Научная статья на тему 'Госпрограмма на 2013-2020 гг. — основа для развития Российской аграрной науки'

Госпрограмма на 2013-2020 гг. — основа для развития Российской аграрной науки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СЫРЬЕ / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / STATE PROGRAM / AGRICULTURAL DEVELOPMENT / MARKETS REGULATION / AGRICULTURAL PRODUCTS / RAW MATERIAL / FOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Б. А.

В статье рассматриваются основные направления государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Предполагается, что для решения задачи повышения конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств в рамках ВТО необходимо создать условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности. Реализация намеченных целей будет возможна только при обеспечении полноценного финансирования государственной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронин Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State program for 2013-2020 is the basis for development of the Russian agrarian science

The paper dwells on fundamental provisions of the state program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020. It is assumed that is necessary to create conditions for the early transfer of the industry to the new technology foundation to increasing its competitiveness for the solution of the problem of the improving the competitiveness of the Russian agro-industrial complex before the end of the transitional period and the entry into force of the WTO commitments. The implementation of envisaged goals will be possible only in ensuring full funding of the state program.

Текст научной работы на тему «Госпрограмма на 2013-2020 гг. — основа для развития Российской аграрной науки»

ГОСПРОГРАММА НА 2013-2020 ГГ. — ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АГРАРНОЙ НАУКИ

Б. А. ВОРОНИН, 620075, г. Екатеринбург, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, ул. К. Либкнехта, д. 42; Уральская государственная сельскохозяйственная академия тел.: 8 (343) 371-33-63

I!

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14 июля 2012 г. утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (отдельное издание Минсельхоза России).

Целями государственной программы являются:

1. обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120;

2. повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию;

3. повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;

4. устойчивое развитие сельских территорий;

5. воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.

Основными задачами государственной программы определены:

1. стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов;

2. осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;

3. поддержка развития инфраструктуры агропро-довольственного рынка;

4. повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

5. поддержка малых форм хозяйствования; обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

6. повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;

7. повышение качества жизни сельского населения;

8. стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;

9. развитие биотехнологии;

10. создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;

11. развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

12. экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных

ресурсов, а также повышение плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне.

Установлены целевые индикаторы и показатели государственной программы:

1. индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);

2. индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);

3. индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);

4. индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);

5. индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; рентабельность сельскохозяйственных организаций;

6. среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства).

Государственная программа базируется на положениях федерального закона № 264 от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации № 120 от 30 января 2010 г., Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р, государственной программы на 2008-2012 гг., а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одновременно выделяются 2-го уровня приоритетов.

К первому уровню приоритетов относятся:

— в сфере производства — скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

— в экономической сфере — повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

]м'м'м. т-ауи. пагоб. ги

— в социальной сфере — устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности страны, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;

— в сфере развития производственного потенциала — мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

— в институциональной сфере — развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, а также территориальных кластеров;

— в научной и кадровой сферах — обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления:

— развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;

— экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

— наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;

— минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны в рамках вступления в ВТО.

Ответственный исполнитель государственной программы — Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Участник государственной программы — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Подпрограммы государственной программы: «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»; «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»; «Развитие мясного скотоводства»; «Поддержка малых форм хозяйствования»; «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»; «Обеспечение реализации Государственной программы».

Программно-целевые инструменты государственной программы — федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2013 г.», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858; «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» (проект); «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг. и на период до 2013 г.», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99; «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 гг.» (проект).

В новых условиях субъектам федерации предстоит работать интенсивнее и результативнее. До декабря текущего года они обязаны подготовить региональные программы, предусматривающие поддержку развития сельского хозяйства до 2020 г. Иначе

шшш.т-ауи. пагоб. ги

регион «не впишется» в федеральную госпрограмму должным образом.

Министр сельского хозяйства России Николай Федоров подготовил обращение в адрес руководителей субъектов федерации, в котором по пунктам определил параметры оказания финансовой поддержки регионам в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 г.

Сейчас ведомство разрабатывает нормативные акты для выполнения госпрограммы. Минсельхоз будет выделять субсидии при условии встречного движения и неравнодушного отношения к комплексному развитию сельских территорий со стороны самих регионов. При составлении документа, который уже согласован Минфином, Минсельхоз руководствовался и бюджетным посланием Президента Владимира Путина, и задачами по максимально эффективному расходованию средств. Свои условия Министерство сельского хозяйства выразило в семи ключевых позициях.

Во-первых, господдержка развития сельхозпро-изводства и сельской инфраструктуры должна опираться на комплексное планирование развития территорий с разбивкой по зонам и перспективным обЪектам. Это значит, что регионы должны озаботиться схемами территориального планирования, вплоть до генпланов муниципалитетов в соответствии с требованиями градостроительного кодекса.

Во-вторых, регионы должны подкреплять свои намерения по комплексному развитию производства практическими документами. Надо учитывать интересы всех сельхозпроизводителей — малых, средних, крупных предприятий, включая организации потребкооперации. То есть всех тех, кто задействован в цепочке «от поля до прилавка». Надо более равномерно размещать производительные силы с учетом диверсификации сельской экономики и более полной занятости населения.

В-третьих, деньги из федерального бюджета будут выделяться при условии наличия у регионов планов и проектно-сметной документации по развитию социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе и там, где будут реализовываться инвестпроекты. При этом отсутствие такой инфраструктуры не может служить основанием для отказа в отборе инвестпроекта или господдержки начинающих фермеров.

В-четвертых, Минсельхозом будет учитываться оптимизация регионами социальной инфраструктуры в селе. Малокомплектные школы планируется минимизировать, развив при этом сеть базовых образовательных центров. Также необходимо открывать новые дошкольные учреждения, спортивные объекты, офисы врачей общей практики, фельдшерско-акушерские пункты, библиотеки.

В-пятых, непременное условие получения федеральных денег — готовность улучшать жилищные условия людей. Предпочтение будет отдаваться регионам, готовым к формированию государственного и муниципального жилищных фондов, позволяющих предоставлять нуждающимся селянам жилье в аренду с минимальной платой либо на условиях социального найма.

В-шестых, при оказании господдержки будет учитываться наличие так называемых целевых фондов муниципального развития. В Минсельхозе предполагают, что такие фонды должны формироваться за счет собственных средств регионов, денег на федеральные целевые программы, внебюджетные источники.

5

И, наконец, в-седьмых, в Минсельхозе подчеркивают, что предпочтение будут отдаваться регионам с наиболее «амбициозными планами» по созданию современной сельской инфраструктуры, которая предусматривает и социальное развитие, и расширение производства, и создание современных логистических систем.

Реализация госпрограммы начинается с 01.01.2013 г.

и, чтобы получить реальные результаты в растениеводстве, предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. В отношении отдельных культур необходимо существенное расширение посевных площадей.

В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Это связано с оптимистическими тенденциями развития свиноводства и птицеводства.

Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4-2,5 %, производства пищевых продуктов — 3,5-5 % . Более высокие темпы намечены в отношении мяса и мясопродуктов, молока и молокопродук-тов, а также плодоовощной продукции.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и достичь пороговых значений показателей, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.

Одновременно возрастут ресурсы для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Кроме зерна и продуктов его переработки на внешний рынок страна сможет экспортировать сахар, растительное масло, а также продукцию животноводства.

Учитывая, что российский агропромышленный комплекс уже с 2013 г. будет функционировать в рамках ВТО, госпрограммой предусмотрены меры по его адаптации к условиям Всемирной торговой организации.

Меры по адаптации агропромышленного комплекса осуществляются в рамках реализации:

— плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО;

— плана по реализации предложений делового сообщества в отношении адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО;

— плана мероприятий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по реализации плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО.

Кроме того, утверждена «дорожная карта» по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию импорта сельскохозяйственной продукции в рамках присоединения России к ВТО, которая подготовлена структурными подразделениями ведомства с участи-

ем отраслевых союзов и интегрирует основные направления поддержки подотраслей сельского хозяйства, где возникают риски в связи с присоединением к ВТО.

Разрабатывается российский национальный стандарт и система оценки качества мяса крупного рогатого скота.

Кроме того, для преодоления возможных негативных последствий предусматривается реализация следующих мероприятий:

— продление действия ряда налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе льготы по налогу на прибыль, льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе всех видов племенной биопродукции до 2020 г.;

— принятие федерального закона «О ветеринарии», направленного на совершенствование правового регулирования отношений в области ветеринарии, а также на гармонизацию российского законодательства с требованиями международных организаций;

— подготовка перечня сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых устанавливается запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд в случае, если страной происхождения таких товаров не являются государства-участники Единого экономического пространства;

— усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции (особенно говядины) со стороны Федеральной таможенной службы;

— внесение изменений в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства, в которых выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям не будут подлежать ограничениям;

— стимулирование спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие за счет продовольственной помощи низкодоходным слоям населения, поддержки питания отдельных социальных групп (например, школьное питание), реформирование системы закупок продовольствия для государственных нужд (например, закупка российского продовольствия на нужды армии, закупки в госрезерв и др.).

Вместе с тем, для решения задачи повышения конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств в рамках ВТО необходимо создать условия для скорейшего перевода отрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования государственной программы.

Госпрограмма имеет стратегический характер и направлена на устойчивое развитие отечественного аграрного сектора в условиях ВТО.

Полноценная реализация отмеченных в программе многих мероприятий не возможна без адекватного научного обеспечения.

В связи с этим ученые-аграрники и представители вузовской аграрной науки должны системно проводить научный анализ выполнения программных задач и вовремя вносить свои предложения по устранению выявленных проблем, мешающих позитивному развитию российского аграрного комплекса.

Очень важно в условиях функционирования в рамках ВТО перейти на экспертно-ориентированное развитие отечественного аграрного сектора.

6

№№№. т-ауи. пагоб. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.