Научная статья на тему 'Основные приоритеты государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае'

Основные приоритеты государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1804
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА / ПРИОРИТЕТ / РОССИЯ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / AGRICULTURE / MARKET / STATE POLICY / REGULATION / PROGRAM / PRIORITY / RUSSIA / ALTAI REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснов Евгений Владимирович

С 2008 г. реализуется имеющая статус приоритетного национального проекта пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий. Государственная программа является основным инструментом аграрной политики и определяет приоритеты, цели и мероприятия по развитию сельского хозяйства на среднесрочный пятилетний период. В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» в 2012 г. Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. предусматривает обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Исходя из задач, стоящих перед агропромышленным комплексом в период до 2020 г., в качестве основных приоритетов при реализации программы являются: направленность всей системы управления агропромышленным комплексом на ускорение его модернизации и инновационного развития, создание условий для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и социальное развитие сельских территорий; повышение роли и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации; повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг; обеспечение исполнения функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, семеноводства, обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY PRIORITIES IN DEVELOPMENT OF AGRICULTURE AND REGULATION OF MARKETS OF AGRICULTURAL PRODUCTS, RAW MATERIALS AND FOOD IN RUSSIA AND THE ALTAI REGION

Since 2008 a five-year State Program of Agriculture Development and Regulation of the Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Food for the Period of 2008-2012 covering the whole spectrum of the directions of agro-industrial complex development, food security of the country and sustainable development of rural areas, and having a status of a national priority project has been implemented. The State Program is the main instrument of agricultural policy and determines the priorities, objectives and activities of agriculture development for the medium-term five-year period. To implement the Federal Law “On the Development of Agriculture” in 2012, the Government of the Russian Federation approved the State Program of Development of Agriculture and Regulation of Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Food for the period of 2013-2020. Proceeding from the problems facing the agro-industrial complex for the period up to 2020, the priorities of the Program implementation are as following: the orientation of the whole system of the agro-industrial complex management to the acceleration of its modernization and innovation development, creation of the conditions for the increase of financial stability of agricultural producers and social development of rural territories, the increase of the roles and the financial capabilities of the Russian Federation entities, improving the accessibility and quality of the provided public services, ensuring the performance of functions of the control and supervision in the sphere of veterinary service, circulation of medicines for veterinary use, quarantine and plant protection, seed production, ensuring soil fertility, land relations, etc.

Текст научной работы на тему «Основные приоритеты государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае»

Библиографический список

1. Бочаров С.Н. Агропромышленная интеграция: концепции и механизмы повышения эффективности. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. — 214 с.

2. Палаткин И.В., Атюкова О.К. и др. Что

такое кооператив второго и третьего уровня?: Информационно-справочная брошюра

/ под общ. ред. И.В. Палаткина. — Пенза, 2010. — 27 с.

3. Семина Л.А., Санду И.С. Инновационный кластер — основа развития инвестиционно-инновационной деятельности в сельском хозяйстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013.

— № 6.

4. Санду И.С., Семина Л.А. Инновационный потенциал — инструмент развития экономики региона // Известия Алтайского государственного университета. — 2013. — № 2/2.

+ + +

УДК 321.01:63:334.75

Е.В. Краснов

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РОССИИ И АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Ключевые слова: сельское хозяйство, рынок, государственная политика, регулирование, программа, приоритет, Россия, Алтайский край.

Введение

За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы — превышен его дореформенный уровень.

Вместе с тем перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010 г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта [1].

Целью исследования является выявление основных приоритетов государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае.

Задачи исследования:

- выявить предпосылки государственного рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России;

- проанализировать современное состояние государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае;

- выделить приоритеты государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае.

Объект исследования — основные приоритеты государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Методы исследования: диалектический, контент-анализ, экстраполяций, экономикостатистический и т.д.

Экспериментальная часть

В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»

14.07.2012 г. Правительство Российской Федерации утвердило Государственную

программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

Программа обеспечения продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию; повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса и т.д. [2].

Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. предусматривает обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:

- осуществление мер по совершенствованию системы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- повышение эффективности системы налогообложения, направленной на стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности;

- обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как ответственного исполнителя (государственного заказчика) Государственной программы;

- повышение качества оказания федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг, выполнения работ в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- формирование механизмов взаимодействия ответственного исполнителя (государственного заказчика) с субъектами Российской Федерации по реализации мероприятий Государственной программы;

- формирование государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом;

- обеспечение безопасности продукции растительного и животного происхождения, находящейся в обращении на территории Российской Федерации.

Сферой реализации подпрограммы является осуществление государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, производителей пищевых продуктов, включая напитки, а также организация производственно-технического, логистического, научного и информационного обслуживания агропромышленного комплекса [2].

Практика реализации Государственной программы на 2008-2012 гг. указывает на высокую эффективность использования программно-целевых методов повышения эффективности использования средств, выделяемых на развитие отрасли, повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках, социальное развитие сельских территорий. Результаты ее реализации задали направление для дальнейшего создания и усовершенствования различных автоматизированных информационных систем в агропромышленном комплексе [1].

Вместе с тем сохраняется проблема обеспечения выполнения финансирования основных мероприятий Государственной программы, доведения федеральных бюджетных средств до непосредственных их получателей, достижения прогнозных показателей, соответствия количества и качества предоставления государственных услуг финансовым затратам на их оказание в электронном виде.

Все это требует дальнейшего совершенствования организации и управления реализацией Государственной программы на всех уровнях ее выполнения, создания условий для более эффективного использования организационно-экономических рычагов для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственного производства, в том числе за счет создания государственной автоматизированной системы управления агропромышленным комплексом.

Прогноз реализации программы предполагает дальнейшее совершенствование взаимоотношений федеральных и региональных органов управления агропромышленного комплекса, ответственных за выполнение Государственной программы, что позволит обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на ее финансовое обеспечение, и достижение предусмотренных в подпрограмме показателей.

Исходя из задач, стоящих перед агропромышленным комплексом в период до 2020 г., в качестве основных приоритетов при реализации программы являются:

- направленность всей системы управления агропромышленным комплексом на ускорение его модернизации и инновационного развития, создание условий для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и социальное развитие сельских территорий;

- повышение роли и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации в осуществлении мероприятий Государственной программы и наиболее значимых региональных программ, нацеленных на развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2020 г.;

- привлечение отраслевых союзов, ассоциаций и саморегулируемых организаций на добровольной основе к участию в формировании и реализации государственной аграрной политики;

- повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг;

- обеспечение исполнения функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, семеноводства, обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения);

- контроль доклинических исследований лекарственных средств для ветеринарного применения, клинических исследований лекарственных препаратов для ветеринарного применения, качества;

- контроль в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений [2].

В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. в октябре 2012 г. утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2013-2020 годы» [3, 4]. Финансирование программы за семь лет превысит 44 млрд руб., из которых 36 млрд руб. — доля федерального бюджета. Объем финансирования долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 гг. подлежит ежегодному уточнению при формировании федерального и краевого бюджетов на очередной год и плановый период [5].

В качестве стратегических приоритетов развития сельского хозяйства в производственной сфере рассматриваются молочное

и мясное скотоводство как экономически значимые подотрасли, в социальноэкономической сфере — повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения.

В долгосрочной целевой программе выделены подпрограммы: развитие подот-

расли растениеводства; развитие подотрасли животноводства; поддержка малых форм хозяйствования; техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие АПК.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям будет продолжена поддержка по таким направлениям, как: элитное семеноводство, закладка и уход за многолетними насаждениями, поддержка племенного животноводства, овцеводства, мараловодства, табунного коневодства, пчеловодства, а также страхование и кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Наряду с прежними видами господдержки, долгосрочная программа предусматривает использование новых инструментов, что обусловлено в том числе и присоединением России к Всемирной торговой организации. Часть действующих прямых мер по поддержке растениеводства (субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений, поддержка производства льна-долгунца, рапса) трансформируется в субсидии на поддержку доходности (субсидии на 1 га пашни).

В качестве нового вида поддержки предусмотрены субсидии на 1 л реализованного товарного молока (из расчета 1 руб. на 1 л товарного молока первого и высшего сорта).

Особое внимание уделено поддержке малых форм хозяйствования, которая предусматривает субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, компенсацию затрат фермерских хозяйств на оформление в собственность земель, а с 2015 г. — мероприятия по поддержке начинающих фермеров и созданию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, которые в настоящее время реализуются в рамках соответствующих ведомственных целевых программ [5].

Выводы

Ожидаемыми результатами реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. в Российской Федерации являются:

- обеспечение выполнение целей, задач и показателей (индикаторов) реализации Государственной программы;

Таблица

Прогнозные значения показателей реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия [2]

Показатели Годы

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 122,1 98 102,2 102,5 102,7 103,1 101,9 101,9 101,9 101,9

Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 147,2 93,3 102,8 102,9 102,8 102,5 101,8 101,8 101,6 101,4

Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 101,5 103,6 101,5 102 102,5 103,8 102 102,1 102,1 102,3

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 101 102,2 103 103,1 103,5 104,1 104 104,1 104,3 104,3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (к предыдущему году), % 117,5 104 104 104,1 104,2 104,3 104,5 104,8 104,9 105

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 12 12 13 12 13 13 13 14 15 15

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), тыс. руб. 11,9 13,5 14,1 14,5 16,2 18,5 19,5 20,1 22,3 25,5

- повышение качества оказания государственных услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- обеспечение более качественного и оперативного автоматизированного управления процессами, реализующими условия для равного доступа органов управления и сельскохозяйственных товаропроизводителей к информации о состоянии агропромышленного комплекса, для формирования необходимого уровня продовольственной безопасности Российской Федерации.

Прогнозные значения показателей реализации Государственной программы представлены в таблице.

Среди основных ожидаемых конечных результатов реализации долгосрочной программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края»на 2013-2020 гг.:

- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2011 г. на 23,3%;

- обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной

капитал сельского хозяйства в размере 4,5%;

- повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее 12-19% (с учетом субсидий);

- рост заработной платы в сельском хозяйстве в 2,6 раза к уровню 2011 г. [5].

Библиографический список

1. Государственная программа развития

сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс]: Постановление Прави-

тельства Российской Федерации от 14.07.2007 г. № 446, 2007. — Режим доступа: http://www.mcx.ru.

2. Государственная программа развития

сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Прави-

тельства Российской Федерации от

14.07.2012 г. №717, 2012. — Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/

document/show/16834.342.htm.

3. http://www.altairegion22.ru.

4. http://www.altagro22.ru.

5. Долгосрочная целевая программа ского края от 5.10.2012 г. № 523, 2012. —

«Развитие сельского хозяйства Алтайского Режим доступа: http: // www.

края» на 2013-2020 годы [Электронный ре- regionconsultant. ru.

сурс]: постановление администрации Алтай-

+ + +

УДК 332.1 Н.А. Чижова

К ВОПРОСУ ОСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ РЕГИОНА:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: социально-

экономический потенциал, факторы развития, потенциал региона, классификация целей, критерии развития региона.

Введение

Совершенствование механизмов регионального развития становится одним из наиболее актуальных вопросов в области повышения общего качества управления народным хозяйством. Российские регионы обладают существенным потенциалом развития, который при определенных условиях может стать дополнительным источником роста экономики страны. Вместе с тем существующие межрегиональные диспропорции способны в долгосрочной перспективе оказаться серьезным ограничителем роста российской экономики [1]. Все это способствует росту числа исследований социальноэкономического потенциала региона как элемента национальной экономики, направленных на изучение понятия, факторов, определение целей и формирование концепций с целью развития имеющегося социально-экономического потенциала регионов.

Цель — изучить теоретические аспекты понятия «социально-экономический потенциал региона», рассмотреть влияние факторов на его оценку.

Исходя из цели поставлены следующие задачи: изучить и систематизировать различные взгляды ученых на понятие «социально-экономический потенциал», рассмотреть процесс оценки потенциала и предложить классификацию основных факторов развития потенциала.

Оценка потенциала развития региона, изучение основных факторов его развития, а также поиск механизмов совершенствования процесса регионального развития становится одним из наиболее актуальных вопросов в области повышения общего качества управления народным хозяйством. Российские регионы обладают существенным потенциалом развития, который при опреде-

ленных условиях может стать дополнительным источником роста экономики страны. Вместе с тем воздействие множества факторов способно в долгосрочной перспективе оказаться серьезным ограничителем роста российской экономики. Это способствует росту числа исследований социальноэкономического потенциала региона как элемента национальной экономики, направленных на изучение понятия, факторов, определение целей и формирование концепций с целью развития имеющегося социально-экономического потенциала регионов.

Изучение понятия «социально-экономический потенциал региона» следует начинать с рассмотрения понятия «потенциал». Так, в Большой советской энциклопедии приводится определение термина «потенциал» как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [2]. Понятие же «социально-экономический потенциал» региона (экономической системы) широко используется на практике и в научной литературе. Однако его содержание трактуется неоднозначно в разных источниках и не имеет единого определения, что приводит к множественности оценок экономического потенциала одной и той же экономической системы. Анализ публикаций выявляет значительные различия в определении данного понятия, понимании его сущности, составляющих элементов, взаимосвязи его с такими понятиями, как «национальное богатство», «уровень экономического развития» [3]. Потенциал играет ключевую роль в формировании и функционировании всех хозяйствующих субъектов. Однако в экономической теории категория потенциала не фигурирует среди ее базовых понятий, она не включена в систему факторов развития хозяйства, экономического равно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.