Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАНА 2008-2012 ГГ.: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ (доклад на Пленарном заседании Общего годичного отчетного собрания Российской академии сельскохозяйственных наук)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАНА 2008-2012 ГГ.: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ (доклад на Пленарном заседании Общего годичного отчетного собрания Российской академии сельскохозяйственных наук) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ / ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ПРОГНОЗ / THE STATE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF AN AGRICULTURE / SCIENTIFIC MAINTENANCE OF THE PROGRAM / THE BASIC TENDENCIES OF DEVELOPMENT / THE PURPOSE AND THE BASIC DIRECTIONS / THE FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушачев И. Г.

В докладе отражены отдельные вопросы, отражающие оценку основных тенденций развития сельского хозяйства, определяющие цели и направления Государственной программы, касающиеся организации научного обеспечения реализации Государственной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF AN AGRICULTURE FOR 2008-2012: SCIENTIFIC MAINTENANCE OF REALIZATION (the report at Plenary session of the General year accounting assembly of the Russian academy of agricultural sciences)

In the report the separate questions reflecting an estimation of the basic tendencies of development of an agriculture, the defining purposes and directions of the State program, concerning organizations of scientific maintenance of realization of the State program are reflected.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАНА 2008-2012 ГГ.: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ (доклад на Пленарном заседании Общего годичного отчетного собрания Российской академии сельскохозяйственных наук)»

- Государственная программа

чет Президенту и Правительству России мы должны давать о выполнении фундаментальных и важнейших прикладных исследований. Научно-производственные объединения и научнопроизводственные системы, в рамках которых в предыдущие годы наиболее полно осуществлялась связь науки с производством, упразднены Гражданским кодексом. Экспериментальные заводы, фабрики, опытно-производственные, сельскохозяйственные предприятия подлежат приватизации или акционированию. Думается, пора бы здесь навести порядок и внести поправки в ранее принятые законы.

Все больше заявляет о себе такая форма сотрудничества, как создание совместных лабораторий со смешанным финансированием. Во ВНИИ сельскохозяйственной микробиологии организована российско-французская лаборатория по изучению растительно-микробных взаимодействий.

ВИМом совместно с крупнейшими компаниями Винтерштайгер и Хеге подготовлена комплексная программа оснащения селекционных центров и сортоиспытательных участков малогабаритной техникой.

Ученые Россельхозакадемии активно участвовали в работе авторитетных международных съездов, конгрессов, конференций. Представители Академии

направления, прогноз.

Рассматриваемая на этом представительном собрании проблема научного обеспечения реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее Государственная программа) для агропромышленного комплекса и аграрной науки страны имеет особое, я бы сказал, принципиальное значение. Дело в том, что эта Программа определяет основные направления развития

Вести PACXH

приняли участие в работе Второго Глобального форума лидеров сельскохозяйственной науки и технологий в Китае, где выступили с докладом «Стратегия развития сельского хозяйства России».

Впервые в России проведено заседание международного Клуба Болоньи в ВИМе, на котором был рассмотрен комплекс вопросов по стратегии развития механизации сельского хозяйства.

ВНИИ молочной промышленности стал одним из организаторов конференции Международной молочной федерации по проблеме «Кисломолочные продукты и питание» и симпозиума «Лактоза и её производные», в работе которых приняли участие более 250 ученых и специалистов из 32 стран.

В 2007 году введён в действие Международный стандарт «Мясо кур», который разработан Европейской экономической комиссией ООН, МСХ США и Всероссийским НИИ птицеперерабатывающей промышленности.

Европейская и средиземноморская организация по карантину и защите растений провела Второе совещание по резистентности к препаратам для защиты растений во Всероссийском НИИ защиты растений.

В Россельхозакадемии постепенно улучшается обстановка с кадрами. Новые директора институтов, а их в прошлом году назначено 17 человек, как

сельского хозяйства на пять лет и закладывает его фундамент на более длительную перспективу.

В этой связи мы посчитали целесообразным остановиться на отдельных вопросах, отражающих оценку основных тенденций развития сельского хозяйства, определяющих цели и направления Государственной программы, касающихся организации научного обеспечения реализации Государственной программы.

правило, молодые люди, доктора наук, которые вносят свежую струю в работу научных коллективов. Восстановлены аспирантура и докторантура, все больше остепененных молодых ученых остаются работать в наших институтах. Активизировали работу диссертационные советы. За последний год ВАКом не было отклонено ни одной нашей диссертации.

Президент России В.В.Путин в своем программном выступлении на расширенном заседании Госсовета поставил задачу по скорейшему переходу от инерционного курса развития экономики на инновационный путь развития страны. Важная роль в реализации этого курса отводится науке, являющейся основным поставщиком инновационных технологий и для производства, и для управления.

Перед учеными Российской академии сельскохозяйственных наук в текущем году поставлены конкретные задачи по усилению поисковых фундаментальных исследований и по научному обеспечению реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Уверен, что все эти задачи будут выполнены своевременно и в полном объеме.

1. Оценка основных тенденций развития сельского хозяйства

Какие тенденции можно выделить? Во-первых, происходит постепенный поворот в сторону признания за агропромышленным комплексом приоритета. Об этом свидетельствует ряд факторных и результативных показателей. Среди них приведем только три:

• опережающий рост инвестиций в сельское хозяйство в целом по экономике страны по отношению к их динамике. В 2006-2007 гг. индекс инвестиций в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (к сожалению, Росстат не выделяет собственно сельское хозяй-

The state program of development of an agriculture, scientific maintenance of the program, the basic tendencies of development, the purpose and the basic directions, the forecast.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАНА 2008-2012 ГГ.: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

(доклад на Пленарном заседании Общего годичного отчетного собрания Российской академии сельскохозяйственных наук)

И.Г. УШАЧЕВ,

вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, академик РАСХН, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, г. Москва

Ключевые слова: государственная программа развития сельского хозяйства, научное обеспечение программы, основные тенденции развития, цели и основные

ство) составил 144%, в то время как в целом по экономике страны он составил 114-121%;

• соотношение цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. В 2007 г. это соотношение по предварительным расчетам составит более единицы (среднегодовой рост цен на сельскохозяйственную продукцию 115%, промышленную продукцию - 110%). Однако это возмещает менее половины потерь от диспаритета, который сложился по итогам только одного 2006 года.

• рост среднемесячной начисленной заработной платы (январь-октябрь) в сельском хозяйстве около 32%, в целом по экономике - примерно 27%. Однако оплата труда в сельском хозяйстве сохраняется по-прежнему в два с лишним раза меньше, чем в среднем по экономике страны.

Значительную роль в изменении ситуации сыграл приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Как следует из материалов Минсельхоза России, по большинству показателей намеченные проектом параметры достигнуты, а по размерам предоставления кредитов существенно превышены по всем трём направлениям: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.

Главное, на наш взгляд, этот проект пробил стену непонимания роли и места АПК и сельского хозяйства в экономике страны как в центре, так и в субъектах Российской Федерации, создал хорошую стартовую площадку для создания условий ускоренного экономического развития агропромышленного комплекса и в этом нельзя не отметить большую роль Министерства сельского хозяйства и его руководства.

Для общей картины можно привести еще несколько позитивных показателей, в частности:

• прирост валовой продукции сельского хозяйства в 2007 г. и к 2006 г. -3,3%;

• собрано на 3,1 млн тонн больше, чем в предыдущем году;

• реализация мяса (на убой) за 2007 г. возросла на 8,6%, производства молока 2,3%;

• произведено пищевой продукции (включая напитки и табак) почти на 6,5% больше, чем в 2006 г.

По последним оценкам, страна экспортирует около 14 млн тонн зерна и выходит на второе место в мире после США, соревнуясь с Канадой. Правда, мы к этому «достижению» относимся неоднозначно, ибо объем концкормов для наращивания продукция животноводства практически не растет.

Конечно, эти показатели еще далеки от необходимо уровня, от той базы, с которой начинались реформы 90-х годов прошлого столетия.

По-прежнему доля сельского хозяйства в расходной части бюджета колеб-

лется около 1%, несмотря на то, что его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет почти 4,4%.

Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства почти в два раза ниже, чем в целом по экономике страны. В результате растёт объем импорта целого ряда основных видов продовольствия. По всей видимости, в 2007 г. он уже приблизился к оценке 27 млрд долл. США. Как и предыдущие два года импорт мяса сохраняется на уровне 2,7 млн тонн.

Экономика большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им осуществлять расширенное воспроизводство, использовать экономические стимулы, предоставляемые государством. Отстает модернизация и техническое обновление отрасли сельского хозяйства. Это связано как с низкой доходностью сельхозтоваропроизводителей, так и состоянием сельскохозяйственного машиностроения.

Все это предопределяет важность и необходимость реализации в полной мере, а еще лучше - опережающими темпами Государственной программы.

2. Цели и основные направления

Государственной программы

В Государственной программе определены три цели:

1) устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

2) повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

3) сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В Программе обозначены пять основных направлений:

- устойчивое развитие сельских территорий, на которое выделено 20% финансовых ресурсов Программы;

- создание общих условий функционирования сельского хозяйства (12%);

- развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства (13%);

- достижение финансовой устойчивости сельскохозяйственного производства (54%);

- регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (1% ресурсов, но значение этого направления неизмеримо выше, ибо от заложенных в нем мероприятий зависят условия получения доходов сельхозтоваропроизводителями).

В целом, консолидированная (федеральная и региональная) поддержка сельского хозяйства составит за 5 лет около 1 трлн 100 млрд руб.

Такие размеры представляются для нас весьма весомыми. Однако надо учитывать, что они еще, во-первых, несоизмеримы с теми объемами поддержки,

Государственная программа

которые оказывают своему сельскому хозяйству развитые страны мира; во-вторых, после длительного периода разрушения производственного потенциала необходимо в сжатые сроки решать неотложные проблемы технической модернизации, восстановления плодородия почв, поголовья скота и, что особенно важно, обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.

Если не решить эти задачи, то создать конкурентоспособное агропромышленное производство будет крайне сложно.

3. Научное обеспечение Государственной программы

В настоящее время стало уже общепризнанным положение о том, что единственным выходом из создавшейся ситуации является переход экономики в целом, так и ее агропромышленного комплекса, сельского хозяйства на инновационную модель развития. Об этом говорил на прошлой неделе на расширенном заседании Госсовета Президент России.

Инновации, как известно, начинаются с научных исследований. Поэтому, прежде всего Россельхозакадемия, наши научно-исследовательские учреждения призваны формировать базу, на основе которой может быть реализована такая инновационная модель развития АПК.

В этом отношении целесообразно выделить два направления:

• первое - участие ученых в научном сопровождении Госпрограммы;

• второе - выработка мер по дополнению и корректировке положений Государственной программы с тем, чтобы она принесла более весомый эффект

На первое место в программе вполне правомерно поставлен раздел по устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения - то есть человек с его нуждами и потребностями, наделенный здоровьем и необходимыми знаниями, мотивированный к сложному, высокопроизводительному труду, без которого невозможно высокотехнологическое производство. Вместе с тем для достижения этой цели, совершенно справедливо провозглашенной в Госпрограмме в качестве приоритетной, недостаточно тех мер, которые предусмотрены Программой.

В связи с этим мы видим свою задачу в исследовании и разработке предложений по следующим направлениям: в перспективе следует ожидать, что переход на индустриальные технологии вызовет, с одной стороны, значительное высвобождение рабочей силы из сельскохозяйственного производства и рост безработицы на селе. Её уровень и сейчас достигает 11%, не считая тех, кто занят в товарных личных подворьях и социально незащищен. С другой стороны, уже сейчас ощущается острый недостаток квалифицированных кадров, способных осваивать эти технологии. Поэтому ученым-экономистам предсто-

ит в дополнение к Государственной программе разработать федеральную и региональные отраслевые программы создания и сохранения рабочих мест в сельской местности, включая несельскохозяйственные виды деятельности, а также Программу по системе непрерывного обучения кадров. Эти Программы должны быть увязаны с задачей повышения производительности труда, темпы которой остаются крайне низкими.

По оценкам отдельных исследователей, отставание России от уровня развитых стран составляет сейчас десять и более раз. Расчеты, проведенные Росстатом за 2003-2006 гг., показывают, что производительность труда в сельском хозяйстве практически не увеличилась, ее рост наблюдался только в 2003 г., по сравнению с 2002 г., который составил 106%. Между тем, за годы реформирования аграрного сектора численность занятых в сельскохозяйственном производстве уменьшилась почти на 6 млн человек (таблица 1).

Но даже этот сильнейший «сброс» трудовых ресурсов позитивно не повлиял на динамику производительности труда в целом по стране, поскольку рабочая сила из отрасли была вытеснена

в ЛПХ, где преобладает ручной труд и, следовательно, наблюдается более низкий уровень его производительности. Правда, за последние годы произошли некоторые положительные сдвиги в сокращении прямых затрат на производство единицы продукции.

В то же время по стране поставлена задача увеличения ее к 2020 году в четыре раза. Видимо, и аграрному сектору необходимо ориентироваться на этот показатель.

Сохраняет свою остроту проблема сельской бедности. За последние шесть лет масштабы ее распространения снизились, но она еще остается массовым явлением, охватывающим 17 млн человек, или 44% сельского населения. Основным фактором сельской бедности является крайне низкая оценка сельскохозяйственного труда. В прошлом году у 1/3 работников сельскохозяйственных организаций заработная плата была ниже МРОТ, а у 53%

- ниже прожиточного минимума. В процессе реализации необходимо будет дополнить Государственную программу специальными мерами по повышению доходов и социальной защите малоимущих сельских семей.

Государственная программа

Остается сложной демографическая ситуация на селе. Численность сельского населения сокращается, что создает угрозу для трудоресурсной базы АПК и выполнения селом не только производственной, но и социальной функции, в том числе как источника пополнения генофонда страны (таблица 2).

Если в дореформенный период основным фактором сокращения численности сельского населения был миграционный отток, то, начиная с 1992 года -это естественная убыль, которая выросла с 30 тыс. до 230 тыс. человек в 2006 г. В целом же, за последние 15 лет село в порядке естественной убыли потеряло 3,5 млн человек. Поэтому нам следует предложить для села дополнительные преференции.

Большое значение для эффективной реализации Госпрограммы имеет создание более благоприятных общих условий функционирования сельского хозяйства. В числе этих условий определены:

- пролонгация до 2012 года ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв...»;

- создание системы государственного информационного обеспечения АПК, ресурсами которой могут пользоваться на бесплатной основе сельхозтоваропроизводители,

- активизацию участия в формировании и реализации аграрной политики союзов и ассоциаций сельхозтоваропроизводителей.

Особо необходимо остановиться на проблеме восстановления и повышения плодородия почв. Их состояние вызывает самую серьезную озабоченность. Одна четвертая часть земли охвачена водной и ветровой эрозией, каждый пятый гектар - это засоленные и солонцеватые почвы. Вынос питательных веществ из почвы с урожаем многократно превышает их внесение с удобрениями.

В то же время финансирование мероприятий по ФЦП «Плодородие» не отвечает потребностям и не обеспечивает условий повышения продуктивности земель. Более того, продолжается процесс деградации земель.

Здесь необходима переориентация рынка минеральных удобрений на отечественного производителя в объеме 45 млн т в д.в. в год.

Прогнозируемое в стране производство зерна в объеме 100-120 млн т и достижение урожайности зерновых 3 т/ га невозможно без коренного агротех-нологического переоснащения агропромышленного комплекса России. Ученые-земледелы вносили предложения по технологической модернизации земледелия России, но, к сожалению, они не нашли отражения в Программе.

В научном обеспечении реализации Программы по вопросам земледелия представляется наиболее важным:

- проведение мониторинга агроэко-логического состояния земель сельскохозяйственного назначения на основе современных методов картографирова-

Таблица 1

Среднегодовая численность работников сельскохозяйственных организаций Минсельхоза России, тыс. чел.

Вид деятельности Численность по годам 2006 г. в % к 1990 г.

1990 г. 2006 г.

тыс. чел. в % к общей численности тыс. чел. в % к общей численности

Работало в сельхозорганизациях, всего 9530,9 100 2323,5 100,0 24,4

в том числе:

в сельскохозяйственном производстве 7939,1 83,3 2059,0 88,6 25,9

из них:

постоянные рабочие | 6483,41 68,0 | 1557,6 | 67,0 | 24,0

в том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трактористы-машинисты 1420,0 14,9 365,7 15,7 25,7

рабочие животноводства 2663,7 27,9 514,3 22,1 19,3

Сезонные и временные рабочие 490,2 5,1 123,5 5,3 25,2

Служащие, в том числе: 965,4 10,1 377,9 16,3 39,1

руководители 283,8 2,9 111,3 4,9 39,2

специалисты 524,2 5,5 218,9 9,4 41,8

Занято в отраслях несельскохозяйственного производства 1591,8 16,7 264,5 11.4 16,6

Таблица 2

Изменение численности сельского населения Российской Федерации,

тыс. чел.

Год Изменение ( +,-) за год за счет: Численность населения на конец года

общего прироста в том числе:

естественного прироста миграционного прироста

1980 -421,2 107,5 -485,3 41280,0

1990 -58,0 88,0 -72,6 38868,7

1995 -113,7 -211,7 96,2 39981,0

2000 -238,7 -274,2 -2,6 39231,9

2006 -206,2 -230,4 -28,1 38442,5

ния, данных глобального позиционирования, аэрокосмических съемок, использования ГИС-технологий;

- методологическое обеспечение аг-роэкологической, кадастровой оценки земель, проектирования систем земледелия на ландшафтной основе и агротехнологий различного уровня интенсификации;

- научно-обоснованная разработка системы мер по возврату в сельскохозяйственное производство и консервации земель, выбывших из оборота;

- прогноз уязвимости агросферы в условиях меняющегося климата, оценка рисков аномальный условий для сельскохозяйственного производства и деградации земель;

- развитие исследований по проблемам биотехнологии использования микробного потенциала агроценозов на основе молекулярной биологии и нанотехнологии;

- усовершенствование технологических приемов ведения сельскохозяйственного производства на территориях, подвергшихся техногенному загрязнению.

Однако решить такие проблемы, эти мегапроекты, возможно лишь при консолидации средств бюджетов Минсель-хоза и Россельхозакадемии при участии РАН, Росгидромета, ученых ВУЗов, ГВЦ МСХ РФ и других организаций.

Особое значение при этом мы придаем сохранению и расширению площадей мелиорированных земель, доля которых в общей площади пашни в целом по Российской Федерации должна составить не менее 8%.

Институты Отделения мелиорации имеют достаточные заделы по разработке новых технологий и технических средств мелиорации земель. С привлечением ведущих ученых российских вузов и специалистов Минсельхоза России они уже подготовили Концепцию мелиорации сельскохозяйственных земель в России.

В Государственной программе в качестве приоритетного направления развития АПК выбрано животноводство. Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, в научном обеспечении реализации Программы в этой области необходимы:

- разработка и реализация программы по развитию мясного скотоводства;

- создание крупных селекционно-гибридных центров в свиноводстве и птицеводстве на базе существующих племенных заводов;

- разработка современных методов племенной работы в животноводстве на основе лучших мировых и отечественных генетических ресурсов;

- разработка на основе достижений нанобиотехнологии, ДНК-технологий, селекции, информатики и других наук, принципиально новых приёмов и методов совершенствования пород и типов сельскохозяйственных животных, птиц и рыб, обеспечивающих значительное

увеличение генетического потенциала;

- разработка новых ресурсосберегающих технологий и модернизация скотоводства, свиноводства, овцеводства и птицеводства (тиражирование новых технологий производства и способов его эффективной организации) с целью увеличения производства мяса и удовлетворения потребности в нём населения страны;

- создание новых вакцин, диагнос-тикумов и лечебно-профилактических препаратов на основе генной инженерии против болезней животных;

- разработка и утверждение отраслевой целевой программы «Неотложные меры профилактики и борьбы с лейкозом крупного рогатого скота в племенных хозяйствах Российской Федерации»;

- развитие отраслей животноводства: оленеводства, табунного коневодства, яководства и других с учетом национальных традиций в субъектах Российской Федерации;

- разработка отечественных стандартов и технических регламентов на все виды продукции животноводства;

- принятие программы по производству высокопротеиновых и высокоэнергетических компонентов (зерна, бобовых культур и кукурузы) для комбикормов.

Наиболее важными задачами ученых в научном обеспечении раздела Программы по растениеводству является повышение его ресурсоэнергоэко-номичности, природоохранности, надёжности (экологической устойчивости) и рентабельности. При этом в качестве приоритетных выбраны следующие направления: селекция и элитное семеноводство, производство рапса, льноводство, закладка многолетних насаждений.

Ученые-растениеводы наметили широкую программу участия в научном обеспечении Государственной программы. Мне бы хотелось сказать о финансовой поддержки исследований в этой отрасли. Речь идет об увеличении числа и объемов финансирования грантов и поддержке селекционных центров по растениеводству. Для восстановления и развития их материально-технической базы (фитотроны, высокоточное оборудование, теплицы, малогабаритная техника) требуется целевое финансирование из федерального бюджета.

Кроме этого ученые-растениеводы намерены разработать с использованием нанобиотехнологий, ДНК-технологий, генетики, иммунитета, интрогрессивной гибридизации и других современных методов, принципиально новые адаптивные высокопродуктивные сорта и гибриды зерновых, садовых культур, льна-долгунца и винограда с повышенной устойчивостью к биотическим и абиотическим стрессорам, а также эффективные технологии семеноводства сельскохозяйственных культур нового поколения, зональные технологии производства продовольственного и растительного сырья на основе принципов адаптивно-ландшафтного

Государственная программа

земледелия, прецизионного (точного) использования природных и антропогенных ресурсов.

Среди основных направлений деятельности растениеводов также значится разработка целевой программы по развитию зернового производства, предусматривающей увеличение сборов продовольственного и кормового зерна до 2012 г. в объеме 100-105 млн тонн, а также освоение высокоточных (прецизионных) технологий возделывания сельскохозяйственных культур.

Современное состояние льняного сектора экономики страны характеризуется, как кризисное. Площади посева культуры сократились к настоящему времени более чем в четыре раза, что привело к уменьшению объемов производства льносемян в 4,5, льноволокна - 2,5, льняных тканей - 5 раз.

Затраты на возделывание льна-долгунца превышают стоимость получаемой льнопродукции, в результате чего ее производство является не рентабельным.

Физически устарела и на 70-80% выработала свой ресурс материально-техническая база льноводства, не позволяющая обеспечить производство конкурентоспособной по цене и качеству продукции льна-долгунца.

Повышение эффективности производства и конкурентоспособности льнопродукции является важнейшей государственной задачей ученых Россельхозакадемии и научно-исследовательских учреждений. На ее успешное решение направлена реализация Государственной программы развития сельского хозяйства.

Для эффективного решения этих задач предприятиям льняного комплекса должен быть обеспечен более свободный доступ к кредитным ресурсам. С этой целью следует упростить процедуру оформления залогового обеспечения.

Объем производства сельскохозяйственной продукции прямо связан с технической оснащенностью сельских товаропроизводителей по всему основному перечню сельхозмашин и оборудования. Так, обеспеченность по тракторам в 2006 г. к уровню 1990 г. снизилась в 2,9 раза, по зерноуборочным комбайнам - в 3,5 раза, по кормоуборочным - в 4,1 раза и т.д. При этом предприятия сельскохозяйственного машиностроения сократили выпуск тракторов в 19,5 раз, зерноуборочных комбайнов - в 9,5 раз, кормоуборочных комбайнов - в 14 раз, плугов - в 66 !!! раз и далее аналогично по всем видам сельскохозяйственной техники (таблица 3).

Вследствие этого, существенно возросла нагрузка на каждую оставшуюся в строю сельхозмашину: по тракторам - в 2 раза, по сравнению с 1990 г. (до 198 га), по зерноуборочным комбайнам - в 1,7 раза (до 260 га), на кукурузоуборочным комбайнам - в 2,8 раза (до 220 га) и т.д.

Таблица 3

Производство основных видов сельскохозяйственной техники

1990 г. 2000 г. 2007 г. (оценка)

Т ракторы, тыс. шт. 214,0 19,2 13,5

Зерноуборочные комбайны, тыс. шт. 65,7 5,2 7,2

Кормоуборочные комбайны, шт. 10118 535 818

Доильные установки 30,7 0,5 651

Следует отметить, что аналогичные показатели по нагрузке за рубежом значительно ниже, чем в нашей стране. Так, в США нагрузка на один трактор составляет 38 га пашни, во Франции - 14 га, в Канаде - 63 га. Такая же ситуация складывается и по другим видам техники. У нас же значительная часть сельхозмашин и оборудования продолжает работать на полях и фермах, выработав весь ресурс сверх амортизационных сроков.

В 2006 г. доля отечественных предприятий на внутреннем рынке сельскохозяйственных тракторов составила лишь 19,9%, доля белорусских тракторостроителей (МТЗ) - 63,7%, украинских (ХТЗ, ЮМЗ) и других стран СНГ -5,5%, фирм дальнего зарубежья - 10,9%.

Необходимо отметить, что объемы поставок западной техники возрастают от года к году, и в отдельных секторах рынка западная техника уже занимает доминирующее положение. Это относится, в первую очередь, к сектору энергонасыщенных тракторов, производство которых в России практически отсутствует.

Для обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий тракторостроения необходимо значительно расширить номенклатуру выпускаемых тракторов и поставить на производство ряд новых моделей.

Количественные параметры обновления парка сельскохозяйственных тракторов заложены в принятой Государственной программе развития сельского хозяйства. Однако проведенные расчеты не позволяют утверждать о возможности выполнения поставленной задачи в ближайшие пять лет, поскольку их выбытие к 2012 г. составит не менее 270 тыс. единиц, и парк тракторов в этом случае сократиться до 380 тыс. шт. в 2012 г.

Для того, чтобы парк тракторов достиг численности, соответствующей технологической потребности для производства 100 млн т зерна и обработки 90 млн га пашни, требуется 820 тыс. тракторов при максимальном возрасте тракторов в парке не более 13 лет. Одновременно необходимо решать проблему подготовки дополнительных кадров механизаторов в течение этого периода. Такое обновление парка тракторов может дать ощутимые результаты для сельскохозяйственного производства страны на длительную перспективу

Рост спроса на технику ведущих за-

рубежных фирм в настоящее время -это объективно обусловленная тенденция. Она прекратится лишь тогда, когда качество продукции отечественного сельскохозяйственного машиностроения станет сопоставимым с качеством поставляемой на российский рынок продукции таких фирм, как «Джон Дир», «Кейс-Нью Холланд» и им подобным, при равных или более низких ценах.

Задачи подобного масштаба должны, по нашему мнению, решаться во взаимодействии бизнеса и власти. В частности, следовало бы, на наш взгляд, распространить на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение практику субсидирования части затрат на уплату процентов по инвестиционным проектам, полученным машиностроительными предприятиями для технологического перевооружения и освоения производством приоритетных машин современного технического уровня.

Вместе с тем не можем не отметить, что Минсельхозом России, Минпромэ-нерго России, Россельхозакадемией, Союзагромашем неоднократно вносились предложения по сокращению отставания отечественного сельхозмашиностроения от мирового: принято Постановление Правительства РФ «О мерах по дальнейшему развитию отечественного сельхозмашиностроения» (2006 г.); решены некоторые вопросы финансирования НИОКР, субсидирования кредитов на закупку техники, введены таможенные пошлины на отдельные виды зарубежной техники и оборудование и др.

Что касается пищевой и перерабатывающей промышленности, то в настоящее время переработка сельскохозяйственной продукции осуществляется на 24,3 тыс. предприятиях, представляющих более 30 подотраслей, в том числе 4400 крупных и средних; при этом на многих предприятиях технический уровень крайне низок.

Механизация труда по отраслям пищевой промышленности составляет 4060%, более половины трудоемких операций выполняется вручную. Лишь 8% действующего оборудования работает в режиме автоматических линий. Во многом, вследствие низкого технического уровня отечественных производств, производительность труда на них в 2-3 раза ниже, чем на аналогичных предприятиях развитых стран.

Из 6620 наименований оборудования, необходимого для обеспечения со-

Государственная программа

временного уровня производства и конкурентоспособности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в России производится только 2307. При этом лишь 19% из них отвечает мировому уровню. То есть за счет отечественного машиностроения предприятия могут оснаститься, даже не самым современным оборудованием, только на 35%. В результате, здесь мы находимся в полной зависимости от зарубежных фирм.

При существующем мировом разделении труда нет необходимости, да и экономически нецелесообразно, производить весь перечень оборудования в стране, но основные, линии и машины следует производить у себя. Не может такая огромная страна, как наша, зависеть от импорта не только продовольствия, но и пищевого оборудования. Поэтому следует разработать в самые сжатые сроки и приступить к реализации Федеральной программы по воссозданию отрасли сельскохозяйственного машиностроения и оборудования для пищевой промышленности. Целесообразно образовать Государственную корпорацию по тракторному и сельскохозяйственному машиностроению с установлением государственного заказа на выпуск техники и оборудования для АПК. Развитие сельскохозяйственного машиностроения следует осуществлять на принципах государственно-частного партнерства.

Ученым-экономистам предстоит существенно усилить научные исследования в связи с реализацией Государственной программы по проблемам агропродовольственного рынка и рыночных отношений. К сожалению, в Государственной программе этот раздел ограничивается, преимущественно, закреплением действующих механизмов его функционирования - это мягкое регулирование рынка зерна путем закупочных и товарных интервенций; по сахару и мясу - на основе тарифнотаможенных мер.

В качестве целевых индикаторов регулирования рынка зерна выступают: общий объем реализации зерна, экспорт и залоговые операции; по рынку мяса -удельный вес импорта в общих его ресурсах; по сахарной свекле - удельный вес сахара, произведенного из отечественного сырья.

В 2007 году на мировом рынке произошел резкий скачок цен на зерновые культуры. Основными причинами для этого стали: рост населения земли, увеличение платежеспособного спроса со стороны Китая, Индии и Индонезии, где проживает 1,6 млрд человек, а также все большее использование зерна на производство биотоплива. Это привело к постоянному снижению мировых запасов зерна, производство не успевает за растущим спросом, что вызвало двукратный рост цен.

Рост мировых цен сказался и в России, поскольку за последние несколько

лет наша страна вошла в пятерку крупнейших мировых экспортеров, успешно потеснив на рынках Среднего Востока США, Канаду, Австралию и Аргентину.

Благодаря общей мировой конъюнктуре и тем фундаментальным факторам, которые явились причиной и базисом для образования нынешней конъюнктуры на зерновые культуры, Россия получила определенный шанс и стимулы для расширенного воспроизводства зерна, которого хватит не только для внутреннего потребления, но и на экспорт. Нигде в мире 35 млн гектар «гуляющих» сель-хозземель нет - это наш резерв и мы просто обязаны его использовать.

Невозможно реализовать высокоэффективные технологии без современной техники, без широкого применения средств химизации. С 1994 года производство удобрений устойчиво растет, а вот потребление их в России практически стоит на месте. При этом конкурентоспособность отечественных российских удобрений на мировых рынках обусловлена целым рядом факторов и, прежде всего, «правилами игры», которые создало государство. Так, цены на природный газ составляют порядка 60% в себестоимости азотных удобрений. Поставляется этот газ на российские предприятия по внутренним ценам, а удобрения на внешний рынок поступают по мировым ценам.

Помимо этого на экспортируемые удобрения возвращается НДС, сырье для их производства перевозится первым тарифным классом грузоперевозок, который в среднем на 40% дешевле, чем перевозки сельхозпродукции, включая зерно. В результате мы получили условия и «правила игры», по которым нет никакого экономического смысла вкладывать эти удобрения в отечественную землю.

Исходя из этого, ученым предстоит разработать систему доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к бюджетным средствам, основой, которого должно стать соблюдение технологических критериев и параметров производства. Целесообразно отказывать в поддержке через субсидирование поставок средств химизации и техники тем, кто нарушает севообороты и технологию, то есть фактически убивает землю. Необходимо государственное стимулирование расширения производства зерна, как и других сельскохозяйственных культур. Для этого целесообразно ввести выплаты за каждый гектар введенных в оборот посевных площадей. Система мер государственного воздействия должна включать в качестве одного из элементов механизм закупочных интервенций в сочетании с залоговыми операциями.

Россия потребляет в среднем 5,65,8 млн т сахара в год. Эти ресурсы формируются за счет трех источников: собственного сахара, произведенного из отечественной сахарной свеклы; сахара, выработанного из импортного трос-

тникового сахара-сырца и импортного готового белого сахара, в основном, из стран СНГ, и в подавляющей части (свыше двух третей к общему количеству импортируемого белого сахара) - из Республики Беларусь.

Импорт сахара-сырца ежегодно в среднем составляет от около 2,5 млн т, а также 300 тыс. т белого сахара из стран СНГ.

После принятия Правительством России мер по защите внутреннего рынка сахара путем введения переменной шкалы импортной пошлины в 2004 году внутреннее производство сахара выросло с 1,5 млн т до 3,25 млн т, что составляет 56% от общего потребления сахара в стране. В 2007 году под свеклой было занято 1 млн га посевных площадей и, несмотря на неблагоприятные погодные условия, будет произведено 3,1 млн т сахара.

За последние годы рынок сахара консолидировался. Из 92 сахарных заводов, работающих в конце прошлого века, сегодня в числе действующих осталось 79. Сахарные заводы сами стали участвовать в формировании собственной сырьевой зоны, начался процесс модернизации заводов направленный на увеличение производственных мощностей.

В перспективе до 2020 года можно говорить, что внутреннее производство сахара из сахарной свеклы может быть увеличено до 75% его производства и потребления (в Программе развития АПК до 2012 года обозначена цифра 67%).

Для решения этой задачи мы предполагаем следующие меры, которые могли бы быть рассмотрены уже сегодня:

- продолжение политики государственного регулирования импорта сахара и сахара-сырца в Россию как реального фактора стабилизации внутреннего сахарного режима и обеспечения продовольственной безопасности России по сахару;

- установление жестких мер контроля за поступлением сахара из стран СНГ, учитывая то, что ряд из них имеют отличные от России импортные пошлины на сахар и сахар-сырец;

- разработка и утверждение прогнозных балансов спроса и предложения;

- участие в саморегулировании производства сахара путем определения квот на его производство из сахарной свеклы и сахара-сырца;

- сертификация производства;

- запрет на переработку сахарной свеклы на давальческих условиях;

- выравнивание налоговых уровней платежей между переработчиками и производителями сельхозпродукции;

- производство сушеного гранулированного свекловичного жома (производственный потенциал до 2,5 млн т -на экспорт, внутреннее потребление для животноводства).

- субсидирование производства высокоурожайных районированных семян сахарной свеклы с высокими показателями сахаристости и устой-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная программа

чивости к болезням.

В системе товародвижения живого скота, мяса и мясопродуктов до последнего времени сохраняется многозвенность перепродаж, недобросовестная конкуренция, слабое развитие деятельности организующих структур (товарных бирж, оптовых продовольственных рынков), неоперативностью и недоступность для всех участников торговли информации о конъюнктуре рынка и др. Определяющей фигурой на продовольственном рынке страны является неорганизованный торговый посредник, который в условиях слабого участия государства в создании недостающей рыночной инфраструктуры и ее регулировании устанавливает свои, выгодные для него, «правила игры».

Сложными остаются отношения товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями при расчетах за реализуемый и закупаемый скот, что связано с несовершенством стандартов. Используемые стандарты разработаны 20-30 лет назад, в настоящее время они не отвечают ни новым рыночным отношениям, ни международной практике.

В целом можно констатировать, что развитие оптово-розничной торговли на рынке животноводческой продукции страны проходит стихийно, без анализа и прогноза последствий этого процесса со стороны государства, при слабом использовании им правовых, организационных и экономических мер регулирования.

Исходя из ситуации, сложившейся в отечественной системе торговли животноводческой продукцией, сырьем и продовольствием, в концептуальном плане ее развитие должно быть направлено на структурную перестройку товародвижения в следующих направлениях:

- формирование организованных конкурентных каналов продвижения животноводческой продукции от производителей до розничной торговли; освоение ею новых прогрессивных форм и механизмов торговли;

- обязательное государственное регулирование и поддержка;

- сочетание государственного регулирования и саморегулирования.

Структура организованной торговли животноводческой продукцией, сырьем и продовольствием должна складываться из реализации продукции через мясные биржи; оптовые продовольственные рынки, распределительные центры, торговые сети и т.д.; конкурсные закупки продукции государством для формирования федерального фонда (государственного материального резерва, оперативного резерва правительства, для продовольственного обеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, региональных и муниципальных продовольственных фондов); поставки продукции по прямым связям с перерабатывающими предприятиями, предприятиями общественного питания, торгово-розничными сетями;

реализации продукции через заготовительные и снабженческо-сбытовые кооперативы.

Все эти организованные формы торговли животноводческой продукцией будут способствовать вытеснению с рынка недобросовестных посредников, повышению заинтересованности всех субъектов рынка в объединении финансового и экономического потенциала для обеспечения эффективного функционирования рынка животноводческой продукции.

Если говорить об агропродоволь-ственном рынке в целом, то нам предстоит проработать вопросы развития его инфраструктуры, имея в виду освобождение от излишних посредников, проведения мониторинга за ценами и выработки механизмов их регулирования, стимулирования создания широкой кооперации в реализации сельскохозяйственной продукции, таможенно-тарифного регулирования, особенно в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Это относится и к рынкам мяса, сахара и другим сегментам продовольственного рынка.

Также нам потребуется принять участие в разработке ряда нормативно- правовых актов, в том числе закона «О регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», уточнении антимонопольного законодательства, принятии решения Правительства Российской Федерации по вопросу о залоговых операциях, изменении порядка и механизма осуществления закупочных и товарных интервенций, закупок для государственных нужд и ряд других.

Одновременно федеральным органам управления предстоит вместе с учеными сформировать новую систему индикативного планирования и прогнозирования, разработки балансов с тем, чтобы обеспечить стабильность национального агропродовольственного рынка и экономики страны, а также меры по адаптации отечественных сельхозпроизводителей к условиям ВТО.

Ученым-экономистам для реализации задач, поставленных Государственной программой, необходимо совершенствование экономических отношений в АПК страны. Как уже указывалось, недостаточность и неполнота экономических механизмов для ее осуществления, могут стать основными рисками в достижении заявленных целей на период до 2012 года.

Одним из наиболее узких мест будет оставаться в целом низкая доходность сельскохозяйственного производства. Если даже общая масса прибыли в сельскохозяйственных организациях достигнет 100 млрд руб., то это будет лишь в среднем по 4-4,5 млн руб. в расчете на одно хозяйство, или примерно 6-6,5 млн руб. на одно прибыльное хозяйство. Очевидно, на такие средства в современных условиях обеспечивать устойчивый экономический рост будет невозможно, какие бы льготные усло-

вия получения кредитов и использования лизинга не были предусмотрены. К тому же в Госпрограмме предусмотрено, что 30% сельскохозяйственных организаций будут убыточными.

Поэтому, по нашему мнению, эконо-мистам-аграрникам необходимо дополнительно изучить вопрос о выработке таких условий функционирования АПК, когда основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей при среднем уровне хозяйствования могла бы получать доходы, достаточные для использования преимуществ кредитной системы и других экономических инструментов, устойчиво вести производство, приближаться к размеру оплаты труда, равной ее среднему уровню по экономике страны.

Особое значение в работе наших отраслевых и экономических институтов будет уделено совершенствованию ценовых отношений.

Крайне важной проблемой мы считаем необходимость разработки экономических стимулов, которые способствовали бы более рациональному размещению и специализации сельскохозяйственного производства по территории страны. Анализ показывает, что это может обеспечить существенную экономию расходов ресурсов как для отдельных товаропроизводителей, так и государства в целом.

Необходимо вернуться к вопросу о предотвращении массового банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей. За последние четыре года эту процедуру прошли около 20 тыс. сельскохозяйственных организаций, а некоторые - даже не однажды. В таких условиях организовать стабильно развивающееся производство невозможно, какие бы организационно-правовые формы не преобладали в отрасли. Примером того может быть один из показателей, согласно которому из 280 тыс. созданных за годы реформ крестьянских хозяйств в настоящее время лишь 126 тыс., или менее их половины, занимаются сельскохозяйственным производством.

Следует также продолжить исследования по выработке условий повышения доступности кредитов - как краткосрочных, так средне- и долгосрочных, лизинга, налогообложения, особенно в целях стимулирования инвестиций в аграрный сектор, системы страхования природных, производственных и рыночных рисков. В этой сфере предстоит сделать еще очень многое, так как почти 3/ 4 сельскохозяйственных организаций из-за низких доходов не в состоянии использовать действующие экономические механизмы.

В целом следует сказать, что, несмотря на то, что выделенные финансовые ресурсы представляются значительными, они не способны коренным образом изменить ситуацию. Более того, в 2009-2010 гг., как следует из показателей федерального бюджета, с учетом

Государственная программа

инфляции их существенного роста не предвидится.

4. Варианты прогноза на перспективу

Сценарные условия развития экономики страны на предстоящий прогнозный период формируются, исходя из стратегической цели, которая определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России, октябрь 2007 г.) как «превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран».

При этом в ней поставлены задачи повышения благосостояния граждан, укрепление национальной безопасности, динамичное развитие экономики в долгосрочной перспективе.

Сценарные условия на предстоящие пять лет, то есть на базовый период для перехода к формированию и развитию АПК нового инновационного качества, определены Государственной программой.

В то же время фактором, который негативно скажется на экономических возможностях АПК, станет завершение либерализации рынков энергоресурсов, в т.ч. электроэнергии и газа. В предстоящий период предстоит вступление России в ВТО, что усилит конкуренцию на внутреннем продовольственном рынке и будет сдерживать наращивание отечественного производства сельскохозяйственной продукции.

В связи с этим для АПК реальным является рассмотрение двух сценариев его развития в период до 2020 г.:

первый - в условиях реализации Государственной программы с сохранением ее базовых условий функционирования АПК до 2020 г.;

второй - в условиях реализации Государственной программы до 2012 г. с коренным улучшением социально-экономических условий функционирования АПК в 2013-2020 гг., имея ввиду:

• улучшение экономических отношений в целях повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• технико-технологическую модернизацию сельского хозяйства, обеспечивающую повышение производительности труда;

• стимулирование восстановления посевных площадей и поголовья скота и птицы;

• существенное увеличение вложений в развитие инфраструктуры рынка;

• разработку и осуществление мер по коренному улучшению условий жизни в сельской местности;

• восстановление и развитие отраслей, обеспечивающих агропромышленное производство материально-техническими ресурсами;

• совершенствование инвестиционной политики;

• стимулирование развития коо-

Государственная программа - Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения

перации и интеграции.

По первому варианту прогноза прирост валовой продукции сельского хозяйства согласно ориентировочным расчетам составит в 2020 г. (к 2006 г.) примерно 1,6 раза, что будет недостаточно для решения задач ускоренного развития АПК.

По второму (инновационному) варианту при росте валовой продукции в 2020 г. в 2-2,1 раза представляется возможным, в основном, обеспечить достижение целей аграрной политики на этот прогнозный период.

При этом варианте валовой сбор зерновых культур к 2020 г. может достичь 115-120 млн т, производство мяса

- 11-12 млн т в убойном весе, а доля его импорта снизится до 15% против 38% в 2006 г.

Поскольку в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» предполагается систематическое составление и доведение до товаропроизводителей прогнозов различного временного периода, было бы целесообразно создать при Минсельхозе России или в Россельхоза-кадемии Центр по разработке прогнозов, который привлекал бы для этих целей усилия многих наших научных учреждений и других организаций, занимающихся этой проблемой, что позволило бы повысить качество и достоверность таких прогнозов.

5. Организация работы по научному обеспечению Государственной программы

Реализация Государственной программы потребует осуществления ряда организационных мер. Остановлюсь лишь на немногих из них.

Совершенствование системы образования и повышения квалификации уп-

Непродуманные реформы превратили сельское хозяйство в неплатежеспособную систему, практически остановили воспроизводственный процесс в отрасли, парализовали деятельность транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, ряда других отраслей, поставляющих селу свою продукцию. Говорят, что «отклонения от обычая считаются отклонениями от разума». Наши реформаторы отказались от российских обычаев и без всякой нужды старались внедрять чужие модели экономического развития. Потому-то чужие обычаи крайне трудно приживаются, а это значит, что в таких ре-

равленческих и рабочих кадров. Принимавшиеся до настоящего времени решения не позволяли изменить ситуацию в обеспечении отрасли квалифицированными кадрами. Более того, их отток из сельской местности продолжается. Это большая комплексная проблема, требующая специального обсуждения и выработки дополнительных мер организационного, экономического и социального характера. Следует расширить систему грантов для молодых ученых, создать фонды их поддержки в институтах с тем, чтобы устранить этот «провал» в составе научных исследователей, сложившийся в последние 15 лет.

Нам крайне важно перейти к реальной интеграции сельскохозяйственной науки и образования. Дело здесь не только в нежелании и пассивности НИИ и вузов, но и в их экономических возможностях для такой интеграции, решении ее правовых вопросов.

Необходимо расширение использования экономико-математических методов и моделирования в исследованиях.

Особое внимание следует уделить совершенствованию управления агропромышленным производством. Слабость управления в АПК страны известна. В какой-то мере ее преодоление нашло отражение в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства».

Однако остаются проблемы формирования вертикали управления, взаимоотношения министерств, ведающих вопросами АПК на федеральном уровне, роли и возможностей местных органов самоуправления, порядка взаимодействия с союзами и ассоциациями и многие другие.

Необходимо проработать систему освоения достижения науки в производ-

формах не было надобности. С.Цвейг писал: «Каждый шаг эпохи требует подготовки, каждое подлинное событие созревает исподволь». В России реформы проводились кавалерийским наскоком.

В чем же причина? Почему в других странах реформы приводят к быстрому экономическому росту, резкому улучшению жизненного уровня населения, а у нас - к развалу страны, обнищанию народа? Китайская экономика, например, с 1978 г. прирастает, в среднем по 10% в год. За 30 лет экономический потенциал этой страны увеличился в 15 раз, объем ВВП в 2006 году достиг 2,7 трлн долл., или более чем по 2000 долларов

ство, возможность формирования научно-производственных систем.

Механизм реализации Государственной программы

В настоящее время в Россельхоза-кадемии подготовлен проект плана ее участия в реализации Государственной программы.

Одновременно Минсельхоз России завершил работу над планом (сетевой график) по ее осуществлению и подготовил весьма подробный документ. Необходимо использовать этот документ для уточнения научного обеспечения Государственной программы, получить от научных учреждений и учесть их предложения по участию в этой работе в регионах и в ближайшее время принять такой план мероприятий на Президиуме РАСХН.

Представленный доклад не смог охватить все стороны масштабной работы, которую предстоит проводить Президиуму Россельхозакадемии, научным учреждениям по реализации Государственной программы.

В докладе нам не удалось затронуть еще ряд научных проблем аграрного сектора. К ним, в частности, относятся проблемы земельных отношений, организационно-правовых основ функционирования агрохолдингов, вопросов экологизации и ряд других, которые также требуют своего разрешения.

Я не сомневаюсь в том, что ученые-аграрники приложат все силы, чтобы намеченные мероприятия в Госпрограмме и те положения, которые были высказаны Президентом страны на последнем расширенном заседании Государственного совета, были реализованы и способствовали устойчивому социальноэкономическому росту АПК.

Пошли по шерсть, а вернулись стрижеными (пословица)

на каждого жителя. За 80-е годы ВВП в расчете на душу населения увеличился с 250 до 500 долларов, за 90-е - с 500 до 1000 долларов, т.е. на удвоение ВВП требовалось десять лет. Третье удвоение

Agrarian reform, the basic preconditions of reforming, peasantry, authority, state policy in agrarian sphere.

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ЕЕ ИТОГИ: ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМ

В.В. МИЛОСЕРДОВ, академик РАСХН, г. Москва

Ключевые слова: аграрная реформа, основные предпосылки реформирования, крестьянство, власть, государственная политика в аграрной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.