Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ И НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ 2001 ГОДА'

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ И НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ 2001 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Г.Г. Онищенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ И НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ 2001 ГОДА»

Проблемные статьи

© Г. Г. ОНИЩЕНКО, 2001 УДК 614.3/.4(470)

Г. Г. Онищенко

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ И НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ 2001 ГОДА

Министерство здравоохранения России, Москва

Санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране в текущем году остается напряженной, но в целом стабильной.

На стабильно высоком уровне сохраняется вредное воздействие факторов окружающей среды на здоровье населения в большинстве регионов страны. Так, количество проб воды водоемов 1-й категории, не соответствующих стардартам, составило 23,8% по микробиологическим и 28,1% по санитарно-эпидемиологическим показателям (1998 г. — соответственно 24,5 и 28,4%). Все это является результатом сброса большого количества неочищенных производственных и бытовых сточных вод. Это прежде всего касается Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Брянской, Новгородской, Самарской, Курганской областей, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Калмыкия. Практически не сокращается количество водопроводов, не имеющих полного комплекса очистных сооружений (35,4%) и обеззараживающих установок (17,3%). С учетом серьезных недостатков в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято постановление № 5 "О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов". В соответствии с этим постановлением разработан проект санитарных правил "Гигиенические требования к качеству бутилированной воды".

Количество проб атмосферного воздуха с содержанием вредных веществ более 5 ПДК в целом по стране имеет тенденцию к снижению (1995 г. — 0,5%; 1999 г. — 0,28%), однако в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Бурятия, Волгоградской, Ивановской, Омской областях этот показатель составляет от 2 до 6%. В зонах жилой застройки и на автомагистралях превышение ПДК бенз(а)пирена, окислов азота обнаруживается в 15 регионах, в том числе в Липецкой, Пермской, Челябинской, Ростовской, Тульской, Самарской, Новосибирской областях. Практически повсеместно не проводятся мероприятия по организации сани-тарно-защитных зон и вывод из них населения.

Сохраняется тенденция сокращения количества не согласованных центрами Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) проектов строительства и реконструкции объектов. Учитывая ухудшение качества проектирования в последние годы, это свидетельствует о продолжающемся снижении качества рассмотрения проектов. Только в 1999 г. в Ставропольском крае из 102 рассмотренных проектов 4% были отклонены от согласования, в Новосибирской области из 150 — 5%, в Рязанской области из 135 — 6%, в Тверской из 222 - 7%, в Москве из 1903 - 7,09%,

в Кемеровской области из 149 — 36%, в Свердловской области из 553 — 29%.

В последние годы возрастает число объектов, введенных в эксплуатацию без санкции ЦГСЭН: 1995 г. - 111, 1996 г. - 118, 1997 г. - 180, 1998 г.-208, 1999 г. — 290. Наиболее высокие показатели в Свердловской и Московской областях.

Радиационная обстановка в стране в целом не изменилась и остается стабильной. Случаи превышения допустимого уровня содержания радионуклидов в продуктах питания по-прежнему отмечаются в основном в Брянской и Калужской областях. Во исполнение Федерального закона "О радиационной безопасности населения" в 1999 г. проведена радиационно-гигиеническая паспортизация территорий и организаций. Хорошо организовали эту работу учреждения Службы Ленинградской, Челябинской, а также Московской и Калужской областей. Наряду с этим до сих пор не представили материалы Красноярский край, республики Бурятия, Дагестан, Курганская область, и вина за это в значительной мере ложится на ЦГСЭН в этих территориях. В развитие этого закона разработана также нормативная правовая база, при этом основополагающими документами являются НРБ—99 и ОСПОРБ—99. С целью выявления приоритетов в обеспечении радиационной безопасности населения одной из важных задач Службы на ближайшее время является обеспечение функционирования "Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения". В текущем году Минздравом России утверждено Положение об этой системе, а Госкомстатом России — типовые учетные формы.

Было выполнено 2186 тыс. микробиологических исследований проб пищевых продуктов — это наибольшее количество за последние 5 лет. Однако удельный вес проб, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов, возрастает и составляет 7,5%, в том числе молочных продуктов — 10,2%, кондитерских — 8,3%. Наибольшее количество неудовлетворительных проб отмечается в республиках Карелия, Калмыкия, Мордовия, Оренбургской и Томской областях.

Возросло и количество исследований проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям (1535 тыс.). При этом имеется отчетливая тенденция уменьшения удельного веса проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, — 5,5, особенно по содержанию пестицидов и тяжелых металлов. Вместе с тем остается низким удельный вес лабораторных исследований, выполненных в рамках текущего Госсанэпиднадзора (ГСЭН) за объектами окружающей среды. Это в первую очередь касается пищевых

продуктов, парфюмерно-косметической продукции, игрушек. В целом по Российской Федерации в рамках надзора выполняется лишь 30% токсикологических исследований, при этом различия по регионам составляют от 60—87% в Белгородской, Новосибирской областях и Республике Саха (Якутия) до 5—12% в Республике Татарстан, Москве и Санкт-Петербурге. Крупные токсикологические подразделения в этих городах, а также Свердловской области основной объем этих исследований выполняют в качестве платных услуг, а в Республике Карелия, Брянской, Орловской, Нижегородской областях, Краснодарском и Ставропольском краях в рамках ГСЭН они вообще не проводятся.

Учреждениями Службы забраковано свыше 120 тыс. партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, за 9 мес 2000 г. — 69 тыс. партий, т. е. отмечается отчетливое снижение забраковок.

За последние 2 года значительно усилен государственный надзор за производством и реализацией алкогольной продукции. Только за 9 мес 2000 г. проведено 49 тыс. рейдовых проверок, обследовано 262 тыс. предприятий, эта работа хорошо поставлена в Московской, Кировской, Нижегородской и Новосибирской областях. Забраковано 6583 партии алкогольных напитков, наибольшее количество — в Кемеровской, Московской, Тюменской, Читинской областях и Республике Татарстан. Вместе с тем число случайных отравлений алкоголем продолжает возрастать. По данным Госкомстата за январь-август 2000 г. зарегистрировано 22,5 тыс. случаев против 16,1 тыс. за аналогичный период 1999 г., в связи с чем принято постановление от 20.04.2000 № 2 "Об усилении Госсанэпиднадзора за алкогольной продукцией", в котором сделан акцент на ужесточении порядка проведения экспертизы и согласования технической документации на производство алкогольной продукции и доведения до потребителей информации о противопоказаниях к ее применению.

За 9 мес произошло снижение заболеваемости почти по всей группе капельных инфекций, управляемых средствами специфической профилактики. Число больных корью сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 46%, эпидемическим паротитом — на 75%, дифтерией — на 11%, не зарегистрировано ни одного случая заболеваний полиомиелитом. Заболеваемость коклюшем хотя и возросла в 1,5 раза, однако показатель на 100 тыс. населения не превышает среднего за последние 5 лет.

Все это явилось результатом положительных сдвигов в организации и проведении профилактических прививок. Так, в 1999 г. охват прививками детей в возрасте 24 мес 95% и выше достигнут в 78 регионах против 55 в 1998 г., эпидемическим паротитом в 57 против 10, показатель своевременности охвата прививками против коклюша (95%) в 26 против 10, дифтерией в 53 против 24.

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации все еще имеют место недостатки, которые необходимо устранить в ближайшее время. В текущем году в Самарской области заболеваемость дифтерией возросла на 70% (показатель составил 1,94 против 0,36 в среднем по стране), во Владимирской области — почти в 2 раза.

Высоким остается уровень заболеваемости дифтерией в Санкт-Петербурге, Москве, Ленинград-

ской, Московской, Магаданской и других областях. Задачей Службы этих территорий является проведение углубленного анализа положения дел как с диагностикой дифтерии, так и полнотой и своевременностью иммунизации.

Крайне высокие уровни заболеваемости эпидемическим паротитом отмечаются во Владимирской области (231 на 100 тыс. населения, что в 10 раз больше, чем в среднем по России), Ярославской области, республиках Кабардино-Балкария и Карелия. Необходимо срочно принять меры по иммунизации школьников, не имеющих сведений о проведенной вакцинации и ревакцинации и не болевших этой инфекцией.

В 2000 г. в результате проведения организационных и практических мероприятий в целом по стране улучшились основные качественные показатели эпиднадзора за полиомиелитом. Показатель заболеваемости острыми вялыми параличами (ОВП) в 1999 г. составил 1,8 на 100 тыс. населения, за 9 мес 2000 г. — 1,1. Это соответствует рекомендациям ВОЗ. Показатель своевременности выявления больных ОВП в первые 7 дней с момента возникновения паралича увеличился с 77% в 1999 г. до 91% за 9 мес 2000 г., удельный вес обследования больных с двумя пробами стула возрос с 82 до 99%, при этом в 98% случаев пробы стула были направлены в региональные цгсэн.

Вместе с тем в 2000 г. не было зарегистрировано ни одного случая ОВП в республиках Коми и Северная Осетия, Алтайском крае, Костромской, Новгородской, Ярославской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Не выполняются требования Минздрава о регулярном и своевременном представлении информации о заболеваемости ОВП ЦГСЭН в республиках Дагестан, Марий Эл, Саха (Якутия), в Ставропольском крае, Воронежской, Саратовской, Новгородской, Ивановской, Смоленской, Кировской, Астраханской и ряде других областей.

В 2000 г. Минздравом России проведены четыре региональных совещания с руководителями ЦГСЭН, посвященных анализу хода реализации Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний".

В 2000 г. заболеваемость гриппом возросла на 28% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. в связи с более поздним началом эпидемии 1999— 2000 гг. и возникновением в феврале—марте заболеваний среди взрослого населения, вызванных вирусом гепатита В. В сезон 2000—2001 гг. ожидается эпидемический подъем заболеваемости, при этом в этиологии гриппа будут превалировать те же вирусы (НШ1 и В), что в предыдущую эпидемию.

Отмечаются серьезные недостатки в планировании профилактических прививок, в связи с чем заявки на вакцины против кори и паротита необоснованно завышаются. Специалисты госсанэпид-службы Российской Федерации фактически устранились и от проведения контроля за расходованием вакцин. Указанные недостатки были выявлены и КРУ при администрации Президента Российской Федерации, при этом особенно много нарушений было выявлено в Пензенской области.

Недостаточная работа по привлечению средств из региональных бюджетов для закупки вакцин для проведения прививок по эпидемиологическим показаниям против паротита, вирусного гепатита В,

гриппа, а также против природно-очаговых инфекций. Имеются факты, когда ЦСЭН необоснованно расширяют перечень профессий, при которых предусмотрено обязательное проведение профилактических прививок. Так, в Московской и Липецкой областях, ссылаясь на закон, требуют обязательного проведения прививок против гриппа, что вызывает обоснованные жалобы работников.

В группе инфекций с орально-фекальным механизмом заражения существенных изменений уровней заболеваемости не произошло. Число больных брюшным тифом за 9 мес 2000 г. сократилось на 20%, дизентерией — на 4%, заболеваемость сальмонелл езом осталась на уровне 1999 г. Наряду с этим число больных вирусным гепатитом А возросло на 57%, что свидетельствует о начале очередного подъема заболеваемости этой инфекцией. Наибольшие показатели отмечаются в Приморском и Хабаровском краях, Свердловской, Курганской областях, Коми-Пермяцком автономном округе, что связано с высокой заболеваемостью в детских организованных коллективах и серьезными недостатками в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой.

В Российской Федерации разработана и производится вакцина против гепатита А, осуществляется иммунизация военнослужащих. Однако она не нашла широкого применения из-за отсутствия научного обоснован™ проведения плановой иммунизации и декретированных групп. На данном этапе наиболее целесообразно осуществлять иммунизацию только по эпидпоказателям в отдельных населенных пунктах, где не решены вопросы обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, с оплатой вакцин за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2000 г. зарегистрировано 102 вспышки кишечных инфекций с числом пострадавших 6658 человек (1999 г. — 99 вспышек и 7818 больных). Число водных вспышек возросло с 16 до 30, что является отражением неудовлетворительного состояния водоснабжения многих населенных пунктов. За период летней оздоровительной компании в 2000 г. зарегистрировано 17 вспышек с числом пострадавших более тысячи человек, что является наибольшим за последние 10 лет. Почти все вспышки были с пищевым фактором передачи, связаны с грубыми нарушениями санитарно-противоэпидемического режима, несоблюдением персоналом правил личной гигиены. Наряду с этим немалое значение имела и неудовлетворительная подготовка летних оздоровительных учреждений, слабая требовательность учреждений специалистов ЦГСЭН в этих вопросах. В оздоровительных лагерях Ульяновской, Московской областей, Республики Бурятия вспышки дизентерии возникли практически сразу после завоза детей.

В 2000 г. резко ухудшилась эпидемиологическая обстановка по ВИЧ-инфекции, за 9 мес выявлен 28 671 случай этой инфекции, что в 3,6 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. и почти в 1,5 раза превышает число больных за предыдущие 12 лет регистрации. Вирус иммунодефицита человека, попав в среду наркоманов, стремительно распространяется среди лиц в возрасте 16—29 лет. Возрастает число детей, рожденных от матерей-наркоманок, количество ВИЧ-инфицированных заключенных, активизируется и половой путь передачи инфекции. Необходимость проведения неотложных мер по недопущению дальнейшего развития эпидемии привела к разработке и осуществлению проекта

по стратегическому планированию, в реализации которого участвуют федеральные органы исполнительной власти (Минздрав России, МВД России, Минобразования России), их подведомственные организации и учреждения, а также неправительственные и международные организации. Разрабатывается и проект новой целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД" на 2002—2007 гг. В условиях резкого ухудшения эпидситуации по ВИЧ-инфекции совершенно непонятной становится позиция главных государственных санитарных врачей Волгоградской, Калининградской, Свердловской и других областей, которые пытаются устраниться от проведения работы по осуществлению эпиднадзора, организации комплексных профилактических мероприятий, считая, что это является функцией центров по борьбе со СПИДом. При этом они забывают, что статус этих лечебно-профилактических учреждений не позволяет им выполнять даже надзорные и контрольные функции, и задачей их является проведение в основном диагностики, лечения, диспансеризации больных.

Напряженной остается эпидобстановка по парентеральным вирусным гепатитам. Заболеваемость гепатитом В в 1999 г. возросла на 21%, за 9 мес 2000 г. — на 12% и составила 31 на 100 тыс. населения. Ежегодно регистрируется свыше 100 тыс. носителей вируса гепатита В. Особенно высокий уровень заболеваемости в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Самарской, Свердловской, Новосибирской, Ульяновской областях, Приморском крае, республиках Татарстан, Калмыкия, Дагестан и Башкортостан. Как и при ВИЧ-инфекции, наибольшие показатели заболеваемости регистрируются среди лиц в возрасте 15—29 лет в связи с внутривенным употреблением наркотиков. Вместе с тем возрастает роль полового пути передачи инфекции. Продолжают отмечаться случаи заражения в лечебно-профилактических учреждениях в результате нарушения режимов дезинфекции и стерилизации медицинского оборудования и инструментов. В ряде регионов до 10% заболевших вирусным гепатитом В связано с заражением в больницах и поликлиниках.

В соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" прививка против гепатита В введена в Национальный календарь прививок и оплата вакцин осуществляется из федерального бюджета. В 1999 г. из-за недостаточного финансирования Минздравом России было закуплено и направлено в регионы лишь 1 121 600 доз вакцины, что составляет менее 50% потребности. В ряде регионов осуществляются закупки вакцины против гепатита В за счет региональных бюджетов, однако объемы этих закупок недостаточны.

Серьезной проблемой является также вирусный гепатит С. Имеются факты заражения вирусным гепатитом С в лечебно-профилактических учреждениях. Так, в г. Сокол Вологодской области в 2000 г. заражены вирусом гепатита С 6 пациентов неврологического отделения больницы № 1 в связи с нарушениями санитарно-противоэпиде-мического режима. Возрастают масштабы заражения парентеральными гепатитами в стоматологической практике.

В 2000 г. в стране на 30% возросло количество больных геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в основном за счет территорий Поволжского и Уральского регионов. В Волгоградской области зарегистрировано 34 случая лихорадки Западного

Нила, 83 случая Крымской геморрагической лихорадки. В связи с ухудшением ситуации по природно-очаговым болезням необходимо обеспечить диагностику этих инфекций, в I квартале 2001 г. рассмотреть на заседаниях СПЭК меры по борьбе с грызунами и переносчиками инфекции, добиться соответствующего финансового обеспечения. Следует иметь в виду, что в связи с приостановкой производства вакцин против клещевого энцефалита на Томском НПО "Ви-рион" на потребительский рынок будет поставляться только вакцина, выпускаемая Институтом полиомиелита и вирусных энцефалитов им. Чумакова. Это потребует пересмотра контингентов, подлежащих иммунизации, увеличения закупки иммуноглобулина для профилактики заболевания при укусах клещей, а также расширения объема мероприятий по регулированию численности клещей в природных очагах.

Крайне неудовлетворительно решаются вопросы лицензирован™ работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний человека. Лицензии выданы 2773 из 8632 учреждений, подлежащих лицензированию. Практически не осуществляется эта работа в Мурманской, Брянской, Ивановской, Кемеровской, Магаданской областях, Краснодарском крае, республиках Алтай, Ингушетия, Эвенкийском автономном округе. А в Ненецком автономном округе, Республике Ингушетия, Еврейской автономной области не имеют лицензий даже ЦГСЭН в районах и городах. Низкими темпами ведется эта работа в Кемеровской области, Республике Башкортостан, где лицензии на деятельность с использованием возбудителей инфекционных заболеваний выданы только 1% учреждений от числа подлежащих лицензированию, Самарской, Липецкой, Саратовской, Смоленской областях, республиках Удмуртии, Калмыкия, Татарстан, где пролицензировано от 2 до 13% учреждений. И только в 16 субъектах Российской Федерации пролицензировано от 50 до 70% учреждений.

С принятием Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 № 52-ФЗ система санитарного законодательства получила дальнейшее развитие. С учетом указанного закона, принятых федеральных законов "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления", "О безопасном обращении пестицидов", а также находящегося в Государственной Думе Федерального закона "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" фактически завершается на федеральном уровне формирование законодательной базы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В развитие указанных законов Департаментом ГСЭН Минздрава России проводится работа по развитию нормативной правовой базы в этой области. Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.07.2000 № 554, которым утверждены Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.2000 № 11, которым введена форменная одежда для специалистов службы, принято также постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 426, которым утверждено Положение о социально-гигиеническом мониторинге.

Дальнейшее развитие системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ) требует усовершенствования методической базы, унификации лаборатор-

ных исследовании, улучшения материально-технического и программного обеспечения. К решению этих проблем будут привлечены научно-исследовательские учреждения, вузы, ЦГСЭН, создана научно-техническая программа "Неотложных мер по научному и методическому обеспечению развития, внедрения и интеграции системы социально-гигиенического мониторинга в деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы и органов здравоохранения на 2001—2005 годы".

Ведение СГМ, использование его результатов в работе по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из важнейших приоритетов в деятельности службы на ближайшие годы. Следует отметить, что на сегодняшний день существует большой разрыв в готовности Службы и ведению мониторинга. Показаны наиболее подготовленные ЦГСЭН и совершенно не готовые из-за отсутствия соответствующих структурных подразделений, кадров, необходимого технического обеспечения.

В развитие Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" подготовлены и находятся на рассмотрении в Правительстве проекта постановлений об утверждении Положения о государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, и Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний.

В целях реализации Федерального закона "О качестве пищевых продуктов" ведется подготовка 7 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. При подготовке Положения о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий и порядка осуществления государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов выявились существенные расхождения в позиции Минздрава России, Минсельхоза России, Госстандарта России и Минэкономразвития России (инспекция по качеству) по данным вопросам, которые не удалось устранить и в ходе согласительных совещаний с участием руководства. Мы будем отстаивать позицию Службы и -добиваться соответствующего решения Правительства Российской Федерации по представленной редакции проектов постановлений.

В 2000 г. продолжилась работа по формированию санитарного законодательства в субъектах Российской Федерации. В 1999 г. принято более 100 региональных законов, в том числе в 12 субъектах (Амурская, Волгоградская, Кировская, Ростовская, Смоленская области, Ставропольский край, Санкт-Петербург и др.) Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Однако в большинстве случаев принятые в субъектах Российской Федерации законы "О санитарно-эпидемиологиче-ском благополучии населения" в основном копируют Федеральный закон, а в Республике Коми, Нижегородской области, в Москве принятие закона даже создало условия для перехода учреждений Службы в ведение местных органов исполнительной власти. Развитие и совершенствование регио-

нального санитарного законодательства является одной из важнейших задач Службы и в 2001 г.

Продолжается работа по реализации концепции развития госсанэпидслужбы России на 1998 г. и на период до 2002 г. На начало 2000 г. ликвидировано 185 маломощных учреждений в сельской местности и районных ЦГСЭН в городах, в том числе 83 учреждения в 1999 г. Создаются межрайонные ЦГСЭН (87 в 28 субъектах Российской Федерации). В этом отношении следует отметить деятельность руководителей ЦГСЭН в Хабаровском и Ставропольском краях, Вологодской, Владимирской, Ивановской, Нижегородской, Ростовской областях.

Создано 108 государственных унитарных дезинфекционных предприятий, в том числе 10 в 1999 г. Однако следует отметить, что процедуру регистрации в полном объеме прошли лишь 26 предприятий, 32 находятся на стадии оформления. До настоящего времени функционирует более 100 дезинфекционных станций. Таким образом, предстоит еще большая работа по переводу их в ранг государственных унитарных предприятий. Неудовлетворительно проводится работа по реструктуризации дезинфекционных учреждений в Ивановской, Пензенской, Тамбовской, Белгородской, Воронежской, Ленинградской, Новгородской областях и Краснодарском крае.

Происходит определенная оптимизация и структура ЦГСЭН. В настоящее время создано 410 структурных подразделений по изучению состояния здоровья населения в связи с влиянием факторов среды обитания, создаются отделы санитарно-гигиенической экспертизы, пресс-центры, введено 274 должности юристов. Организовано 298 СКП, в стадии рассмотрения в Департаменте находятся материалы по 8 СКП.

В связи с реструктуризацией и совершенствованием структуры учреждений Службы продолжается сокращение штатной численности в основном за счет должностей среднего медицинского персонала. Укомплектованность в целом в 1999 г. составили 90,2%, в том числе врачами 89,6%. Крайне низкие показатели укомплектованности врачами по физическим лицам имеет место в республиках Коми и Адыгея, Красноярском крае, Самарской, Саратовской, Костромской, Магаданской, Тюменской, Ульяновской, Читинской областях и национальных округах — от 31 до 56% при среднем показателе по стране 69,6%. Это является результатом отсутствия постоянной целенаправленной работы по подготовке кадров. Сотрудничество ЦГСЭН и медицинских высших учебных заведений по формированию ежегодного госзаказа на подготовку кадров на условиях договоров успешно практикуется лишь в Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Вологодской, Тульской, Белгородской, Ярославской областях.

Принятие Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и утверждение Правительством Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании требует ускоренной разработки санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. В 1999 г. утверждено 234, в 2000 г. 46 нормативных документов, большую часть из которых составляют методы контроля.

В 1999 г. возросла сумма наложенных штрафов на 77%, за 1-е полугодие 2000 г. — в 17 раз и составила 1 176 923 тыс. руб. Но наряду с этим количество на-

ложенных штрафов уменьшилось на 17%, а за 1-е полугодие 2000 г. — на 15%. При этом существуют большие различия в количестве штрафов, наибольшее их количество в Москве, Саратовской, Самарской, Свердловской, Ростовской областях, наименьшее — в Курской, Тамбовской, Брянской, Ульяновской областях. В Костромской, Орловской, Брянской, Астраханской, Рязанской, Тамбовской, Псковской, Курганской областях, в республиках Бурятия, Башкортостане, Чувашии, Коми-Пермяцком автономном округе средняя величина штрафа суммарно по всем объектам по итогам 1-го полугодия 2000 г. составила менее 417 руб. или 5 минимальных размеров оплаты труда, что свидетельствует о нарушении статьи 55 Федерального закона "О санитарно-эпи-демиологическом благополучии населения". Средняя величина наложенного штрафа более 1400 руб. составляла в Московской, Камчатской областях, республиках Марий Эл, Карелия, в Москве.

Количество дел, переданных в правоохранительные органы, существенно не меняется и составило за 6 мес 1998 г. - 1002, 6 мес 1999 г. - 1041, 6 мес 2000 г. — 1000. Число вынесенных постановлений о приостановлении эксплуатации объектов за 6 мес 2000 г. составило 59 685, это на 75 больше по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. Данная мера широко применяется в Воронежской, Вологодской, Кемеровской, Самарской, Свердловской, Ростовской областях и в Москве.

Серьезной проблемой остается финансирование учреждений Службы, несмотря на то что в 1999 и в 2000 гг. поступление денежных средств из всех источников увеличилось по сравнению с докризисным 1997 г. на 28%, в том числе из федерального бюджета — на 20%, внебюджетных источников — на 34%. Доля внебюджетных средств в консолидированном бюджете Службы по-прежнему превышает долю средств федерального бюджета и составила в 1999 г. 58%. Сохраняются и большие различия в этих показателях и по регионам. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Самарской областях доля внебюджетных средств составляет 70—85%, а в Астраханской, Костромской, Тамбовской, Магаданской областях, республиках Северного Кавказа — менее 40%.

Бюджетный кодекс Российской Федерации, как известно, ввел для бюджетных учреждений нормирование их финансирования по минимальной бюджетной обеспеченности стоимости Госсанэпиднадзора в денежном выражении в расчете на душу населения.

В 1999 г. этот показатель по стране, формируемый из всех источников финансирования, составил 23,6 руб. При этом наиболее высокие показатели (в 2—8 раз выше среднего по стране) имеют место в 10 регионах, наименьшие (в 2 раза) — в Курской, Нижегородской, Тамбовской, Смоленской, Ульяновской областях и Республике Мордовия.

Недопустимо, когда заключаются договора на оказание платных услуг практически со всеми юридическими лицами "на осуществление контроля за выполнением санитарного законодательства".

Наряду с этим не имеет никакого оправдания и полное бездействие ЦГСЭН в Астрахани, где 93% объектов надзора вообще не контролируются ни на платной, ни на бесплатной основе.

На протяжении ряда лет в учреждениях Службы отмечается рост заработной платы, что само по себе имеет положительное значение. Анализ данных

о размере среднемесячной заработной платы главных врачей в 1999 г. и 8 мес 2000 г. свидетельствует о наличии существенной разницы. Очевидно, что размер оплаты труда не может быть одинаковым — главным врачам установлены разные надбавки, в ряде территорий существуют районные коэффициенты, влияет на размер суммы и объем привлекаемых внебюджетных средств. Однако фактически ожидаемая разница в заработной плате у руководителей Службы ряда субъектов Российской Федерации разительно отличается от реально обоснованной. Максимальная среднемесячная сумма в несколько раз больше, чем у других руководителей Службы и рядовых врачей.

Считать, что с принятием Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 № 52-ФЗ, принятых федеральных законов "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления", "О безопасном обращении пестицидов", а также находящегося в Государственной Думе Федерального закона "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" в целом завершено на федеральном уровне формирование законодательной базы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на современном этапе.

Основными направлениями деятельности госсан-эпидслужбы Российской Федерации на период 2001 г. являются:

— обеспечение реализации Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Федеральных законов "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", разработка нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов Минздрава России, организаторская практическая работа ЦГСЭН по их выполнению;

— реализация концепции развития госсанэпид-службы на 1998—2000 гг., реорганизация сети и структуры учреждений Службы, улучшение материальной базы и технической оснащенности, укомплектование и подготовка кадров;

— повсеместное внедрение, развитие и совершенствование системы СГМ, направленной на изучение влияния факторов среды обитания на здоровье населения, разработка и реализация профилактических мер;

— повышение эффективности ГСЭН, расширение и рационализация осуществляемого в его рамках лабораторного и инструментального контроля объектов окружающей среды;

— реализация программы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования на 1999—2001 гг., усиление сотрудничества со странами СНГ в этой области;

— продолжение работы по реализации федеральных и региональных программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и прежде всего в части обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, повышения качества и безопасности пищевых продуктов, преодоления дефицита мик-ронутриентов, осуществления мер по борьбе с алкоголизмом и табакокурением;

— совершенствование финансово-хозяйствен-ной деятельности учреждений Службы в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексом Российской Федерации;

— создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни, повышение информированности населения о мерах личной и общественной профилактике заболеваний, пагубных последствиях для здоровья табакокурения, алкоголизма и наркомании;

На федеральном уровне:

— подготовить предложения о примерных структуре и штатной численности ЦГСЭН, а также примерные положения об основных структурных подразделениях ЦГСЭН;

— разработать и утвердить примерные (минимальные) требования к программно-аппаратному и кадровому обеспечению системы СГМ для ЦГСЭН разных уровней управления;

— совместно с Главным врачом ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации подготовить предложения об информационно-аналитическом обеспечении руководства федеральных округов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия федерального округа;

— подготовить предложения о совершенствовании работы по аккредитации и лицензированию лабораторий ЦГСЭН;

— завершение работы и издание приказа о совершенствовании дезинфекционного дела в Российской Федерации;

— обеспечение комплексности в работе с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации по борьбе со СПИДом и другими инфекциями, передающимися половым путем, туберкулезом, природно-очаговыми инфекционными болезнями — клещевой энцефалит,

ГЛПС, ККГЛ;

— осуществление организационных и практических мероприятий по завершению сертификации территории Российской Федерации, свободной от полиомиелита, в рамках реализации Глобальной программы ВОЗ ликвидации этой инфекции.

Главным государственным санитарным вранам министерств и ведомств необходимо:

— завершить подготовку к согласованию и утверждению Положений (Инструкций) о государственной санитарно-эпидемиологической службе министерств и ведомств, а также примерное положение о взаимодействии ЦГСЭН территорий и министерств и ведомств;

— принять меры по обеспечению подведомственных учреждений необходимыми нормативными документами, разработать и осуществить дополнительные меры по подготовке кадров на постдипломном уровне;

— провести работы по подбору и расстановке кадров молодых специалистов, установить необходимое рабочее взаимодействие с базовыми ЦГСЭН и медико-профилактическими факультетами.

Главным врачам ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации усилить работу по контролю за финансо-во-хозяйственной деятельностью подчиненных учреждений, укомплектовать контрольно-ревизион-ные подразделения и обеспечить их работу.

Поступила 14.12.2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.