Научная статья на тему 'Профессиональное образование и сфера труда: грани сближения (зарубежный опыт)'

Профессиональное образование и сфера труда: грани сближения (зарубежный опыт) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИЙ / QUALIFICATIONS LEVELS / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING OUTCOMES / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ / QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATION AND CERTIFICATION OF QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есенина Е.Ю.

В статье анализируются возможные пути использования национальной рамки квалификаций в качестве методологической базы модернизации системы профессионального образования и национальной системы квалификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION AND LABOR SPHERE: RAPPROCHEMENT SIDES (Foreign Experience)

In article it is analyzed possible ways of use of the national qualifications framework as methodological base of professional education and national qualifications systems modernization.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование и сфера труда: грани сближения (зарубежный опыт)»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СФЕРА ТРУДА: ГРАНИ СБЛИЖЕНИЯ (зарубежный опыт)

PROFESSIONAL EDUCATION AND LABOR SPHERE: RAPPROCHEMENT SIDES (Foreign Experience)

Е. Ю. Есенина

В статье анализируются возможные пути использования национальной рамки квалификаций в качестве методологической базы модернизации системы профессионального образования и национальной системы квалификаций.

Ключевые слова: уровни квалификаций, квалификация, результаты обучения, национальная рамка квалификаций, оценка качества образования и сертификация квалификаций.

E. Yu. Esenina

In article it is analyzed possible ways of use of the national qualifications framework as methodological base of professional education and national qualifications systems modernization.

Keywords: qualifications levels, qualification, learning outcomes, national qualifications framework, quality assessment of education and certification of qualifications.

Общество будущего задает общую цель экономики и системы профессионального образования -создание «человеческого капитала».

Инструментом сопряжения сфер труда и образования в зарубежной практике стало понятие рамки квалификаций. Этот документ является основой обновления национальной системы квалификаций, построенной на принципах прозрачности получения квалификаций, объективности, независимости их оценивания и систематичности обновления, что дает импульс к эффективному экономическому росту страны.

В нашей стране с 2006 г. велась разработка национальной рамки квалификаций (НРК), эта деятельность завершилась приказом министра труда и социальной защиты РФ «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 г. № 148н.

Возможно ли использовать этот документ в более широкой практической деятельности по модернизации национальной системы квалификаций? Как он может использоваться в сфере профессионального образования?

Есть небезынтересные примеры международной практики.

Например, опыт Австралии и Новой Зеландии, где национальные рамки квалификаций стали реальной основой всей национальной системы квалификаций и позволяют обеспечивать гарантии качества образования и квалификаций со стороны государства; проводить систематический мониторинг потребностей рынка труда; управлять рынком квалификаций на основе принципов независимости и объективности.

В перечне Новой Зеландии предусматривается указание статуса квалификации: актуальная (действующая), действующая с ограничением и устаревшая (недействующая). Актуальная - значит, по ней идет подготовка и она активно используется на рынке труда. Действующая с ограничением - значит, подготовка по ней осуществляет-

ся только для тех, кто уже поступил на соответствующие программы, как только все они завершат обучение, квалификация будет устаревшей, больше на подготовку по ней набор не ведется. Устаревшая означает, что подготовка по квалификации уже не ведется, но она еще используется на рынке труда в некоторых случаях.

Помимо дескрипторов в НРК Австралии и Новой Зеландии по каждому квалификационному уровню дается диапазон количества зачетных единиц, необходимых для достижения данного уровня, плюс указывается, сколько зачетных единиц из общего числа должны быть именно этого уровня, а сколько может быть других уровней (как правило, ниже, но может быть и выше).

Понятие «количество» или «объем» обучения используется в национальной системе квалификаций в двух направлениях (смыслах). Первое: в самом общем смысле эквивалентом квалификации является количество времени (в часах), которое необходимо для обучения на соискание определенной квалификации. Второе: система зачетных единиц, где единица обучения (модуль - unit), как правило, включает такой объем обучения, который необходим для достижения результатов по модулю. В этом случае объем обучения, как правило, описывается как номинальное или среднее время для учащегося, требующееся для достижения результатов обучения. Важно отметить, что условное время обучения не то же самое, что реально потраченное время.

Условное время обучения может включать в себя:

• посещение лекций, консультаций, тренингов, обучение «онлайн» (очное);

• самостоятельную работу студента;

• применение и совершенствование умений и знаний (практику);

• подготовку контрольных работ, их оценку и «получение обратной связи».

Время, затраченное на это, не единственный показатель обучения. Например, студенты, которые проходят процеду-

ру признания предшествующего обучения (РР1_), получают признание зачетных единиц независимо от времени, затраченного на обучение (важно проверить, что они знают и умеют). Зачетные единицы основаны на достижении определенных результатов обучения и оцениваются независимо от места обучения или педагогических технологий. Квалификации и курсы почти всегда предоставляются на основе условного учебного времени, и основной целью системы признания и переноса зачетных единиц, а также признания предшествующего обучения (РР1_) является уменьшение времени формального обучения. Объем является общим параметром в национальных рамках квалификаций и необходим, если требуется последовательная (системная) и прозрачная основа для признания - в частности, признания зачетных единиц различных секторов (уровней, ступеней образования). Это особенно важно по отношению к зачетным единицам, общим для разных квалификаций в целях сокращения времени, затраченного на обучение (освоение) образовательных программ и квалификаций.

В качестве примера того, каким образом рамка квалификаций становится основой обновления всей системы квалификаций и инструментом сопряжения сфер труда и образования на всех стадиях работы от общего описания квалификационных уровней до проведения оценочных процедур, можно привести опыт Австралии.

Первая редакция рамки квалификаций Австралии (РКА) вышла в 1995 г. Она представляла собой рамку, основанную на референтных (то есть наиболее значимых и распространенных) квалификациях, а практически на документах об образовании - свидетельствах и дипломах. В ней можно условно выделить 11 уровней, хотя в рамке не было четкого отнесения квалификаций к уровням и «иерархия» квалификаций определялась с помощью самих квалификаций (свидетельств и дипломов), а не через дескрипторы уровней (см. таблицу).

Помимо собственно рамки в РКА входили национальные руководства (рекомендации) по развитию национальных квалификаций разных типов (для старшей средней школы, для профессионального (довузовского) образования и обучения, для секторов высшей школы). Кроме того, существовали руководства (рекомендации) относительно накопления и переноса зачетных единиц, признания предшествующего обуче-

ния и образования; регистр (перечень) организаций, наделенных правительством полномочиями проводить аккредитацию; перечень образовательных учреждений, наделенных полномочиями присваивать квалификации; правительственная структура, обеспечивающая мониторинг внедрения РКА и формирующая предложения министрам, включая рекомендации по внесению изменений.

При использовании инфраструктуры системы образования возможно было установить уровни, соотносимые с РКА. Однако в данную иерархию довольно сложно встроить краткосрочные программы профессионального обучения и программы непрерывного профессионального обучения, разрабатываемые сферой труда. Такая рамка хороша при стабильной экономике и малых изменениях на рынке труда страны. Для сопоставления отечественных квалификаций с квалификациями других стран или для формирования системы признания квалификаций эмигрантов требуются дополнительные документы, в которых формулируются качественные характеристики квалификаций страны.

В начале этого века австралийские власти инициировали внесение изменений в РКА. Эти изменения сводились к следующему. Создание десятиуровневой структуры с описанием результатов обучения (learning outcomes); обобщенные наборы типов квалификаций, распределенные по уровням; пересмотр описания каждого типа квалификаций в отношении результатов обучения; формирование обобщенных целей обучения для каждого типа квалификаций (аналог образовательных стандартов).

В июле 2011 г. была утверждена новая редакция РКА, которая уже представляет собой рамку, основанную на дескрипторах. В опубликованном стостраничном документе говорится, что РКА рассматривается как «инструмент национальной политики в области регулируемых квалификаций в системе образования Австралии» [2]. Вопросами возможности внесения изменений в РКА по мере накопления опыта ее использования и другими вопросами, возникающими в связи с рамкой, занимается Совет по управлению и мониторингу РКА при государственном совете по образованию и занятости. Это коллегиальный орган, в него входят представители сферы образования, организаций работодателей, профсоюзов, государственных структур и ведомств.

Таблица

Национальная рамка квалификаций Австралии

Школьное образование Профессиональное образование и обучение Высшее образование

Степень доктора

Степень магистра

Диплом об окончании

Свидетельство об окончании

Степень бакалавра

Диплом повышенного уровня Диплом повышенного уровня

Диплом Диплом

Полное среднее Свидетельство 4

Свидетельство об образовании Свидетельство 3

Свидетельство 2

Свидетельство 1

Помимо десятиуровневой рамки, в которой дается общее описание по параметрам знаний, умений и компетенций, в документ входит описание типов квалификаций по каждому уровню (указываются документы - сертификаты, дипломы), общие цели данного типа, объемы учебной нагрузки в годах, возможности зачета обучения на предыдущих уровнях. Далее дается спецификация типов квалификаций, которая подразумевает описание того, кто может быть «пользователем» квалификаций (кто может их реализовывать, так как собственно разработчики квалификаций и программ подготовки к ним и организации, проводящие обучение, могут быть разными), какие аккредитационные агентства, существующие на территории страны, могут заниматься оцениванием программ, ведущих к этим квалификациям, кто может быть разработчиком квалификаций, каким образом проводится мониторинг квалификаций с целью выявления изменений в технологиях, оборудовании, использующихся в этих квалификациях, для внесения изменений к результатам обучения и к требованиям по реализации программ, ведущих к данным квалификациям и обучающим организациям.

Отдельными главами документа описаны принципы гарантии качества, построения образовательных траекторий, регистра квалификаций, построения системы дополнительного образования и переподготовки. Эти принципы соответствуют вышеописанным принципам, которые предлагаются в документах международных организаций в сфере образования и исследованиях, посвященных формированию новой культуры обучения. Организации, предоставляющие образовательные услуги, проводящие аккредитацию этих услуг и программ, разработчики программ, описаний квалификаций могут представлять как государственный, так и частный сектор, обязательно требование независимости и объективности оценочных и сертификационных процедур, обязательно соблюдение культуры подхода learning outcomes (результатов обучения). Кроме того, предусмотрена обязательность обновления квалификаций, если хотя бы раз в пять лет зарегистрировавшая квалификацию организация не предоставит по определенным правилам составленное ее новое описание, квалификация считается устаревшей и удаляется из реестра квалификаций.

Таким образом, в документе представлены единые рамочные требования, касающиеся всех возможных участников процесса развития национальной системы квалификаций:

• результаты обучения каждого уровня и типа квалификаций;

• спецификация для аккредитационных процедур;

• требования к разработке квалификаций и ее обновлению;

• требования к регистру организаций, уполномоченных проводить аккредитацию;

• требования к регистру организаций, уполномоченных разрабатывать квалификации;

• требования относительно повышения квалификации или ее смены.

Для регистрации новой квалификации необходимо представить описание требований к результатам обучения, услови-

ям реализации этого обучения, периодичности обновления описания квалификации (не реже одного раза в пять лет).

Такая система позволяет обеспечить гарантии качества со стороны государства, систематический мониторинг потребностей рынка труда, управление рынком квалификаций на основе принципов независимости и объективности. При этом сферы труда и образования практически едины в данных процессах.

Австралия стала инициатором разработки Метарам-ки гарантии качества для стран-участниц Восточноазиат-ского саммита технического и довузовского профессионального образования и обучения. Концепция Восточно-азиатской рамки гарантии качества профессионального образования состоит в следующем.

Основная цель Восточноазиатской рамки гарантии качества профессионального образования:

- способствовать внедрению и мониторингу состояния систем оценки качества профессионального образования стран-участниц;

- способствовать взаимодействию между странами-участницами;

- повысить прозрачность систем профессионального образования стран-участниц;

- способствовать улучшению и увеличению взаимодействия рынков труда стран-участниц;

- поддерживать инициативы в области профессионального образования восточноазиатского региона.

Основные направления управленческих решений внутри стран в связи с этим следующие:

- решение о самообследовании в отношении рамки;

- обеспечение демонстрации того, что система оценки качества профессионального образования страны соответствует принципам и критериям рамки и координируется агентством, утвержденным на правительственном уровне, обладающим собственным веб-сайтом, на котором может быть размещен обзор о состоянии системы оценки качества профессионального образования и квалификаций страны, составленный внешними экспертами;

- обеспечение официального и публичного процесса соотнесения системы оценки качества профессионального образования страны относительно Восточноазиатской рамки гарантии качества профессионального образования.

Основные принципы, на которых строится рамка:

• ясность и отчетность;

• непрерывность совершенствования;

• гибкость и восприимчивость к изменениям;

• сопоставимость.

Эта инициатива впервые предложила использовать национальные рамки квалификаций в целях обеспечения гарантии качества образования и признания квалификаций на национальном и международном уровнях. Описание требований к условиям получения квалификаций впервые было предложено сопоставить с квалификационными уровнями национальных рамок квалификаций и определить минимально необходимые условия для того или иного уровня.

Восточноазиатская рамка гарантии качества профессионального образования может стать основой

международной системы сертификации и признания квалификаций для квалификаций, соотносимых со ступенями довузовского профессионального образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ министра труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов

профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 г. № 148н.

2. Australian Qualifications Framework. Council for the Ministerial Council for Tertiary Education and Employment, 2011. 109 p.

3. Using learning outcomes - discussion note. Prepared by GHK Consulting as part of the Framework Contract DG EAC 19/06. Main author: Mike Coles; Contributors: Tine Andersen, Karin Luomi-Messerer, Daniela Ulicna. August, 2010. 32 p.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ФРГ

THE MAIN SIGNS OF EFFECTIVE TEACHING IN PEDAGOGICS OF GERMANY

Л. В. Завалишина

В преподавании, которое достигает наивысшего уровня, выполняются высокие требования в отношении ориентации на учеников, внутренней дифференциации и индивидуализации обучения. Ученики получают возможность самостоятельно выбирать фидбэк-техники и работать с ними. Эффективность преподавания заключается в благоприятном воздействии учителя на успеваемость учеников, мотивацию, социальное поведение и личную независимость.

Ключевые слова: школьная инспекция, критерии успешного преподавания, культура обратной связи.

Во всех немецких федеральных землях за последние годы введена школьная инспекция как вспомогательный административный орган в системе образования. Эта организация обязана выявлять сильно- и слабоуспевающих учеников, оценивая тем самым качество учебного процесса. Школьная инспекция выполняет три основные функции [1]:

1) функция гарантии: школьная инспекция должна гарантировать элементарные стандарты качества образования в школах;

2) функция мониторинга: школьная инспекция должна предоставлять информацию различным действующим лицам в системе образования;

3) функция катализатора: школьная инспекция должна предлагать улучшенный сервис для качественной организации школьного образования.

Ядром обобщенных методических способов работы школьной инспекции в ФРГ являются экспертные оценки качества преподавания, которые составляются на основе утвержденного перечня критериев. Эти критерии «успешного преподавания» ориентируются, как правило, на данные, полученные в результате педагогических исследований, проведенных Х. Майером и А. Хельмке [2-3].

L. V. Zavalishina

In teaching which reaches the highest level, high requirements for orientation of pupils, internal differentiation and a training individualization are fulfilled. Pupils have an opportunity independently to choose feed-back-technicians and to work with them. Efficiency of teaching consists in favorable impact of the teacher on progress of pupils, motivation, social behavior and personal independence.

Keywords: school inspection, criteria of successful teaching, culture of feedback.

В методическом плане при наблюдениях на занятии задача школьной инспекции сводится не к тому, чтобы критиковать работу отдельных учебных органов, а к тому, чтобы по возможности воспроизвести точную картину наиболее важных качественных признаков преподавания с дидактической и педагогической точек зрения.

При этом, как правило, благоприятные условия, способствующие успешному преподаванию, образуют ядро в системе образования. Эти условия выступают в качестве ключевых признаков, обеспечивающих успешное развитие учебно-образовательного процесса. Так, например, Х. Майер и А. Хельмке представили эти ключевые признаки в виде критериев «успешного преподавания»:

А. Хельмке выделил следующие критерии «успешного преподавания»:

1) эффективное классное руководство;

2) побуждающий к обучению учебный климат;

3) многообразная мотивация;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) структурированность и ясность;

5) ориентация на учеников, поддержка;

6) уместная вариация методов и социальных форм;

7) содействие активному, самостоятельному обучению;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.