Научная статья на тему 'Художественное образования в школах Китая. Проблемы и перспективы'

Художественное образования в школах Китая. Проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1962
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА КИТАЯ / ART AND CULTURE / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / COMPREHENSIVE DEVELOPMENT / ПРИРОДА УЧИТЕЛЬ ПРЕКРАСНОГО. / NATURE AS THE TEACHER OF THE WONDERFUL AND GREAT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Се Юнхуэй

В статье говорится об основных проблемах преподавания изобразительного искусства в современном Китае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART EDUCATION IN SCHOOLS IN CHINA. PROBLEMS AND PROSPECTS

The article describes the main challenges of teaching art in modern China.

Текст научной работы на тему «Художественное образования в школах Китая. Проблемы и перспективы»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Pietsch M., Schulze P. Struktur und Entwicklung von Unterrichtsqualität - Das Qualitätsstufenmodell des Unterrichts der Schulinspektion Hamburg // Hamburg macht Schule. 2008. H.3-4.

2. Meyer H. Zehn Merkmale guten Unterrichts // Pädagogik. H.10/2003. S. 36-43.

3. Helmke A. Was wissen wir über guten Unterricht // Pädagogik. Jg. 58. H. 2/2006. S. 42-45.

4. Gudjons H. Neue Unterrichtskultur - veränderte Lehrerrolle. Bad Heilbrunn, 2006.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КИТАЯ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ART EDUCATION IN SCHOOLS IN CHINA. PROBLEMS AND PROSPECTS

Се Юнхуэй

В статье говорится об основных проблемах преподавания изобразительного искусства в современном Китае.

Ключевые слова: искусство и культура Китая, эстетическое образование, всестороннее развитие личности, природа - учитель прекрасного.

Xie Yong Hui

The article describes the main challenges of teaching art in modern China.

Keywords: art and culture, aesthetic education, comprehensive development, nature as the teacher of the wonderful and great.

Обучение искусству в школах Китая направлено в основном на творческое развитие личности, порой в ущерб обучению изобразительной грамоте. В этой связи часто возникают дискуссии, стоит ли учить детей изобразительной грамоте, или следует развивать только творчество и фантазию? Хотя образовательная программа четко определяет: занятие художественным творчеством в начальной и средней школе относится к одному из необходимых предметов «искусства и культуры» в 9-летнем обязательном образовании и является важным средством осуществления школьного эстетического образования. Искусство оказывает большое воздействие на художественную подготовку, на воспитание творческого ума и способности к практическим решениям, способствует всестороннему развитию. Но в наше время в Китае начальные и средние школы не похожи на зарубежные школы. В Китае художественное образование всегда являлось слабым звеном и занимало самое незаметное положение. На фоне «главных уроков» художественное образование воспринималось как «дополнительные уроки». Из-за такого отношения к художественному образованию сложилось мнение, что занятия по искусству - необязательны, они изучаются «больше в начальной школе, меньше в средней школе, и совсем не изучаются в высшей школе». На занятиях по искусству в начальной школе ученики порой механически, однообразно, формально повторяют и копируют знакомые им фигуры и образы. На уроках дети обращают внимание только на изображаемый объект, не задействуя свои творческие возможности. Существует общая идея, что учитель должен побуждать учеников к творчеству, но не ставится цель и не определяются конкретные учебные достижения. Таким образом, процесс художественного образования в начальной и средней школе Китая требует организационно-методического обеспечения и научно-педагогического обоснования. Учи-

тель должен увлекать учеников взглядом и речью, чтобы они смогли свободно высказывать свои мысли, полнее проявлять свою активность и тем самым легче усваивать урок. В этой связи учителю надо смело отходить от традиционной роли и выстраивать партнерские отношения с учениками, с удовольствием учиться и заниматься вместе с ними.

На уроках искусства в начальной и средней школе одним из факторов, определяющих успешность в обучении рисунку и живописи, является хорошая методическая подготовка художника-педагога. При этом учитель изобразительного искусства обязательно должен уметь правильно организовать процесс художественного образования для выявления способностей и развития талантов своих учеников. Он должен уметь использовать время, отведенное на урок, для вдохновения и побуждения интереса школьников к творчеству. Ученики должны знать и понимать искусство, являющееся мощным пластом человеческой культуры, и уметь реализовывать свои идеи в творчестве. Цель обучения рисунку и живописи в школе не сводится к тому, чтобы каждый ребенок стал живописцем. Во время обучения учителю следует не «исправлять» творческие работы ребенка, а вести учеников к поиску своего потенциала. Учитель должен уважать выбор учеников, предлагать им стремиться к разному осмыслению поставленной задачи. Великий китайский педагог Цай Юаньпэй отмечает: «Образование помогает человеку развить свои способности, совершенствовать его личность, формирует ответственность в человеческой культуре». В этом отношении художественное образование является важным звеном в «подготовке таланта». Проверка этого важного звена является прямым долгом для учителей изобразительного искусства. В связи с этим в процессе обучения необходимо как можно больше дать ученикам возможности рисовать с натуры. Пусть они в полной мере чув-

ствуют, воспринимают многообразный и богатый реальный мир и творчески его преобразовывают.

Если у школьников творческая сторона сильная, но выполненные рисунки неприглядные, стереотипные, эстетически небрежные, то это неудача обучения. Это педагогические и методические недоработки. Значит, учитель слабо понимает основы эстетического восприятия, что такое Красота в жизни и в искусстве. Как научить детей творить красиво, радостно, аккуратно и с эстетическим вкусом? Это также является важным ключом к художественному образованию в начальных и средних школах Китая. Только художественное образование может воспитать и развить эстетическое восприятие у школьников. По мнению многих педагогов, это единственный способ. Что такое Красота? Как мы воспринимаем Красоту? Это, вероятно, оценить и понять можно только сердцем. В природной среде Красота существует повсеместно, в каждом уголке, но степень восприятия, способ и глубина понятия о Красоте неоднозначны и неодинаковы у каждого человека. Как увидеть и оценить красоту? Например: восходящее солнце и заря; закат; плывущие по небу белые облака; радуга после дождя и т. д. Также различные красочные природные пейзажи: нежная весна; суровая снежная зима; огромное открытое море. Образы природы и есть сама Красота! В китайской культуре образы природы занимают важное место. Природа сама творит прекрасный мир! Все, что есть во Вселенной, достойно не только кисти художника, но необходимо познать любому человеку, в том числе и развивающемуся ребенку. Природа вмещает в себя множество образов: деревья; цветы для каждого сезона; зеленые холмы; игристые потоки, торопливые реки... Каждое природное явление в мире, в любом своем виде и образе - это шедевры природы. Все это находит свое воплощение в искусстве и культуре Китая.

Применяя методы художественного образования, можно разбудить восприятие красоты у ребят. Дети должны научиться понимать явления природы, вдохновляться красотой! Урок искусства должен иметь позитивную сторону. Сегодня в учебниках начальных и средних школ по искусству нет конкретного содержания обучения, чтобы ребята сами могли научиться изобразительной грамоте.

Вместе с тем изучение творчества художников и известных картин - это не только обмен мнениями с мастерами искусств, но и встреча с красотой. Устанавливая контакт с шедеврами великих художников, можно заронить семя красоты в сердцах детей и вдохновить их на создание творческих работ. В ходе обучения искусству учитель должен просто и доступно выражать свои мысли, давая творческую идею, учить использовать цвета и техники для создания произведения. Чтобы ученики поняли уникальный язык искусства в произведении (например: цвета, формы, композиция), нужно дать им знания о правилах и способах создания красоты.

Китайская живопись является своеобразным символом национального духа. У нее обширная и долгая история, свои уникальные образы в мировом художественно-образовательном пространстве. По мере продвижения реформы образования, наряду с введением новых дисциплин, все больше и больше людей осознают важность сохранения художественного наследия и уделяют внимание традиционной

культуре и искусству. Это отражено в содержании каждого нового экспериментального учебника по искусству для начальной и средней школы. В последние годы уроки по искусству постепенно включаются в основной учебный процесс. И поэтому у учителей китайской живописи возникает вопрос чрезвычайно важности - как с помощью живописи повысить качество развития и патриотического сознания?

В обучения традиционной китайской живописи прежде всего надо обратить внимание на воспитание у ребенка общей эрудиции и духа новаторства! Наш старший наставник по китайской живописи Ци Байши отмечает: «Если кто-то учится у меня - это живое, а если кто-то подражает мне - это мертвое». Мы учимся у древних, чтобы получить опыт, в том числе и духовный. Нельзя научить живописи как ремеслу: выработать навык рисования точки, линии, завитка, а нужно ознакомить учеников с особенностями китайской живописи. Старые мастера, обращаясь к стилизации, приобретали новые знания и шли тем путем, который вел их постепенно к восприятию красоты и формировал патриотизм.

По статистике, от возраста начала обучения изобразительному искусству зависит то, как развиваются творческие способности и воображение у ребенка:

• начиная учиться в 2-4 года, 91% детей имеют богатое творческое воображение;

• в 4-6 лет - 84%;

• в 7-9 лет - 40%;

• в 14 лет - 7,2%.

Поэтому нельзя недооценивать значение художественного образования в начальной и средней школе. Китайская живопись, обладающая огромной живостью, доступностью, технической свободой, дает широкие возможности для педагогического воздействия. Вначале ученики должны научиться правильно смешивать воду и краску и держать в руке кисть. Затем уже он может смело творить, свободно рисовать на бумаге, выбирать цвет, смешивания различные натуральные краски. Пусть ученик раскрывает внутренний мир, высказывает свою мысль, чувствует радость на веселом уроке китайской живописи! Так мы сможем развить интерес к традиционной культуре. Учителю важно успеть обучить учеников китайской живописи в наиболее подходящий для этого период личностного развития. При помощи традиционной культуры можно развивать нравственно-эстетическое самосознание учащихся и патриотизм. Это очень полезно для формирования личности ученика.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузин В. С. Психология живописи. М., 2005.

2. Ломов С. П. Дидактика художественного образования. М.: Педагогическая академия, 2010.

3. Рисунок: учеб. пособие для начальных классов (1-5 кл.). Китайская Народная Республика, 2003.

4. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1997.

5. Цай Юаньпэй. Рассуждение об образовательной независимости // Цай Юаньпэй. Хрестоматия. Шанхай: Шанхай Дальний Восток, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.