.). - М.; СПб, 1999.

2. МУК 2.6.1.962—00 "Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях". — М., 2000.

3. Постановление Госкомстата России от 07.09.99 № 84 "Об утверждении годовых форм Федерального

государственного статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан". — М„ 1999.

4. Радиационная защита пациента при рентгенодиагностике. Публикация 34 МКРЗ. — М., 1985.

5. СП 2.6.1.758—99. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). - М„ 1999.

Поступила 29.11.02

С С П. ФЕДОРОВ, Г. Б. ЕРЕМИН. 2003 УДК 614.3/.4(470.25)

С. П. Федоров, Г. Б. Еремин

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПО ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА

Администрация Дедовичского района Псковской обл.; ФГУ Центра Госсанэпиднадзора в Дедовичском районе в Псковской обл.

Особенности практики государственного управления на рубеже XXI века предъявляют новые требования прежде всего к развитию связей на горизонтальном уровне. Это обусловлено тем, что изменился характер проблем, которые должны решать органы власти на подведомственной территории, увеличились сложность, комплексность, масштабность и сфера влияния, их зависимость от внешней среды. Произошло ускорение темпов в общественном развитии и качестве жизни населения. В связи с активным развитием информационных технологий возросли взаимозависимость и взаимовлияние субъектов управления. Формы горизонтальных связей в настоящее время развиваются и используются пропорционально степени сложности, комплексности решаемых задач. Здесь особую роль играют такие факторы, как использование прямых контактов между руководителями по поводу решения возникающих проблем, установление взаимосвязей между подразделениями по основным вопросам деятельности, создание целевых групп для решения проблем, затрагивающих сферу влияния нескольких структур.

Дедовичский район в ближайшем окружении (Днов-ский, Бежаницкий, Новоржевский, Порховский районы Псковской области) занимает лидирующее положение по промышленному и интеллектуальному потенциалу, наличию образовательной и развитой жилищно-коммунальной инфраструктуры. В концепции развития Дедовичского района заложено и обосновано развитие района как делового центра области. Администрацией района предприняты шаги по созданию в районе филиала Псковского политехнического института. Создается центр межмуниципального сотрудничества и стратегического развития. Это решение одобрено на научно-практическом семинаре "Проблемы реализации концепций стратегического развития муниципальных образований Псковской области".

В контексте развития территории муниципальное образование заинтересовано в развитии профилактического направления современной медицины и организации взаимодействия с территориальным Центром Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) как структуры федерального уровня, обладающей значительными возможностями в обеспечении интеграции взаимосвязей органов исполнительной власти, общественных организаций, хозяйствующих субъектов, частных предпринимателей и граждан для решения многоплановых политических, экономических и социальных задач, имеющих отношение к вопросам организации санитарно-эпидемиологического обеспечения населения территории.

Рассматривая проблему охраны и укрепления здоровья населения, формирования стереотипа человека, позитивно относящегося к своему здоровью и здоровью окружающих, невозможно обойти вопросы происходящего реформирования политических, экономических и социальных основ, которые привели к потерям здоровья, дос-

тигшим огромных размеров. При этом происходящие изменения в общественном устройстве РФ, делегирование значительной части полномочий и связанных с этим управленческих функций с федерального на региональный уровень усиливается ведомственной разобщенностью.

Основная проблема сегодня та, что законодательство, регулирующее сферу здравоохранения, не формирует организационного единства всех звеньев системы. Действующим законодательством не определена граница осуществления муниципальным образованием своих полномочий. В результате не обеспечивается системность, динамичность и целостность процесса реформирования и развития здравоохранения.

Согласно определению ВОЗ, одними из признаков "здоровой территории" являются наличие структуры управления, позволяющей обеспечить функционирование и координацию служб, высокая степень участия населения в принятии решений по обеспечению его здоровья и благополучия. Это направление в работе означает прежде всего процесс. На основе этой концепции администрация и ЦГСЭН разработали собственные территориальные программы, направленные на профилактику, с обязательным участием административных органов в принятии решений и координации межведомственной деятельности. Анализ и обсуждение представляемых материалов используются при организации мероприятий, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с их помощью обеспечиваются информацией органы управления для принятия управленческих решений.

В этих условиях у территориальных ЦГСЭН в целях осуществления своего влияния на формирование государственной политики в области охраны здоровья населения, основанной на технологии принятия политических, экономических, социальных решений, характеризующих здоровье нации, особую актуальность приобретает формирование собственного информационного потока, привлекающего внимание к решению проблем профилактической медицины на рубеже третьего тысячелетия.

Давно стало ясно, что решить проблему охраны здоровья только путем внедрения диагностических и лечебных средств невозможно. Именно поэтому XXI век признается веком гигиены — основной медицинской науки профилактической медицины. В этот период главная задача районной администрации и учреждений здравоохранения — формирование территориальной системы управления здоровьем человека. В решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья вовлекаются властные структуры всех уровней и граждане. В этом случае реализация конституционного права граждан на получение информации о факторах, влияющих на общественное здоровье, — это способ привлечения широких масс населения к выработке политических, экономических и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.