Шутьков А. А.
академик РАН, профессор Национального института бизнеса
РЕСУРСНО-ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
Ключевые слова: аграрная политика, ресурсы, техническая оснащенность, инновации, продовольственная безопасность, программа, импортозамещение.
Проблема продовольственной безопасности и необходимости импортозамещения для науки не является неожиданной. За годы современной аграрной реформы коллективами ученых Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, рядом других научных учреждений и автором предлагались организационно-экономические механизмы развития агропромышленного комплекса, направленные на интенсификацию. Разрабатывались предостерегающие прогнозы, которые, к сожалению, подтвердились. Ныне объемы производства сельскохозяйственной продукции (несмотря на некоторую динамику роста за последние годы) оказались на уровне более чем 40-летней давности, о чем свидетельствуют статистические данные по России за 1970-2015 годы:
- в области земледелия: посевная площадь сельскохозяйственных культур сократилась с 121,9 до 79,3 млн. га. (на 35%). Производство зерна уменьшилось с 107,4 до 104,8 млн. т (на 2,4%);
- в области животноводства: поголовье крупного рогатого скота снизилось с 51,6 до 19 млн. голов (в 2,7 раза), в том числе коров с 20,6 до 8,4 млн. голов (в 2.4 раза), свиней - соответственно с 33,2 до 21,5 млн. (в 1,5 раза), овец и коз с 67,0 до 24,9 млн. голов (в 2,7 раза). Производство молока уменьшилось с 45,4 до 30,8 млн. т (в 1,5 раза). На порядок ниже оказалось производство мяса, яиц и шерсти;
- в материально-технической сфере: обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей тракторами снизилась с 1227,8 до 233,6 тыс. шт. (в 5,2 раза), комбайнами зерновыми с 370,8 до 61,4 тыс. шт. (в 6 раз).
С этим связана потеря нашей страной продовольственной независимости. Парадоксально, что Россия, обладая огромными природными, земельными и водными ресурсами, крупным научным потенциалом ныне не в состоянии обеспечить население страны основными продуктами питания отечественного производства. В 2015 году несмотря на принятие в ответ на санкции Запада эмбарго по ввозу продовольственных товаров в отношении ряда стран импорт продовольствия продолжается, составляя в истекшем году около 30% к потреблению населением. За 1992-2015 годы импорт продуктов питания мяса возрос с 334 до 997 тыс. т (в 3 раза) молока и сливок сгущенных с 46 до 181 тыс. т (в 3,9 раза), картофеля с 142 до 687 тыс. т (в 4,8 раза). Значительно увеличился ввоз овощей, фруктов, семенного материала, сельскохозяйственной техники. В целом за эти годы импорт только основных продовольственных товаров возрос с 9,6 млрд. долл. США до 22,2 млрд. или в 2,3 раза.
Сегодня предприятия и объединения агропромышленного комплекса, и его основного звена - сельского хозяйства - функционируют в весьма сложной обстановке. На внешние факторы - санкции и антисанкции, кризис мировой финансовой системы - наложились внутренние - серьезные перекосы в экономических отношениях, диспропорции в развитии отраслей, высокий уровень инфляции, старение основных фондов, спад производства.
Утрата Россией продовольственной независимости вследствие просчетов в использовании ресурсного и инновационного потенциалов, ориентации в экономической политике органов власти на крупномасштабный импорт продовольственных товаров потребовала принятия Правительством антикризисных мер по импортозамещению основных видов продуктов питания. Сегодня эта проблема обострилась действиями западноевропейских стран и США в связи с событиями на Украине, проявившимися в санкциях на технику и технологии, деятельность финансовых институтов и во встречном эмбарго России на импорт ряда продовольственных товаров, в усилении конкурентной борьбы на внешнем рынке.
Анализ показывает, что за последние годы в отношении агропромышленного производства принято множество федеральных законов, программ, доктрин, стратегий и других нормативных документов. Однако большинство из них носят декларативный характер и имеют низкий уровень финансового обеспечения. Не отвечает по экономическим требованиям устойчивого развития АПК и ныне действующая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
На фоне незначительного роста производства сельскохозяйственной продукции в последние годы, составляющего 3-4%, необычайно высокой зависимости страны в продовольственном обеспечении населения, ныне необходим пересмотр концепции развития АПК и, прежде всего, сельского хозяйства на основе формирования качественно новой ресурсно-инновационной стратегии.
С учетом современных изменений в мировой экономики, конкурентной борьбы на рынках стратегия импорто-замещения должна основываться на рациональном использовании имеющегося в стране ресурсного потенциала (зем-
ли, животных, материально-технических, финансовых, трудовых ресурсах, достижений науки и передовой практики), активизации инновационных процессов с эффективными технологическими цепочками в процессах производства, транспортировки, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на внутренних и внешних рынках. Это вызывает необходимость смещения акцента в организации ведения агропромышленного производства от экстенсивных к интенсивным формам с решением проблем продовольственной безопасности. Суть данной стратегии - в воздействии науки и передового опыта на рациональное использование всего комплекса ресурсного потенциала.
Исследования показывают, что к наиболее важным аспектам решения проблем импортозамещения на основе формирования ресурсно-инновационной модели развития аграрного сектора экономики в современных условиях бизнеса следует отнести:
- корректировку внешнеторговых отношений, формирующих защиту отечественных товаропроизводителей через экономические инструменты регулирования;
- формирование необходимой материально-технической базы, ее модернизации на инновационной основе;
- государственную поддержку развития науки и техники, создание эффективных форм освоения инноваций;
- формирование эффективной финансово-кредитной политики и механизма экономических отношений, направленных на диверсификацию экономики;
- преодоление деградации трудовых ресурсов и территорий, формирование профессионального кадрового потенциала с рациональным его использованием при управлении.
В настоящее время наиболее острой проблемой на рынке, вызвавшей необходимость импортозамещения, является неоправданно высокая доля импорта продовольственных товаров, вызванная серьезными перекосами в нормативной базе. Создание льготных условий для импорта готовой продукции, низкие таможенные сборы для стран-экспортеров сузили для отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей внутренние возможности расширенного воспроизводства.
Импортируя продовольствие и обеспечивая им свыше одной трети объема внутреннего потребления населением продовольствия за счет разорительной продажи своих природных ресурсов, страна финансирует не отечественных, а зарубежных товаропроизводителей, способствуя тем самым захвату ими национального агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов, сохранению системных проблем в сельском хозяйстве. Многие годы ориентация на крупномасштабный импорт как основное средство решения продовольственной проблемы в стране наносит ущерб ее экономике и, прежде всего, базовым подотраслям сельского хозяйства, обрекая их на разрушение и деградацию. Миллиарды долларов, потраченные на закупку и обслуживание импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, - это, по существу нереализованные инвестиции в развитие национального агропромышленного комплекса, что не позволяет ему на равных конкурировать на отечественном и мировом агропродоволь-ственных рынках (3).
В результате принятия антикризисных мер в 2015 году в стране появляются условия для наращивания собственного производства. Отечественной продукцией можно заменить до 50% импорта, но делать это нужно в максимально короткие сроки. В противном случае потребление населением страны продуктов питания может еще более сократиться, хотя оно и так уже ниже рекомендуемых медицинских норм (4).
Основным фундаментом развития агропромышленного производства является формирование материально-технического потенциала, его модернизация, предусматривающая осуществление комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, техническое перевооружение отраслей. Игнорирование данной проблемы в развитии села за годы аграрной реформы привело к деиндустриализации, технической и технологической отсталости по сравнению с развитыми странами За 1990-2015 годы парк тракторов в сельскохозяйственных организациях уменьшился с 1365,6 до 233,6 тыс. шт. (в 5,8 раза), плугов - с 538,3 до 64,1 тыс. (в 8,4 раза), сеялок - с 673,9 до 93,6 тыс. (в 7,2 раза), комбайнов зерновых - с 370,8 до 61,4 тыс. шт. (в 6 раз). Катастрофическое снижение технической оснащенности произошло в орошаемом земледелии и животноводстве (табл. 1).
Таблица 1
Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях (на конец года, тыс. шт.)
1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2015 г. в % к 1990 г.
Тракторы 1365,6 746,7 480,3 310,3 233,6 17,1
Плуги тракторные 538,3 238,0 148,8 87,4 64,1 11,9
Культиваторы 602,7 260,1 175,5 119,8 93,2 15,4
Сеялки 673,9 314,8 218,9 134,0 93,6 14,0
Зерноуборочные комбайны 407,8 198,7 129,2 80,7 61,4 15,0
Кукурузоуборочные комбайны 9,6 4,4 2,2 1,1 0,8 8,3
Кормоуборочные комбайны 120,9 59,6 33,4 20,0 14,0 11,6
Картофелеуборочные комбайны 32,3 10,0 4,5 2,9 2,4 7,4
Свеклоуборочные машины 25,0 12,5 7,2 3,2 2,2 8,8
Дождевальные машины 79,4 19,2 8,6 5,4 5,9 7,4
Доильные установки 242,2 88,7 50,3 31,4 25,1 10,4
Анализ показывает, что на 50% успех сельскохозяйственного производства зависит от энерговооруженности. Надо иметь не менее трех лошадиных сил на гектар пашни, но сегодня мы имеем 1,68, т.е. в два раза меньше. Поэтому и не укладываемся в агротехнические сроки полевых работ. Колосовые зерновые надо убирать 7-8 дней, ни на день больше. А мы убираем 20 дней, целый месяц, полтора месяца и под снег посевы пускаем. То же касается и других ра-
бот. В результате нарушения оптимальных агротехнических сроков в нашей стране ежегодные потери составляют 1520 млн. т зерна, миллионы тонн картофеля и овощей (5).
В настоящее время по обеспеченности тракторами в расчете на 100 га пашни Россия отстает от Англии в 4 раза, от Германии в 3,7 раза, от США в 2,8 раза, от Канады в 3 раза, от Белоруссии в 2,6 раза. Аналогичное положение наблюдается и в отношении других машин и оборудования.
Снижение технической оснащенности - ключевого фактора развития сельского хозяйства - привело к резкому ухудшению использования земельных угодий, нарушению сроков проведения полевых работ, снижению производительности труда. За 1990-2014 годы выведено из оборота 38,4 млн. га пашни (что сопоставимо с посевной площадью Германии, Италии и Франции вместе взятых), которая заросла бурьяном и мелколесьем. За эти годы посевная площадь сельскохозяйственных культур уменьшилась в 1,5 раза, в том числе зерновых культур - в 1,3, картофеля и овощей - в 1,4, кормовых культур - в 2,6 раза (табл. 2).
Таблица 2
Динамика посевных площадей сельскохозяйственных культур в России (в хозяйствах всех категорий, тыс. га.) (1)
Посевные площади 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2015 г. в % к 1990 г.
Вся посевная площадь 117 705 84 670 75 837 75 188 79 319 67,4
Зерновые и зернобобовые культуры 63 068 45 585 43 593 43 194 46 642 73,9
в т.ч. пшеница 24 244 23 205 25 343 26 613 26 830 110,6
Технические культуры 6111 6458 7615 10 900 12 709 207,9
в т.ч. подсолнечник 2739 4643 5568 7153 7005 255,7
Картофель и овощебахчевые 3966 3728 3109 3022 2993 75,5
в том числе картофель 3124 2834 2277 2212 2128 68,1
Кормовые культуры 44 559 28 899 21 610 18 071 16 974 38,1
Стратегия ведения земледелия, основанная на комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, должна строиться на базе оптимизации пропорций развития растениеводства и животноводства, их интеграции, которые грубо нарушены в пореформенные годы. Во многом это связано с лоббированием крупных монополий, занимающихся экспортом зерна с целью получения сверхприбыли. Сегодня экспорт зерна (при недостаточном его выделении для животноводства) идет на фоне небывалого за всю историю спада поголовья скота и птицы. В 2015 г. по сравнению с 1990 г. поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 3 раза, свиней в 1,8, овец и коз в 2,3, птицы в 1,3 раза (табл. 3).
Таблица 3
Поголовье скота и птицы на конец года в России (в хозяйствах всех категорий, млн. голов) (1)
1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2015 г. в % к 1990 г.
Крупный рогатый скот 57,0 27,5 21,6 20,0 19,0 30,0
в т.ч. коровы 20,5 12,5 9,5 8,8 8,4 40,9
Свиньи 38,3 15,8 13,8 17,2 21,5 56,1
Овцы и козы 58,2 15,0 18,6 21,8 24,9 42,8
Птица 660,0 340,7 357,5 449,3 492,5 74,6
В 2015 году поголовье крупного рогатого скота опустилось до уровня 1923 года, свиней - до 1957 года, овец и коз - до 1935 года, что привело к резкому увеличению сезонности сельскохозяйственного труда и безработице (в настоящее время каждый третий трудоспособный сельский житель - безработный).
Вывод сельскохозяйственных угодий из оборота, обвальное сокращение поголовья скота и птицы, деиндустриализация, перекосы в экономических отношениях, снижение уровня инновационной и инвестиционной активности привели к спаду производства. За 1990-2015 годы производство зерна снизилось на 10,2%, мяса всех видов - на 39,1, молока - на 45,5, яиц - на 10,5, шерсти - на 75,3%.(табл. 4). В целом производство валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах за годы аграрной реформы составило 92,6% к уровню 1990 году, а объемы ее оказались на уровне более чем 40-летней давности.
Таблица 4
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в России (в хозяйствах всех категорий) (1)
1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2015 г. в % к 1990 г.
Зерно, млн. т. 116,7 65,5 77,8 61,0 104,8 89,8
Мясо (в живой массе), млн. т. 15,6 7,0 7,7 10,5 9,5 60,9
Молоко, млн. т. 55,7 32,3 31,1 31,8 30,9 55,5
Яйцо, млрд. шт. 47,5 34,1 37,1 40,6 42,5 89,5
Шерсть, тыс. т. 226,7 40,3 49,0 53,5 56,0 24,7
Валовая продукция в сопоставимых ценах, в % к 1990 г. 100,0 60,7 68,1 71,8 92,6
Важным фактором интенсификации является развитие науки и техники и активизация инновационных и инвестиционных процессов. Сегодня проблема импортозамещения заключается в повышении уровня конкурентоспособности производства. Новые долговременные системные внешние вызовы, проблемы в финансово-кредитной системе, борьба на продовольственном рынке являются теми условиями, в которых в ближайшие годы будет происходить реализация сценария, связанного с обеспечением продовольственной безопасности страны. Такая ситуация для России складывается на фоне того, что в развитых странах все в большей степени формируются новые поколения технологических укладов, связанные с развитием научно-технического прогресса по многим направлениям ведения агропромышленного производства. В этих условиях решение проблемы импортозамещения должно основываться на использовании ресурсно-инновационной модели развития АПК на всех стадиях производственно-экономической цепочки в опоре на полноценную нормативную базу, достаточное финансирование, обеспечивающее интенсификацию производства. Эта модель объединяет ресурсы и инновации, раскрывая возможности тех и других, обеспечивая мультипликационный эффект.
Наиболее важным экономическим условием эффективной инновационной политики является ресурсная, техническая и технологическая обеспеченность развития научно-технического процесса. При этом стабильное и полное финансирование является основой эффективного функционирования инновационной сферы. С этим непосредственно связана деятельность научных учреждений и их экспериментальной базы (6).
Сложившийся негативный груз экономических, технических, технологических и социальных проблем в АПК требует принципиально новых подходов к активизации инновационных процессов. Нужна новая модель использования достижений науки и техники, основанная на системном подходе к рациональному использованию природного, производственного, научно-технического, экономического и кадрового потенциала. Инновационная риторика должна подкрепляться масштабными и эффективными структурными преобразованиями, основанными на укреплении материально-технической базы товаропроизводителей, ее модернизации, синергетическом взаимодействии институциональной среды, инноваций, производственной и социальной инфраструктуры.
В стране имеется достаточно высокий научный потенциал, сосредоточенный в научно-исследовательских учреждениях Федерального агентства научных организаций (ФАНО), Российской академии наук и высших учебных заведениях Министерства сельского хозяйства России. Его рациональное использование является ключевым фактором интенсификации, повышения производительности труда, конкурентоспособности производства и импортозамещения.
За последние годы в научных учреждениях создано более 300 высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, 295 новых и усовершенствованных технологий и другой научно-технической продукции. Несмотря на это имеющийся научный потенциал используется крайне ограниченно. В настоящее время уровень внедрения научных разработок не превышает 5-7% от имеющегося научного потенциала. В дореформенные годы он составлял 55-60%. Анализ показывает, что наиболее полное использование результатов исследований в виде новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород и линий животных и птицы, средств механизации и автоматизации, организации труда и управления сегодня обеспечивало бы увеличение производства сельскохозяйственной продукции на 25-30%.
Ныне важно не только сохранить, но и повысить уровень научных исследований с учетом использования многолетнего опыта Россельхозакадемии, Целью таких преобразований должна стать не ломка старого прогрессивного, а создание нового на базе опыта и переоценки старого в целях ускорения научно-технического прогресса. В центре внимания должен стоять не чиновник, а ученый, создающий научно-техническую продукцию. Ему необходимо создать требуемые условия для творческой работы, а также обеспечить достойную зарплату.
Следует отказаться от остаточного принципа государственного финансирования научных исследований. Нужно обеспечить реализацию положения о том, что на проведение исследований и разработок должно направляться не менее 4% от расходной части бюджета, как это принято федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Важна более эффективная поддержка научных организаций при ведении ими исследований по прорывным направлениям.
Основная роль в развитии механизма внедрения инноваций должна принадлежать Министерству сельского хозяйства РФ и его органам в регионах. Непосредственная деятельность по реализации инноваций осуществляется руководителями и специалистами, фермерами, другими участниками бизнеса. Они должны не только планировать, но и организовывать работу производственных подразделений, подбирать непосредственных исполнителей, обучать их технике, технологии и организации производства, контролировать ход выполнения инновационных мероприятий. Успешное освоение достижений научно-технического прогресса во многом зависит от того, насколько плодотворна связь ученых с руководителями и специалистами, соединяющих науку с производством.
Исследования указывают на необходимость корректировки финансово- кредитной политики, направленной на диверсификацию экономики товаропроизводителей. В настоящее время подавляющее большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей не в состоянии вести не только расширенное, но и простое воспроизводство, что приводит к существенному спаду инвестиционной активности, снижению уровня технической оснащенности. Общая суммарная кредиторская задолженность сегодня достигла критического уровня (свыше 2 трлн. рублей), в 1,3 раза превысив денежную выручку от реализации всей продукции. Около 30% убыточных и более 50% сельскохозяйственных организаций не имело доступа к кредитам.
Непомерно высокая стоимость кредитных ресурсов, достигших 20-24% годовых сдерживает инвестиционные процессы. Расчеты показывают, что для ведения расширенного воспроизводства ставки по кредитам не должны превышать 3-5%. Надо провести реструктуризацию долгов, и в первую очередь их списание по просроченной задолженности. Это обеспечит частичную компенсацию потерь финансовых ресурсов, обусловленных рыночной стихией и спекуляциями.
Настоятельно требуется переход к экономически обоснованной государственной поддержке. Уровень субсидирования сельского хозяйства на 1 га пашни в 2015 году в России составил 10 долл. США, тогда как в странах Евросоюза - 300 долл., а в Японии - 475. Выделенные средства поддержки села из бюджета в сумме 235 млрд. рублей на 2016 год недостаточны, их объем должен быть увеличен не менее чем в 5-6 раз. Необходима корректировка ценовых отношений, механизмов закупочных и товарных интервенций, налогового стимулирования инновационного бизнеса, повышение доли страховых возмещений до 80% от собранной страховой премии.
Особое внимание должно быть уделено предотвращению деградации трудовых ресурсов и социальной сферы сельских территорий, формированию профессионального кадрового потенциала. О тревожном состоянии трудовых ресурсов в деревне свидетельствуют данные Росстата по миграции работников. Если в 1990 году в сельскохозяйственном производстве было занято 9,9 млн. человек, то в 2015 году их число уменьшилось до 6,3 млн. или на 36,4%. У работников села самая низкая номинальная заработная плата, составляющая лишь 53,6% от общероссийской. За эти годы в сельской местности исчезло 16 тысяч деревень. Здесь на порядок более высокая смертность по сравнению с городом. Деревне нужны больницы, детские сады и ясли, школы, дороги, которых крайне недостаточно. Несмотря на это ресурсное обеспечение Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года» в 2015-2017 годах сокращается с 104 до 48 млрд. рублей.
Таким образом, ресурсно-инновационная модель импортозамещения должна базироваться на системном подходе и основываться на решении проблем развития агропромышленного производства и на защите отечественных товаропроизводителей от экспансии продовольственных товаров зарубежных стран. Ускоренный переход сельского хозяйства к данной парадигме с использованием эффективных экономическими инструментов, технических и технологических укладов - основа решения задач обеспечения продовольственной и национальной безопасности страны.
О потенциальных возможностях решения задач импортозамещения свидетельствует практика восстановления сельского хозяйства СССР после Великой отечественной войны, в ходе которой фашистской Германией огромная территория страны была разрушена, сожжено более 70 тысяч сел, уничтожено 2,9 тысяч МТС. Несмотря на это в Советском Союзе за 5 лет (1946-1950 годы) были восстановлены объемы производства до уровня 1940 года. Впоследствии была коренным образом переоснащена материально-техническая база, освоено 16,3 млн. га целинных и залежных земель. Среднегодовое производство продукции растениеводства и животноводства составляло 9,8% от ВВП. Страна по уровню потребления продуктов питания на душу населения вышла на 7 место в мире. За годы же аграрной реформы (1992-2015 годы) производство сельскохозяйственной продукции снизилось до уровня более чем 40-летней давности.
Согласно экспертным оценкам, преодолеть депрессивный характер состояния агропромышленного производства и обеспечить решение задач по импортозамещению невозможно без кардинального изменения аграрной политики, без перехода на ресурсно-инновационную модель развития. В этой связи необходимо:
• на первом этапе - корректировка в 2017-2018 годах ныне действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции с доведением финансовой поддержки села не менее чем до 850-900 млрд. рублей.
• на втором этапе - разработка качественно новой Программы восстановления и развития агропромышленного комплекса до 2025 года на базе новой стратегии использования ресурсно-инновационного потенциала с акцентом на импортозамещение при повышении объемов финансовой поддержки до уровня стран Европейского союза.
В соответствии с методологией целевого планирования и управления Программа должна четко определять цели ресурсно-инновационной модели, задачи модернизации производства с указанием сроков выполнения мероприятий по антикризисному управлению с ускорением импортозамещения и предусматривать корректировку законодательной базы; изменение механизма экономических отношений; необходимое выделение финансовых ресурсов; устранение диспропорций в развитии отраслей. Иначе вместо действенной программы мы получим очередные риторические заявления об успехах в сельском хозяйстве и возможностях России накормить половину мирового населения.
Список литературы
1. Статистические материалы ЦСУ СССР и Росстата за 1970-2015 годы.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
3. Алтухов А.И. Необходимость новой государственной аграрной политики в контексте продовольственной независимости страны // Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации. - М.: ВИАПИ им. А.А.Никонова, 2015. - С. 13-19.
4. Долгушкин Н.К. Оптимизация размещения агропромышленного производства как один из путей решения проблемы импорто-замещения //Актуальная политика России в условиях международной и региональной интеграции. - М.: ВНИИЭСХ, 2015. -Ч. 2. - С .74-75.
5. Ежевский А.А. Пора переплавить колокола // Советская Россия. - М., 2014. - 23 октября. - С. 1-2.
6. Миронова Н.Н. Особенности инновационных процессов в АПК // Вестник Национального института бизнеса. - М., 2014. -№ 21. - С. 81-87.
7. Ушачев И.Г. Научные проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала в агропромышленном комплексе // Импортозамещение в АПК: проблемы и перспективы. - М.: ВНИИЭСХ, 2015. - С. 14-37.
8. Шутьков А.А. Продовольственная безопасность: теория, политика и практика. - М.: НИБ. - 475 с.
9. Шутьков А.А. Новый вектор российской аграрной политики - импортозамещение // АПК: экономика, управление. - М., 2015. -№ 4. - С.15.
10. Шутьков А.А., Шутьков С.А. Парадигма активизации инновационных процессов в условиях глобализации экономики // Экономика сельского хозяйства России. - М., 2016. - № 8. - С. 2-9.