международной системы сертификации и признания квалификаций для квалификаций, соотносимых со ступенями довузовского профессионального образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ министра труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов
профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 г. № 148н.
2. Australian Qualifications Framework. Council for the Ministerial Council for Tertiary Education and Employment, 2011. 109 p.
3. Using learning outcomes - discussion note. Prepared by GHK Consulting as part of the Framework Contract DG EAC 19/06. Main author: Mike Coles; Contributors: Tine Andersen, Karin Luomi-Messerer, Daniela Ulicna. August, 2010. 32 p.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ФРГ
THE MAIN SIGNS OF EFFECTIVE TEACHING IN PEDAGOGICS OF GERMANY
Л. В. Завалишина
В преподавании, которое достигает наивысшего уровня, выполняются высокие требования в отношении ориентации на учеников, внутренней дифференциации и индивидуализации обучения. Ученики получают возможность самостоятельно выбирать фидбэк-техники и работать с ними. Эффективность преподавания заключается в благоприятном воздействии учителя на успеваемость учеников, мотивацию, социальное поведение и личную независимость.
Ключевые слова: школьная инспекция, критерии успешного преподавания, культура обратной связи.
Во всех немецких федеральных землях за последние годы введена школьная инспекция как вспомогательный административный орган в системе образования. Эта организация обязана выявлять сильно- и слабоуспевающих учеников, оценивая тем самым качество учебного процесса. Школьная инспекция выполняет три основные функции [1]:
1) функция гарантии: школьная инспекция должна гарантировать элементарные стандарты качества образования в школах;
2) функция мониторинга: школьная инспекция должна предоставлять информацию различным действующим лицам в системе образования;
3) функция катализатора: школьная инспекция должна предлагать улучшенный сервис для качественной организации школьного образования.
Ядром обобщенных методических способов работы школьной инспекции в ФРГ являются экспертные оценки качества преподавания, которые составляются на основе утвержденного перечня критериев. Эти критерии «успешного преподавания» ориентируются, как правило, на данные, полученные в результате педагогических исследований, проведенных Х. Майером и А. Хельмке [2-3].
L. V. Zavalishina
In teaching which reaches the highest level, high requirements for orientation of pupils, internal differentiation and a training individualization are fulfilled. Pupils have an opportunity independently to choose feed-back-technicians and to work with them. Efficiency of teaching consists in favorable impact of the teacher on progress of pupils, motivation, social behavior and personal independence.
Keywords: school inspection, criteria of successful teaching, culture of feedback.
В методическом плане при наблюдениях на занятии задача школьной инспекции сводится не к тому, чтобы критиковать работу отдельных учебных органов, а к тому, чтобы по возможности воспроизвести точную картину наиболее важных качественных признаков преподавания с дидактической и педагогической точек зрения.
При этом, как правило, благоприятные условия, способствующие успешному преподаванию, образуют ядро в системе образования. Эти условия выступают в качестве ключевых признаков, обеспечивающих успешное развитие учебно-образовательного процесса. Так, например, Х. Майер и А. Хельмке представили эти ключевые признаки в виде критериев «успешного преподавания»:
А. Хельмке выделил следующие критерии «успешного преподавания»:
1) эффективное классное руководство;
2) побуждающий к обучению учебный климат;
3) многообразная мотивация;
4) структурированность и ясность;
5) ориентация на учеников, поддержка;
6) уместная вариация методов и социальных форм;
7) содействие активному, самостоятельному обучению;
8) консолидация, гарантия, развивающее обучение;
9) ориентация на эффективность и компетентность [3].
Х. Майер определил следующие критерии «успешного преподавания»:
1) эффективное использование большей части учебного времени;
2) побуждающий к обучению климат;
3) четкая структура занятия;
4) содержательная ясность;
5) смысловые коммуникации;
6) уместное многообразие методов;
7) индивидуальное содействие;
8) развивающее обучение;
9) прозрачные результаты успеваемости;
10) подготовленная среда [2].
Г. Гудьонс, известный педагог Гамбургского университета, систематизировал данные критерии и дал подробную характеристику семи основным признакам эффективного преподавания [4].
1. Ясная структура процесса преподавания и четкие ожидания:
а) дидактическое руководство очень ясное, преподавание хорошо организовано, тщательно и заранее спланировано. В центре внимания - работа с учебным материалом; имеются быстрые логические переходы между фазами; учебный материал тематически хорошо разделен;
б) четкая речь учителя настраивает учеников на учебный процесс; вопросы-стимулы, указания и формулировки заданий находят поддержку в классе;
в) центральный признак - хорошее классное руководство, которое заключается не только в дисциплине, но и прежде всего в эффективности (характерным является поддерживающий стиль контроля, обсуждение с учениками структуры занятия). Класс - подготовленное окружение, то есть он владеет важнейшим учебным материалом, который наглядно представлен и хорошо организован (упорядочен).
Во время занятия учитель видит перед собой весь класс, по возможности быстро и бесшумно предотвращает любые нарушения.
Вывод: измененная роль учителя направлена на то, чтобы подвигнуть учеников к самостоятельной активности путем самоорганизованного обучения.
2. Эффективное использование учебного времени
Использование учебного времени как фактора успеха занимает второе место среди критериев эффективного преподавания. Это объясняется следующим:
а) когда прорабатывается конкретная тема, то по возможности на нее необходимо отводить достаточное количество времени;
б) чем больше времени затрачивается на занятии, тем лучше и эффективнее процесс усвоения материала.
Вывод: каждый учитель должен развивать чувство времени, так как личная экономия времени и труда значительно снижает временной стресс и другие побочные нагрузки.
3. Многообразие методов, функциональное чередование форм работы
Это предполагает сочетание различных социальных форм и методических элементов. Здесь речь идет о дидактическом согласованном дополнении содержательных, целевых и методических решений.
Вывод: современная роль учителя предполагает высокую методическую компетентность. Учителя - это специалисты, нацеленные на успешное преподавание, поэтому они должны постоянно совершенствоваться, пополняя тем самым свой методический багаж. Многие преподавательские коллективы создают в школе свою методическую культуру посредством долговременной кооперации: испытание и рефлексия фидбэк-техник являются частью школьной программы, классные, специальные конференции посвящаются опытному обмену креативными методами преподавания.
4. Тренировка целенаправленного и осознанного заучивания материала:
а) распределять материал (делить на смысловые части);
б) после интенсивного заучивания бегло просмотреть весь материал еще раз;
в) активно воспроизвести заученный материал (пересказ);
г) поощрение за хорошее изложение материала.
Вывод: задача каждого учителя заключается в разумном сочетании заучивания материала и его своевременном повторении.
5. Позитивный климат способствует полезной рабочей атмосфере на занятии
Учителя - специалисты по эмоциональному оформлению учебной атмосферы: будь то включение в школьную жизнь классных поездок, совместных праздников, или целенаправленное использование интерактивных игр, или аутентичная личность в коммуникации с учениками. Нельзя забывать: юмор - главный ингредиент приятной учебной атмосферы! Образование прочного классного содружества (сплоченной команды) оказывает позитивное влияние на успех учеников.
6. Фидбэк-культура, культура беседы
Фидбэк - это способ передачи обратной связи в виде эмоционального отклика на происходящее. Он может происходить:
а) среди учеников, когда учитель уже определил инструменты, с помощью которых ученики могут обмениваться между собой фидбэками, например, для работы в малой группе с помощью «маленького группового зеркала»;
б) от учителя к ученикам - выражаются в виде информирования учеников о способах обучения и отдельных заслугах, которые заносятся в графы (фиксируются в таблицах);
в) от учеников к учителю в процессе осуществления преподавания. Учителя часто задают себе вопросы: «Я вообще "справился" с занятием? Какие представления и пожелания у моих учеников? Совпадают ли они с моим восприятием?»;
г) от учителя к учителю в рамках взаимного посещения занятий, когда результаты наблюдения сопоставляются с критериями «успешного преподавания».
Фидбэк-культура заключается в соблюдении следующих фидбэк-правил:
а) сначала озвучивать удавшиеся моменты, а только затем негативные, не наоборот (железное правило);
б) ссылаться на конкретные детали, которые хорошо запомнились;
в) передавать фидбэк прямо и открыто, избегая обобщений, ссылаясь только на конкретное описание;
г) предлагать свой фидбэк, а не навязывать его;
д) коротко описывать деталь и передавать свои чувства и ощущения; говорить от первого лица; пытаться избегать моральной оценки или общих интерпретаций;
е) если кто-либо желает высказаться по тому же самому поводу, необходимо позволить ему сделать это; каждый имеет право на личное впечатление и реакцию;
ж) если имеются предложения по внесению каких-либо изменений, выражать их следует в форме пожеланий;
з) передавать свой фидбэк независимо от других;
и) использовать Я-послания: высказывать следует индивидуальные наблюдения;
к) уважение - основа любого фидбэка;
л) когда получаешь фидбэк, необходимо его только слушать (даже если не согласен с ним); нельзя выдвигать аргументы против или защищаться; следует накапливать фидбэки в своей «корзине» и решить для себя, что необходимо в себе изменить.
7. Индивидуальная диагностика и поддержка всех учеников
Необходимо наблюдать за работой учеников и поддерживать их целенаправленными указаниями. Индивидуально-диагностическая компетенция учителя настолько же важна, как и его способность планировать, координировать и оценивать совместный учебный процесс, то есть подвигнуть всех учеников к обучению. Найти время для того, чтобы порадоваться успехам отдельных учеников и поддержать советом остальных в их неудачах.
Таким образом, согласно Г. Гудьонсу, эффективность преподавания заключается в благоприятном воздействии учителя на успеваемость учеников, мотивацию, социальное поведение и личную независимость. Хорошее, успешное преподавание - это управляемые учителем, ориентированные на инструкции и четко структурированные элементы и их интеграция в открытых, ориентированных на учеников и самоуправляемых формах обучения [4, с. 57].
На основе вышесказанного Гамбургская школьная инспекция разработала ступенчатую модель качества преподавания [1]. Эта модель охватывает четыре иерархически упорядоченные ступени качества преподавания, которые можно охарактеризовать посредством специфических признаков.
I ступень. Обеспечить учебный климат и педагогические структуры.
В преподавании, качество которого занимает первый уровень, создаются необходимые предпосылки для успешного обучения. Как правило, уже на этом уровне удается обеспечить учебный климат, способствующий обучению. В основе преподавания закладываются четкие структуры,
которые варьируются учителями в зависимости от ситуации и учеников. В связи с этим соблюдаются совместные правила, а профессиональные поручения формулируются учителями четко и точно, ориентируясь на учеников.
II ступень. Эффективно руководить классом и варьировать методы.
В преподавании, качество которого достигает второго уровня, удается гарантировать вариативность методов посредством заранее спланированных действий учителя и оптимизации активного учебного времени. Можно наблюдать первые признаки удавшейся индивидуализации и дифференциации: усиление индивидуальных успехов в обучении посредством похвалы и ободрения, а также приспособление учебного темпа к потребностям учеников и к условиям соответствующей учебной ситуации.
III ступень. Мотивировать учеников и способствовать активному обучению, передаче знаний.
В преподавании, качество которого достигает третьего уровня, удается учеников различным способом мотивировать к обучению. Преподавание осуществляется отчасти с ориентацией на учеников, и обучение не является механическим приобретением знания. Ученики могут в определенных рамках выступать соучастниками процесса преподавания и приобретают способность тем самым обучаться как активно, так и самостоятельно. Учебные успехи консолидируются посредством готовности суметь поддержать продолжительные дискуссии в рамках заданной темы.
IV ступень. Дифференцировать, ориентировать учеников на эффективность и компетентность.
В преподавании, которое достигает наивысшего уровня, выполняются высокие требования в отношении ориентации на учеников, внутренней дифференциации и индивидуализации обучения. Ученики получают отчасти возможность самостоятельно выбирать фидбэк-техники и работать с ними. Рефлексия собственного обучения и собственных учебных процессов является составной частью преподавания. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы, как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлек-сировать что-то - значит это «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить».
Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать эффективные образы и смыслы жизни, действий и блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является ее способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.
Данная модель создает хорошую исходную базу для дальнейшего анализа школьной ситуации и способствует развитию стратегии для улучшения качества преподавания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Pietsch M., Schulze P. Struktur und Entwicklung von Unterrichtsqualität - Das Qualitätsstufenmodell des Unterrichts der Schulinspektion Hamburg // Hamburg macht Schule. 2008. H.3-4.
2. Meyer H. Zehn Merkmale guten Unterrichts // Pädagogik. H.10/2003. S. 36-43.
3. Helmke A. Was wissen wir über guten Unterricht // Pädagogik. Jg. 58. H. 2/2006. S. 42-45.
4. Gudjons H. Neue Unterrichtskultur - veränderte Lehrerrolle. Bad Heilbrunn, 2006.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КИТАЯ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ART EDUCATION IN SCHOOLS IN CHINA. PROBLEMS AND PROSPECTS
Се Юнхуэй
В статье говорится об основных проблемах преподавания изобразительного искусства в современном Китае.
Ключевые слова: искусство и культура Китая, эстетическое образование, всестороннее развитие личности, природа - учитель прекрасного.
Xie Yong Hui
The article describes the main challenges of teaching art in modern China.
Keywords: art and culture, aesthetic education, comprehensive development, nature as the teacher of the wonderful and great.
Обучение искусству в школах Китая направлено в основном на творческое развитие личности, порой в ущерб обучению изобразительной грамоте. В этой связи часто возникают дискуссии, стоит ли учить детей изобразительной грамоте, или следует развивать только творчество и фантазию? Хотя образовательная программа четко определяет: занятие художественным творчеством в начальной и средней школе относится к одному из необходимых предметов «искусства и культуры» в 9-летнем обязательном образовании и является важным средством осуществления школьного эстетического образования. Искусство оказывает большое воздействие на художественную подготовку, на воспитание творческого ума и способности к практическим решениям, способствует всестороннему развитию. Но в наше время в Китае начальные и средние школы не похожи на зарубежные школы. В Китае художественное образование всегда являлось слабым звеном и занимало самое незаметное положение. На фоне «главных уроков» художественное образование воспринималось как «дополнительные уроки». Из-за такого отношения к художественному образованию сложилось мнение, что занятия по искусству - необязательны, они изучаются «больше в начальной школе, меньше в средней школе, и совсем не изучаются в высшей школе». На занятиях по искусству в начальной школе ученики порой механически, однообразно, формально повторяют и копируют знакомые им фигуры и образы. На уроках дети обращают внимание только на изображаемый объект, не задействуя свои творческие возможности. Существует общая идея, что учитель должен побуждать учеников к творчеству, но не ставится цель и не определяются конкретные учебные достижения. Таким образом, процесс художественного образования в начальной и средней школе Китая требует организационно-методического обеспечения и научно-педагогического обоснования. Учи-
тель должен увлекать учеников взглядом и речью, чтобы они смогли свободно высказывать свои мысли, полнее проявлять свою активность и тем самым легче усваивать урок. В этой связи учителю надо смело отходить от традиционной роли и выстраивать партнерские отношения с учениками, с удовольствием учиться и заниматься вместе с ними.
На уроках искусства в начальной и средней школе одним из факторов, определяющих успешность в обучении рисунку и живописи, является хорошая методическая подготовка художника-педагога. При этом учитель изобразительного искусства обязательно должен уметь правильно организовать процесс художественного образования для выявления способностей и развития талантов своих учеников. Он должен уметь использовать время, отведенное на урок, для вдохновения и побуждения интереса школьников к творчеству. Ученики должны знать и понимать искусство, являющееся мощным пластом человеческой культуры, и уметь реализовывать свои идеи в творчестве. Цель обучения рисунку и живописи в школе не сводится к тому, чтобы каждый ребенок стал живописцем. Во время обучения учителю следует не «исправлять» творческие работы ребенка, а вести учеников к поиску своего потенциала. Учитель должен уважать выбор учеников, предлагать им стремиться к разному осмыслению поставленной задачи. Великий китайский педагог Цай Юаньпэй отмечает: «Образование помогает человеку развить свои способности, совершенствовать его личность, формирует ответственность в человеческой культуре». В этом отношении художественное образование является важным звеном в «подготовке таланта». Проверка этого важного звена является прямым долгом для учителей изобразительного искусства. В связи с этим в процессе обучения необходимо как можно больше дать ученикам возможности рисовать с натуры. Пусть они в полной мере чув-